Прогулка

  • Научно-исследовательская работа
  • doc
  • 23.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: формировать представления об изменениях в природе (день стал короче, ночь длиннее); учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях; воспитывать любовь к природе. Ход наблюдения Миновало лето, Осень наступила. На полях и в рощах Пусто и уныло. Птички улетели, Стали дни короче. Солнышка не видно, Темны-темны ночи. Воспитатель загадывает детям загадки. • Висят на ветке золотые монетки. (Осенние листья.) • На потолке, в уголке висит сито — не руками свито. (Паутина.) • Без рук, а холст ткет. (Паук.) Воспитатель рассказывает детям о приметах. Сентябрь — зоревник, хмурень; холодник и холодень-батюшка сентябрь, да кормить горазд, зовут его «запевалой осени» и «злато-цветником»; травы в лугах, полях, лесах высыхают, желтеют, и стано¬вится золотистой листва деревьев и кустарников. Сентябрь — первый осенний месяц. В начале месяца выдаются еще теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ней скво¬зят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, летают серебряные нити паутины. Такие дни называют «бабьим ле¬том». Воспитатель задает детям вопросы. • Почему сентябрь называют «златоцветником»? • Какие дни сентября называют «бабьим летом»? • Какие знаете признаки «бабьего лета»?Цели: формировать представления об изменениях в природе (день стал короче, ночь длиннее); учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях; воспитывать любовь к природе. Ход наблюдения Миновало лето, Осень наступила. На полях и в рощах Пусто и уныло. Птички улетели, Стали дни короче. Солнышка не видно, Темны-темны ночи. Воспитатель загадывает детям загадки. • Висят на ветке золотые монетки. (Осенние листья.) • На потолке, в уголке висит сито — не руками свито. (Паутина.) • Без рук, а холст ткет. (Паук.) Воспитатель рассказывает детям о приметах. Сентябрь — зоревник, хмурень; холодник и холодень-батюшка сентябрь, да кормить горазд, зовут его «запевалой осени» и «злато-цветником»; травы в лугах, полях, лесах высыхают, желтеют, и стано¬вится золотистой листва деревьев и кустарников. Сентябрь — первый осенний месяц. В начале месяца выдаются еще теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ней скво¬зят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, летают серебряные нити паутины. Такие дни называют «бабьим ле¬том». Воспитатель задает детям вопросы. • Почему сентябрь называют «златоцветником»? • Какие дни сентября называют «бабьим летом»? • Какие знаете признаки «бабьего лета»?
Иконка файла материала прогулка 3-5 лет.doc
Пояснительная записка В связи с новыми требованиями ГОСО к уровню развития детей процесс воспитания, обучения и образования должен носить интеграционный характер. Не   только   через   организованную   учебную   деятельность   ребенок   познает окружающий мир, но и особую важность приобретает расширение детского кругозора в повседневных режимных моментах.  Содержание   современной   программы   «Зерек   бала»   и   методических рекомендаций к ней «заказывают» практическое содержание инновационных подходов к педагогической деятельности в дошкольных организациях. В связи с   этим   возникла   необходимость   разработать   методическое   обеспечение различных сфер деятельности дошкольника (познание, игра, общение, труд). Все эти компоненты идеально могут быть представлены во время пребывания детей   на   прогулке.   Здесь   таятся   неисчерпаемые   возможности   для деятельностного подхода к развитию ребенка.  Поэтому   целью   предлагаемых   методических   рекомендаций   по организации и проведению прогулок­исследований с детьми 3­5 лет является формирование   исследовательской   деятельности,   развитие   познавательных способностей, умения осознанно и самостоятельно, творчески осваивать (и конструировать)   новые   способы   деятельности   в   процессе   ознакомления   с социальной действительностью. Актуальными задачами методических рекомендаций стали: 1. Содействие   полноценному   физическому,   психическому   и интеллектуальному   развитию   детей,   обеспечение   возможностей безопасного   и   эмоционально­насыщенного   проживания   малыша   в окружающей среде. 2. Формирование у детей целостной картины окружающего мира. 3. Оптимизация   инновационных   средств   и   методов   для индивидуального роста и развития девочки и мальчика. 24. Развитие навыков осознанного и позитивного поведения у детей в процессе коллективной деятельности. 5. Воспитание   с   элементарными экологическими представлениями, способствующими формированию   личности   дошкольника гуманного отношения к природе. Одним   из   значимых   условий   воспитания   здоровых   детей   являются прогулки.   Закаливающее   действие   колебания   температур,   свежий   воздух, общение   с   природой   –   все   это   благотворно   сказывается   на   растущем организме, укрепляет физическое и психическое состояние ребенка. К тому же,   организация   деятельности   на   прогулке   направлена   на   формирование компетентностей ребенка:  здоровьесберегающая   компетентность   позволит   овладеть двигательными навыками и заботиться о своем физическом здоровье;  коммуникативно­языковая   компетентность   позволит   использовать разнообразные средства устной коммуникации для налаживания отношений и взаимодействия;  познавательная   компетентность     позволит   экспериментировать, устанавливать причинно­следственные связи;  социальная компетентность – включаться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми. Основываясь на современную классификацию прогулок (по мнению авторов —   Долговой   Т.Л.,     Кравченко   И.В.,   Улановой   Л.А.)   можно   выделить несколько  ее    видов:  прогулка – наблюдение  за сезонными изменениями  в природе;  прогулка   –   задание,   имеющая   цель   поздравить   товарищей   или взрослых с праздником;  прогулка   –   задача,   направленная   на   решение   какой­нибудь практической задачи; 3 прогулка – поиск, во время которой дети получают задание отыскать, например природный материал для поделок, гербария;  прогулка – поход на внимание, выносливость;  прогулка   –   фантазия  должна   предоставить   возможность   сделать зарисовку, придумать сказку;  прогулка­показ  ставит   перед   педагогом   задачи   познакомить   и показать местные достопримечательности, различные объекты. Исходя   из   наработанного   педагогического   опыта,   наиболее   удачной формой   погружения   ребенка   в   окружающую   действительность   является прогулка – исследование. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи ­ и   я запомню, дай  попробовать ­ и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда   малыш   слышит,   видит,   делает   сам.   Ребенок   по   природе   своей исследователь.   Неутомимая   жажда   новых   впечатлений,   любознательность, постоянное   стремление   наблюдать   и   экспериментировать,   самостоятельно искать  новую  информацию  традиционно  рассматривается  в  педагогике  как важнейшие черты детского поведения. (Н.Н. Поддьяков) Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Методические   рекомендации,   предлагаемые   вашему   вниманию, посвящены   одной   из   серьезных   проблем   всестороннего   гармонического развития и воспитания детей 3­5 лет через погружение в развивающую среду (природную, социальную) с помощью прогулки­исследования. Непременным   условием   успешного   развития   детей   в   процессе пребывания   на   участие   детского   сада   является   одновременное   сочетание необходимых структурных компонентов:  насыщение билингвальным компонентом речевой деятельности; 4 разнообразная поисковая (экспериментальная) деятельность;  дидактические задания;  трудовые действия;  подвижные игры и игровые упражнения;  самостоятельная познавательная деятельность Каждая часть прогулки отражена в метафоре: «Біз сөйлейміз» ­      «Мы говорим».  Эта часть позволит  педагогам использовать на прогулке лексический минимум по конкретной теме. «Почемучка».  С   ее   помощью   воспитатели   смогут   развивать исследовательскую,   поисковую   активность   детей.   Именно   она   порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. «Читай­ка».  Включает   в   себя   стихотворения   и   загадки   по конкретной   теме.   Позволит   педагогам   сберечь   свое   время   при   подборе художественного слова. «Узнавай­ка». Содержит в себе игровой комплекс, который поможет дошкольным специалистам работать не только над развитием речи детей, но и формировать у них мышление, мыслительные операции. «Развивай­ка».  Предлагает комплексы пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики руки ребенка. «Умей­ка».  Данная   часть   прогулок   содействует   трудовому   и физическому развитию детей. «Играй­ка». Содержит материал (в виде п/игр) для формирования у детей   положительного   отношения   к   собственному   здоровью,   для   развития двигательной активности. Разработанная   нами   методика   организации   прогулок­исследований, позволит   системно     достичь   эффективных   результатов   в   формировании   у 5ребенка целостной картины окружающего мира, способов интеллектуальной деятельности, ценностных ориентаций. В   пособии   подобран   материал   для   исследований,   который   доступно смогут освоить дети 3­5 лет в рамках каждого из сезонов года. Заслуживает внимания   наличие   в   содержании   прогулок   –   исследований   билингвального компонента, который поможет педагогом ненавязчиво формировать языковой базис, а детям с интересом погрузится в языковое пространство. Представлен материал,   позволяющий   включить   детей   в   посильные   для   них   трудовые действия. Здесь же можно найти ответы на многочисленные вопросы молодых дошкольных специалистов, о   повышение двигательной активности детей в разные   периоды   года,   упражнения   для   стимулирования   индивидуального психического   развития.   Включены   задания   на   развитие   мелкой   моторики руки, игры, развивающие речь детей и позволяющие научиться детям думать заинтересует   большой   методический, системно.   Воспитателей   художественный   материал   в   виде   стихотворений,   примет,   народного календаря. Постоянное повышение педагогического мастерства через расширение энциклопедических знаний, творчество и фантазия, любовь к детям сделают вашу прогулку – исследование удивительной и неповторимой. 67Сезон Месяц I неделя н Сентябрь «Травушка­муравушка» о з е с   й и н н е с О Октябрь «Листья сыплются дождем…» или нет?» Ноябрь «Туча небо кроет, солнце не «Ветер, ветер, ты блестит…» могуч…» Тематический план прогулок­исследований II неделя «Что нам осень подарила?» III неделя IV неделя Всего «Смотрит солнышко в окошко…» «Дерево – это живое» «Кусты ­ растения «Барабанит дождь по «Мой сад с каждым днем н Декабрь «Смелая снежинка» о з е с   й и н м и З н о з е с   й и н н е с е В н о з е с   й и н т е Л Январь Февраль Март Апрель «Мороз и солнце – день чудесный» «Не идет и не едется, потому что гололедица…» «Сугробы тают под нашими ногами» «Идет апрель, звенит капель…» Май «Лес одевается листвою…» Июнь Июль «Облака – белогривые лошадки» «Зеленый ковер» Август «Песок и почва» крыше» «Птичка, птичка, невеличка…» увядает» «Это выпал первый снег…» «Остаются ли следы «Почему нам тепло на «Почему скрипит на снегу?» «Художник – невидимка» «Дуют ветры в феврале…» «Зачем нужно неживое?» «Веселые ручьи…» «Я нашла в траве жука…» улице?» «Выбегай поскорей, посмотри на снегирей…» снежок?» «Мы слепили снежный ком…» «Где чей след?» «Разные повадки птиц» «Весна в окно стучится…» «Я давно весну ждала, у меня свои дела…» «Возвращаются скворцы, наши старые жильцы» «Доверчивые первенцы весны…» «Солнышки на траве…» «Солнышко лучистое» 12 12 12 «Радуга – дуга» «Живое – неживое» «Добрый день, ромашка!» «Не ленись, моя лопатка» «Он рассыпчатый такой!» «Божья коровка, улети на небо…» «Ветерок гулял по небу…» «Водица, водица…» 12 «Нарядные сестрички…» 8Условные обозначения:   «Біз сөйлейміз» «Почемучка»   «Читай­ка»        «Узнавай­ка» «Развивай­ка» «Умей­ка» «Играй­ ка» 9ОСЕНЬ Содержание прогулки ­исследования Тема: «Травушка­муравушка». Цель: Формирование элементарной процессе исследовательской деятельности.   системы   знаний   о   живой   природе   в Задачи:  1) Познакомить   с   представителями   растительного   мира   –   травой   (внешними признаками, яркими характерными особенностями). 2) Развивать навыки детского экспериментирования. Дидактический материал Біз сөйлейміз   Рекомендации:   педагогам   необходимо   использовать языковой материал для неосознанного скрытого усвоения речевых средств в различных ситуациях общения, в том числе и на прогулке­исследовании. Келді күз. Сөнай бер, Қарай бер, Бояуы – жүз, Келді күз. (Е. Ерботин) Бұлттар төніп, Жерге шөгіп, Дымқыл тұман басады. Шөп сарғайып, Өні тайып, Дала сұры қашады. (Ш. Ахметов) Шөп ­ трава  Жасыл ­ зеленая  Сабақ ­ стебель  Жапырақтар ­ листочки  Тамыр ­ Корни  Айнаса жасыл ­ вокруг яркая зелень.  Почемучка Обратить внимание  детей  на то, что растет под ногами.  Травка.  Ее много. Она зеленого   цвета.   Рассмотреть   с   корешком.   Что   это?   (стебелек,   листочки,   корешки). Предложить обратить внимание, как травка растет?Какой стебель: толстый или тонкий? 10Что еще есть у травинки? (листочки). Смотрят на траву: листики видны, стебельки видны, а почему не видно корешков? (Корешки держат травку в земле. Травка не падает. Корешки кормят травку). Спросить, как нужно относиться к траве (не рвать, не топтать). Закрепить понятия «цвет», «высота», «длина». Предложить провести ладошкой по траве – она мягкая.  Читай­ка Рекомендации:   используя   стихотворения,   необходимо подключать к слуховой памяти моторную и мышечную память. Если у детей есть желание, стихи, в которых много действий или диалогов, можно драматизировать. Я по травке на лугу В белых тапочках бегу. А трава хорошая! Ну­ка, тапки сброшу я. Ой, трава щекочется –  Мне смеятся хочется! (О.Бедарев) Посмотри, растет травишка! Выпрямляй стройно спинку! Кашу ест столовой ложкой, Тянет к солнышку ладошки! Выше, выше, дальше, дальше, Выспалось под снегом раньше! Надо ей скорей расти,  Солнышко, свети, свети! И листочки, и бутончик: Стала травочка цыеточки.                           (С.Орлов) На черном полотне Зеленый узор. (Трава) Весною зеленеет, Осенью желтеет. (Трава) 11Узнавай­ка        Рекомендации:   дидактический   материал   данного   раздела поможет   педагогам   формировать   определенные   предпосылки,   способствующие саморазвитию   детского   мышления   в   ситуациях   экспериментирования.   Использование дидактических игр и упражнений не должно приводить к переутомлению детей.  Д/и «Раньше ­ позже» Педагог называет какую­либо ситуацию, что было до этого или, что будет позже. Можно использовать моделирование этих ситуаций действиями.  Д   \и   «Вершки   и   кореки»   ­   дети   рассказывают   о   строении   растения предложенного воспитателем. Цель – повторить строение растений. Развивай­ка Рекомендации:   познавательное   развитие   тесно   связано   с речедеятельностью   детей.   Формирование   речевых   областей   совершается   под влиянием  кинестетических  импульсов  от рук, а точнее от пальцев. Поэтому педагогам желательно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, что возможно с помощью пальчиковой гимнастики. «Выложи узор» ­ выложить узор из травинок. Умей­ка Рекомендации:   не   все   трудовые   поручения   можно предусмотреть заранее, они вытекают из необходимости каждого дня, определенной темы исследований.   Очистить маленкими граблями участок от сухой травы. Перепрыгнуть через «нарисованную» на траве дорожку (прыжки с меса на 2х ногах). Играй­ка П/и «Стадо».   Цель – научиться реагировать на сигнал. Ход игры. Выбирают «пастуха» и «волка» («волк» в середине площадки). «Овцы» зовут «пастуха»: «Пастушок, пастушок, Заиграй в рожок! Трава мягкая, Роса сладкая. 12Гони стадо в поля, Погулять на воле!» По   сигналу   «пастуха»   «Волк!»   овцы   бегут   в   дом   на   противоположную   сторону площадки.  П/и «Лиса и зайчик» Дети стоят в кругу. Двум из них, стоящим напротив, дают игрушки: одному – лису, другому   –   зайца.   По   сигналу   дети   начинают   передовать   эти   игрушки   по   кругу.   Заяц «убегает», а лиса его «догоняет». Тема: «Что нам осень подарила?» Цель: Формирование понимания взаимозависимости между природой  человеком. Задачи: 1) 2) 3) Закрепить знания детей о признаках осени. Развивать навыки исследовательской деятельности. Воспитывать позитивные чувства к природе. Дидактический материал Рекомендации: используя билингвальный компонент в  исследовательской деятельности, педагогам следует постепенно усложнять свою   сөйлейміз речь и речедеятельность детей (сначала называть отдельные слова, включать их в контекст,  произносить их отчетливо, медленно, затем составлять словосочетания и предложения). Біз    Сонай бер, Қарай бер, Бояуы – жүз, Келді күз! Көкөністер – овощи Женістер ­ фрукты Гүлдер – цветы Жендіктер – ягоды Көкіністер жүйекте өседі – овощи растут на грядке Мынау не? – Это что? Почемучка Воспитатель обращает внимание детей на наступившее время года – осень.  Предложить посмотреть вокруг и сказать, что нам подарила осень. (Солнышко,  небо, облака, листья, цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы и многое другое). Назвать  плоды, уточнить их величину, цвет. Сравнить размеры ягод, листьев, цветов. 13Спросить детей, на что похожи облака, солнце, листья. Уточнить запах и вкус  фруктов. Рассмотреть заранее приготовленный гриб, его строение. Обследовать его  (гладкий, хрупкий).  Дать информацию, кто из лесных жителей лакомится грибами, кто заготавливает их  на зиму. Предложить угоститься яблочком. Читай­ка Рекомендации: для детей данного возраста характерна  тяга к ритмически организованному складу речи, звучным рифмам, поэтому они с  удовольствием будут слушать стихи. Если детям просто слушать трудно, то используйте  значимые и привлекательные для них мотивировки. Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень! Хорошо, что ты пришла. У тебя, Осень, спросили: «Что в подарок принесла?» (Е. Благинина) Осень скверы украшает Разноцветною листвой. Осень кормит урожаем Птиц, зверей и нас с тобой … (Т. Бокова) «Огородный урожай» У томата толстяка Аппетитные бока. Скушать его, что ли, Просто так, без соли? О капусте мы забыли, Вот беда, вот беда: Мы капусту полюбили Навсегда, навсегда. Под землей растет он летом, Ну, а кормит круглый год. Господин картофель это И всегда ему почет. Я всегда немного жгучий, Но не злой и не вонючий. От простуды, между прочим Словно щит, надежный очень. (А. Багдарин) «Грибные прятки» Спят опятки, сдвинув пятки, На пеньке трухлявом в ряд. С грибником играют в прятки, Отыщи хоть пять опят! Пусть грибник ужасно ловок, Осень зорок. Ну и пусть. 14Пусть отыщет без уловок, Где в траве зарылся груздь. У волнушки на макушке С рыжиною завитушки. Скромно спрятались за кочкой, Скрыв макушку под листочком. (М. Придворов) А вот стоят еще колосья Богата урожаем осень… (П. Лященко) Одарила гостья – Осень Урожаями плодов, Моросящими дождями, Кузовком лесных грибов. Само с кулачок, Круглый бочок. Тронешь пальцем – гладко, А откусишь – сладко. (Яблоко) Бела, рассыпчата, вкусна И на столе всегда она. (Картошка) Сам алый, сахарный, Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз) Желтая курица Под тыном дуется. (Тыква) Летом вырастают, Осенью опадают. (Листья) Сидит Ермашка, На одной ножке, На нем сто одежек И все без застежек. (Капуста) Узнавай­ка         Рекомендации: Поддержка педагогами  исследовательского поведения детей позволит в дальнейшем не только развивать  интерес к окружающей действительности, но и доставить ребенку радость открытия.  Используя дидактические задания стремиться к тому, чтобы дети получали возможность  правильно воспринимать и понимать информацию, переданную им посредством слова.  д/и «Назови одним словом» ­ подобрать обобщающие слова к предложенным  примерам. Цель – закрепить обобщающие слова: «овощи», «грибы», «фрукты», «цветы».  д/и «Теремок» ­ у детей в руках различные предметные картинки (или  муляжи). Воспитатель сидит в «теремке». Каждый, кто приходит в «теремок», может туда  попасть, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего, чем отличается от  15него. («Тук­тук. Кто в теремочке живет? – Это я, картошка». А ты кто? – Я – огурец.  Пусти меня. – Пущу, если скажешь, чем мы с тобой похожи…»)  Цель – формировать умения сравнивать. Развивай­ка Рекомендации: ребенок, имеющий высокий уровень развития  мелкой моторики, умеет логически рассуждать,  у него достаточно развиты память,  внимание, связная речь, что будет способствовать развитию исследовательской  деятельности. Пальчиковые игры и упражнения помогут педагогам создать благоприятный  эмоциональный фон на прогулке. Загибают по одному пальчику         Хлопок         Загибают по одному пальчику «Игры с песком» ­ «печем пироги с морковкой, картошкой» п/гимнастика  «Хозяйка однажды с базара пришла…»   Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, капусту, морковку, горох, Петрушку и свеклу. Ох! Вот овощи спор завели на столе –  Что лучше, вкусней и нужней на земле? Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка или свекла? Ох! Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала Картошку, капусту, морковку, горох, Петрушку и свеклу, ох! Накрытые крышкой в душном горшке      Ладони складывают крест­накрест Кипели, кипели в крутом кипятке Картошка, капуста, морковь и горох, Петрушка и свекла. Ох! И суп овощной оказался неплох! (Ю. Тувим) Рекомендации: выполнение трудовых заданий позволят детям  Загибают по одному пальчику         Хлопок         Едят суп.          Хлопок          Загибают по одному пальчику Умей­ка продолжать развивать исследовательское поведение. Педагогу следует  формировать мотивы трудовой деятельности.   Собрать красивые листья и цветы. Засушить для поделок. Бег змейкой, друг за другом. Играй­ка  п/и «У медведя во бору» Цель – научить действовать согласно словам текста, развить быстроту и  ловкость. Ход игры – дети подходят к «спящему медведю» со словами: У медведя во бору Грибы, ягоды беру! А медведь постыл, На пне застыл! На последние слова убегают от медведя.  Цель – развить координацию слов с движениями, работать над типом и ритмом речи. Как­то вечером на грядке        Дети идут по кругу, Поиграть решили в прятки, Но сначала встали в круг.        круга – водящий с завязанными глазами взявшись за руки, в центре п/и «Овощи» 16Рассчитались четко тут же:     Останавливаются, крутят водящего Раз, два, три, четыре, пять. Прячься лучше, прячься глубже, Ну а ты иди искать.                  Водящий ищет Разбегаются, приседают, (В. Волина) п/и «Осень спросили»  Считалкой выбирают Осень и Дождик. Дождик прячется, а осень выходит на середину круга. Дети идут по кругу и поют: ­ «Здравствуй, осень! Здравствуй осень!» Хорошо, что ты пришла, У тебя мы, осень спросим, «Что в подарок принесла?» ­ «Принесла  я вам муки» ­ Осень ­ «Значит, будут пирожки?»  ­ дети хором ­ «Принесла вам гречки» ­ «Каша будет в печке». ­ «Принесла вам овощей». ­ «И для каши и для щей». ­ «Рады ли вы грушам?» ­ «Мы их впрок насушим». Дети:    ­ «Ты и яблок, ты и меду, Ты и хлеба принесла. А хорошую погоду Нам в подарок припасла?» Осень: ­ «Дождику вы рады?» Дети: ­ «Не хотим, не надо» ­ в рассыпную Осень: ­ «Кто под дождик попадет, Тот сейчас водить пойдет!». 17Тема: «Смотрит солнышко в окошко…» Цель: Формирование у детей конкретных представителей о характерных летних  явлениях неживой природы. Задачи: 1) Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы в процессе  исследовательской деятельности. 2) 3) Расширять представления об изменениях, происходящих с солнцем. Учить детей выражать свои знания. Дидактический материал Біз сөйлейміз Рекомендации: исследовательская деятельность будет  способствовать более быстрому запоминанию иностранной лексики, если педагоги  будут использовать метод зрительно­чувственного восприятия (посмотрите на  объект – назовите слово), а также учить детей запоминать пригласительное с опорой на  ощущение, эмоции («жарко» ­ представить как жарко, пережить это чувство). Жаз – лето Күз – осень Күз келді – пришла осень Күн – солнце Күн бұлттың астына тығылып тұр – солнце спряталось за облаками Шуақ – солнечный луч Почемучка Поддержать у детей радостное настроение перед прогулкой в солнечный  день. Отметить, что солнышко совсем не горячее, не так сильно греет, как летом.  («Подставьте свои ладошки солнышку. Что вы чувствуете?»). Предложить детям ответить:  где солнышко, какое оно? На что похоже солнышко? Что еще бывает желтого цвета?  Обратить внимание на освещение участка: где больше солнышка? Можно ли ходить  босиком, почему – нет? Предложите детям подумать – куда уходит солнышко спать? Читай­ка          Рекомендации: в данной детской литературе  часто используются описательные определения (указания на объекты, входящие в  объем данного понятия), которые лучше воспринимаются и запоминаются детьми, чем  сухие перечисления. Первоначальные попытки давать определения понятиям создают  хорошую базу для постепенного перехода в плоскость логики. Вот уж солнце заглянуло И в твое, дитя, окно, Над полями развернуло Золотое полотно. (Т. Мазикин) Солнце над матовой дымкой сияет, В небе барашки плывут, Ветры каракулем белым играют В кучи сгоняют и рвут. (В. Симонов) За окошком дождик льет, По минутам день ползет. Надоело долго ждать –  18