Описание
контрольно-измерительных материалов (КИМ) для проведения в 2023-2024 уч.г. промежуточной аттестации по геометрии
для 8 класса
1. Назначение контрольно-измерительных материалов (КИМ)
Промежуточная аттестация обучающихся — процедура, проводимая с целью определения степени освоения обучающимися содержания учебных предметов/курсов за год в соответствии с образовательным стандартом.
Цель работы – оценить уровень достижения планируемых предметных и метапредметных результатов по геометрии согласно ФГОС и ФОП обучающимися 8 класса.
2. Документы, определяющие содержание КИМ для проведения промежуточной аттестации
· приказ Минобрнауки от 17.12.2010 № 1987 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года №1644, приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1577, приказом Минпросвещения России от 11 декабря 2020 года № 712,
· приказ Минпросвещения РФ от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»,
· ООП ООО МБОУ СОШ № 90 с углубленным изучением предметов ХЭЦ,
· содержания учебников, включённых в Федеральный перечень.
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ для проведения промежуточной аттестации
КИМ для проведения промежуточной аттестации основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах.
В рамках данной процедуры наряду с предметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования оценивается также достижение метапредметных результатов, в том числе уровень сформированности универсальных учебных познавательных, коммуникативных и регулятивных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Тексты заданий в КИМ в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.
4. Форма проведения промежуточной аттестации
Устная форма промежуточной аттестации: экзамен по билетам.
5. Структура КИМ для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация проходит в устной форме – экзамен (по билетам). Составлено 13 билетов и 20 задач к ним.. В каждом билете 2 части: теоретическая (два вопроса, требующих устного ответа) и практическая (решение практико-ориентированной задачи на применение математической грамотности). Для оценивания выполнения теоретической и практической частей экзамена используются критерии, прописанные в Положении о нормах оценивания по учебным предметам (п.4.3.1 и 4.3.2).
6. Распределение заданий по проверяемым в КИМ элементам содержания
|
№ раздела |
Раздел программы
|
Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ
|
Код проверяемого элемента содержания
|
|
1 |
Четырехугольники |
Четырёхугольники. Параллелограмм, его признаки и свойства. Частные случаи параллелограммов (прямоугольник, ромб, квадрат), их признаки и свойства. Трапеция, равнобокая трапеция, её свойства и признаки. Прямоугольная трапеция.
|
1.1 |
|
2 |
Теорема Фалеса и теорема о пропорциональных отрезках, подобные треугольники |
Подобие треугольников, коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников. Применение подобия при решении практических задач. Теорема Фалеса.
|
2.1 |
|
3 |
Площадь. Нахождение площадей треугольников и многоугольных фигур. Площади подобных фигур |
Формулы для площади треугольника, параллелограмма, ромба и трапеции. Отношение площадей подобных фигур. Вычисление площадей треугольников и многоугольников на клетчатой бумаге.
|
3.1 |
|
4 |
Теорема Пифагора и начала тригонометрии |
Теорема Пифагора. Применение теоремы Пифагора при решении практических задач. Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника. |
4.1 |
|
5 |
Углы в окружности. Вписанные и описанные четырехугольники. Касательные к окружности. Касание окружностей |
Вписанные и центральные углы, угол между касательной и хордой. Вписанные и описанные четырёхугольники. Взаимное расположение двух окружностей. Касание окружностей. Общие касательные к двум окружностям.
|
5.1 |
7. Проверяемые требования к результатам (предметным и метапредметным) обучения
|
№ билета |
Код проверяемого элемента содержания
|
Проверяемые требования к предметным результатам обучения
|
Проверяемые требования к метапредметным результатам обучения
|
Уровень сложности
|
|
1 |
5.1
3.1
|
Иметь представление о касательной, ее свойстве, свойстве отрезков касательных. Уметь вычислять площадь треугольника различными способами. |
Выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации; воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат.
|
базовый |
|
2 |
1.1
5.1 |
Распознавать основные виды четырёхугольников, их элементы и свойства. Владеть понятиями вписанного и центрального угла, знать теоремы о вписанных углах. |
базовый |
|
|
3 |
1.1
4.1
|
Иметь представление о выпуклом многоугольнике, уметь находить сумму внешних и внутренних углов. Пользоваться теоремой Пифагора для решения геометрических задач. |
базовый |
|
|
4 |
2.1, 3.1
5.1 |
Иметь представление о подобных треугольниках, знать теорему об отношении площадей подобных треугольников. Иметь представление о касательной к окружности |
базовый |
|
|
5 |
1.1
3.1
|
Распознавать основные виды четырёхугольников, их элементы и свойства. Иметь представление о подобных треугольниках. |
базовый |
|
|
6 |
1.1, 3.1
4.1
|
Распознавать основные виды четырёхугольников, их элементы и свойства. Уметь вычислять площади четырехугольников по формулам. Владеть понятиями синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника
|
базовый |
|
|
7 |
1.1, 3.1
2.1 |
Распознавать основные виды четырёхугольников, их элементы и свойства. Уметь вычислять площади четырехугольников по формулам. Владеть понятием средней линии треугольника, ее свойствами. |
базовый |
|
|
8 |
1.1, 3.1
5.1 |
Распознавать основные виды четырёхугольников, их элементы и свойства. Уметь вычислять площади четырехугольников по формулам. Владеть понятиям вписанного угла, его свойством. |
базовый |
|
|
9 |
1.1, 3.1
5.1
|
Распознавать основные виды четырёхугольников, их элементы и свойства. Уметь вычислять площади четырехугольников по формулам. Владеть понятием описанного четырёхугольника, его свойством. |
|
базовый |
|
10 |
5.1
1.1, 3.1 |
Уметь применять теорему Фалеса для решения практических задач. Распознавать основные виды четырёхугольников, их элементы и свойства. Уметь вычислять площади четырехугольников по формулам |
базовый |
|
|
11 |
5.1
3.1 |
Иметь представление об окружности, ее элементах, взаимном расположении окружности и прямой. Уметь вычислять площадь треугольника различными способами. |
базовый |
|
|
12 |
5.1
1.1, 2.1 |
Иметь представление об окружности, ее элементах, касательной к окружности. Распознавать основные виды четырёхугольников, их элементы и свойства. Владеть понятием средней линии трапеции, ее свойствами. |
базовый |
|
|
13 |
5.1
3.1 |
Владеть понятием вписанного в окружность четырёхугольника, его свойством. Уметь вычислять площадь треугольника различными способами. |
базовый |
Задачи к билетам по геометрии
|
№ задачи |
Код проверяемого элемента содержания
|
Проверяемые требования к предметным результатам обучения
|
Проверяемые требования к метапредметным результатам обучения
|
Уровень сложности
|
|
1,8 |
1.1 |
Распознавать основные виды четырёхугольников, их элементы, пользоваться их свойствами при решении геометрических задач.
|
Выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев); проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, обосновывать собственные рассуждения; оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи.
|
базовый |
|
2,7 |
5.1 |
Владеть понятием описанного четырёхугольника, применять свойства описанного четырёхугольника при решении задач.
|
базовый |
|
|
3,4,6, 15,17, 18 |
3.1 |
Вычислять площади многоугольных фигур. Применять полученные умения в практических задачах.
|
базовый |
|
|
5, 20 |
2.1 |
Владеть понятием средней линии треугольника и трапеции, применять их свойства при решении геометрических задач. |
базовый |
|
|
9,10,19 |
4.1 |
Владеть понятиями синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника. Пользоваться этими понятиями для решения практических задач. Пользоваться теоремой Пифагора для решения геометрических и практических задач. |
базовый |
|
|
11,12, 13,14 |
5.1 |
Владеть понятиями вписанного и центрального угла, использовать теоремы о вписанных углах, ( угле между касательной и хордой при решении геометрических задач.
|
базовый |
|
|
16 |
3.1 |
Вычислять (различными способами) площадь треугольника Применять полученные умения в практических задачах.
|
базовый |
8. Система оценивания заданий и работы в целом
Оценка устного ответа обучающегося
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
· полно раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой учебника;
· изложил материал грамотным языком в определённой логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
· правильно выполнил рисунок, чертёж, сопутствующий ответу;
· показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
· продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе навыков и умений;
· отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если обучающийся ответил по требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
· в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
· допущены 1-2 недочёта при освещении основного содержания ответа, исправление по замечанию учителя;
· допущены ошибки или более двух недочётов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «3», если обучающийся:
· неполно или непоследовательно раскрыл содержание материала, но показал общее понимание вопроса и продемонстрировал умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
· имел затруднения или допустил ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
· не справился с пониманием теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
· при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Ответ оценивается отметкой «2», если обучающийся:
· не раскрыл основное содержание учебного материала;
· обнаружил незнание и непонимание большей или меньшей важной части учебного материала;
· допустил ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка письменного ответа обучающегося
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
· выполнил работу полностью;
· не допустил пробелов и ошибок в логических рассуждениях и обосновании;
· не допустил математических ошибок в решении.
Ответ оценивается отметкой «4», если обучающийся:
· выполнил работу полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являются специальным объектом проверки);
· допустил ошибку или 2-3 недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках.
Ответ оценивается отметкой «3», если обучающийся:
· владеет обязательными умениями по проверяемой теме;
· допустил более одной ошибки или более 2-3 недочетов в выкладках, чертеже.
Ответ оценивается отметкой «2», если обучающийся:
· не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере;
· допустил существенные ошибки.
9. Шкала перевода баллов (% выполнения работы) в отметку (на основе ОГЭ)
Каждое из трех заданий билета оценивается по пятибалльной шкале. Отметка за экзамен выставляется как среднее арифметическое трех полученных за ответ отметок.
|
Отметка |
Уровень достижения проверяемых результатов |
|
5 |
Повышенный |
|
4 |
Базовый |
|
3 |
|
|
2 |
Недостаточный |
10. Время на подготовку к ответу по билету – 20 минут.
11. Описание дополнительных материалов и оборудования, необходимых для проведения работы
Билеты к экзамену по геометрии 8 класс
Билет № 1
1. Касательная к окружности: определение и свойство. Свойство отрезков касательных.
2. Треугольник: определение и виды. Формулы для вычисления площади треугольника.
Билет № 2
1. Трапеция. Определение. Виды трапеций. Свойство равнобедренной трапеции.
2. Дуга окружности. Центральный и вписанный угол. Теорема о вписанном угле.
Билет № 3
1. Выпуклый многоугольник. Сумма углов выпуклого n-угольника. Сумма внешних углов выпуклого многоугольника.
2. Теорема Пифагора. Примеры для нахождения неизвестного катета, неизвестной гипотенузы. Пифагоровы треугольники.
Билет № 4
1. Подобные треугольники: определение, коэффициент подобия. Теорема об отношении площадей подобных треугольников.
2. Касательная к окружности: определение и признак касательной.
Билет № 5
1. Параллелограмм: определение и признаки.
2. Определение подобных треугольников. Признаки подобия.
Билет № 6
1. Параллелограмм: определение и свойства. Формула площади параллелограмма.
2. Определение синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника
![]()
![]()
Билет № 7
1. Прямоугольник: определение, свойства и признак. Формула площади прямоугольника.
2. Средняя линия треугольника. Теорема о средней линии треугольника
Билет № 8
1. Ромб: определение и свойства. Формула площади ромба.
2. Вписанный угол: определение и свойства.
Билет № 9
1. Трапеция: определение и виды. Формула площади трапеции.
2. Окружность, вписанная в многоугольник. Свойство описанного четырехугольника.
Билет № 10
Билет № 11
1. Окружность (определение). Центр, радиус, диаметр окружности. Взаимное расположение окружности и прямой.
2. Треугольник: определение и виды. Формула Герона.
Билет № 12
1. Окружность (определение). Хорда окружности. Касательная к окружности: определение и свойства.
2. Трапеция. Средняя линия трапеции. Свойство средней линии трапеции.
Билет № 13
1. Окружность, описанная около многоугольника. Свойство вписанного четырехугольника.
2. Треугольник: определение и виды. Формулы площадей.
Задачи к билетам по геометрии 8 класс

1. Диагональ AC параллелограмма ABCD образует с его сторонами углы, равные 25° и 30°. Найдите больший угол параллелограмма.
2. В
параллелограмм вписана окружность. Найдите периметр параллелограмма, если одна
из его сторон равна 6.
3. Площадь параллелограмма равна 40, а две его стороны равны 5 и 10. Найдите его высоты. В ответе укажите бо́льшую высоту.
4. Площадь ромба равна 54, а периметр равен 36. Найдите высоту ромба.
5. Основания трапеции равны
4 см и 10 см. Диагональ трапеции делит среднюю линию на два
отрезка. Найдите длину большего из них.
6. Боковая сторона трапеции равна 5, а один из прилегающих к ней углов равен 30°. Найдите площадь трапеции, если ее основания равны 3 и 9.
7. Два угла вписанного в окружность четырехугольника равны 82° и 58°. Найдите больший из оставшихся углов. Ответ дайте в градусах.
8. Углы выпуклого четырехугольника относятся как 1:2:3:4. Найдите меньший угол. Ответ дайте в градусах.
9. В
треугольнике ABC угол C прямой, BC = 8 , sin A =
0,4. Найдите AB. ![]()
10. Катеты
прямоугольного треугольника равны 8 и 15. Найдите гипотенузу этого
треугольника.
11. Найдите
градусную меру центрального ∠MON,
если известно, NP — диаметр, а градусная мера ∠MNP равна 18°.![]()
12. Найдите ∠DEF, если градусные меры дуг DE и EF равны 150° и 68° соответственно.
13. Прямоугольный
треугольник с катетами 5 см и 12 см вписан в окружность. Чему равен
радиус этой окружности? ![]()

14. К окружности с центром в точке О проведены касательная AB и секущая AO. Найдите радиус окружности, если AB = 12 см, AO = 13 см.

15. Из
квадрата вырезали прямоугольник (см. рис.). Найдите площадь получившейся
фигуры. ![]()

16.
Найдите площадь треугольника, изображенного на рисунке. ![]()
![]()

17. Найдите площадь трапеции, изображенной на рисунке.
18. Одна
из сторон параллелограмма равна 12, другая равна 5, а один из
углов — 45°. Найдите площадь параллелограмма.
19. Найдите тангенс угла A треугольника ABC, изображенного на рисунке.
20. Точки M и N являются серединами сторон AB и BC треугольника ABC, сторона AB равна 66, сторона BC равна 37, сторона AC равна 74. Найдите MN.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.