Урок № 56
Тема:Пророческое служение
Иоиля Михея, Софонии
Ключевой стих:
Близок великий день Господа, близок, и
очень поспешает: уже слышен голос дня
Господня; горько возопиет тогда и самый
храбрый! (Соф.1:14)
Источник: Книга пророка Иоиля, книга Пророка
Михея, книга Пророка Софонии
Цель: 1. Познакомить учащихся со служением
Пророков Иоиля, Михея и Софонии и значением
их пророчеств.
Ход урока:
I.
Молитва
II.
задания 5 мин.
III. Ознакомление с темой
и целями урока 2 мин.
IV. Изложение содержания темы
с параллельным показом на мо
ниторе, знакомство с новой
лексикой 20 мин.
Вопросы, обобщение 7 мин.
V.
VI. Домашнее задание 3 мин.
Оргмомент 3 мин.
Контроль домашнего
Предостережение Иудее
Иоиль
После падения Северного царства Южное царство Иудея
некоторое время продолжает существовать. После Исайи и
Иеремии Господь продолжает посылать Своих пророков к
народу иудейскому. Раздаются предостерегающие голоса
Иоиля, Михея и Софонии. Для иудейской нации это был
критический период.
Крайняя бедность населения, вызванная засухой,
нашествием саранчи и неудовлетворительное состояние
обрядового богослужения, приведшее к бездуховности и
безнравственности, побуждает пророка поэта “глаголом
жечь сердца людей”.Его пророчества о нашествии саранчи, затем
процветании, следующее за бедствием излитие
Святого Духа и, наконец, наступление Дня
Господня поэтичны. Они изобилуют метафорами
саранча представлена армией с львиными зубами
и челюстями, она появляется как боевые кони.
Пророк Иоиль рассматривает ужасное нашествие
саранчи как наказание Божье и обращается к
народу с призывом к покаянию. Однако, его
пророческий взгляд распознает в этой катастрофе
образ грядущего, еще более страшного Божьего
суда, который пророк называет “день Господень”.
Во второй части книги Иоиль описывает
благословение Божие, на которое может надеяться
народ, если покается.
Иоиль говорит только о старых врагах Израиля:
филистимлянах, финикийцах, едомитянах и
египтянах, не упоминая ни сирийцев, ни вавилонян,
ни ассирийцев. Если бы в его время эти народы
были угрозой Израилю, он наверняка назвал бы их.
Михей
Михей жил в Иудее, в селении МорешерГеф, что
приблизительно в 50 км от Иерусалима. Годы его
служения (724711 гг. до Р.Х.) совпадают с годами
страшной смуты для его родины. Ассирия
расширяла свою империю. Саргопус со своими
войсками занимал близлежащие области. Уже пала
Самария, близилось разрушение Иерусалима.
Следует отметить, что Михей продолжал свое
служение и при благочестивом царе Езекии,
который вступил на иудейский престол в 716 г до
Р.Х.. Он пробуждал в народе дух национального
самосознания, призывал отказаться от уплаты
дани ассирийцам, укреплять обороноспособность
страны и стены Иерусалима (2 Пар. 32:5),
построить Силоамский туннель, который и сейчас
является достопримечательностью
В настоящее время в музее в Стамбуле хранится
надпись, сделанная на тоннеле.
Такие же радикальные реформы он проводит и в
религиозной жизни. Уничтожены все жертвенники
на высотах, вырублены дубравы Астарты. Даже
Нехуштан медный змей, которого сделал Моисей,
был разрушен, т.к. и ему стали поклоняться и
почитать за божество. Порицалось всякое
чародейство и волшебство.
Михей, анализируя нравственное состояние своей
эпохи, обнажает социальную несправедливость,
обличая богачей в корыстолюбии, воровстве и
распутстве, в притеснении бедных, сирот и вдов, впопрании их наследственных прав, во взымании
слишком высоких пошлин с проходящих
путников...
И напрасно пророк хочет найти следы милости и
правды у своих соотечественников. И на вопрос,
как же угодить Богу, отвечает, что приношение и
жертвы даже в великом множестве не заменяют
милости, справедливости, действенной любви и
смиренного служения Богу.
Пророк также предсказывал пришествие Пастыря
царя, который родится в Вифлееме. И теперь мы
можем сказать, что эти предсказания сбылись и
стали историческими. Пастырьцарь родился в
Вифлееме 2 тыс. лет назад и был назван Иисусом
что значит “Спаситель”, Христом что значит
“Помазанник”.
Софония
После смерти царя Езекии истинная религия в
Израиле снова сменилась идолопоклонством.
Воцарившийся на престоле Манассия снова
воздвиг жертвенники Ваалу, сделал истукан
Астарты и внес их изображение в храм.
Не слышно было более в Иудее предостерегающего
голоса Исайи. Царь и другие именитые люди были
уведены в плен ассирийцами. Воцарившийся на
престоле сын Манассии Амон встал на путь
своего отца и через 2 года был убит (около 740 г.
до Р.Х.)
Наследовавший престол Иосия начал свое
царствование с религиозных реформ. В это время
царь Ассирии Ассурбанипал подавлял
вавилонское восстание. После его смерти (около
633 г. до Р.Х.) бунт охватил все страны
“благодатного полумесяца” и перешел в открытое
восстание . В это время мудрому Иосии удалось
избавить Иудею от ассирийского влияния, но его
преждевременная смерть (609 г. до Р.Х.) внезапно
изменила политические силы иудейского (Южного)
царства. Служение Софонии приходилось на время
правления Иосии, и оно способствовало
проводимым им реформам.
Это был предостерегающий голос перед
продолжительным вавилонским пленом,
пророческий гений, увидевший зловещее
приближение плена.
Но на этом мрачном фоне пророк дает луч
надежды на избавление и спасение раскаявшихся.Закрепление материала
Вопросы
1. Каковы пророчества Иоиля: в каком порядке он
перечисляет грядущие бедствия, в том числе
нашествие внешних врагов?
2. Какую роль сыграл Пророк Михей в укреплении
Иудейского государства и возврату к поклонению
истинному Богу?
3. В чем Пророк Михей видел нарушение
нравственности и какова
возможность ее
восстановления
с помощью государства и
религии?
4. Каково значение Пророка Софонии,
предостерегавшего Иудейское государство об
опасности в условиях усиления Ассирии, а затем
Вавилона?
Домашнее задание
1. Подготовьте рассказ о роли малых Пророков в
истории еврейских государств.