Прощай, азбука!!!
Оценка 4.8

Прощай, азбука!!!

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
2 кл
01.04.2017
Прощай, азбука!!!
я у к е н г ш щ з х ъ ф ы в а п р о л д ж э я ч с м и т ь ьббб б б б б б б б б б б б
vazhnoe_dlya_ITOGOVOGO_SOChINENIYa.docx
В данных материалах подробно расписаны этапы написания выпускного итогового  сочинения в 11 классе:    Когда и что нужно делать, чтобы сочинение было правильно выстроено; Как грамотно составить вступление и заключение; Что делать для того, чтобы не сбиться с темы и не упустить ничего важного. Как писать итоговое сочинение по литературе в 11 классе 1. Прочитайте все предложенные темы сочинений и выберите ту из них, в которой вы лучше  ориентируетесь – можете опираться при рассуждении на литературные произведения и  высказывания. Постарайтесь, чтобы выбранная тема была для вас интересна и важна, тогда  написание сочинения станет работой творческой, что очень важно в литературе. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Определившись с темой, подберите эпиграф. Чтобы сочинение было выстроено правильно, выделите: аспекты проблемы, которые можно затронуть в сочинении, – вопросы, которые можно сформулированы и ответить на них в ходе рассуждения, – аргументы, подтверждения и доказательства свой точки зрения. На черновике составьте план работы. Подберите доказательства своих мыслей и идей: – цитатами из текстов, не более 2­3 предложений. Важно, что цитаты не должны дублировать  ваши мысли, а только подтверждать их, – кроме цитат нужно сослаться на эпизоды из литературных произведений. Подумайте, в каких текстах вы встречали ситуации и рассуждения, пересекающиеся с выбранной вами темой  итогового сочинения, – подумайте, в каких моментах сочинения вам понадобятся ссылки и цитаты. Определите стиль изложения своей авторской позиции. Важно, чтобы вступление и заключении были логически связаны: идеи и мысли вступления  должны быть логически связаны с умозаключениями в конце работы. Чтобы этого добиться,  нужно хорошо продумать сочинение до его написания, определить связи вступления и  заключения. 9. Чтобы проверить, не отклонились ли вы от основного курса, перечитайте тему сочинения и  соотнесите ее с тем, что вы задумали. 10. Пишем вступление, выделяя в нем проблемы и вопросы. 11. Корректируем написанное, пытаясь исключить отдельные предложения, – если выясняется,  что какие­то фрагменты не несут значимой информации, убираем их. 12. Иногда лучше начать с основного текста, а не с вступления, чтобы в ходе рассуждения более четко сформулировать проблемы, вопросы и ответы на них. При этом для выделения значимых факторов можно использовать способ доказательства от противного. 13. Прочитайте написанное, проверьте, соответствует ли оно теме. 14. Перед написанием заключения перечитай работу. Карандашом на полях можно отметить  свои главные мысли, чтобы в заключении коснуться их. 15. Проверьте свое сочинение на соответствие с замыслом автора выбранной темы. 16. Вдумчивым чтением исправьте ошибки, уточните те моменты, которые вызывают у вас  сомнения и затруднения. Если возможно, обратитесь за помощью к словарю. 17. Проверьте пунктуацию. 1 Примерный список литературы для тех,  кто будет писать итоговое сочинение.  Дата проведения: 7 декабря 2016. Разум и чувство  И.С. Тургенев «Отцы и дети»,   И.А. Бунин «Чистый понедельник»,   А.М. Горький «Старуха Изергиль»,   Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»  Шекспир «Гамлет»  М.Е. Салтыков­Щедрин «Премудрый пескарь»  А.Н. Островский «Гроза»  Ф.И. Тютчев «О, как убийственно мы любим…»   А.П. Чехов «Ионыч», «Человек в футляре»  М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» Честь и бесчестие  А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»   Джек Лондон «Белый клык»,   Л.Н. Толстой «Война и мир»,   В.В. Быков «Сотников»  Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»   А.С. Грибоедов «Горе от ума»  Победа и поражение  Э. Хемингуэй «Старик и море»,   Б.Л. Васильев «В списках не значился»,   Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»,    В.П. Астафьев «Царь­рыба»  «Слово о полку Игореве»  А.С. Грибоедов «Горе от ума»  М.Ю. Лермонтов «Бородино»  Л.Н. Толстой «Война и мир»   М.А. Шолохов «Судьба человека» Опыт и ошибки  Джек Лондон «Мартин Иден»,    А.П. Чехов «Ионыч»,   М.А. Шолохов «Тихий Дон»,    Генри Марш «Не навреди»  М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»  И.С. Тургенев «Отцы и дети»  Дружба и вражда  М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,    Э.М. Ремарк «Три товарища»,    Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,    В.А. Каверин «Два капитана»  А.С. Пушкин «Евгений Онегин» 2  И.С. Тургенев «Отцы и дети»  Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»  Тематические направления для итогового сочинения 2016: «Разум и чувство»,  «Честь и бесчестие»,  «Победа и поражение»,  «Опыт и ошибки»,  «Дружба и вражда». Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход  позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности  выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации. В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам.  Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего  тематического направления). Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный  специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по  вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах, дополненный моими комментариями. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших  составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство  могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем  внутренний конфликт личности.  Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений  нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума. М.И.Тематические направления итогового сочинения этого года  не дают скучать и расслабляться,  в том числе благодаря тому, что построены по типу бинарных оппозиций. Оппозиция Разум и чувства ­ одна из них, и является очень интересной для рассуждения и вывода. На мой взгляд, наиболее интересным будет рассмотреть разум и чувства на примере одного  литературного героя, несколько проще ­ на примере двух героев одного произведения. Сочинение подобного типа логично начать с определения понятий разума и чувств. Такое  начало позволит не отклониться от темы и находить признаки разума и чувств в тех героях,  которые будут избраны для аргументации.  Хорошо для определений подходит словарь Д.Н. Ушакова. "Разум ­ способность логически мыслить, постигая смысл (значения для себя, кого­то или чего­ то) и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить  целесообразные способы их преобразования. || Сознание чего­н., взгляды, как результат  определенного миропонимания." "Чувства ­ способность воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что­н. зрения,  слуха, обоняния, осязания, вкуса. || Состояние, в к­ром человек способен сознавать окружающее,  владеет своими душевными и умственными способностями. || Внутреннее, психическое состояние  человека, то, что входит в содержание его душевной жизни" Можно попроще: "Чувства ­ это то  переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.  Человеческая жизнь невыносима (и скучна, можно будет добавить, если сочинение будет  писаться по "Евгению Онегину") без переживаний. Для эмоционального насыщения нужны не  только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием." 3 Словарь Д.Н. Ушакова (онлайн) может быть полезен пишущему и с позиции того, что каждое  определение подкреплено цитатой из литературного произведения. Сочинение может быть украшено раскрытием понятия через цитату или философское или  религиозное учение. Для Разума и чувств можно предложить следующие: "Я хотел понять, — вздохнул Бог,  — не может ли разум сам выработать совесть. Я вложил в тебя  только искру разума. Но она не выработала совести. Оказывается, сам ум, не омытый совестью,  становится злокачественным. Так появился ты. Ты неудачный проект человека." (Фазиль  Искандер "Сон о Боге и дьяволе") "Разум есть способность создавать принципы." (И. Кант). "Мозг берет бразды правления, потому что душа вышла в отставку." (О. Шпенглер) "Человеку необходимо изведать сильные чувства, чтобы в нем развились благородные свойства,  которые расширили бы круг его жизни." (О. де Бальзак) "Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств."  М. Пришвин "Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без  другой." В.Г.Белинский "Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным" Тит Лукреций Кар "Понимать, что справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо, – вот цепь разумной  жизни" Август Платен "Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце.  Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть  свет познания, сила воли – энергия характера, сила чувства – любовь. " Л. Фейербах В сочинении можно предположить, что общим между разумом и чувствами является то, что они  определяют поступки человека. И тогда можно рассуждать о важности, искренности, правильности  поступков человека, совершаемых на основе разума и основе чувств. Тема интересна тем, что  можно поразмышлять о том, что важнее ­ разум или чувства, что нужно для их развития. Мировая литература дает богатейший материал для рассуждения на тему чувств и разума.  Если смотреть в хронологическом порядке, то это: ­ Дж. Остин "Разум и чувства" (разум Элинор и чувства Марианны); ­ А.С. Пушкин "Евгений Онегин" (разум Онегина и чувства Татьяны), ­ А. де Сент­Экзюпери "Маленький принц" (всё в Принце ­ и разум, и чувства); ­ В. Закруткин "Матерь человеческая" (чувства, которые побеждали разум); ­ А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине" (работа и отношения РэдрикаШухарта) ­ Ф. Искандер "Сон о Боге и дьяволе"  ­ Л. Улицкая "Дочь Бухары" (Бухара, разум и чувства вместе, чувства, которые движут разумом)  ­ Дж. Мойес "До встречи с тобой" (разум Уилла и чувства Луизы)  Список не окончательный! Можно облегчить себе жизнь и вместо прочтения  посмотреть фильмы. По отношению к литературе нехорошо, но лучше, чем ничего.  Главное, выучить имя автора и жанр произведения. Примерные темы (естественно, что будут другие): 1. Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувства? 2.  «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий  движение чувств» (М.М.Пришвин).  3. «Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как  победой над страстями» (Н.В. Гоголь). 4. Внутренний конфликт: чувства против разума.  5. "Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами" (Эрих Мария Ремарк).  4 6. 7.  "Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести"  (В.Г.Белинский).   "Любовь ­ это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле" (А.С.Пушкин).  8. «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий  9. движения чувств" (М.Пришвин).   Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь"  (Пифагор).  10.  "Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как  победой над страстями" (Н.В.Гоголь).  11. "Разуму не постичь надобностей сердца" (Люк де КлапьеВовенарг).  12. "Разум и чувства ­ две силы, равно нуждающиеся друг в друге" (В.Г.Белинский).  13.  "Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна  воспитывать сердце" (Шиллер).  14.  Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится  сама возможность жизни" (Л.Н.Толстой). «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека:  быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и  лицемерия.  Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от  верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до  глубокого морального падения личности. М.И.На мой взгляд, тематическое направление "Честь и бесчестие" итогового сочинения 2016­2017 года  ­ одно из самых легких, если их вообще можно назвать легкими. Потому что тему «честь и  бесчестие» можно раскрыть через такое явление прошлого, как дуэль (разве что дуэль между  Онегиным и Ленским не подойдет ­ в романе проблема чести и бесчестия раскрывается на других  примерах). И это во­первых. Во­вторых, превалирующее большинство нынешних выпускников в  свое время худо­бедно припали к «Капитанской дочке» нашего всего Александра Сергеевича  Пушкина и легко воспроизведут, в том числе в сочинении, ее эпиграф ­ "Береги честь смолоду  (пословица)". В­третьих, то же самое большинство выпускников знают, как и за что погиб сам  Пушкин. Правильно, за честь ­ свою, своей жены и вообще семьи. В первом комментарии можно  почитать текст одного из варианта ЕГЭ поза­позапрошлого года. Может помочь. Припадем к словарю Д.Н. Ушакова, хотя можно подобрать и какой­нибудь другой словарь. "Честь ­ моральное или социальное достоинство, то,что вызывает, поддерживает уважение (к  самому себе или со стороны окружающих). || Целомудрие, непорочность (женщины; устар.) " Можно и к Википедии обратиться: "Честь ­ комплексное этическое и социальное понятие,  связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость, правдивость,  благородство, достоинство." В поисках адекватного определения слова "бесчестие" этот словарь уже не поможет. А вот словарь  В.И. Даля поможет. Что даже интересно и почти круто ­ даже об этом можно написать в сочинении  ­ в 19 веке такое понятие еще было, а в 20 ­ уже нет. Почему? "Бесчестие ­ всякое действие, противное чести, наносить бесчестье, стыд, срам, позор, поношение,  поругание. Бесчестный, в ком или в чем нет чести, честности, правды." В словаре В.И. Даля можно найти много полезного и для собственных тезисов.  Чести к коже не пришьешь, коли нет.  Знал бы ты честь, посовестился бы.  За бесчестье голова гинет.  Увечье не бесчестье.  Смерть лучше бесчестья. Бесчестье хуже (тяжеле) смерти.  Данное тематическое направление хорошо отражается в цитатах разных авторов, что  может помочь в выдвижении собственного тезиса. 5 ... уродливы только шрамы на чести… (Анджей Сапковский. Владычица озера) Живописец, смотри, чтобы алчность к заработку не преодолела в тебе чести искусства,  ибозаработок чести куда значительнее, чем честь богатства (Леонардо да Винчи) Вы никогда не знали, что такое честь, потому что не знали, что такое бесчестье (Генрих  Бёлль, немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе). Первая заповедь женской чести заключается в том, чтобы не вступать во внебрачное  сожительство с мужчинами, дабы каждый мужчина вынуждался к браку,  как к капитуляции (Артур Шопенгауэр) Честь нельзя отнять, ее можно потерять (А.П. Чехов) Вот если камень на голову свалится — это настоящая беда, а позор, бесчестие, хула и дурная  молва лишь постольку доставляют неприятности, поскольку мы их замечаем (Эразм  Роттердамский) Литературный материал по теме чести (оба определения Ушакова) и бесчестия богатейший.  Где­то повторюсь, но всё же: ­ А.С. Пушкин "Капитанская дочка" (Швабрин и Петруша Гринев с Машей Мироновой); ­ М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени" (Печорин сам по себе, Печорин и Грушницкий); ­ Л.Н. Толстой "Война и мир" (Курагины и Болконские; Пьер Безухов, Федор Долохов);  ­ Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание" (два в одном ­ Соня Мармеладова); ­ к Соне ­ Г. де Мопассан "Пышка" (пышка и другие пассажиры дилижанса); ­ Г. де Мопассан роман "Милый друг" (бесчестный Жорж Дюруа);  ­ М. Булгаков "Белая гвардия" (Тальберг и Елена Турбина); ­Э. Хемингуэй "Прощай, оружие!" (Фредерик Генри);  ­ В. Быков "Сотников" (Рыбак и Сотников); ­ если рискнете, попробуйте книги Дж. Мартина "Песнь льда и пламени" (по этим книгам снят  сериал "Игра престолов"), но нужно будет выучить героев и название книги, события из которой  описываете. Примерные темы (естественно, что могут быть другие): 1. Как вы понимаете смысл пословицы «Честные глаза в бок не глядят»? 2. Как вы понимаете смысл пословицы «Честь идёт по дороге, а бесчестье по сторонке»? 3. Как вы понимаете смысл пословицы «Смерть  лучше бесчестья»? 4.Как вы понимаете смысл высказывания Ф.М.Достоевского «Торгуя честью, не разбогатеешь»  5.Произведение о чести и бесчестии, которое вас взволновало... 6.Называться человеком легко, быть человеком труднее (пословица). 7.Чем похожи слова «честь», «честность», «чистота»? 8.Почему честь ценилась во все времена? 9.Уместно ли говорить о чести и совести в наше время? 10.Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»? 11.Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их  избегать. (Конфуций) 12.Когда виновный признает свою вину, он спасает единственное, что стоит спасать, — свою честь  (Виктор Гюго)  13.Кто теряет честь, сверх того уже ничего потерять не может. (Публилий Сир) 14.Честь похожа на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает её блеска и отнимает у неё всю её цену. (Пьер Бошен, французский писатель) 15.Верна ли русская  пословица: «Береги честь смолоду»? 16.Торгуя честью, не разбогатеешь. (Ф.М.Достоевский, великий русский писатель) 17.Честного человека можно подвергнуть преследованию, но не обесчестить. (Ф.Вольтер) 6 18.Честь может быть потеряна только однажды. (Э.М.Капиев, дагестанский советский прозаик) 19.Честь нельзя отнять, её можно потерять.  (А.П.Чехов) 20. Честь, порядочность, совесть – качества, которыми дорожить нужно (по произведениям русской  литературы XIX века) 21. Ваше отношение к актуальности темы чести (Почему тема чести остаётся актуальной и сегодня?) 22. Какого человека можно назвать человеком чести? 23. Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»? 24. Предательство и бесчестие: как связаны эти понятия? 25. Честь и совесть — ведущие понятия, характеризующие человеческую личность 26. Близкое мне по духу понятие чести… 27. Может ли любовь или совесть возродить утраченное ранее понятие чести? (В качестве примера­ аргумента: Раскольников и Свидригайлов, герои романа Ф.М.Достоевского «Преступление и  наказание») 28. Можно ли считать человека, победившего на дуэли, человеком чести? 29. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М.Достоевского «Во всем есть черта, за которую перейти  опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно»? 30. Что есть истинная честь и что есть мнимая? 31. На что можно пойти ради защиты человеческой чести? 32. Произведение о человеке чести, которое меня потрясло... 33. Что значит идти дорогой чести? «Береги честь смолоду» «Истинная честь не может терпеть  неправду» (Генри Филдинг). 34. «Нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти» (Жан Жак Руссо) 3.. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных  аспектах: социально­историческом, нравственно­философском, психологическом. Рассуждение может  быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с  внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.  В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий  «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях. Раскрыть тему и подкрепить собственные тезисы позволят мысли признанных мыслителей: ­ М.А. Шолохов "Побеждает только тот, кто твердо знает, за что он сражается, и верит в свое  дело"; ­ А. Беляев "Ни один шахматист не выиграет партии, имея на руках одну фигуру короля против  всех фигур противника"; ­ В.И. Ленин "Только тогда мы научимся побеждать, когда мы не будем бояться признавать свои  поражения и недостатки"; Мировая литература предлагает множество аргументов любого аспекта победы и  поражения: ­ Л.Н. Толстой "Война и мир" (Пьер Безухов, Николай Ростов);  ­ Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание (поступок Раскольникова (убийство Алены  Ивановны и Лизаветы) ­ победа или поражение?); ­ М. Булгаков "Собачье сердце" (профессор Преображенский ­ победил природу или проиграл  ей?);  ­ С. Алексиевич "У войны ­ не женское лицо" (цена победы в Великой Отечественной войне ­  искалеченные жизни, судьбы женщин)   ­ С. Коллинз "Голодные игры" (участники голодных игр ­ какова цена победы в играх?). Примерные темы (естественно, что будут другие): 1. Может ли поражение стать победой? 7 «Величайшая победа — победа над самим собой» (Цицерон).  2. 3. «Всегда победа с теми, в ком согласие» (Публий). 4.  «Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна» (Махатма  Ганди). 5. Каждая маленькая победа над самим собой даёт большую надежду в собственные силы!  6. Тактика победителя — убедить врага в том, что он делает всё правильно. Если ты  ненавидишь — значит тебя победили (Конфуций).  7. Если проигравший улыбается, победитель теряет вкус победы. 8.  Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя.Кто победил свой страх, свою лень и свою неуверенность.  Все победы начинаются с победы над самим собой.  9. 10. Никакая победа не принесёт столько, сколько может отнять одно поражение. Нужно и  можно ли судить победителей?  11. Одинаковы ли на вкус поражение и победа? 12.  Сложно признать поражение, когда так близок к победе.  13. Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна. 14. Согласны ли вы с высказыванием «Победа... поражение... эти высокие слова лишены  всякого смысла». «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического  опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения  жизненного опыта.  Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем  ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых,  трагических. М.И. Что первым приходит на ум, когда мы слышим слова "опыт и ошибки"? Совершенно  верно, одно из бессмертных творений нашего великого поэта Александра Сергеевича Пушкина: О сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И Опыт, [сын] ошибок трудных, И Гений, [парадоксов] друг, [И Случай, бог изобретатель] Поэтому не исключаю, что разработчикам тематических направлений итогового сочинения этого  года  они тоже пришли на ум. И есть вероятность, что в сочинении нужно будет прослеживать путь  героя к опыту через пробы и ошибки. Для организации текста и раскрытия темы здесь также могут стать необходимы определения  ключевых понятий тематического направления. Словарь Д.Н. Ушакова: "Ошибка ­ неправильность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях, погрешность." "Опыт ­ совокупность практически усвоенных знаний, уменья, навыков; отражение в человеческом  сознании объективного мира, получаемое через посредство чувственного восприятия на основе  практики изменения мира (филос.)" Словарь Т.Ф. Ефремовой: "Ошибка ­ то, что невозможно рассчитать и предсказать заранее, опираясь на накопленные знания". "Опыт ­ отражение в человеческом сознании законов объективного мира и общественной практики,  полученное в результате активного практического познания; совокупность практически усвоенных  знаний, навыков; знание жизни, основанное на пережитом, испытанном." 8 При подготовке к итоговому сочинению, а также при выполнении заданий на дом хорошо  помогают цитаты известных людей. По ним можно определить и примерные аспекты,  которые могут быть заявлены в теме самого сочинения в декабре. "Для большинства из нас опыт — это кормовые огни корабля, которые освещают лишь пройденный  путь." С. Коллридж "Опыт породил больше робких людей, чем умных." Г. Шоу "Опыт — это имя, которое большинство людей дает наделанным глупостям или пережитым  неприятностям." А. Мюссе "Опыт не имеет никакого морального значения; опытом люди называют свои ошибки. Моралисты,  как правило, всегда видели в опыте средство предостережения и считали, что он влияет  на формирование характера. Они славили опыт, ибо он учит нас, чему надо следовать и чего  избегать. Но опыт не обладает движущей силой. В нем так же мало действенного, как и в  человеческом сознании. По существу, он только свидетельствует, что наше грядущее обычно  бывает подобно нашему прошлому и что грех, совершенный однажды с содроганием, мы повторяем  в жизни много раз – но уже с удовольствием." О. Уайльд "Опыт — это школа, в которой человек узнает, каким дураком он был раньше." Г. Шоу "Добрую часть своей жизни мы выпалываем то, что вырастили в сердце своем в юности. Операция  эта называется приобретением опытности." О. Бальзак "Некоторых людей ничего не учит, даже собственный опыт." С.Кинг "Изучать иной опыт можно и должно, но стоит помнить, что это именно чужой опыт." Л. Гумилев "Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни,  всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед  вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми." Д. Лихачев "Кто никогда не совершал ошибок, тот никогда не пробовал что­то новое." А. Эйнштейн "Три пути ведут к знанию: путь размышления — это путь самый благородный, путь подражания —  это путь самый легкий и путь опыта — это путь самый горький." Конфуций "Забыть боль так трудно — но ещё труднее помнить хорошее. Счастье не оставляет шрамов. Мирные времена ничему нас не учат." ЧакПаланик "Вовсе нелегко отыскать книгу, которая научила нас столь же многому, как книга, написанная нами самими." Ф. Ницше  жизни. Она делает человека   Возможно, тематическое направление "Опыт и ошибки" ­ не самое сложное, потому  что путь большинства героев к финалу произведения ­ это путь проб и ошибок. Кто­то  приобретает опыт и меняется, а кого­то ошибки ничему не учат. Поэтому смело можно брать практически любое произведение литературы, особенно объемное: ­ А.С. Пушкин "Евгений Онегин" (жизненный опыт Евгения привел его к хандре, встреча татьяны с  Евгением дала ей опыт любви и разочарования); ­ Л.Н. Толстой "Война и мир" (Пьер Безухов, путь истинной дружбы, настоящей любви, обретения  цели в жизни); ­ И.С. Тургенев "Отцы и дети" (Евгений Базаров ­ путь от нигилизма к принятию многогранности  мира);  ­ М. Булгаков "Записки юного врача" (Бомгард, приобретение профессионального опыта, его  цена);  ­ Б. Васильев "Самый последний день" ("— Политически товарищ Ковалев человек девственный, — сказал года два назад начальник отделения комиссару Белоконю — просто пришлось к случаю...  ­ Но девственность восполняется большим опытом, товарищ комиссар. Большим опытом и  исключительным старанием...");  ­ Б. Акунин, детективы об Эрасте Фандорине; ­ Ч. Паланик "Бойцовский клуб" (приобретение опыта оборачивается для героя трагедией); ­ Д. Сэлинджер "Над пропастью во ржи" (обретение жизненного опыта Холденом); ­ Р. Брэдбери "451 градус по Фаренгейту" (ошибки и опыт Гая Монтэга). Примерные темы (естественно, что будут другие): 9 Источник нашей мудрости — наш опыт.  Ошибка одного — урок другому.  1. Может ли опытный человек ошибаться?  2. «Опыт — самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика» (Т. Карлейль). 3. «Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается». 4. Всегда ли неопытность ведёт к беде? 5. 6. 7. Опыт — самый лучший учитель, только плата за обучение слишком велика. 8. 9. 10. Мудрость людей измеряется не их опытом, а их способностью к опыту.  11. Для большинства из нас опыт — это кормовые огни корабля, которые освещают лишь   Опыт учит только тех, кто на нем учится.  Опыт позволяет нам распознать ошибку каждый раз, когда мы ее повторяем. пройденный путь.  12. Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью.  13. Самая плохая черта, которая есть во всех людях — это забывать о всех хороших поступках  после одной ошибки.  14. Всегда ли нужно признавать собственные ошибки?  15. Могут ли ошибаться мудрецы? 16.  Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. 17.  Все люди ошибаются, но великие люди сознаются в ошибках. 18.  Самая большая ошибка ­ пытаться быть приятнее, чем ты есть. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы,  о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.  М.И.От себя могу многое тут расписать, но ведь надо по произведениям, не так ли? Конечно,  строго это нигде не оговаривается, но как "кот ученый", хотя не, скорее Чеширский кот  Алисы,  могу посоветовать ­ лучше на основе произведений. Проще будет изложить мысль ­ сочинять легче. Практически любое произведение можно подобрать под доброту или даже под вражду. Какое вам  понравилось из школьной программы? Вот его и берите ­ не сомневайтесь, все они учат нас  доброму, вечному... Я бы взяла "Мастер и Маргарита", но оно сложнее для понимания и точки  разницы абсолютно могут не совпадать ­ ваши с моим. Такая тонкая грань между вчерашней дружбой и завтрашней враждой.. что за примерами далеко и  ходить не надо ­ когда мы человеку больше не нужны и мешаем ­ мы становимся ему врагами в  прямом и косвенном смысле. Если опираться на произведения ­ то первое что падает на ум ­  Онегин и Ленский (Пушкин). Только вчера они были беззаботными юношами, которые радовались  друг другу, а сегодня у них дуэль... а завтра так вообще весь свет узнает печальную новость. Не  нравится пример, найду другой. Наверное, и у вас есть закадычные друзья, которые вам нужны ­ вы им тоже. Вы рады что они у вас  есть ­ пусть не вполне идеальные, не совпадают с примером отличного друга, ночью не придут ­ не  помогут, но зато, когда надо умеют поддержать и сказать хорошие слова. Представьте, что вдруг  вы перестали их понимать ­ не знаете, как поступить? И чаще чувствуете к ним все большую  неприязнь, вплоть до агрессии. Дружба может оцениваться в нескольких произведениях ­ Маленький принц, Три мушкетера,  Обломов, да даже Манилов подойдет, такой душка!) Обломов, Штольц ­ в произведении Гончарова отлично подходит к теме. Дружба ­ почти родное  отношение к близкому тебе существу ­ в «Маленьком принце» даже Роза и Лис ­ были близкие..  ради них мог на многое пойти мальчик. Обломов, на мой взгляд, слюнтяй, мешковатый тип, даже  удивительно что с ним дружил яркий Штольц. Зачем Штольцу вообще нужен был этот тип? Да,  умен, знал, умел, но.. не хотел, а Штольц в своем постоянном действии все чего ­то хотел, тащил,  10 на аркане но тащил его в свет! Может быть Штольцу нужен был такой тюфяк в виде тормоза? ....  тпруу! ­ чтобы не дальше нужного ускакать? Учителя очень любят эту тему "обломовщина" ­ она просто как красная тряпка для  литературоведов ­ о теме можно спорить и говорить бесконечно!  Если коротко, то помните Васечкина и Петрова в детском фильме? Всегда, когда смотрела,  как Васечкин своей энергией тащит апатичного еле двигающего и всегда сомневающегося  Петрова, ­ думала, что фильм снят именно на основе романа "Обломов". Вспомните Онегина. Кусочек о нем: "Друзья и дружба надоели.. чтобы оставили его" Обломов: так и живет обеспеченный, ни о чем не думающий мужчина в расцвете сил ­ ему бы  оглядеться заметить, что народ кое­ где и голодает, помочь бы кому­ то.. ­ нет целей, стремлений,  скучно жить, когда ты вдруг богат и родился в шелке. Мещане... Обломовцы ­ да они везде вокруг нас! Они любят кричать, критиковать, орать, в конце концо,в как все ужасно плохо ­ начнешь их спрашивать, что делать ­ предложи? ­ покорится судьбе, чего уж  тут... ­ сразу пятиться начинают, и вот они ­ обломовцы. (Вспоминаю Тургенева "Повести") Я думаю, что Обломов,  когда поймет, что Штольц­ угроза его личности ­ сразу примет его в ряды  своих врагов. Потому что проще жаловаться и, скучая, сидеть у себя дома, попивая чаек, чем  начать действовать!  Вражда. Здесь я предлагаю окунуться в мир психологии Льва Толстого. Вот кто­ кто, а писатель  отлично знал грани безумия вражды мирового общества. Или же обратите взор на себя – подумайте, какая именно вражда вас больше интересует? В русской классике множество примеров ­ классовой борьбы и вражды, между мирами ­ государствами,  между племенами и правителями, между личностями? "Капитанская дочка", "Война и мир" ­ где  воины простили "оккупантов," обогрели у костра и накормили "их ведь пожалеть нужно", а  "Александр Невский"? – «Кто с мечом к нам придет тот, от него и погибнет!» (А вот с мячами  можно, хи­хи!!!!) "Тихий Дон" Шолохов!!!!!!!!! МММ...ммм... самое вкусное в этой тематике произведение. Для него надо отдельный отзыв писать. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или  неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека,  способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего  вражду. Определения «дружбы и вражды» Словарь Д.Н. Ушакова "Дружба ­ близкие приятельские отношения, тесное знакомство вследствие привязанности и  расположения" "Вражда ­ неприязнь, взаимная ненависть, недоброжелательные отношения" Словарь Т.Ф. Ефремовой "Дружба ­ отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости,  общности интересов и т.п.; взаимная расположенность, привязанность, характерная для таких  отношений" "Вражда ­ недоброжелательные, неприязненные, проникнутые ненавистью отношения и действия" Цитаты, которые могут задать примерную тему, помочь в аргументации, стать основой  тезиса: А. Азимов: "Люди на земле должны дружить. Не думаю, что можно заставить всех людей любить  друг друга, но я желал бы уничтожить ненависть между людьми." Г. Ибсен: "Для преданного друга нельзя никогда сделать слишком много." "Самое возмутительное  преступление ­ это злоупотребление доверием друга." Д. Юм: "Дружба ­ это спокойная и тихая привязанность, направляемая и укрепляемая привычкой,  возникающей из долгого общения и взаимных обязательств." Цицерон Марк Тулий "Дружба может быть прочна только при зрелости ума и возраста." 11 Цицерон Марк Тулий "Дружба может соединять лишь достойных людей." Иоанн Златоуст "Лучше удары друзей, чем целования врагов." Ф. Бэкон "В мире мало дружбы — и меньше всего среди равных." Франсуа де Ларошфуко "Как бы ни была редка истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже." Б. Франклин "Выбирай друга не спеша, еще меньше торопись променять его." Ф. Шиллер "Настоящая дружба правдива и отважна." Дж. Байрон "Мы часто любим наспех, но вражда Способна длиться многие года." Менандр "Во вражде друг ничем не отличается от врага." В. Скотт "Длинные языки… сеют вражду между соседями и между народами." Цитат на тему вражды и дружбы, особенно дружбы, на сайтах цитат и афоризмов очень  много, больше, чем на все другие темы. Так что можно подобрать что­нибудь для себя  самостоятельно. Кроме романа "Евгений Онегин" Александра Сергеевича Пушкина тему дружбы и вражды  можно раскрыть, аргументируя следующими произведениями литературы: ­ М. Шолохов "Тихий Дон" (Мелехов и Кошевой);  ­ Дж. Стейнбек "О мышах и людях" (Джордж и Ленни);  ­ У. Голдинг "Повелитель мух" (дружба и вражда Ральфа);  ­ Э.М. Ремарк "Три товарища" (Роберт, Готтфрид, Отто, Пат); ­ Л. Улицкая "Зеленый шатер" (Илья, Миха, Саня); ­ Г. Яхина "Зулейха открывает глаза" (взаимоотношения героев). Если вдруг тема коснется взаимоотношений человека и животного, то можно предложить  такие произведения: ­ Л. Андреев "Кусака" (Кусака и люди, дачники); ­ Ч. Айтматов "Плаха" (Акбара и Авдий); ­ Д. Пеннак "Глаз волка" (Африка и Голубой Волк). Примерные темы (естественно, что будут другие):  «Нет уз святее товарищества» (Н.В.Гоголь).  1. Может ли дружба перерасти во вражду?  2. Что такое настоящая дружба. 3. 4. Друг познается в беде. 5. Верно ли, что без истинной дружбы жизнь — ничто? 6. 7. 8.  Можно ли прожить жизнь, не имея друзей?  Когда вражда может перерасти в дружбу?  И с другом и с врагом ты должен быть хорош! Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.  Обидишь друга — наживешь врага ты, Врага обнимешь — друга обретешь. (Омар Хайям)  В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы: исключить из жизни дружбу — все равно что  лишить мир солнечного света (Цицерон). 9. 10.  Можно ли любить друзей за их недостатки?  11. Согласны ли с высказыванием «И друзей, и недругов нужно судить равной мерой  «(Менандр). 12.  Благородным поведением можно завоевать даже врага. 13.  Не бойтесь врагов, нападающих на вас. Бойтесь друзей, льстящих вам! 14. Почему между родными возникает вражда?  15. Нельзя пожать друг другу руки со сжатыми кулаками.  16. Не бывает плохих наций — бывают плохие люди…  17. Если вчерашний друг стал врагом: значит он никогда другом и не был… 12 18. Берегись и остерегайся домашнего врага, ибо каждая стрела, выпущенная тетивой его  коварства и луком его недоброжелательства, принесет гибель (Мухаммед Аззахири Ас­ Самарканди).  19. Настоящая дружба основана на общих взглядах, а не на общих врагах. 13

Прощай, азбука!!!

Прощай, азбука!!!

Прощай, азбука!!!

Прощай, азбука!!!

Прощай, азбука!!!

Прощай, азбука!!!

Прощай, азбука!!!

Прощай, азбука!!!

Прощай, азбука!!!

Прощай, азбука!!!

Прощай, азбука!!!

Прощай, азбука!!!

Прощай, азбука!!!

Прощай, азбука!!!

Прощай, азбука!!!

Прощай, азбука!!!

Прощай, азбука!!!

Прощай, азбука!!!

Прощай, азбука!!!

Прощай, азбука!!!

Прощай, азбука!!!

Прощай, азбука!!!

Прощай, азбука!!!

Прощай, азбука!!!

Прощай, азбука!!!

Прощай, азбука!!!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017