Конструкт №6
Класс: 3
Тема урока: Простое и сложное предложение
УМК: Школа России
Цель: формирование умения объяснять знаки препинания внутри сложного предложения в процессе выполнения практических упражнений
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение принимать цели учебной деятельности, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию, умение осуществлять сравнение, анализ, построение рассуждений, установление причинно-следственных связей, демонстрируют готовность слушать собеседника и вести диалог, умение использовать базовые предметные понятия, отражающие существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные: обучающиеся знают что такое простое и что такое сложное предложение, умеют объяснять знаки препинания внутри сложного предложения, умеют составлять сложное предложение из двух простых и наоборот, составлять схемы предложений.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать принятие и освоение социальной роли обучающегося, мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
Развивающие: развивать умение принимать цели учебной деятельности, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию, умение осуществлять сравнение, анализ, построение рассуждений, установление причинно-следственных связей, готовность слушать собеседника и вести диалог, умение использовать базовые предметные понятия, отражающие существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Образовательные: познакомить обучающихся с тем, что такое простое и что такое сложное предложение, научить объяснять знаки препинания внутри сложного предложения, составлять сложное предложение из двух простых и наоборот, составлять схемы предложений.
Принципы воспитания
Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема
Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом
Принципы обучения
Принцип сознательной активности
Принцип наглядности
Принцип доступности
Принцип прочности
Методы воспитания:
Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование
Методы стимулирования и коррекции действий в отношении детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха, поощрение и порицание
Методы обучения:
Методы получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, демонстрация
Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение
Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание
Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию
Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная
Дидактические средства:
Демонстрационные: мультимедийная презентация "Простое и сложное предложение"
Индивидуальные: учебник, тетрадь, пенал, карточка №1
Тип урока: открытие нового знания
Структура урока:
1. Организационно-мотивационный этап(2 мин.)
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (8 мин.)
3. Решение проблемы (8 мин.)
4. Первичное закрепление (7 мин.)
5. Самостоятельная работа (10 мин.)
6. Рефлексия учебной деятельности (5 мин.)
Итого: 40 мин.
Использованная литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 – 41 с. – Текст: непосредственный.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. — Текст : электронный // РЕЕСТР : [сайт]. — URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovaniia-1.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"".
4. Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для обучающихся 1-4 классов МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №20": рассмотрено на педагогическом совете / протокол № 12 от «30» 08 2023 г. – 157 с. – Текст: непосредственный
5. Канакина, В. П. Учебник. Русский язык. 1 часть / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — 14-е изд. — Москва : Просвещение, 2023. — 165 c. — Текст : непосредственный
Макет доски
Мультимедийная презентация |
Дата. Классная работа. |
|
Ход урока
Этап фрагмента урока |
Задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Планируемые результаты |
1. Мотивация к учебной деятельности
|
Смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность, собрать внимание детей, настроить на предстоящую
|
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль |
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения Александровна, сегодня урок русского языка проведу я. - Проверьте свою готовность к уроку. На партах должны лежать: учебник, рабочий лист, пенал. - У кого все готово, встаньте красиво у своих парт. - Для того, чтобы настроиться на урок, я предлагаю выполнить интересное упражнение, которое называется "Нос - пол - потолок". Знаете ли вы это упражнение? - Если я говорю "нос", то мы показываем на нос, если я говорю "пол", то мы показываем на пол, ну а если я говорю "потолок", то мы с вами показываем на потолок. - Кто понял, что мы сейчас будем делать? ..., скажи, пожалуйста, еще раз, что мы будем делать? - Отлично, предлагаю начать. Будьте внимательными, я могу вас путать. - Молодцы. Вы очень внимательные. А сейчас сядут тихо на свои места девочки и еще тише сядут мальчики. - Не забываем про правильную посадку: ноги стоят ровно на полу, руки на парте, спина касается спинки стула. |
Приветствуют учителя
Проверяют готовность к уроку
Слушают инструкцию учителя
Выполняют упражнение "Нос-пол-потолок"
Садятся за свои рабочие места.
Контролируют свою посадку. |
Ф |
- |
ОК СК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение принимать цели учебной деятельности, демонстрируют готовность слушать собеседника и вести диалог |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. |
Обеспечить мотивацию учения обучающихся. Актуализировать знания по изученным темам. Подвести детей к теме урока.
|
Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль |
- Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, нам с вами нужно повторить то, что мы изучили ранее. - Кто помнит, как звучала тема прошлого урока? - Ребята. что такое главные члены предложения? Все верно. Это подлежащее и сказуемое. - Что такое второстепенные члены предложения? Это все остальные слова в предложении, кроме главных членов. - Какую функцию несут второстепенные члены предложения? - Ребята, предлагаю выполнить упражнение, чтобы проверить, насколько хорошо вы освоили материал прошлого урока. - Работать мы будем с интерактивной доской. Поэтому нам нужно вспомнить правила техники безопасности при работе с ней. Какие правила вы знаете? - Не прикасайтесь к проектору руками, используйте стилус. Не приступать к работе с влажными руками. Не давить и не стучать по интерактивной панели, не прислоняться к ней. - Отлично. Вы хорошо знаете правила при работе с интерактивной панелью. Предлагаю перейти к выполнению упражнения. https://learningapps.org/19233625 - ..., прочитай задание.
- ..., прочитай предложение. - Назовите первое слово в предложении. Какой вопрос мы можем задать к 1 слову в предложении? ..., выйди к доске и выбери нужный вопрос. Все согласны. Отлично. - Назовите второе слово в предложении. Какой вопрос мы можем задать к 2 слову в предложении? ..., выйди к доске и выбери нужный вопрос. Все согласны. Хорошо. - Назовите третье слово в предложении. Какой вопрос мы можем задать к 3 слову в предложении? ..., выйди к доске и выбери нужный вопрос. Все согласны. Молодец, садить на свое место. - Назовите четвертое слово в предложении. Какой вопрос мы можем задать к 4 слову в предложении? ..., выйди к доске и выбери нужный вопрос. Все согласны. Хорошо. - Назовите пятое слово в предложении. Какой вопрос мы можем задать к 5 слову в предложении? ..., выйди к доске и выбери нужный вопрос. Все согласны. Молодец. - Ребята, нам с вами осталось определить главные и второстепенные члены предложения? - ..., выйди к доске. Где в этом предложении подлежащее? О ком говорится в предложении? Выбирай нужное слово. - ..., выйди к доске. Где в этом предложении сказуемое? Как ты понял, что это сказуемое? Выбирай нужное слово. Все согласны? - ..., выйди к доске. Где в этом предложении первый второстепенный член? Все согласны? Как вы это поняли? Выбирай нужное слово. - ..., выйди к доске. Где в этом предложении второй второстепенный член? Все согласны? Как вы это поняли? Выбирай нужное слово. - ..., выйди к доске. Где в этом предложении третий второстепенный член? Все согласны? Как вы это поняли? Выбирай нужное слово. - Предлагаю проверить, правильно ли мы выполнили задание? Все верно. Вы большие молодцы. Я вижу, что вы хорошо освоили тему прошлого урока. - Предлагаю перейти к теме сегодняшнего урока. - Для того, что узнать тему урока, предлагаю посмотреть на слайд. Пр0(т0е и (л0жн0е предл0жение - Это анаграмма. Кто хочет попробовать ее расшифровать? Как будет звучать тема сегодняшнего урока? - Вы правы. Тема: простое и сложное предложение. - Для того, чтобы изучить эту тему, нужно сформулировать цель урока. - Для этого предлагаю вставить в цель пропуски. Цель: узнать, какие предложения называются _______, а какие _________ и выполнить ______________. Слова для справок: упражнения, простыми, сложными - Молодцы. Цель урока: узнать, какие предложения называются простыми, а какие сложными и выполнить упражнения. - Мы с вами сформулировали тему и цель урока. Предлагаю перейти к изучению нового материала. |
Вспоминают тему прошлого урока. Отвечают на вопросы учителя по теме прошлого урока.
Вспоминают и называют правила работы с интерактивной панелью.
Читают задание.
Отвечают на вопросы учителя, выполняют задание, выбирают верные варианты.
Отвечают на вопросы учителя, выполняют задание, выбирают верные варианты.
Формулируют тему урока.
Формулируют цель урока.
|
Ф И |
Мультимедийная презентация |
ОК СК ВК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение принимать цели учебной деятельности, умение осуществлять сравнение, анализ, построение рассуждений, установление причинно-следственных связей, демонстрируют готовность слушать собеседника и вести диалог, умение использовать базовые предметные понятия, отражающие существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные: обучающиеся знают что такое простое и что такое сложное предложение, умеют объяснять знаки препинания внутри сложного предложения |
3. Решение проблемы.
|
Организация деятельности, направленной на достижение цели. |
Методы получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, демонстрация Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль |
- Для того, чтобы узнать, какие предложения мы называем простыми, а какие сложными, предлагаю посмотреть на слайд. Солнце скрылось за тучами. Солнце скрылось за тучами, вдалеке ударил гром. - Предлагаю записать эти предложения в тетрадь. Но перед этим откройте тетради и запишите сегодняшнюю дате и классная работа. - Ниже под классной работой спишите предложения. - Предлагаю сейчас взять простой карандаш и линейку и выделить в первом предложении грамматическую основу. Что такое грамматическая основа? Это подлежащее и сказуемое. - Даю вам пол минуты для того, чтобы из подчеркнуть. - Какую грамматическую основы вы подчеркнули? Солнце скрылось. У всех так получилось? - Ребята, это предложение будет называться простым, потому что оно имеет одну грамматическую основу. - Предлагаю выделить грамматическую основу во втором предложении. Сколько грамматических основ получилось? 2. Ребята, это предложение будет называться сложным, потому что в нем 2 грамматические основы. Сложные предложения состоят из нескольких простых, поэтому в них несколько грамматических основ. - Предлагаю познакомиться с правилами из учебника. Откройте учебник на странице 34. - Найдите правило в желтой рамке. ..., прочитай его.
- Переверните страницу и найдите там правило в желтой рамке.
- Что такое простое предложение? Простое предложение - предложение в котором одна грамматическая основа. - Что такое сложное предложение? Это предложение, которое состоит из 2 и более грамматических основ. - Как разделяются части сложного предложения? - Для того, чтобы было удобнее и проще различать сложное предложение от простого, можно составлять схемы предложений. При помощи схем предложений будет удобнее посчитать, сколько грамматических основ в предложении. - Для того чтобы научиться составлять такие схемы, мы с вами выполним упражнение https://learningapps.org/24522824 - ..., прочитай задание. Вспомни правила. Распредели предложения по группам. - На какие группы нам нужно разделить предложения? - Что такое простое предложение? - Простое предложение — это предложение, в котором одна грамматическая основа. - Что такое сложное предложение? - Сложное предложение — это предложение, в котором два и более простых предложений. - ..., прочитай 1 предложение. Спишите его в тетрадь. Подчеркните все главные члены. Предлагаю составить схему этого предложения. - Для того, чтобы составить схему мы с вами берем простой карандаш и рядом с предложением ставим квадратную скобку, затем смотрим, что в предложении первое (подлежащее или сказуемое) если первое - подлежащее, то после скобки рисуем одну горизонтальную линию. Далее обозначаем в схеме сказуемое - две горизонтальные линии. теперь смотрим, есть ли еще главные члены в этом предложении, если нет, то закрываем квадратную скобку и ставим знак препинания, которым оканчивается предложение (точка, восклицательный или вопросительный знак), если есть, то мы ставим запятую после 1 грамматической основы и так же переносим их в схему и после закрываем схему квадратной скобкой и ставим знак. - Посмотрите на схему и скажите, сколько в нем грамматических основ? Какая здесь грамматическая основа? Почему в предложении стоит запятая? В какую группу отнесем это предложение? * аналогично обсуждаются следующие предложения - Молодцы. Мы справились с заданием. - Что мы сейчас с вами делали? В чем заключалось задание? |
Слушают инструкцию учителя
Записывают в тетрадь дату и классная работа. Списывают предложения со слайда.
Выделяют грамматическую основу в первом предложении.
Открывают учебник.
Читают правила.
Отвечают на вопросы учителя.
Слушают инструкцию.
Читают задание.
Отвечать на вопросы учителя.
Знакомятся с тем. как составляются схемы предложений.
Выполняют упражнение.
Отвечают на вопросы учителя.
Проверяют задание |
Ф И |
Мультимедийная презентация |
ОК СК ВК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять сравнение, анализ, построение рассуждений, установление причинно-следственных связей, демонстрируют готовность слушать собеседника и вести диалог, умение использовать базовые предметные понятия, отражающие существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные: обучающиеся знают что такое простое и что такое сложное предложение, умеют объяснять знаки препинания внутри сложного предложения, умеют составлять сложное предложение из двух простых и наоборот |
4. Первичное закрепление. |
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала; освоение новых способов, приемов работы; развивать умения осознанно осваивать способы и знания в работе. |
Методы получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, демонстрация Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль |
- Для того, чтобы достичь цели, предлагаю выполнить несколько упражнений. - 1 упражнение: составит из двух простых предложений одно сложное. Помните, что части сложного предложения связаны друг с другом в одно целое по смыслу. Неожиданно выглянуло солнце. Бочка по морю плывёт. И деревья засеребрились от росы. В темнице там царевна тужит. Да орешки все грызет. Скоро закружат метели. А бурый волк ей верно служит. Туча по небу идёт. Белка песенки поет. Ляжет снег на ветки ели. - Предложения вы будете записывать в тетрадь, поэтому откройте свои тетради и запишите сегодняшнюю дату и классная работа. - Предлагаю начать выполнять упражнение - ..., прочитай 1 предложение. Попробуйте найти среди всех предложений подходящее к нему по смыслу другое предложение. - Почему именно это предложение? - Какое предложение у нас получится? Где будет стоять запятая? - Предлагаю записать предложение в тетрадь. Предлагаю выделить в предложении грамматическую основу. *аналогичная работа проделывается с остальными предложениями - Отлично. Мы с вами справились с этим упражнением. |
Слушают инструкцию учителя.
Записывают дату и классная работа.
Выполняют упражнение.
Отвечают на вопросы учителя.
Проверяют работу. |
Ф И |
Карточка №1 |
ОК СК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять сравнение, анализ, построение рассуждений, установление причинно-следственных связей, демонстрируют готовность слушать собеседника и вести диалог, умение использовать базовые предметные понятия, отражающие существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные: обучающиеся знают что такое простое и что такое сложное предложение, умеют объяснять знаки препинания внутри сложного предложения, умеют составлять сложное предложение из двух простых и наоборот, составлять схемы предложений. |
5. Самостоятельная работа |
Организовать самостоятельную работу, направленную на отработку полученных умений. |
Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль |
- Предлагаю выполнить следующее упражнение. - Здесь вам будет необходимо списать сложное предложение, составить его схему, заменить сложное предложение простым и записать его в тетрадь. Идёт мелкий дождь, мокрая листва не шуршит под ногами. Побелели поля и пригорки, тонким льдом покрылась река. Тёмные тучи обложили небо, налетел ветер. Стоят суровые морозы, реки одеты ледяным покровом. Январский лес спит, ёлочки спрятались в снегу. - Всем понятно, что мы будем делать? На работу даю вам 10 минут. Время пошло. - Время вышло. ..., прочитай простые предложения, которое у тебя получились из первого сложного. У всех получилось так же? - ..., прочитай предложения, которые у тебя получились из второго сложного. У кого получилось по-другому? - Отлично. Вы большие молодцы. |
Слушают инструкцию учителя
Выполняют самостоятельную работу.
Выполняют фронтальную проверку и самопроверку
|
Ф И |
Мультимедийная презентация
|
ОК СК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение принимать цели учебной деятельности, умение осуществлять сравнение, анализ, построение рассуждений, установление причинно-следственных связей, демонстрируют готовность слушать собеседника и вести диалог. Предметные: обучающиеся знают что такое простое и что такое сложное предложение, умеют объяснять знаки препинания внутри сложного предложения, умеют составлять сложное предложение из двух простых и наоборот, составлять схемы предложений. |
6. Рефлексия учебной деятельности |
Организовать самооценку результатов деятельности.
|
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль |
- Наш урок подходит к концу. Кто помнит, как звучала тема сегодняшнего урока? Цель? Достигли ли мы ее? - Предлагаю оценить работу на сегодняшнем уроке. Для этого я предлагаю продолжить фразы: Мне понравилось... Я узнал... Было интересно... Было трудно... Я благодарю вас за урок, вы большие молодцы. Урок окончен. До свидания. |
Вспоминают тему и цель урока. Подводят итоги работы на уроке.
Продолжают фразу.
Прощаются с учителем. |
Ф |
Мультимедийная презентация |
ОК СК |
Личностные: обучающиеся развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.