Тема заседания методического объединения учителей начальной школы:
Работа с одарёнными и способными детьми
в начальной школе в условиях введения ФГОС
Цель: создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в начальной школе.
Задачи:
• изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
• создание системы целенаправленного выявления одарённых и способных детей;
• развитие их способностей и возможностей на уроках;
• развитие способностей талантливых детей во внеурочной и внеклассной деятель-ности;
• организация системы исследовательской работы учащихся;
обмен опытом с педагогами по работе с одарёнными детьми.
Протокол.doc
Протокол № 1 от 27 августа 2012 г.
Присутствовали: учителя начальных классов, психолог.
Тема заседания методического объединения учителей начальной школы:
Работа с одарёнными и способными детьми
в начальной школе в условиях введения ФГОС
Цель: создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития
индивидуальных задатков одарённых детей в начальной школе.
Задачи:
изучение научнометодической и психологопедагогической литературы по
данной проблеме;
создание системы целенаправленного выявления одарённых и способных детей;
развитие их способностей и возможностей на уроках;
развитие способностей талантливых детей во внеурочной и внеклассной
деятельности;
организация системы исследовательской работы учащихся;
обмен опытом с педагогами по работе с одарёнными детьми.
Вопросы для обсуждения:
1. «Одарённые дети: взгляд на проблему» Кудряшова Е.Н. МБОУ СОШ №3.
2. «Формы работы с одарёнными детьми» Серова Г.М. МБОУ СОШ №3
3. «Исследовательская работа с одарёнными детьми в начальной школе»
Чистякова Л.Н. МБОУ СОШ №7
4. «Использование новых педагогических технологий – портфолио ученика начальной
школы как средство мотивации личностного развития».
МБОУ СОШ №5 Боросан Т.Ю.
5. Планирование работы на новый учебный год.
Заслушали: По первому вопросу выступила Кудряшова Е.Н. МБОУ СОШ №3.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде
всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности
человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Из материалов ФГОС
К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества
“хорошая школа”?
∙ Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
∙ В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
∙ В школе должны быть свои традиции.
Школа должна давать современное образование.
В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в
системе дополнительного образования.
Признаки одарённых детей. Они очень любопытны, активно исследуют окружающий их мир и не терпят какихлибо
ограничений своих исследований.
В раннем возрасте способны прослеживать причинноследственные связи, делать правильные
выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий.
Одаренные дети часто "перескакивают" через последовательные этапы своего развития.
У них отличная память, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении.
Они рано начинают классифицировать поступающую к ним информацию и собственный опыт, с
удовольствием отдаются коллекционированию. При этом их целью является не приведение
коллекции в идеальный и достаточно постоянный порядок, а реорганизация, систематизация её на
новых основаниях.
У одаренных детей большой словарный запас, они с удовольствием читают словари и
энциклопедии, придумывают новые слова и понятия.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием
воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый
ответ.
Одаренный ребенок способен длительное время (до нескольких часов) концентрировать свое
внимание на одном деле, он буквально погружается в свое занятие, если оно ему интересно.
Одаренным и талантливым детям присуще сильно развитое чувство справедливости, они
одинаково сильно реагируют на далекие проблемы, увиденные по телевизору, и на испытанную
лично несправедливость со стороны окружающих.
У одаренных детей хорошо развито чувство юмора, они обожают подковырки, игру слов и
часто видят их там, где сверстники не обнаруживают.
Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока еще "не по зубам", и
в решении некоторых из них добиваются успеха.
Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они
способны вообразить себе множество опасных последствий какоголибо события.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся
условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и
писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.
Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни.
Обновленное содержание образования.
Новое поколение образовательных стандартов.
Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение
всего периода становления личности.
К каждому ученику – индивидуальный подход, миниминизирующий риски для здоровья в
процессе обучения
(Пункты из президентской инициативы)
Портрет выпускника школы.
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.
Умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности.
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культур каждого народа.
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение.
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Слушали по второму вопросу Серову Г.М. МБОУ СОШ №3.
Основные направления работы с одарёнными детьми: Развитие системы личностноориентированного образования детей
•
• Создание развивающей среды, отвечающей познавательным потребностям и
возможностям способных детей
• Признание ценности творчества ребёнка учителями и родителями
Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных
дисциплин.
Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение,
процесс познания должен быть для таких детей самоценным. А главное, нужен постепенный
переход к обучению не столько фактам, сколько идеями и способам, методам, развивающим
мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее
самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения
которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
Для оптимального развития одаренных учащихся разрабатываются специальные развивающие
программы по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы обучения одаренного
учащегося.
Методы и формы работы с одаренными учащимися, органически сочетаются с методами и
формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаются определенным
своеобразием.
Используются: тематические и проблемные миникурсы, «мозговые штурмы» во всех вариантах,
ролевые тренинги, способствующие развитию исследовательских умений в процессе научно
практической работы или творческих заданий и т. п.
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в
рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на
дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получают групповые
формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в
самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.
Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм, методов и приемов
работы.
Наряду с урочной деятельностью способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся
занятия по интересам, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, участие в самых
различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной
исследовательской работы учащихся.
Выступила по третьему вопросу Чистякова Л.Н. МБОУ СОШ №7
1. Теоретические основы организации исследовательской работы с одаренными детьми в
начальной школе;
2 Характеристика сущности исследовательской работы;
3. Методика организации исследовательской работы с одаренными детьми в начальной школе.
Выступила по четвёртому вопросу
«Использование новых педагогических технологий – портфолио ученика начальной школы
как средство мотивации личностного развития».
Боросан Т.Ю. МБОУ СОШ №5
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и
развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. А вот как определяет основные
цели и задачи ведения портфолио в начальных классах учитель Боросан Т.Ю.
— создание ситуации успеха для каждого ученика
повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и
соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к
самосовершенствованию.
А также Татьяна Юрьевна подробно раскрыла следующие вопросы:
Как выглядит портфолио ученика начальной школы?
Возможный вариант составления портфолио ученика начальной школы.
Примерная структура портфолио.
Как и чем наполнить портфолио ученика начальной школы.
Спланировали работу на 2 заседание (осенние каникулы)
Постановили:
продолжить работу над
Созданием системы целенаправленного выявления одарённых и способных детей;
Разработками и внедрением индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей;
организацией школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных
соревнований;
приобретением и изучением научной и учебнометодической литературы, необходимой для
творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
проведением научнопрактических конференций и семинаров по проблемам работы с
одарёнными детьми.
В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми это сложный и
никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагогов личностного характера, хороших,
постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, а также
тесного сотрудничества с психологами, другими педагогами, администрацией и обязательно с
родителями одаренных детей. Он требует постоянного роста мастерства педагогической
гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной
стороной.
Кудряшова Елена Николаевна,
руководитель МО учителей начальных классов
городского округа город Мантурово Костромской области
Протокол ГМО
Протокол ГМО
Протокол ГМО
Протокол ГМО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.