Протокол совещания "Организация и апробация системы мониторинга качества образования в школе"
Оценка 4.9

Протокол совещания "Организация и апробация системы мониторинга качества образования в школе"

Оценка 4.9
Документация
docx
администрации
11 кл
19.01.2017
Протокол совещания "Организация и апробация системы мониторинга качества образования в школе"
Протокол совещания при директоре посвящен вопросу организации и апробации системы мониторинга качества образования в школе. Основной тенденцией последнего десятилетия является введение стандартов, связанных с системой оценки, как ожидаемых, планируемых образовательных достижений или результатов обучения. Стандарты достижения рассматриваются как обязательный минимальный уровень достижений.
протокол совещания о качестве образования.docx
ПРОТОКОЛ совещания при заместителе директора Дата:  Присутствуют: учителя 1 – 11 классов. Повестка совещания: 1. Организация и апробация системы мониторинга качества образования в школе Слушали: Организация и апробация системы мониторинга качества образования в школе Докладывает: Мехонцева М. Г., заместитель директора по УВР. Создание системы  оценки  качества образования в России происходит в период введения образовательных стандартов и появления необходимости оценивать их достижение в масштабах всей страны. В связи с этим ставится задача создать систему получения объективной информации о   результатах   обучения   в   соответствии   с   образовательными   стандартами   (в   том   числе   ­ определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга   и   его   использование   как   неотъемлемого   инструмента   управления   качеством образования) на уровне образовательного учреждения, на основе которой можно будет принимать управленческие   решения.   Современная   педагогическая   наука   и   практика   поставлены   перед необходимостью   перехода   от   традиционных   способов   сбора   сведений   о   школе   ­   к педагогическому   мониторингу,   под   которым   мы   понимаем   целенаправленное,   специально организованное,   непрерывное   слежение   за   функционированием   и   развитием   образовательного процесса   и/или   его   отдельных   элементов   в   целях   своевременного   принятия   адекватных управленческих решений на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза. Традиционная   система   оценки знаний   учащихся,   сформировавшаяся   в   период   советской школы,  имеющая  богатый  опыт  в области  контроля  за  результатами  обучения,  в  силу  своих организационных и технологических особенностей не может обеспечить удовлетворение данных потребностей   общества.   Ее   результаты   нельзя   использовать   для   получения   объективных количественных и качественных показателей, позволяющих управлять качеством образования. Появление   понятия   "мониторинг"   связано   со   становлением   и   развитием   информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о стоянии тех или иных объектов и структур. Образовательная система оказалась слишком сложной, многоаспектной, чтобы можно было сразу создать такую систему, которая позволила бы объективно судить о состоянии дел. В   настоящее   время   в   России   различными   научными   коллективами   создаются   подходы   к оценке   достижения   стандартов   образования.   Встает   задача   проанализировать   эти   подходы   и оценить перспективность их применения для аттестации обучающихся, а также для построения системы оценки качества образования в образовательном учреждении. Для этого необходимо иметь ориентиры для сравнения. Одним из таких ориентиров может быть анализ зарубежного опыта,   позволяющий   выявить   тенденции   развития   систем   оценки   результатов   обучения, преобладающие   подходы   в   оценочной   деятельности,   технологии   оценки,   которые   можно использовать   при   разработке   системы   мониторинга.   Предметом   анализа   в   данной   работе являются   системы   оценки   результатов   обучения   в   школе,   используемые   в   США   на государственном, региональном и школьном уровнях. Система оценки результатов обучения Все основные характеристики системы оценки результатов обучения (основные подходы к разработке   инструментария,   характеристики   проверочных   работ,   процедуры   проведения, представление результатов и др.) определяются основными целями и задачами, которые ставятся перед   этой   системой.   В   большинстве   случаев   перед   системой   оценки   результатов   обучения ставится   основная   цель   ­   получение   объективной   информации   о   функционировании   системы образования. Системы оценки результатов обучения можно разделить на подсистемы в соответствии с целями и объектами оценки:  оценка   индивидуальных   образовательных   достижений   учащихся   (состояния   или динамики   роста)   для   целей   аттестации   (подтверждения   получения   определенного   уровня образования),   коррекции   индивидуальных   результатов   учащихся,   перехода   на   следующую ступень обучения, выбора уровня изучения отдельных учебных предметов;  оценка   уровня   образовательных   достижений   класса,   школы   с   целью   оценки деятельности учителей или школы, усовершенствования процесса преподавания и обучения;  мониторинг   образовательных   достижений   выборочной   совокупности   учащихся   в масштабе   отдельных   регионов   или   страны   в   целом   с   целью   оценки   качества   обучения   и тенденций развития. Использование тестовых технологий Слово тест произошло от английского слова "test" ­ проба, испытание, исследование. В узком значении   тест   достижения   ­   это  инструмент,   измеряющий   у  учащихся   уровень   их  овладения знаниями   и   умениями   в   результате   обучения.   Тест   ­   в   более   широком   смысле   ­   это стандартизированная   процедура,   совокупность   методик   для   получения   определенных характеристик (количественных) о достигнутом уровне знаний, умений и навыков испытуемого. Тесты могут включать задания любого типа: закрытые (например, с выбором ответа), открытые (со свободно конструируемыми ответами), практические задания или другие. К особенностям теста, отличающим его от контрольных работ, можно отнести следующие: тесты   разрабатываются   в   строгом   соответствии   с   теорией   тестов   (классической   или современной); они имеют устойчивые статистические характеристики для выборки учащихся, для   оценки   достижений   которых   они   разрабатывались;   процедура   тестирования стандартизирована (т.е. выполнение тестов, проверка, обработка и интерпретация их результатов проводится по единым правилам); тесты ориентированы не на констатацию наличия у учащихся отдельных усвоенных знаний или умений (хотя данная информация может быть получена по результатам выполнения тестов), а на определение уровня усвоения определенной совокупности учебного   материала.   Данные   тесты   получили   название   стандартизированные.   Тесты, разработанные   учителями   или   специалистами­предметниками,   но   не   отвечающие   всем требованиям, предъявляемым к стандартизированным тестам, будем называть авторскими. Тесты   разрабатываются   в   соответствии   с   национальными   стандартами.   Результаты тестирования соотносятся с уровнями достижений, определенными в национальных стандартах. Их смысл заключается в том, что они характеризуют тот уровень подготовки (знаний и умений), который в определенном возрасте достигает большинство учащихся страны. Стандартизированные тесты необходимо использовать в каждой школе с целью управления образовательным процессом, совершенствования системы преподавания и обучения, мониторинга результатов   школы,   распределения   учащихся   по   разноуровневым   классам   или   курсами,   для сертификации учащихся. Стандартизированные   тесты,   как   правило,   достаточно   проводить   один­два   раза   в   год   в каждой   школе.   Но   авторские   тесты,   подготовленные   учителями,   проводятся   по   мере необходимости и обязательно в конце каждой темы. Очень часто учителя используют тесты, разработанные авторами учебников, по которым они работают. Основы построения системы мониторинга результатов обучения. В определении подходов к построению системы мониторинга результатов обучения особую роль играют следующие ключевые вопросы: 1. C какой целью будет использоваться создаваемая система? Что будет оцениваться? 2. Насколько объективными, надежными и валидными должны быть результаты? Возможна ли их интерпретация? оценки? 3. Какие выводы должны быть сделаны на основе этих результатов? 4. Какие проблемы могут возникнуть в процессе разработки инструментария и проведения Основные подходы в оценке образовательных достижений Существуют три основных подхода в оценке образовательных достижений учащихся:  критериально­ориентированный, позволяющий оценить насколько учащиеся достигли заданного уровня знаний, умений и отношений, например, определенного как обязательный результат обучения (образовательный стандарт). В данном случае оценка конкретного ученика не зависит от того, какие результаты получили другие ученики. Результат будет показывать соответствует   ли   уровень   достижений   данного   ученика   социально­культурным   нормам, требованиям   стандарта   или   другим   критериям.   При   данном   подходе   результаты   могут интерпретироваться двумя способами: в первом случае делается вывод о том, освоен или не освоен проверяемый материал (достиг стандарта или нет), во втором ­ дается уровень или процент   освоения   проверяемого   материала   (на   каком   уровне   освоен   стандарт   или   какой процент из всех требований стандарта усвоен).  ориентированный на индивидуальные нормы конкретного ученика, реального уровня его развития  в данный момент времени.  Результатом оценки в  этом случае  является темп усвоения и объем усвоенного материала по сравнению с его начальным стартовым уровнем.  нормативно­ориентированный, ориентированный   на   статистические   нормы, определяемые для данной совокупности учащихся. Учебные достижения отдельного ученика интерпретируется в зависимости от достижений всей совокупности учащихся, выше или ниже среднего показателя ­ нормы. Происходит распределение учащихся по рангам. Данный подход не соотнесен с содержанием процесса обучения, а если проверку проводит учитель, то его оценка  чаще всего  субъективна,  т.к. свои  оценки  он делает  относительно   среднего  уровня подготовки класса. При оценке достижений образовательных стандартов используются различные подходы, в зависимости   от   того,   что   понимается   под   стандартами:   достижение   определенных   целей образования,   освоение   определенного   содержания   учебного   предмета   или   достижение определенных уровней подготовки. Последние тенденции в оценке результатов обучения 1. Переход к когнитивной точке зрения на обучение и оценку:  от   оценки   исключительно   результатов   обучения   к   рассмотрению   также   процесса обучения;  от пассивного ответа на заданный вопрос к активному конструированию содержания ответа;  от оценки отдельных, изолированных умений к интегрированной и междисциплинарной оценке;  внимание к метапознанию (самоконтролю, общеучебным умениям и умениям, связанным с   волевыми   проявлениями   личности   (мотивации   и   другим   сферам,   влияющим   на   процесс обучения и образовательные достижения);  изменение   значения   понятия   "знающий"   и   "умеющий",   отход   от   рассмотрения   этих понятий   как   некоторого   накопления   изолированных   фактов   и   умений   и   новое   наполнение понятия в терминах применения и использования знаний. 2.   Изменение   формы   оценки:   переход   от   письменной   проверки   к   аутентичной   проверке, основными особенностями которой являются: значимая для учащихся оценка;   использование заданий с определенным контекстом (контекстуализированные задачи);  основное внимание к комплексным умениям;  включение заданий с несколькими правильными ответами;  ориентация оценки на стандарты, известные учащимся;  оценка динамики индивидуальных достижений учащихся. 3.   Изменение   характера   оценки,   проводимой   учителями,   самооценки   учащихся,   оценки, проводимой родителями: от единовременной оценки с помощью одного измерителя (чаще всего теста) ­ к портфолио (оценке работ, выполненных учащимися за определенное время). 4.   Переход   от   одномерного   к   многомерному   измерению   ­   от   оценки   только   одной характеристики образовательных достижений к оценке нескольких характеристик одновременно. 5.   Переход   от   оценки   исключительно   индивидуальных   достижений   учащихся   к   оценке достижения группы учащихся:  оценка умений работать в коллективе;  оценка результатов групповой работы. Образовательные стандарты и оценка их достижения Как уже упоминалось выше, основной тенденцией последнего десятилетия является введение стандартов,   связанных   с   системой   оценки,   как   ожидаемых,   планируемых   образовательных достижений   или   результатов   обучения.   Причем   стандарты   достижения   рассматриваются   как обязательный минимальный уровень достижений. Стандарт это "степень или уровень требований, уровень совершенства или уровень достижений". Тесты минимальной компетентности оценивают не образовательные достижения вообще, а компетентность учащегося в контексте принятия решения (на основе результатов тестирования) о   дальнейшем   пути   испытуемого:   обучении   на   последующей   ступени   школы   или   переходе   к профессиональной   деятельности.   Выражение   "минимальная"   (компетентность)   означает,   что оценивается не любой уровень образовательной подготовки, включая и максимально возможный, а достаточный и необходимый уровень. К тестам минимальной компетентности и сфере их использования предъявляются следующие требования:  На   этапе   планирования   теста   разрабатывается   спецификация,   понятно сформулированная   и   доступная   для   всех   заинтересованных   лиц,   в   которой   подробно описываются структура теста и все проверяемые умения. Такая спецификация используется как   для   разработки   тестов   (специалистами   предметниками   и   тестологами),   так   и   для подготовки к тестированию (учителями и учениками).  Тест должен оценивать умения, значимые для дальнейшей жизни испытуемых, включая и когнитивные умения. Получение положительной оценки за выполнение теста должно быть социально значимо.  Стандарты   достижения   должны   быть   определены   и   сформулированы   в   терминах школьных программ.  Проверяемые компетентности и задания теста не должны дискриминировать ни одну из групп обучающихся.  "Минимум" должен разделять учащихся по уровню подготовки.  В   связи   с   тем,   что   не   бывает   идеальных   тестов,   окончательные   решения   о   судьбе обучающихся   не   должны   приниматься   только   на   основе   результатов   выполнения   тестов. Необходимо учитывать и другие оценки, полученные в течение года, а также мнения учителей и др. Результаты, полученные в рамках оценки минимальной компетентности, можно использовать для   информирования   общественности   о   результатах   образования   в   школе,   т.е.   для   оценки деятельности школы. Критерии анализа системы оценки результатов обучения 1. До введения системы оценки необходимо четко определить, что должны знать и уметь учащиеся, и на каком уровне. 2. Приоритетной целью системы оценки достижения стандартов должна быть помощь в совершенствовании преподавания и процесса обучения. 3. Требования к уровню подготовки учащихся, инструментарий и процедуры оценки, а также способы использования результатов, должны быть одинаковыми для всех учащихся. 4. Инструментарий   для   оценки   достижения   стандартов   должен   быть   валидным   по отношению к образовательным стандартам. 5. Результаты   оценки   достижения   стандарта   должны   сообщаться   вместе   с   другой необходимой релевантной информацией. 6. Учителя должны быть вовлечены в процесс разработки и реализации системы оценки. 7. Процедура   оценки   и   результаты   должны   быть   понятны   всем   (учащимся,   учителям, родителям, управленцам и другим пользователям) 8. Используемая система оценки должна постоянно усовершенствоваться. На основании выше сказанного, для организации системы мониторинга в образовательном учреждении необходимо использовать некоторые перспективные подходы к организации системы оценивания:   сочетание   внешнего   и   внутреннего   контроля   образовательных   достижений; одновременная   оценка   подготовки   учащихся   на   обязательном   (минимальном)   и   повышенном уровнях; более широкое использование заданий, валидных по отношению к требованиям к уровню подготовки выпускников школы  (например,  заданий со  свободно­конструируемыми ответами, практических   заданий   и   др.);   более   широкое   привлечение   учителей   в   процесс   контроля   за образовательными   достижениями;   использование   технологии   разработки   тестов   в   рамках современной   теории   тестов;   создание   механизмов   обеспечения   качества   разработки   тестов; организация   общественно­профессиональной   экспертизы   на   важнейших   этапах   разработки тестов, используемых для аттестации учащихся и мониторинга качества образования. Нецелесообразно   использовать   подходы   или   технологии,   от   которых   отказывается большинство развитых стран (например, использовать только тесты с закрытыми заданиями или с небольшим количеством открытых заданий, использовать только авторские тесты для системы мониторинга,   использовать   результаты   тестирования   только   для   аттестации,   сравнивать результаты /тестируемых/ с помощью неоткалиброванных тестов и др.) Решение этой проблемы мы видим в применении современных информационных технологий для диагностики результатов образовательного процесса.  Система мониторинга качества образования в образовательном учреждении. Цель мониторинга: оперативно и своевременно выявлять все изменения, происходящие в сфере деятельности образовательного учреждения. Полученные объективные данные являются основанием для принятия управленческих решений. Субъекты и объекты педагогического мониторинга. Субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и учителя, и ученики, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее. Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики   всех   участников   образовательного   процесса,   их   потребности   и   отношение   к образовательному учреждению. Разработка и апробация системы педагогического мониторинга. Система   ­   множество   закономерных   друг   с   другом   элементов,   представляющих   собой определенное целостное образование, единство (Толковый словарь). В любой сфере человеческой деятельности невозможно добиться позитивной динамики без осознаваемой (всеми или многими) и принимаемой системы. Создание теоретической модели системы педагогического мониторинга ­ первый шаг на пути управления качеством образования.   мониторинг   уровня   ЗУН   обучающихся   Существующие   системы   мониторинга   можно   сгруппировать   по   следующим   основаниям:  I   группа ­   результат")  II   группа ­   мониторинг,   связанный   с   непосредственным   накоплением   и   структуризацией информации;  III   группа ­   системы   мониторинга,   построенные   с   использованием   модели   "вход   ­   выход";  IV   группа ­   системы   мониторинга   на   уровне   образовательного   учреждения.   С   их   помощью предпринимаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения,   выделить   факторы,   влияющие   на   качество   обучения,   найти   примеры   связи квалификации педагога и результатов преподавания. ("цель   ­ Групп а Объекты  мониторинга Методы, направления I II Результативность  учебно­ воспитательного  процесса Накопление и  структуризация  информации о  преподавателях,  материально­ технической  оснащенности  учебного процесса III Модель "вход­ выход" ­ тестирование (тестовые задания и КИМы итоговой  аттестации),  ­ анализ уровня обученности и обучаемости учащегося,  ­ информационная карта текущей успеваемости и  посещаемости учащегося. ­ педагогические кадры, их квалификация;  ­ общие показатели, материально­техническая база;  ­ комплексно­методическое обеспечение учебного  процесса;  ­ результативность образовательного процесса;  ­ результативность воспитательного процесса;  ­ инновационная и методическая деятельность;  ­ мониторинг качества функционирования образовательного  учреждения (расписание и т.п.) ­ психолого­педагогические характеристики учащихся (в  том числе и уровень готовности первоклассников); уровень  обученности и обучаемости;  ­ изучение развития у учащихся ключевых компетенций  (карта наблюдения и оценки);  ­ модель выпускника школы (начальной, основной и  средней),  ­ поступление в высшие и средние профессиональные  учебные заведения, IV На уровне  образовательного  учреждения ­ работодатель и проблема трудоустройства. ­ анализ урока;  ­ рейтинговая оценка деятельности учителя, классного  руководителя, руководителя ДО, руководителя  методического объединения;  ­ положение о лучшем учителе, руководителе  методического объединения, классном руководителе и т.д.  (результаты деятельности и система поощрения);  ­ изучение потребностей всех участников образовательного  процесса. Однако   принцип   системности   в   проведении   педагогического   мониторинга   может   быть реализован только при условии разработки циклограмм. Годовая циклограмма педагогического мониторинга в ОУ Предмет  мониторинга  (объекты  мониторинга) Периодичност ь Цели мониторинга Результат Ответственны е (субъекты  мониторинга) Общие  показатели и  материально­ техническая база образовательного учреждения Учебно­ методическое  обеспечение  учебного  процесса Методическая  работа школы Сбор статистических  данных об  оснащенности  учебного процесса, об  уровне квалификации  педагогических  работников и  динамике изменений  качественного и  количественного  состава обучающихся Сбор информации об  обеспеченности  учебного процесса  учебной и  методической  литературой,  средствами  наглядности и т.д. Создание банка  данных о  методической  деятельности  методического  объединения, создание 2 раза в год Аналитические записки,  диаграммы Руководители  методических  объединений,  зам. дир. по  УВР 1 раз в год  (декабрь) Руководители  методических  объединений,  библиотекарь Сводные  таблицы,  диаграммы 2 раза в год  (сентябрь, май) Руководители  методических  объединений,  зам. директора по УВР ,  члены  Аналитически й отчет,  включающий  графики и  диаграммы условий для  систематического  анализа методической  работы Сбор информации об  уровне  профессионализма  учителей, о  направлениях их  методического  развития и  совершенствования,  составление рейтинга  учителей Определение уровня  профессиональной  компетентности  классного  руководителя,  создание классным  руководителем банка  данных учащихся,  информации об их  уровне обученности,  воспитанности, уровне развития классного  коллектива и  сформированности у  учащихся основных  компетенций Анализ качества  составленных рабочих  программ и  календарно­ тематического  планирования Определение уровня  (качества)  обученности учащихся Деятельность  учителя Деятельность  классного  руководителя Нормативно­ планирующая  документация Деятельность  учащихся методического совета школы Ежемесячно Зам. дир. по  УВР Таблицы,  справки,  диаграммы Ежемесячно Справки,  таблицы,  диаграммы Зам. дир. по  ВР,  социальный  педагог ,  педагог  ­психолог 2 раза в год  (сентябрь,  апрель) Ежемесячно Протоколы Аналитические отчеты,  диаграммы,  таблицы Руководители  методических  объединений,  зам дир по  УВР Классные  руководители,  зам. дир. по  УВР, учителя ­ предметники,  педагог ­  психолог Решение   проблемы   качества   образования   зависит   от   того,   насколько   своевременно   и адекватно   будут   реагировать   образовательные   учреждения   на   изменения   внешней   среды,   на потребности общества, социальный заказ, насколько эффективное и педагогически оправданные методы и технологии будут избраны, насколько объективной, независимой и систематической будет экспертиза деятельности образовательного учреждения Решили:  1. Принять к сведению информацию заместителя директора по УВР М. Г.  Мехонцевой. 2. Ввести мониторинг в систему оценки качества образования в школе в соответствии  с Программой «Управление качеством образования». 3. Контроль за выполнением решений возложить на администрацию школы. Срок  контроля – постоянно.

Протокол совещания "Организация и апробация системы мониторинга качества образования в школе"

Протокол совещания "Организация и апробация системы мониторинга качества образования в школе"

Протокол совещания "Организация и апробация системы мониторинга качества образования в школе"

Протокол совещания "Организация и апробация системы мониторинга качества образования в школе"

Протокол совещания "Организация и апробация системы мониторинга качества образования в школе"

Протокол совещания "Организация и апробация системы мониторинга качества образования в школе"

Протокол совещания "Организация и апробация системы мониторинга качества образования в школе"

Протокол совещания "Организация и апробация системы мониторинга качества образования в школе"

Протокол совещания "Организация и апробация системы мониторинга качества образования в школе"

Протокол совещания "Организация и апробация системы мониторинга качества образования в школе"

Протокол совещания "Организация и апробация системы мониторинга качества образования в школе"

Протокол совещания "Организация и апробация системы мониторинга качества образования в школе"

Протокол совещания "Организация и апробация системы мониторинга качества образования в школе"

Протокол совещания "Организация и апробация системы мониторинга качества образования в школе"

Протокол совещания "Организация и апробация системы мониторинга качества образования в школе"

Протокол совещания "Организация и апробация системы мониторинга качества образования в школе"

Протокол совещания "Организация и апробация системы мониторинга качества образования в школе"

Протокол совещания "Организация и апробация системы мониторинга качества образования в школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017