В данном материале предоставлены протоколы заседания кафедры "История и экономика". Данный материал может быть использован как образец для оформления документации по работе методического объединения или кафедры. в данном материале прописаны вопросы, изучаемые учителями на заседании иди совещании кафедры или методического объединения.
Заседания №1 кафедры истории и экономики по теме
Протокол № 1
«Изучение инструктивнометодического письма на 20172018 учебный год,
планирование деятельности кафедры на учебный год»
от 28. 08. 17г.
Присутствовали:е
Руководитель кафедры: Муравьева Ирина Серегеевна, учитель истории и экономики
Члены кафедры:
1.Хаджиева З.А., учитель истории и права.
2.Мендиярова А. Ы., учитель истории и права.
3.Локтионова С. В., учитель истории и права.
4.Хуанган А., учитель истории и права.
Повестка:
1 Изучение ИМП, нормативноправовой базы на 20172018 учебный год.
Муравьева И. С., руководитель кафедры
2 Обсуждения плана работы кафедры на 2017 – 2018учебный год
3 Распределение нагрузки учителей кафедры.
4 Рассмотрение и утверждение календарнотематических планов учителей
Байоразова М. У., зам.директора по УВР
кафедры
5 Планирование общешкольного семинарапрактикума для родителей по
оцениванию обучения.
6 Обсуждение графика, СОР, СОЧ и тестирования
7 Обсуждение тем спецкурсов, курсов по выбору и факультативов.
Ход заседания:
Вопрос 1.
Руководитель кафедры Муравьева И. С. Ознакомила присутствующих с ИМП на новый
20172018 учебный год и сообщила следующее:
В соответствии с Государственной программой развития образования и науки
Республики Казахстан на 20162019 годы, утвержденной Указом Президента
Республики Казахстан от 1 марта 2016 года № 205, основными направлениями работы
по повышению качества образования являются обеспечение равного доступа всех
участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и
технологиям; удовлетворение потребности учащихся в получении образования,
обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире;
формирование в
общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого
гражданина Республики Казахстан.В рамках реализации Плана Нации – «100 конкретных шагов», инициированного
Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым, запланированы 5 шагов в
сфере образования, направленных на повышение качества человеческого капитала
на основе стандартов стран ОЭСР. 3 из них относятся к общему среднему
образованию.
Шаг 76: Поэтапное внедрение 12летнего образования, обновление стандартов
школьного обучения для развития функциональной грамотности.Внедрение
подушевого финансирования в старшей школе, создание системы стимулирования
успешных школ.
Шаг 79: Поэтапный переход на английский язык обучения в системе
образования – в старшей школе и вузах.
Шаг 89: Разработка и реализация национального проекта «Нұрлы Болашақ».
Внедрение ценностей «Мәңгілік ел» в действующие учебные программы школьного
образования.
ЧЕМ БУДЕТ ОТЛИЧАТЬСЯ 20172018 УЧЕБНЫЙ ГОД?
В 20172018 учебном году на обновленное содержание образования перейдут
2, 5, 7 классы.
Глобальные преобразования и мировые тренды требуют ускоренных темпов
обновления содержания школьного образования. В 20182019м учебном году на
обновленное содержание перейдут 3, 6, 8, 10 классы. В 20192020 учебном году – 4, 9,
11 классы.
В новом учебном году:
1
образовательный процесс в 34, 6, 811 классах будет осуществляться на
основе:
Государственного общеобязательного стандарта среднего (начального,
основного среднего, общего среднего) образования (далее – ГОСО РК2012),
утвержденного постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года №1080;
Типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего
образования, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 25 июля
2013 года № 296 «О внесении изменений в приказ Министра образования и науки РК от
8 ноября 2012 года № 500»;
Типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего
образования, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 27 ноября
2013 года № 471 «О внесении изменений в приказ Министра образования и науки РК от
8 ноября 2012 года №500»;
Типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего
образования, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики
Казахстан от 25 февраля 2014 года № 61 «О внесении изменений и дополнений в приказ
Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 ноября 2012 года № 500»;
Типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по
выбору и факультативам, утвержденных приказом Министра образования и науки РКот 3 апреля 2013 года № 115;
Типовых учебных программ по общеобразовательным предметам,
утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 15
июля 2014 года № 281 «О внесении изменений в приказ Министра образования и науки
Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115»;
Типовых учебных программ по общеобразовательным предметам,
утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 18
июня 2015 года № 393 «О внесении изменений в приказ Министра образования и науки
Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115»;
учебных изданий, утвержденных приказом Министра образования и науки
Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в приказ исполняющего
обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 сентября 2013
года № 400 «Об утверждении перечня учебников, учебнометодических комплексов,
пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях»
от 4 апреля 2017 года № 150.
2
образовательный процесс в 5, 7 классах будет осуществляться на основе:
Государственного общеобязательного стандарта основного среднего
образования (далее – ГОСО РК2016), утвержденного постановлением Правительства
РК от 13 мая 2016 года № 292;
Типовых учебных программ по общеобразовательным предметам,
утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 23
ноября 2016 года № 668;
учебных изданий, утвержденных приказом Министра образования и науки
Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в приказ исполняющего
обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 сентября 2013
года № 400 «Об утверждении перечня учебников, учебнометодических комплексов,
пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях»
от 4 апреля 2017 года № 150.
Из вариативного компонента для обязательного изучения предмета «Светскость и
основы религиоведения» в 9 классе выделяется 1 час в неделю. Данный курс должны
преподавать учителя истории, прошедшие курсы повышения квалификации по типовой
учебной программе, утвержденной приказом Министра образования и науки РК от 15
июля 2014 года № 281.
По предметам школьного и ученического компонентов экзамены не проводятся.
В рамках обновления содержания образования развитие функциональной
грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей образования.
В 20162017 учебном году был изменен формат итоговой аттестации
выпускников школ и сдачи единого национального тестирования. Для
поступления в вузы в числе трех обязательных предметов выпускники школ
сдавали экзамены «Математическая грамотность», «Грамотность чтения».
Под грамотностью чтения понимается способность учащихся к осмыслению
письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для
достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного
участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное пониманиетекста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для
осуществления жизненных целей.
Математическая грамотность – способность человека определять и понимать
роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные
математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в
настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и
мыслящему гражданину.
Естественнонаучная
использовать
естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы,
необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в
него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
грамотность
– способность
Примеры заданий на проверку сформированности у школьников функциональной
грамотности публикуются в учебнометодических пособиях для подготовки к ВОУД и
ЕНТ.
В течение учебного года устанавливаются каникулы:
1) в 111(12) классах: осенние – 7 дней (с 30 октября по 5 ноября 2017 года
включительно), зимние – 10 дней (с 29 декабря 2017 года по 7 января 2018 года
включительно), весенние – 13 дней (с 21 марта по 2 апреля 2018 года включительно);
Максимальный объем недельной учебной нагрузки учащихся, включая все виды
классной, внеклассной (факультативные, индивидуальные и кружковые занятия),
не должен превышать в 5 классе –33 ч., в 6 классе –33 ч.,в 7 классе – 34 ч., в 8 классе
– 36 ч., в 9 классе – 38 ч., в 10 классе – 39 ч., в 11 классе – 39ч.
Домашнее задание
Домашнее задание – самостоятельное выполнение обучающимися заданий
учителя по закреплению и более глубокому усвоению изучаемого материала, а
также его применению на практике, направленное на развитию творческих
способностей и совершенствованию учебных умений и навыков.
При организации домашнего задания учитываются:
1) вид организации среднего образования и контингент обучающихся;
2) наличие и объем домашнего задания по другим предметам в соответствии
с расписанием;
3) возможность перехода от ежеурочного домашнего задания в старших
классах к системе заданий на учебную четверть (или после завершения раздела);
4) организация домашнего задания по отдельным предметам в форме
учебных проектов на основе несколькихцелей обучения;
5) срок выполнения домашнего задания творческого характера (например,
написание киносценария,
изготовление модели,
увлекательной истории, собственной сказки) в пределах не менее недели и не
более одного задания в месяц на одногообучающегося.
подготовка проекта,
При достижении обучающимся цели обучения на уроке («знает»,«понимает»,
«применяет», «анализирует», «оценивает» и «синтезирует»)
потребность в выполнении домашнего задания отсутствует.
Домашнее задание рекомендуется не задавать:
1) на праздничные и каникулярные дни (кроме чтенияхудожественной, дополнительной литературы для общего развития,
проектной работы и решения задач для математических школ);
2) после проведения контрольных работ;
3) учащимся первых классов (со второго полугодия возможны
задания по чтению, в объеме не более 20минут).
С 20162017 учебного года начался постепенный переход школ республики на
пятидневное обучение. В 20162017 учебном году на пятидневку перешли первые
классы республики. В 20172018 учебном году на пятидневную учебную неделю
переходят 2, 5, 7 классы.
Внимание! В субботу проводятся занятия вариативного
компонента.
Педагогические подходы, методы, технологии организации учебного процесса
Для организации учебной деятельности учащихся и осуществления контроля ее
результатов используются различные методы и средства, выбор которых
осуществляется педагогом. Важно отметить, что в рамках обновления содержания
образования учебный процесс характеризуется активной деятельностью самих
учеников. В данном случае учитель выступает организатором познавательной
деятельности обучающихся.
Новые стандарты основаны на компетентностном подходе, соответственно,
изменено построение учебных программ: мы пойдем от ожидаемых результатов, а не от
определенного объема материала, подлежащего обязательному усвоению. Это означает
изменение восприятия ученика, переход от авторитарности в преподавании к
сотрудничеству.
Следует выделить один момент, на который учителю необходимо обратить особое
внимание.
Дело в том, что в соответствии с графиком в 20172018 учебном году 2, 5 и
7 классы перейдут на обновленное содержание образования, в 20182019 учебном
году – 3, 6, 8, 10 классы, в 20192020 учебном году – 4, 9 и 11 классы.
Следовательно, учителю нужно готовить детей к этому переходу. Один из
путей – использование приемов активизации деятельности учеников,
предоставление им большей самостоятельности.
В помощь учителюпрактику представлены краткие характеристики современных
подходов, методов, технологий организации учебного процесса.
1) Исследовательский подход.
Особую значимость исследовательский подход приобретает в связи с тем, что
именно на его основе осуществляется переход на новое содержание образования.
2) Ценностноориентированный подход.Ценности общего среднего образования основаны на национальной идее «Мәңгілік
Ел». В качестве ценностей среднего образования определены:
- казахстанский патриотизм и гражданская ответственность;
– уважение;
- сотрудничество;
- труд и творчество;
- открытость;
- образование в течение всей жизни.
3) Личностноориентированный подход.
4) Деятельностный подход.
Деятельность обучающихся сгруппирована по таким категориям, как «знать»,
«понимать», «применять», «анализировать», «оценивать», «синтезировать».
Деятельностный подход предполагает самостоятельный поиск, интерпретацию,
анализ, обобщение и оценку различных источников информации, графических данных и
других обучающих ресурсов.
5) Дифференцированный подход.
Дифференцированный подход подразумевает специализацию учебного процесса
для различных групп обучаемых, создание разнообразных условий обучения для
различных групп с целью учета особенностей обучающихся.
6) Компетентностный подход.
Целью компетентностного подхода является не усвоение суммы сведений, а
освоение учениками таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели,
принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.
7) Системный подход.
8) Коммуникативный подход.
9) Интегративный подход.
10) Игровое обучение.
11) Проектный подход.
12) Использование информационнокоммуникационных технологий.
13) Кейсстади.
Кейсстади – это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра.
14) Развивающее обучение.
15) Модульное обучение.
16) Проблемное обучение.
17) Индивидуальное обучение.
Индивидуальное обучение способствует индивидуализации процесса
18) При организации учебного процесса по предметам художественно
эстетического цикла используется также художественнотехнологический подход.
Критериальная система оценивания достижений обучающихся
В рамках обновления содержания образования предусмотрен переход на
критериальную систему оценивания. В 20172018 учебном году на новую систему
оценивания перейдут 1е, 5е и 7е классы. Во вторых классах страны будетпродолжено внедрение критериальной системы оценивания, основной целью которой
является объективное оценивание с заранее известными и четкими критериями,
позволяющими обеспечить качественное оценивание и развитие личности, готовой к
эффективному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и
саморазвитию.
Учитель при проведении оценивания должен обязательно использовать
комплекс методических материалов, которые разработаны не только в
помощь учителям, но и родителям и обучающимся:
Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости
реализующих общеобразовательные
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях
образования,
программы
начального, основного среднего, общего среднего образования (приказ Министра
образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125, от 6 июня
2017 года № 265);
учебные
Инструктивнометодическое письмо
«Об особенностях организации
образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в
20172018 учебном году»;
Руководство по критериальному оцениванию для учителей начальнойшколы;
Сборники заданий для формативного оценивания в разрезе классов, предметов
и языков;
Сборники заданий по сумммативному оцениванию в разрезе классов,
предметов и языков;
Методические рекомендации по суммативному оцениванию в разрезе классов,
предметов и языков.
5.2 Глоссарий
Символы государственные
(национальные) (греч. symbolon знак) –
установленные конституцией или специальным законом особые, как правило,
исторически сложившиеся отличительные знаки конкретного государства,
олицетворяющие его национальный суверенитет, самобытность, иногда также несущие
определенный идеологический смысл. К основным государственным символам обычно
относятся флаг государственный, герб государственный, гимн государственный,
государственные цвета, штандарт главы государства, государственная печать, девиз
государства.
Базовые национальные ценности – это система, где каждый из элементов
составляет целый блок нравственных категорий и отношений, которые формируются и
хранятся в социальноисторических, культурных, семейных традициях и передаются от
поколения к поколению.
Цивилизационный (социокультурный, культурногенетический) код –
устойчивые культурногенетические признаки принадлежности к той или иной
цивилизации (суперэтносу).
Гражданин – физическое лицо, принадлежащее на правовой основе к
определенному государству.
Гражданский патриотизм – это любовь к Родине в ее государственном масштабе,национальное и правовое самосознание, гражданская мораль: гордость за свою семью,
дом, свой народ, двор, спортивный клуб, город, регион, страну.
Гражданское общество – общество, способное к самоорганизации на всех
уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня,
активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически
избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского
общества. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нём
ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования.
Новый казахстанский патриотизм представляет собой идеологию и стратегию
мировоззренческой, культурной и духовной консолидации многонационального
общества на основе казахстанской модели развития в Стратегии «Казахстан2050».
Патриотизм представляет собой высокий уровень идентичности граждан со своим
государством, которое они рассматривают как свою родину и интересы которой ставят
выше своих личных.
Национальное самосознание – это осознание обществом интересов своей нации,
защита нации, территории ее проживания, экономических ресурсов, духовных
ценностей.
Меритокр тияаа
κράτος
(букв. «власть достойных», от лат. meritus — достойный и др.
греч.
– власть, правление) – принцип управления, согласно которому
руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их
социального происхождения и финансового достатка. Используется преимущественно
в двух значениях. Первое значение термина соответствует системе, противоположной
аристократии и демократии, в которой руководители назначаются из числа специально
опекаемых талантов. Второе, более распространённое, значение, предполагает создание
начальных условий для объективно одарённых и трудолюбивых людей, чтобы они в
будущем имели шанс занять высокое общественное положение в условиях свободной
конкуренции.
Меритократическое общество – это общество, в котором вознаграждаются
воинский или гражданский подвиг,
добросовестный труд,
заслуги,
благотворительность.
т.е.
Мәңгілік Ел - Нация Единого Будущего.
Лейтмотив – ведущий мотив (имеет и более широкое значение: определение
доминирующего начала в деятельности человека, в цепи событий).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»
Образовательная область «Человек и общество» включает предметы «История
Казахстана», «Всемирная история», «Человек и право».
Историческое сознание, связывающее сегодняшнее общество и прошлое, на
сегодняшний день играет важную роль в формировании у подрастающего поколения
понятия о значении событий современного общества. Историческое сознание – это
знание истории, понимание исторического опыта и его уроков, социальный прогноз
(состояние на сегодняшний день, понимание инвариантности прошлого и
эквивалентности будущего), чтобы понять историческую ответственность за свои
действия. Историческое знание, которое является важной частью учебновоспитательного процесса, помогает личности в формировании гражданственности и
патриотизма.
Одной из основных целей программ по предметам «История Казахстана» и
«Всемирная история» является формирование и развитие у обучающихся навыков
исторического мышления. В связи с этим необходимо использовать на уроках
различные методы и подходы (например, активные и проблемные методы обучения,
метод проектов, концептуальное обучение), способствующие формированию у
обучающихся умения «мыслить исторически». Речь идет о способности видеть,
оценивать, анализировать всякое явление прошлого в контексте того времени и во
взаимосвязи с предшествующими и последующими событиями. Обретая такую
способность, обучающийся сможет вырабатывать по отношению к прошлому
собственную, основанную на знании и понимании, аргументированную позицию. Навыки
исторического мышления должны развиваться на каждом уроке с учетом их
постепенного расширения и прогрессии.
Учебная нагрузка по предмету «История Казахстана» составляет:
в 6 классе – 2 часа в неделю, в учебном году – 68 часов;
в 8 классе – 2 часа в неделю, в учебном году – 68 часов;
в 9 классе – 2 часа в неделю, в учебном году – 68 часов.
По предмету «Всемирная история» учебная нагрузка составляет:
в 6 классе – 1 час в неделю, в учебном году – 34 часа;
в 8 классе – 1 час в неделю, в учебном году – 34 часа;
в 9 классе – 1 час в неделю, в учебном году – 34 часа.
Учебная нагрузка по предмету «Человек. Общество. Право»:
в 9 классе – 1 час в неделю, в учебном году – 34 часа.
В соответствии с действующей учебной программой систематическое изучение
истории древнего мира Казахстана и Всемирной истории начинается с 6 класса.
Изучение истории осуществляется на событийнохронологическом уровне, что создает
оптимальные условия для формирования у обучающихся устойчивой системы знаний о
пройденном человечеством историческом пути.
Это дает возможность легко осваивать сложные исторические материалы в
последующих классах.
Изучение истории нового времени начинается в 8 классе. При изучении истории
нового времени формируются навыки определения архивных документов, анализа и
сравнения исторических событий и новых процессов.
В связи с 100летием движения «Алаш» рекомендуется дополнить тему «Алаш
Орда» материалами о ее деятельности и деятелях, включая сведения о о лидере
движения «Алаш» А. Букейханове.
Курс «Новейшая история мира», изучаемый в 9 классе, формирует общую
картину истории развития человечества, представления об общих и ведущих процессах,
явлениях, понятиях ХХ начала ХХI вв.
При этом акцент делается на наиболее значительные процессы: политическое,
социальноэкономическое и духовнокультурное развитие стран, начиная с первой
мировой войны 19141918 годов по настоящее время, помогающие, прежде всего,
понимать и объяснять современное мироустройство.
Создание партии «Алаш». Правительство «Алаш Орда». Политические лидерыказахского народа (А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов,
Б. Каратаев, М. Тынышпаев, М. Шокаев). Научные труды казахской интеллигенции в
начале XX века. При изучении темы о правительстве «Алаш Орда» рекомендуется
ориентировать обучающихся на анализ и оценку политики модернизации национальной
государственности, роли казахской интеллигенции, национальной прессы в
общественнополитическом пробуждении общества. Учащиеся должны уметь
анализировать и давать оценку роли общественного сознания, творческого наследия
казахской интеллигенции.
Учителю рекомендуется также обсуждать с обучающимися
В связи с 80летием политических репрессий 1937 года предлагается направить
обучающихся на анализ последствий политики командноадминистративной системы.
вопросы,
касающиеся безопасного поведения в тех или иных ситуациях и событиях, обсуждать
важность правильного поведения в условиях рисков: политических, социальных,
природных, экологических.
Важную роль на уроках истории играют правильно сформулированные вопросы.
Учителям рекомендуется использовать метод «ступенчатых вопросов», когда вопросы
к источнику или к иллюстрации ставятся от простого к сложному.
На уроках истории широко распространено определение причинноследственных
связей. Задания должны быть составлены так, чтобы учащиеся не просто определяли
причины и последствия тех или иных событий, а умели классифицировать их по
заданному признаку (по содержанию, по времени и роли), находить связи между
различными причинами и ранжировать их по степени относительности (значимости).
Обучающиеся должны научиться определять значимость исторических
событий/явлений/процессов. Учитель должен оказать им поддержку в осмыслении
того, что подразумевается под словом значимость.
Подготовленные на урок учителем задания должны:
– быть понятными;
– учитывать дифференциацию;
– способствовать развитию критического мышления;
– основываться на проблемном обучении;
– предусматривать оценивание.
Необходимо усилить работу с картой на продуктивном уровне. Для этого
рекомендуется использовать задания, направленные на анализ содержания
исторической карты с привлечением других источников.
Учитывая возрастные особенности учащихся, целесообразно давать им задания
по созданию презентаций, интеллект карт, диаграмм.
При написании характеристики на историческую личность рекомендуется
применять следующую специальную памятку:
– описание внешнего облика исторического деятеля;
– описание личностных признаков;
– перечень самых ярких фактов из их жизни;
– оценка вклада личности в историю.
Это позволит надолго сохранить в памяти обучающегося исторический вклад,
внесенный личностью.Для работы всех учащихся класса и достижения высоких результатов при
изучении дисциплины рекомендуется организовать деятельность в личных, парных,
групповых работах.
В целях оптимизации процесса обучения рекомендуется организация групповой
работы, при проведении которой необходимо учитывать способность каждого
обучающегося и его психологические особенности, четко объяснить функции, которые
обучающийся должен исполнять в группе. Вместе с тем, очень важным является
постоянная смена членов группы.
Для старших классов рекомендуются новые методы обучения, направленные на
более глубокое развитие навыков анализа. Учащимся следует предлагать задания,
способствующие развитию критического мышления и исследовательских навыков.
Например, при работе с историческим материалом можно использовать следующие
виды анализов: STEEPLEанализ (S – социальный, T – технологический, E –
экономический, E – окружающая среда, P – политический, L – правовой, E –
этнические факторы), SWOTанализ (S – сильные стороны, W – слабые стороны, O –
возможности, T– риски), PESTLEанализ (P – политический, E – экономический, S –
социальный, T – технологический, L – правовой, E – этнические факторы) и т.п.
Для реализации программы интегрированного образования, активного обучения,
командного преподавания, предметноязыкового интегрированного обучения и т.д.
необходимо использовать современные методы обучения. Возможна интеграция
некоторых тем отечественной и всеобщей истории. Интегрироваться могут темы по
истории международных отношений и внешней политики Казахстана, истории мировых
войн, отдельные вопросы истории, культуры и др. Формирование системы
интегрированного обучения значительно увеличивает коммуникативный потенциал
процесса обучения дисциплине.
При планировании и организации уроков истории необходимо особое внимание
уделять воспитательному компоненту обучения. Содержание материала должно
соответствовать национальной идее «Мәңгілік Ел» и быть направлено на формирование
ключевых ценностей казахстанского общества: воспитание патриотов Родины,
граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы
личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную и
религиозную терпимость и уважительное отношение к традициям и культуре своего и
других народов.
В целях закрепления на практике знаний обучающихся по возможности
предлагается организация экскурсий в исторические музеи, к историческим
памятникам или в историкоархеологические места.
begalinka.kz; http://www.ehistory.kz; http://bilimsite.kz/tarih/;.
Рекомендуемые сайты по предмету «История Казахстана»: http://www.tarih
Рекомендуемые сайты по предмету «Всемирная история»: http://www.world
istory.ru;http://historic.ru;http://historyatlas.narod.ru; http://testcenter.kz/entrants/forent/.
Внеклассная работа является частью социальной среды, обеспечивающей
реализацию интересов и потребностей обучающихся, включающей рабочую практику,
адаптирующую к общественной жизни.При планировании и организации внеклассной работы по предмету«История
Казахстана» рекомендуется обратить внимание на календарь юбилейных дат, которые
будут отмечаться в 20172018 учебном году:
1) 350летие великого бия, сына казахского народа Қазыбекби Келдібекұлы
(16671764);
2) 350 лет казахскому полководцу, тархану, знаменитому баһадуру, боровшемуся
против жунгарских нашествий Тама Есет Көкіұлы (16671749);
3) 100летие со дня основания Правительства «Алаш Орда» (19172017);
4) 80 лет жертвам политических репрессий в Казахстане (19372017);
5) 325летие знаменитого полководца, героя казахского народа Қабанбай батыра
Қожақұлұлы (16921770);
6) 105 лет первой казахской неофициальной Конституции «Устав казахского
государства» (19122017);
7) 25 лет Вооруженным Силам Республики Казахстан (19922017);
8) 25 лет государственным символам Республики Казахстан (19922017);
9) Открытие Международной выставки ЭКСПО2017 на тему «Энергия
будущего» (июнь 2017).
Внеклассная работа может осуществляться:
– в музее, в культурных учреждениях, на природе, базовых предприятиях;
– в форме олимпиад и соревнований, свободных занятий по выбору;
– в виде дополнительных специальных занятий соответственно учебной
программе;
– на межпредметных и интегрированных занятиях и т.д.
Внеклассная работа учит школьников самостоятельности, исследовательской
деятельности, развивает интерес к предметам. Наряду с этим, развиваются способности
учащихся, пополняются и углубляются теоретические знания.
Предмет «Человек. Общество. Право», входящий в комплекс общественных
наук и имеющий интегрированный характер, обращает внимание учащихся на
современные общественные, политические и культурные явления.
В процессе обучения рекомендуется развивать навыки участия в дискуссиях по
актуальным общественным и правовым проблемам; формировать и развивать навыки
критического анализа и оценки практических ситуаций, связанных с правовыми
отношениями в обществе.
Организационнометодические формы обучения, направленные на развитие
способности к анализу, заинтересованности, самостоятельности, ответственности:
– стимулирующее и развивающее обучение с помощью тщательно подобранных
заданий и видов деятельности;
– создание и применение методов и подходов к решению проблем на примерах,
понятных учащимся;
– поддержка обучения учащихся посредством «оценивания для обучения»;
– организация активного обучения, основанного на исследованиях и
исследовательской деятельности учащихся;
– развитие у учащихся навыков критического мышления;
– составление дифференцированных заданий с учетом индивидуальных
особенностей учащихся;– организация индивидуальной, парной, групповой деятельности учащихся и
работы всего класса.
При изучении учебного предмета необходимо опираться на знания учащихся по
другим учебным предметам: «Казахский язык», «Казахская литература», «Всемирная
история», «История Казахстана», «Физика», «Биология», «География» и др.
Обучение выступает как совместная деятельность учителя и учащегося в
процессе системного овладения знаниями, решения учебных задач, при котором
функция учителя проявляется в организации и управлении процессом обучения.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»
Образовательная область «Человек и общество» включает в себя предметы
«История Казахстана», «Всемирная история», «Человек. Общество. Право».
Исторические дисциплины призваны сформировать историческое сознание
сущности и
личности через осмысление исторического прошлого, понимание
направленности событий и явлений и определение своей гражданской позиции.
Изучение предмета «Человек. Общество. Право» направлено на усвоение научных
знаний о человеке, обществе и праве, об основных тенденциях развития общества, о
влиянии социальных факторов на жизнь человека.
Учебная нагрузка по предмету «История Казахстана» в классах общественно
гуманитарного и естественноматематического направлений составляет:
в 10 классе – 2 часа в неделю, в учебном году – 68 часов;
в 11 классе – 2 часа в неделю, в учебном году – 68 часов.
Учебная нагрузка по предмету «Всемирная история» в классах общественно
гуманитарного направления составляет:
в 10 классе – 2 часа в неделю, в учебном году – 68 часов;
в 11 классе – 2 часа в неделю, в учебном году – 68 часов;
в классах по естественноматематического направления:
в 10 классе – 1 час в неделю, в учебном году – 34 часа;
в 11 классе – 1 час в неделю, в учебном году – 34 часа.
Учебная нагрузка по предмету «Человек. Общество. Право» в классах
общественногуманитарного и естественноматематического направлений
составляет:
в 10 классе – 1 час в неделю, в учебном году – 34 часа;
в 11 классе – 1 час в неделю, в учебном году – 34 часа.
Методические рекомендации по преподаванию исторических предметов.
Изучение истории в 1011 классах должно быть направлено на формирование
умений:
–
работать с разнообразными источниками информации, в т.ч. представленными
в Интернете;
отличать точки зрения и интерпретации от достоверных исторических фактов;
–
– презентовать и оценивать результаты своей учебной и исследовательскойдеятельности, выявлять свои достижения, определять причины недостатков;
–
объяснять собственное отношение к историческим событиям и их участникам;
– использовать усвоенные знания и приобретенный опыт деятельности для
анализа современных социальноисторических процессов и прогнозирования
возможных вариантов развития;
–
уметь анализировать существующие риски и обеспечить безопасность в
различных ситуциях через формирование культуры безопасности.
При обучении предмету «Человек. Общество. Право» в 10 классе рекомендуется
акцентировать внимание обучающихся на правовое регулирование отношений между
человеком и обществом, семейные ценности, право человека и его защищенность, на
основу трудовых прав, культурных и человеческих ценностей, целью должно стать
формирование чувства ответственности, принятие учащимися норм и правил
поведения.
В 11 классе предлагается направить внимание обучающихся на осознание смысла
жизни человека, особенностей развития правового государства, путей формирования
правового сознания в современном цивилизованном мире, проблем общества, снижения
рисков и обеспечение безопасности в различных ситуациях. Целевыми установками
является формирование уважения по отношению к этнокультурным ценностям,
развитие лидерских качеств.
Педагогические методы и подходы к преподаванию дисциплин.
В 1011 классах в соответствии с возрастными и познавательными особенностями
учащихся следует больше применять методы и задания, формирующие навыки анализа,
оценки, исследования и планирования. К примеру, написание аналитического эссе и
отчета, проведение сравнительного анализа и др.
При обучении предметам рекомендуется использование активных форм и методов
обучения, инновационных педагогических технологий, организация самостоятельной
познавательной деятельности учащихся, применение практических и творческих
заданий, проведение конференций, дебатов, дискуссий, диспутов, семинаров и ролевых
игр, кейсметодов, деловых игр и т.п.
Возможна интеграция некоторых тем отечественной и всеобщей истории.
Интегрироваться могут темы по истории международных отношений и внешней
политике Казахстана, истории мировых войн, отдельные вопросы истории, культуры и
др.
Формирование системы интегративных связей значительно повысит
коммуникативный потенциал процесса обучения.
Одной из основных проблем при обучении историческим и общественным
предметам в 1011 классах является самостоятельное освоение знаний учащимися
вследствие недостаточного количества часов. Поэтому главная задача учителя –
выявление важных особенностей урока, вытекающих из содержания новых знаний,
создание модели урока, обеспечивающей качество усвоения материала. С этой целью
необходимо создавать условия для того, чтобы каждый учащийся осознал связи и
преемственность исторических событий и умел давать оценку с исторической точки
зрения.
Практическое применение знаний курса «Человек. Общество. Право» будет
способствовать формированию интеллектуального, социальнодуховного потенциалагражданина Республики Казахстан, достигающего успехов в быстро меняющемся мире,
ответственного за благополучие своей страны.
При обучении предмету рекомендуется использовать методы, раскрывающие и
конкретизирующие изучаемые понятия и положения, связывающие изучаемый учебный
материал с личным социальным опытом, собственными наблюдениями учащихся, с их
уже сложившимися представлениями о социальной жизни и поведении людей в
обществе.
В процессе обучения рекомендуется активно использовать информационно
коммуникационные технологии, отчетливо определяя границы их применения,
органически сочетая с традиционными методиками. Целесообразно темы проектных и
творческих заданий (сообщения, презентации, проекты, коллажи и др.) предлагать
учащимся заранее.
При планировании и организации уроков истории необходимо обратить особое
внимание на воспитательный компонент.
В содержании предмета «Человек и общество» должны быть отражены материалы
Патриотического акта «Мәңгілік Ел», направленные на формирование у
подрастающего поколения ключевых ценностей казахстанского общества: воспитание
патриотов Родины, граждан правового, демократического государства, уважающих
права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью, толерантного
гражданина с устойчивым национальным сознанием.
Методические рекомендации по итоговой аттестации выпускников.
Формы выпускных экзаменов.
По истории Казахстана устный экзамен проводится по билетам. Количество
билетов – 30; в каждом билете по 3 вопроса, два из них – по теоретическому материалу
по всем основным разделам и темам курса «История Казахстана» с древности до
нашего времени, третий вопрос – практического характера (работа с исторической
картой, терминологией, характеристика исторической личности).
Выпускнику отводится 20 минут на подготовку ответа по билету. Если
обучающийся не смог на него ответить, то комиссия ему предоставляет возможность
взять второй билет (в этом случае оценка снижается на 1 балл).
Требования к содержанию итоговой аттестации выпускников, критерии
оценки.
Экзаменационные материалы к выпускным экзаменам по предмету «История
Казахстана» готовятся Национальным центром тестирования МОН РК.
Структура и содержание экзаменационного билета по устному экзамену по
предмету «История Казахстана»:
Первые два
вопроса даются по материалам курса истории древнего,
средневекового Казахстана, курса новой и новейшей истории Казахстана.
3й вопрос – задание практического характера (работа с исторической картой,
терминологией, характеристика исторической личности).
Требования к оцениванию 1го и 2го вопросов, каждый из которых оценивается
максимально в 10 баллов:
базовый уровень ответа – 16 баллов;повышенный уровень ответа – 710 баллов.
Базовый уровень:
знание основных фактов, процессов
и явлений, событий истории Казахстана,
периодизации истории Казахстана.
Повышенный уровень:
умение анализировать,
систематизировать устанавливать причинно
следственные связи событий, характеризовать общественнополитическую ситуацию на
основе дополнительных исторических,
хронологических
источников;
картографических,
умение обобщать, делать выводы и умозаключения.
Рекомендуются следующие требования к максимальному оцениванию 3го
вопроса билета в 10 баллов при работе с исторической картой, терминологией и при
характеристике исторической личности.
При этом критериями оценивания выступают:
локализация объектов и событий на исторической карте;
умение отображать исторические факты и события в схемах и составлять
хронологические таблицы;
истории;
умение давать историческую характеристику личности и оценивать его роль в
умение рассказывать об историческом событии, опираясь на иллюстративный
материал.
Таблица 55 – Критерии оценок.
№
1
2
3
4
5
Критерии
Общий уровень знаний
Знание конкретной проблемы и использование
исторических источников
Логическое и аналитическое мышление, стройность
и стиль изложения
Навыки по раскрытию исторического материала
Способность к конструктивным выводам и
умозаключениям
Баллы
1 балл
5 баллов
2 балла
1 балл
1 балл
Примечание: Ответы на каждый из 3х вопросов билета оцениваются в 10 (десять)
баллов. В целом максимальный суммарный балл за 3 вопроса составляет 30 баллов.
Шкала пересчета балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по
пятибалльной шкале представлена ниже.
Таблица 56 – Шкала пересчета
Отметка
по пятибалльной шкале
Общий балл
«2»
0–4
«3»
5–16
«4»
«5»
17–24
25–30
Продолжительность экзамена зависит от количества учащихся в классе(параллели). Выпускнику отводится 20 минут на подготовку ответа по билету.
Использование на экзамене современных технических средств и приспособлений
запрещается. Все необходимые дополнительные материалы (карты, схемы, таблицы и
т.д.) готовит учитель.
В качестве дополнительных ресурсов предлагается широкое использование
материалов сайтов.
Сайты, рекомендуемые по предмету «История Казахстана»:
http://www.tarihbegalinka.kz;http://www.ehistory.kz;
http://bilimsite.kz/tarih/;
http://testcenter.kz/entrants/forent/;
Сайты, рекомендуемые по предмету «Всемирная история»:
http://www.worldhistory.ru; http://historic.ru; http://historyatlas.narod.ru;
http://testcenter.kz/entrants/forent/
Внеклассная работа является частью социальной среды, обеспечивающей
реализацию интересов и потребностей обучающихся, включающей рабочую практику,
адаптирующую к общественной жизни.
При планировании и организации внеклассной работы по истории рекомендуется
обратить внимание на календарь юбилейных дат, которые будут отмечаться в 2017
2018 учебном году:
350летие великого бия, сына казахского народа Қазыбекби Келдібекұлы
(16671764);
1
2
3
4
5
350 лет казахскому полководцу, тархану, знаменитому баһадуру, боровшемуся
против жунгарских нашествий Тама Есет Көкіұлы (16671749);
80 лет начала политических репрессий в Казахстане (19372017);
325летие знаменитого полководца, героя казахского народа Қабанбай
батыра Қожақұлұлы (16921770);
105 лет первой казахской неофициальной Конституции «Устав казахского
государства» (19122017);
(19172017);
6
100летие со дня основания Правительства «Алаш Орда»
25 лет Вооруженным Силам Республики Казахстан(19922017);
25 лет государственным символам Республики Казахстан (19922017);
7
8
9 Открытие Международной выставки ЭКСПО2017 на тему «Энергия
будущего» (июнь 2017).
Внеклассная работа в школе может осуществляться:
– в музее, в культурных учреждениях, на природе, базовых предприятиях;
– в форме олимпиад и соревнований, свободных занятий по выбору;
– в виде дополнительных специальных занятий соответственно учебной
программе;
– на межпредметных и интегрированных занятиях и др.
Внеклассная работа повышает интерес учащихся к предмету, углубляет
полученные знания, прививает навык самостоятельного поиска. Кроме того,
внеклассная работа, расширяя и дополняя теоретические знания, способствует
развитию индивидуальных способностей учащихся.Основными задачами методической деятельности на 20172018 учебный год
являются:
– реализация основных компонентов предметного исторического образования и
повышение его качества;
– совершенствование профессионального мастерства педагогов:
владение/овладение ими эффективными методами и методиками (технологиями)
преподавания истории;
– распространение эффективных образовательных практик преподавания
истории на базовом и повышенном уровнях изучения;
– организация учебнопознавательной деятельности учащихся по овладению
ими знаниеводеятельностным компонентом в соответствии с образовательным
стандартом, обновленными учебными программами по истории, основными ключевыми
компетенциями в условиях профильного обучения учащихся;
– обеспечение качества предпрофильной подготовки учащихся.
4.2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ПО ОБНОВЛЕННОМУ СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ В 5, 7 КЛАССАХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»
Содержательное отличие учебных программ по предметам «История
Казахстана», «Всемирная история» заключается в том, что содержание представлено
по периодам в хронологической последовательности (с древности по настоящее время)
и включает такие разделы, как Развитие социальных отношений, Развитие и
взаимодействие культур, Развитие и взаимодействие политических систем,
Развитие экономических отношений.
Особенности организации содержания:
– объем содержания исторических дисциплин оптимизирован посредством
объединения (укрупнения) тематических разделов;
– осуществляется тесная межпредметная связь между историческими
дисциплинами, что позволяет исключить дублирование учебного материала, а также
рассматривать историю Казахстана в контексте мировых исторических процессов;
– осуществляется направленность на развитие навыков исторического мышления
(исследование, анализ, понимание и объяснение исторических процессов и явлений);
– делается упор на изучение материала, способствующего формированию у
учащихся исторического сознания, национальных и общечеловеческих ценностей;
– учебная программа по предмету разработана на основе принципа
«спиральности», согласно которой большинство целей обучения и тем по истечении
определенных академических периодов обучения (в течение учебного года или в
следующих классах) рассматриваются вновь с постепенным углублением, усложнением
и наращиванием объема знаний и навыков по ним.
Требования к уровню подготовки учащихся
Предметные результаты даны в виде целей обучения, которые конкретизированы в
разрезе тематических разделов, подразделов и тем. Привязка ожидаемых результатов
(целей обучения) к тематическому содержанию позволяет формировать у учащихся
предметные знания и навыки на основе конкретного учебного материала.Обучение должно быть построено на основе таких исторических концептов
(понятий), как:
1) изменение и преемственность (например, насколько изменилось общество в
определенный исторический период);
2) причина и следствие (например, какие ключевые факторы повлияли на
политические процессы в данный исторический период?);
3) доказательство (например, что может искусство определенного исторического
периода рассказать нам о ценностях, верованиях и технологиях?);
4) сходство и различие (например, в чем сходство и различия политического
устройства государств в изучаемое время?);
5) значимость (например, в чем заключается историческое значение
создания Казахского ханства?);
событие разные исследователи?).
6) интерпретация (например, как характеризуют то или иное историческое
Ожидаемые результаты обучения на основе исторических концептов:
1) Изменение и преемственность:
Обучающиеся должны уметь: анализировать и оценивать исторические
примеры непрерывности и изменения во времени и пространстве;объединять
примеры непрерывности и изменения в течение продолжительного времени до
масштабных исторических процессов или тем; объяснять основания (критерии)
систематизации и организации исторических событий и процессов внутри
определенного временного блока.
2) Причина и следствие:
Обучающиеся должны уметь: анализировать и оценивать взаимодействие
нескольких причин; понимать историческую обусловленность, выделяя
совпадения, причинноследственную связь и взаимосвязи; объяснять и
оценивать способы связи
другими
аналогичными историческими явлениями во времени и в пространстве.
явления, события или процесса с
3) Доказательство:
Обучающиеся должны уметь: анализировать особенности исторического
источника, такие, как аудитория, цели, точки зрения, формат, аргумент,
ограничения и контекст, относящиеся к рассматриваемому доказательству; на
основе анализа и оценки исторического свидетельства делать обоснованные
заключения и соответствующие выводы; анализировать различные, иногда
противоречивые, свидетельства из первичных источников и вторичных работ в
целях создания объективного представления о прошлом.
4) Сходство и различия:
Обучающиеся должны уметь: сравнивать связанные исторические
события и процессы на местах в течение определенного отрезка времени и/или
в различных обществах или внутри одного общества.
5) Значимость:
Обучающиеся должны уметь:определять значимость исторического
события, явления, процесса для развития общества.6) Интерпретация:
Обучающиеся должны уметь: объяснять и оценивать различные точки
зрения на определенное историческое событие, явление, процесс.
Построение обучения с фокусом на определенные исторические концепты
позволяет развивать у учащихся навыки исторического мышления на основе
конкретного учебного материала. Данный подход предполагает обучение, основанное
на исследовании.
Ожидаемые результаты по каждому классу являются минимумом, который
должны достичь учащиеся, но вместе с тем не исключается, что часть учащихся
могут освоить навыки, формирование которых предполагается в последующих
классах.
В рамках обновления содержания среднего образования предлагается новая
структура (распределение по классам) содержания предметов «История
Казахстана» и «Всемирная история»:
1) 5 класс – эпоха древности (более 2 млн. лет назад – V в.);
2) 6 класс – эпоха средневековья (V – XVII вв.);
3) 7 класс – новое время (XVIII –XIXвв);
4) 8 класс – новейшее время (Iя половинаXX века);
5) 9 класс – новейшее время (IIя половинаXX века – XXI век).
Согласно новой учебной программе по предмету «История Казахстана» из 5
класса исключается изучение Рассказов по истории Казахстана. Связано это с тем, что
в обновленной программе по предмету «Познание мира» начальной школы (14 классы)
усилен акцент на изучении основных (важнейших) событий в истории Казахстана с
древности по настоящее время с учетом возрастных особенностей учащихся начальных
классов.
Поэтому в 20172018 учебном году по новой программе в 5 классе предполагается
изучение только древней истории Казахстана (параллельно с всемирной историей), а не
всего курса отечественной истории.
Таким образом, в соответствии с обновленной программой с 5 класса начинается
систематическое изучение истории как учебного предмета, характеризующегося
целостностью, относительной полнотой и логической завершенностью.
Обратите внимание!
В процессе внедрения в 20172018 учебном году обновленных учебных
программ по историческим дисциплинам одновременно в 5х и 7х классах
будет иметь место несовпадение в содержании действующих и обновленных
учебных программ по истории в части соблюдения хронологической периодизации
(таблица 77).
Таблица 77 – Сопоставление учебных программ
Действующие программы
5 класс – Рассказы по истории Казахстана
6 класс – Древняя история
7 класс – История средних веков
Новые программы
5 класс – Древняя история
6 класс – История средних веков
7 класс – История нового времени8 класс – История нового времени
9 класс – Новейшая история
8 класс – Новейшая история
(1я половина ХХ века)
9 класс – Новейшая история (2я половина
ХХ века – ХХI век )
В целях сохранения преемственности содержания на время поэтапного
внедрения обновленного содержания в дальнейшем:
1) в 7 классе будет внедряться новая программа 6 класса (Средние века),
что позволит сохранить преемственность в изучении исторических периодов;
2) в 8 классе будет внедряться новая программа 7 класса (Новое время),
что также позволит сохранить последовательность в изучении тем;
3) в 9 классе будет внедряться переходная программа, включающая в себя
содержание 89 классов (Новейшее время);
4) во всех общеобразовательных школах переходная программа для 9
класса будет использоваться в течение двух учебных годов.
Особенности преподавания предмета «История Казахстана».
Цель учебного предмета: формирование у обучающихся исторического сознания,
казахстанского патриотизма, уважения к истории своей страны, гордости за
достижения своих предков, привитие национальных и общечеловеческих ценностей,
развитие исследовательских, мыслительных, коммуникативных навыков.
культурной,
политической,
в 7м классе по 2 часа в неделю, в учебном году – 68 часов.
Учебная нагрузка по предмету «История Казахстана»:
1) в 5м классе по 2 часа в неделю, в учебном году – 68 часов;
2
В 5, 7 классах по предмету «История Казахстана» изучаются основные этапы
экономической истории развития
социальной,
казахстанского общества с древнейших времен до наших дней и рассмотрение истории
государственности Казахстана. История Казахстана дает возможность понять
уникальность культуры наших предков, единство и взаимосвязь исторических
процессов. Место и роль кочевников в истории, их вклад в мировую культуру
рассматриваются с позиции цивилизационного подхода. Учебный предмет имеет
особую важность при анализе событий прошлого, оценивании процессов настоящего и
прогнозировании будущего. Преподавание истории – сложный процесс, включающий
определение цели обучения, отбор материалов по содержанию обучения, определение
эффективных методов преподавания и т.д.
Содержание учебного предмета включает 4 раздела: 1) Развитие социальных
отношений; 2) Развитие культуры; 3) Развитие государства; 4) Экономическое развитие
Казахстана. Указанные разделы состоят из подразделов, отражающих учебные цели.
Таблица 78 Учебные цели по разделу «Культура»
Под
раздел
Искусств
о и лите
ратура
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
5.2.2.1 –
описывать
археоло
6.2.2.1
определять
значимость
7.2.2.1
оценивать
ценность
8.2.2.1
анализировать
творческое
9.2.2.1
–
анализировать,
как общественгические
памятники
кюев, легенд,
шежире
и
эпосов как
исторических
источников
народного
фольклора и
музыкальных
произведений
как
исторических
источников
наследие казахской
интеллигенции,
оценивать
влияние
общественное
сознание
его
на
жизнь
ная
отражена
советской
в
литературе и в
произведениях
искусства
Рекомендуется обратить внимание на развитие навыков исторического мышления
обучающихся, понимания сущности исторических процессов.
Вместе с тем, при организации процесса обучения есть возможность развития
навыков исторического мышления, прямо не указанных в учебных целях. Например,
цель «Объяснить создание древних государственных объединений» потребует от
обучающихся разъяснения того, как создавались древние государственные
объединения. Одновременно учитель может дать ученику задание показать на карте
место их расположения, это, в свою очередь, будет способствовать развитию у
учащихся навыков и умений ориентации в пространстве и времени.
Об особенностях преподавания предмета «Всемирная история».
Предмет «Всемирная история» направлен на формирование у обучающихся
исторического сознания, толерантности, уважения к истории и культуре стран и
народов, привитие общечеловеческих ценностей, выработанных людьми на протяжении
многих веков, развитие исследовательских, мыслительных, коммуникативных навыков.
Учебная нагрузка по предмету «Всемирная история» составляет:
1) в 5 классе по 1 часу в неделю, в учебном году – 34 часа;
2) в 7 классе по 1 часу в неделю, в учебном году – 34 часа.
Содержание учебного предмета включает четыре раздела: 1) Развитие социальных
отношений; 2) Развитие культуры; 3) Развитие государства; 4) Развитие экономических
отношений.Указанные разделы состоят из подразделов, отражающих учебные цели.
В соответствии с обновленной программой с 5 класса начинается систематическое
изучение истории как учебного предмета, характеризующегося целостностью,
относительной полнотой и логической завершенностью.
Программа ориентирована на то, чтобы учащиеся получили системное
представление о цивилизациях древности. При этом акцент сделан на комплексные
характеристики древних обществ с особым вниманием к человеку, его образу жизни,
ментальности, повседневности и в целом к культуре и наиболее важным ее
проявлениям: религии, мифологии, науке, искусству.
Содержание учебных занятий и используемые формы и методы обучения должны
быть направлены на усвоение учащимися знаний, развитие личности учащегося и
реализацию воспитательного потенциала истории Древнего мира. Необходимым
условием и в то же время одним из результатов изучения истории является
формирование у учащихся исторических представлений, созданных на основе ярких и
впечатляющих образов событий прошлого. Большим потенциалом в развитии образных
представлений учащихся обладает наглядность всех видов,
используемая в
образовательном процессе. Ученик 5 класса должен описывать сюжет картины,
видеофрагмента, формулировать к нему вопросы, составлять краткий рассказ. С 5
класса у учащихся закладываются основы работы с исторической картой: он долженнаучиться пользоваться ее условными обозначениями, правильно ориентироваться в
исторических и географических объектах.
Обновленные учебные планы направлены на повышение эффективности и
продуктивности процесса обучения. Так, привязка навыков исторического мышления к
предметным целям (к содержанию) позволяет сделать цели обучения более
достижимыми и измеримыми. Вместе с тем, при организации процесса обучения есть
возможность развития навыков исторического мышления, прямо не указанных в
учебных целях. Например, цель «Выявлять изменения в жизни людей в связи с
ограничением роли религии в обществе» (7 класс) в обязательном порядке потребует от
учащихся определения причинноследственных связей на основе сравнительного
анализа исторических сведений по данной проблеме. Также учитель может дать задание
обозначить на исторической карте ареалы распространения ислама и христианства в
динамике и тем самым дополнительно способствовать развитию у учащихся навыка
ориентации во времени и в пространстве.
Методические рекомендации по изучению предметов «История Казахстана» и
«Всемирная история».
Учителю необходимо опираться на организационнометодологические принципы,
определяющие методы и организацию учебного процесса: сознательность, доступность,
единство, преемственность, взаимосвязанность и учет возрастных особенностей
обучаемых.
В процессе обучения рекомендуются различные формы обучения, направленные на
самостоятельности,
заинтересованности,
к анализу,
развитие
ответственности:
способности
– стимулирующее и развивающее обучение учащихся с помощью тщательно
подобранных заданий и видов деятельности;
– организация активного обучения, основанного на исследованиях и
исследовательской деятельности учащихся;
– развитие у учащихся навыков критического мышления;
– составление дифференцированных заданий с учетом индивидуальных
особенностей учащихся;
– организация индивидуальной, парной, групповой деятельности учащихся и
работы всего класса.
При изучении учебного предмета необходимо опираться на знания учащихся по
другим учебным предметам.
В соответствии с содержанием предмета при изучении Всемирной истории
рекомендуется формирование и развитие навыков проведения исторического
исследования (выдвижение гипотез, составление вопросов для исследования, анализ
источников, сопоставление различных точек зрения, формулирование заключений и
выводов, определение собственной позиции).
Задания учителя по подготовке к уроку должны соответствовать следующим
критериям:
– доступность цели и заданий;
– дифференциация;
– развитие критического мышления;
– проблемное обучение;– наличие возможностей для оценки.
Следующий аспект работы – использование исторических карт, что способствует
развитию у учащихся навыков и умений ориентации в пространстве и времени. Это
могут быть задания на обозначение на карте исторических событий, состояния и
динамики их развития.
С учетом возрастных особенностей рекомендуется давать задания по подготовке
презентаций, интеллекткарт и диаграмм.
Для характеристики исторической личности предлагается использование
следующей памятки:
– описание внешнего облика исторического деятеля;
– описание личностных признаков;
– указание самых ярких фактов из его жизни;
– оценка вклада личности в историю.
Это позволит сохранить в памяти обучающегося особые заслуги исторической
личности.
При планировании и организации уроков истории необходимо уделять внимание
воспитательному компоненту.
Важную роль играет данный предмет в реализации общенацио
нальной консолидирующей идеи «Мәңгілік Ел», которая выражается в воспитании
личностей, уважающих и принимающих национальные и общечеловеческие ценности,
права и свободы людей, желающих внести свой вклад в развитие Родины.
Для закрепления исторических знаний обучающихся на практике рекомендуется
по возможности организовывать экскурсии в музеи, в археологические места, к
историческим памятникам.
begalinka.kz; http://www.ehistory.kz; http://bilimsite.kz/tarih/; http://testcenter.kz/entrants/forent/.
Рекомендуемые сайты по предмету «История Казахстана»: http://www.tarih
Рекомендуемые сайты по предмету «Всемирная история»:
http://www.worldhistory.ru; http://historic.ru; http://historyatlas.narod.ru; http://testcenter.kz/entrants/forent/.
Внеклассная работа является частью социальной среды, обеспечивающей
практику,
реализацию интересов и потребностей обучающихся, включающей
адаптирующую к общественной жизни.
Воспитательный компонент.
Содержание предмета дает возможность понять уникальность культуры наших
предков, место и роль Казахстана в мировой истории, его вклад в развитие
общемировой цивилизации.
При планировании и организации внеклассной работы по предмету«История
Казахстана» рекомендуется обратить внимание на календарь юбилейных дат, которые
будут отмечаться в 20172018 учебном году:
1) 350летие великого бия, сына казахского народа Қазыбекби Келдібекұлы
(16671764);
2) 350 летие казахского полководца, тархана, знаменитого баһадура, боровшегося
против жунгарских нашествий Тама Есет Көкіұлы (16671749);
3) 80 лет начала политических репрессий в Казахстане (19372017);
4) 325летие знаменитого полководца, героя казахского народа Қабанбай батыра
Қожақұлұлы (16921770);5) 105 лет первой казахской неофициальной Конституции «Устав казахского
государства» (19122017);
6) 100летие со дня основания Правительства «Алаш Орда» (19172017);
7) 25летие Вооруженных Сил Республики Казахстан(19922017);
8) 25летие государственных символов Республики Казахстан (19922017);
9) Открытие Международной выставки ЭКСПО2017 на тему «Энергия
будущего» (июнь 2017).
Внеклассная работа в школе может осуществляться:
– в музее, в культурных учреждениях, на природе, базовых предприятиях;
– в форме олимпиад и соревнований, свободных занятий по выбору;
– в виде дополнительных специальных занятий соответственно учебной
программе;
– на межпредметных и интегрированных занятиях и др.
Внеклассная работа учит школьников самостоятельности, исследовательской
деятельности, развивает интерес к предметам. Наряду с этим развиваются способности
учащихся, пополняются и углубляются теоретические знания.
По второму вопросу обсудили план работы. Все учителя согласились с планом
работы и утвердили общим голосование.
По третьему вопросу выступила зам. Директора поУВР Бацоразова М. У.,
котоаякаждому разъяснила нагрузку на новый 2017 – 2018 учебный год.
Так же были рассмотрены календарнотематическиепланы, планы спецкурсов,
факультатовов и кружковой работы, графики СОРов и СОЧ.данные документы были
предложены к утрвеждению.
Руководитель кафедры: И. С. Муравьева
Секретарь: А. Хуанган