Процедуры с параметрами

  • docx
  • 06.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

0.1. Процедуры с параметрами
Иконка файла материала 84.docx

0.1. Процедуры с параметрами

Поставим и решим задачу, данную вам в качестве задания в 8.2: Составьте программу с процедурами, которая исполнит мелодию “Чижик-пыжик” (ми-до-ми-до-фа-ми-ре-соль-соль-ля-си-до-до-до).

Воспользуемся нотами третьей октавы:

USES CRT;

PROCEDURE doo;    BEGIN  Sound(523); Delay(2000); NoSound  END;

PROCEDURE re;       BEGIN  Sound(587); Delay(2000); NoSound  END;

PROCEDURE mi;       BEGIN  Sound(659); Delay(2000); NoSound  END;

PROCEDURE fa;       BEGIN  Sound(698); Delay(2000); NoSound  END;

PROCEDURE sol;      BEGIN  Sound(784); Delay(2000); NoSound  END;

PROCEDURE la;       BEGIN  Sound(880); Delay(2000); NoSound  END;

PROCEDURE si;        BEGIN  Sound(988); Delay(2000); NoSound  END;

BEGIN

     mi; doo; mi; doo; fa; mi; re; sol; sol; la; si; doo; doo; doo

END.

Все процедуры в нашей программе всегда делают одно и то же. Например, процедура doo всегда издает звук частоты 523 герца и продолжительности 200 мс. Происходит это потому, что в описании процедур мы использовали не переменные величины, а константы.

В реальной музыке ноты принадлежат разным октавам и имеют разную длительность. Чтобы получить ноту четвертой октавы, достаточно умножить частоту одноименной ноты третьей октавы на 2. Например, нота ре четвертой октавы имеет частоту 587*2=1174 гц. Естественно, все ноты четвертой октавы звучат выше нот третьей октавы. Пятая октава получается из четвертой так же, как четвертая из третьей и звучит еще выше. Ноты второй октавы, наоборот, получаются из нот третьей октавы делением частоты на 2.

Поставим задачу - создать более универсальную процедуру. Чтобы заставить ноту звучать по-разному, используем переменные величины. Здесь мы используем ту же самую идею, которую мы использовали в процедуре House из Глава 10, она рисовала дом в разных местах экрана в зависимости от значений переменных величин, задающих его координаты. Для простоты ограничимся пока одной нотой ре и двумя октавами - третьей и четвертой. Длительность пусть будет любая. Пусть программа должна воспроизвести три подряд ноты ре: сначала третья октава одна секунда, затем четвертая октава одна секунда и затем третья октава три секунды.

USES CRT;

VAR   octava     : Byte;

          dlit          : Word;

PROCEDURE re;       BEGIN 

     if octava = 3  then Sound(587)  else Sound(1174);

     Delay(dlit);

     NoSound               END;

BEGIN

     octava:=3; dlit:=1000;  re;       octava:=4; dlit:=1000;  re;      octava:=3; dlit:=2000;  re

END.

Недостаток программы в том, что раздел операторов выглядит довольно мутно. Гораздо прозрачнее была бы такая запись:

BEGIN

            re(3,1000); re(4,1000); re(3,2000)

END.

Для обеспечения такой прозрачности подходят процедуры с параметрами. Вот программа, использующая процедуру с параметрами:

USES CRT;

PROCEDURE re (octava : Byte; dlit: Word); BEGIN 

     if octava = 3  then Sound(587)  else Sound(1174);

     Delay(dlit);

     NoSound                                                END;

BEGIN

     re(3,1000); re(4,1000); re(3,2000)

END.

Пояснения: Эта программа похожа на предыдущую, но имеется несколько отличий. Строка

Procedure re (octava : Byte; dlit: Word)

называется заголовком процедуры. Здесь после имени процедуры - re - ставятся скобки и внутри них описываются так называемые   формальные параметры  процедуры. Здесь их два: octava и dlit. Поскольку они описаны в заголовке, пропадает  необходимость в разделе VAR.

В записи re(3,1000) числа 3 и 1000  - так называемые  фактические параметры  процедуры, их порядок и тип должен соответствовать формальным параметрам.

Когда во время выполнения программы Паскаль натыкается на re(4,1000), он присваивает переменной octava значение 4, переменной dlit - значение 1000 (то есть, присваивает формальным параметрам значения фактических параметров) и затем переходит к выполнению тела процедуры re.

 

Усложним задачу. Создадим универсальную процедуру nota, параметрами которой будут название ноты, октава и длительность. Учтем, что длительность ноты в музыке задается в так называемых долях. Доли бывают: 1 - целая нота, 1/2 - половинка длительности, 1/4 - четвертушка и т.д. Пусть целая нота звучит 1 секунду. Вызывать процедуру nota можно было бы так:  nota(re,5,8)  -  это означает, что мы хотим, чтобы прозвучала нота re пятой октавы длительности 1/8.

 

Вот запись программы:

 

USES CRT;

TYPE Nota_type = (doo, doo_diez, re, re_diez, mi, fa, fa_diez, sol, sol_diez, la, la_diez, si);

 

PROCEDURE Nota(Nazvanie:Nota_type; Oktava,Dolya:Byte);   {Здесь параметр Dolya - знаменатель доли}

VAR Hz:Word;       {Внутри процедуры можно описывать свои переменные (в данном примере это Hz).

                            Они называются локальными. Подробнее о них - в 13.3}

BEGIN

                            {Объясним Паскалю частоту нужных нам нот третьей октавы}

     case Nazvanie of

          doo         :  Hz:=523;

          re            :  Hz:=587;

          sol          :  Hz:=784;

          la            :  Hz:=880;

          la_diez    :  Hz:=932;

     end;

                            {Теперь меняем частоту в зависимости от октавы}

     case Oktava of

          1   : Hz:=Hz div 4;       {Используем целочисленное деление,так как стандартная}

          2   : Hz:=Hz div 2;       {процедура Sound требует задавать частоту целым}

          3   : Hz:=Hz;               {числом герц}

          4   : Hz:=Hz*2;

          5   : Hz:=Hz*4;

          6   : Hz:=Hz*8;

          else WriteLn('Такой октавы не знаю'); ReadLn; Halt 

     end;

 

     Sound (Hz);                     {Включаем звук}

     Delay(10000 div Dolya);  {Задаем пpодолжительность звука}

     NoSound;

     Delay (50);                      {Небольшой промежуток тишины после каждой ноты}

END;

BEGIN

                            {Вот первые ноты из песни “Широка страна моя родная”:}

     Nota(re,3,8); Nota(re,3,16); Nota(re,4,4); Nota(re,4,8); Nota(re,4,8); Nota(doo,4,8);

     Nota(la_diez,3,8); Nota(la,3,8); Nota(sol,3,4); Nota(re,3,4)

END.

 

Фактические параметры могут быть любыми выражениями подходящего типа. Например, вместо Nota(re,3,8) можно было бы написать    a:=3; Nota(re, a, 11-a).

Задание 119: В модуле Graph не хватает процедуры, которая рисовала бы треугольник. Создайте такую процедуру. Она должна рисовать примерно равносторонний треугольник вершиной вверх и иметь три параметра: положение треугольника на экране и размер.


 

Скачано с www.znanio.ru