Риторика.
Тема: Проверь себя.
Цель:
– определить, что запомнили дети из пройденного в 1-м классе: о значении речи, о некоторых этикетных средствах;
– определить, в какой мере ученики способны приводить примеры на пройденное и объяснять их.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. Повторение пройденного. |
3 3 – Итак, ребята, мы продолжаем уроки риторики. Давайте вспомним, что мы изучали в первом классе. На доске написаны предложения. – Попробуйте закончить предложения.
Слово огорчает, … (печалит, расстраивает). Слово славит, … (напутствует, приказывает). С помощью слова можно договориться, … (организовать коллективную работу). Слово информирует, сообщает, … (влияет на человека и т.д.)
– А теперь придумайте ситуации, где слово веселит. (Выступления юмористов; чтение стихов перепутаницы; человек рассказывает анекдот или смешной случай из жизни и т.д.) – А теперь давайте вспомним слова: приветствия – здравствуй, доброе утро, добрый вечер, привет (разг.); прощания – до свидания, до встречи, пока; благодарности – благодарю, спасибо, большое спасибо; извинения – извините, простите, виноват и т.д. Затем учитель предлагает разыграть сценки, в которых дети используют слова приветствия, прощания, благодарности, извинения.
|
Познавательные 1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) представлять информацию в виде схемы; 3) выявлять сущность, особенности объектов; 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам; 6) ориентироваться на развороте учебника; 7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в паре.
Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; |
|
Работа по учебнику. 3 2 4 3 – Откройте учебники. Сейчас я вам прочитаю стихотворение. Стихотворение Я. Козловского позволяет вспомнить притчу Эзопа о языке. Большое впечатление на детей производит чтение учителем стихов наизусть. Затем целесообразно провести хоровое чтение, которым руководит, как бы дирижирует учитель. Все глаголы речи и словосочетания с ними читаются громче и чуть-чуть медленнее.
– Давайте разделимся на две группы.
Задания для групп. I группа. – Назовите «хорошие» глаголы, т.е. глаголы, обозначающие «положительные» речевые действия: смеяться, призывать, молить, заклинать; слова умеют кровью обливаться, стать призывом, отзывом, зовом, словами клянутся, напутствуют, славят. II группа. – Назовите «отрицательные» речевые действия: плакать, молить (может быть отрицательным действием, если молят, просят о чём-то плохом); дышать холодом, равнодушием; проклинать, чернить.
– Какой же можно сделать вывод? «Речь в нашей жизни имеет большое значение...» – А какие речевые жанры вы знаете?
Примеры перечисленных речевых жанров малых форм (все или некоторые) можно записать в тетради. |
|
ΙΙ. Итог урока. |
– Что нового мы сегодня узнали? 4 – Что повторили?
– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями? – Кто доволен своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Кто получил сегодня отметку? За что?
|
3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ТООУ |
Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг
к другу.
Деятельность учеников:
– разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.