Психодиагностика Способности в психологии
Оценка 4.7

Психодиагностика Способности в психологии

Оценка 4.7
Лекции
docx
психологическая работа +1
Взрослым
07.01.2017
Психодиагностика Способности в психологии
Цель данной работы познакомиться и проанализировать психодиагностику способностей человека, дать характеристику общих и специальных способностей. Введение…………………………………………………………………………...3 Основная часть…………………………………………………………………….4 1.Понятие способностей в психологии………………………………………….4 2. Характеристика общих способностей………………………………………...6 3.Понятие специальных способностей. Виды специальных способностей………………………………………………17 Список использованной литературы…………………………………………... Актуальность работ по психологической диагностике способностей определяется в первую очередь большой практической значимостью этой проблемы.
психодиагностика.docx

Cодержание

 стр.

Введение…………………………………………………………………………...3

Основная часть…………………………………………………………………….4

1.Понятие способностей в психологии………………………………………….4

2. Характеристика общих способностей………………………………………...6

3.Понятие специальных способностей.

Виды специальных способностей………………………………………………17

Список использованной литературы…………………………………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность работ по психологической диагностике способностей определяется в первую очередь большой практической значимостью этой проблемы. Существующее в обществе разделение труда, продолжающаяся его дифференциация, неуклонное увеличение числа профессий повышают важность изучения способностей и склонностей человека в отношении разных видов деятельности. Такие области практики, как профессиональная ориентация и консультация, профотбор и размещение кадров по рабочим постам, производствен­ное обучение, требуют разработки и применения надежных, действенных, прогностичных методов диагностики уровня развития способностей. Такие методы необходимы также для ранней диагностики одаренности детей, выявления у них творческих, музыкальных, художественных и других способностей. Психодиагностика способностей имеет выраженную гуманистическую направленность, поскольку способствует выбору наиболее подходящих возможностям и склонностям человека профессий, путей и способов построения обучения с учетом индивидуальных особенностей. Все это существенно влияет на формирование положительной профессиональной мотивации и удовлетворенности трудом, и удовлетворенности жизнью в целом.

Цель данной работы познакомиться и проанализировать психодиагностику способностей человека, дать характеристику общих и специальных способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

1.Понятие способностей в психологии

Выделяют три основных признака способностей как инди­видуально-психологических особенностей человека: во-первых, они отличают одного человека от другого, во-вторых, они имеют отноше­ние к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей, в-третьих, они не сводятся к наличным знаниям, уме­ниям, навыкам, но могут объяснить легкость и быстроту их приобре­тения.

В настоящее время в психологической диагностике выделяют методы изучения общих и специальных способностей. Однако в самих методиках такое разделение не всегда строго соблюдается. В батареи тестов отдельных способностей наряду с заданиями, направленными на изучение специальных способностей, включены задания, взятые из тестов интеллекта. В свою очередь, тесты интеллекта предусматривают изучение специальных способностей (технических, математических).

Собственно, тесты специальных способностей и стали разрабатываться для того, чтобы получать данные о развитии особенностей человека, не связанных с его интеллектуальным развитием, а как бы дополняющих его. Однако применение факторного анализа показало, что интеллект сам по себе включает ряд относительно независимых способностей, таких, как вербальные, математические, пространственные, мнемические.

В зарубежной литературе, посвященной проблемам психодиагностики, принято классифицировать специальные способности по двум основаниям. Во-первых, по видам психических функций (моторные, сенсорные) и, во-вторых, по видам деятельности (технические и профессионализированные, т. е. соответствующие той или иной профессии: конторские, артистические, художественные). В соответствии с этими основаниями разрабатываются и методы диагностики.

Способности:

- индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого

-только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей

-способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения.

Способности общие - способности, обеспечивающие успешность ряда основных, ведущих форм человеческой деятельности [2].

Структура общих познавательных способностей:

Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, проявляющихся в различных сферах практической и теоретической деятельности.

Креативность - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

Обучаемость - способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности).

Принято выделять общие и специальные способности. Общие способности (например, общие умственные) обеспечивают овладение разными видами знаний и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности. Как и любые другие, эти способности зависят от природных задатков и особенностей обучения и воспитания. «Общие способности обнаруживаются в широте, многообразии возможностей человека и определенном единстве проявляемых им свойств. К общим способностям относятся: свойства ума, и поэтому часто общие способности называют общими умственными способностями.

Общую способность или совокупность общих способностей называют одаренностью. «Под одаренностью в таком случае, в отличие от специальных способностей или дарований, разумеют общую даровитость; в зарубежной литературе ее обычно отождествляют с интеллектом».

В отличие от общих, специальные способности рассматриваются по отношению к отдельным, специальным областям деятельности, что выражается в их классификации по видам деятельности (математические, художественные, музыкальные и т. д.). В психологии соотношение общих и специальных способностей понимается как соотношение общего и особенного. Способности человека реально даны всегда в некотором единстве общих и специальных (особенных и единичных) свойств. Нельзя внешне противопоставлять их друг другу. Между ними имеется и различие, и единство [3].

 

2. Характеристика общих способностей

1. Измерение интеллекта:

Тесты интеллекта - общий класс тестов, направленных на измерение и оценку общего уровня когнитивного развития индивидов при решении ими широкого круга мыслительных задач.

1) Тест Р.Амтхауэра TSI Рудольф Амтхауэр - Тест структуры интеллекта,1953г, последняя редакция 1973г.

Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 60 лет. Тест предназначался для дифференцированного отбора кандидатов на разные виды профессионального обучения и для профессионального отбора.

При создании теста Р.Амтхауэр исходил из концепции, рассматривающей интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре личности. Этот конструкт понимается им как стурктурированная целостность психических способностей, проявляющихся в различных формах деятелньости. В интеллекте обнаруживается наличие определенных "центров тяжести" - речевого, счетно-математического интеллекта, пространственных представлений, функций памяти и др.

Р. Амтхауэр (1953г.) отмечал тесную связь интеллекта с другими компонентами личности, ее волевой и эмоциональной сферами, потребностями и интересами. При отборе тестовых заданий он руководствовался основными принципами: обеспечением максимально высокой корреляции каждого субтеста с общим результатом и достижением возможно низкой корреляции между отдельными группами заданий [1].

Всего в тесте предлагается 176 заданий, общее время обследования 90 минут. Включает в себя 9 субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта:

1. Логический отбор - дополнение предложений - исследует возникновение рассуждения, здравый смысл, чувство реальности, сложившаяся самостоятельность мышления. Исследование индуктивного мышления, чутья языка. Задача испытуемого - закончить предложение одним из приведенных слов.

2. Определение общих черт - исключение слова - оценивает чувство языка, индуктивное речевое мышление, точное выражение словесных значений. Исследование способности к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями. В задачах предлагается 5 слов, из которых 4 объединены определенной смысловой связью, а одно-лишнее. Это слово и следует выделить в ответе.

3. Аналогии - направлен на исследование способности комбинировать, подвижности мышления, понимания отношений, обстоятельности мышления. Анализ комбинаторных способностей. В заданиях предлагается 3 слова, между первым и вторым существует определенная связь. После третьего слова - прочерк. Из пяти прилагаемых к заданию варианов необходимо выбрать такое слово, которое было бы связано с третьим таким же образом, как и первые два.

4. Классификация - обобщение - оценивает способность к абстракции, образованию понятий, умственную образованность, умение грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей. Оценка способности выносить суждение. Испытуемый должен обозначить 2 слова общим понятием.

5. Задания на счет - арифметические задачи - исследует практическое  и математическое мышление, способность быстро решать формализуемые проблемы. Состоит из 20 арифметических задач.

6. Числовые ряды - оценивает теоретическое, индуктивное мышление, вычислительные способности, способности оперировать с числами, стремление к упорядоченности, соразмерности отношений, определенному темпу и ритму. В 20 заданиях установить закономерность числового ряда и продолжить его.

7. Выбор фигур - пространственное воображение - исследует умение решать геометрические задачи, богатство пространственных представлений, конструктивные практические способности, наглядно-действенное мышление. Исследование пространственного воображения, комбинаторных способностей. В заданиях приводятся разделенные на части геометрические фигуры. При выборе ответа следует найти карточку с фигурой, которая соответствует разделенной на части.

8. Задания с кубиками - пространственное обобщение - оценивает умение не только оперировать пространственными образами, но и обобщать их отношения, развитое аналитико-синтетическое мышление, конструктивность теоретических и практических способностей. В каждом из 20 заданий приведен куб в определенном, измененном по отношению к ряду кубов, обозначенных буквами, положении. Необходимо идентифицировать куб с одним из обозначенных буквами.

9. Задания на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное - память - направлен на исследование способности к запоминанию, сохранению в условиях помех и логическому, осмысленному воспроизведению, сосредоточенности внимания. Предлагается запомнить ряд слов и найти их среди других, предлагаемых в задании. Слова для запоминания объединены в таблице по определенным категориям, например цветы или животные. Всего предлагается запомнить 25 слов.

Показатели ретестовой надежности теста (при повторном обследовании через 1 год): 0.83-0.9

-надежность параллельных форм - 0.95

-корреляция с учебной успеваемостью, по данным Амтхауэра - 0.46

-с экспертными оценками уровня интеллекта - 0.62

2) Тест Д.Векслера

Шкалы измерения интеллекта Векслера - группа наиболее известных и широко используемых тестов интеллекта. Предназначены для измерения уровня интеллектуального развития.

Первой была предложена в 1939 г. Векслер - Белльвью шкала. Шкала стандартизирована на выборке испытуемых в возрасте от 7 до 69 лет.

Наибольшую известность получил модифицированный вариант этой шкалы, опубликованый в 1955 г. под названием «Векслера интеллекта взрослых шкала» (WAIS), последняя редакция,или WAIS-R, опубликована в 1981 г. WAIS предназначена для обследования лиц в возрасте от 16 до 64 лет.

В 1949 г. была предложена «Векслера интеллекта шкала для детей» (опубликована в 1974 г.), предназначенная для обследования детей в возрасте от 5 лет до 15 лет 11 мес. (для WISC-R стандартизация осуществлялась в возрасте от 6,5 до 16,5 года). В 1963 г. была опубликована «Векслера интеллекта шкала для дошкольников и младших школьников» (WPPSI), предназначенная для детей в возрасте от 4 до 6,5 лет.

Тест основан на иерархической модели интеллекта Д.Векслера и диагностирует общий интеллект и его составляющие - вербальный и невербальный интеллекты. Включает 11 субтестов, составляющих вербальную и невербальную (действия) шкалы [3].

Шкала вербальная.

1. Субтест общей осведомленности. Исследует запас относительно простых сведений и знаний. Предлагается 29 вопросов, оценка – 1 балл за правильное решение каждого вопроса.

2. Субтест общей понятливости. Оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, понимание общественных норм. Испытуемый должен дать ответ о своих предполагаемых действиях в описанной ситуации. Предлагаются 14 вопросов, оценка в зависимости от точности ответа: 0, 1, 2 балла.

3. Арифметический субтест. Оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым материалом. Испытуемый должен устно решить серию арифметических задач. Дается оценка не только точности ответа, но и затраченного на решение времени.

4. Субтест установления сходства. Оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению. Испытуемый должен установить и охарактеризовать общность между парой понятий. Оценка варьируется от 0 до 2 баллов в зависимости от достигнутого уровня обобщения: конкретного, функционального, концептуального. В субтесте предлагаются 13 пар понятий.

5. Субтест повторения цифровых рядов. Направлен на исследование оперативной памяти и внимания, состоит из двух частей: запоминания и повторения чисел в прямом и обратном порядке. Задания аналогичны соответствующему субтесту шкалы памяти.

6. Словарный субтест. Направлен на изучение вербального опыта (понимания и умения определить содержание слов). Предлагается объяснить значение ряда слов. Всего в задании 42 слова: первые 10 – весьма распространенные, повседневного употребления; следующие 20 – средней сложности; третью группу составляют 12 слов высокой степени сложности. Оценка – от 0 до 2 баллов.

Шкала невербальная.

7. Субтест шифровки цифр. Изучает степень усвоения зрительно-двигательных навыков. Задача состоит в том, чтобы написать под каждой цифрой в клеточке соответствующий ей символ. Время лимитировано.

8. Субтест нахождения недостающих деталей. Изучает особенности зрительного восприятия, наблюдательность, способность отличить существенные детали. Испытуемому предъявляют 21 изображение, в каждом из которых необходимо отыскать какую-либо недостающую деталь или какое-то несоответствие.

9. Субтест кубиков Коса. Направлен на изучение сенсомоторной координации, способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагают последовательно воспроизвести десять образцов рисунков из разноцветных деревянных кубиков. Время ограничивается по каждому заданию. Оценка зависит как от точности, так и от времени исполнения.

10. Субтест последовательности картинок. Исследует способность к организации фрагментов в логическое целое, к пониманию ситуации и предвосхищению событий. В задании предлагается восемь серий картинок. В каждой серии картинки объединены сюжетом, в соответствии с которым испытуемый должен расположить их в определенной последовательности. Оценка зависит от правильности и времени решения.

11. Субтест составления фигур. Направленность субтеста аналогична субтесту 9. Испытуемому предлагают в определенной последовательности детали четырех фигур («человек», «профиль», «рука», «слон») без указания на то, что из этих деталей должно быть составлено. В оценке учитывается время и правильность решения.

3) Тест Дж.Равена (тест прогрессивные матрицы) - Дж.Равен, Л.Пенроуз - 1936 г. Направлен: для измерения уровня развития общего интеллекта, дети и подростки 8-14 лет, взрослые 20-65 лет.

Тест состоит из 5 серий (ABCDE) по 12 заданий, расположенных по возрастанию трудности.

4) Тест Гудинаф-Харриса (Гудинаф "Нарисуй человека" тест. В 1963 пересмотрен Д.Харрисом - "Гудинаф-Харриса рисования тест") - Гудинаф Флоренс Лаура – 1926г.

- измерение уровня интеллектуального развития детей и подростков от 3 до 13 лет.

- ребенка просят как можно лучше нарисовать человека. В варианте, предложенном Д.Харрисом после завершения рисунка мужчины обследуемому предлагают изобразить женщину, а затем нарисовать свой портрет.

5) Школьный тест умственного развития - К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г. Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова – 1990г.

Согласно этой концепции психическое развитие происходит под воздействием системы требований, которые предъявляет общество к каждому своему члену. Комплекс этих требований, называемый социально психологическим нормативом, может выступать критерием оценки индивидуального и возрастного развития. В задания ШТУР были включены понятия, подлежащие обязательному усвоению в учебных предметах трех циклов: математического, гуманитарного и естественнонаучного. Помимо этого, определялась осведомленность в некоторых понятиях общественно-политического и научно-культурного содержания [1].

Предназначен для диагностики умственного развития подростков – учащихся 7-9 классов Он апробирован на больших выборках и доказал свою эффективность при решении таких задач, как:

1) анализ успешности развития по мере перехода из класса в класс

2) сравнение групп учащихся, отобранных в соответствии с какими-либо целями

3) сравнение эффективности различных программ и методов обучения

4) отбор в спецклассы и спецшколы

5) диагноз причин школьной неуспеваемости

6) отбор учащихся, нуждающихся коррекции умственного развития

7) оценка эффективности работы разных педагогов и педагогических коллективов

8) выявление учащихся, нуждающихся в индивидуальных программах обучения;

9) профориентационная работа с учащимися

ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий.

Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия. Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый – логические классификации, пятый - логические обобщения, шестой – нахождение правила построения числового ряда.

Тест ШТУР является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся. Тест разработан в двух параллельных формах А и Б.

Особенности, отличающие ШТУР от традиционных тестов:

1) особое содержание, которое было в заданиях (школьные понятия, обязательные для усвоения).

2) иные способы репрезентации и обработки диагностических результатов.

3) коррекционность методики, возможность предусматривать на ее основе специальные способы исправления замеченных дефектов развития.

2. Диагностика креативности:

Тесты креативности - тесты, направленные на выявление некоторых факторов творческих достижений, относящиеся к таким параметрам мышления, как гибкость, беглость, оригинальность, изобретательность.

1) Концепция креативности Дж.Гилфорда

Креативность - универсальная познавательная творческая способность

2 типа мыслительных операций:

-конвергентное мышление

-дивергентное мышление

Параметры креативности:

-способность к обнаружению и постановке проблем

-способность к генерированию большого числа идей

-гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи

-оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно

-способность усовершенствовать объект, добавляя детали

-способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу [1].

Программа исследования способностей (ARP) Гилфорда включает:

10 субтестов на вербальную креативность и 4 субтеста на невербальную креативность

-диагностика дивергентной продуктивности

-старшеклассники и люди с более высоким уровнем образования

2) Концепция креативности Э.П.Торренса

Креативность - способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т.д.

Этапы творческого акта:

-восприятие проблемы

-поиск решения

-возникновение и формулировка гипотез

-проверка гипотез

-модификация гипотез

-нахождение результата

Батарея Торренса для исследования креативности от дошкольников до взрослых, 12 тестов, сгруппированных в три серии: вербальную, изобразительную и звуковую, диагностирующие соответственно словесное творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словесно-звуковое творческое мышление.

3) Концепция креативности С. Медника

Креативность - способность преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и широта поля ассоциаций.

Тест С.Медника (адаптированный)- тест вербальной креативности (тест отдаленных ассоциаций), диагностика вербальной креативности, которая определяется как процесс перекомбинирования элементов ситуации, школьники старших классов, взрослые 23-35 лет. Испытуемым предлагают словесные триады, элементы которых принадлежат к взаимно отдаленным ассоциативным областям. Испытуемому необходимо установить между ними ассоциативную связь путем нахождения четвертого слова, которое объединяло бы элементы таким образом, чтобы с каждым из них оно образовывало некоторое словосочетание.

3. Диагностика обучаемости

Краткий отборочный тест (КОТ) - Э.Ф.Вандерлик (конец 40х гг ХХв), адаптация В.Н.Бузина (1989)

-определение интегрального показателя общих способностей, прогноз обучаемости и деловых качеств человека.

-медианные нормы рассчитаны с 6-го класса

-надежность теста Вандерлика варьирует в пределах 0.70-0.94. Проверка валидности ограничена корреляциями с теста Отиса [3].

Характеристики общих способностей, выявляемые с помощью теста Вандерлика,  следующие:

- способность обобщения и анализа материала – при выполнении заданий на пословицы необходимо абстрагироваться от конкретной фразы, переходить в область интерпретации смыслов, а затем возвращаться к конкретным фразам;

- гибкость мышления – обнаруживается при выполнении заданий на ассоциации. Неправильное выполнение заданий этого типа говорит о том, что ассоциации носят хаотический характер, не оттормаживаются;

- инертность мышления (слабая переключаемость) – само расположение заданий предусматривают способность быстрого переключения с одного вида деятельности на другой. Чередование различных типов заданий в тексте может затруднять их решение лицам с инертным типом нервной системы.

Такие лица с трудом меняют избранный способ работы, не склонны менять ход своих суждений, медленно переключаются с одного вида деятельности на другой. Их интеллектуальные способности мало подвижны, темп работы замедлен, качество умственной продукции невысокое;

- эмоциональные компоненты мышления, отвлекаемость – в процессе выполнения заданий у некоторых испытуемых проявляется тенденция к эмоциональной деструкции мыслительных процессов. Такие испытуемые начинают улыбаться, обращаются к экспериментатору с вопросами, импульсивно реагируют на неуспех в решении задач;

- скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания -  задания №8 и № 13 являются заданиями на так называемые конторские способности, требующие от испытуемого скорости и точности восприятия и концентрации внимания.

Эти качества необходимы для высококвалифицированного специалиста, работающего с массой различных документов, которые необходимо обработать в сжатые сроки;

- грамотность, употребление языка – часть заданий показывает умение правильно пользоваться родным и иностранным языком (знание алфавита);

- выбор оптимальной стратегии выполнения заданий – согласно инструкции тест допускает решение задач в любой последовательности. Некоторые испытуемые, которым легче даются либо числовые, либо вербальные задания, отрефлексировав этот акт, просматривают все задания и решают для себя сначала простые, а затем переходят к другому типу заданий;

- пространственное воображение – в тексте представлены четыре вида заданий с операциями в двухмерном пространстве.

Интегральный показатель теста (ПТ) является комплексным многопараметрическим показателем общих способностей человека.

В основу теста заложена иерархическая модель способности к обучению П.Вернона. Интегральный показатель теста связан с обучаемостью. Обучаемость отражает общие способности человека, которые выражают познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности.

Обучаемость - это важная черта, необходимая для овладения любой специальностью.

 

3.Понятие специальных способностей.

Виды специальных способностей

Специальные способности - индивидуально психологические особенности, обеспечивающие успешность выполнения отдельных конкретных видов деятельности (музыкальной, математической, организаторской и т.д.) [2].

Специальные способности: сенсорные, моторные, технические, профессионализированные.

Тесты специальных способностей - тесты, направленные на измерение уровня успешности решения задач конкретного типа и в конкретных областях деятельности.

Основные тесты для измерения специальных способностей:

1.Сенсорные способности

Тесты сенсорных способностей - тесты, предназначенные для измерения и оценки особенностей сенсорной сферы психики (ощущений и восприятия). Измеряемые показатели: Острота зрения, различительная чувствительность, восприятие глубины, цветоразличение. Острота слуха (или измерение абсолютных порогов), выделение сигналов из шумового фона, различение громкости, высоты, тембра звуков.

Тесты: Таблица Снеллена, Метод Орто–Рейтера, Тест проверки зрения, Тест зрительного восприятия, Тест музыкальной одаренности Сишора

2.Моторные способности

Тесты моторных способностей - тесты, предназначенные для измерения и оценки моторных характеристик, таких как точность и скорость движений, ловкость движений, координация и темп двигательных реакций, точность распределения мышечного усилия при решении двигательных задач.

Измеряемые показатели: Скорость, темп и точность движений, зрительно-моторная координация, ловкость движений пальцев и рук, тремор, точность мышечного усилия Тесты: Тест Линкольна–Озерецкого, Тест ловкости пальцев О'Коннора, Тест ловкости Стромберга, Тест ручной ловкости Пурдье, Тест ловкости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда.

3.Технические способности

Тесты технических способностей - тесты, направленные на измерение и оценку психологических особенностей, проявляемых в работе с оборудованием и отдельными взаимодействующими механизмами. Чаще всего под этими особенностями подразумеваются техническое мышление и техническая осведомленность.

Измеряемые показатели: Общая техническая одаренность или технический опыт, приобретаемый человеком в работе с техникой, пространственные представления и техническое понимание. Тесты: Тест Беннета на техническое понимание, Тест технического понимания Пурдье, Миннесотский тест на восприятие пространства.

4.Профессионализированные способности

Тесты профессионализированных способностей - тесты, выявляющие индивидуально-психологические особенности, способствующие успешному выполнению определенных видов деятельности (художественной, музыкальной, канцелярской и пр.) Измеряемые показатели: Способности, необходимые в разных видах труда (художественные, музыкальные, артистические, конторские и пр.). Тесты: DAT, GATB, Тест суждений об искусстве Мейера, Опросник художественных способностей Хорна [3].

Список использованной литературы

1.Бодалев А. А. и др. Общая психодиагностика. М., Речь., 2004. - 440 с

2.Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. 3-е изд. – СПб., 2008. – 688 с.

3.Пальм Г.А. Психодиагностика. – Днепропетровск, 2010г. – 235 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

C одержание стр. Введение…………………………………………………………………………

C одержание стр. Введение…………………………………………………………………………

Введение Актуальность работ по психологической диагностике способностей определяется в первую очередь большой практической значимостью этой проблемы

Введение Актуальность работ по психологической диагностике способностей определяется в первую очередь большой практической значимостью этой проблемы

Основная часть 1.Понятие способностей в психологии

Основная часть 1.Понятие способностей в психологии

Способности общие - способности, обеспечивающие успешность ряда основных, ведущих форм человеческой деятельности [2]

Способности общие - способности, обеспечивающие успешность ряда основных, ведущих форм человеческой деятельности [2]

В отличие от общих, специальные способности рассматриваются по отношению к отдельным, специальным областям деятельности, что выражается в их классификации по видам деятельности (математические, художественные, музыкальные…

В отличие от общих, специальные способности рассматриваются по отношению к отдельным, специальным областям деятельности, что выражается в их классификации по видам деятельности (математические, художественные, музыкальные…

При отборе тестовых заданий он руководствовался основными принципами: обеспечением максимально высокой корреляции каждого субтеста с общим результатом и достижением возможно низкой корреляции между отдельными группами…

При отборе тестовых заданий он руководствовался основными принципами: обеспечением максимально высокой корреляции каждого субтеста с общим результатом и достижением возможно низкой корреляции между отдельными группами…

Задания на счет - арифметические задачи - исследует практическое и математическое мышление, способность быстро решать формализуемые проблемы

Задания на счет - арифметические задачи - исследует практическое и математическое мышление, способность быстро решать формализуемые проблемы

Показатели ретестовой надежности теста (при повторном обследовании через 1 год): 0

Показатели ретестовой надежности теста (при повторном обследовании через 1 год): 0

Субтест общей понятливости. Оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, понимание общественных норм

Субтест общей понятливости. Оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, понимание общественных норм

Субтест нахождения недостающих деталей

Субтест нахождения недостающих деталей

В варианте, предложенном Д.Харрисом после завершения рисунка мужчины обследуемому предлагают изобразить женщину, а затем нарисовать свой портрет

В варианте, предложенном Д.Харрисом после завершения рисунка мужчины обследуемому предлагают изобразить женщину, а затем нарисовать свой портрет

ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий

ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий

Параметры креативности: -способность к обнаружению и постановке проблем -способность к генерированию большого числа идей -гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи -оригинальность - способность отвечать на…

Параметры креативности: -способность к обнаружению и постановке проблем -способность к генерированию большого числа идей -гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи -оригинальность - способность отвечать на…

Креативность - способность преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и широта поля ассоциаций

Креативность - способность преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и широта поля ассоциаций

Чередование различных типов заданий в тексте может затруднять их решение лицам с инертным типом нервной системы

Чередование различных типов заданий в тексте может затруднять их решение лицам с инертным типом нервной системы

В основу теста заложена иерархическая модель способности к обучению

В основу теста заложена иерархическая модель способности к обучению

Тесты моторных способностей - тесты, предназначенные для измерения и оценки моторных характеристик, таких как точность и скорость движений, ловкость движений, координация и темп двигательных реакций,…

Тесты моторных способностей - тесты, предназначенные для измерения и оценки моторных характеристик, таких как точность и скорость движений, ловкость движений, координация и темп двигательных реакций,…

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017