Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма младших школьников.
Оценка 4.8

Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма младших школьников.

Оценка 4.8
pptx
09.07.2022
Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма младших школьников.
Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма младших школьников..pptx

Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма младших школьников

Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма младших школьников

Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма младших школьников.

Учитель МБОУ «СШ № 4»
Кошелькова А.Н.
г. Макеевка,
2021 год

Вопрос о том, как учить ребенка писать, имеет несколько аспектов: чисто педагогический – методика и тактика работы учителя; гигиенический, предусматривающий наиболее рациональное нормирование самого процесса…

Вопрос о том, как учить ребенка писать, имеет несколько аспектов: чисто педагогический – методика и тактика работы учителя; гигиенический, предусматривающий наиболее рациональное нормирование самого процесса…

Вопрос о том, как учить ребенка писать, имеет несколько аспектов:

чисто педагогический – методика и тактика работы учителя;
гигиенический, предусматривающий наиболее рациональное нормирование самого процесса и письма;
психофизиологический, являющийся основой и для рационального построения методики и для гигиенического нормирования.

Процесс письма с полным основанием относится психологией к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности»

Процесс письма с полным основанием относится психологией к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности»

«Процесс письма с полным основанием относится психологией к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности». А.Р.Лурия

В отличие от устных форм речевой деятельности, которыми человек может овладеть и вне обучения (конечно, до определенного уровня), писать нужно учиться. Причем процесс этот длительный и непростой.
Для того, чтобы правильно обучать учащихся чистописанию, надо знать, как у учащихся формируются графические навыки письма, как складывается почерк и каковы наилучшие условия формирования этих навыков.

Графические навыки письма вырабатываются в процессе длительных упражнений и относятся к сенсорным навыкам человека

Графические навыки письма вырабатываются в процессе длительных упражнений и относятся к сенсорным навыкам человека

Графические навыки письма вырабатываются в процессе длительных упражнений и относятся к сенсорным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсорных навыков, которые включаются либо в трудовую деятельность (шитье, навыки выпиливания, работы с каким-то инструментом), либо в спортивную деятельность (катание на коньках, танцы, игры в мяч и так далее), графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом специфика и сложность их формирования. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи. 

Процесс письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека

Процесс письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека

Процесс письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека. Письмо, как по памяти, так и под диктовку, связано с различными анатомо-физиологическими структурами мозга.  

Височные области левого полушария головного мозга связаны со слуховым анализом в процессе письма: их поражение больше всего вызывает нарушение процесса письма, осуществляемого по слуху, но мало сказывается при списывании.
Заднецентральные области левого полушария, синтезирующие кинетические ощущения, также связаны с процессами письма – именно управлением движений через артикуляционные системы речи.
Затылочно-теменная область связана со зрительной организацией процесса письма. Ее поражение ведет к пространственным нарушениям процесса письма.
Соблюдение чередования и последовательности наружной повторности букв связано с премоторной областью коры и сохранением моторного образа слова.
Левые лобные доли – моторный центр речи – больше всего связаны с сохранностью замысла при письме.

Письмо - это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге путем начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи

Письмо - это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге путем начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи

Письмо - это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге путем начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи. Как особый вид графо-моторной деятельности письмо включает три основных операции:

Символическое обозначение звуков речи;
Моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов;
Графо-моторные операции.

Графо-моторные навыки являются конечным звеном в цепочке операций, составляющих письмо

Графо-моторные навыки являются конечным звеном в цепочке операций, составляющих письмо

Графо-моторные навыки являются конечным звеном в цепочке операций, составляющих письмо. Тем самым они могут оказывать влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом.
Например, наличие затруднений в изображении букв иногда настолько загружает внимание ребенка, что дезорганизует и все предшествующие операции. Их формирование в онтогенезе претерпевает значительную эволюцию одновременно с развитием изобразительной деятельности.

Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы: артикуляции и слухового анализа; зрительную память и зрительный контроль; зрительно-моторные координации и моторный контроль; перцептивную регуляцию и…

Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы: артикуляции и слухового анализа; зрительную память и зрительный контроль; зрительно-моторные координации и моторный контроль; перцептивную регуляцию и…

Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы:
артикуляции и слухового анализа;
зрительную память и зрительный контроль;
зрительно-моторные координации и моторный контроль;
перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, звукобуквенный анализ).

На начальном этапе обучения письму дети должны: усвоить понятия о буквах - графических знаках (печатных, письменных, заглавных и строчных); научиться правильно, четко и достаточно быстро…

На начальном этапе обучения письму дети должны: усвоить понятия о буквах - графических знаках (печатных, письменных, заглавных и строчных); научиться правильно, четко и достаточно быстро…

На начальном этапе обучения письму дети должны:

усвоить понятия о буквах - графических знаках (печатных, письменных, заглавных и строчных);
научиться правильно, четко и достаточно быстро писать все графические элементы, соблюдая правильную траекторию движений.
Одновременно необходимо правильно дифференцировать звуки речи, безошибочно узнавать и соотносить их с буквами, так как параллельно с графическим навыком идет формирование орфографического навыка.

В формировании навыка выделяются три основных этапа

В формировании навыка выделяются три основных этапа

В формировании навыка выделяются три основных этапа.

Аналитический, основным компонентом которого является вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания.
Синтетический. Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие.
Автоматизация – этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и контроля. Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность, лёгкость.

Основное в формировании навыка – упражнения и тренировка

Основное в формировании навыка – упражнения и тренировка

Основное в формировании навыка – упражнения и тренировка. Без упражнений и повторений сформировать навык нельзя, но многократные упражнения наиболее целесообразны и эффективны на третьем этапе формирования навыка, а первые два этапа – это осознанная деятельность. Ребёнок должен знать и понимать, что нужно делать и как делать.
Способность понимать и различать элементы букв, соотношение частей, понимание того, как располагаются эти элементы на строке, как, в каком сочетании и последовательности их необходимо расположить, – первый шаг в обучении.
Следующий шаг – объяснение того, как выполняется движение при написании основных элементов.

Подготовка к письму Подготовка к письму ведётся на счёт 1, 2, 3, 4, 5

Подготовка к письму Подготовка к письму ведётся на счёт 1, 2, 3, 4, 5

Подготовка к письму Подготовка к письму ведётся на счёт 1, 2, 3, 4, 5.

ноги поставить вместе, прямо, стопы на полу или подставке;
спиной опереться на спинку стула, кулачком проверить расстояние между краем парты и грудью;
наклон головы. Локоть правой руки на столе, кончиками пальцев коснуться виска;
правильно взять ручку. Расстояние от указательного пальца до металлической части стержня – один пальчик;
наклон тетради. Нижний левый край тетради находится на середине груди.
Тетрадь придерживается левой рукой. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.

Приёмы обучения навыкам письма:

Приёмы обучения навыкам письма:

Приёмы обучения навыкам письма:

Показ
Показ осуществляется на классной доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика.
Показываются способы соединения букв; показ сопровождается объяснением: где начинаю писать букву, куда веду руку, в какую сторону делаю закругление, указываю на величину элемента.

Приёмы обучения навыкам письма:

Приёмы обучения навыкам письма:

Приёмы обучения навыкам письма:

Копирование
Этот способ применяется ограниченно в связи с тем, что обведение образца осуществляется учащимся без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Однако ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма.

Приёмы обучения навыкам письма:

Приёмы обучения навыкам письма:

Приёмы обучения навыкам письма:

Списывание с готового образца
Прием основан на подражании, воспроизведении образца письма. Психологическое значение списывания с образца и обведение образца различно для формирования навыка письма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления. Поскольку обведение образца осуществляется механически, продолжительное обведение утомляет ученика.

Приёмы обучения навыкам письма:

Приёмы обучения навыкам письма:

Приёмы обучения навыкам письма:

Воображаемое письмо, или письмо в воздухе
Прием опирается на двигательные ощущения и на зрительно-воспринимаемый образец. В воображаемом обведении ребенок пишет реально, но в воздухе. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы.
Увидеть, понять, что при письме вниз у нас всегда один и тот же наклон, а при письме вверх больший наклон, но во всех соединительных движениях тоже одинаковый, очень важно для сознательного овладения формой букв. Если учащиеся анализируют форму букв, у них скорее вырабатываются единый наклон в письме и правильная форма букв.

При выполнении любых графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания

При выполнении любых графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания

При выполнении любых графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.
Перед каждым заданием объясняется ребёнку его цель: «Что будем делать, для чего и как». Объясняя, используются только знакомые слова. За объяснением следует показ. Стоит убедиться, что ребёнок понял инструкции. Важно соблюдать и последовательность занятий, не торопиться. Не освоив предыдущее занятие, не следует переходить к последующим. Ребёнок лучше усваивает, если занятие проходит в игровой форме. Продолжительность выполнения графических занятий не должна быть больше 3–5 минут.

Этапы формирования навыка Штриховка

Этапы формирования навыка Штриховка

Этапы формирования навыка

Штриховка
Штриховка – развитие мускульной памяти. Задание: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Дети принимают условия, быстро, легко, как в игре. Отрабатываются штрихи: сверху вниз, снизу вверх, слева направо.

Этапы формирования навыка Развитие тактильной памяти

Этапы формирования навыка Развитие тактильной памяти

Этапы формирования навыка

Развитие тактильной памяти
Понятие у ребёнка образуется, когда сформировано ощущение. Понятию и образу буквы целесообразно учить через осязание.
Часто используется игра «Угадай букву»: дети, закрыв глазки, находят начало буквы и называют её.

Рисование параллельных линий .

Рисование параллельных линий .

Рисование параллельных линий.
Именно параллельность всех штрихов придаёт письму (почерку) чёткость, аккуратность, делает письмо более лёгким для восприятия и чтения.
До обучения письму букв необходимо научить ребёнка писать вертикальные, горизонтальные и наклонные линии параллельно.

Этапы формирования навыка

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2022