Вопрос о том, как учить ребенка писать, имеет несколько аспектов:
чисто педагогический – методика и тактика работы учителя;
гигиенический, предусматривающий наиболее рациональное нормирование самого процесса и письма;
психофизиологический, являющийся основой и для рационального построения методики и для гигиенического нормирования.
«Процесс письма с полным основанием относится психологией к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности». А.Р.Лурия
В отличие от устных форм речевой деятельности, которыми человек может овладеть и вне обучения (конечно, до определенного уровня), писать нужно учиться. Причем процесс этот длительный и непростой.
Для того, чтобы правильно обучать учащихся чистописанию, надо знать, как у учащихся формируются графические навыки письма, как складывается почерк и каковы наилучшие условия формирования этих навыков.
Графические навыки письма вырабатываются в процессе длительных упражнений и относятся к сенсорным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсорных навыков, которые включаются либо в трудовую деятельность (шитье, навыки выпиливания, работы с каким-то инструментом), либо в спортивную деятельность (катание на коньках, танцы, игры в мяч и так далее), графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом специфика и сложность их формирования. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи.
Процесс письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека. Письмо, как по памяти, так и под диктовку, связано с различными анатомо-физиологическими структурами мозга.
Височные области левого полушария головного мозга связаны со слуховым анализом в процессе письма: их поражение больше всего вызывает нарушение процесса письма, осуществляемого по слуху, но мало сказывается при списывании.
Заднецентральные области левого полушария, синтезирующие кинетические ощущения, также связаны с процессами письма – именно управлением движений через артикуляционные системы речи.
Затылочно-теменная область связана со зрительной организацией процесса письма. Ее поражение ведет к пространственным нарушениям процесса письма.
Соблюдение чередования и последовательности наружной повторности букв связано с премоторной областью коры и сохранением моторного образа слова.
Левые лобные доли – моторный центр речи – больше всего связаны с сохранностью замысла при письме.
Письмо - это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге путем начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи. Как особый вид графо-моторной деятельности письмо включает три основных операции:
Символическое обозначение звуков речи;
Моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов;
Графо-моторные операции.
Графо-моторные навыки являются конечным звеном в цепочке операций, составляющих письмо. Тем самым они могут оказывать влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом.
Например, наличие затруднений в изображении букв иногда настолько загружает внимание ребенка, что дезорганизует и все предшествующие операции. Их формирование в онтогенезе претерпевает значительную эволюцию одновременно с развитием изобразительной деятельности.
Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы:
артикуляции и слухового анализа;
зрительную память и зрительный контроль;
зрительно-моторные координации и моторный контроль;
перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, звукобуквенный анализ).
На начальном этапе обучения письму дети должны:
усвоить понятия о буквах - графических знаках (печатных, письменных, заглавных и строчных);
научиться правильно, четко и достаточно быстро писать все графические элементы, соблюдая правильную траекторию движений.
Одновременно необходимо правильно дифференцировать звуки речи, безошибочно узнавать и соотносить их с буквами, так как параллельно с графическим навыком идет формирование орфографического навыка.
В формировании навыка выделяются три основных этапа.
Аналитический, основным компонентом которого является вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания.
Синтетический. Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие.
Автоматизация – этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и контроля. Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность, лёгкость.
Основное в формировании навыка – упражнения и тренировка. Без упражнений и повторений сформировать навык нельзя, но многократные упражнения наиболее целесообразны и эффективны на третьем этапе формирования навыка, а первые два этапа – это осознанная деятельность. Ребёнок должен знать и понимать, что нужно делать и как делать.
Способность понимать и различать элементы букв, соотношение частей, понимание того, как располагаются эти элементы на строке, как, в каком сочетании и последовательности их необходимо расположить, – первый шаг в обучении.
Следующий шаг – объяснение того, как выполняется движение при написании основных элементов.
Подготовка к письмуПодготовка к письму ведётся на счёт 1, 2, 3, 4, 5.
ноги поставить вместе, прямо, стопы на полу или подставке;
спиной опереться на спинку стула, кулачком проверить расстояние между краем парты и грудью;
наклон головы. Локоть правой руки на столе, кончиками пальцев коснуться виска;
правильно взять ручку. Расстояние от указательного пальца до металлической части стержня – один пальчик;
наклон тетради. Нижний левый край тетради находится на середине груди.
Тетрадь придерживается левой рукой. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.
Приёмы обучения навыкам письма:
Показ
Показ осуществляется на классной доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика.
Показываются способы соединения букв; показ сопровождается объяснением: где начинаю писать букву, куда веду руку, в какую сторону делаю закругление, указываю на величину элемента.
Приёмы обучения навыкам письма:
Копирование
Этот способ применяется ограниченно в связи с тем, что обведение образца осуществляется учащимся без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Однако ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма.
Приёмы обучения навыкам письма:
Списывание с готового образца
Прием основан на подражании, воспроизведении образца письма. Психологическое значение списывания с образца и обведение образца различно для формирования навыка письма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления. Поскольку обведение образца осуществляется механически, продолжительное обведение утомляет ученика.
Приёмы обучения навыкам письма:
Воображаемое письмо, или письмо в воздухе
Прием опирается на двигательные ощущения и на зрительно-воспринимаемый образец. В воображаемом обведении ребенок пишет реально, но в воздухе. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы.
Увидеть, понять, что при письме вниз у нас всегда один и тот же наклон, а при письме вверх больший наклон, но во всех соединительных движениях тоже одинаковый, очень важно для сознательного овладения формой букв. Если учащиеся анализируют форму букв, у них скорее вырабатываются единый наклон в письме и правильная форма букв.
При выполнении любых графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.
Перед каждым заданием объясняется ребёнку его цель: «Что будем делать, для чего и как». Объясняя, используются только знакомые слова. За объяснением следует показ. Стоит убедиться, что ребёнок понял инструкции. Важно соблюдать и последовательность занятий, не торопиться. Не освоив предыдущее занятие, не следует переходить к последующим. Ребёнок лучше усваивает, если занятие проходит в игровой форме. Продолжительность выполнения графических занятий не должна быть больше 3–5 минут.
Этапы формирования навыка
Штриховка
Штриховка – развитие мускульной памяти. Задание: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Дети принимают условия, быстро, легко, как в игре. Отрабатываются штрихи: сверху вниз, снизу вверх, слева направо.
Этапы формирования навыка
Развитие тактильной памяти
Понятие у ребёнка образуется, когда сформировано ощущение. Понятию и образу буквы целесообразно учить через осязание.
Часто используется игра «Угадай букву»: дети, закрыв глазки, находят начало буквы и называют её.
Рисование параллельных линий.
Именно параллельность всех штрихов придаёт письму (почерку) чёткость, аккуратность, делает письмо более лёгким для восприятия и чтения.
До обучения письму букв необходимо научить ребёнка писать вертикальные, горизонтальные и наклонные линии параллельно.
Этапы формирования навыка
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.