Психокоррекционная программа

  • doc
  • 06.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Психокоррекционная программа.doc

 

                          Психокоррекционная программа

                          по оптимизации процесса адаптации.

                                          ( в 5-х классах)

   Пояснительная записка.

 

Данная программа предназначена для детей в возрасте от 10 до12 лет. Период адаптации, длящийся ориентировочно первое полугодие обучения в новых условиях, оказывает существенное влияние на последующую жизнь учащегося. Именно на этот период приходится основная работа педагогического коллектива, психолога, родителей направленная на быстрейшее привыкание  детей к новым условиями приспособление к ним. Практика показывает, что комплексный подход к решению данной проблемы приносит позитивные результаты.

 Целью программы является улучшение условий адаптации подростка.

Задачи: - создать  положительные условия для успешной адаптации.

              - сформировать уверенность в себе.

              - способствовать созданию благоприятной атмосферы в группе.

              - сформировать умения  и навыки групповой работы.

Программа рассчитана на 12 занятий по одному часу. Занятия проходят в форме тренинга с элементами игры.

Результатом данной программы должно стать: умение сотрудничать, работать в команде, уверенное поведение детей, повышение уровня адаптации.       

Тематический план.

 

№ занятия

Тема занятия

Время

(часы)

1

Наше знакомство.

1

2

Научись находить контакт с людьми.

1

3

 Стремитесь доверять друг другу.

1

4

Вместе мы дружная семья.

1

5

Карусель.

1

6

Внимание – нам очень нужно.

1

7

Стараемся быть внимательными.

1

8

Поверь в себя.

1

9

Точка опоры.

1

10

Общение нам жить и дружить помогает.

1

11

Веселье дело тонкое.

1

12

Говорим друг другу досвидание.

1

 

Итого

12 часов.

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Занятие: 1

Тема: Наше знакомство.

Цель: создание благоприятных условий для работы в группе, ознакомление с основными принципами занятий, объяснение их значимости.

Упражнение. 1 «Знакомство»

« Внимание! В этой игре с помощью мяча мы попробуем познакомиться. Встаньте все в круг, лицом к центру. Пожалуйста, кто-нибудь возьмите мяч. По кругу, по ходу часовой стрелки, начиная от того, у кого мяч, передавая его, назовите четко и громко свое имя. Передавая мяч, глядите в глаза соседу. Начали! А теперь, играя в мяч, будем знако­миться. Тот, у кого мяч, будет кидать его любому из стоящих в круге, и называть при этом имя того, кому адресован мяч. Тот, кто перепутал имя адресата, называет все имена участников игры по кругу, начиная с себя и далее, по часовой стрелке. Итак, кидайте мячик друг другу, называя при этом имя того, кому вы адресуете мяч».

  Рекомендации: необходимо обратить внимание детей на то, что нужно постараться как. можно точнее кидать мяч, чтобы его можно было легко поймать. На первом занятии нужно постараться, чтобы все ребя­та побывали в роли водящего. На следующих занятиях сле­дует продолжить играть в эту игру.

Упражнение. 2  «Зеркало»

   — Сейчас мы предлагаем выполнить несколько несложных зада­ний, точнее —  сымитировать их выполнение.

Внимательно прослушайте задания. Их всего четыре. Задания следующие:

1) пришиваем пуговицу;

2) собираемся в дорогу;

3) печем пирог;

4) выступаем в цирке.

Особенность этих занятий в том, что каждое из них вы будете вы­полнять попарно, причем напарники встанут друг против друга, и один из них станет на время зеркалом, т. е. будет копировать все движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями. Но сначала давайте разобьемся на пары... Пары готовы, приступаем к за­даниям.

Итак, все пары по очереди выполняют задания по своему выбору. Один из них — исполнитель, а другой — его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя. Остальные участники группы — зрители, они наблюдают за игрой пары и выставляют парт­неру, играющему роль зеркала, оценку за артистизм. Затем партнеры в паре меняются ролями, таким образом, перед группой выступают все ее участники. Каждый выступает в двух ролях: в роли исполнителя и в роли зеркала. Группа оценивает акте­ров, играющих роль зеркала, по пятибалльной системе. Затем оценки всех участников будут суммированы, и каждый смо­жет узнать об успешности своей работы в роли зеркала. Итак, начи­наем представление.

Подводятся итоги. Каждый подросток вычисляет для себя сум­марную групповую оценку, полученную им в роли зеркала.

Упражнение. 3   «Шар на блюде».

Каждый член группы одним пальцем поддерживает край блюда. Задание - удерживать шар в центре блюда.

Ритуальное прощание.

 

Занятие: 2

Тема: Научись находить контакт с людьми.

Цель: установить контакт с подростками и создать положительную мотивацию к предстоящим занятиям.

Упражнение. 1  «Знакомство»

Упражнение. 2  «Переход через горную реку».

Вы - туристическая группа. Подошла к препятствию - резко сужается ущелье. Пройти может только один человек - (Сделать вы городку из стульев). В конце ущелья опасный переход через горную реку. Целесообразно, чтобы тот, кто уже знает безопасный путь (прошел один раз), переводил того, кто идет впервые.

Задача: группе перейти реку.

Правила.

Упражнение. 3 «Игра № 81»                         

   Материалы: Бумага, карандаш — каждому ребенку.

Инструкция: Кто из вас иногда радуется, когда обнаруживает, что в чем-то он похож на других детей? А кто из вас бывает, доволен тем, что в чем-то отличается от остальных?

В каждом из нас есть и то, и другое. Разбейтесь на пары, и пусть каждая пара сядет за свой стол. Найдите восемь характеристик, ко­торые есть в вашей паре у обоих, а затем — восемь характеристик, которыми вы отличаетесь. Каждый из вас может согнуть пополам лист бумаги. Напишите на левой половине листа сверху "сходства', а справа — "различия'. А теперь запишите то, чем вы похожи друг на друга, и то, чем вы друг от друга отличаетесь. Теперь нарисуйте две картинки. На одной должно быть изображе­но что-то такое, чем вы похожи. А другая должна изображать одно, но важное различие между вами.

По завершении попросите детей представить свои рисунки классу.

Анализ упражнения:

— Что для тебя было сложнее: найти сходства или найти различия?

— Что из того, что объединяет тебя с твоим партнером, нравится те­бе больше всего?

— Что тебе больше всего нравится из того, чем ты отличаешься от других?

Ритуальное прощание.

 

 

 

 

 

Занятие: 3

Тема: Стремитесь доверять друг другу.

Цель: стимулирование внутригруппового общения.

Ритуальное приветствие.

Упражнение. 1 «Слепой и поводырь»

    Участники разбиваются на пары. Один из партнеров - "поводырь". Он становится за спиной "слепого", который закрывает глаза. "Поводыри" всех пар, прижимаясь к "слепым", берут их руки в свои. Они начинают водить своих "слепых" по комнате (3-4 мин.). По команде ведущего пары останавливаются, "слепые" не открывают глаза, "поводыри", подводя слепых, друг к другу, знакомят их. "Слепые" ощупывают руками лицо, тело другого "слепого". Все происходит молча. "Слепой", тщательно изучив другого "слепого", высказывает предположение, кто это может быть. После этого пары меняются ролями. По окончании проведения упражнения участники отвечают на следующие вопросы:

1. Что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение?

2. Удалось ли что-нибудь узнать нового при таком способе знакомства?

3. Какие чувства возникли по отношению к партнеру?

Упражнение. 2 «Гомеостат»

   «Внимание! Сыграем в следующую игру. Эта игра поможет нам узнать, умеем мы работать вместе. Это сложная игра. И сразу она у нас не получится. Потребуется несколько занятий, чтобы ее освоить. Игра заключается в следующем. Вся группа соби­рается в круг. По моей команде все выбрасывают пальцы. Груп­па наша должна стремиться к тому, чтобы все участники выбросили одно и то же число пальцев. Участникам игры зап­рещено договариваться, перемигиваться и так далее, то есть нельзя пытаться согласовать свои действия каким-либо неза­конным способом». Для того, чтобы предоставить друг другу возможность оценить обстановку и учесть ее в последующих иг­рах, участники после выбрасывания пальцев фиксируют их на какое-то время.

Рекомендации: в первый раз эту игру следует провести не более трех раз, посмотреть на результат. Если у ребят с первых попыток будут получаться неплохие результаты, то следует обязательно сказать ребятам, что они не плохо уже научились чувствовать друг друга. В против­ном случае, если и после трех попыток игра не получилась, нужно ребят успокоить и настроить на то, что с первой игры очень сложно добиться желаемого результата, но они постараются и вскоре его добьются.

Упражнение. 3  «Тропинка»

   «Предлагаю теперь вам такую игру. Встаньте все в затылок за...» (выбирает руководитель ведущего в этой игре сам: этот ребенок должен быть сообразительным и бойким). Участники этой игры идут змейкой по воображаемой тропинке в затылок друг за другом, причем ведущий переходит воображаемые пре­пятствия, которые называет в ходе игры руководитель: пере­прыгивает воображаемые рвы, а остальные дети повторяют его движения. По хлопку руководителя ведущий становится в хвост змейки, и ведущим становится второй стоящий ребе­нок в змейке.

Когда все побывают в роли ведущего, оценим самого оригиналь­ного ведущего. «Итак, повторяем движения ведущего, перехо­дя через воображаемые препятствия змейкой. Начали!»

  Рекомендации: во время оценивания оригинальности веду­щих игры, следует разобрать вместе с детьми изображе­ние тех препятствий, которые вызвали у большинства из них затруднения. Игру можно проводить под музыкаль­ное сопровождение, причем музыка должна быть подобра­на в соответствии с преодолеваемым препятствием.

Ритуальное прощание.

 

Занятие: 4

Тема: Вместе мы дружная семья.

Цель: способствовать дальнейшему сплочению группы.

Ритуальное приветствие.

Упражнение. 1 «Садовник»

   Выдаются имена цветов, но так, чтобы соседи по клумбе незнали имя сидевшего рядом цветка. Ведущий, который является садовником, говорит следующий стишок:

  «Я – садовник простой,

  дом мой вдруг

  стал пустой,

  наберу цветов и

  стану радостным

  вновь, я выбираю… »

И называет любой цветок. Названый цветок говорит «Ой».

 Вся группа хором: «Что с тобой?».

Цветок – «Влюблена».

Группа – «В кого?».

Цветок  - «В…» и называет имя любого цветка.

Если на клумбе есть такой цветок, он произносит «Ой», если же такого цветка нет, то игрок, назвавший имя не имеющегося цветка, попадает в корзину к садовнику.

Упражнение. 2 «Авария на луне»

  Инструкция: Ваш космический корабль потерпел крушение на Луне. Согласно плану, вы должны были встретиться со станцией, находящейся за 300 км. От места крушения на освещенной стороне Луны. Все уничтожено кроме: «- коробки спичек;

- пищевых концентратов;

- 20 м. нейлонового шнура;

 - шелкового купала парашюта;

 - обогревателя на солнечных батарейках;

 - коробки сухого молока;

- 2а баллона с кислородом до 50 кг.;

- звездная карта лунного небосклона;

- спасательная лодка самонадувающаяся;

 - 25 литров воды; - магнитный компас;

 - сигнальная ракета; - приемопередатчик;

 - аптечка первой помощи.»

Жизнь экипажа зависит того, сможете ли он добраться до станции. Задача выбрать наиболее необходимые вещи для преодоления пути. Вы должны расположить предметы в порядке их значимости. Затем обсудить этот вопрос с группой и принять решение.    Участники игры садятся парами друг

Упражнение. 3 «Гомеостат»

Ритуальное прощание.

 

 

Занятие: 5

Тема: Карусель.

Цель: расслабить группу.

Ритуальное приветствие.

Упражнение. 1 «Запомни порядок»                        

    Выбирают 5—6 детей. Остальные — «зрители». Из выбран­ных детей один становится водящим. Другие 4—5 участников выстраиваются в «паровозики». Водящий должен посмотреть на «паровозик» 1 минуту, а затем отвернуться и перечислить детей по именам так, как они стоят в «паровозике». После это­го игроки становятся «зрителями», а «на сцену» выходят дру­гие дети.

Рекомендации: следует отметить детей, которым уда­лось запомнить имена правильно. Игру повторить не бо­лее 4 раз. На следующем занятии можно еще раз в нее сыграть.

Упражнение. 2 «Карусель»

   Члены группы садятся по принципу карусели, т.е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (участники располагаются лицом к центру круга). По сигналу ведущего все участники внешнего круга одновременно делают 1 или 2 шага вправо (пересаживаются на стоящий справа то них стул) и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько. Ведущий объясняет участникам, что цель данного упражнения - научиться легко и приятно входить в контакт, поддерживать разговор и также легко и приятно расставаться, поэтому каждый должен выполнять упражнение в соответствии с целью. Каждый раз роль участнику дает ведущий. Примеры ситуаций встречи:

1. Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече.

2. Перед вами неизвестный человек. Познакомьтесь с ним, узнайте, как его зовут, чем он занимается.

3. Вас сильно толкнули в автобусе, оглянувшись, вы увидели пожилого человека...

4. Человек, стоящий напротив вас, очень робеет, а ему предстоит трудный и чрезвычайно важный разговор. Подбодрите его.

5. Вам только недавно стало известно, что этот человек совершил нечто

необыкновенное. И вот вы встретились...

Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы 2-3 мин. Затем ведущий дает сигнал, и участники должны в течение 1 минуты закончить беседу, попрощаться, перейти вправо, к новому партнеру. После проведения упражнения каждый игрок записывает, например, самый приятный комплимент, полученный им, самое удачное подбадривание, самое искреннее выражение благодарности и т.д.

После этого происходит обсуждение записей, каждый участник делится своими впечатлениями.

Упражнение. 3 «Интегративное дыхание»                          

 Упражнение выполняется стоя. Ноги - на ширине плеч, пальцы рук. сцеплены спереди. Руки - вверх, немного назад (вдох). Потя­нуться. Затем резко опустить руки вниз, достать носки ног (выдох).

Упражнение рекомендуется проделать 4-5 раз в течение 5-7 минут.

Ритуальное прощание.

 

 

Занятие: 6

Тема: Внимание – нам очень нужно.

Цель: развитее наблюдательности, внимания в группе.

Ритуальное приветствие.

Упражнение. 1 «Запомни свое место»

  Руководитель быстро и четко называет место в комнате для каж­дого ребенка, которое он должен будет занять по команде. Напри­мер, у одного ребенка это место — угол, у другого — стул, у третьего — около двери, у четвертого — центр комнаты и т. д. Затем все дети собираются в группу около ведущего и ждут ко­манды. По команде «Место!» они разбегаются по своим местам.

 Рекомендации: команду ведущего можно заменить вклю­чением какой-либо ритмичной музыки. Игру провести 2— 3 раза. Если дети сумели справиться быстро и верно с этой игрой, к ней не следует возвращаться. При допущении ошибок, игру можно провести на следующем занятии

Упражнение. 2 «Невидимые слова»

   «Сейчас вы возьмете бумагу и карандаш. Приготовьтесь писать. Ведущий будет в воздухе как бы писать слова. А вы, если сумеете их прочесть, то запишите на листок. А потом ведущий выберет из вас самых сообразительных!»

 Рекомендации: ведущий должен в воздухе писать не быс­тро, понятные слова, состоящие не более чем из 2 или 3 слогов. Ведущий пишет 5 слов. Потом проверяет у ребят, что получилось. И выделяет тех детей, которым удалось угадать его слова. В игру можно сыграть на первом заня­тии не более 4 раз.

 Упражнение. 3 «Змея»

   Дети встают. Психолог предлагает одному из них какое-то время побыть в коридоре или другом помещении.

— Давайте возьмемся за руки так, чтобы у нас получилась цепочка. Эта цепочка изображает змею, а два крайних участника — ее голову и хвост. Как это часто бывает, змея сворачивается во всевозможные кольца — «запутывается». Психолог помогает «змее» запутаться, предоставляя инициативу запутывания «голове». В процессе запуты­вания можно перешагивать через сомкнутые руки, подлезать под них. В конце запутывания «голова» и «хвост» змеи могут спрятать свои свободные руки, но браться за руки они не должны. Когда «змея» запуталась, психолог приглашает подростка, нахо­дившегося за дверью, и предлагает ему распутать «змею». При этом ему можно сообщить, что у нее есть «голова» и «хвост».

Ритуальное прощание.

 

 

 

Занятие: 7

Тема: Стараемся быть внимательными.

Цель: внимание, прежде всего.

Ритуальное приветствие.

Упражнение. 1 «Будьте внимательны»

Дети садятся в кругу.

— Сейчас мы будем с вами считать, просто считать: один, два, три и т. д. Кто-то из нас начнет счет, а рядом сидящий (по часовой стрел­ке) продолжит и т. д. Постараемся считать как можно быстрее. В процессе счета надо будет соблюдать одно условие: если вам предстоит назвать число, в которое входит цифра 6 (например 16), то, произнося это число, вы должны будете встать (можно усложнить упражнение, заменив вста­вание на хлопок без произнесения числа). Если кто-то из нас ошибется, он выбывает из игры, но при этом ос­тается сидеть в кругу. И мы все должны быть очень внимательными и помнить, кто уже выбыл, а кто продолжает играть.                                 

Упражнение. 2 «Ритм»

   Дети садятся в кругу.

— Пусть каждый из вас назовет какое-нибудь животное. При этом будем внимательно слушать друг друга и постараемся запомнить, ка­кое животное назовет каждый.

Теперь давайте запомним ритм, который будет сопровождать вы­полнение упражнения. (Психолог демонстрирует ритм: два хлопка в ладоши и два удара ладонями по коленям.)

На протяжении всего упражнения мы будем выдерживать этот ритм. Задавать его буду я. Тот из вас, кто начнем первым, хлопнет два раза в ладоши и скажет название своего животного: например, «волк», а потом, хлопнув два раза по коленям, — название животного того, ко­му он хочет передать ход. Тот, чье животное будет названо, в свою очередь, хлопнув два раза в ладоши, назовет его, а потом, хлопнув два раза по коленям, назовет еще чье-то животное. При этом нельзя вы­биваться из ритма и нельзя обращаться к тому, кто только передал вам ход. Будем очень внимательны, так как те, кто ошибется, получат дополнительное задание.

Упражнение. 3 «Баржа»

    Дети группы сидят в кругу. У психолога в руках мяч.

— Сейчас мы все займемся тяжелым физическим трудом, будем грузить баржу. Делать мы это будем следующим образом: я назову одну из букв алфавита и какое-нибудь слово, обозначающее предмет, который в принципе может быть погружен на баржу, и брошу мяч ко­му-то из нас. Тот, в свою очередь, называет предмет, начинающийся на ту же букву, и отправляет мяч дальше. Делать это надо быстро, чтобы погрузка шла без задержек и с участием всех присутствующих. Иногда мы будем менять букву. Кроме того, у нас будут некоторые ограничения: на баржу нельзя грузить то, что не может быть на ней перевезено: астероиды, айсберги, а также будем гуманистами и не бу­дем грузить, например, аборигенов и антилоп. Экспертом, разрешаю­щим спорные ситуации, буду я.

Ритуальное прощание.

 

 

Занятие: 8

Тема: Поверь себе.

Цель: развить элементы  уверенного поведения в группе.

Ритуальное приветствие.

Упражнение. 1 «Шестерка»

Очень простая и веселая игра, помогающая детям потренировать внимание и сообразительность. Все игроки встают в круг. Каждый участник группы (начиная с психолога) по очереди назы­вает числа натурального ряда: один, два, три... Запрещается называть числа, заканчивающиеся на цифру 6 и кратные 6 (например 6, 12, 16 и т. д.). Если игроку досталось такое число, он должен молча под­прыгнуть и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Играть можно до трех оставшихся, наиболее внимательных игро­ков. Вместо шестерки можно использовать другие цифры.

Упражнение. 2 «Город уверенности»

  Дети сидят в кругу.  Давайте все вместе напишем рассказ о городе, в котором собра­лись и живут самые неуверенные люди из всех живущих на Земле. Кто-то из нас будет первым и скажет одну две фразы, с которых нач­нется наш рассказ. Далее будем двигаться по кругу, по часовой стрелке, и каждый по очереди будет, продолжая повествование, говорить свои предложения.

Упражнение. 3 «Скульптура»

   Группа делится на две части. Одна должна «вылепить» скульпту­ру человека с чувством собственного достоинства, другая — человека без чувства собственного достоинства. Фигура «лепится» из одного из участников, которому все участники группы придают необходи­мую позу, «создают» ему мимику. Каждая подгруппа выбирает «экс­курсовода», который будет описывать скульптуру, рассказывать, что и как она выражает. «Экскурсанты» (члены второй подгруппы) могут соглашаться или не соглашаться, вносить свои коррективы.

Ритуальное прощание.

 

Занятие: 9

Тема: «Точка опоры.»

Цель: показать членам группы их сильные стороны.

Ритуальное приветствие.

Упражнение. 1 «Проективный рисунок»

Всем предлагается выполнить 2 рисунка: «я такой, какой есть» и «я такой, каким хочу быть». На выполнение отводится 5 минут. Рисунки не подписываются. Техническая сторона рисунка не важна. Все рисунки раскладываются в центре комнаты, затем произвольно выбирается один. Ставится так, чтобы всем было видно. Теперь каж­дый по очереди рассказывает, что он видит на рисунке — не описыва­ет, что там нарисовано, а говорит о своих ощущениях от рисунка: ка­ким, по его мнению, человек, сделавший рисунок, видит себя, что хо­тел бы изменить в себе. Все высказываются по очереди. При этом автор рисунка не объявляет себя. После того как все желающие вы­скажутся, можно попытаться определить, кто автор рисунка. Затем автор называет себя, рассказывает, что он хотел выразить своим ри­сунком, отмечает наиболее понравившиеся ему реплики. Таким образом, обсуждаются все рисунки. При обсуждении следует отметить тех, чьи интерпретации понравились авторам рисунков.

Упражнение. 2 «Фотографы»

В комнате расставлены стулья. Один или несколько детей «фото­графируют» (с короткой выдержкой — на счет 3, или 2, или 1) общий вид комнаты и выходят. Пока они за дверью, расположение стульев меняют, — причем лучше не делать полную перестановку, а только слегка изменить положение двух-трех стульев.

— Войдите. Что изменилось?

Или: Два ученика стоят перед полукругом, а все сидящие «фотографи­руют» их с некоторой выдержкой (о которой была предварительная договоренность). Затем эти двое выходят за дверь и что-то изменяют в своем внешнем облике или меняются какими-нибудь деталями сво­ей одежды. Когда они снова входят в комнату, остальные должны вспом­нить — как было?  

Упражнение. 3 «Отгадай вещь»

   Дети садятся в круг. Психолог (или знающий эту игру подросток) мимикой, жестами, телодвижениями изображает действия с неким всем известным пред­метом. Отгадывает вся группа, но, главное, должен отгадать сидящий рядом с ним по часовой стрелке. Если он отгадал, то кивает тому, кто изображает предмет. Первый подросток как бы передает изображавшийся предмет вто­рому, второй должен изобразить релевантную деятельность с этим предметом и отложить предмет в сторону. После этого второй под­росток изображает деятельность со своим новым предметом. Отгады­вает вся группа, но кивнуть, что, мол, я отгадал, должен третий под­росток. Второй подросток передает ему свой предмет, третий действует с предметом, откладывает его в сторону и загадывает свой предмет. Так упражнение идет по кругу. Последним отгадывает первый подросток. Что делать, если рядом сидящий подросток не отгадал предмет? Он не кивает, а наоборот, мимикой показывает, что еще не знает предмет и просит поработать еще с предметом, возможно, добавить ка­кие-то новые действия с ним, чтобы дать шанс отгадать. Группа не должна подсказывать, что это за предмет. Отгадывают все, но отвечает за отгадку только один — сидящий рядом с загадывающим подросток

Ритуальное прощение.

 

 

 

Занятие: 10

Тема: «Общенье нам жить и дружить помогает».

Цель: развить невербальное общение у членов группы.

Ритуальное приветствие.

Упражнение. 1 «Автобус»

   Плотно прижимаясь друг к другу, «народ» (человек 15-20) скучи­вается, аналогично пассажирам в плотно забитом автобусе. Задача игрока — прорваться сквозь эту плотную массу, причем не обманом или хитростью, а напором и физической силой. «Народ в ав­тобусе» не имеет права хватать игрока руками и цепляться руками друг за друга — нет, есть просто плотная масса напряженных и при­жатых друг к другу тел. Более того, не пуская игрока телами, душами «автобус» помогает игроку, подбадривая его громкими криками «Да­вай!», «Еще!», «Вперед!» и аналогичными, придающими игроку до­полнительные силы. Чтобы это сильное упражнение не превратилось в простую физи­ческую зарядку, каждый проходящий через «автобус» с помощью пси­холога должен понять, что он хочет найти для себя в этом упражне­нии, что для него значит это преодоление, какие ситуации в его жиз­ни — этот «автобус», как он собирается использовать в своей жизни полученный опыт. Учитывая, что после такого упражнения человек находится в из­мененном состоянии сознания, те слова, которые в эти минуты ска­жет психолог, могут лечь очень глубоко. Заканчивается упражнение обратной связью: сообщением о том, что почувствовала и увидела группа, что она может сказать о человеке и упражнении.

Упражнение. 2 «Семафор»

      — Вот три листка бумаги: зеленый, желтый и красный. Следите за мной, я буду иногда поднимать один из листков. А ваша обязанность: на зеленый — хрюкать, но идти, на желтый — замереть, на красный — топать на месте. Пожалуйста, продолжайте пересаживаться и будьте внимательны к возникающим цветам семафора! В том случае, если семафор выключен, идите нормально.

Упражнение. 3 «Рассерженный шарик»

Данная техника помогает детям понять, каким образом в человеке накапливается гнев и как он затем, вырываясь наружу, может трав­мировать окружающих, да и самого человека. Ребенок может увидеть и то, как можно выражать это чувство более безопасным, «дозирован­ным» образом. Для работы требуются надувные шарики.

1. Попросите каждого ребенка надуть шарик и завязать его. а) Объясните детям, что шарик может символизировать тело, а на­ходящийся в нем воздух — чувства раздражения и гнева. 6) Спросите детей (после того, как они завяжут шарики), может ли сейчас воздух входить в шарик и выходить из него и что слу­чается, когда эти чувства переполняют человека. А если чело­век переживает раздражение и гнев, может ли он оставаться спокойным и мыслить трезво?  2. Предложите детям прыгнуть на шарик, чтобы шарик взорвался. а) Спросите их, можно ли такой способ выражения гнева рас­сматривать как вполне безопасный, а если нет, то почему. Не­которые дети пугаются, когда шарики взрываются. Обсудите с ними, что может означать этот страх. 6) Объясните детям, что если шарик — это человек, то взрываю­щиеся шарики могут означать какой-либо агрессивный посту­пок, например нападение на другого человека. Спросите их, можно ли считать такой способ выражения гнева «безопасным».  3. Предложите детям надуть еще один шарик. На этот раз они не должны его завязывать; они лишь крепко держат шарики, не давая воздуху выходить наружу. Шарик по-прежнему символизирует человека, а воздух внутри него — чувства раздражения и гнева.  4. Предложите детям выпустить из шарика немного воздуха и затем вновь крепко его зажать. Обратите внимание детей на то, что ша­рик уменьшился. «Взорвался ли он, когда вы выпускали из него воздух? Можно ли такой способ выражения чувства гнева считать более безопасным? Остался ли в результате этого шарик целым?» Следует подчеркнуть тот факт, что шарик остался целым и невре­димым, не взорвался и никого не испугал. Подобным же образом, когда мы выражаем гнев контролируемым способом, он никому не причиняет вреда.  5. Предложите детям продолжить понемногу сдувать шарики до тех пор, пока в них совсем не останется воздуха. Вновь объясните, что воздух внутри шарика — это чувства раздражения и гнева. Говоря о том, что вызывает в нас эти чувства, и находя способы их адек­ватного выражения, мы можем избежать возможных осложнений. Когда раздражение и гнев в нас накаливаются, они однажды могут вырваться наружу, как воздух вырывается наружу из слишком сильно надутого шарика, и напугать или травмировать ребенка и тех, кто находится с ним рядом. Приведите примеры иных — более безопасных — способов выражения этих чувств. Можете нарисо­вать радугу (или предложить детям нарисовать ее) и в каждой из полос определенного цвета написать какую-нибудь букву.  Спросите детей, какие способы «безопасного» выражения гнева, начинающиеся с этих букв, они могут назвать.

Ритуальное прощание.

 

Занятие: 11

Тема: «Веселье дело тонкое».

Цель: уверенное общение.

Ритуальное приветствие.

Упражнение. 1 «Испорченный телефон»

     В группе детей по их желанию выбирается один водящий. За­тем вся группа детей становится к нему спиной, и никто не под­глядывает. Водящий подходит к одному из детей и втайне от других показывает ему какую-то позу (он выдумывает ее сам). Затем водящий отворачивается и отходит в сторону. Ребенок, которому показали позу, выбирает другого участника и пока­зывает ему ту позу, которую он увидел, и т. д. Когда всем детям показаны позы, они встают в круг лицом друг к другу. Водящий показывает свою позу, и тот из детей, кто закончил игру после­дним, тоже показывает свою позу. Первая и последняя позы сравниваются детьми по сходности.

Рекомендации: позы могут получиться разными, но детям следует объяснить, что ничего в этом страшного нет, что так и должно быть, расскажите про игру «Испорчен­ный телефон». Позы могут получиться и одинаковые — это хороший, результат, его необходимо отметить.

 

Упражнение. 2 «Лес»

   — Представьте себе лес.

Кто что видит на своем внутреннем экране? Теперь представьте себе, что все вы не люди, а растения в этом лесу:

вы — березка,

вы — рябина,

вы — огромная сосна,

вы — ромашка,

вы — одуванчик,

вы — трава,

вы — шишка на ветке,

вы — раскидистый старый дуб,

вы — белый гриб-Раз вы — дерево, значит, ваши руки — самые большие из ваших ве­ток. Раскиньте их по шире! А ноги — корни... Видите, как муравей ползет по вашей руке-ветке? Слышите ли шум своих листьев? А если вы — трава, как вам живется? Тянете руки-стебельки ввысь, чтобы быть поближе к теплому солнцу? Как ветер колышет вас? Яркий сол­нечный день, легкий ветерок. Хорошо греться? Спокойная, безмя­тежная жизнь... Вдруг тучи налетели, подул сильный ветер. Что дела­ется с одуванчиком? Не страшно ли шишке? Ливень! Дуб в восторге, а для ромашки — трагедия: все лепестки обвисли... Дождь прошел, снова солнце выглянуло. Березка, суши свои листочки! А если:

Я — ветер!

Я — дождь!

Я — град!

Я — солнце!

Упражнение. 3 «Карусель»

Ритуальное прощание.

Занятие: 12

Тема: «Говорим друг другу досвидание».

Цель: мы все - таки внимательны и вместе.

Ритуальное приветствие.

Упражнение. 1 «Садовник»

Упражнение. 2 «Скучно, скучно так сидеть»

   Около одной стены комнаты стоят стулья, их число равно ко­личеству детей. Около противоположной стороны комнаты также стоят детские стульчики, но их число на 1 меньше коли­чества детей. Дети садятся около первой стены комнаты. Веду­щий читает стишок:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга все глядеть,

Не пора ли пробежаться

и местами поменяться?

Как только ведущий кончает читать стишок, все дети бегут к противоположной стенке и стараются занять стулья. Проиг­рывает тот, кому не достается стул.

    Рекомендации: не разрешайте детям начинать бег рань­ше, чем кончится стишок, запрещается детям спихивать друг друга со стула; если ребенок первый занял стул, его нельзя трогать

Упражнение. 3 «Определи игрушку».

        Игрушки, принесенные детьми, расставлены на столах или сту­льях. Выбирается один водящий, который выходит на 2—3 ми­нуты из комнаты. В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать загадку. Этот ребенок должен жестами и ми­микой показать, какую игрушку он задумал. Например, заду­мана игрушка «зайка». Ребенок прыгает, «грызет морковку» и т.д. Водящий должен отгадать игрушку, выбрать ее, взять в руки и громко назвать. Остальные дети хором говорят: «Пра­вильно!» или «Неправильно!». Если ответ правильный, выби­рается другой водящий и другой ребенок, который будет загадывать загадку.

   Рекомендации: дети могут между собой обсуждать, ка­кую игрушку и как лучше показать. Если ребенок не мо­жет  угадать игрушку, он вновь остается водящим, а дети выбирают другого человека, который будет загадывать  загадку.


  

 Прощание.