В данной программе показана работа с осужденными, без лишения свободы. Программа предусматривает работу как с осужденными, которые ранее не употребляли наркотики, так и с категорией, имеющей уже такой печальный опыт. В первом случае акцент ставится на первичную профилактику, направленную на предупреждение неблагоприятного воздействия факторов социальной среды. Во втором случае речь идет о вторичной профилактике, в которую входит комплекс мероприятий, сохраняющих уровни психического и социального благополучия.
Психокоррекционная программа Путь к успеху.doc
Бюджетное учреждение Омской области
«Комплексный центр социального обслуживания населения
Большеуковского района»
УТВЕРЖДАЮ:
Руководитель БУ «КЦСОН
Большеуковского района»
____________А.Р. Хачатрян
_________________ 2019 г.
Психокоррекционная
программа
с осужденными, склонными к употреблению алкоголя и наркотических веществ
«Путь к успеху»
Составитель:
К. В. Пудова,
психолог
отделения социальной
реабилитации инвалидов Большие Уки
2019 г.
Содержание программы
1.
2.
3.
4.
5.
Пояснительная записка
Содержание программы
Календарно – тематический план
Список литературы
Приложение
39
1011
1213
14
1516
2 Пояснительная записка
Дети это наша старость. Правильное
воспитание это наша счастливая старость,
плохое воспитание это будущее горе,
это наши слезы, это наша вина перед
другими людьми, перед всей страной.
А. С. Макаренко
В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими
психоактивными веществами молодежью приняло характер национального
бедствия, которое представляет угрозу здоровью населения, экономике страны,
социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает
более 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны.
Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких
как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло
критического уровня, дальнейшее нарастание существующих тенденций может
вызвать необратимые последствия. Известно, что каждый наркоман за год
способен вовлечь от 4 до 17 человек. При таких темпах через 5 лет в стране более
чем ¼ населения попробует наркотики.
Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. Возраст приобщения к
наркотикам снижается до 810 лет. Отмечены случаи употребления наркотиков
детьми 67 лет. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а
ненаркотическими психоактивными веществами – в 11,4 раза чаще, чем взрослые.
Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и
больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико
социальных последствий наркомании. Это возросшая в 711 раз смертность,
увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих
3 наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов,
венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет
число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 %
случаев причиной смерти является передозировка.
Наркоманию называют «комплексным социопсихофизиологическим
расстройством». Семья остается главным «щитом», преграждающим дорогу этому
злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. В
результате обострения семейных проблем, значительная часть подростков
отдаляется от родителей, следовательно, в сложных современных условиях семье
требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны
образовательных учреждений. Поэтому нередко единственной и реальной
преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ
остается учитель.
Сегодня страна переживает один из сложнейших этапов своего развития.
Наблюдается разрушение традиционной системы ценностей и нравственных
ориентиров все это способно порождать ощущение беспомощности и отчаяния
даже у взрослого человека. Особенно же сложно в столь непостоянном мире
молодому человеку, чей взгляд на жизнь только формируется, который зачастую
остается один на один со своими проблемами, потому что родители заняты
обеспечением семьи материальными благами.
Возникает желание уйти, «спрятаться» от жизни, почувствовать себя в
безопасности. Алкоголь, психотропные вещества, наркотики создают для многих
юношей и девушек иллюзию такой «внутренней безопасности», на время дают
возможность испытать чувство психологического комфорта, благополучия.
Характерной чертой молодого возраста, способствующей приобщению к
наркотикам, является повышенная внушаемость, склонность к группированию и
подражательным действиям.
4 Эксперты Всероссийского общества здравоохранения (ВОЗ) заявляют, что
среди молодых людей, потребляющих наркотики, чаще всего действуют
следующие мотивы:
1.
Удовлетворение любопытства.
75,3% всех потребителей
наркотических веществ впервые попробовали их из подражания или любопытства.
Многие молодые люди пробуют наркотики, не считая токсикоманию, алкоголизм и
наркоманию чемто предосудительным. То есть они даже не представляют себе той
опасности, которую таит в себе употребление ПАВ.
2.
Подражание. Молодые люди, попадая в компанию, как правило,
ориентируется на поведение лидера компании. И если ктото из компании, а тем
более лидер, потребляет ПАВ, молодой человек старается попробовать их тоже.
Тем самым он как бы утверждает свою принадлежность к данной группе. Почти
1/3 молодежи, впервые попробовавших наркотик или одурманивающее средство,
сделали это, подражая своим авторитетам.
3.
Веяние определенной «моды» на ПАВ в кругу молодежи. В
возникновении такой «моды» главную роль играет абсолютная неосведомленность
молодых людей относительно ПАВ и их влияния на организм.
4.
Крушение идеалов и духовнонравственных ориентиров.
Безыдейность и бездуховность вот та благоприятная почва, на которой
приживаются многие пороки человеческие, в том числе и токсикомания,
алкоголизм и наркомания.
Поскольку среди особенностей развития молодежи выделяются интенсивное
формирование чувства собственного Я и при этом недостаточный уровень
социальной компетентности.
Все зависимости имеют биологическую основу и социальные следствия, а в
личностнопсихологическом плане представляют собой этическую проблему.
Поэтому вопросы профилактики токсикомании, алкоголизма и наркомании тесно
связаны с задачами нравственного воспитания, помогающими развивать у
молодежи ценностные установки к здоровому образу жизни.
5 Профилактика токсикомании, алкоголизма и наркомании среди молодежи
является неотъемлемой частью всей системы воспитания и должна обеспечивать
решение не только собственно антинаркогенных, но также и общих задач
воспитания. Выработка у молодого поколения устойчивости к наркотическому
давлению среды имеет актуальное значение, поскольку рост токсикомании,
алкоголизма и наркомании достигает в настоящее время угрожающих размеров.
С целью профилактики употребления наркотических и психоактивных
веществ в среде осужденных, подозреваемых и обвиняемых, а также
формированию у молодежи активной позиции в отношении к наркотикам
разработана настоящая психокоррекционная программа с осужденными
склонными к употреблению алкоголя и наркотических веществ «Путь к успеху».
В данной программе будет показана работа с осужденными, без лишения
свободы. Программа предусматривает работу как с осужденными, которые ранее
не употребляли наркотики, так и с категорией, имеющей уже такой печальный
опыт. В первом случае акцент ставится на первичную профилактику,
направленную на предупреждение неблагоприятного воздействия факторов
социальной среды. Во втором случае речь идет о вторичной профилактике, в
которую входит комплекс мероприятий, сохраняющих уровни психического и
социального благополучия.
Эффективность реализации данной программы будет зависеть от
взаимодействия психолога с осужденными. Это взаимодействие реализуется в
следующей форме:
1.
Организация тренинговых занятий, аутотерапия.
2.
Просмотр видеофильмов в комнате эмоциональной разгрузки с
последующим их обсуждением («Игла», «Танцующий в темноте»,
«Сибирский цирюльник»).
Цели программы:
1.
Профилактика употребления наркотических и психоактивных
веществ в среде осужденных.
6 2.
Повышение социальной ответственности молодежи за свое здоровье
и осознанный личностный выбор в вопросах наркотизма.
3.
Апробация и внедрение методов социальнопсихологической
реабилитации осужденных, склонных к употреблению наркотических веществ.
Задачи программы:
1.
Повысить уровень осознания проблемы наркотизации у
осужденных людей.
2.
Формирование у осужденных позитивных социальных и
антиалкогольных, антинаркотических установок.
3.
Выработка навыков здорового образа жизни с установками на отказ от
употребления наркотических веществ и тренировка этих навыков в реальных
ситуациях самообслуживания, коммуникации, взаимодействия, трудовой и
досуговой деятельности.
4.
Расширить информацию о последствиях употребления наркотиков и
ПАВ.
В практической работе для достижения целей, поставленных программой,
используются следующие способы, приемы и средства:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
психодиагностика;
психологическое консультирование;
психокоррекция;
беседы;
лекции;
дискуссии;
ролевые игры;
психологическое тестирование и анкетирование;
приемы релаксации.
индивидуальная работа;
мозговой штурм;
кинотерапия;
7 13.
14.
сказкотерапия;
арттерапия;
Принципы реализации программы:
долгосрочность и непрерывность;
доступность;
последовательность;
адресность.
1)
2)
3)
4)
Кадровое обеспечение
1)
2)
Автор и непосредственный исполнитель программы – психолог.
Куратор программы заведующий отделением социальной
реабилитации инвалидов.
Условия реализации программы
Бюджетное учреждение Омской области «Комплексный центр социального
обслуживания населения Большеуковского района» располагает необходимыми
условиями для реализации настоящей программы.
Срок реализации программы: 2 месяца.
Психокоррекционная программа с осужденными склонными к употреблению
алкоголя и наркотических веществ «Путь к успеху», состоит из 9ти занятий и
включает в себя проработку основных тем информационного, профилактического
и практического содержания. Психолог, непосредственно работающий с молодыми
людьми осужденными, имеющими наркотическую зависимость, могут вносить по
ходу программы изменения в структуру сессий, исходя из особенностей участника,
его запросов,
психотерапевтического процесса.
возникающих чувств и постановки новых целей
Ожидаемый результат программы
8 Сокращение количества молодых людей с девиантным поведением через
повышение осведомленности об опасности использования алкогольных,
наркотических веществ и общей культуры поведения молодежи, а также
увеличение количества людей включающихся в активную борьбу против
наркотиков и заботу о благополучии молодежи. Мероприятия по повышению роли
семьи и социализации молодых людей, сохранению психического, физического и
духовного здоровья, помогут им в укреплении семейных связей.
Важно, чтобы молодые люди, благодаря психокоррекционной программе
с осужденными склонными к употреблению алкоголя и наркотических веществ
«Путь к успеху»,
осознали и прочувствовали значимость проблемы, а
предложенные формы работы повысили восприимчивость детей и подростков к
негативным последствиям вредных привычек.
Данная программа включает в себя:
1)
Уменьшение факторов риска употребления наркотических веществ
среди освободившихся осужденных.
2)
Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных
поведенческих стратегий и личностных ресурсов осужденных.
3)
Перестройка личности осужденного и ее взглядов на собственные
психические процессы, состояния и образования.
4)
Переструктурирование личности осужденного на морально –
нравственные качества и социально – психологические ценности.
5)
Восстановление нарушенных и создание новых психологических и
социальных связей и социального статуса, наставничество в группах поддержки и
общественных организациях по борьбе с употреблением наркотических веществ.
6)
7)
8)
Создание психологических защит против наркотиков.
Переформирование отношений в семье и микросоциальной среде.
Научение «новым» формам поведения и общения.
Эффективность реализации программы
9 1)
Усиление личностных ресурсов осужденных, препятствующих
развитию саморазрушающих форм поведения.
2)
Наличие навыков противодействия наркотическим веществам,
решения жизненных проблем, принятие ответственности за собственное поведение,
эффективное общение.
3)
Наличие навыков нового поведения, общения в микро – социальной
среде.
4)
Развитие стратегий проблем – преодолевающего поведения
осужденных и избегания ими ситуаций, связанных с риском употребления
наркотических веществ.
До и после программы предполагается проведение экспериментально
психологического обследования осужденных, прошедших курс реабилитации по
вышеназванным критериям.
Содержание программы
Наказывать – порусски значит поучать.
Поучать нужно только примером.
Воздаяние же злом за зло, не поучает,
а развращает.
Л.Н.Толстой
Психокоррекционная программа с осужденными склонными к употреблению
алкоголя и наркотических веществ «Путь к успеху», реабилитация осужденных,
склонных к употреблению наркотических веществ носит системный характер,
опирается на практический опыт работы зарубежных коллег Терапевтического
отделения для осужденных, зависимых от наркотических веществ.
Данная программа предполагает работу с осужденными, склонными к
употреблению наркотических веществ. Основанием при отборе пациентов для
участия в программе является осуждение по ст.228 – 233 УК РФ и опыт
употребления наркотических веществ на свободе.
10 Структура программы
Программа состоит из 3 блоков:
1. Организационнодиагностический.
2. Реабилитационный.
3. Социально – психологической реадаптации.
Первый этап организационный анализ состояния правопорядка в школе,
непосредственное планирование, согласование планов, сведение их в единый
комплексный план с учетом обстановки и рекомендаций, изучение потребностей и
запросов учащихся школы и их родителей.
Второй этап – деятельностный – координация действий, осуществление
запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией.
Третий этап итоговый анализ и подведение итогов работы, планирование
на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.
Главными направлениями работы являются: просветительская, диагностико
аналитическая и профилактическая деятельность.
Просветительская деятельность
Просвещение ориентировано на создание условий для активного освоения и
использования социальнопсихологических знаний участником тренинга.
Для популяризации здорового образа жизни и жизнеутверждающих
ценностей для молодежи запланированы совместный просмотр и обсуждение
тематического видео, направленные на активное приобщение к здоровому образу
жизни.
Профилактическая деятельность
Беседы, лектории по проблемам семьи и наркоалкогольной зависимости,
консультации, психологические упражнения – все эти мероприятия направлены на
формирование у молодых людей позитивных социальных и антинаркоалкогольных
установок. При всем многообразии форм профилактической деятельности,
основное направление программы – профилактические тренинги.
11 Консультирование является основной формой работы с осужденным. Оно
носит диагностический, стимулирующий, рекомендательный и профилактический
характер. Консультации проходят в индивидуальной форме. Индивидуальное
консультирование предполагает оказание помощи желающим отказаться от
вредных привычек, помощи в решении вопросов, касающихся возрастных и
индивидуальных особенностей психического развития осужденного без лишения
свободы. В процессе консультирования решаются проблемы, которые человек не в
состоянии разрешить самостоятельно. Это происходит в тех случаях, когда он не
понимает проблемы, не видит ее причин, путей решения, не верит в свои
возможности и силы, либо находится в состоянии стресса.
Диагностикоаналитическая деятельность
Диагностическая работа направлена на выявление нуждающихся в помощи,
на осведомленность об опасности использования наркотических веществ,
особенностей воздействия алкогольных и наркотических средств на организм и,
что предпринять в случае, если заставили распространять наркотики.
Календарно – тематический план
№
п/п
1
2
Тема занятия
Введение
«Знакомство.
Психодиагностика»
3 Наркотики, ПАВ и последствие
их употребления»
4
«Представление модели,
12
Цель
Подписание контракта
Знакомство. Создание доверительной,
дружелюбной атмосферы. Выявление
отношения осужденных,
подозреваемых и обвиняемых к
употреблению наркотиков и ПАВ.
Способствовать расширению
информации о последствиях
употребления наркотиков, осознанию
собственного отношения к
наркотической зависимости.
Дать участнику 5
6
7
8
9
формирование зависимости»
общее понимание модели
«Формирование идеального
отношения к зависимости»
«Управление своими
эмоциями и развитие навыков
эффективного общения »
формирования зависимости.
Обсуждение собственного опыта.
Сформировать новое, зрелое отношение
к зависимости и признать это как болезнь
Помочь участнику овладеть навыками
эффективной коммуникации. Помочь
осознать собственные чувства и их
проявление, способствовать
формированию навыков отказа и
распознаванию мотивов предлагающего.
Выработать и развить навыки,
самопознания и самоопределения.
Повысить информированность об
альтернативных способах выражения
чувств.
«Представление
Дать возможность участнику начать
когнитивных искажений»
«Формирование навыков
уверенного поведения»
распознание когнитивных искажений в
отношении употребления наркотиков и
алкоголя.
Способствовать осознанию причин,
побуждающих принимать наркотики,
создать условия для формирования
умения сказать «нет».
«Итоговое занятие.
Формирование адекватной самооценки
Принятие себя и новых взглядов
и новых взглядов и установок.
на жизнь»
Выявить эффективность проведенной
психокоррекционной работы.
13 Список использованной литературы
1. Авдеев В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. В 2х томах.
Том 2. – М.: ТОО ИХЦ «Изограф», 1997.
2. Антонян Ю.М., Голубев В.П., Кудряков Ю.М. Психологические
особенности осужденных и их отличительные черты. – М., 1989.
3. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и
наказания. – М.: Пенатес – Пенаты, 2000.
4. Березин С.В., Лисецкий К.С. Психологические основы профилактики
наркомании в семье. – Самара, Издво СИУ, 2001.
5. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПБ., 2002.
7. Генайло С.П. Особенности премобида больных наркоманиями//Журнал
невропатологии и психиатрии. 1990. .№2
9. Дебольский М.Г. Проведение социальнопсихологических тренингов в
уголовноисполнительной системе. – М., 1996.
14 10. Деев В.Г.,
Ушатиков А.И.,
Ковалев О.Г.,
Казакова Е.Н.
Психодиагностика осужденных/Учебное пособие. – Рязань: Ряз. Инт права и
экономики Минюста России, 2000.
16. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный
жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших
учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
19. Носачев Г.Н., Сергеев В.В., Стрельник С.Н. Наркотики и наркоманы, или
что нужно знать сотруднику правоохранительных органов о наркотиках и
наркоманах и как поступать при встрече с ними: Методическое информационное
пособие. – Самара: «СОМИАЦ», 2002.
23. Пищелко А.В. Социальнопедагогические основы нравственного
перевоспитания осужденных. Учебное пособие. – М.: Российское право, 1992.
24. Практическая психодиагностика. – Самара, 1996.
28. Рукавишников А.А., Соколова М.В. «Факторный личностный опросник
Р.Кеттелла». Методическое руководство. – СПб.: Г.П. «Иматон», 2002.
Приложение 1
КОНТРАКТ
Я, осужденный__________________________________________________________________
состоящий на учете в обособленном подразделении по Большеуковскому району Тюкалинского
МФ ФКУ УИИ УФСИН России по Омской области.
Прошу зачислить меня в психокоррекционную программу:
«Психокоррекционная программа с осужденными, склонными к употреблению алкоголя
и наркотических веществ»
С по
года
Я добровольно принял решение об участи в программе.
Я обязуюсь:
пунктуально приходить на занятия;
постоянно присутствовать на занятиях;
внимательно слушать и не перебивать, когда говорит психолог;
принимать активное участие в работе;
уважительно относиться к мнению психолога;
быть терпимым.
Я соглашаюсь:
с правилами работы;
на выполнение заданий психолога;
на сохранение в тайне личных проблем;
на выяснение проблем, связанных с собственной жизнью;
15
с условием, что если участник, избегает выполнения указаний психолога, он будет исключен из
данной программы.
Я отказываюсь:
на время занятий от нецензурной брани;
от проявления агрессивности;
от проявления личной антипатии к данной проблеме;
от преждевременного ухода с занятия.
Я ожидаю:
что мои права будут неукоснительно соблюдаться психологом программы.
Я готов участвовать в программе психологических индивидуальных занятий
«Психокоррекционная программа с осужденными, склонными к употреблению алкоголя и
наркотических веществ.»
С по
года
Разборчивая подпись Разборчивая подпись
участника ___________ психолога__________
« » 2019 г. « » 2019 г.
Приложение 2
Правила
Цели:
дать общее представление о программе и ее задачах;
получить согласие по контракту;
Нужно:
смотреть на того, к кому ты
обращаешься;
выражать свое мнение;
начинать свою речь словом «Я»;
внимательно слушать, когда
говорят другие;
уважать чужое мнение;
говорить искренне;
говорить по одному;
спорить, если не согласен;
Нельзя:
угрожать, обзываться;
начинать свою речь словами «Мы,
они»;
сплетничать;
врать;
критиковать;
перебивать;
опаздывать;
объяснять мысли, действия или
16 шутить и улыбаться.
поступки.
17
Психокоррекционная программа Путь к успеху
Психокоррекционная программа Путь к успеху
Психокоррекционная программа Путь к успеху
Психокоррекционная программа Путь к успеху
Психокоррекционная программа Путь к успеху
Психокоррекционная программа Путь к успеху
Психокоррекционная программа Путь к успеху
Психокоррекционная программа Путь к успеху
Психокоррекционная программа Путь к успеху
Психокоррекционная программа Путь к успеху
Психокоррекционная программа Путь к успеху
Психокоррекционная программа Путь к успеху
Психокоррекционная программа Путь к успеху
Психокоррекционная программа Путь к успеху
Психокоррекционная программа Путь к успеху
Психокоррекционная программа Путь к успеху
Психокоррекционная программа Путь к успеху
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.