Психологическая безопасность учащихся при изучении сказок на уроках литературного чтения в начальной школе
Оценка 4.7

Психологическая безопасность учащихся при изучении сказок на уроках литературного чтения в начальной школе

Оценка 4.7
docx
04.06.2024
Психологическая безопасность учащихся при изучении сказок на уроках литературного чтения в начальной школе
Психологическая безопасность учащихся при изучении сказок на уроках литературы в нач. школе.docx

       Психологическая безопасность учащихся при изучении сказок на уроках литературного чтения в начальной школе

Автор – Бекмешова Юлия Николаевна

 

         В наше время происходит множество негативных социальных явлений, стихийные бедствия и прочие ситуации, поэтому очень важно дать детям необходимые знания.

           Опыт, полученный ребенком в детстве влияет на его жизнь уже взрослого человека. Задача родителей и учителей действовать сообща и обогащать уже имеющиеся знания детей все новыми и полезными для них. Все чаще мы задаемся вопросом о том, как уберечь детей от опасности как физической, так и психологической? Как научить разбираться в многообразие жизненных ситуаций, где возникает необходимость принятия решения. Дети мыслят образами, поэтому усвоить знания им проще с помощью игр, бесед, сказок.

           Сказки — это один из самых удивительных по информативности, силе эстетического и воспитательного влияния жанров в фольклоре. Это не просто интересные и поучительные истории, которые рассказывают или читают маленьким детям на ночь. В сказках отображено мировоззрение, мировосприятие того или иного народа, его ментальность и ценности.

При помощи сказок ребенок познает мир, слушая и обсуждая, постепенно начинает формировать собственные выводы, давать оценку действиям героев сказок. Определяет, что «хорошо», а что «плохо».

Важно сделать акцент на том, что в мире людей существуют определенные нормы (правила) поведения, которым необходимо следовать. Рассказать о дружбе, взаимовыручке. О том, что у людей есть границы дозволенного поведения, что нельзя доверять каждому человеку, следует быть осторожными и бдительными в принятии каких-либо решений. Сказки помогают ребенку усвоить жизненные истины, повторяя их мы учим детей бдительности, рассудительности и осторожности.

В образовательном процессе  учреждений стоят 3 задачи:

Образовательная задача. Заключается в том, что на примере героев народных сказок формируются представления об опасных ситуациях для человека в окружающем мире, осторожное отношение к потенциально опасным для детей людям.

Развивающая задача. Состоит в развитие интереса детей к сказкам, слух, память, произношение. Обогащать словарный запас детей. Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.

Воспитательная задача. Заключается в том, чтобы воспитывать нравственные качества поведения детей на основе понимания поведения героев сказок и оценивания их поступков с позиции безопасности.

 

Сказки обладают несколькими функциональными особенностями:

1. Текст сказок способен вызвать эмоциональный резонанс и у детей, и у взрослых. Сказочные образы воздействуют сразу на 2 уровня психики – сознательный и подсознательный.

2. Как и в истории, основным и наиболее ценным в сказке считается качественно подобранная метафора. Ее идея может заключать в себе описание жизненно важных явлений, постановку целей, жизненно важные ценности или описывать внутренний мир автора, если рассказывается авторская сказка.

3. Сказка несет собой символическую информацию о том, как научиться прощать и как правильно построить отношения с окружающими, как приобрести дружбу и любовь и ценить их, какие этапы придется преодолеть для самореализации девочкам и мальчикам, женщинам и мужчинам, с какими трудностями можно столкнуться по жизни и как научиться их преодолевать, кто создал наш мир и как этот мир устроен, какими ценностями нужно руководствоваться по жизни, а также какие изменения происходят с людьми в разные периоды жизни.

Типы сказок

Принято выделять 6 основных видов сказок, каждые из которых имеют свое предназначение и особое терапевтическое воздействие:

1. Художественная сказка. Эти сказки заключают в себе многовековую мудрость, которую народ вкладывал в них благодаря собственному горькому опыту. Сюда же относятся авторские истории, которые представляют собой по сути те же сказки, притчи, мифы. Художественная сказка оказывает дидактическое, психотерапевтическое и психокоррекционное воздействие. Изначально она создавалась вовсе не для лечения, однако сегодня данный тип историй успешно используется огромным числом психотерапевтов.

skazka 31

2. Народная сказка. Самые старые народные сказки принято называть мифами. Самой старой основой сказок и мифов считается единство природы и человека. В древнем сознании было принято оживлять человеческие отношения и чувства (горе, любовь, страдание и т.д.), персонализировать их. Такой же подход используется и сегодня в методике сказкотерапии.

skazka 32

Сюжет

Среди огромного многообразия сказочных историй можно выделить следующие сюжеты:

·         Сказки о животных и о взаимоотношениях с ними. Интересен тот факт, что дети до 5 лет отождествляют себя с животными и стараются во многом на них походить, поэтому в данном периоде жизни им будут более понятны и близки именно сказки о животных, жизненный опыт, заключенный в историях о зверях.

skazka 44

·         Бытовые сказки. Они часто рассказывают о сложностях в семейной жизни, а также предлагаются решения конфликтов. В этом типе сказок главный упор делается на здоровое чувство юмора и на лидирование здравого смысла относительно неприятностей и невзгод. Они знакомят нас с небольшими семейными хитростями, которые позволяют сделать жизнь лучше. Такие сказки оптимальны при работе с подростками.

·         Сказки о превращениях, трансформациях. Все мы знаем грустную историю о Гадком утенке, который в конце концов завоевал свое место в жизни и коллективе. Такие истории прекрасно подходят для работы с теми, у кого занижена самооценка, или же для работы с приемными детьми.

skazka 33

·         Страшные сказки. В этих сказках присутствует разная нечисть – вурдалаки, ведьмы, упыри и прочие. У всех народов в детской субкультуре отводится особое место сказкам-страшилкам, которые позволяют детям самостоятельно лечиться. Такой метод самотерапии предлагает ребенку множество раз воспроизводить и переживать страшную ситуацию в сказке, благодаря чему дети избавляются от накопленного напряжения и овладевают новыми способами реагирования на проблему. Чтобы повысить стрессоустойчивость ребенка и избавить его от напряжения, рекомендуется рассказывать страшилки группе детей и подростков (не младше 7 лет). Однако, проводя такое занятие, необходимо соблюдать 2 важных правила: рассказ должен производиться «страшным» голосом, а конец истории должен быть очень неожиданным и очень смешным.

skazka 34

·         Волшебные сказки. Эти сказки идеально подходят для детей 6–7-летнего возраста. Именно волшебная сказка помогает создать в подсознании «концентрат» мудрости и усвоиться информации о духовном развитии личности.

skazka 35

Работа с народными сказками должна оканчиваться тщательным анализом и обсуждением. Как только спрятанные смыслы и мораль будут проработаны и привязаны к реальным жизненным ситуациям, можно начать использовать дополнительные способы работы со сказкой: драматизацию, изготовление сказочных кукол, песочную терапию, рисование.

3. Авторская художественная сказка. Для успешной борьбы со внутренними переживаниями лучше всего выбирать авторские сказки. Несмотря на то, что в них находится слишком большое количество собственных проекций и переживаний автора, это позволяет ребенку глубже проникнуться проблемой и найти способ ее решения. Например, сказка «Две лягушки» Л. Пантелеева помогает взрослым и детям, которые потеряли интерес к жизни, силы которых на исходе, которые теряют надежду. Эта сказка учит бороться за свое здоровье и за жизнь, до последнего бороться за цели, потому что у каждого из нас есть хотя бы один шанс и необходимые внутренние силы, которые помогут справиться с любыми встречающимися на нашем пути трудностями.

4. Дидактическая сказка. Нередко в форме этих сказок оформлены различные учебные задания. Например, есть математические задания, написанные в виде дидактической сказки. Решить пример в таком задании – значит пройти испытание, справиться с трудностями. Если решить ряд примеров, это может привести героя к успеху и окончательно справиться с проблемой.

         5. Психокоррекционная сказка. Собственно, это сказка, помогающая скорректировать те или иные шаблоны поведения детей. Но для того, чтобы она привела к ожидаемому результату, необходимо придерживаться основных принципов при ее создании:

·         В ее основе должна лежать та же проблема, что и у ребенка, но завуалированная, без прямого сходства с ней.

·         В сказке необходимо предложить ребенку замещающий опыт, с помощью которого ребенок может выбрать тот или иной вариант действий для того, чтобы решить свою проблему.

Сказка должна быть представлена в строгой определенной последовательности:

·         Жили-были – символизирует начало сказки, знакомит с действующими героями. Для ребенка 3-4 лет рекомендуется рассказывать сказки про игрушки, маленьких человечков или зверей. С 5 лет можно рассказать сказку про принцев и принцесс, волшебников и фей, солдат и др. Уже с 5-6 лет дети предпочитают волшебные сказки. Для подростков подойдут бытовые сказки и притчи.

·         И вдруг… Но вот однажды…  – происходит столкновение героя с проблемой, которая напоминает проблему ребенка.

·         Из-за этого… – намекает на то, какого достижения не происходит, чего ребенок мог бы добиться без этой проблемы.

·         Кульминация – собственно, непосредственная борьба героев с трудностями.

·         Развязка – обязательно положительная.

·         Мораль сказки – герой извлекает поучительный урок из своего опыта, его жизнь кардинально меняется.

Психокоррекционные сказки предназначены для мягкого, ненавязчивого, не агрессивного воздействия на детей. Коррекция здесь играет роль замещения непродуктивного способа поведения продуктивным. Благодаря им взрослые могут объяснить ребенку, что вообще происходит в его жизни, смысл событий.

Использовать эти сказки рекомендуется до определенного возраста – до 11-13 лет. Также есть некоторые ограничения по типу проблем, встречающихся у детей.

6. Психотерапевтическая сказка. Этот тип сказок раскрывает для ребенка скрытый смысл происходящих событий. Такие истории помогают ребенку увидеть происходящее под другим углом. Они не всегда могут быть истолкованы однозначно и у них не всегда должен быть счастливый конец, но они обладают удивительной глубиной и проникновенностью. Это своего рода риторический вопрос, обдумывание которого будет стимулировать личностный рост ребенка. Многие сказки этого типа освещают проблемы жизни и смерти, пути и любви, отношение к приобретенному и потерянному.

Психотерапевтическая сказка порой помогает там, где остальные техники психотерапии будут совершенно бессильны. Их используют, если проблема затрагивает философию взаимоотношений и событий.

Основные методы сказкотерапии

1. Рассказывание и сочинение сказки

Любой сказочный рассказ уже сам по себе обладает терапевтическими свойствами. Причем рекомендуется именно рассказывание сказки, а не ее прочтение. Так как именно во время рассказа у взрослого есть уникальная возможность наблюдать за переживаниями ребенка в процессе занятий с ним.

Сказку можно рассказывать не только взрослому – он может подключить к этому процессу и самого ребенка или даже предложить ему самостоятельно рассказать сказочную историю. Это поможет взрослому узнать о всех спонтанных эмоциональных проявлениях, которые бушуют внутри ребенка и при этом могут совершенно никак не проявляться в его поведении.

 

2. Рисование сказки

skazka 41

После прочтения рекомендуется нарисовать сказку, слепить ее при помощи пластилина или глины, представить в виде аппликации. Во время работы с цветным пластилином, картоном, бумагой ребенок сможет выразить все свои эмоции, волнения, мысли и чувства. Так он сможет избавиться от беспокойств и тревог.

Здесь совершенно не стоит обращать внимание на качество изображения. Нередко, если детьми обуревают очень сильные чувства, на их рисунках появляются разные чудовища, он рисует темными красками, рисует огонь. После вторичного прочтения сказки и предложения снова порисовать на эту тему, можно заметить, что ребенок будет рисовать уже более спокойно, будут использованы более светлые краски.

 

При рисовании сказки рекомендуется использовать цветные карандаши. Если вы собрались рисовать с ребенком что-то конкретное – выбирайте гуашь, а для описания собственных эмоций и ощущений – акварель.

3. Изготовление кукол

skazka 43

Этот метод сказкотерапии требует особого внимания. При этом невероятно большую роль играет сам процесс изготовления кукол.

Многие специалисты сходятся во мнении, что любое, даже самое банальное изготовление куклы приравнивается к процессу медитации, потому что в процессе производства (шитья) изделия случается изменение личности. Кроме того, в ходе процесса у детей существенно возрастают способности к концентрации, развивается воображение и мелкая моторика рук.

Во время изготовления куклы у ребенка включается механизм проекции, замещения или идентификации, а это значит, что только сам процесс помогает ребенку добиться невероятных результатов.

С точки зрения психоаналитики кукла выполняет роль предмета, на который выплескивается вся инстинктивная энергия. Еще Фрейд говорил о том, что поведение человека на уменьшение бессознательного напряжения. Поклонники Юнга связывают изготовление куклы с возможностью реализации такой возможности психики, как самоисцеление.

Не только процесс изготовления куклы, но и процесс управления, манипулирования ею позволяет осознать проблему, глубоко подумать над ней, а также найти оптимальное решение. Создание куклы помогает снять нервное перенапряжение.

При воссоздании ситуации при помощи кукол необходимо соблюдать ряд условий:

·         Звуки и речь нужно направлять только ребенку.

·         Голос должен быть достаточно сильным, дикция – четкой.

·         Голос и речь должны быть адаптированы под внутреннюю характеристику героя.

·         Движения взрослого должны соответствовать смыслу произносимых куклой фраз и интонации.

С помощью кукол можно решить целый список проблем, особенно при занятии с опытными специалистами:

·         провести психодиагностику,

·         достигнуть саморегуляции и эмоциональной устойчивости,

·         приобрести необходимые социальные навыки, овладеть опытом социального взаимодействия,

·         развить самосознание,

·         развить коммуникативные навыки, речь,

·         развить мелкую и грубую моторику,

·         разрешить внутренний конфликт,

·         провести профилактику или коррекцию страхов,

·         найти внутренние механизмы сопротивления болезни,

·         откорректировать семейные отношения,

·         способствовать становлению психосоциальной идентичности девочек и мальчиков.

4. Мастер сказок

skazka 45

Здесь работа идет при использовании архетипических карт, в основе которых лежат Универсальные Архетипы. Автором данной методики является психолог Т. Д. Зенкевич-Евстигнеева.

Согласно этой методике, существует 10 основных архетипов, на основе которых можно использовать 50 сюжетов сказок. Эти архетипы представлены в следующем виде:

·         Государство,

·         Дорога,

·         Творец,

·         Помощник,

·         Доброе сердце-холодное сердце,

·         Сезонность,

·         Тело боли,

·         Распутье,

·         Авгиевы конюшни,

·         Божественное вымя.

Собственно, архетипы изображены в виде колоды 50 карт. Каждая карта обладает своим уникальным значением. К колоде прилагается инструкция, которая помогает истолковать общее значение выбранной карты, предлагает вопросы для размышления, дает задания для детей и взрослых.

Сказкотерапевтическая диагностика

skazka 46

Психодиагностику состояния ребенка можно провести, например, с помощью использования определенных кукол и сказок, которые позволяют выявить те или иные проблемы.

Для первого знакомства рекомендуется использовать «прекрасную» куклу с огромными глазами, пушистыми и длинными ресницами, блестящими и густыми волосами.

Для диагностики семейных отношений психологи рекомендуют использовать гибкие резиновые куклы, потому что статичная кукла может фрустрировать малыша (разочаровать его).

Выявить глубокие проблемы у подростков и старших детей поможет непосредственное изготовление кукол. Для этого можно использовать обычную фольгу.

skazka 47

После знакомства с куклой или ее изготовления нужно проводить диагностическую беседу. Она может представлять собой то же рассказывание сказки ребенком, помещением им куклы в некую ситуацию.

Во время рассказывания истории или сказки ребенок бессознательно объединяет свои мысли с мыслями куклы, вкладывает в нее свои переживания и рассказывает тем самым взрослым. Дело в том, что в большинстве случаев дети не идентифицируют себя с людьми – они склонны к идентификации со сказочным персонажем или животным, потому что в них больше развит образный мир.

Во время рассказа ребенка взрослый может задавать интересующие вопросы, ответы на которые помогут взрослым понять, каково эмоциональное состояние ребенка, его фантазии насчет дальнейшего развития событий.

Песочная терапия

skazka 48

Сказкотерапия – это огромная свобода для творчества. В ней можно применять техники множества направлений психологии: арт-терапии, гештальт-терапии, психодрамы.

Песочная терапия помогает эффективно влиять на психологическое развитие ребенка, а также корректировать отдельные его поведенческие реакции. Этот метод сказкотерапии подходит для работы с детьми любого возраста.

Ребенку предлагается работать с подносом с сухим ил влажным песком, где он может по своему усмотрению размещать маленькие предметы или создавать картины. При помощи контакта с песком ребенок воплощает в физическую форму свои самые глубинные чувства и мысли.

skazka 49

Основной инструмент ребенка в этом методе – творческая символическая игра и активное воображение. Этот способ занятий помогает ребенку самостоятельно выстроить связь между бессознательным и сознательным, между эмоциями и разумом, между физическими и духовными явлениями, между невербальным и вербальным.

Песочная терапия помогает не только диагностировать проблемы, но и корректировать их, способствовать развитию и проводить терапию. Ребенок учится с ее помощью самопознанию, самовыражению, самоактуализации, учится снимать напряжение.

Кататимный поход в сказку

skazka 50

Разработчиком этого метода сказкотерапии считается Я. Обухов, который совместил элементы сказкотерапии с символдрамой. Существует 4 фазы, из которых состоит занятие:

·         Предварительная беседа. Длится от 15 до 20 минут. Здесь ребенку предлагают рассказать о своей любимой сказке. Взрослый задает вопросы о том, когда ребенок впервые познакомился с этой сказкой, от кого он про нее услышал, при каких обстоятельствах это происходило, какие моменты вызывают самое большое волнение, как ребенок относится к каждому персонажу сказки.

·         Релаксация. Длится от 1 до 5 минут. Взрослый предлагает ребенку закрыть глаза и расслабиться – это и есть основная цель данного этапа занятия.

·         Представление образа. Длится около 20 минут. Взрослый предлагает ребенку увидеть себя в его любимой сказке и рассказать об увиденном.

·         Обсуждение. Длится от 5 до 10 минут. Здесь происходит обсуждение самой сказки, взрослый предлагает ребенку нарисовать представленный образ. Сам рисунок можно обсудить на следующем занятии.

skazka 51

В отличие от предыдущих методов, у этого подхода есть определенные противопоказания. Его нельзя применять с детьми, обладающими острым или хроническим психозом или близким к психозу состоянием, с церебрально-органическими синдромами в тяжелой форме, при недостаточном интеллектуальном развитии детей (при IQ ниже 85 баллов), с недостаточно мотивированными детьми.

Помните о том, что разные сказки подходят для решения разных проблем. А если вы решили самостоятельно заняться этим способом диагностики, корректировки и устранения проблем у ребенка, то помните самый главный принцип: одна сказка – одна проблема. Не стоит в один рассказ закладывать все имеющиеся у ребенка страхи и проблемы, иначе сказка не возымеет никакого действия. Ребенок должен сосредоточиться на одной ситуации, самостоятельно найти из нее выход.

 

Для того чтобы начать применять сказкотерапию, необходимо тщательно подготовиться – просто взять и на ходу сочинить историю нельзя, иначе в лучшем случае она может просто не возыметь воздействия на ребенка, в худшем – усугубить проблему, заставить ребенка уйти в себя. Также необходимо тщательно готовиться для того, чтобы уметь толковать полученные результаты правильно.

 

 

Наверняка все читали детям сказки «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и потом задавали себе вопрос: «Почему сказки для маленького ребенка так плохо заканчиваются?» Самые первые сказки в жизни крохи похожи на страшилки. Неужели наши предки так хотели запугать ребенка? Но, если заглянуть немного глубже в суть, то окажется, что эти страшилки вовсе не для детей. Они написаны для взрослых. 
     Именно взрослые должны нести ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка. Вот родителям в сказках и объясняется, что случится с ребенком, если его оставить одного на краю, «положить на окошко простудиться» или если он убежит в незнакомое для него место. Русские народные сказки предостерегают родителей о последствиях, причем именно в той форме, которую с легкостью воспринимает подсознание. Сказки о безопасности – это своего рода инструкция к действию. 
     У маленьких детей воображение еще не развито, поэтому младенец все равно не поймет, что колобок погиб, а козлят съели. Маленькому ребенку еще все равно, что именно Вы ему говорите, в данный момент развития его интересует само звучание речи, голос и интонации. Но и интонации можно менять. Можно говорить ласково и нежно, а можно грубо и зловеще. Благодаря интонациям ребенок может понимать, что происходит что-то не то. В русских народных сказках всегда есть инструкция о том, что можно сделать, а чего делать нельзя. И малыш усваивает эти правила с молоком матери. 
     В сказке все сказано и все очень подробно объяснено. Задача родителей состоит в том, чтобы акцентировать внимание ребенка на отдельных местах. Малыши копируют поведение родителей. Вы можете показать свое отношение к беспечным поступкам колобка. Помните, что осуждать можно только поведение главного героя, которое привело к печальным последствиям. 
     Чтобы польза от сказок была максимальной, обязательно комментируйте их. Простое «ай-ай-ай» уже покажет Ваше отношение к проступку колобка. Задавайте вопросы по сказке: «Как ты думаешь, почему колобок убежал? Можно ли убегать одному? Кто обхитрил Колобка?» и т.д.
Чтобы детки лучше запоминали правила поведения, перед прочтением очередной сказки определите, какие полезные уроки ребенок может получить. Сказки лучше рассказывать, а не читать. Пересказ своими словами более доверительный и теплый. Обязательно выражайте свое отношение к поведению тех или иных героев. Вы можете осуждать их поступки или наоборот восхищаться. Задавайте вопросы, при этом необязательно ждать, что ребенок ответит на них. Вопрос подчеркивает главное, он заставляет задумываться. 
     Сказки о безопасности – это учебники жизни. В них содержится опыт многих поколений, который учит малыша обращаться за помощью, не преступать запреты, не трусить и не сдаваться.
     Вот некоторые сказки, которые Вы можете прочитать и обсудить со своими детками:

·         «Гуси-лебеди»- ребенок будет готовым к неожиданностям, и поймет, что в некоторых случаях убегать не стыдно, а необходимо.

·         «Кот, петух и лиса»- если ребенок попал в беду, то нужно громче кричать и поднимать шум.

·         «Волк и семеро козлят» научит ребенка не быть доверчивым и не открывать двери, а также не говорить всем, что дома никого нет.

·         «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» объяснит ребенку, что выход найдется из любой ситуации. Нужно лишь хорошенько подумать.

·         «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо» поможет понять малышу, что во время неприятностей нельзя падать духом, нужно искать причину неудач и устранить ее.

Читайте с ребенком сказки, учите его жизни ненавязчиво и интересно.

 

Братья Гримм: немного истории

Якоб и Вильгельм Гримм не были сказочниками, их специальность – лингвистика.

skazka 4

Основной целью ученых было составление «Немецкого этимологического словаря», а вовсе не написание сказок, как можно было бы подумать. К сожалению, его они так и не успели закончить. Но огромную популярность им принесла вовсе не научная деятельность, к которой они так тяготели, а их сборник народных сказок, который был важным материалом при составлении словаря. И эта популярность настигла братьев еще при жизни.

По решению ЮНЕСКО, сказки братьев Гримм объявлены культурным достоянием человечества.

«Детские и домашние сказки» с успехом переводились на многие иностранные языки (более 160), а русское издание немецких авторов появилось на свет в 60-е годы XIX века.

skazka 6

Сегодня произведения братьев Гримм переведены более чем на 100 языков. А у нас эти сказки для детей прославились благодаря известным обработкам С. Я. Маршака, Е. Шварца, А. Введенского.

Братья Гримм – садисты или тонкие психологи?

 

Чему же учат эти сказки для детей? Почему они столь популярны у детей по всему миру? Главными героями сказок могут быть не только люди, но и звери, птицы, насекомые. Само собой, все живые существа обладают человеческим характером, в котором высмеиваются основные пороки людей: лень, трусость, жадность, зависть и пр.

Сказки братьев Гримм для детей невероятно поучительны и занимательны. Они легко и непринужденно учат храбрости и доброте, смелости и находчивости. Но! Благодаря чему они имеют такое глубокое воспитательное воздействие? 

Многих родителей настораживает, сколько жестокости и ужасов содержится в этих сказках. Взрослые недоумевают – зачем в сказках для детей такие страхи, которые даже взрослого человека могут повергнуть в шок?

Отец обрекает двоих беззащитных детей на голодную и мучительную смерть в лесу… Гретель, не сомневаясь, отправляет злую ведьму в пылающую печь… Портной без раздумий убивает разбойников… Мачеха требует вырезать внутренние органы Белоснежки и принести ей в качестве доказательства того, что падчерица мертва… А методы воспитания Дроздоборода своей жены вообще ставят под сомнение его человечность!

skazka 7

Жестокость и насилие присутствуют почти в каждой сказке братьев Гримм. Несмотря на это (а возможно, именно благодаря этому) сказки весьма поучительны – они учат любить жизнь, быть стойкими в самых невероятных или простых жизненных передрягах. Эти сказки для детей учат храбрости и доброте, находчивости и смекалке.

Сцены жестокости и насилия в сказках воспринимаются детьми совершенно иначе, чем взрослыми. Дети не будут заострять внимание и представлять в своем воображении сцены, где слуга вырезает из Белоснежки печень (или сердце – в зависимости от перевода). Они воспринимают картину в целом! А еще страшные сцены помогают детям осознавать и преодолевать собственные страхи. Это, как поход к психологу, – где пациент должен, во-первых, осознать свою проблему, а потом признаться в ней самому себе, сказать ее вслух. Так ребенок получает своего рода совершенно бесплатную психотерапию, которая во взрослом мире стоит немало.

 

Уважаемые родители и учителя! Не бойтесь страшных сказок – они делают жизнь ребенка увлекательной, а также помогают детям справляться с собственными страхами! Просто прислушивайтесь к интересам ребенка и читайте сказки, много-много сказок!

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологические возможности изучения сказок.

Учебная деятельность, осуществляемая детьми на протяжении всего школьного возраста, связана с овладением ими указанным содержанием. Однако ведущей учебная деятельность будет только в младшем школьном возрасте; в этом возрасте у детей возникают и формируются лишь основы теоретического сознания и мышление.

Кулагина И.Ю. утверждает, что особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап развития он застал. Она считает, что ценности и нормы общества передаются детям в процессе воспитания .

Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Ребенок, созревая, с необходимостью проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии он приобретает определенное качество, которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

Л. Колберг рассматривает развитие морального сознания как последовательный процесс. Обобщив обширный экспериментальный материал, он выделяет шесть стадий развития, объединяющихся в три уровня

Первый - доморальный уровень. Нормы морали для ребенка - нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений.

Второй уровень - конвенциональная мораль . Ребенок уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми.

Третий уровень - автономная мораль . Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности, т.е. внутренними.

В этом периоде мы никогда не увидим ребенка в пассивно - демонстративном состоянии. Он всегда чем-либо занят: то он внимательно наблюдает уличную ссору, то увлечен чтением новой книги или же лезет на дерево или на крышу, чтобы взглянуть оттуда на окружающую местность.

В нем, конечно, много движений, но большинство их уже с новыми, совершенно иными целями. Жизнь во всем ее разнообразии - вот что сейчас возбуждает его деятельность; но жизнь не иллюзорная и фантастическая, а самая настоящая.

В этом мире ребенок мало-помалу покидает иллюзорный мир, в котором жил раньше, но, тем не менее напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необыкновенный эмоциональный подъем вызывают у детей сказки.

Многие психологи и педагоги отмечают упорство, с каким дети требуют повторения сказки со всеми деталями и подробностями, без изменения малейших мелочей, даже интонации при рассказывании. Ребенку хочется, чтобы сказка рассказывалась теми же словами, что и в первый раз, ему приятно эти слова узнавать, воспринимать в первоначальной последовательности, испытывать те же чувства. Это стереотипное поведение дает малышу уверенность, что и на этот раз все кончится хорошо.

Ребенку необходимо, чтобы его страхи были персонифицированы: драконы, чудовища, ведьмы в сказках олицетворяют трудности, проблемы, которые нужно преодолеть. Разрешение сказочных конфликтов способствует преодолению страха - ведь образность сказок подсказывает ребенку возможность победы над собственной боязливостью. Воспитание, в основу которого положена идея - держать ребенка подальше от злого, страшного, ведет к угнетению психики, но не к преодолению опасностей и страхов.

Сказки, независимо от пола и возраста их героев, имеют большое психологическое значение для детей разного возраста, мальчиков и девочек, поскольку облегчают смену идентификации в зависимости от проблем, волнующих ребенка. Малыш легко входит в непривычную для него сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Ивана-царевича или царевну - Лебедь, и вместе с тем так же свободно переключается на прозаическую повседневность. Он интуитивно чувствует, что сказки нереальны, но в то же время допускает, что это могло происходить и в действительности. Так появляется действительность литературных переживаний ребенка: ощущение сказочности в реальном, обыденном и реального в сказочном, волшебном.

Наилучшим образом отвечают они запросам детей, органично соответствуя детской психологии. Тяга к добру и справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к волшебному преображению окружающего мира - все это ребенок радостно встречает и в сказке.

Кроме ожидания необычайного, чудесного, волшебного, детскому воображению присуща еще одна потребность. Ребенок хочет подражать окружающим его, ловким, умным взрослым, но ему не всегда это удается. В сказке же все возможно. Маленький мальчик (девочка) смелый и находчивый, выходит победителем из всех испытаний. Он может перелететь через тридевять земель в тридесятое царство и победить дракона. Иными словами, малыш как бы реализует свои неосознанные желания, не всегда выполнимые в жизни.

Однако мир сказки обеспечивает не только реализацию неудовлетворенных желаний. Решающую роль играет здесь мотив достижения равенства или, пользуясь психологической терминологией, мотив компенсации. У детей из-за их социально зависимого положения часто бывают всякого рода огорчения, терпят крах их стремления, намерения, поступки, что обычно компенсируется в мечтах, в воображении. Сказка создает прекрасную основу для этой компенсационной потребности, приводя все непременно к счастливому концу.

Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек. Цель сказочников - “воспитывать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою".

Маленький ребенок, слушая рассказ или сказку и ощущая реальное существование даже фантастического героя, “содействует” с героем; ребенок постарше “соучаствует” с героем. Известный психолог А. .В. Запорожец как-то привел интересный эпизод с пятилетней девочкой, которая на картине, изображающей прикованного Прометея, выскребла пальцами цепи, чтобы освободить героя. Движимым состраданием к герою ребенок пытается непосредственно практически воздействовать на произведение искусства вместо того, чтобы перенести свое отношение на действительность, в нем воображенную.

В сказке для детей кроется особое очарование, открываются какие-то тайники миропонимания. Они находят в сказочном повествовании самостоятельно, без объяснений, нечто очень ценное для себя, необходимое для роста их сознания.

Воображаемый, фантастический мир в основе своей оказывается отображением реального мира в главных его основах. Сказочная, непривычная картина жизни дает малышу и возможность сравнить ее с реальностью, с окружением, в котором существуют он сам, его семья, близкие ему люди. Это необходимо для развивающегося мышления, так как оно стимулируется тем, что человек сравнивает и сомневается, проверяет и убеждается. Сказка не оставляет ребенка равнодушным наблюдателем, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.

Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.

Следовательно, для полноценного развития ребенка необходима целенаправленная воспитательная работа учителя, т.к младший школьный возраст является сенситивным для усвоения социальных норм нравственного развития, становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, необходимостью нравственных норм и нравственных требований к другим, непосредственным поведением. Эти особенности являются залогом обучаемости и восприимчивости младших школьников, дают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.















Список литературы :

1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. - М.: Высшая школа, 2001.

2.Зубарева Е.Е. Детская литература. - М.: Просвещение, 1985.

3.Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2001.

4. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. - М.: Владос, 2000.

5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 1999

6.Тришина Е.С. Начальная школа №2 // Плюс до и после. - М.: Российская академия наук, 2004

 


 

Психологическая безопасность учащихся при изучении сказок на уроках литературного чтения в начальной школе

Психологическая безопасность учащихся при изучении сказок на уроках литературного чтения в начальной школе

Сказки обладают несколькими функциональными особенностями: 1

Сказки обладают несколькими функциональными особенностями: 1

Такой же подход используется и сегодня в методике сказкотерапии

Такой же подход используется и сегодня в методике сказкотерапии

Бытовые сказки. Они часто рассказывают о сложностях в семейной жизни, а также предлагаются решения конфликтов

Бытовые сказки. Они часто рассказывают о сложностях в семейной жизни, а также предлагаются решения конфликтов

Волшебные сказки. Эти сказки идеально подходят для детей 6–7-летнего возраста

Волшебные сказки. Эти сказки идеально подходят для детей 6–7-летнего возраста

Авторская художественная сказка

Авторская художественная сказка

Психокоррекционные сказки предназначены для мягкого, ненавязчивого, не агрессивного воздействия на детей

Психокоррекционные сказки предназначены для мягкого, ненавязчивого, не агрессивного воздействия на детей

После прочтения рекомендуется нарисовать сказку, слепить ее при помощи пластилина или глины, представить в виде аппликации

После прочтения рекомендуется нарисовать сказку, слепить ее при помощи пластилина или глины, представить в виде аппликации

Этот метод сказкотерапии требует особого внимания

Этот метод сказкотерапии требует особого внимания

Движения взрослого должны соответствовать смыслу произносимых куклой фраз и интонации

Движения взрослого должны соответствовать смыслу произносимых куклой фраз и интонации

Творец, · Помощник, ·

Творец, · Помощник, ·

Выявить глубокие проблемы у подростков и старших детей поможет непосредственное изготовление кукол

Выявить глубокие проблемы у подростков и старших детей поможет непосредственное изготовление кукол

Песочная терапия Сказкотерапия – это огромная свобода для творчества

Песочная терапия Сказкотерапия – это огромная свобода для творчества

Основной инструмент ребенка в этом методе – творческая символическая игра и активное воображение

Основной инструмент ребенка в этом методе – творческая символическая игра и активное воображение

Кататимный поход в сказку

Кататимный поход в сказку

В отличие от предыдущих методов, у этого подхода есть определенные противопоказания

В отличие от предыдущих методов, у этого подхода есть определенные противопоказания

Наверняка все читали детям сказки «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и потом задавали себе вопрос: «Почему сказки для маленького ребенка так плохо заканчиваются?»

Наверняка все читали детям сказки «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и потом задавали себе вопрос: «Почему сказки для маленького ребенка так плохо заканчиваются?»

Вот некоторые сказки, которые

Вот некоторые сказки, которые

Детские и домашние сказки» с успехом переводились на многие иностранные языки (более 160), а русское издание немецких авторов появилось на свет в 60-е годы

Детские и домашние сказки» с успехом переводились на многие иностранные языки (более 160), а русское издание немецких авторов появилось на свет в 60-е годы

Жестокость и насилие присутствуют почти в каждой сказке братьев

Жестокость и насилие присутствуют почти в каждой сказке братьев

Психологические возможности изучения сказок

Психологические возможности изучения сказок

Это стереотипное поведение дает малышу уверенность, что и на этот раз все кончится хорошо

Это стереотипное поведение дает малышу уверенность, что и на этот раз все кончится хорошо

Маленький ребенок, слушая рассказ или сказку и ощущая реальное существование даже фантастического героя, “содействует” с героем; ребенок постарше “соучаствует” с героем

Маленький ребенок, слушая рассказ или сказку и ощущая реальное существование даже фантастического героя, “содействует” с героем; ребенок постарше “соучаствует” с героем

Список литературы : 1. Аникин

Список литературы : 1. Аникин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2024