Психологическая газета "Одарённые дети"
Оценка 4.6

Психологическая газета "Одарённые дети"

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа
Детсад
26.09.2017
Психологическая газета  "Одарённые дети"
Что такое одарённость? Какие виды одарённости бывают, как их распознать на раннем этапе, какие методы применить, чтобы помочь, развить эти способности, а не загубить. Особенности воспитания одаренного ребёнка. Качества характерные для детей которых называют одаренными. Способность или всё же одарённость, разобраться с этими вопросами вам поможет психологическая газета "Одарённые дети".
газета одаренные дети.docx
Психологическая газета                                                             9.04..2017     № 1 Одаренность. Н.С. Лейтес определил три группы детей.. Ст. 3 Одаренные дети: как их распознать.   Ст.4­6     Ст.2                                            Качества  будущих творцов. Ст.7­8                                         Потребности, склонности. Ст. 9 ООДАРЕННЫЕ     ДАРЕННЫЕ    ДЕТИДЕТИ                  ООСОБЕННОСТИ     СОБЕННОСТИ    ТВОРЦОВ     ТВОРЦОВ Воспитание, обучение.  Ст. 10   Заметки. Ст.11 Рекомендации.   Ст.12­13 Составитель:   Черноусова Любовь  Геннадьевн Психологическая газета Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество   психики,   которое   определяет   возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в   одном   или   нескольких   видах   деятельности   по   сравнению   с другими людьми.                                             Стр. 2  Человеческое   мышление, величайший дар природы.   способность   к   творчеству   ­  Очень   важно   понимать,   что   даром   этим   природа   отмечает каждого человека.  Но, так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого­то   награждает   щедро,   не   скупясь,   а   кого­то   обходит стороной.  Одаренным   же   принято   называть   того,   чей   дар   явно   способности   некие   средние   возможности, превосходит, большинства.   Психологическая газета                                                                                 Можно определить три группы одаренных детей (Н.С. Лейтес). К первой относятся дети с ускоренным умственным развитием. Они отличаются от ровесников высоким уровнем интеллекта, развития поразительной умственной активностью, ненасытной познавательной потребностью. Немного истории как Приведем пример. За день до того, известному английскому психологу Ф. Гальтону исполнилось пять лет, он написал своей сестре Стр. 3 уровне прочесть «Дорогая такое письмо: Адель, мне четыре года, и я могу любую английскую книгу. Я знаю наизусть все латинские существительные, и прилагательные переходные глаголы, и еще я знаю 52 строки из латинской поэзии. Я умею складывать Вторую группу составляют дети с ранней умственной специализацией. Они характеризуются при обычном общем особой расположенностью к какому- либо одному предмету (к какой-нибудь области науки или техники). По «своему» предмету группе предметов ребенок может выделяться, значительно может превосходить других детей легкостью, с какой ему дается специфика материала, углубленностью интереса, готовностью усваивать и творчески участвовать в работе. Третью группу одаренных детей составляют дети с отдельными признаками незаурядных способностей. не Они опережают сверстников общем развитии интеллекта, не проявляют ярких успехов в каких-либо областях или в Стр. 4 любые числа и умножать на 2, 3,4, 5, 6, 7, 8, 9,10, 11. Я умею немного по- французски и узнавать время по часам. Френсис Гальтон (15 февраля 1827)». читать Рассказывают, что отец известного математика Гаусса обычно платил своим рабочим в конце недели, прибавят к каждодневному заработку плату за сверхурочные часы. Однажды, после того как Гаусс-отец закончил расчеты, следивший за операциями отца ребенок, которому было едва три года, воскликнул: «Подсчет неверен. Вот какая должна сумма». Вычисления повторили и с удивлением убедились, что малыш указал правильную сумму. быть деятельности, но их отличают особые качества необычайная Например, какие-либо память богатство объекты, воображения, проявляющееся в необычных ассоциациях, острая наблюдательность. на отдельных психических процессов. Психологическая газета                                                          Считают одаренным  Психологические особенности детей,     демонстрирующих одаренность, могут  рассматриваться лишь как признаки,  сопровождающие одаренность, но не  обязательно как факторы, порождающие.     Блестящая память, феноменальная  наблюдательность, способность к  мгновенным вычислениям и т.п. сами по  себе далеко не всегда свидетельствуют о  наличии одаренности. психологических особенностей может служить лишь основанием для  предположения об одаренности, а не для вывода, о ее безусловном наличии.   Поэтому наличие указанных  Следует подчеркнуть,  что поведение  одаренного ребенка  совсем не обязательно  должно соответствовать  одновременно всем  вышеперечисленным  признакам.  (инструментальные и  особенно  мотивационные)  вариативны и часто  противоречивы в своих  проявлениях, поскольку  во многом зависимы от  предметного  содержания  деятельности и  социального контекста. Поведенческие признаки одаренности  Тем   не   менее,   даже наличие   одного   из   этих       должно признаков внимание привлечь   специалиста и ориентировать   его   на тщательный и длительный   по   времени анализ каждого   конкретного индивидуального случая. "Одаренный ребенок ­ это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности".  Стр. 5  В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий   детей, которых обычно и называют одаренными: Психологическая газета  ­ дети с высокими показателями по  специальным тестам интеллекта  (интеллектуальная одаренность); ­ дети с высоким уровнем творческих  способностей  (творческая одаренность); ­ дети, достигшие успехов в каких­либо  областях деятельности  (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют  талантливыми; ­ дети, хорошо обучающиеся в школе  (академическая одаренность).  Каждая из этих категорий отражает определенное отношение к пониманию  одаренности как психического явления.   Отметим, что все они не точны с точки зрения современной психологии но,   приходится констатировать, что образовательная практика реагирует  преимущественно на эти четыре категории.                                  Интеллектуальная одаренность.   Как свидетельствовали многолетние долговременные исследования, высокий  коэффициент интеллекта, проявленный в детстве, мало что говорит о том, станет ли ребенок выдающимся ученым, художником, руководителем (лидером) и др. А ведь  сам показатель ­ коэффициент интеллекта ­ претендовал ни больше ни меньше чем  на роль универсальной личностной характеристики, свидетельствующей об общем  уровне одаренности.                                         Творческая одаренность.       Стр. 6 Для творчества, а именно это требуется от талантливого человека в любой сфере,  что для реализации личности в творчестве необходимо особое сочетание уровней  развития логического (или конвергентного мышления, выявляемого обычно по  тестам интеллекта) и творческого мышления. Психологическая газета                                  Талантливые дети      . Талантливые дети ­ особая категория одаренных детей.   Сконцентрировав усилия одаренного ребенка на каком­то одном виде деятельности  (музыка, изобразительное искусство, шахматы и др.) часто можно добиться  выдающихся результатов, значительно превосходящих обычные представления                                  Об академической одаренности     В лексиконе педагогов и психологов есть такое слово ­ "обучаемость".  Они давно заметили такую особенность:  ребенок может быть и творческим и умненьким, но обучается тяжело.  Потом, один ребенок "все схватывает на лету", а другому требуются долгие часы для  освоения учебного материала. Естественно, что особенно внимательны к этой характеристике ребенка учителя,  именно они склонны утверждать, что одаренные дети ­ "это те дети, которые хорошо  Стр. 7 учатся". Но чаще всего одаренные в традиционной школе ­ троечники. Психологическая газета          Вот еще один список качеств,  характерных для будущих   творцов. 1. Рано овладели знаниями в избранной  сфере. 2. Проявляли высокий интеллект,  хорошую память. 3. Были увлечены своим делом,  энергичны. 4. Демонстрировали ярко выраженную независимость, стремление работать в  одиночку, индивидуализм. 5. Умели контролировать себя. 6. Имели стремление контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми. 7. Умели извлекать практический опыт и быстро приобретать художественный и  интеллектуальный опыт.                                      Любознательность    . Одной из первых характеристик, отличающих одаренного человека, традиционно  считают любознательность.   Любознательность, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах  продолжает оставаться важнейшей отличительной чертой талантливого человека.  .  положительных эмоций. Проявления любознательности тесно связаны с действием центра                                   Сверхчувствительность к проблемам    . Стр. 8 Одно из важнейших качеств истинного творца ­ способность удивляться и   видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим все представляется  ясным и понятным.                           Психологическая газета                                Высокий уровень развития логического мышления Одаренные дети заметно отличаются от  сверстников повышенным интересом к открытым дивергентным задачам, явно предпочитая их заданиям конвергентного типа.                              Оригинальность мышления    . Проявляется эта особенность в  мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности. Оригинальность (либо ее отсутствие) ярко выражается в характере и тематике   самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других продуктах  детской деятельности.                            Гибкость мышления Высокий уровень гибкости мышления ­ явление редкое, как и крайнее  Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать   ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного  класса к другим, часто далеким по содержанию, называют гибкостью мышления.  выражение его противоположности ­ инертность, ригидность мышления.   Поэтому наличие первого свидетельствует об исключительности, характерной  для одаренных детей. Для одаренного ребенка характерна повышенная концентрация  внимания.  Выражается это, во­первых, высокой степенью погруженности в задачу; во­ вторых, возможностью успешной настройки внимания даже при наличии помех на  восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда такая  Стр. 9 отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно  долговременным заданиям.                              Отличная память    . Все специалисты среди качеств, характерных для категории одаренных детей,   обязательно отмечают феноменальную память.  Психологическая газета  Особенности склонностей и  интересов   Уже в детстве об уровне   творческой одаренности можно судить  по интересам и склонностям человека. У одаренных детей они часто   очень широки и при этом устойчивы и  осознанны.  Это проявляется в особом   упорстве в достижении цели.  Маленький музыкант может   часами отрабатывать сложные навыки  игры на инструменте без всякого  принуждения со стороны взрослых.   Его сверстники, не имеющие призвания, которых учат музыке "по традиции", рады любому поводу избежать занятий.  Будущие балерины и гимнастки  охотно идут на строгое самоограничение и тяжкий труд ради овладения тонкостями мастерства.   Начинающий натуралист готов к любым жертвам ради возможности наблюдать животных в природе или  держать дома своих питомцев.  Такая нацеленность,   приверженность делу служит одним из  самых точных показателей одаренности.  Не случайно опытные   преподаватели готовы сверхурочно  заниматься со страстно жаждущим  знаний учеником, даже если тот пока не  проявляет особо выдающихся  способностей и кажется многим  "неперспективным".   Одаренность существует лишь в  постоянном движении, в развитии, она  Стр. 10 своего рода сад, который нужно  неустанно возделывать.  Мы помним, что попавшей в   сказочную страну Алисе необходимо  было бежать, чтобы оставаться на  месте, и бежать в два раза быстрее,  чтобы продвигаться вперед.  Психологическая газета  Точно так же и творческий дар не   терпит застоя и  самоудовлетворенности.  Он существует только в   динамике ­ или развивается, или  угасает. и все И                           Особенности воспитания и обучения одаренных детей Каждый период детства создает особые благоприятные условия для развития проявления способностей. Наиболее своеобразен в этом отношении дошкольный возраст, когда бурно развиваются виды способностей. все-таки существует определенная возрастная динамика в их проявлении. Наиболее рано обнаруживается художественная одаренность - сначала к музыке, затем к рисованию, позже к науке, причем раньше других проявляется одаренность к математике. Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д.Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью».  Дошкольника важно включить в разнообразные виды деятельности и, избегая ранней специализации, позволить проявиться всем его задаткам и склонностям. Пусть малыш попробует себя во всех сферах деятельности. С этой целью создается предметная среда, малышу предоставляются всевозможные Предметы: конструкторы, материалы, карандаши, краски, бумага, ножницы, клей и пр. Все дошкольники рисуют, поют, танцуют. Но почему же постепенно к концу младшего школьного возраста дети перестают этим Стр. 11 заниматься? Одна из причин состоит в следующем. Всякая деятельность требует определенных технических умений и навыков, только тогда можно достичь оригинального результата, если освоил их. Дети, не владея соответствующими навыками и умениями, видят низкое качество своей продукции и теряют интерес к деятельности. Известный психолог Н.С. Лейтес указал на два важнейших свойства одаренного ребенка. Это - активность и саморегуляция. Малыш отличается неуемной работоспособностью, которую взрослый должен не только поддержать, но и направить в соответствующее русло, развивая познавательные интересы и склонности. Любая деятельность требует умения ставить ее цели, регулировать и контролировать свое поведение, а также способность к волевому усилию. Ребенок должен научиться доводить начатое дело до конца, достигать результата, несмотря на трудности. Важнейшее личностное качество, которое следует сформировать у малыша, - трудолюбие. Психологическая газета  Заметка В общении с одаренными, способными детьми важна правильная позиция взрослого. С одной стороны, взрослым зачастую нравится любопытство обостренное детей, стремление обсуждать «взрослые темы», критическое отношение к родителям и воспитателям, когда они не могут ответить на вопросы ребенка. А с другой стороны, одаренные дети требуют повышенного внимания взрослых, ведь они смотрят на них как на источник разнообразных знаний, не их способностям, которые знают эрудитов, ответы на все вопросы. И, наконец, с третьей стороны, именно взрослые формируют у ребенка оценку, отношение к своим к достигаемым в деятельности результатам. Поэтому в общении с одаренным ребенком взрослому следует проявлять терпение к странным на его взгляд идеям малыша, проявлять сочувствие к неудачам, стараться отвечать на все его вопросы, предоставлять максимальную Стр. 12 и заниматься самостоятельность возможность интересующим делом. И в то же время следует помнить, что одаренный ребенок все-таки характеризуется теми же возрастными показателями, что и обычный. Поэтому ему необходимо предоставить время для игры, дошкольных видов деятельности, помочь избежать преждевременного одностороннего взросления. Трудности у таких детей проявляются не только в отношениях со взрослыми, но и в отношениях со сверстниками. Общение с ровесниками оказывается для них не всегда интересным, поскольку их умственное развитие значительно опережает развитие последних. Старшие же дети считают их маленькими. Взрослый должен найти для одаренного ребенка сверстника примерно такого же уровня психологического развития. Трудности наблюдаются у одаренных детей и по отношению к самим себе. Повышенная критичность приводит к повышенной тревожности и ранимости, к тому, что дети нередко не удовлетворяются результатами своей деятельности, остро переживают, если не удается решить проблему, найти однозначный на возникший вопрос. И тогда ребенку надо помочь поверить в себя, в свои силы, поддержать на трудном пути познания. И в то же время важно научить дошкольника правильно и объективно оценить себя, полученный результат. ответ Психологическая газета                         Рекомендации Для особо  одаренных детей  ситуация развития  часто складывается так, что они  занимаются только  деятельностью,  достаточно  интересной и легкой для них,  составляющей суть их одаренности.        Любую другую деятельность, которая  не входит в сферу их склонностей,  большинство одаренных детей избегают, пользуясь снисходительным  отношением к этому взрослых людей.     У многих одаренный детей заметны  проблемы, связанные с их физическим  развитием.                                                   Так, некоторые дети явно избегают  всего, что требует физических усилий,  явно тяготятся уроками физкультуры,  не занимаются спортом. В этом случае  физическое отставание проявляется как бы в умноженном варианте, когда на  естественное возрастное несоответствие накладывается и явное нежелание  ребенка заниматься скучным, по его  Стр. 13 мнению, делом.                                           В определенной степени этому  притворствуют и родители такого  ребенка.  В конечном итоге возникает  специфическая ситуация, когда особо  одаренные дети, будучи в определенном отношении «трудоголиками», т.е.  проявляя очевидную склонность к  любимому труду, все же не умеют  трудиться в тех случаях, когда от них  требуются выраженные волевые усилия.   В гораздо меньшей степени это  относится к детям с  психомоторной(спортивной)одареннос тью и в значительно большей степени  — к детям с повышенными  познавательными способностями.  Другой серьезной проблемой  некоторой части детей с высочайшими  интеллектуальными способностями  является доминирование  направленности лишь на усвоение  знаний.  Особенно часто это свойственно  детям, у которых наблюдается  ускоренный темп умственного и  общего возрастного развития.  С раннего детства они получают  одобрение окружающих за  поражающий всех объем и прочность  знаний, что и становится впоследствии ведущей мотивацией их  познавательной деятельности. В силу  этого их достижения не носят  творческого характера, и подлинная  одаренность не сформирована.  Вместе с тем при соответствующей  системе обучения и воспитания, при  четко продуманной системе развития  мотивации эта проблема  интеллектуально одаренных детей  может быть успешно преодолена.  При этом система развития  одаренности ребенка должна быть  тщательно выстроена, строго  индивидуализирована и ее реализация  должна приходиться на достаточно  благоприятный возрастной период.   Весьма трудной с точки зрения  помощи этим детям является  проблема волевых навыков или —  шире — саморегуляции.  Психологическая газета Для особо одаренных детей ситуация  развития часто складывается так, что  они занимаются только деятельностью,  достаточно интересной и легкой для  них, составляющей суть их  одаренности.  Любую другую  деятельность, которая не входит в  сферу их склонностей, большинство  одаренных детей избегают, пользуясь  снисходительным отношением к этому  взрослых людей. Стр. 14 У многих одаренный детей заметны  проблемы, связанные с их физическим  развитием.  Так, некоторые дети явно избегают  всего, что требует физических усилий,  явно тяготятся уроками физкультуры,  не занимаются спортом.  В этом случае физическое отставание  проявляется как бы в умноженном  варианте, когда на естественное  возрастное несоответствие  накладывается и явное нежелание  ребенка заниматься скучным, по его мнению, делом.  В определенной степени этому потворствуют и родители такого ребенка.   В конечном итоге возникает специфическая ситуация, когда особо одаренные дети, будучи в определенном отношении «трудоголиками», т.е. проявляя очевидную склонность к  любимому труду, все же не умеют  трудиться в тех случаях, когда от них  требуются выраженные волевые  усилия. В гораздо меньшей степени это  относится к детям с психомоторной   (спортивной)одаренностью и в  значительно большей степени — к  детям с повышенными познавательными способностями.   Другой серьезной  проблемой некоторой части детей с  высочайшими интеллектуальными  способностями является  доминирование направленности лишь на усвоение знаний.                                         Особенно часто это свойственно детям,  у которых наблюдается ускоренный  темп умственного и общего возрастного развития.                                                     С раннего детства они получают  одобрение окружающих за поражающий  всех объем и прочность  знаний, что и становится  впоследствии ведущей  мотивацией их  познавательной  деятельности.   В силу этого их  достижения не носят  творческого характера,  и подлинная  одаренность не  сформирована.   Вместе  с тем при  соответствующей  системе обучения и воспитания, при  четко продуманной системе развития  мотивации эта проблема  интеллектуально одаренных детей  может быть успешно преодолена. При  этом система развития одаренности  ребенка должна быть тщательно  выстроена, строго  индивидуализирована и ее реализация  должна приходиться на достаточно  благоприятный возрастной период.  Стр. 15

Психологическая газета "Одарённые дети"

Психологическая газета  "Одарённые дети"

Психологическая газета "Одарённые дети"

Психологическая газета  "Одарённые дети"

Психологическая газета "Одарённые дети"

Психологическая газета  "Одарённые дети"

Психологическая газета "Одарённые дети"

Психологическая газета  "Одарённые дети"

Психологическая газета "Одарённые дети"

Психологическая газета  "Одарённые дети"

Психологическая газета "Одарённые дети"

Психологическая газета  "Одарённые дети"

Психологическая газета "Одарённые дети"

Психологическая газета  "Одарённые дети"

Психологическая газета "Одарённые дети"

Психологическая газета  "Одарённые дети"

Психологическая газета "Одарённые дети"

Психологическая газета  "Одарённые дети"

Психологическая газета "Одарённые дети"

Психологическая газета  "Одарённые дети"

Психологическая газета "Одарённые дети"

Психологическая газета  "Одарённые дети"

Психологическая газета "Одарённые дети"

Психологическая газета  "Одарённые дети"

Психологическая газета "Одарённые дети"

Психологическая газета  "Одарённые дети"

Психологическая газета "Одарённые дети"

Психологическая газета  "Одарённые дети"

Психологическая газета "Одарённые дети"

Психологическая газета  "Одарённые дети"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.09.2017