Психологическая готовность школьников к ГИА для 9 класса.

  • Работа в классе
  • docx
  • 21.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Психологическая готовность школьников к ГИА для 9 класса. Материал поможет родителям, классным руководителям и психологам грамотно организовать работу с учащимися, открыть перед ними многообразие мира, помочь учащимся оценить свои способности и сделать осознанный выбор дальнейшего жизненного пути. Единый государственный экзамен и итоговая аттестация девятиклассников в настоящее время стали очень популярной темой для обсуждения.Психологическая готовность школьников к ГИА для 9 класса. Материал поможет родителям, классным руководителям и психологам грамотно организовать работу с учащимися, открыть перед ними многообразие мира, помочь учащимся оценить свои способности и сделать осознанный выбор дальнейшего жизненного пути. Единый государственный экзамен и итоговая аттестация девятиклассников в настоящее время стали очень популярной темой для обсуждения.
Иконка файла материала Муниципальное бюджетное образовательное учреждение.docx
Секция     психологическая Тема: Психологическая готовность школьников к ГИАОглавление Введение……………………………………………………………………….2 Глава 1. Проблема психологической готовности глазами педагогов и              психологов……………………………………………………………….4 Глава 2.  Анализ результатов исследования психологической готовности                   учеников 9­х классов МБОУ СОШ № 1 г. Павлово ………………9 Заключение ……………………………………………………………………13 Список использованной литературы………………………………………..14 Приложения……………………………………………………………………16 2Введение                  Одной  из  актуальных  задач, которые  ставятся перед российским образованием   в   рамках   концепции   модернизации   образования,   является переход   к  новой  форме   проведения  итоговой  аттестации   в 9  классах,  что обеспечивает объективную оценку качества результата обучения  по учебным дисциплинам   в   соответствии   с   государственными   образовательными стандартами.   Единый   государственный   экзамен   и   итоговая   аттестация девятиклассников   в   настоящее   время   стали   очень   популярной   темой   для обсуждения.        Мы, восьмиклассники  уже знаем, что нам  предстоит в следующем году сдавать     ГИА.     Эта     аббревиатура   вызывает   у   нас     тревогу   и   волнения. Литературы, посвященной этой теме, еще не так много и , в основном она посвящена психологической готовности ЕГЭ. Действительно, каким должен быть человек, чтобы успешно сдать этот экзамен? Что должна включать в себя   психологическая   готовность   к   ГИА?   В   связи   с   этим   для   нас   стала проблема  психологической готовности к ГИА актуальной и важной.  В основном мы столкнулись с работами М.Ю. Чибисовой, в которых предлагаются практические рекомендации по психологической подготовке к ГИА и ЕГЭ. Она предлагает выделить три основных компонента подготовки, а именно   познавательный,  Навыки, приобретаемые   в   ходе   такой   работы,   не   только повышают   эффективность подготовки к экзаменам, но и  способствуют развитию навыков мыслительной   личностный   и   процессуальный. работы,   умению   мобилизовать   себя   в   решающей   ситуации,   овладевать собственными эмоциями. Готовность включает в себя процессы планирования и прогнозирования. Готовность   к   планированию   ­   это   достижение   человеком   такого   уровня 3развития, при котором он способен планировать собственную деятельность с учетом   состояния   здоровья,   своих   возможностей,   способностей,   уровня подготовленности (ЗУН) в соответствии с возрастом.        Восприятие экзамена (итоговой аттестации) его участниками может быть  как негативным, так и позитивным. Важно формировать не страх или боязнь к  экзамену, а положительное отношение через анализ возможностей, которые  предоставляет ГИА его участникам.        В   процессе   психолого­педагогической   подготовки   необходимо обсуждать возможные трудности, с которыми могут столкнуться участники образовательного   процесса   при   прохождении   ГИА.   Анализ   трудностей помогает найти наиболее эффективные пути их решения.        В своей работе мы поставили цель:  Определение психологической готовности  к ГИА учеников 9 класса МБОУ СОШ № 1 г. Павлово Задачи:  1.   Изучить литературу по данному вопросу. 2.  Подобрать серию  методик для определения психологического здоровья  девятиклассников. 3.  Провести диагностику и эксперимент для определения психологической  готовности учеников с помощью выбранных методик. 4. Проанализировать  полученные данные с целью определения          психологической готовности  и выявление  «группы риска» среди          учеников    9­х классов.          Изучение   уровня   психологической   готовности   девятиклассников   проходило при помощи  диагностического  исследования и эксперимента.              В исследовании добровольно приняли  участие ученики 9­х классов МБОУ СОШ № 1 г. Павлово (22 чел). Тестирование проходило в групповой форме     в   18   кабинете   13.01.12   и   20.   01.   12   с   8.00до   8.30.   Эксперимент проводился индивидуально. 4В ходе работы мы ответим на следующие  вопросы: 1. Какие   основные предэкзаменационные ситуации волнуют школьников? 2. Каков уровень предэкзаменационной тревожности? 3.Какой уровень стрессоустойчивости у девятиклассников? 4. Насколько хорошо ученики 9 классов владеют навыками самоконтроля и самоорганизации? 5.   Знакомы   ли   девятиклассники   с   приёмами   снижения   эмоционального дискомфорта? 6. Каков уровень психологической готовности к ГИА  у  девятиклассников нашей школы? Глава   1.   Проблема   психологической   готовности   глазами   педагогов   и психологов       Проблемы психологической  готовности  к экзаменационным испытаниям рассматриваются,   прежде   всего,   через   трактовку   понятия   готовность   в психологии:  1) согласие сделать что­нибудь, желание и стремление содействовать чему­ нибудь (М.И. Дьяченко);  2) определенное состояние психофизиологических систем перед предстоящей деятельностью (С.Ю. Головин);  3)момент   времени   в   жизни   индивидуума,   когда   достигнутый   им   уровень зрелости позволяет ему извлечь пользу из конкретного опыта (А.А. Бодалев). Понятие   ''готовность''   имеет   два   значения:   ''согласие   сделать   что­ нибудь'' и состояние, при котором все готово для чего­нибудь'' (С.И. Ожегов). Готовность   также   может   рассматриваться   и   как   состояние,   при   котором человек   готов   к   планированию   собственной   деятельности   и   деятельности других в процессе взаимодействия, обучения и т.д.  По   мнению   психолога   А.В. Запорожец,   для   общей   характеристики 5готовности   имеет   значение   совокупность   сформированных   качеств   ''… психологическую  готовность  нельзя свести к наличию у ребенка каких­либо отдельных   свойств   и   умений.   Она  представляет   собой   целостную   систему взаимосвязанных   качеств   детской   личности,   включая   особенности   ее   степени мотивации,   уровень   развития   познавательной   сферы, сформированности механизмов речевой регуляции действий и т.д.''  Кандидат   псиолгических   наук,   М.Ю.   Чибисова   определяет психологическую   готовность   к   ГИА   (ЕГЭ),   как  сформированность психических   процессов   и   функций,   личностных   характеристик   и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ.   Во   многих   других   источниках   (публикации   школьных   психологов)   в первую очередь уделяется внимание работе с тревожностью ребенка.         Впервые тревожность была описана З гмундом Фрейдом ии  (нем. Sigmund Freud —  Зигмунт   Фройт,   полное   имя  Сигизмунд   Шломо   Фрейд) — австрийским   психологом,   психиатром   и   неврологом,   психоаналитической школы — терапевтического направления в психологии.    основателем                  Доктор психологических наук           А. М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.             По   определению   доктора   психологических   наук   Р.   С.   Немова, «тревожность – постоянно или   ситуативно проявляемое свойство человека приходить   в   состояние   повышенного   беспокойства,   испытывать   страх   и тревогу в  специфических социальных ситуациях».          Е. Савина, доцент кафедры   психологии Орловского государственного педагогического Университета, считает, что   тревожность определяется как устойчивое   отрицательное   переживание   беспокойства   и   ожидания неблагополучия со стороны окружающих. 6По   определению   С.   С.   Степанова,   старшего   научного   сотрудника Межведомственного   центра   социальных   исследований   и   инноваций «тревожность­   переживание   эмоционального   неблагополучия,   связанное   с предчувствием опасности или неудачи».               Таким   образом,   понятием   «тревожность»   психологи   обозначают состояние   человека,   которое   характеризуется   повышенной   склонностью   к переживаниям,   опасениям   и   беспокойству,   имеющего   отрицательную эмоциональную окраску.                    Эмоция  (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс   средней   продолжительности,  отражающий   субъективное   оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.                Эмоциональные   состояния —   психические   состояния,   которые возникают   в процессе   жизнедеятельности   субъекта   и определяют   не только уровень   информационно­энергетического   обмена,   но и направленность поведения. Эмоции управляют человеком намного сильнее, чем это кажется на первый   взгляд.   Даже   отсутствие   эмоций   это   эмоция,   точнее   целое эмоциональное состояние, которое характеризуется большим количеством особенностей в поведении человека. От эмоционального состояния человека зависит   его   жизнь,   его   здоровье,   его   семья,   работа,   все   его   окружение, а изменение   эмоционального   состояния   человека   приводит   к коренным изменениям в его жизни, самоорганизации и самоконтроля.                Вопросы самоорганизации и самоконтроля   деятельности освещены в работах   педагогов   и   психологов     В.И.Андреева,   A.Я.Арета,   С.И Архангельского, М.И.Боришевского, П.Я.Гальперина и др.   Ю.К.Бабанского,   А.А.Бодалева,   Л.И.Божович,        Самоконтроль – это качество, которое свойственно индивиду с начальной стадии развития. Ответственность –  это контроль самого себя.  Личность  в процессе развития должна выработать в себе именно это качество, которое становится   управляющим   над   всеми   прочими   качествами. Самоконтроль 7является необходимостью, но он же постоянно и воспитывает личность. Когда личность способна быть ответственной и за свое внутреннее состояние, и за внешнее поведение, она достигает идеальной формы самоконтроля.           Самоорганизация   учебной   деятельности   ­   это   организация   процесса самостоятельного усвоения учебного материала, который осуществляется на двух уровнях ­ психологическом и технологическом.               Психологический уровень  предусматривает организацию самого себя, своего   индивидуального   опыта   (знаний,   умений,   навыков),   психических познавательных процессов, эмоционально­волевых характеристик, этических установок   и   мотивов,   т.е.   всего   того,   что   принято   называть   личностными качествами.                 Технологический уровень  включает в себя большой круг вопросов от обеспечения   процесса   работы   средствами   современной   оргтехники   до разработки и применения наиболее рациональных способов учебного труда. Для   большинства   людей   психологическая   самоорганизация   является технологической   основой,   а   в   совокупности   они   составляют   их   личный рабочий   стиль.   Правильная   организация   учебного   труда   зависит   от   его планирования.   Человек,   не   в   полной   мере   владеющий     навыками самоорганизации и самоконтроля может испытывать стрессы, в том числе и при сдаче экзаменов.                  Стресс ­ это процесс внутренних изменений в системах организма в ответ   на   любое   сильное   или   продолжительное   воздействие   окружающей среды.   Впервые   о   стрессе   заговорил   канадский   физиолог   Ганс   Селье.   Он отметил,   что   реакция   организма   на   разные   лекарственные   вещества изначально   одинаковая.   Эту   реакцию   он   назвал   общим   адаптационным синдромом,   который   позже   получил   название   стресса.   Стресс   ­   это   не заболевание и не патология, стресс ­ это норма жизни.   8Стресс – состояние, при котором активизируются адаптационные механизмы в   организме,   что   приводит   к   определенным   физиологическим   реакциям   в ответ на раздражитель. Человек реагирует на стрессовую ситуацию, проходя три стадии: ­   фаза   тревоги,   когда   повышается   выброс   адреналина,   нонадреналина   и глюкокортикоидов,   то   есть   организм   отвечает   на   экстренную   ситуацию (активизация симпатической системы); ­   фаза   устойчивости   характеризуется   «привыканием»   к   раздражителю   под воздействием гормонов; ­   фаза   истощения   проявляется   в   том,   что   организм   больше   не   может поддерживаться   себя   дополнительным   уровнем   гормонов   и   приходит   к истощению, упадку сил.              Не имея хороших защитных реакций, не умея реагировать на стресс, человек   может   подвергнуться   множеству   физиологических   и   психических расстройств, которые  приводят к реакциям двух типов:  ­ соматические – боли (в голове, в животе), нарушение работы желудочно­ кишечного тракта, ускорение сердцебиения, повышение давления, трудности с дыханием, спазмы; ­   невротические   –   нарушение   сна,   нервозность,   нарастание   тревоги   по пустякам, частая смена настроения.          Реакции  могут быть искоренены на начальном этапе, но их переход в состояния означает: ­ развитие болезней (аритмии, гипертония, язвы и гастриты, колиты); ­   нарушение   психоэмоционального   состояния   (неврозы,   депрессии, психозы).          Опасного превращения стресса в болезнь можно избежать при помощи различных форм борьбы со стрессом: физические нагрузки, витамины, водные процедуры, овладение техникой релаксации.         Анализируя вышесказанное, можно сделать выводы: 91. Проблемы   психологической   готовности   к   экзаменационным испытаниям изучаются многими психологами и педагогами. 2. Психологическая  готовность к ГИА (ЕГЭ)­ это  сформированность      психических   процессов   и   функций,   личностных   характеристик   и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче экзаменов. 3.Психологическая готовность определяется уровнем тревожности, имеющим эмоциональную   окраску,   что   приводит   к   изменениям   в   его   жизни, самоорганизации   и   самоконтролю,  стрессам,   в   том   числе   и   при   сдаче экзаменов. 4.Не имея хороших защитных реакций, не умея реагировать на стресс, человек может   подвергнуться   множеству   физиологических   и   психических расстройств. Глава 2 . Анализ результатов исследования психологической готовности  учеников 9­х классов МБОУ СОШ № 1 г. Павлово        Анализируя теоретические данные педагогов и психологов,  мы провели диагностическое   исследование   психологической   готовности     у девятиклассников нашей школы на   основе следующих  методик: 1. Мини­тест       «Экзаменационный     стресс»   для   определения   основных стрессовых   ситуаций,   вызывающих   тревожность     в   предэкзаменационный период (Приложение 1). 2. Тест   «Подверженность   стрессу»   для   определения   стрессоустойчивости (Приложение 2).   уровня Анкета  Чибисовой М.Ю.   с целью определения готовности учеников к 3. ЕГЭ   (Приложение 3). 4. Проведён эксперимент  « Я  спокоен…»  (Приложение 4). 10Результаты   мини­теста   «Экзаменационный стресс» для определения основных     ситуаций,   вызывающих   тревожность     в   предэкзаменационный период зафиксированы в Таблице 1 (Приложение 5) и на Гистограмме 1. 2 27% 3 4 22% 36% 6 5 18% 7 8 18% 54% 41% 9 10 12 11 18% 9% 9% 9% 4% 60% 50% 40% 30% 1 20% 10% 0% Гистограмма 1.Процентное соотношение определения основных стрессовых ситуаций, вызывающих тревожность  в предэкзаменационный период у учеников 9 класса МБОУ СОШ №1г. Павлово      Анализируя данные Таблицы 1 и Гистограммы 1можно сделать выводы: 1. Объявление   оценок   является   одной     из   самых   основных   причин   для возникновения стресса у девятиклассников (12 чел, 54% класса). 2.  Мысль об экзамене, как стрессовой ситуации, возникает у 9 учеников  (41%) класса.                     При помощи   теста «Подверженность стрессу» мы   определили у девятиклассников   уровень   стрессоустойчивости.   Результаты   тестирования можно увидеть  в Таблице 2 (Приложение 6) и на Гистограмме 2. 80% 60% 40% 20% 0% 68% 32% в. ур. ср. ур н. ур. Гистограмма 2. Уровень стрессоустойчивости у учеников 9 класса  МБОУ СОШ № 1 г. Павлово      Анализируя данные Таблицы 2 и Гистограммы 2, можно сделать выводы: 111. Низкий     уровень   стрессоустойчивости   имеют   большая   часть девятиклассников (15 чел., 68% класса). 2. Высокий  уровень стрессоустойтивости у девятиклассников не отмечается.         Результаты   анкеты Чибисовой М.Ю.  с целью определения готовности учеников к ЕГЭ (ГИА) зафиксированы в Таблице 3 (Приложение 7).      Анализ таблицы показывает следующие результаты: Знакомство с процедурой проведения ГИА: В. ур.­ 17 чел.(77%) Ср. ур.­ 5 чел.(23%) Н. ур.­ 0 чел.(0%) 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 55% 41% 4% в. ур ср. ур. н. ур. Гистограмма 3.Знакомство с процедурой проведения ГИА      Анализируя данные Таблицы 3 и Гистограммы 3, можно сделать выводы: 1. Процентное   соотношение     показывает,   что   большая   часть   учеников хорошо знакомы  с процедурой проведения ГИА 2. Один     девятиклассник   показывает   низкий   уровень   знакомства   с процедурой проведения ГИА. Уровень тревоги: В. ур.­ 5 чел.(23%) Ср. ур.­ 16 чел.(73%) Н. ур.­ 1чел.(4%) 1260% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 55% 41% 4% в. ур ср. ур. н. ур. Гистограмма 4. Уровень тревоги          Анализируя данные Таблицы 3 и Гистограммы 4, можно сделать вывод: больший   процент   девятиклассников   испытывают   тревожность   в предэкзаменационный  период.      Определяя уровень владения навыками самоконтроля, самоорганизации мы получили следующие данные: В. ур.­ 12 чел.(55%) Ср. ур.­ 9 чел.(41%) Н. ур.­ 1чел.(4%) 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 55% 41% 4% в. ур ср. ур. н. ур. Гистограмма 5. Владение навыками самоконтроля, самоорганизации          Анализируя данные Таблицы 3 и Гистограммы 5, можно сделать вывод: навыками   самоконтроля   и   самоорганизации   владеет   больший   процент учеников 9 класса.      Анализируем  средние баллы по классу в Таблице 3:  Знакомство с процедурой­ 8 баллов, высокий уровень. Уровень тревоги – 7 баллов, средний уровень. Владение навыками самоконтроля, самоорганизации­ 8 баллов, высокий  уровень. 138.5 8 7.5 7 6.5 8 8 7 знакомство с процедурой уровень тревоги владение навыками самоконтроля Гистограмма 6. Средние баллы по классу               Анализируя   данные   Таблицы   3   и   Гистограммы   6,   можно   сделать следующий   вывод:   средние   баллы   по   классу   показывают   высокий   уровень   владение   навыками   самоконтроля   и знакомства   с   процедурой, самоорганизации,   но   при   этом   имеют   средний     уровень   тревожности   в предэкзаменационный период.              По результатам     проведённого   эксперимента   « Я   спокоен…», мы определили,   что   19   девятиклассников   (86%)   владеют   знаниями   снижения эмоционального дискомфорта, 12 учеников (55 %) не всегда применяют их в повседневной   жизни   и     19   школьников   (86   %)   планируют   использовать знакомые приёмы в предэкзаменационный период. Заключение                   Психологическая    готовность   к     итоговой   аттестации   ­   это определенный   эмоциональный   настрой,   внутренняя   психологическая  настроенность   на   определенное   поведение,   ориентированность   на целесообразные   действия,   актуализация   и   приспособление   возможностей личности   для   успешных   действий   в   ситуации   сдачи   экзамена.   Проблемой психологической готовности к ГИА занимаются многие психологи и педагоги. Мы     тоже   изучили   уровень   готовности   к   итоговой   аттестации девятиклассников нашей школы, и пришли к следующим выводам: 1. Одними   из самых основных причин для возникновения стресса в школе  у девятиклассников   является   объявление   оценок   и   мысль   о   предстоящем экзамене. Данные по  этим показателям находятся в небольшой разнице  (54% и 41%), что позволяет судить об ответственности предстоящего экзамена. 142.  Большая   часть   девятиклассников     имеет   низкий     уровень стрессоустойчивости. Спокойствие и разумность сохраняет психологическое   к   успеху   в   любой   деятельности,   что   необходимо здоровье   и   приводит  ученикам   в   предэкзаменационный   период.   Девятиклассникам   необходим анализ возникающих трудностей, его обсуждение  с педагогами, психологами, родителями, что поможет найти наиболее эффективные пути их решения.  3.   Средние   баллы   по   классу   показывают   высокий   уровень   знакомства   с процедурой,   владение   навыками   самоконтроля   и   самоорганизации,   но   при этом  ученики имеют средний  уровень тревожности в предэкзаменационный период. 4.   Анализ   эксперимента   показал,   что   девятиклассники   владеют   знаниями снижения   эмоционального   дискомфорта,   но   не   всегда   применяют   их   в повседневной   жизни.   Ребята   планируют   использовать   знакомые   приёмы   в предэкзаменационный период. 5.  По   результатам   проведённой   работы   можно   судить   о     психологической готовности учеников 9 класса к ГИА на среднем уровне. 6.   Отмечена группа и   с низкой психологической готовностью к ГИА. Все девятиклассники   ознакомлены   с   результатами   диагностики,   им рекомендованы индивидуальные и групповые занятия с психологом с целью сохранения психологического здоровья в предэкзаменационный период. Список использованной литературы 1.  Долбина,  Е.В.Роль  внутренней  и  внешней  мотивации  старшеклассника   в процессе   подготовки   к   ЕГЭ   [Электронный   ресурс]   /Е.В.Долбина   // Информационные   материалы   по   семинару:   Психологическая  готовность субъектов  образовательного  процесса  к  единому  государственному экзамену 29 января 2009 г. ­ Режим доступа: http://www.wslon.ru/307 2.  Ерхова,  М. В.  Психологическая  подготовка   школьников  к  ЕГЭ [Текст]/ М.В. Ерхова. ­ Ульяновск: УИПКПРО, 2004. 153.   Ерхова,   М.   Психопрофилактика  экзаменов   [Текст]   /   М. Ерхова,С.Поляков // Школьный психолог. ­ 2009. ­ 8. ­ С.7­11.    Зайнулова,    Интеллектуально­психологическая   готовность   А. 4.  Д. старшеклассника   к   ЕГЭ   [Электронный   ресурс]   /   Д.А.   Зайнулова   // Информационные   материалы   по   семинару:   Психологическая   готовность субъектов образовательного процесса к единому государственному экзамену 29 января 2009 г. ­ Режим доступа: http://www.wslon.ru/307 5. Макарова, Г. Н. Рекомендации учителям по психологической подготовке к ЕГЭ выпускников и их родителей [Текст] / Г.Н. Макарова // Завуч. ­ 2003. ­ 4. 6.   Психолого­педагогическая   подготовка   участников   образовательного  (методические процесса   государственной  аттестации  итоговой к рекомендации) [Текст]; авт.­сост. Е.М. Кобзева / Министерство образования Саратовской области. ­ ГОУ ДПО СарИПКиПРО. ­ Саратов, 2009. ­ 43с. 7.   Чибисова,   М.Ю.   Психологическая   подготовка   к   ЕГЭ   [Текст]   / М.Ю.Чибисова. ­ М.: Генезис, 2009. 9.Чибисова,   М.Ю.   Программа   психологической   подготовки   к   ЕГЭ /М.Ю.Чибисова[Электронныйресурс]//Лабораториясоциальнопсихологически х проблем и охраны психического здоровья ребенка. Северо­ Восточный окружной учебно­методический центр. ­ 2009. ­ Режим доступа: http://www.metodistsv.org/lab_psih.htm 16ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Экзаменационная  тревожность. Мини тест.                  Прочитайте внимательно следующие утверждения. Подчеркните те, которые соответствуют вашему состоянию.    1. Я стараюсь как можно больше заниматься дополнительно, чтобы иметь хорошие знания и высокие оценки    2. Меня больше беспокоит мысль, как бы не получить двойку    3. Меня всегда беспокоит мысль, как бы получить пятёрку    4. Бывает, я отказываюсь отвечать, хотя и подготовил задание    5. Я, бывает, чувствую, что всё забыл    6. Бывает, что «лёгкие» предметы я не могу ответить на 5, хотя считаюсь хорошим учеником    7. Когда я настраиваюсь отвечать, меня злит смех за спиной 178. Мне трудно выступать перед классом или большой аудиторией    9. Объявление оценок я всегда ожидаю с волнением   10. Я предпочел бы отвечать знакомому преподавателю   11.   Меня   тревожит   мысль   об   экзамене,   контрольной   или   необходимости отвечать у доски   12.   Перед   занятиями   или   экзаменом   у   меня,   непонятно   почему,   бывает внутренняя дрожь ПРИЛОЖЕНИЕ 2    1. Легко ли Вы раздражаетесь даже из­за мелочей?  Тест «Подверженность стрессу» 2. Нервничаете ли, если приходится чего­либо ждать?  3. Краснеете ли, когда испытываете неловкость?  4. Можете ли в раздражении обидеть кого­нибудь?  5. Спокойно ли Вы воспринимаете критику?  6. Если Вас толкнут в трамвае, постараетесь ли Вы ответить обидчику тем же  или скажете что­нибудь обидное?  7. Всегда ли Ваше время заполнено какой­либо деятельностью?  8. Свойственна ли Вам пунктуальность?  9. Умеете ли Вы выслушивать других?  1810. Страдаете ли отсутствием аппетита?  11. Часто ли Вы испытываете беспричинное беспокойство?  12. Кружится ли у Вас по утрам голова?  13. Испытываете ли Вы усталость после продолжительного сна?  14. Легко ли Вы засыпаете?  15. Уверены ли Вы, что у Вас все в порядке с сердцем?  16. Страдаете ли Вы от болей в области спины и шеи?  17. Часто ли Вы барабаните пальцами по столу, а сидя ­ покачиваете ногой?  18. Мечтаете ли Вы о признании, хотите ли, чтобы Вас хвалили за то, что Вы  делаете?  19. Считаете ли Вы себя лучше многих других (хотя этого никто не замечает)? 20. Находитесь ли Вы на диете? Интерпретация: Почти никогда ­1 балл Редко – 2 балла Часто – 3 балла Почти всегда – 4 балла  Просуммируйте баллы и оцените Ваше состояние.           До 30 баллов ( В. ур). Вы живете спокойно и разумно, справляетесь с проблемами, которые Вам преподносит жизнь, не страдаете ни ложной скромностью, ни излишним честолюбием.                   От   31  до   45  баллов   (ср.  ур).  Для   Вашей   жизни   характерны деятельность и напряжение. Вы подвержены стрессу как в положительном смысле   слова   (стремитесь   добиться   чего­либо),  так   и   в  отрицательном (хватает проблем и забот). По всей видимости, Вы и впредь будете жить 19так   же,   постарайтесь   не   обращать   внимание   на   пустяки   и   выделите немного времени для себя.         От 45 до 60 баллов (н. ур.). Ваша жизнь ­ непрекращающаяся борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Вы довольно зависимы от чужих оценок, что постоянно держит Вас в состоянии стресса. Подобный образ жизни,   может   быть,   приведет   Вас   к   успеху   на   личном   фронте   или   в профессиональном   отношении,   но   вряд   ли   это   доставит   Вам   радость. Избегайте   ненужных   споров,  подавляйте   гнев,  вызванный   мелочами,  не пытайтесь всегда добиться максимума, время от времени отказывайтесь от того или иного плана.               Более   60   баллов.  Испытываемый   стресс   угрожает   и   Вашему здоровью, и Вашему будущему.  ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Друзья! Приближается время сдачи ГИА. Для нас очень важно знать, что вы думаете по этому поводу.  Просим вас оценить свое согласие или несогласие с данными утверждениями по   10   балльной   шкале   от   1   –   полностью   не   согласен   до   10   –   абсолютно согласен.  Пожалуйста, обведите цифру, отражающую ваше мнение.  20Я хорошо представляю, как проходит  Полагаю, что смогу правильно  Считаю, что результаты ГИА важны для  Я волнуюсь, когда думаю о предстоящем Я знаю, как выбрать наилучший для меня 1. ГИА 2. распределить время и силы во время ГИА 3. способ выполнения заданий  4. моего будущего  5. экзамене 6. выполнить, чтобы получить нужное количество баллов   7. преимущества  8. высокий балл 9. трудной ситуации 10. мне помочь при сдаче ГИА 11. Думаю, что смогу справиться с тревогой  на экзамене 12. Я достаточно много знаю про ГИА Думаю, что у ГИА есть свои  Считаю, что могу получить на ГИА  Я знаю, как можно успокоиться  в  Я знаю, какие задания необходимо   Я понимаю, какие мои качества могут  13. Чувствую, что сдать этот экзамен мне по силам Анализ данных по вопросам:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 Низкими   показателями   считаются   4   и   меньше,   высокими   —   8   и   больше. Знакомство   с   процедурой:  низкие   показатели   по   вопросам   1,4,   6,   7,   12 указывают   на   низкий   уровень   знакомства   с   процедурой. Уровень тревоги:  высокий показатель по вопросу 5, низкие показатели по вопросам   8,   13   указывают   на   высокий   уровень   тревоги.   11, Владение навыками самоконтроля, самоорганизации: низкие показатели по 21вопросам   2,3,9   указывают   на   недостаточное   владение   навыками самоконтроля. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Эксперимент 1.   Учащимся   предлагается   перечислить   известные   эмоционального дискомфорта. 2. Пользуетесь ли вы этими способами в повседневной жизни? 3. Планируете ли использовать знакомые приёмы снижения эмоционального дискомфорта  предэкзаменационный период?   способы   снижения ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Таблица 1 Определения основных стрессовых ситуаций, вызывающих тревожность у девятиклассников в предэкзаменационный период № ситуации Число выбранных ситуаций 1 6 2 5 3 1 4 4 5 8 6 2 7 4 8 2 9 10 11 12 12 2 9 8 Процентное соотношение  27% 22 % 4 % 18 % 36 % 9 % 18 % 9% 54 % 9% 41 % 18 % ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Таблица 2 Уровень стрессоустойчивости у учеников 9 класса  МБОУ СОШ № 1 г. Павлово № 1 Имя Овечка 1 3 2 41 22П.Б  Д.А  А.А К.В.С  У.В.А  М. М.Н  М.М.Д  Н.Н.А  Л.В  Т.Е  С.Д  М.А  С.А  Г.К.А  М.О.А  П.Д  К.И.А Д.М  В.Л  А.В  О.А.С 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Итог: 50 48 55 56 51 50 49 49 50 48 52 50 50 49 48 40 44 39 40 0чел. 39 43 7 чел (32%) 15 чел (68%) 1­ Высокий уровень срессоустойчивости не наблюдается. 2­ Средний уровень стрессоустойчивости  отмечен у 32% класса. 3­ Низкий уровень стессоустойчивости имеют  68% класса  ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Таблица 3 Результаты   анкеты Чибисовой М.Ю.  с целью определения готовности № Имя учеников к ГИА Знакомство с процедурой Уровень тревоги 23 Владение навыками самоконтроля, самоорганизацииОвечка П.Б  Д.А  А.А К.В.С  У.В.А  М. М.Н  М.М.Д  Н.Н.А  Л.В  Т.Е  С.Д  М.А  С.А  Г.К.А  М.О.А  П.Д  К.И.А Д.М  В.Л  А.В  О.А.С 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Среднее  значение 8 8 7 8 8 9 8 8 9 8 8 7 9 9 8 6 9 8 8 8 7 7 6 7 7 6 7 8 6 5 7 8 7 6 9 9 6 6 8 5 6 4 7 5 8 8 8 8 7 8 9 4 6 8 8 6 8 9 6 6 9 8 7 7 7 7 8 баллов 7 баллов 8 баллов Интерпретация: В. ур­ 8 баллов и больше Ср. ур.­ 5­7 баллов Н. ур.­ 4балла и меньше Знакомство с процедурой: В. ур.­ 17 чел.(77%) Ср. ур.­ 5 чел.(23%) Н. ур.­ 0 чел.(0%) Уровень тревоги: В. ур.­ 5 чел.(23%) Ср. ур.­ 16 чел.(73%) Н. ур.­ 1чел.(4%) Владение навыками самоконтроля, самоорганизации: 24В. ур.­ 12 чел.(55%) Ср. ур.­ 9 чел.( 41%) Н. ур.­ 1чел.(4%)  Средние баллы по классу:  Знакомство с процедурой­ 8 баллов, высокий уровень. Уровень тревоги – 7 баллов, средний уровень. Владение   навыками   самоконтроля,   самоорганизации­   8   баллов,   высокий уровень. 25