Психологическая характеристика детей с нарушениями речи
Оценка 4.6
Лекции
doc
психологическая работа +2
Взрослым
05.01.2019
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи.
причины органические приводят к повреждению центрального (участки мозга, отвечающие за воспроизведение и понимание речи) или периферического (структуры, управляющие артикуляционными органами) речевого аппарата (органы, необходимые для воспроизведения речи); функциональные препятствуют нормальной работе речевого аппарата.
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии ЦНС.
Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, тошноту и головокружения. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений т.д.
Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности. Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, не могут спокойно сидеть и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется.
Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функций речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.
Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи с чем их работоспособность резко меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в учебе.
15.doc
1б26в Психологическая характеристика детей с нарушениями речи.
Психологопедагогическая характеристика детей с нарушениями речи.
причины органические приводят к повреждению центрального (участки мозга, отвечающие
за воспроизведение и понимание речи) или периферического (структуры, управляющие
артикуляционными органами) речевого аппарата (органы, необходимые для воспроизведения
речи); функциональные препятствуют нормальной работе речевого аппарата.
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические
отклонения в состоянии ЦНС.
Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят
жару, духоту, езду в транспорте, тошноту и головокружения. У многих из них выявляются
различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений т.д.
Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности. Они
характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, не могут спокойно сидеть и
т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется.
Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно
речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей
функций речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение
познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.
Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи с чем их работоспособность резко
меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать довольно
высоких результатов в учебе.
Психокоррекционная работа с детьми, имеющих речевые нарушения.
У детей с речевыми нарушениями по сравнению с возрастной нормой наблюдается
снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов:
Меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания,
быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и
осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь.
Со стороны эмоциональноволевой сферы также наблюдается ряд особенностей:
повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость и др.
Психокоррекционная работа с такими детьми должна включать комплекс мероприятий,
направленных на устранение неблагоприятного воздействия указанных выше социальных
факторов, на улучшение общего психического состояния ребенка, на формирование у него
интереса к речевому общению и необходимых навыков поведения, на организацию правильного
речевого воспитания. Эффективность психологопедагогической коррекции будет во многом
определятся специальными занятиями с ребенком.
При организации коррекционнопедагогической помощи детям с тяжелыми речевыми
нарушениями необходимо следовать принципу комплексности и взаимодополнительности
медицинских, психологических и педагогических методов воздействия.
Типы личности при речевых нарушениях.
В дальнейшем происходят патологические изменения в характере, поведении, личности в
целом, формирование установок. В итоге личностные свойства человека с нарушением речи
зависят от особенностей его характера, его отношения к своему дефекту. Выделяются несколько
типов формирования личности.
Социальноориентированный(комформный).
демонстрирует
конъюнктурное подчинение любым авторитетам в группе. Этот тип приспособленца, который
ради своих интересов готов всегда найти оправдание своим поступкам.
Данный
тип
Доминирующий. Характеризуется стремлением к лидерству, жаждой похвалы.
Чувствительный. Повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает.
Тревожный. Свойственна низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное
настроение, усугубляющееся нарушением речи.
Интровертируемый.
оторванностью от реальности.
Характеризуются низкой контактностью,
замкнутостью,
Гармоничный. Этот тип у людей с речевыми нарушениями встречается редко. Дети,
развивающиеся гармонично, адекватно реагируют на свой речевой дефект. Они активны в своей
деятельности. Стремятся к общению.
Классификация нарушений речи.
Разрабатывая вопросы классификации речевых нарушений у детей, исследователи как бы
разделились на два направления: сторонники одного направления сохранили традиционную
номенклатуру речевых нарушений, имеющую обращение в общей логопедии, но наполняли её
новым содержанием, сторонники другого направления отказались от традиционной для
логопедии номенклатуры речевых нарушений и ввели новую группировку речевых нарушений.
В настоящее время в отечественной логопедии в обращении находятся две классификации
речевых нарушений, одна клиникопедагогическая (М.Е.Хватцев, Ф.А.Рау, О.В.Правдина и др),
вторая психологопедагогическая, или педагогическая ( по Р.Е.Левиной).
Клиникопедагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии
содружество с медициной, но, в отличие от чисто клинической, выделяемые в ней виды речевых
нарушений не привязываются строго к формам заболеваний.
Она ориентирована в основном на коррекцию дефектов речи, на разработку
дифференцированного подхода к их преодолению и нацелена на предельную детализацию видов и
форм речевых нарушений, поэтому основывается на подходе от общего к частному.
Все виды нарушений, рассматриваемые в данной классификации, можно подразделить на
две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная.
Нарушение устной речи:
1. Дисфония (афония) отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических
изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации, либо в нарушении
силы, высоты и тембра голоса. Может быть обусловлена органическими или функциональными
расстройствами голосообразуещего механизма центральной или перефирической локализации и
возникать на любом этапе развития ребенка.
2. Брадилалия патологически замедленный темп речи.
3. Тахилалия патологически ускоренный темп речи.
4. Заикание нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным
состоянием мышц речевого аппарата.
5. Дислалия нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной
иннервации речевого аппарата.
6. Ринолалия нарушения тембра голоса и произношения, обусловленные анатомо
физиологическими дефектами речевого аппарата.
7.
Дизартрия нарушение произносительной стороны речи,
обусловленное
недостаточностью иннервации речевого аппарата.
8. Алалия отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения
речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
9. Афазия полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями
головного мозга.
Нарушение письменной речи:
1. Дислексия частичное специфическое нарушение процесса чтения.
2. Дисграфия частичное специфическое нарушение процесса письма.
Психологопедагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости её в педагогическом процессе, каким
является логопедическое воздействие. Такой анализ оказался необходимым в связи с
ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями развития речи.
Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы.
Первая группа нарушение средств общения(фонетикофонематическое недоразвитие и
общее недоразвитие речи).
1. Фонетикофонематическое недоразвитие речи нарушение процессов формирования
произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами
вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
2. Общее недоразвитие речи различные сложные речевые расстройства, при которых
нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и
смысловой стороне.
Вторая группа нарушения в применении средств общения, куда относится заикание,
которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно
сформировавшихся средствах общения.
2б11в Организация, технологии и структура процесса консультирования
Общая модель структуры консультирования – эклектическая модель (B.E. Gilland). Эта
общая модель структуры консультирования охватывает шесть стадий:
1. Исследование проблемы предполагает установление контакта (raport) с клиентом и
достижение обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о
своих трудностях, проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам
и манипулированию.
2. Двумерное определение проблемы заключается в том, что консультант стремится
точно охарактеризовать проблемы клиента, установить как эмоциональные, так и когнитивные ее
аспекты. Точное определение проблемы ведет к пониманию ее причин и указанию на способы
разрешения. К этой стадии возвращаются на протяжении всего консультирования, если возникают
трудности, неясности в формулировке проблемы.
3. Идентификация альтернатив – стадия обсуждения возможных альтернатив решения
проблемы с помощью открытых вопросов. Клиент называет возможные варианты решения
проблемы, консультант помогает ему выдвинуть дополнительные альтернативы, которые клиент
может использовать непосредственно. Во время беседы составляется письменный список
альтернатив.
4. Планирование предполагает критическую оценку выбранных альтернатив решения
путем анализа альтернатив с точки зрения предыдущего опыта и готовности к изменению,
интервала времени, степени уменьшения деструктивного поведения клиента. Предусматриваются
средства и способы проверки реалистичности выбранного решения («репетиция действий»,
ролевые игры).
5. Деятельность – последовательная реализация плана решения проблемы. Консультант
помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат,
а также с пониманием возможности неудачи в достижении цели, ориентируясь на конечные цели.
6. Оценка и обратная связь – оценка консультантом и клиентом уровня достижений цели,
степени разрешения проблемы. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При
возникновении новых или глубоко скрытых проблем возможен возврат к предыдущим стадиям.
Основными этапами психологического консультирования, по мнению Р.С. Немова,
являются: подготовительный, настроечный, диагностический, рекомендательный, контрольный
этапы.
1. Подготовительный этап подразумевает знакомство с клиентом по предварительной
записи, имеющейся в регистрационном журнале, и по той информации о клиенте, которую получают от третьих лиц. Подготовка психолога к консультированию предполагает: выбор
помещения и оборудование места для проведения консультаций. В оборудование кабинета
входит обеспечение удобными для консультанта и клиента креслами или стульями (желательно
вращающимися), журнальным столиком. Кроме мебели, в психологической консультации
желательно иметь аудио и видеотехнику, так как возникает необходимость вести, прослушивать
и просматривать какиелибо записи. Время работы с клиентом на данном этапе может занимать
от 20 до 30 минут.
2. Настроечный этап предполагает личную встречу с клиентом, знакомство с ним,
настрой на совместную деятельность, время от 5 до 7 минут.
3. Диагностический этап включает сбор информации о клиенте и его проблеме.
Консультант выслушивает исповедь клиента, проясняет, уточняет основные моменты проблемы.
Данный этап не имеет четко очерченных границ и может продолжаться от 1 ч до 8 ч.
4. Рекомендательный этап позволяет консультанту на основе собранной о клиенте
информации выработать практические рекомендации по решению проблемы клиента. В этот
период происходит уточнение, прояснение, конкретизация рекомендаций. Среднее время, обычно
затрачиваемое на прохождение данного этапа – от 40 мин до 1 ч.
5. Контрольный этап подразумевает договор о контроле и оценке практической
реализации клиентом полученных рекомендаций и договор о последующих встречах. Оценивается
практическая реализация клиентом полученных советов и рекомендаций. Решается вопрос об
обсуждении дополнительных рекомендаций и последующих встречах (2030 мин).
Общее время, отводимое на консультирование – от 23 часов до 1012 часов.
Исходя из семичасового рабочего дня и нормы, составляющей 26 рабочих дней в месяц,
можно месячный объем рабочего времени распределить между разными видами работ примерно
следующим образом:
1) подготовка к проведению психологического консультирования – 18 ч (10%);
2) работа непосредственно с клиентом – 90 ч (50%);
3) обработка и анализ результатов консультирования – 26 ч (15%);
4) оформление необходимой документации – 14 ч (5%);
5) повышение психологомконсультантом собственной профессиональной квалификации –
34 ч (20%).
С точки зрения Глэддинга основными этапами консультирования являются (рис.2): Формирование исходной
структуры
Установление раппорта
Исследование личности,
перцептивного поля, поведения
Идентификация проблемы
Проведение оценивания и сбор
необходимой информации
Решение проблемы
План действий
Принятие решения
Проспективное наблюдение,
возможность добавить стратегии
Завершение
Рис.2. Процесс консультирования
Психодиагностика личностных особенностей клиентов может осуществляться
посредством включенного наблюдения за ним в ходе интервью. Психологом обязательно
осуществляется оценка эмоциональных переживаний клиента по выражению лица: мимическим
реакциям, эмоциональному состоянию. Психолог должен проявлять умение осуществлять оценку
речи клиента как прямого отражения его психического состояния и отношения к людям. В
психологическом консультировании уместно использовать специально подобранные тесты,
которые не должны занимать много времени и результаты которых могут быть использованы
спустя 510 минут после окончания тестирования использовать. Желательно воспользоваться
закрытыми вопросниками. Лучше обращаться к опросникам или вопросным формам проективных
тестов. Наиболее рационально воспользоваться компьютерным вариантом психодиагностических
процедур в целях экономии времени и повышения доверия клиента к научности проводимой
консультации. Как правило, в консультативной практике используются проективные личностные
опросники, тесты изучения познавательных особенностей, темперамента и характера, мотивов и
потребностей личности, коммуникативных, организаторских и специальных способностей.
Психологическая характеристика детей с нарушениями речи
Психологическая характеристика детей с нарушениями речи
Психологическая характеристика детей с нарушениями речи
Психологическая характеристика детей с нарушениями речи
Психологическая характеристика детей с нарушениями речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.