В материале представлена психологическая характеристика ученика в виде карты - схемы. Очень удобно использовать, т.к. подробно объясняется каждый параметр, например, организованность:
1) всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её согласно плану;
2) в большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу;
3) умеет правильно распределять и в срок выполнять свою работу, только если за каждый её этап надо отчитываться;
4) чаще не умеет правильно распределять свою работу во времени;
5) не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.
Схема - психологическая характеристика.docx
Психологическая характеристика ученика.
(карта схема).
I.
Общие сведения о ребёнке.
Анкетные данные.
1. фамилия, имя;
2. дата рождения;
3. школа, класс;
4. специализация школы.
Сведения о состоянии здоровья.
1. часто ли болеет (часто, средне, редко);
2. хронические заболевания (какие);
3. особенности функционирования нервной системы:
быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;
быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная
смена настроений; стабилен в проявлении настроения;
преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены;
преобладает торможение.
Успеваемость.
(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)
Внешкольные занятия (систематические)
4.
5.
6.
7.
8.
занятия общественно – полезным трудом (каким);
занятия художественной самодеятельностью (какой);
занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах (каких);
занятия спортом (каким);
занятия организационной работой (какой)
II. Проявление личностных качеств в поведении ребёнка.
Направленность интересов:
1. на учебную деятельность;
2. на трудовую деятельность;
3. на художественно – эстетическую деятельность;
4. на достижения в спорте, туризме;
5. на отношение между людьми.
Отношение к делу.
1. Общественная активность
1) активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным
временем;
2) принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это
своего собственного времени;
3) не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет;
4) редко принимает участие в общественных делах.
2. Трудолюбие.
1) любую работу ученик всегда выполняет охотно и старается сделать её хорошо;
2) как правило, охотно берётся за любую работу, стараясь выполнить её хорошо,
случаи противоположного характера редки;
3) редко охотно берётся за работу; 4) чаще старается уклониться от любой работы;
5) всегда уклоняется от выполнения любого дела.
3. Ответственность.
1) всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело;
2) в большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученное дело;
3) часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное дело;
4) очень редко выполняет порученное дело;
5) никогда не доводит до конца порученное дело.
4. Инициатива.
1) выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого
признания;
2) довольно часто выступает зачинателем нового дела;
3) редко сам начинает новое дело;
4) почти никогда сам не начинает новое дело;
5) никогда не выступает зачинателем какого – либо дела.
5. Организованность.
1) всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её согласно
плану;
2) в большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу;
3) умеет правильно распределять и в срок выполнять свою работу, только если за
каждый её этап надо отчитываться;
4) чаще не умеет правильно распределять свою работу во времени;
5) не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.
6. Любознательность.
1) постоянно активно узнаёт что – то новое в разных областях науки и культуры;
2) в большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний в разных областях
3)
науки и культуры;
редко стремится узнать что – то новое; как правило, интересуется одной
ограниченной областью знаний;
4) как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний;
5) равнодушен ко всякого рода новым знаниям.
7. Аккуратность.
1) всегда содержит свои вещи в идеальном порядке; всегда одет опрятно, подтянут за
партой и у доски; бережёт общественное имущество, всегда старается привести
его в порядок;
2) содержит в надлежащем порядке собственные и одолжённые ему вещи (книги,
конспекты); помогает приводить в порядок общественное имущество (парты,
инвентарь и т.д)скорее по обязанности;
3) не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя; иногда
приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым; равнодушен по отношению к
тем, кто портит общественное имущество;
4) часто не заботится о своём внешнем виде, состоянии своих книжек вещей, не
бережёт общественное имущество, даже портит его;
5) совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем
порядке, всегда неопрятен, неряшлив; при случае не задумываясь, портит
школьное имущество.
Отношение к людям.
8. Коллективизм. 1) всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям,
старается любому оказать помощь и поддержку;
2) склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его
собственным планам и делам;
3) нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если его не затрагивает
его лично;
4) как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе не помогает;
5) считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живёт под
девизом: «Не лезь не в своё дело».
9. Честность, правдивость.
1) всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам; говорит
правду и тогда, когда это ему не выгодно;
2) почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам;
3) часто говорит правду ради собственной выгоды;
4) почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно;
5) склонен всегда говорить неправду.
10. Справедливость.
1) активно борется с тем, что считает несправедливым;
2) не всегда борется с тем, что считает несправедливым;
3) редко выступает против того, что считает несправедливым;
4) не добивается справедливости;
5) совершенно равнодушен к проявлению справедливости.
11. Бескорыстие.
1) в своих поступках всегда руководствуется соображением пользы дела или других
людей, а не собственной выгодой;
2) почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или выгоды других
людей;
3) редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не
собственной выгоды;
4) в поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды;
5) в поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.
12. Общительность.
1) всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими;
2) как правило, с удовольствием общается с людьми;
3) стремится общаться с ограниченным кругом людей;
4) предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха;
5) замкнут, необщителен.
13. Чувство товарищества.
1) всегда помогает товарищу в трудной работе и в тяжёлые минуты жизни;
2) как правило, помогает товарищам;
3) помогает товарищам, когда его просят;
4) очень редко помогает товарищам, если его просят, может отказать в помощи;
5) никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.
14. Отзывчивость.
1) всегда сочувствует другим, часто делится с ними своими заботами;
2) искренне сочувствует другим, если не слишком поглощён собственными думами;
3) поглощён собственными чувства на столько, что это мешает ему разделить чувства
других людей;
4) почти не умеет сочувствовать другим; 5) совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят одалживать у
него.
15. Вежливость и тактичность.
1) все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям;
2) почти всегда проявляет должное уважение к другим людям;
3) часто бывает невежлив и нетактичен;
4) часто недопустимо резок, груб, нередко затевает ссоры;
5) всегда резок и невыдержан как в общении с родственниками, так и со старшими; в
ссоре оскорбляет других, грубит.
Отношение к себе.
16. Скромность.
1) никогда не выставляет на показ своих достоинств, заслуг;
2) иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях,
достоинствах;
3) сам рассказывает товарищам о своих действительных достижениях, достоинствах;
4) часто хвастается ещё не сделанным или тем, в чём он принимает очень малое
участие, к чему имеет малое отношение;
5) хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными
достоинствами.
17. Уверенность в себе.
1) никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это
следовало бы сделать;
2) все задания, поручения выполняет без помощи других; обращается за помощью
только в случае действительной необходимости;
3) порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться
сам;
4) часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других,
даже если сам может справиться;
5) постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи других.
18. Самокритичность.
1) всегда с вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении
собственных недостатков;
2) в большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику,
прислушивается к добрым советам;
3) порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать;
4) к критическим замечаниям , советам относится невнимательно, не старается
исправить недостатки;
5) отвергает любую критику; отказывается признать свои очевидные промахи, ничего
не делает для их исправления.
19. Умение рассчитывать свои силы.
1) всегда трезво рассчитывает свои силы, выбирая задачи и дела «по плечу» не
слишком лёгкие, и не слишком трудные;
2) как правило, верно, соизмеряет свои силы трудности задания;
3) иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности
4) в большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудность дела;
5) почти никогда не умеет правильно соизмерить свои силы и трудности задания,
порученного дела;
дела. 20. Стремление к успеху первенству.
1) всегда и во всём стремится быть первым (в учёбе и т.д.) настойчиво добивается;
2) стремится быть в числе первых во всех областях, но особое внимание уделяет
достижениям в какой – либо одной области;
3) стремится в чём – то одном, особенно его интересующим, добиться признания,
успеха;
4) очень редко стремится к успеху, в какой – либо деятельности, легко
довольствуется положением «середняка»;
5) никогда не стремится в чём – либо быть первым, получает удовлетворение от
самой деятельности.
21. Самоконтроль.
1) всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки;
2) не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки;
3) большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение»;
4) почти всегда поступает необдуманно; недостаточно тщательно контролирует себя;
5) постоянно поступает необдуманно, в расчёте на «везение».
Волевые качества личности.
22. Смелость.
1) всегда вступает в борьбу, если даже противник сильнее его;
2) в большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его
самого;
3) не всегда может вступить в борьбу с противником сильнее его самого;
4) в большинстве случаев отступает перед силой;
5) всегда отступает перед силой, трусит.
23. Решительность.
1) всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение;
2) в большинстве случаев, без колебаний принимает ответственные решения;
3) иногда колеблется перед ответственными решениями;
4) редко решается принять какое – либо ответственное решение;
5) не в состоянии, самостоятельно, принять какое – либо ответственное решение.
24. Настойчивость.
1) всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуется длительные
усилия, не отступает перед трудностями;
2) как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются
трудности; противоположные случаи редки;
3) доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения
незначительны или требуют кратковременных усилий;
4) очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с
незначительными трудностями;
5) столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить
намеченное.
25. Самообладание.
1) всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления;
2) как правило, умеет справиться со своими эмоциями; случаи противоположного
характера единичны;
3) порой не умеет справиться со своими эмоциями;
4) часто не может подавить нежелательные эмоции;
5) плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности,
подавленности и прочее. Положение ребёнка в детском коллективе.
26. Авторитет в классе.
1) пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его
уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела;
2) пользуется авторитетом среди большинства одноклассников;
3) пользуется авторитетом только у части одноклассников (у какой – то
группировки, только среди мальчиков или среди девочек);
4) пользуется авторитетом только у отсталых учащихся;
5) в классе авторитетом не пользуется.
27. Симпатия.
1) является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки;
2) в классе ребята относятся к нему с симпатией;
3) пользуется симпатией только у части одноклассников;
4) пользуется симпатией у отдельных учащихся;
5) в классе его не любят.
28. Авторитет во внешкольных объединениях.
1) является признанным авторитетом, в каком – либо внешкольном объединении
(спортивная школа, музыкальная школа, дворовая компания…)
2) пользуется авторитетом у большинства ребят, какого – либо внешкольного
объединения (спортивная школа, музыкальная школа, дворовая компания…)
3) пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений
(спортивная школа, музыкальная школа, дворовая компания…)
4) является членом, какого – либо внешкольного объединения, но авторитетом не
пользуется (спортивная школа, музыкальная школа, дворовая компания…)
5) не является членом никакого внешкольного объединения.
III.
Особенности психологических процессов и эмоций.
1. Внимание.
1) всегда легко и быстро сосредотачивает своё внимание на объяснение
учителя; никогда не отвлекается на уроке, ошибок по
невнимательности на уроке не делает;
2) достаточно внимательно слушает объяснение учителя; отвлекается
редко, иногда встречаются ошибки из – за невнимательности;
3) не всегда внимательно слушает объяснения учителя; периодически
отвлекается, часто делает ошибки из – за невнимательности, но
исправляет их при проверке;
4) слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему
интересно; часто отвлекается; постоянно делает ошибки из – за
невнимательности, при проверке всегда исправляет их;
2. Память.
5) как правило медленно и с трудом сосредотачивает своё внимание на
уроке; мало что усваивает из объяснения учителя из – за постоянных
отвлечения; делает много ошибок по невнимательности и не
замечает их при проверке.
1) при заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала;
но и материал, требующий механического заучивания запоминается
им легко; 2) при заучивании может, запомнить ли то, в чём предварительно
разобрался, понял; материал, требующий механического заучивания,
даётся с трудом;
3) материал, требующий механического заучивания, усваивает очень
легко, достаточно 1 – 2 раза посмотреть его; имеет привычку не
разбираться в структуре и смысле заучивания материала;
4) при заучивании долго разбирается в материале; при изложении
делает ошибки по форме, но смысл излагает точно;
5) для запоминания материала многократно механически повторяет
его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.
3. Мышление.
1) быстро охватывает суть материала, всегда в числе первых решает
задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения;
2) достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает
задачи, иногда предлагает новые оригинальные решения;
3) удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя,
решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных
решений не предлагает;
4) в числе последних улавливает суть объяснений преподавателя,
отличается медленным темпом обдумывания и решения задач;
5) понимает материал только после дополнительных занятий, крайне
медленно решает задачи, слепо использует известные «шаблоны».
4. Эмоциональная реактивность.
1) всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления,
его может глубоко до слёз, взволновать рассказ, кинофильм;
2) обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но
редко что – то его может взволновать глубоко;
3) редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события;
4) живая эмоциональная реакция практически отсутствует.
5. Общий эмоциональный тонус.
1) постоянно оживлён, очень активен во всех сферах школьной жизни,
во всё вмешивается, берётся за все дела;
2) оживлён, в меру активен во всех сферах школьной жизни;
3) оживлён, активен только в некоторых сферах школьной жизни;
4) в сравнении с товарищами менее активен и оживлён;
5) практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни,
не смотря на то, что здоров.
6. Эмоциональная уравновешенность.
1) всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек;
2) обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки;
3) эмоционально уравновешен;
4) повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к буйным
эмоциональным проявлениям;
5) вспыльчив: часты сильные эмоциональные вспышки по
незначительному поводу.
Психологическая характеристика ученика
Психологическая характеристика ученика
Психологическая характеристика ученика
Психологическая характеристика ученика
Психологическая характеристика ученика
Психологическая характеристика ученика
Психологическая характеристика ученика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.