Выяснение обозначенных выше вопросов имеет весьма важное значение для уточнения того, что значит обучать языку как средству общения. Психологи отмечают, что общение – это многосторонний процесс, который может выступать как: 1) процесс взаимодействия индивидов; 2) информационный процесс; 3) отношение людей друг к другу; 4) процесс их взаимовлияния друг на друга; 5) процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга. В связи с этим выделяют функции общения:
- информативная (получение и передача информации);
- побудительная или регулятивная (процесс взаимовлияния индивидов);
- эмоциональная
- функция речевого этикета;
- контактоустанавливающая;
- конвенциональная (условная).
Обучать иностранному языку значит обучать этим функциям. Поскольку общение осуществляется при помощи речи, содержанием обучения иностранному языку в школе и должно быть обучение речевой деятельности на этом языке. Деятельность – это вид активности человека, которая определена конкретной целью. Если нет цели, то такой процесс уже не деятельность. Выделяют виды человеческой деятельности:
- игровая деятельность;
- учебная деятельность;
- трудовая деятельность.
Психологическая характеристика видов речевой деятельности
Выяснение обозначенных выше вопросов имеет весьма важное значение для уточнения того,
что значит обучать языку как средству общения. Психологи отмечают, что общение – это
многосторонний процесс, который может выступать как: 1) процесс взаимодействия
индивидов; 2) информационный процесс; 3) отношение людей друг к другу; 4) процесс их
взаимовлияния друг на друга; 5) процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга.
В связи с этим выделяют функции общения:
информативная (получение и передача информации);
побудительная или регулятивная (процесс взаимовлияния индивидов);
эмоциональная
функция речевого этикета;
контактоустанавливающая;
конвенциональная (условная).
Обучать иностранному языку значит обучать этим функциям. Поскольку общение
осуществляется при помощи речи, содержанием обучения иностранному языку в школе и
должно быть обучение речевой деятельности на этом языке. Деятельность – это вид
активности человека, которая определена конкретной целью. Если нет цели, то такой
процесс уже не деятельность. Выделяют виды человеческой деятельности:
игровая деятельность;
учебная деятельность;
трудовая деятельность.
В процессе игровой, учебной и трудовой деятельности осуществляются субъектнообъектные
отношения (S – O). При вербальном общении реализуются субъектносубъектные отношения
(S1 – S2). На этом основании некоторые ученые считают, что вербальное общение не является
деятельностью. Другой лагерь считает, что вербальное общение все же является
деятельностью и выдвигает следующие аргументы:
1) в основе любой деятельности лежит мотив, т.е. то, что толкает человека к осуществлению
деятельности, поскольку человек не просто говорит, а чтото побуждает его выразить свою
мысль или понять чужую мысль, в основе вербального общения также лежит мотив;
2) вербальное общение может выступать в качестве профессиональной деятельности
(писатель, оратор), т.е. может выступать отдельной самостоятельной деятельностью.
Вышеперечисленные аргументы дают основание считать вербальное общение речевой
деятельностью (вербальное общение = речевая деятельность).
В психологической литературе речевая деятельность определяется как «реализация
общественнокоммуникативной деятельности людей в процессе их вербального общения»
(И.А.Зимняя).Выделяют следующие виды речевой деятельности (РД):
Аудирование
Говорение
Чтение
В любой ситуации общения присутствует говорящий или пишущий, слушающий или
читающий. Отсюда выделение основных видов РД: продуктивных (говорения и письма) и
рецептивных (аудирования и чтения). Говорение и слушание составляют устные виды речевой
деятельности, а письмо и чтение – письменные. Рогова Г.В. совершенно справедливо
отмечает, что в реальном общении ни один из указанных видов РД не существует
изолированно. Реальное общение – это взаимодействие партнеров.
В процессе овладения иностранным языком принимают участие следующие анализаторы –
слуховой, зрительный, речемоторный, двигательный. По видам речевой деятельности участие
анализаторов распределено следующим образом:
Анализаторы
Виды РД
Ведущий
Сопутствующий
Аудирование
Слуховой
Речемоторный
Говорение
Речемоторный
Слуховой
Чтение
Зрительный
Письмо
Двигательный
Речемоторный (чем выше техника
чтения, тем более скрыт этот
анализатор),
Слуховой
Зрительный, речемоторный,
слуховой