Данная работа описывает основы основ познавательного развития дошкольников - восприятия. Если наступает распад данного психического процесса, то это самое тяжелое. Знакомство с данной информацией будет полезно педагогам, воспитателям, родителям, а также студентам, посетившим ДОУ с целью практики. В работе представлены основы развития восприятия.
восприятие.docx
Информация
Восприятие, как психическое явление Оглавление
Введение…………………………………………………………………3
1. Понятие восприятия………………………….………….……4
2.Свойства и функции восприятия…………………..………….6
3. Виды восприятия………………………………………………8
Заключение…………………………………………………………..…10
Библиография…………………………………………………………..11 Введение
Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память,
мышление, речь выступают как важнейшие компоненты любой деятельности. Для
того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться,
человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или
компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать,
обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических
процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее
неотъемлемые внутренние моменты. Среди психических процессов человека
восприятие занимает особое место. Его можно назвать основой человеческого
познания.
Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен,
звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире
сложных ситуаций, т.е. что бы человек ни воспринимал, он неизменно имеет дело не
с отдельными ощущениями, а с целыми образами: камень это камень, дерево это
дерево, кошка это кошка. Нам кажется, что иначе и быть не может. Однако мы
подгоняем мир под собственные мерки, определяемые нашими, человеческими,
органами чувств. Каждый вид обладает рецепторами, позволяющими организму
получать ту информацию, которая наиболее полезна для его приспособления к
окружающей среде, т. е. у каждого вида свое собственное восприятие реальности.
Разработка проблем восприятия одна из важных задач психологической
науки. Чувственное познание составляет необходимую основу для формирования
представлений и понятий об окружающей человека действительности.
Психология восприятия
характеризуется, пожалуй, наибольшим числом
исследований и публикаций . Накоплено огромное количество фактов и методов
исследования, предложены десятки специальных теорий. Данной проблемой
занимались такие известные ученые, как А.Н. Леонтьев, Б.Г.Ананьев, Б.М.Теплов,
Жан Пиаже, Л.С. Выготский, В. Вундт и другие. Но, по признанию исследователей,
сейчас не существует никакой убедительной теории восприятия, способной
охватить накопленные знания.
Все выше отмеченное позволяет нам определить в качестве объекта реферата
восприятие как психический процесс.
Цель данной работы заключается в описании восприятия как психического
познавательного процесса
Задача реферата состоит в том, чтобы раскрыть понятие восприятия, указать
свойства и функции восприятия, а также рассмотреть виды восприятия. 1. Понятие восприятия
дано
уже
человеку
восприятие
Восприятие познавательный процесс, формирующий субъективную картину
мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления
в целом его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов
чувств. Существует множество теорий, объясняющих, что есть восприятие и
какими характеристиками оно обладает. Наиболее сильное влияние на развитие
данной проблемы оказали ассоциативная (эмпирическая) психология и психология
целостности.
Исследования ощущений и восприятий прежде всего связаны с именами
В.Вундта и Э.Титченера и работой их лабораторий в Германии и США. Они
утверждали, что восприятие является результатом простых ассоциаций отдельных
признаков, суммированием отдельных ощущений. Он предполагал, что восприятие
как явление сознания представляет собой сумму двух основных элементов
ощущений и образов памяти. С точки зрения ассоциативной психологии, считалось,
что
рождении.
Но думать, что процесс восприятия – это просто комплекс отдельных
признаков, было ошибочным. На самом деле восприятие целых предметов или
ситуаций гораздо сложнее. Берлинская школа целостности (гештальтпсихолгия)
предложила рассматривать в качестве основы не ощущения, а структуру, которая
была названа гештальт, то есть она предположила, что восприятие строится из
отдельных целостных образований, а не из отдельных ощущений, которые
ассоциируются друг с другом. Еще одним существенным отличием этой теории
было утверждение о том, что восприятие развивается на определенном этапе жизни.
Восприятие представлено как целостный процесс. проводя опыт с пауком, Г.
Фолькельт доказал, что, если отдельные признаки меняются, то характер
восприятия сохраняется или получается совершенно иное целостное восприятие. В
чем суть эксперимента? Если муха находилась в паутине, то реакция паука была
адекватная, но, если муха вырывалась из паутины или была положена в гнездо,
реакция
менялась.
В отечественной психологии проблема восприятия всегда занимала одно из
центральных мест.
Здесь восприятие рассматривается как отражение
действительности, как процесс формирования образа этой действительности,
который совершается и развивается при взаимодействии субъекта с окружающим
миром. Сторонниками этой теории были И.М.Сеченов, П.И.Зинченко и др. [1]
паука
при
Восприятие чувственное осознание данного предмета или явления. Это
сложный процесс, который требует выделение из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, осязательные свойства, вес, вкус и т.д.) основных ведущих
признаков от несущественных, а также объединение в группы основных признаков и
сопоставление воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о
предмете.
В процесс восприятия включены двигательные компоненты: ощупывание
предметов и движение глаз; пропевание звуков или проговаривание речевых форм;
принюхивание и пр. Направляется восприятие мотивацией и имеет определенную
аффективноэмоциональную окраску. Получается что, восприятие – совокупность
ощущений. Так ,например, воспринимая яблоко, человек знает, что именно яблоко,
что оно имеет характерный вкус, что его можно есть, что это плод.
Воспринимаемый предмет человек всегда обозначает определенным словом –
«яблоко», которым обозначен не какойлибо определенный цвет, вкус, форма или
запах, но весь предмет как целое. Предмет как целое должен быть выделен на фоне
всех других вещей. Для этого предмет должен быть уже знаком человеку, ему
должна быть известна определенная группа предметов, к которой относится
данный, должно быть известное слово, обозначающее эту группу предметов. Так,
слово, являясь названием данной конкретной вещи, дает человеку знание того, что
он воспринимает. Человек уже знакомые ему предметы узнает быстро, ему
достаточно только 23 основных признака. При ознакомлении с новым предметом,
явлением происходит сложная аналитическосинтетическая работа. Таким образом,
Помимо ощущений в процессе восприятия задействованы прошлый опыт, процессы
осмысления того, что воспринимается, и психические процессы более высокого
уровня (память, мышление). Восприятие в процессе практической деятельности
приобретает
[5]
Составляющие восприятия это предмет и содержание. Если предмет носит
общий характер, то содержание имеет конкретный, индивидуальный характер.
Предмет восприятия влияет на его содержание: содержание приобретает
определенность на основе предмета восприятия, содержание восприятия
оформляется в соответствии с его предметом. Был проведен опыт, где человек с
закрытыми глазами на ощупь пытается угадать предмет. Оказалось, что,
подразумевая какойлибо предмет, человек начинал перечислять отличительные
признаки данного предмета, даже если таких не было. Таким образом был доказан
приоритет предмета восприятия над содержанием восприятия, так как предмет
восприятия может изменить содержание восприятия.[6]
человеческие
важнейшие
качества.
свои
Итак,
восприятие это психический процесс целостного отражения
предметов и явлений окружающего мира, действующих на органы чувств в данный
момент. Мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые
впечатления, присоединяем к нам наши знания о нем. Это субъективный образ
предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (перцептивный образ). Воспринимающая (перцептивная)
деятельность субъекта включает двигательные компоненты: ощупывание предметов,
движение глаз, пропевание или проговаривание соответствующих звуков. Процесс
формирования этого образа или система действий, направленных на ознакомление с
предметом, воздействующим на органы чувств.
2.Свойства и функции восприятия
основные свойства человеческого восприятия.
Восприятие выполняет отражательную и регулятивную функции. Образы
восприятия, являясь обобщенными, обеспечивают ориентировку и регулирование
поведения в соответствии с условиями среды и потребностями воспринимающего
субъекта деятельности и поведения. Наши восприятия устойчивы, ортоскопичны и
осмысленны. Ортоскопичность возможность восприятия устойчивых признаков
предмета : формы, цвета, величины. А значит восприятие устойчиво и постоянно.
Выделены
Первое основное свойство – это активность. Активность восприятия состоит,
прежде всего, в участии эффекторных компонентов в процессе восприятия,
выступающих в форме движения рецепторных аппаратов и перемещений тела или
его частей в пространстве. Анализ движения рук и глаз выделены в два класса. В
первый класс входят поисковые и установочные движения, с помощью которых
осуществляется поиск заданного объекта, установка глаза и руки в наиболее
удобную для восприятия позицию и изменение этой позиции. К этому же классу
относятся движения головы на внезапно раздавшийся звук, следящие движения глаз
и т.д. Во второй класс входят собственно познавательные движения. При их
непосредственном участии происходит оценка размеров, опознаются уже знакомые
объекты, осуществляется сам процесс построения образа. Происходит непрерывное
сравнение образа с оригиналом. Всякое несоответствие их друг другу немедленно
вызывает корректирование образа. Следовательно, роль моторики в восприятии
заключается в том, что движения сами участвуют в формировании субъективного
образа объективного предмета.
Зрительное восприятие вовлекает многочисленные источники информации
помимо тех, которые воспринимаются глазом, когда мы смотрим на объект. В
процессе восприятия, как правило, включаются и знания об объекте, полученные из
прошлого опыта, а этот опыт не ограничен зрением. Это еще раз подчеркивает
активный процесс восприятия.
Следующее немало значимое свойство –это историчность. Восприятие
представляет собой систему перцептивных (перцепция отражение объективной
действительности органами чувств) действий, овладение которыми требует
специального обучения и достаточно долгой практики. Важнейшей характеристикой
восприятия является его историчность обусловленность конкретными условиями протекания деятельности и прошлым опытом субъекта. Наблюдение над ослепшим в
десятимесячном возрасте человеком, которому зрение было возвращено в 52 года,
провел английский психолог Р. Грегори. Зрительное восприятие этого человека
было ограниченно узнаваемым путем осязания. Он так и не научился читать с
помощью зрения, однако узнавал зрительно заглавные буквы и цифры, которые его
учили читать в школе для слепых. Рисунки этого человека также свидетельствуют о
неспособности воспроизвести чтолибо, о чем он раньше не знал через осязание.
Например, он не мог нарисовать переднюю часть автобуса, так как не имел
возможность
руками.
Развитие восприятия приводит к созданию определенной совокупности
образов или перцептивных моделей окружения. Помимо ощущений в процессе
восприятия задействованы прошлый опыт, процессы осмысления того, что
и психические процессы более высокого уровня.
воспринимается,
является
его предметность. Под предметностью восприятия понимают отнесенность всех
получаемых с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим
предметам. Это способность субъекта воспринимать мир не в виде набора не
связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных друг от друга предметов,
обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Изолированные
ощущения превращаются в целостное восприятие.
характеристикой
исследовать
восприятия
ее
Третьей
важнейшей
выраженности,
он совершенствуется.
Кёлер,
Следующее свойство восприятия–это константность.
Восприятие целостно, поскольку оно отражает не изолированные качества
раздражителей, а отношения между ними. Это следующее свойство восприятия
гештальт.
Благодаря целостности мы воспринимаем определенным образом
организованное окружение. Например, вычленяя сложные отношения между
звуками, наш слух позволяет с легкостью узнать мелодию, сыгранную в различных
тональностях, хотя отдельные звуки при этом могут оказаться совершенно
различными. Основные положения гештальттеории: гештальт всегда стремится к
Представителями
завершенности,
гештальттеории были Макс Вертхаймер,
Коффка Курт.
С целостностью
восприятия тесно связана его константность, под которой понимается
независимость воспринимаемых характеристик объекта от их отображений на
рецепторные поверхности. Благодаря константности предметы воспринимаются как
постоянные по форме, цвету, величине и положению. Существует значительное
число различных видов константности. Наиболее фундаментальный вид
константности стабильность окружающего нас мира. Константность восприятия
имеет огромное биологическое значение. Адаптация и выживание были бы
невозможны в окружающей среде, если бы восприятие не отражало ее стабильных,
постоянных свойств и отношений.
Высшей формой предметного восприятия является осмысленное восприятие
одно из основных и главных свой свойств восприятия. Благодаря осмысленности
наше восприятие перестает быть биологическим процессом, каким оно было у
животных. Вместе с восприятием предмета происходит осознание его функций,
благодаря чему восприятие становится обобщенным . Осмысленное восприятие дает возможность познать действительность глубже, чем это возможно с помощью
отражения отношений между объектами, воздействующими на органы чувств.
Большую роль в становлении осмысленности восприятия играет речь, с помощью
которой происходит обобщение и категоризация получаемой органами чувств
информации. Осмысленность свойство восприятия взрослого, не присущее
ребенку. Оно возникает на определенной ступени, является продуктом развития, а
не дана с самого начала. Бюлер заметил, что “мое восприятие составляет
неотъемлемую часть моего наглядного мышления ”.[1 ,17 с.]
3.Виды восприятия
В процессе приема и переработки человеком различной информации,
поступающей в мозг через органы чувств, происходит слияние, или синтез,
ощущений в единый перцептивный образ. При этом образ восприятия создается на
основе анализа и синтеза отдельных свойств и качеств, предмет выделения
существенных
несущественных.
Четыре анализатора кожный, мышечный, зрительный, слуховой чаще всего
выступают как ведущие в процессе восприятия.
отвлечения
от
признаков
и
По анализаторам выделяют:
Посредством зрения человек сразу воспринимает целый образ
а)зрительное.
предмета. Зрительный аппарат приспособлен к тому, чтобы сразу (симультанно)
воспринимать сложные формы предмета. Зрительное восприятие участвует в
восприятии пространства и движения. Наблюдения показывают, что глаза человека
никогда не остаются неподвижными. Непрестанное движение является
необходимым условием построения адекватного образа;
б)слуховое. Организуют воспринимаемые человеком звуки в сложные системы
слухового восприятия. Слуховое восприятие представляет собой активный процесс,
включающий в свой состав моторные компоненты. Слуховое восприятие участвует
при восприятии времени.
в) осязательное это восприятие на основе кожных и двигательных ощущений.
Чтобы перейти от оценки отдельных признаков к осязательному восприятию целого
предмета, необходимо, чтобы рука находилась в движении, то есть пассивное
осязательное восприятие заменялось активным ощупыванием предмета.
г) обонятельное это восприятие на основе обонятельной чувствительности;
д)вкусовое это восприятие на основе вкусовой чувствительности.
Основа другого типа классификации восприятий — пространство, время и
движение.
Большую роль в практической деятельности человека играют такие сложные дни и недели,
Восприятие движения.
по своей психологической структуре восприятия, как восприятия пространства,
времени и движения.
Восприятие времени. Восприятие времени обобщает ряд ощущений,
сигнализирующих о длительности, последовательности и скорости течения всех
явлений внешнего мира, а также о внутренних ритмах жизнедеятельности
организма. Огромное влияние на восприятие времени оказывают чувства.
Часы,
кажутся
заполненные интересными событиями,
быстротекущими, короткими. А отрезок времени, в течение которого не произошло
ничего особенного, да еще вы ждете когото или чтото, представляется особенно
длинным. Самым коротким кажется время, в течение которого надо успеть сделать
многое.
Это все объяснимо физиологически. Когда в коре головного мозга преобладают
процессы возбуждения — повышается обмен веществ, следовательно, время "летит"
быстрее. В случае торможения оно "тянется" медленно, изза замедления обмена
веществ.
Способность к оценкам малых интервалов времени при желании можно
развить довольно быстро. Стоит несколько дней попрактиковаться, специально
упражняясь, и ты сможешь хорошо оценивать время в 0,010,02 сек и точно
определять разницу во времени между 0,15 и 0,2 сек.
Восприятие движения — это восприятие
пространственновременного перемещения, и оценка движения зависит от
восприятия интервалов времени, потому что всякое движение в пространстве
характеризуется
направлением.
Движение можно воспринимать непосредственно (перемещение автомобиля) и по
косвенным признакам (перемещение часовой стрелки на циферблате по секундной).
Непосредственное восприятие движения определяется угловой скоростью
перемещения объекта в поле зрения наблюдателя. При этом возможны восприятия
движения, как неподвижным взором, так и подвижным, т. е. и вследствие движения
изображения объекта по сетчатке глаза, и при постоянном его положении на
сетчатке,
глаз.
Но не всем движениям можно дать правильную оценку. Если быстро вращать
однотонно окрашенный диск, то это зрением не воспринимается, а колесо или
вентилятор иногда воспринимаются как вращающееся в противоположную сторону.
Чем дальше находится предмет, тем более медленным воспринимается его
движение, а медленные движения, например, часовой стрелки зрением вообще не
воспринимаются.
Восприятия собственных движений осуществляются зрением, а также через
осязательные и двигательные ощущения. Без ощущения собственных движений
точно выполнять их невозможно.
Восприятие пространства отражение пространственных форм вещей, их величины,
формы, расположения относительно друг друга и направления. В пространственном
восприятии участвуют все органы чувств человека. Ведущая роль принадлежит
совместной деятельности зрительного, двигательного, кожного и вестибюлярного
анализаторов. Восприятие размера предметов определяется величиной их
изображения на сетчатке глаза и удаленность. От глаз наблюдателя.
сопровождающемся
движениями
но
скоростью
и Таким образом, наше восприятие окружающего результат истолкования
сигналов, улавливаемых “антеннами”, настроенными на внешний мир. Эти антенны
наши рецепторы; глаза, уши, нос, рот и кожа. Мы чувствительны также к сигналам
из нашего внутреннего мира, к мысленным образам и к воспоминаниям, хранящимся
в памяти на более или менее сознательном уровне.
Заключение
его
в
уже
систему
имеющихся
Восприятия – это процесс отражения действительности в форме чувств,
образа объекта. В отличие от ощущения, отражающего свойства вещей, восприятие
даёт информацию об объекте в его целостности при непосредственном воздействии
объекта на органы чувств. В отличие от животных, восприятие человека включает в
себя осознание предметов, основанное на вовлечении вновь получаемого
впечатления
знаний.
Проявления восприятия в обыденной жизни многообразны. Одно из
наиболее часто встречающихся проявлений – это проявления наблюдательности.
Деятельность наблюдения включает бессознательные основы восприятия и
сознательное
Свойства, характерные для восприятия– активность, историчность,
осмысленность, константность, целостность(гештальт),
предметность. Они
составляют основную характеристику восприятия. Каждое из них очень важно для
того, чтобы человек мог спокойно существовать, адаптироваться к окружающей его
обстановке. Восприятие – активно, т.е. оно постоянно и за счет двигательных
процессов, которые помогают более точно распознавать предметы, идет процесс
восприятия. Предметы или явления, которые нам уже встречались, мы узнаем
намного быстрее и проще, нежели предметы, которые мы впервые видим. Это
говорит о свойстве историчности восприятия. То есть наши знания, наш жизненный
опыт накапливаются и сохраняются в памяти. И эти знания используются в
дальнейшем.
регулирование. Восприятие требует не только готовности анализаторов, но и некоторого опыта:
знаний о вещах и умения их воспринимать.
Библиография
1.Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997.144с.
2.Гамезо M.B., Герасимова B.C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология:
Учебнометодическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. М.: Ось89, 2007. 352 с.
3.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.:Смысл; КДУ, 2005.511с.
4.Лекции по общей психологии/ Лурия А.Р.СПб.: Питер,2009.320с.
5.Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического
образования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.448с
6.Узнадзе Д.Н.Общая психология / Пер. с грузинского Е.Ш.Чомахидзе; Под ред.
И.В.Имедадзе.М.: Смысл;СПб.: Питер,2004.413 с.
Психологическая информация на тему: Восприятие
Психологическая информация на тему: Восприятие
Психологическая информация на тему: Восприятие
Психологическая информация на тему: Восприятие
Психологическая информация на тему: Восприятие
Психологическая информация на тему: Восприятие
Психологическая информация на тему: Восприятие
Психологическая информация на тему: Восприятие
Психологическая информация на тему: Восприятие
Психологическая информация на тему: Восприятие
Психологическая информация на тему: Восприятие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.