Психологическая помощь тревожному ребенку
Оценка 4.7

Психологическая помощь тревожному ребенку

Оценка 4.7
Игры +3
docx
психологическая работа +2
Все классы
18.12.2018
Психологическая помощь тревожному ребенку
Чтобы помочь тревожному ребенку, необходимо создать теплую атмосферу взаимопонимания и доверительности. В данной статье описывается как это можно сделать во время игр и занятий. В статье акцентируется внимание на том, что важно не забывать поддерживать ребёнка, поощрять, научить его управлять своим поведением, по мере необходимости снимая мышечное и эмоциональное напряжение. А так же подробно освещен вопрос как повысить самооценку тревожного ребенка.
Как помочь тревожному ребенку.docx
Психологическая помощь тревожному ребенку Сунтеева Жанна Викторовна, педагог­психолог                                     МБОУ  СШ № 84  г. Красноярск Тревожность,   как   устойчивое   состояние,   препятствует   ясности   мысли эффективности общения, предприимчивости, создает трудности при знакомстве с новыми людьми. В целом, тревожность является показателем неблагополучия личности.   Но   чтобы   она   сформировалась,   человек   должен   накопить   багаж неудачных,   неадекватных   способов   преодоления   состояния   тревоги.   Именно, поэтому   для   профилактики   тревожно­невротического   типа   развития   личности необходимо   помогать   детям   находить   эффективные   способы,   с   помощью которых они могли бы научиться справляться с волнением, неуверенностью  и другими проявлениями эмоциональной неустойчивости. Чтобы   помочь   такому   ребенку,   необходимо   создать   теплую   атмосферу взаимопонимания   и   доверительности.   Во   время   игр   и   занятий   не   забывать поддерживать ребёнка, поощрять, научить его управлять своим поведением, по мере необходимости снимая мышечное и эмоциональное напряжение. Как же повысить самооценку тревожного ребенка? Позиция «я ­ хороший», «ты хороший» сама по себе уже является мощным противоядием от любого вида тревожности.   Чтобы   помочь   ребенку   занять   такую   позицию,   важно   придер­ живаться таких правил в семье:  никогда не говорить ребенку, что он плохой, потому что приносит домой плохие оценки (оценки ­ это его достижения, а не он сам);  выслушивать   все,   ребенку   крайне   важно   видеть   глаза   взрослого, чувствовать его реакцию;  помнить, что ребенок, возможно, переживает сейчас кризис и нуждается в поддержке взрослого;  верить, что он хочет хорошо учиться, даже если это и не совсем так, вера взрослого должна передаться ему;  быть с ним вместе, дом должен быть безопасным островом, а не только местом, где контролируются удачи и неудачи, выносятся приговоры;  оказывать   поддержку,   проявлять   искреннюю   заботу   о   ребенке   и   как можно чаще давать позитивную оценку его действиям и поступкам;  называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых;  сравнивать   результаты   деятельности   данного   ребенка   с   его   же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад;  не   давать   задания,   которые   выполняются   за   определенное, фиксированное время, не следует торопить и подгонять их с ответом. Тревожному ребенку очень сложно расслабиться. Для того чтобы снять мышечное напряжение, желательно использовать игры, в которых присутствует телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания,   занятия   йогой,   массаж   и   просто   растирания   тела,   игры   с   песком, глиной, водой, различные техники рисования красками (пальцами, ладошками и др.) Родители   тревожных   детей   часто   сами   испытывают   мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. Следуя   таким   рекомендациям,   через   некоторое   время   родители   отмечают изменения в своём теле: приятные ощущения, улучшение общего состояния. И в результате они, как правило, готовы к дальнейшему сотрудничеству. Подобные   занятия   можно   рекомендовать   не   только   родителям,   но   и педагогам. Ведь ни для кого не секрет, что тревожность родителей зачастую передается детям, а тревожность педагога — ученикам и воспитанникам. Вот потому, прежде чем оказывать помощь ребенку, взрослый должен позаботиться о себе. Еще один способ снятия излишней тревожности — раскрашивание лица старыми   мамиными   помадами.   Можно   также   устроить   импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую   одежду.   Участие   в   представлении   поможет   тревожным   детям расслабиться.   А   если   маски   и   костюмы   будут   изготовлены   руками   детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия. Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства. Тревожного   ребенка   надо   научить   управлять   своим   поведением.   Как правило, тревожные  дети не  сообщают  о своих  проблемах  открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться. В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. Можно поговорить с ним о его чувствах и переживаниях в волнующих его ситуациях. Желательно, чтобы ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно   предложить   нарисовать   свои   страхи,   а   потом,   показав   рисунок, рассказать о нем. На   примерах   литературных   произведений   надо   показать   ребёнку,   что смелый человек — это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Для   развития   умения   управлять   собой   в   ситуациях,   травмирующих ребенка, надо использовать сюжетно­ролевые игры (сюжетами для ролевых игр целесообразно выбирать “трудные” случаи из жизни каждого ребенка), игры с куклами (для младшего и среднего дошкольного возраста). Благоприятный   психологический   климат   в   семье   способствует гармоничному   развитию   личности   ребенка   и   снижению   уровня   тревожности. Родителям следует как можно больше общаться со своими детьми, устраивать совместные праздники, походы на природу, в зоопарк, в театр, на выставки. Рекомендации родителям: 1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.  2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше. 3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой­либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить. 4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть. 5. Избегайте состязаний и каких­либо видов работ, учитывающих скорость. 6. Не сравнивайте ребенка с окружающими.  7. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию. 8. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что. 9. Чаще обращайтесь к ребенку по имени. 10.Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребенку. 11.Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний. 12.Используйте   наказание   лишь   в   крайних   случаях.   Наказывая   его,   нe унижайте ребенка. Если   по   каким­либо   объективным   причинам   ребенку   трудно   учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным. Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты. Игра   является   неотъемлемой   частью   жизни   ребёнка.   Многие   проблемы можно решить через её использование. Играя с тревожным ребёнком, следует руководствоваться правилом ­ включение ребенка в любую новую игру должно проходить   поэтапно.   Пусть   он   сначала   ознакомится   с   правилами   игры, посмотрит,   как   в   нее   играете   вы   или   другие   дети,   и   лишь   потом,   когда   сам захочет, станет ее участником. Игры на снижение уровня тревожности детей Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе или дома,  стоя или сидя за партами или столом. Цель: расслабление мышц лица. «Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!» «ДУДОЧКА» «ШТАНГА» Вариант 1 Вариант 2 Цель:   расслабление   мышц   спины.   Сейчас   мы   с   вами   будем   спортсменами­ тяжелоатлетами.  Представьте,  что  на  полу  лежит  тяжелая  штанга. Сделайте вдох,   оторвите   штангу   от   пола   на   вытянутых   руках,   приподнимите   ее.   Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз». Цель: расслабление мышцы рук и спины. «А теперь возьмем штангу полегче, и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы». Упражнение можно выполнить несколько раз. «СОСУЛЬКА» Цель: расслабление мышц рук. «Ребята, я хочу загадать вам загадку: У нас под крышей Белый гвоздь висит, Солнце взойдет, Гвоздь упадет. (В. Селиверстов) Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль   для   малышей.   Диктор   (это   я)   читает   им   эту   загадку,   а   вы   будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую ­ уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!» «ШАЛТАЙ­БОЛТАЙ» Цель: расслабление мышц рук, спины и груди. «Давайте   поставим   еще   один   маленький   спектакль.   Он   называется   “Шалтай­ Болтай”. Шалтай­Болтай Сидел на стене. Шалтай­Болтай Свалился во сне. (С. Маршак) Сначала будем поворачивать туловище вправо­влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” резко наклоняем корпус тела вниз». «ВИНТ» Цель: снятие мышечных зажимов в области плечевого пояса. «Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде “Начали” будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!.. Стоп!» Этюд   может   сопровождаться   музыкой   Н.   Римского   ­   Корсакова   «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка». «НАСОС И МЯЧ» Цель ­ снятие мышечного гипертонуса. «Ребята,  разбейтесь  на  пары.  Один  из  вас  —   большой  надувной  мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах,   руки,   шея   расслаблены.   Корпус   наклонен   несколько   вперед,   голова опущена   (мяч   не   наполнен   воздухом).   Товарищ   начинает   надувать   мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком “с”. С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук “с”, он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго “с” выпрямилось туловище,   после   третьего   —   у   мяча   поднимается   голова,   после   четвертого   ­ надулись   щеки   и   даже   руки   отошли   от   боков.   Мяч   надут.   Насос   перестал накачивать.   Товарищ   выдергивает   из   мяча   шланг   насоса...   Из   мяча   с   силой выходит   воздух   со   звуком   “ш”.   Тело   вновь   обмякло,   вернулось   в   исходное положение». Затем играющие меняются ролями. «ВОДОПАД» Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения. «Сядьте поудобнее  и закройте глаза. 2—3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем надает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове... Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются   мышцы   шеи...   Белый   свет   течет   по   вашим   плечам,   затылка   и помогает   им   стать   мягкими   и   расслабленными.   Белый   свет   стекает   с   вашей спины,   и   вы   замечаете,   как   и   в   спине   исчезает   напряжение,   и   она   тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно. Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается   к   вашим   ступням.   Вы   чувствуете,   что   и   они   расслабляются   и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом   и   выдохом   вы   все   глубже   расслабляетесь   и   наполняетесь   свежими силами... (30 секунд). Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза». После этой игры стоит заняться чем­нибудь спокойным. «СЛЕПОЙ ТАНЕЦ» Цель ­ развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения. «Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет “слепой”. Другой   останется   “зрячим”   и   сможет   водить   “слепого”.   Теперь  возьмитесь   за руки   и   потанцуйте   друг   с   другом   под   легкую   музыку   (1­2   минуты).   Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку». В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их   взяться   за   руки.  Тот,  кто   видит,  двигает   руками   под   музыку,  а   ребенок   с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть   глаза,   успокойте   его   и   не   настаивайте.   Пусть   танцует   с   открытыми глазами. По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению. «СМЕНА РИТМОВ» Цель: снятие излишнего мышечного напряжения. Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и   все   вместе,   хлопая   в   ладоши,   хором   считают:   раз,   два,   три,   четыре... Постепенно взрослый, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.  «ЗАЙКИ И СЛОНИКИ» Цель: повышение самооценки. «Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется “Зайки и слоники”. Сначала мы с вами будем зайками ­ трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность,   что   он   делает?   Правильно,   дрожит.   Покажите,   как   он   дрожит. Поджимает   уши,   весь   сжимается,   старается   стать   маленьким   и   незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки,   если   слышат   шаги   человека?»   Дети   разбегаются   по   группе,   классу, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?..» Педагог играет с детьми   в   течение   нескольких   минут.   «А   теперь   мы   с   вами   будет   слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите,   как.   Покажите,   что   делают   слоны,   когда   видят   тигра...»   Дети   в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона. После   проведения   упражнения   ребята   садятся   в   круг   и   обсуждают,   кем   им больше понравилось быть и почему. «ВОЛШЕБНЫЙ СТУЛ» Цель:   повышение   самооценки   ребенка,   улучшение   взаимоотношений   между детьми. В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот,   про   чье   имя   рассказывают,   становится   королем.   На   протяжении   всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне. В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что­то хорошее о короле. Список литературы: 1. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении детей. – М., 2000. 2. Лютова   Е.К.,   Монина   Г.Б.   Тренинг   эффективного   взаимодействия   с детьми. СПб., 2001. 3. Мурашова Е.В. дети «тюфяки» и дети «катастрофы». Гиподинамический и гипердинамический синдром.­ Екатеринбугр., 2003.

Психологическая помощь тревожному ребенку

Психологическая помощь тревожному ребенку

Психологическая помощь тревожному ребенку

Психологическая помощь тревожному ребенку

Психологическая помощь тревожному ребенку

Психологическая помощь тревожному ребенку

Психологическая помощь тревожному ребенку

Психологическая помощь тревожному ребенку

Психологическая помощь тревожному ребенку

Психологическая помощь тревожному ребенку

Психологическая помощь тревожному ребенку

Психологическая помощь тревожному ребенку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2018