Психологические аспекты мотивации младших школьников в учебной деятельности
Учебная мотивация – это совокупность мотивов, адекватных задачам учебной деятельности, направляющая действия ученика и определяющая его поведение в системе школьных ценностей.
Учебная мотивация младших школьников может рассматриваться как составляющая эффективного педагогического процесса.
Мотив — это стимул, который может направлять и подталкивать к совершению определенных поступков. Под мотивацией понимают
внутреннюю психологическую характеристику личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему
миру, различным видам деятельности.
Учебная деятельность младших школьников имеет для них различный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для
младших школьников играет решающую роль в определении учителем методов и средств педагогического воздействия (влияния).
Отмечая общую динамику мотивов учебной деятельности от 1-го к 3-му классу, можно заключить, что с самого начала у школьников преобладает
интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение формы, портфеля и т, д.); постепенно начинает складываться интерес к
первым результатам своей учебной деятельности (к первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам) и лишь затем - к учебному процессу,
содержанию обучения, а еще позднее - к способам получения знаний. Познавательные мотивы в процессе учебной деятельности в начальных
классах также претерпевают определенные изменения: младшие школьники от интереса к отдельным фактам переходят к интересу к закономерностям,
принципам. В младшем школьном возрасте начинают складываться мотивы самообразования, но в элементарных проявлениях, представляющих собой
интерес к дополнительным источникам знаний. Это может проявляться в эпизодическом чтении дополнительных книг.
Социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости обучения, с которым ребенок приходит в
1-й класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения "для себя". Позиционные социальные мотивы в
этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя.
Таким образом, мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной
деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости. Главное содержание мотивации в младшем школьном возрасте
- "научиться учиться". Младший школьный возраст - это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее дальнейшая судьба в
течение всего школьного возраста.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.