Психологические особенности детей с ограниченными возможностями

  • Научные работы
  • docx
  • 29.09.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время здоровье населения в Российской федерации находится в критическом состоянии. В результатах фундаментальных исследований говорится о кризисном состоянии здоровья у большинства возрастных групп, особенно у детей. В России и за рубежом наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями. С конца XX столетия частота детской инвалидности в нашей стране увеличилась в 2 раза и по разным данным составляет от 6 до 9% . Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Ключевые слова: дети, психология, образование, ограниченные возможности, обучение
Иконка файла материала Особенности детей с ОВЗ.docx

Т.А. Азаров, учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 27 «Бобренок», магистрант кафедры эпидемиологии и доказательной медицины ФГАОУ ВО Первый Московский Государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России, Москва, Россия, e-mail: azarov.t.a@gmail.com, ORCID: 0000‒ 0002-2178-4321

О.Б. Пахтусова, педагог-психолог МБДОУ ДС № 27 «Бобренок», e-mail: E604540kx@yandex.ru

Психологические особенности детей с ограниченными возможностями

УДК: 159.95, 614.2

 

Аннотация. В настоящее время здоровье населения в Российской федерации находится в критическом состоянии. В результатах фундаментальных исследований говорится о кризисном состоянии здоровья у большинства возрастных групп, особенно у детей. В России и за рубежом наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями. С конца XX столетия частота детской инвалидности в нашей стране увеличилась в 2 раза и по разным данным составляет от 6 до 9% [1].

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания [2].

Ключевые слова: дети, психология, образование, ограниченные возможности, обучение

 

UDC: 159.95, 614.2
 O.B. Pahtysova, T.A. Azarov

Psychological characteristics of children with limited tastes

Abstract. Currently, the health of the population in the Russian Federation is in critical condition. The results of fundamental research speak of a crisis state of health in most age groups, especially in children. In Russia and abroad, there is a tendency for the growth of children with disabilities. Since the end of the 20th century, the frequency of childhood disability in our country has doubled and, according to various sources, ranges from 6 to 9%. Children with disabilities are children whose health condition prevents the development of educational programs outside the special conditions of education and upbringing.

 

Кey words: Сhildren, psychology, education, disabilities, learning.

 

Соблюдение прав детей с ОВЗ, среди которых дети-инвалиды, является важным направлением государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Российское законодательство (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») гарантирует обеспечение прав на приобретение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря Федеральному закону «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012 года закрепляется важность соблюдения и обеспечения прав на образование детей-инвалидов.

Дети с разнообразными нарушениями психического или физического порядка, в связи с которыми происходят отклонения общего развития, не дающие возможности детям вести полнофункциональную жизнь, являются детьми с ограниченными возможностями. Их также можно определить как «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «исключительные дети» и включить в данную категорию как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами (обязательным условием является ограничение жизнедеятельности). Для того чтобы выделить характерные признаки детей с особыми возможностями здоровья, необходимо учитывать показатели, а именно определенный дефект, поскольку он обуславливает последующую жизнедеятельность и функционирование личности. По словам Л. С. Выготского: «Существует необходимость включения детей с ОВЗ в разностороннюю социально значимую практику» [3]. В подобных практиках образуется детский опыт. Суждение о структуре дефекта введено Л. С. Выготским: исходное расстройство (проблемы со слухом или зрением) обуславливает появление дальнейших дефектов в развитии. Первичные нарушения могут быть различными, в то время как вторичные имеют тенденцию к похожему выражению (речь идет о младенческом, раннем и дошкольном возрастах). Таким образом, вторичный дефект трансформирует полностью психическое развитие детей, также его можно охарактеризовать как системный. Существует необходимость выделить наиболее часто встречающиеся проблемы у детей с особыми возможностями здоровья: дефицит побуждения к действию в сфере познавательной деятельности; понимание окружающего мира и представление о нем являются незначительными и условными; различные поручения и задания выполняются замедленно; есть потребность в том, чтобы взрослый оказывал помощь на постоянной основе; переключение и устойчивость внимания развиты недостаточно; инструкции осознаются и принимаются с большим трудом; дефект в координации движений; невысокая вера в себя; детскость; психомышечное напряжение и тревожность всегда находятся на достаточно высоком уровне (обостренная чувствительность и восприимчивость); недостаточно развита крупная и мелкая моторика; увеличена утомляемость, раздражительность, плаксивость, раздражительность.

Характерной особенностью развития умственно отсталого ребенка по мнению А. А. Катаева и Е. А. Стребелева, является нарушение развития и формирования уже с первых дней жизни в отличие от развития нормальных детей [4, 5, 6].

Исследования, проводимые Л. В. Занковой, X. С. Замским, Б. И. Пинским, И. М. Соловьевой, говорят о специфических изменениях памяти таких детей, как в произвольном, так и непроизвольном запоминании. Однако значимых различий между ними обнаружено не было [7].

 

Однако умственная отсталость проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы [8].

В работах С. С. Ляпидевского и Б. И. Шостака описаны однообразные чувства, которые проявляются в результате непосредственного воздействия определенного фактора. Эмоциональное состояние таких детей имеет резкие ограниченные края от состояния удовольствия и неудовольствия.

Незрелость эмоциональной сферы является, одной из главной особенностей личности таких детей. Так же, трудно развивающейся является способность к обобщению, которая проявляется более выражено из-за нарушения процессов анализа, синтеза, абстрагирования и сравнения. Этим обосновываются трудности таких детей в выполнение мысленного расчленения предмета, явления, либо ситуации и неспособности к выявлению составляющих элементов.

H. Л. Коломинский отмечает, что «умственно отсталые дети не проявляют интереса к игре». Игра в данной ситуации является моделью приобретения социального опыта. Недаром неумение активно играть считается важным диагностическим показателем умственной отсталости.

Стоит отметить, что в настоящее время, изменился акцент в исследовании психологических особенностей детей с умственной отсталостью. Углубленное изучение медицинских аспектов уходит на второй план, давая возможность анализировать проблемы развития умственно отсталого ребенка как личности и определять его роль и статус в социуме [9, 10].

Несмотря на то, что умственная отсталость является необратимым процессом, это не говорит о невозможности ее коррекции. Правильно организованное врачебно-педагогическое воздействие, несомненно, оказывает положительную динамику в развитии таких детей.

В заключение можно сказать, что психологические характеристики детей с ограниченными возможностями не являются чисто количественными признаками. Следует помнить, что фраза "другой ребенок" относится к системному, многокомпонентному изменению личности. Личные подходы, очень разные условия воспитания и медицинского и образовательного ухода могут эффективно влиять на патологическую и положительную динамику развития. Однако эффективное управление этим процессом не является одинаковым для всех категорий детей с ограниченными возможностями. Качественное, индивидуальное отношение, специфика положительных и негативных сторон конкретного индивида даст возможность предвидеть результаты воздействия и своевременно вносить коррективы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

[1] Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2015 год (первоочередные меры) от 22.07.2015 № 2466п-П8.

[2] Исаев, Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – СПб.: Издательство ППМИ, 2003. – 186 с.

[3] Анциферова Л. И. Психология формирования и развития личности: психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия / Л. И. Анциферова; под ред. Л. В. Куликова. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 464 с.

[4] Андросова Г. Л. Социальное становление подростка с интеллектуальной недостаточностью. Сургут: РИО СурГПИ, 2004.

[5] Григорьева Л. Г. Дети с проблемами в развитии. М.: Академкнига, 2002. 213 с.

[6] Дементьева Н. Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева. М.: Академкнига, 2005. 247 с.

[7] Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т. В. Егорова - Балашов: Николаев, 2002. 80 с.

[8] Исаев Д. Н. Психология больного ребенка: Лекции. СПб.: Издательство ППМИ, 2003. 186 с.

[9] Киселева Н. А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / Н. А. Киселева, И. Ю. Левченко. М.: Коррекционная педагогика, 2005. 210 с.

[10] Лебединская К. С. Задержка психического развития. М.: Педагогика, 2007. 280 с.


 

Посмотрите также