Психологические условия укрепления здоровья в образовательном процессе.
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Психологические условия укрепления здоровья в образовательном процессе.

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Лекции +2
doc
Междисциплинарный 4
29.02.2020
Психологические условия укрепления здоровья в образовательном процессе.
Особое место в развитии личности занимают периоды детства – время наиболее активного обогащения эмоций, формирования эмоциональной памяти, интереса к разным сторонам жизни. Основным критерием здоровья является гармония человека с самим собой и окружающей средой: другими людьми, природой, космосом.
Психологические условия укрепления здоровья.doc

Психологические условия укрепления здоровья

в образовательном процессе.

                                                                     

 Педагог-психолог МБДОУ №31 города Апатиты

Христюк Валентина Павловна

 

 

Психологическое здоровье - одна из важнейших характеристик человека, отражающая особенности психического развития на всем протяжении его жизненного пути. Особое место в развитии личности занимают периоды детства – время наиболее активного обогащения эмоций, формирования эмоциональной памяти, интереса к разным сторонам жизни. Основным критерием здоровья является гармония человека с самим собой и окружающей средой: другими людьми, природой, космосом.

          О психологическом здоровье ребенка свидетельствует сформированность  основных возрастных личностных образований. Мать обеспечивает ребенку чувство безопасности, любви, закладывает фундамент будущей активной жизненной позиции ребенка и его уверенности в себе.

          В младшем дошкольном возрасте активно развивается самооценка и происходит стабилизация «я» ребенка. Значительно расширяется сфера общения за счет включения в нее сверстников и других взрослых. В это время начинает формироваться первичная рефлексия – способность воспринимать собственные чувства.

          У детей среднего дошкольного возраста появляются осознанность собственных действий, повышенная познавательная активность (возраст почемучек) и интерес к другому ребенку, как к своему отражению. Ребенок чаще видит в другом отрицательные черты, происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого.

К старшему дошкольному возрасту, творческая активность становится ведущей потребностью ребенка, а воображение – ведущей психической функцией. В общении происходит переход от ситуативного -  деловой формы к внеситуативно - деловой и личностной. Через общение к концу дошкольного возраста у ребенка формируется важнейшее новообразование – эмоциональная децентрация, умение принимать во внимание чувства и мысли других людей. Эмоциональная система является регулятором поведения ребенка.

Таким образом, очень важно, чтобы в сензитивный период развития эмоциональная активность ребенка получила возможность реализации в условиях позитивного общения и соответствующим образом организованного обучения и психологического сопровождения. Большими возможностями по созданию предпосылок для индивидуализации и самовыражения личности располагает творческий процесс.

Работа с ребенком – процесс, требующий осторожности и деликатности. Число методов, облегчающих детям выражения их чувств, с помощью рисования, пения, драматизации, бесконечно. Творческая деятельность является самым сильным средством снятия напряжения. Это особенно важно для тех, кто не может «Выговориться». Выразить свои фантазии в творчестве значительно легче, чем рассказать о них. Фантазии, отображенные на бумаге или в звуках, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, проявляющихся в значимой для ребенка и необычной для всех остальных форме.

В основе психологической работы с дошкольниками лежит здоровьесберегающий  принцип, включающий в себя использование сенсорных систем ребенка, ассоциативное рисование, релаксацию, медитацию, игровые и арт-терапевтические техники.

Разработана структура программы психологического сопровождения участников образовательного процесса.

Блоки

Задачи

Модуль

Реализация

Ребенок

Развитие самосознания,

Осознанного восприятия чувств.

Поиск своего места в системе социальных отношений.

Формирование  моральных суждений социально приемлемой модели поведения.

Уверенность в себе.

Интерес к себе и другим, любознательность, желание, чувства.

Усвоение общественных норм.

Социальное поведение.

«Это – я»

по курсу «Познаю себя»

(программа «Детский сад 2100»;

Программа «Одуванчики»,

авторская программа «Дом для души»;

программа «Солнечные лучики»

 Программа «Подарки фей» А.Ю. Капской  Т.Л.Мирончик.

Педагоги

воспитатели

Изучение и совершенствование своего педагогического мастерства.

Подготовка педагогов по проблеме социально-эмоционального развития детей

Я – сам.

Методы и способы взаимодействия с детьми.

Педсовет

«Пространство общения» Коммуникативная компетентность как ресурс эффективности их  деятельности.

Беседа «Развитие навыков общения»;

Рекомендации: «взаимодействие воспитателя с детьми»

Советы «Общение – основное условие развития ребенка»

 

Родители

Привлечение родителей к сотворчеству и  сотрудничеству.

Помощь ребенку в адаптации к  условиям новой социальной среды.

Мы + Я

"Вместе весело шагать", или Адаптация в детском коллективе(беседы, консультации, рекомендации, памятки и т.д.)

Декада и неделя психологии,

Творческие проекты Брифинг «Развитие навыков общения»

Мини-практикум «Общение с ребенком в организации поисковой деятельности».

 

Как показано в многочисленных психологических исследованиях, часто физическое здоровье прямо производно от психического здоровья ребенка. Другими словами, если ребенку хорошо и комфортно в психологическом аспекте, то его физическое здоровье меняется в лучшую сторону.

Первое условие – непосредственно связана с личностно-ориентированной педагогикой. Л.С.Выготский писал, что там,  где мы чувствуем себя источником движения, мы поступаем личностно.

Второе условие, связанно с отношениями образовательного учреждения с семьей ребенка. Ребенок как личность, формируется прежде всего в семье.

Третье условие связано с организацией общения в детском коллективе.

Личностно-ориентированный подход к ребенку в образовательном процессе объединяет следующие идеи:

l  Новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса

l  Демократизация педагогических отношений

l  Новую трактовку индивидуального подхода

l  Формирование положительной Я – концепции у ребенка.

Новый взгляд на личность представляется следующими позициями:

l  Личность проявляется и выступает уже в раннем детстве

l  Личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе

l  Личность – цель образования, а не средство для достижения каких-либо внешних целей

l  Каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы.

 

Суть личностно-ориентированной педагогики заключается:

l  в постоянном обращении к субъективному опыту детей, к опыту их собственной жизнедеятельности. Самое важное при этом – признание самобытности и уникальности каждого малыша

 

l  При этом от педагога потребуется пересмотра ряда привычных профессиональных позиций.

В первую очередь это:

1.     Опора на субъективный опыт ребенка.

2.     В процессе общения на занятии должно происходить не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.

3.     Продумывание, какой материал будет доноситься, и как он будет перекликаться с личным опытом детей.

4.     При организации личностно-ориентированного занятия профессиональная позиция должна состоять в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша.

Во-вторых, необходимо знание психофизических особенностей.

l  Обычно, готовясь к занятию, подбирать дидактический материал, который позволяет использовать задания разной степени трудности.

l  Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному занятию требует еще и знания индивидуальных предпочтений каждого ребенка в работе с материалом.

В-третьих, очень важно участие в занятии на равных с детьми в роли равноправных партнеров.

l  Общение на занятии построено таким образом, чтобы ребенок мог сам выбирать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме – тем самым наиболее активно проявлять себя.

l  Это требует учета не только познавательных, но и эмоцинально-волевых, мотивационно- потребностных особенностей детей и возможностей их проявления в ходе занятия.

Эффективность данной работы определяется степенью активности и заинтересованности детей на занятии.

Самоанализ занятия по данным направлениям позволяет определить достигнуто ли то, что было запланировано.

 В первую очередь, для успешной реализации личностно – ориентированного подхода на занятиях необходима сформированность личностной позиции у педагога, высокая степень педагогической осознанности.

Второе условие, связанно с отношениями образовательного учреждения с семьей ребенка. Ребенок как личность,  формируется прежде всего в семье.

1.Поиск эффективного метода вовлечения родителей
в образовательную работу ДОУ

n  Поддержка в родителях уверенности в том, что они могут компетентно заботиться о здоровье и развитии своего ребенка:

n  Систематическое целенаправленное информирование родителей о прогрессе и достижениях детей для создания чувства уверенности в детях (и как следствие, большего доверия им и себе) для согласования с родителями педагогических действий.

2. Подготовка родителей к обучению и развитию детей в естественных условиях.

Ожидаемый результат:

Родители начнут наблюдать за детьми (не только за состоянием здоровья, но и за  особенностями развития). Получат основу для делового и эмоционального взаимодействия со своими детьми. Будут иметь  представления о том, как можно эффективно помогать ребенку в домашних условиях, усваивать образовательную программу.

   Третье условие связано с организацией общения в детском коллективе.

Нехитрые правила общения с детьми.

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания промахов.

3. Показывать, что Вы удовлетворены ребенком.

4. Уметь демонстрировать любовь к ребенку.

5. Проводить больше времени с ребенком.

6. Позволить ребенку самому решать проблемы там,

 где это возможно.

7. Проявлять веру в ребенка.

        В заключение, хочется отметить, что личная заинтересованность, доброжелательное отношение к детям и родителям, систематическая работа  с родителями всегда дадут  положительный результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Психологические условия укрепления здоровья в образовательном процессе

Психологические условия укрепления здоровья в образовательном процессе

Эмоциональная система является регулятором поведения ребенка

Эмоциональная система является регулятором поведения ребенка

Уверенность в себе. Интерес к себе и другим, любознательность, желание, чувства

Уверенность в себе. Интерес к себе и другим, любознательность, желание, чувства

Родители Привлечение родителей к сотворчеству и сотрудничеству

Родители Привлечение родителей к сотворчеству и сотрудничеству

При этом от педагога потребуется пересмотра ряда привычных профессиональных позиций

При этом от педагога потребуется пересмотра ряда привычных профессиональных позиций

В первую очередь, для успешной реализации личностно – ориентированного подхода на занятиях необходима сформированность личностной позиции у педагога, высокая степень педагогической осознанности

В первую очередь, для успешной реализации личностно – ориентированного подхода на занятиях необходима сформированность личностной позиции у педагога, высокая степень педагогической осознанности

Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно

Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно
Скачать файл
Приз 150 000 руб.
Свидетельство СМИ.
Плюс 10 документов.