Психологические условия укрепления здоровья
в образовательном процессе.
Педагог-психолог МБДОУ №31 города Апатиты
Христюк Валентина Павловна
Психологическое здоровье - одна из важнейших характеристик человека, отражающая особенности психического развития на всем протяжении его жизненного пути. Особое место в развитии личности занимают периоды детства – время наиболее активного обогащения эмоций, формирования эмоциональной памяти, интереса к разным сторонам жизни. Основным критерием здоровья является гармония человека с самим собой и окружающей средой: другими людьми, природой, космосом.
О психологическом здоровье ребенка свидетельствует сформированность основных возрастных личностных образований. Мать обеспечивает ребенку чувство безопасности, любви, закладывает фундамент будущей активной жизненной позиции ребенка и его уверенности в себе.
В младшем дошкольном возрасте активно развивается самооценка и происходит стабилизация «я» ребенка. Значительно расширяется сфера общения за счет включения в нее сверстников и других взрослых. В это время начинает формироваться первичная рефлексия – способность воспринимать собственные чувства.
У детей среднего дошкольного возраста появляются осознанность собственных действий, повышенная познавательная активность (возраст почемучек) и интерес к другому ребенку, как к своему отражению. Ребенок чаще видит в другом отрицательные черты, происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого.
К старшему дошкольному возрасту, творческая активность становится ведущей потребностью ребенка, а воображение – ведущей психической функцией. В общении происходит переход от ситуативного - деловой формы к внеситуативно - деловой и личностной. Через общение к концу дошкольного возраста у ребенка формируется важнейшее новообразование – эмоциональная децентрация, умение принимать во внимание чувства и мысли других людей. Эмоциональная система является регулятором поведения ребенка.
Таким образом, очень важно, чтобы в сензитивный период развития эмоциональная активность ребенка получила возможность реализации в условиях позитивного общения и соответствующим образом организованного обучения и психологического сопровождения. Большими возможностями по созданию предпосылок для индивидуализации и самовыражения личности располагает творческий процесс.
Работа с ребенком – процесс, требующий осторожности и деликатности. Число методов, облегчающих детям выражения их чувств, с помощью рисования, пения, драматизации, бесконечно. Творческая деятельность является самым сильным средством снятия напряжения. Это особенно важно для тех, кто не может «Выговориться». Выразить свои фантазии в творчестве значительно легче, чем рассказать о них. Фантазии, отображенные на бумаге или в звуках, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, проявляющихся в значимой для ребенка и необычной для всех остальных форме.
В основе психологической работы с дошкольниками лежит здоровьесберегающий принцип, включающий в себя использование сенсорных систем ребенка, ассоциативное рисование, релаксацию, медитацию, игровые и арт-терапевтические техники.
Разработана структура программы психологического сопровождения участников образовательного процесса.
Блоки |
Задачи |
Модуль |
Реализация |
Ребенок |
Развитие самосознания, Осознанного восприятия чувств. Поиск своего места в системе социальных отношений. Формирование моральных суждений социально приемлемой модели поведения. |
Уверенность в себе. Интерес к себе и другим, любознательность, желание, чувства. Усвоение общественных норм. Социальное поведение. |
«Это – я» по курсу «Познаю себя» (программа «Детский сад 2100»; Программа «Одуванчики», авторская программа «Дом для души»; программа «Солнечные лучики» Программа «Подарки фей» А.Ю. Капской Т.Л.Мирончик. |
Педагоги воспитатели |
Изучение и совершенствование своего педагогического мастерства. Подготовка педагогов по проблеме социально-эмоционального развития детей |
Я – сам. Методы и способы взаимодействия с детьми. |
Педсовет «Пространство общения» Коммуникативная компетентность как ресурс эффективности их деятельности. Беседа «Развитие навыков общения»; Рекомендации: «взаимодействие воспитателя с детьми» Советы «Общение – основное условие развития ребенка»
|
Родители |
Привлечение родителей к сотворчеству и сотрудничеству. Помощь ребенку в адаптации к условиям новой социальной среды. |
Мы + Я |
"Вместе весело шагать", или Адаптация в детском коллективе(беседы, консультации, рекомендации, памятки и т.д.)Декада и неделя психологии, Творческие проекты Брифинг «Развитие навыков общения» Мини-практикум «Общение с ребенком в организации поисковой деятельности».
|
Как показано в многочисленных психологических исследованиях, часто физическое здоровье прямо производно от психического здоровья ребенка. Другими словами, если ребенку хорошо и комфортно в психологическом аспекте, то его физическое здоровье меняется в лучшую сторону.
Первое условие – непосредственно связана с личностно-ориентированной педагогикой. Л.С.Выготский писал, что там, где мы чувствуем себя источником движения, мы поступаем личностно.
Второе условие, связанно с отношениями образовательного учреждения с семьей ребенка. Ребенок как личность, формируется прежде всего в семье.
Третье условие связано с организацией общения в детском коллективе.
Личностно-ориентированный подход к ребенку в образовательном процессе объединяет следующие идеи:
l Новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса
l Демократизация педагогических отношений
l Новую трактовку индивидуального подхода
l Формирование положительной Я – концепции у ребенка.
Новый взгляд на личность представляется следующими позициями:
l Личность проявляется и выступает уже в раннем детстве
l Личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе
l Личность – цель образования, а не средство для достижения каких-либо внешних целей
l Каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы.
Суть личностно-ориентированной педагогики заключается:
l в постоянном обращении к субъективному опыту детей, к опыту их собственной жизнедеятельности. Самое важное при этом – признание самобытности и уникальности каждого малыша
l При этом от педагога потребуется пересмотра ряда привычных профессиональных позиций.
В первую очередь это:
1. Опора на субъективный опыт ребенка.
2. В процессе общения на занятии должно происходить не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.
3. Продумывание, какой материал будет доноситься, и как он будет перекликаться с личным опытом детей.
4. При организации личностно-ориентированного занятия профессиональная позиция должна состоять в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша.
Во-вторых, необходимо знание психофизических особенностей.
l Обычно, готовясь к занятию, подбирать дидактический материал, который позволяет использовать задания разной степени трудности.
l Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному занятию требует еще и знания индивидуальных предпочтений каждого ребенка в работе с материалом.
В-третьих, очень важно участие в занятии на равных с детьми в роли равноправных партнеров.
l Общение на занятии построено таким образом, чтобы ребенок мог сам выбирать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме – тем самым наиболее активно проявлять себя.
l Это требует учета не только познавательных, но и эмоцинально-волевых, мотивационно- потребностных особенностей детей и возможностей их проявления в ходе занятия.
Эффективность данной работы определяется степенью активности и заинтересованности детей на занятии.
Самоанализ занятия по данным направлениям позволяет определить достигнуто ли то, что было запланировано.
В первую очередь, для успешной реализации личностно – ориентированного подхода на занятиях необходима сформированность личностной позиции у педагога, высокая степень педагогической осознанности.
Второе условие, связанно с отношениями образовательного учреждения с семьей ребенка. Ребенок как личность, формируется прежде всего в семье.
1.Поиск эффективного метода вовлечения родителей
в образовательную работу ДОУ
n Поддержка в родителях уверенности в том, что они могут компетентно заботиться о здоровье и развитии своего ребенка:
n Систематическое целенаправленное информирование родителей о прогрессе и достижениях детей для создания чувства уверенности в детях (и как следствие, большего доверия им и себе) для согласования с родителями педагогических действий.
2. Подготовка родителей к обучению и развитию детей в естественных условиях.
Ожидаемый результат:
Родители начнут наблюдать за детьми (не только за состоянием здоровья, но и за особенностями развития). Получат основу для делового и эмоционального взаимодействия со своими детьми. Будут иметь представления о том, как можно эффективно помогать ребенку в домашних условиях, усваивать образовательную программу.
Третье условие связано с организацией общения в детском коллективе.
Нехитрые правила общения с детьми.
1. Опираться на сильные стороны ребенка.
2. Избегать подчеркивания промахов.
3. Показывать, что Вы удовлетворены ребенком.
4. Уметь демонстрировать любовь к ребенку.
5. Проводить больше времени с ребенком.
6. Позволить ребенку самому решать проблемы там,
где это возможно.
7. Проявлять веру в ребенка.
В заключение, хочется отметить, что личная заинтересованность, доброжелательное отношение к детям и родителям, систематическая работа с родителями всегда дадут положительный результат.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.