Психологические условия укрепления здоровья в образовательном процессе.

  • Лекции
  • Педсоветы
  • Работа с родителями
  • doc
  • 29.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Особое место в развитии личности занимают периоды детства – время наиболее активного обогащения эмоций, формирования эмоциональной памяти, интереса к разным сторонам жизни. Основным критерием здоровья является гармония человека с самим собой и окружающей средой: другими людьми, природой, космосом.
Иконка файла материала Психологические условия укрепления здоровья.doc

Психологические условия укрепления здоровья

в образовательном процессе.

                                                                     

 Педагог-психолог МБДОУ №31 города Апатиты

Христюк Валентина Павловна

 

 

Психологическое здоровье - одна из важнейших характеристик человека, отражающая особенности психического развития на всем протяжении его жизненного пути. Особое место в развитии личности занимают периоды детства – время наиболее активного обогащения эмоций, формирования эмоциональной памяти, интереса к разным сторонам жизни. Основным критерием здоровья является гармония человека с самим собой и окружающей средой: другими людьми, природой, космосом.

          О психологическом здоровье ребенка свидетельствует сформированность  основных возрастных личностных образований. Мать обеспечивает ребенку чувство безопасности, любви, закладывает фундамент будущей активной жизненной позиции ребенка и его уверенности в себе.

          В младшем дошкольном возрасте активно развивается самооценка и происходит стабилизация «я» ребенка. Значительно расширяется сфера общения за счет включения в нее сверстников и других взрослых. В это время начинает формироваться первичная рефлексия – способность воспринимать собственные чувства.

          У детей среднего дошкольного возраста появляются осознанность собственных действий, повышенная познавательная активность (возраст почемучек) и интерес к другому ребенку, как к своему отражению. Ребенок чаще видит в другом отрицательные черты, происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого.

К старшему дошкольному возрасту, творческая активность становится ведущей потребностью ребенка, а воображение – ведущей психической функцией. В общении происходит переход от ситуативного -  деловой формы к внеситуативно - деловой и личностной. Через общение к концу дошкольного возраста у ребенка формируется важнейшее новообразование – эмоциональная децентрация, умение принимать во внимание чувства и мысли других людей. Эмоциональная система является регулятором поведения ребенка.

Таким образом, очень важно, чтобы в сензитивный период развития эмоциональная активность ребенка получила возможность реализации в условиях позитивного общения и соответствующим образом организованного обучения и психологического сопровождения. Большими возможностями по созданию предпосылок для индивидуализации и самовыражения личности располагает творческий процесс.

Работа с ребенком – процесс, требующий осторожности и деликатности. Число методов, облегчающих детям выражения их чувств, с помощью рисования, пения, драматизации, бесконечно. Творческая деятельность является самым сильным средством снятия напряжения. Это особенно важно для тех, кто не может «Выговориться». Выразить свои фантазии в творчестве значительно легче, чем рассказать о них. Фантазии, отображенные на бумаге или в звуках, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, проявляющихся в значимой для ребенка и необычной для всех остальных форме.

В основе психологической работы с дошкольниками лежит здоровьесберегающий  принцип, включающий в себя использование сенсорных систем ребенка, ассоциативное рисование, релаксацию, медитацию, игровые и арт-терапевтические техники.

Разработана структура программы психологического сопровождения участников образовательного процесса.

Блоки

Задачи

Модуль

Реализация

Ребенок

Развитие самосознания,

Осознанного восприятия чувств.

Поиск своего места в системе социальных отношений.

Формирование  моральных суждений социально приемлемой модели поведения.

Уверенность в себе.

Интерес к себе и другим, любознательность, желание, чувства.

Усвоение общественных норм.

Социальное поведение.

«Это – я»

по курсу «Познаю себя»

(программа «Детский сад 2100»;

Программа «Одуванчики»,

авторская программа «Дом для души»;

программа «Солнечные лучики»

 Программа «Подарки фей» А.Ю. Капской  Т.Л.Мирончик.

Педагоги

воспитатели

Изучение и совершенствование своего педагогического мастерства.

Подготовка педагогов по проблеме социально-эмоционального развития детей

Я – сам.

Методы и способы взаимодействия с детьми.

Педсовет

«Пространство общения» Коммуникативная компетентность как ресурс эффективности их  деятельности.

Беседа «Развитие навыков общения»;

Рекомендации: «взаимодействие воспитателя с детьми»

Советы «Общение – основное условие развития ребенка»

 

Родители

Привлечение родителей к сотворчеству и  сотрудничеству.

Помощь ребенку в адаптации к  условиям новой социальной среды.

Мы + Я

"Вместе весело шагать", или Адаптация в детском коллективе(беседы, консультации, рекомендации, памятки и т.д.)

Декада и неделя психологии,

Творческие проекты Брифинг «Развитие навыков общения»

Мини-практикум «Общение с ребенком в организации поисковой деятельности».

 

Как показано в многочисленных психологических исследованиях, часто физическое здоровье прямо производно от психического здоровья ребенка. Другими словами, если ребенку хорошо и комфортно в психологическом аспекте, то его физическое здоровье меняется в лучшую сторону.

Первое условие – непосредственно связана с личностно-ориентированной педагогикой. Л.С.Выготский писал, что там,  где мы чувствуем себя источником движения, мы поступаем личностно.

Второе условие, связанно с отношениями образовательного учреждения с семьей ребенка. Ребенок как личность, формируется прежде всего в семье.

Третье условие связано с организацией общения в детском коллективе.

Личностно-ориентированный подход к ребенку в образовательном процессе объединяет следующие идеи:

l  Новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса

l  Демократизация педагогических отношений

l  Новую трактовку индивидуального подхода

l  Формирование положительной Я – концепции у ребенка.

Новый взгляд на личность представляется следующими позициями:

l  Личность проявляется и выступает уже в раннем детстве

l  Личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе

l  Личность – цель образования, а не средство для достижения каких-либо внешних целей

l  Каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы.

 

Суть личностно-ориентированной педагогики заключается:

l  в постоянном обращении к субъективному опыту детей, к опыту их собственной жизнедеятельности. Самое важное при этом – признание самобытности и уникальности каждого малыша

 

l  При этом от педагога потребуется пересмотра ряда привычных профессиональных позиций.

В первую очередь это:

1.     Опора на субъективный опыт ребенка.

2.     В процессе общения на занятии должно происходить не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.

3.     Продумывание, какой материал будет доноситься, и как он будет перекликаться с личным опытом детей.

4.     При организации личностно-ориентированного занятия профессиональная позиция должна состоять в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша.

Во-вторых, необходимо знание психофизических особенностей.

l  Обычно, готовясь к занятию, подбирать дидактический материал, который позволяет использовать задания разной степени трудности.

l  Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному занятию требует еще и знания индивидуальных предпочтений каждого ребенка в работе с материалом.

В-третьих, очень важно участие в занятии на равных с детьми в роли равноправных партнеров.

l  Общение на занятии построено таким образом, чтобы ребенок мог сам выбирать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме – тем самым наиболее активно проявлять себя.

l  Это требует учета не только познавательных, но и эмоцинально-волевых, мотивационно- потребностных особенностей детей и возможностей их проявления в ходе занятия.

Эффективность данной работы определяется степенью активности и заинтересованности детей на занятии.

Самоанализ занятия по данным направлениям позволяет определить достигнуто ли то, что было запланировано.

 В первую очередь, для успешной реализации личностно – ориентированного подхода на занятиях необходима сформированность личностной позиции у педагога, высокая степень педагогической осознанности.

Второе условие, связанно с отношениями образовательного учреждения с семьей ребенка. Ребенок как личность,  формируется прежде всего в семье.

1.Поиск эффективного метода вовлечения родителей
в образовательную работу ДОУ

n  Поддержка в родителях уверенности в том, что они могут компетентно заботиться о здоровье и развитии своего ребенка:

n  Систематическое целенаправленное информирование родителей о прогрессе и достижениях детей для создания чувства уверенности в детях (и как следствие, большего доверия им и себе) для согласования с родителями педагогических действий.

2. Подготовка родителей к обучению и развитию детей в естественных условиях.

Ожидаемый результат:

Родители начнут наблюдать за детьми (не только за состоянием здоровья, но и за  особенностями развития). Получат основу для делового и эмоционального взаимодействия со своими детьми. Будут иметь  представления о том, как можно эффективно помогать ребенку в домашних условиях, усваивать образовательную программу.

   Третье условие связано с организацией общения в детском коллективе.

Нехитрые правила общения с детьми.

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания промахов.

3. Показывать, что Вы удовлетворены ребенком.

4. Уметь демонстрировать любовь к ребенку.

5. Проводить больше времени с ребенком.

6. Позволить ребенку самому решать проблемы там,

 где это возможно.

7. Проявлять веру в ребенка.

        В заключение, хочется отметить, что личная заинтересованность, доброжелательное отношение к детям и родителям, систематическая работа  с родителями всегда дадут  положительный результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Посмотрите также