Психологические аспекты оценочной деятельности учителя

  • Лекции
  • docx
  • 26.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Главным недостатком существующей системы оценок и отметок является (с точки зрения психологии) их возможное травмирующее влияние на ребенка. Почему же отметка и оценка так важны в жизни ребенка? Прежде всего, потому, что они тесным образом связаны с такими психологическими характеристиками, как самооценка, мотивация достижения, тревожность, эмоциональный комфорт, взаимоотношения с окружающими, творчество.Отправляясь в школу трепетным первоклассником, каждый ребенок видит себя отличником и поначалу искренне стремится им стать. Однако если учитель - сторонник строгости при выставлении отметок, уже в младших классах школьник понимает, что у него ничего не получилось, некоторое время горюет … и решает махнуть рукой. У такого ребенка потребность в достижении цели не сформируется, т. к. достигать чего-то любой человек стремится только при положительной оценке своей деятельности. Ежегодные исследования школьной тревожности подтверждают, что она напрямую связана с оцениванием и отметками. Причем тревожен может быть и отличник, и двоечник. Как показывают исследования, самый большой страх в школе - это страх ситуации проверки знаний, страх в отношении с учителями, страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
Иконка файла материала Психологические аспекты оценочной деятельности учителя.docx
Психологические аспекты оценочной деятельности учителя Один известный педагог писал: «Я пришел к ужасному выводу, что я как учитель   являюсь   главной   фигурой   в   классе.   Своим   личным   поведением   я формирую климат в наших отношениях. Всё зависит от моего повседневного настроения.   Я,   учитель,   обладаю   громадной   властью   над   детьми,   я   могу сделать жизнь каждого из них несчастной или, наоборот, радостной. Я могу быть орудием пытки или источником вдохновения». Оценивание, отметка оказывают огромное воздействие на ученика. Главным недостатком существующей системы оценок и отметок является (с точки зрения психологии) их возможное травмирующее влияние на ребенка. Педагогам хорошо известна напряженная тишина в классе при объявлении отметок, тоскливое перелистывание тетрадей в поисках полученных баллов. Всем   педагогам   приходилось   наблюдать   и   ту   реакцию,   которую   вызывают отметки у детей: от нескрываемой радости до слез.  Социально  –   психологическая   служба   проводила   недавно   опрос   среди обучающихся 6­х и 9­х классов. Цель анкетирования: определить, насколько дети видят разницу между оценкой и отметкой. Результаты   анкетирования:   большинство   обучающихся   6­х   классов (72,4%) и 86,6%  9­ков видят разницу между этими понятиями, подчеркивают их важность для человека. Почему же отметка и оценка так важны в жизни ребенка? Прежде всего, потому,   что   они   тесным   образом   связаны   с   такими   психологическими характеристиками,   как   самооценка,   мотивация   достижения,   тревожность, эмоциональный комфорт, взаимоотношения с окружающими, творчество. Психологами   давно   доказано,   что   успешно   действует   и   достигает результатов   человек,   у   которого   сформирована   адекватная   высокая самооценка своей личности и менее успешны в жизни, как правило, люди с низкой самооценкой.  Мнение   педагога   о   ребенке   формирует   его   самовосприятие.   Каждый сниженный балл уменьшает в глазах ребенка его собственную ценность. Не отделяя себя от продукта своей деятельности, ребенок видит утверждение в сниженной   оценке,   что   он   плохой.   И   тут   включаются   механизмы психологической защиты: если человек не успешен в одной области, то он будет искать успеха в другой, иногда не самой лучшей (дворовые компании и т. д.). И, наоборот, при высоких отметках ребенок ощущает себя способным, любимым ­ тем самым формируется высокая самооценка. Оценочная деятельность педагога также может оказывать воздействие и на   мотивацию   достижения.   Мотивация   достижения   ­   это   стремление   к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей.Отправляясь   в   школу   трепетным   первоклассником,   каждый   ребенок видит себя отличником и поначалу искренне стремится им стать. Однако если учитель   ­   сторонник   строгости   при   выставлении   отметок,   уже   в   младших классах   школьник   понимает,   что   у   него   ничего   не   получилось,   некоторое время горюет … и решает махнуть рукой. У такого ребенка потребность в достижении  цели не  сформируется,  т. к.  достигать чего­то любой человек стремится только при положительной оценке своей деятельности. Ежегодные исследования школьной тревожности подтверждают, что она напрямую связана с оцениванием и отметками. Причем тревожен может быть и отличник, и двоечник. Как показывают исследования, самый большой страх в   школе   ­   это   страх   ситуации   проверки   знаний,   страх   в   отношении   с учителями, страх не соответствовать ожиданиям окружающих.  Огромное   влияние   оказывает   оценивание   на   развитие   творческих способностей   ребенка.   Очень   часто   ребенок,   мыслящий   нестандартно, сталкивается   в   школе   с   непониманием:   «Тебе   что,   больше   всех   надо?»,   ­ говорят ему одноклассники; «Ты делаешь не так, как все и не так, как я требую», ­ говорит учитель. Результат, отличающийся от стандарта, далеко не всегда заслуживает высокой оценки. Естественно, скоро ученику становится понятно, что процесс хорош, если он приводит к получению хорошей отметки. Тем самым закладываются основы стиля поведения, при котором главное ­ цель, а средства ее достижения второстепенны, причём стандартные ­ лучше. Смена внутренней мотивации на внешнюю происходит очень быстро. Может быть,   внешняя мотивация не так уж и плоха, если приводит к повышению образовательного   уровня.   Но   нельзя   образовывать   не   воспитывая.   Ведь заложенная в школе мотивация основной деятельности определяет качество всей   последующей   жизни.   От   этой   мотивации   зависит,   будет   ли   человек делать свою работу только за зарплату или, исходя из внутренней мотивации, раскроется в полную силу своих возможностей. И,   наконец,   значительное   влияние   оказывает   оценивание   на взаимоотношения   детей   с  окружающими.  Отметки   могут   быть   и   причиной высокого и низкого авторитета среди сверстников, источником конфликта и в самом страшном проявлении отметка может быть причиной суицида. Коммуникативный   фактор   оценки   и   отметки   очень   важен.   О   чём спрашивает родитель свое чадо, вернувшееся из школы? ­ об отметках. О чем больше всего говорит учитель, сообщая результаты проверенных работ? ­ об отметках. Что большую часть времени обсуждают педагоги? ­ отметки. Оценивание   –   очень   тонкий   психологический   момент.   То,   как   тебя оценивают   окружающие,   понятно   всем,   даже   малышам.   Жесты,   мимика, взгляды, наклоны и повороты корпуса – все без исключения чувствительны к ним, мгновенно реагируют на малейшие изменения.  Необходимо напоминать педагогам, что существует ряд психологических факторов, которые могут повлиять на объективность оценивания: При оценивании свою роль может сыграть негативная установка. Представьте себе такую ситуацию: к вам приходит новый ученик, его бывший учитель рассказывает вам о нем предварительно, как о лентяе и глупце. И при оценивании ребенка вы можете невольно опираться   на   эту   оценку   личности   ребенка,   что   может   найти отражение в отметках.  Существует так называемый "эффект ореола". Например, ребенок несимпатичный   внешне,   неопрятный,   из   неблагополучной   среды может   в   нашем   сознании   связаться   с   образом   ученика неспособного.  Для того чтобы ребенок даже отрицательную отметку воспринял как   справедливую,   необидную   необходимо   использовать   простое правило: при оценивании сначала человеку говорится хорошее, то положительное, что есть в его деятельности. Затем преподносится критика   в   очень   тактичной   форме,   не   затрагивая   личность. Оценивается только действие, а не личность: не «Ты ­  лентяй», а «Ты поленился сегодня».  Очень важно объяснить, почему именно такая отметка поставлена. И   далее   следует   показать   ребенку   перспективу,   т.   е.   что   надо делать, чтобы результат улучшить и обязательно выразить веру в силы ребенка: «У тебя обязательно получится», «Я верю в тебя» ­ такие   слава   педагога   способны   совершить   переворот   в   душе ученика.  Хвалите!   Похвала   должна   возникать   спонтанно,   ее   не   стоит планировать.   Похвала   должна   быть   заслуженна.   Похвала   должна быть   точно   адресованной.   Благодарность   получить   всегда приятнее, если она адресована не в общую массу, а тебе одному теплыми словами.  Обращайтесь   к   самолюбию.   Нет   людей,   согласных   ходить   всю жизнь в неудачниках. Заставьте ученика произнести: «И я не хуже других!»  Извлекайте максимум стимулов из ошибок: «Прекрасная ошибка! Твое мнение не совсем правильно, но дает пищу для размышлений». Необходимо помнить, что любой человек имеет право на ошибку!   Часто педагоги забывают  правило, которое должно стать законом для любого учителя: ребенок сравнивается только с самим собой, а не с другими детьми.  Стрессовой ситуацией для детей являются контрольные работы. Их травмирующее влияние можно уменьшить. Важен психологический настрой   на   работу.   Для   этого   иногда   достаточно   улыбнуться, встречая детей у дверей класса, тепло поприветствовать, выразить веру в их силы. Еще одна школьная проблема – проверочные, самостоятельные и контрольные работы. Давайте изменим к ним отношение, не будем проверять, как ребенок выучил, чему он научился. Давайте сделаем наоборот: “Ребята, завтра у нас самостоятельная работа. Я хочу проверить, как Я вас научила, на что мне надо обратить внимание. Можно ли переходить к новой теме”.  Во время контрольной работы учитель может подойти к ученику, который   испытывает   затруднение   (степень   помощи   фиксируется учителем),   иногда   можно   дать   дополнительное   время   на   работу (особенно касается учеников­флегматиков).  Каждая   работа   должна   завершаться   самопроверкой. Самостоятельно  найденные  и  исправленные  ошибки  не  являются поводом для снижения отметки. Исходя из вышесказанного, хотелось бы подчеркнуть, что в наших руках, в руках учителя,   великая сила, которая может двигать вперед развитие   ребенка,   заставить   его   верить   в   свои   силы,   а   может   и уничтожить.