Психологические основы методики обучения иностранным языкам в англоязычных странах
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа +4
docx
английский язык +1
Взрослым
18.02.2017
Как известно, методы обучения иностранным языкам изменяются под воздействием исследований в базисных для методики науках, одной из которых является психология. Цель данной статьи - дать краткий обзор основных психологических школ, которые повлияли и продолжают влиять на развитие лингводидактики, ставшей в последнее время синонимом "методики". Эта задача представляется актуальной в связи с гуманизацией образования в целом и популярностью гуманистической концепции Карла Роджерса в области обучения иностранным языкам за рубежом, в частности. С другой стороны, в каждой второй статье в американских методических журналах ссылаются на психолингвистическую модель Стивена Крэшена, которую хотелось бы также затронуть в рамках этой статьи.
Несомненно, многообразие психологических концепций, лежащих в основе современной лингводидактики не исчерпывается вышеназванными, а поэтому хотелось бы проследить путь, который прошли психологические исследования, определившие развитие методики за последние полвека.
Сложившийся к 40-50-м годам бихевиоризм параллельно со структурализмом в лингвистике оказал настолько серьезное влияние на методику, что аудиолингвальный метод обучения, возникший в результате этого влияния, доминировал в обучении иностранным языкам в течение двадцати и более лет и продолжает оставаться, если не в чистом виде, то во многих его проявлениях и в настоящее время не только в зарубежной, но и в отечественной практике обучения. Известно, что бихевиоризм, начиная с его классического представителя И. П. Павлова и заканчивая Б- Ф. Скиннером, концентрировался на внешнем проявлении человеческого поведения (отсюда и название), и сводил его к цепи стимулов-реакций и решающей роли так называемого "подкрепления", следующего за каждой реакцией. Аудиолингвальный метод аналогичным образом сводил овладение языком к процессу формирования навыков, в результате закрепленных реакций при условии положительного подкрепления. В основу обучения были положены языковые образцы, которые подвергались дриллу, т.е. механической тренировке через систему трансформационных упражнений, что обеспечивало запоминание и сверхзапоминание языкового материала. Отголоски этого метода дошли до нас через используемые и сейчас учебники А. П. Старкова, где освоение грамматики идет через дрилл речевых образцов, представленных в структурных группах, через псевдокоммуникативные упражнения. . . Бихевиористский термин "подкрепление5* все еще часто встречается в методической литературе, достаточно сказать, что в известной монографии Р. К. Миньяр-Белоручева "подкрепление" рассматривается как один из способов обучения.
Психологические основы методики обучения иностранным языкам в англоязычных странах.docx
Психологические основы методики обучения иностранным языкам
в англоязычных странах
Как известно, методы обучения иностранным языкам изменяются под воздействием
исследований в базисных для методики науках, одной из которых является психология.
Цель данной статьи дать краткий обзор основных психологических школ, которые
повлияли и продолжают влиять на развитие лингводидактики, ставшей в последнее время
синонимом "методики". Эта задача представляется актуальной в связи с гуманизацией
образования в целом и популярностью гуманистической концепции Карла Роджерса в
области обучения иностранным языкам за рубежом, в частности. С другой стороны, в
каждой второй статье в американских методических журналах ссылаются на
психолингвистическую модель Стивена Крэшена, которую хотелось бы также затронуть в
рамках этой статьи.
Несомненно, многообразие психологических концепций, лежащих в основе современной
лингводидактики не исчерпывается вышеназванными, а поэтому хотелось бы проследить
путь, который прошли психологические исследования, определившие развитие методики за
последние полвека.
Сложившийся к 4050м годам бихевиоризм параллельно со структурализмом в
лингвистике оказал настолько серьезное влияние на методику, что аудиолингвальный
метод обучения, возникший в результате этого влияния, доминировал в обучении
иностранным языкам в течение двадцати и более лет и продолжает оставаться, если не в
чистом виде, то во многих его проявлениях и в настоящее время не только в зарубежной,
но и в отечественной практике обучения. Известно, что бихевиоризм, начиная с его
классического представителя И. П. Павлова и заканчивая Б Ф. Скиннером,
концентрировался на внешнем проявлении человеческого поведения (отсюда и название), и
сводил его к цепи стимуловреакций и решающей роли так называемого "подкрепления",
следующего за каждой реакцией. Аудиолингвальный метод аналогичным образом сводил
овладение языком к процессу формирования навыков, в результате закрепленных реакций
при условии положительного подкрепления. В основу обучения были положены языковые
образцы, которые подвергались дриллу, т.е. механической тренировке через систему
трансформационных упражнений, что обеспечивало запоминание и сверхзапоминание
языкового материала. Отголоски этого метода дошли до нас через используемые и сейчас
учебники А. П. Старкова, где освоение грамматики идет через дрилл речевых образцов,
представленных в структурных группах, через псевдокоммуникативные упражнения. . .
Бихевиористский термин "подкрепление5* все еще часто встречается в методической
литературе, достаточно сказать, что в известной монографии Р. К. МиньярБелоручева
"подкрепление" рассматривается как один из способов обучения.
Между тем, уже в начале 60х годов бихевиористский подход и основанный на нем
аудиолингвальный метод подверглись серьезной критике их оппонентамикогнитивистами.
В отличие от бихевиористов, описывающих поведение, в том числе и речевое, в его
внешнем проявлении, когнитивная психология сосредоточилась на глубинных умственных
процессах, не подвластных внешнему наблюдению. Вместо ответа на вопрос "что?" они
искали ответ на вопрос "почему?" Так, теория познавательного кода, возникшая в недрах когнитивизма, делала акцент на
познании языка с помощью умственных процессов, с применением различных стилей и
стратегий учения как познавательной деятельности. Основателем этой теории считается
Роберт Ганье (Robert Gagne), который выделил 8 видов учения от сигнального и типа
стимулрекция до решения проблем (problemsolving).
Другой представитель когнитивизма Осбель (Ausubel) в 1968 году предложил
когнитивные стили, которые характеризуют поведение человека в его познании
рефлексивный, импульсивный, полезависимый, поленезависимый, терпимый к
неопределенности (tolerance of ambiguity).
Как установили исследователи, когнитивные стили рождают определенные стратегии
учения. Изучившие эти стратегии применительно к обучению иностранным языкам Рубин и
Стерн (Rubin and Stern 1975) назвали 7 характеристик, необходимых для хорошего
овладения языком:
желание догадываться и точность догадок;
сильная мотивация к общению;
раскованность;
внимание к языковой форме;
поиск партнеров по общению;
самоконтроль речи;
внимание к смыслу.
Более поздние исследования Майкла О' Мэйли и др.(Мгспае! O'Malley) выявили 24
стратегии изучения иностранного как второго языка, которые можно разделить на три
большие группы:
метакогнитивные стратегии, включающие предварительное планирование учения,
осознание процесса учения, оценку результатов и т.п.;
когнитивные стратегии, связанные непосредственно с оперированием учебным
материалом (повторение, группировка, дедукция, конспектирование, запоминание
ключевых слов и т.п.);
социоаффективные стратегии, подразумевающие сотрудничество, а также
компенсаторные стратегии для выяснения непонятного (переспрос, парафраз,
примеры и т.п.).
Психологические основы методики обучения иностранным языкам в англоязычных странах
Психологические основы методики обучения иностранным языкам в англоязычных странах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.