Психологические особенности младших школьников с девиантным поведением
Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
08.01.2019
Данный материал содержит описание видов подростковой агрессии, в краткой форме дается разъяснение целей агрессивного поведения учащихся. Также в данной работе есть примеры тренингов личностного самопознания младших школьников. Работа может быть интересна школьным психологам, учителям начальных классов, а так же родителям учащихся.
Документ Microsoft Office Word (7).docx
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Младшие школьники с отклоняющимся поведением часто обнаруживают целый ряд
свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях. Для девиантных
школьников характерны такие особенности эмоциональноволевой сферы, как повышенная
тревожность, дефектность ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни.
Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что
затрудняет их общение с окружающими и создает значительные сложности при их воспитании.
Детские девиации отличаются высокой личностной включенностью, заниженной критикой
к совершенному проступку и возможностью рецидива. Причем зачастую самим ребенком
проступок оценивается как выражение самостоятельности и некого «геройства».
Школьники с асоциальной агрессией существенно отличаются от своих более успешных в
социальном плане сверстников. Они чаще и более непосредственно выражают свою агрессию.
Агрессивные дети, нарушающие законы, не доверяют окружающим, избегают ситуаций, в
которых они могут оказаться в эмоциональной зависимости. Они менее доброжелательно
относятся к сверстникам, практически не чувствуют вины за агрессивное поведение,
подчиняются больше внешним, а не внутренним ограничениям. Такие дети действуют
практически во вред себе, так как в результате своих действий лишаются привязанностей и
попадают под жесткий контроль представителей власти, к которым не испытывают ни
доверия, ни уважения. Агрессивное асоциальное поведение в целом вызывает устойчивое
негативное отношение общества и является серьезным барьером в установлении
конструктивных контактов между личностью и ее окружением.
Агрессивное поведение младших школьников подразделяется специалистами на две
группы:
1. Социализированные формы агрессивного поведения, которые не носят враждебного
характера и не имеют своей целью причинение ущерба другому человеку.
2. Социализированные формы агрессивного поведения которые, характеризуются
враждебностью и имеют своей целью причинение ущерба или боли другому человеку.
Мотивы собственного поведения могут осознаваться ребенком, но чаще совершение
агрессивных поступков побуждается и поддерживается бессознательными тенденциями.
Психологической целью агрессии может быть как причинение страдания и вреда жертве, так
и достижение иных результатов.
поведения могут быть:
Наиболее распространенными целями агрессивного причинение боли жертве;
месть за перенесенное страдание;
причинение ущерба;
доминирование, власть над другим человеком;
получение материальных благ;
аффективная разрядка, разрешение внутриличностного конфликта;
самоутверждение, повышение самооценки, сохранение самоуважения;
защита от реальной или воображаемой угрозы и страдания;
отстаивание автономии и свободы;
завоевание авторитета в группе сверстников;
удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей;
привлечение внимания.
Специфической особенностью агрессивного поведения в младшем школьном возрасте
является зависимость ребенка от группы сверстников на фоне крушения авторитета
взрослых. В этом возрасте умение быть агрессивным друзьями часто воспринимается как
наличие силы. По детерминации поведения можно выделить несколько групп агрессивно
девиантных школьников:
1. Ситуативный нарушитель. Противоправные действия, которые преимущественно
спровоцированы ситуацией.
2. Субкультурный нарушитель. Идентифицирует себя с групповыми антисоциальными
ценностями.
3. Невротический нарушитель.
Асоциальные действия выступают следствием
внутриличностного конфликта и тревоги.
4. «Органический» нарушитель.
Совершает противоправные действия вследствие
мозговых повреждений с преобладанием импульсивности, интеллектуальной
недостаточности и эффективности.
5. Психотический нарушитель. Девиантные действия возникают по причине тяжелого
психического расстройства, психоза, помрачения сознания.
6. Антисоциальная личность. Антиобщественные действия вызваны специфическим
сочетанием личностных черт враждебностью, недоразвитостью высших чувств,
неспособностью к близким доверительным отношениям.
Таким образом, агрессивное поведение детей является не однородным феноменом, а имеет
различные внутренние и внешние причины и зависит от возрастных особенностей, индивидуальных целей, причин, обусловливающих его возникновение.
ТРЕНИНГИ ЛИЧНОСТНОГО САМОПОЗНАНИЯ
Притча “Человеческие ценности”.
“У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы
влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого поступка
сына вбивал гвоздь в этот столб.
Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места весь он был утыкан
гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он стал исправляться. Тогда
за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот, наступил день, когда
последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное
впечатление: он горько заплакал.
Отец: Что ты плачешь? Ведь гвоздей больше нет. Сын: Гвоздей то нет, а дырки
остались”.
Происходит обсуждение прочитанной притчи.
Как можно воспитать положительную привычку у учащихся?
Для этого иногда достаточно помнить и выполнять 5 важных правил:
Как воспитать положительную привычку у учащихся
Первое правило – для того чтобы воспитать в человеке положительную привычку,
необходимо научить его осознавать, что жизнь без нее превращается в катастрофу. Если
ученик безответственен – это приводит к опозданиям, невыученным урокам, отрицательным
учебным результатам и т.д.
Второе правило – человек должен научиться никогда не давать себе поблажки в
проявлении той или иной привычки. Можно тысячу раз повторить ребенку, что у него есть
плохая привычка, но это не приведет к исправлению. Необходимо создать условия для
исправления плохих привычек, даже если для этого необходимо проявить твердость и
жесткость.
Третье правило – необходимо учить человека использовать любую возможность для
проявления положительной привычки. Тренировка положительных привычек приводит к их
закреплению и становится “второй натурой”.
Четвертое правило нельзя бесконечно говорить ученику, что он обладатель плохих
привычек. Бесконечные проповеди и нравоучения озлобляют учащихся. Многие учащиеся и
так прекрасно знают, что у них есть плохие привычки. Надо быть среди учащихся очень авторитетным человеком, чтобы они стали прислушиваться к взрослым и хотели исправить
свои привычки.
Пятое правило – для проявления положительных привычек воспитатель, классный
руководитель должен создавать условия. Если воспитатель, классный руководитель знает, что
большинство учащихся класса курит, необходимо организовывать встречи с врачами, людьми,
преодолевшими пагубное пристрастие, смотреть фильмы, участвовать в акциях антирекламы
и т.д. Но для того чтобы подобным образом построить работу с детьми, надо знать, какие
вредные привычки стали частью образа жизни ваших учеников.
УПРАЖНЕНИЕ «ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН»
Участники сидят в кругу. Первый шепчет на ухо партнеру слева слово, подразумевая, что
оно будет главным в предложении и несет основной смысл. Второй прибавляет свое с
условием, чтобы они несли общий смысл, и передает их так же тихо дальше по кругу. Так
продолжается до тех пор, пока круг не сомкнётся. Назвавший первое слово, произносит
целую фразу и рассказывает о том, что он подразумевал, загадав первое слово. Как правило,
принятое им сообщение совершенно не совпадает с его задумкой.
Учитель:
«Вот так и в повседневном общении информация искажается и
трансформируется в вид, совершенно не соответствующий первоначальному замыслу». Стоит
ли обижаться, если ваши слова были искажены? Может, относиться к этому подругому.
УПРАЖНЕНИЕ «КОРОЛЕВСТВО»
Ученикам предлагается поиграть в королевство. В каждом королевстве есть свой
король. Чтобы никому не было обидно, король выбирается методом случайного выбора,
можно жребием. На короля одевают корону, чтобы он отличался от своего народа и
усаживают на «трон». Теперь он ответственен за свое государство и за свой народ. К королю
приходят «жители» королевства с просьбой разрешить их споры. Споры касаются различных
сторон жизни народа (ситуации написаны на карточках). Король пытается разобраться и
рассудить жителей. А они требуют обоснования его решения. Как королю обосновать свое
решение, к этому он должен подойти сам, если не сообразит его могут свергнуть. Король
может попросить помощь у своего народа. В конечном итоге ученики придут к выводу, что в
королевстве нужны законы. Это и является целью игры. Учитель благодарит группу за то, что
они пришли к этому решению. Почему вы пришли к этому решению? Для чего нужны законы и
правила? А если не будет законов и правил, что произойдет? Подсказывать решения не нужно, необходимо лишь «подогревать» «жителей» к настойчивости по разрешению их ситуации.
УПРАЖНЕНИЕ «ДОГОВОРИМСЯ?»
Участникам раздается по 10 небольших листов бумаги, на каждом из которых они
пишут свое имя или рисуют свой символ. Эти листки складываются вчетверо, чтобы было
невозможно увидеть, что на них написано, помещаются в большой пакет или коробку и
перемешиваются. Затем каждый берет на свой выбор по 10 сложенных листков из коробки, не
показывая партнерам, и рассматривает их. После этого перед участниками ставится
следующая задача: вернуть свои листки путем переговоров, обменов и т. д. Время
ограниченно 5 минут. Объявляются первые три победителя, которым удалось собрать свои
записки. Группа награждает их аплодисментами.
ЛИТЕРАТУРА
Анн Л. Психологический тренинг с подростками. СПб., 2003.
Баева И. А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб.: Речь, 2002
Психологические особенности младших школьников с девиантным поведением
Психологические особенности младших школьников с девиантным поведением
Психологические особенности младших школьников с девиантным поведением
Психологические особенности младших школьников с девиантным поведением
Психологические особенности младших школьников с девиантным поведением
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.