Психологические особенности обучения детей с нарушением слуха.
Оценка 4.8

Психологические особенности обучения детей с нарушением слуха.

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
математика +1
Взрослым
26.11.2017
Психологические особенности обучения детей с нарушением слуха.
В статье представлены три группы детей с недостатком слуха: глухие, позднооглохшие и слабослышащие. В статье показана вариативность образовательных программ и выбор индивидуального маршрута обучения для детей, имеющих как повышенные, так и пониженные способности усвоения содержания материала. Затронуты проблемы развития устной разговорной речи и даны варианты диалогов и бесед. Намечены возможные направления оказания психологической помощи. Представлены, показана, затронуты, выделены.
Доклад Психологические особенности детей с нарушением слуха.docx
Психологические особенности обучения детей с нарушением слуха. Ермилова Н.А.                                                                                                                                   В статье представлены три группы детей с недостатком слуха: глухие, позднооглохшие и слабослышащие. В статье показана вариативность образовательных программ и выбор индивидуального маршрута обучения для детей, имеющих как повышенные, так и пониженные способности усвоения содержания материала. Затронуты проблемы развития устной разговорной речи и даны варианты диалогов и бесед. Намечены возможные направления оказания психологической помощи. Представлены, показана, затронуты, выделены. Человек   и окружающая   среда   находятся   в постоянном   взаимодействии. Это взаимодействие   осуществляется   с помощью   различных   анализаторов: зрительного,   слухового,   кожного,   вкусового,   обонятельного,   двигательного. Слуховой анализатор в ряду других анализаторов имеет одно из первостепенных значений.  И.М.Сеченов  считал,  что у большинства  людей, вследствие  условий воспитания их чувств, слуховые ощущения несравненно сильнее зрительных.   Были   выделены   три группы детей с недостатками слуха.                Глухие (родившиеся с глубоким нарушением слуха или потерявшие слух в раннем детстве). Глухие дети имеют глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, которое может быть наследственным, врожденным или приобретенным в раннем детстве ­ до овладения   речью.   У   большинства   глухих   детей   имеется   остаточный   слух. Нарушение слуха и речевое недоразвитие влекут за собой изменения в развитии всех   познавательных   процессов   ребенка,   в   формировании   его   волевого   по­ ведения, эмоций и чувств, характера и других сторон личности. Позднооглохшие (потерявшие   слух   после   овладения   речью). Позднооглохшие — это дети, потерявшие слух вследствие какой­либо болезни или травмы после того, как они овладели речью, т.е. в 2—3­летнем и более позднем возрасте. Потеря слуха у таких детей бывает разная — тотальная, или близкая к глухоте, или близкая к той, что наблюдается у слабослышащих. У детей может появиться тяжелая психическая реакция на то, что они не слышат многие звуки или слышат их искаженными, не понимают, что им говорят. Это иногда   ведет   к   полному   отказу   ребенка   от   какого­либо   общения,   даже   к психическому заболеванию. Слабослышащие (тугоухие) — дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей   к   нарушению   речевого   развития.     Недостатки   слуха   у   ребенка приводят   к   замедлению   в   овладении   речью,   к   восприятию   речи   на   слух   в искаженном   виде.   Психическое   развитие   такого   ребенка   приближается   к нормальному.   Очень   важно   грамотно   выстраивать   процесс   обучения   и воспитания детей с нарушением слуха. Развитие Недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде. Варианты развития речи у детей с нарушением слуха очень велики и зависят от индивидуальных психофизических особенностей ребенка и от тех социально ­ педагогических условий, в которых он находится, воспитывается и обучается. словесной   памяти   детей   проходит   ряд   стадий   и   совершенствуется   в   ходе формирования   словесной   речи.   Особенностью   развития   словесной   памяти   у детей   с   нарушением   слуха   является   ее   кратковременность.   Долговременная память   формируется   в   процессе   игровой   и   учебной   деятельности   Главной задачей   развития   словесной   памяти   является   овладение   запоминанием   на длительный срок. Ее развитие происходит целенаправленно через коррекционно­ развивающие   упражнения. Вместе   с   тем   глухие   школьники   заметно   лучше запоминают жесты, чем слова, притом запоминают их в той же мере успешно, как   слышащие   дети   ­   слова.   У   глухих   детей   жесты   при   запоминании группируются,   систематизируются   по   значению.   Высокая   продуктивность запоминания жестов глухими детьми свидетельствует о больших возможностях их памяти, о сохранности физиологических ее основ. В   развитии   мышления детей   с   нарушением   слуха   наблюдается   значительно   больше   специфических особенностей,   чем   в   развитии   других   познавательных   процессов.   Развитие логического мышления существенно зависит от уровня речевого развития детей, а   успешность   формирования   логических   операций   зависит   и   определяется степенью   участия   речи   в   процессе   мыслительной   деятельности.   Для   таких детей   характерно замедление процесса формирование понятий. У   детей   с   нарушением   слуха отмечается бедность эмоций. Кроме таких эмоций как горе, радость, страх ­  другие они  не умеют проявлять. Формирование   устной   речи   детей   с нарушениями   слуха   является   одной   из   наиболее   специальных   задач коррекционной работы, поскольку глубокое нарушение слуховой функции резко меняет условия овладения звуковой речью. У   детей   с   нарушениями   слуха всех   групп   возможны   еще   дополнительные   первичные   нарушения   различных ­ органов и систем:  нарушения деятельности вестибулярного аппарата; ­ разные варианты нарушения зрения; ­   минимальная   мозговая   дисфункция,   приводящая   к   первичной   задержке психического развития; ­ обширное поражение мозга, вызывающее олигофрению; ­ нарушения мозговых систем, ведущих к детскому церебральному параличу или другим изменениям в регуляции двигательной сферы; ­ локальные нарушения слухоречевой системы мозга (корковых и подкорковых образований); ­   заболевания   центральной   нервной   системы   и   всего   организма,   ведущие   к психическим заболеваниям (шизофрении, маниакально­депрессивному психозу и др.); -тяжелые   заболевания   внутренних   органов   ­   сердца,   легких,   почек, пищеварительной   системы   и   др.,   ведущие   к   общему   ослаблению   организма; ­ возможность глубокой социально­педагогической запущенности. Известно,   что   в   системе   специальных   образовательных   учреждений   в России   основным   типом   школы   является   школа   ­   интернат,   обслуживающая особые образовательные потребности обширных территорий. Ввиду огромных расстояний дети пребывают в интернате круглогодично, приезжая домой только на каникулы. Под   коррекционной   работой   понимается   целенаправленное педагогическое   воздействие   на   преодоление   или   ослабление   последствий патологии слуха. Системный подход к осуществлению коррекционной работы предполагает формирование и развитие сенсорной, интеллектуальной и речевой культуры ребенка. Своеобразием образовательной программы для детей с нарушением слуха является ориентация на самореализацию учащегося, интеграцию и социальную адаптацию его в различных сферах жизнедеятельности, как интеллектуального, так и физического труда со слышащими людьми. Большинство школ для детей с нарушением слуха имеют классы, куда выводятся   дети,  имеющие   сочетанный   дефект,  например,  нарушение   слуха  и интеллекта. Естественно, образовательная и коррекционная программы для этих детей должны быть иными. В зависимости от степени выраженности у детей нарушений слуха и их сочетания с нарушениями речи и интеллекта, должны быть разработаны различные варианты для их обучения. В   начале учебного   года   проводится   комплексное   обследование   дошкольников.   Оно включает в себя изучение слуховой функции, выявление способности понимать собеседника и быть понятым при устном общении, определение уровня владения фонетической   системой   языка   (звуковой   состав,   словесное   ударение, интонация). Для каждой группы педагогами применяются определенные приемы и методы работы, объем и сложность речевого материала на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и коррекции произношения. Эта работа,   начатая   педагогом   индивидуальной   работы,   продолжается   малым педагогическим   коллективом   группы   в   течение   всего   дня.   Педагоги   и воспитатели,   наряду   с   общими   дидактическими   требованиями,   учитывают   и специфические: -учет состояния слуха и речи каждого дошкольника; -правильное   применение   звукоусиливающей   аппаратуры   коллективного   и индивидуального пользования; -дозировка   слуховой   нагрузки,   определение   объема   речевого   материала, предъявляемого на слух на каждом занятии; -выполнение   принципов   подбора   речевого   материала   в   соответствии   со слухоречевыми возможностями дошкольников; -опора на слухозрительное восприятие с учетом того, что соотношение между слуховым и зрительным восприятием должно быть приблизительно таким же, как у детей с нормальным слухом; -в   ходе   занятий   проводится   необходимая   работа   по   коррекции произносительной   стороны   речи,   применяются   приемы   беглого   исправления ошибок; -особое   внимание   уделяется   выработке   навыков   самоконтроля   и взаимоконтроля за произношением. Отличительной   особенностью   разновариантного   обучения   для специальных (коррекционных) учреждений является наличие диагностического класса.   По   результатам   обучения   в   диагностическом   классе   определяется индивидуальный   образовательный   маршрут   и   тот   вариант   образовательной программы,   который   будет   способствовать   наиболее   адекватной   реализации. Система методов, используемая в школе для детей с нарушением слуха, включает несколько подсистем: методы формирования речи и обучения языку как предмету школьного образования, методы обучения основам наук, методы развития и использования слухового восприятия. Специальное Применение в специальном обучении таких общедидактических методов, как   объяснение,   беседа,   демонстрация,   практические   задания,   упражнения, работа   с   книгой,   наблюдения   и   др.,   связано   с   широким   использованием наглядных пособий и языкового материала, доступного слабослышащих детям. Устная, письменная и дактильная формы речи сочетаются и взаимно дополняют друг друга. обучение   включает   использование   как   специфических   средств,   так   и применяющихся   в   массовой   школе.   К   первым   можно   отнести   дактилологию, которая   используется   в   качестве   вспомогательного   средства,   облегчающего восприятие   речи,   звукового   состава   слов.   К   специфическим   средствам относятся   также   звукоусиливающая   аппаратура,   индивидуальные   слуховые аппараты,   приспособления   для   облегчения   формирования   и   коррекции произношения (шпатель, зонды). Ко   второй   группе   средств   относится письменная речь. Письмо и чтение для детей с нарушением слуха ­ не только более доступный способ усвоения знаний, но и полноценные средства овладения языком. Значительно   возрастает   и   существенно   меняется   роль   наглядных средств   (натуральных   объектов,   их   графических   изображений,   сюжетных картин, макетов, муляжей, экранных пособий) в связи с тем, что они должны в первую очередь не иллюстрировать учебный материал, а наглядно раскрывать его содержание. значение имеют наглядно ­ действенные средства и приемы, способствующие формированию   представлений   и   понятий.   К   ним   относятся   преднамеренное создание   ситуаций,   инсценировка,   драматизация,   пантомима.   Использование этих приемов помогает наглядно обозначить межпредметные связи, причинно ­ Особое на   уровне данном   следственные   отношения   тех   или   иных   явлений.   Все   эти   средства   обычно используются в сочетании со словесными способами обозначения, доступными развития. учащимся Методы и приемы обучения, используемые педагогом на уроках по разным предметам   учебного   плана,   позволяют   учащимся   вместе   с   усвоением дидактического   материала   овладевать   способами   оперирования   этим материалом в разных видах познавательной и практической деятельности. Это находит   выражение   в   разработке   специальных   методик.   В   каждой   из   них создаются   системы   упражнений,   ориентированные   на   специфику   структуры формируемых навыков и умений. речевого   их     Сложность   задач   формирования   речи   и   обучения   родному   языку   как предмету   школьного   образования   в   условиях   речевого   недоразвития   и особенностей   познавательной   сферы   требует   реализации   всего   комплекса общедидактических   методов.   Особую   значимость   в   этом   комплексе   в   плане речевого   развития   учащихся   представляют   те   методы,   которые   имеют практическую   направленность   и   при   использовании   которых   как   бы воспроизводятся   действия   и   операции,   образующие   определенный   речевой навык.   Поэтому обучение   языку строится   на   основе   разнообразных   форм речевой   практики.   Предлагаемый   языковой   материал   сразу   же   используется учащимися в речевой деятельности (общение с учителем и между собой, чтение, выполнение самостоятельных письменных работ, беседы, диалоги и др.). Для развития устной разговорной речи большое значение имеют различные варианты диалогов,   бесед   в   наглядной   и   отвлеченной   ситуациях.   Для   формирования описательно   ­   повествовательной   (монологической)   речи   наиболее эффективными методами являются разнообразные упражнения по составлению изложений, сочинений, устных и письменных рассказов и описаний. На уроках чтения и литературы с целью развития устной и письменной речи используются методы   чтения,   рассказа,   беседы,   составления   плана,   устных   рассказов   и пересказов. В   специальной   методике преподавания математики разработаны   и   продолжают   совершенствоваться конкретные пути формирования математических знаний и навыков в единстве с развитием речи, наглядного и понятийного мышления. Урок   математики   для   детей   является   одним   из труднейших, и по этой причине многие дети не любят этот предмет. Все мы прекрасно знаем, как важно, чтобы урок с самого начала пошёл в нужном русле. Для математики начало урока ­ это устный счёт. Я не один год занимаюсь этой проблемой и могу сказать, что если хорошо, интересно проведён устный счёт, то и   дальше   урок   пойдёт   успешнее,   дети   будут   активны,   заинтересованы.            А  чтобы заинтересовать  детей, нужно  подбирать  разнообразные задания, рассчитанные как насовсем слабых детей, так и на наиболее сильных. Это   могут   быть   задания   вычислительного   характера,   разгадывание   ребусов, задания на внимание, геометрические задания.                                              Для   достижения   правильности   и   беглости   устных   вычислений   на каждом уроке математики  необходимо выделять  5­10 минут для проведения упражнений   в   устных   вычислениях,   предусмотренных   программой   каждого класса.   Устные   упражнения   проводятся   в   вопросно­ответной   форме,   все учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения. Устные упражнения   важны   и   ещё   и   тем,   что   они   активизируют   мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Нельзя,   также   сбрасывать   со   счетов,   важную   воспитательную   роль   устных упражнений   –   они   дисциплинируют,   учат   детей   терпению   и   умению   ждать отставших товарищей, помогать им.  Навыки в проведении различных   измерений,   приобретаемые   во   время   занятий   математикой,   имеют практическое   приложение   в   разных   сферах   деятельности.   В   связи   с   этим большое   значение   имеют   занятия   по   обучению   различным   измерениям   с помощью   приспособлений   и   инструментов   (рулетка,   линейка,   метр,   циркуль, весы, гири). Эти математические знания и навыки тесно связаны с трудовым обучением, участке. Изучение   геометрического   материала,   так   же   как   и   освоение   измерений, протекает   практически   (использование   различных   фигур   в   качестве строительного   материала,   лепка   с   предварительным   изготовлением   заготовок разной   формы   —   частей   будущего   изделия,   аппликации   с   использованием квадрата, круга и пр.). пришкольном занятиями       на   Значительным   своеобразием   отличается   в   специальной   школе преподавание естествознания. Важнейшим условием успешного решения задач данного   предмета   является   использование   таких   методов,   средств   и   форм обучения, которые обеспечивают непосредственное общение детей с природой и способствуют   активизации   их   познавательной   и   речевой   деятельности: экскурсии,   наблюдения,   практические   занятия   на   местности,   опыты, самостоятельные   работы,   сравнение   предметов   и   явлений,   учебно­опытные работы   на   пришкольном   участке,   беседы,   обсуждение   и   систематизация наблюдений и итогов трудовой деятельности, анализ признаков, общих для ряда предметов   или   явлений,   и   др.   Изучение   натуральных   объектов   природы сочетается   с   использованием   разнообразных   наглядных   средств   обучения (картин,   муляжей,   чучел,   макетов,   учебных   кинофильмов   и   диафильмов). Согласно   программе   большое   внимание   уделяется   выработке   у   учащихся практических  умений  и   навыков.  Их  учат   вести   наблюдения  за   явлениями  и состояниями   природы,   пользоваться   термометром,   флюгером,   компасом, фиксировать   результаты   наблюдений,   проводить   несложные   опыты.   В формировании   у   учащихся   естествоведческих   представлений   и   понятий большую роль играют уроки ознакомления с окружающим миром. В беседах, описаниях,   рассказах,   при   ведении   календаря   природы   и   труда   людей анализируются,   систематизируются   и   обобщаются   материалы   наблюдений, экскурсий,   результаты   трудовой   деятельности   детей   (в   живом   уголке,   на пришкольном участке), сведения, полученные при изучении растений, животных, строения тела человека, гигиенических требований к охране здоровья. Преподавание истории позволяет   использовать метод связного изложения материала учителем (при этом учащиеся опираются на план, опорные слова к рассказу педагога), беседы с применением наглядных пособий,   анализа   текста   учебника.   Методы   работы   с   текстом   на   уроках разнообразны: беседы, составление плана, нахождение главной мысли рассказа, пересказ   текста   и   др.   С   историческим   материалом   учащиеся   работают   и самостоятельно.   Для   этого   предусмотрены   следующие   виды   занятий, повышающие   интерес   к   этому   материалу:   подготовка   к   сжатому   пересказу статьи, составление вопросов к ней, подбор и описание иллюстраций к рассказу, составление   рассказов   о   героях   войны   и   труда,   подготовка   сообщений   о праздниках, событиях в стране.  Нравственно ­ патриотическое воспитание является важной задачей становления личности. Уроки истории по теме «Отечественная война 1812г.» и «Великая   Отечественная   война»   дают   самый   благодатный   материал   для патриотического   воспитания.   Например,   слабослышащие   учащиеся   глубже поняли   материал   по   теме.   Сами   готовят   сообщения   по   плану,   читают дополнительную   литературу.   На   урок   мужества   приглашаются   участники Великой   Отечественной   войны   и   работники   тыла,   посещают   тематические экскурсии, просматривают «Книгу памяти» и др. Используя все имеющиеся в распоряжении средства,   учитель   старается   прививать   учащимся   чувство патриотизма,   любви   к   Родине,   своему   городу,   семье,   воспитывать   из   них Граждан России. Уроки изобразительного искусства строятся на включении учащихся в предметно   ­   практические   формы   деятельности.   Обучение   декоративному рисованию начинают с рисования узоров по готовому образцу, а затем переходят к самостоятельным декоративным композициям, в которых находят отражение формы натуральных предметов, объектов природы. Приобретаемые на уроках изобразительного искусства навыки учащиеся используют на уроках трудового обучения (плетение, изготовление аппликаций, вышивка, изготовление игрушек и т. д.). в специальной школе, так же как и в массовой, проводятся по классно ­ урочной системе. Каждый урок способствует развитию познавательных интересов детей, учит   самостоятельности   в  приобретении   новых   знаний   и   обязательно   решает воспитательные и коррекционно ­ развивающие задачи. занятия   Учебные   Все   уроки   и   другие   формы   занятий, независимо от того, по какому учебному предмету они проводятся, призваны служить целям речевого развития учащихся, учитывать своеобразие восприятия ими   речи,   обеспечивать   широкую   практику   речевого   общения.   Поэтому продуманный отбор речевого материала, обеспечение семантизации новых слов и форм и введение их в активную речь являются задачами любого урока или внеклассного занятия в школе для детей с нарушением слуха. При   решении   специфических   задач,   связанных   с преодолением речевого недоразвития, наибольший эффект достигается лишь в условиях   применения   всех   существующих   организационных   форм   (урок, индивидуальные занятия, самостоятельная работа, внеклассные и внешкольные формы учебно­воспитательной работы) при сохранении ведущей роли за уроком. Именно урок позволяет вести занятия целенаправленно, с дозировкой речевого материала, проработкой его в необходимой системе и последовательности, в соответствии с закономерностями формирования речевых навыков. Значительное место занимают индивидуальные занятия, на которых проводится   работа   над   произношением   и   развитием   слухового   восприятия. Выполнение   домашних   заданий   учениками   специальной   школы   не   только преследует   обычную   цель   закрепления   материала   уроков,   но   в   значительной мере направлено на расширение речевой практики. Для   учащихся   с   нарушением   речи   речь   учителя   ­   главный   источник приобретения речевого опыта. Поэтому она должна быть предельно отчетливой, достаточно громкой (но без форсирования голоса), обязательно сохраняющей естественность   интонаций,   правильно   расчлененной   паузами.   Необходимо использовать   все   средства   смысловой   и   эмоциональной   выразительности (логическое ударение, тембровую окраску, ритм, темп). Лучшему пониманию речи   учителя   способствует   и   использование   внеречевых   компонентов: выразительной мимики лица и естественной жестикуляции. На   занятиях учитель   наряду   с   устной   формой   общения   использует   письменную   и дактильную. Последняя применяется главным образом при коррекции ошибок произношения, введении новой лексики, исправлении грамматических ошибок. Сочетание   названных   словесных   средств   зависит   от   изучаемого   на   занятиях материала, этапа его освоения, уровня речевого развития учащихся. Одной   из   актуальных проблем улучшения специального обучения является расширение возможностей интегрированного   обучения   и   воспитания   детей   с   нарушенным   слухом   в массовых   учреждениях   вместе   с   нормально   развивающимися   сверстниками. Существуют   модели   интегрированного   обучения   и   воспитания (комбинированная,   частичная   и   временная),   различающиеся   между   собой   по длительности   пребывания   детей   с   нарушенным   слухом   в   группах   здоровых сверстников. Условия, способствующие успешной интеграции, условно можно разделить   на   внутренние   и   внешние.   К   внешним   относят   раннее   выявление нарушения слуха, наличие условий и желания у родителей обучать ребенка в массовой   школе.   Внутренние   условия   представляют   собой   соответствие   или приближенность  психофизического и речевого развития к уровню возрастной нормы,   отсутствие   дополнительных   отклонений   в   развитии   ребенка   с нарушенным   слухом   и   психологическую   готовность   самого   ребенка   к интегрированному обучению. В России интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную   школу   не   является   массовым   явлением.  Определение   сроков   начала   интегрированного   обучения   решается индивидуально по отношению к каждому ребенку и по желанию его родителей. Родители глухих и слабослышащих детей выбирают обучение в массовых школах в связи с различными причинами: ­  отсутствием   достаточной   информации   о   системе   специального   обучения ребенка с нарушением слуха; ­  престижностью пребывания ребенка с нарушением слуха в массовой школе; ­  объективной оценкой готовности ребенка с нарушением слуха к обучению в массовой школе; ­ нежеланием отправлять ребенка в интернатное учреждение. Глухие   и   слабослышащие   дети,   обучающиеся   в   массовом   учреждении, должны получать помощь, направленную на коррекцию произношения, развитие слухового   восприятия,   экспрессивной   и   импрессивной   речи.   Помощь   может быть постоянной, тогда она носит характер регулярных коррекционных занятий. Бесспорным является одно: отсутствие коррекционной поддержки (особенно в младших   классах)   не   позволит   максимально   реализовать   реабилитационный потенциал ученика с нарушением речи, интегрированного в массовую школу, что создаст для него серьезные проблемы в получении полноценного образования наравне одноклассниками. слышащими со                                                          Список литературы 1. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963. 2. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. М., 1988.                             3. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.  заведений. – М.: 2002. 4. Выготский Л.С. Основы дефектологии. М., 1995. 5. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. М., 1976. 6. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для  слабослышащих детей. М., 1988. 7. Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия  слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных  учреждениях II вида. Пособие для учителя. М.ВЛАДОС, 2004г. 8. Коровин К.Г. Практическая грамматика в системе специального обучения  слабослышащих детей языку. М., 1976.                                                                        Миронова Э.В., Шматко Н.Д. "Интеграция детей с нарушенным слухом в  дошкольные учреждения общего типа". ­ Дефектология. 1995. № 4.                   9. Никитина ММ. Уроки чтения в школе для слабослышащих детей. М., 1991. 10. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. М., 2003. 11. Рау Ф.Ф. "Проблема интеграции глухих". ­ М., 1981.                                           12. "Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха". Сост.  Астафьева В.М. ­ М.: АПК и ПРО, 2000. http://ru. wikipedia. org         http://daz.su Интернет – ресурсы:

Психологические особенности обучения детей с нарушением слуха.

Психологические особенности обучения детей с нарушением слуха.

Психологические особенности обучения детей с нарушением слуха.

Психологические особенности обучения детей с нарушением слуха.

Психологические особенности обучения детей с нарушением слуха.

Психологические особенности обучения детей с нарушением слуха.

Психологические особенности обучения детей с нарушением слуха.

Психологические особенности обучения детей с нарушением слуха.

Психологические особенности обучения детей с нарушением слуха.

Психологические особенности обучения детей с нарушением слуха.

Психологические особенности обучения детей с нарушением слуха.

Психологические особенности обучения детей с нарушением слуха.

Психологические особенности обучения детей с нарушением слуха.

Психологические особенности обучения детей с нарушением слуха.

Психологические особенности обучения детей с нарушением слуха.

Психологические особенности обучения детей с нарушением слуха.

Психологические особенности обучения детей с нарушением слуха.

Психологические особенности обучения детей с нарушением слуха.

Психологические особенности обучения детей с нарушением слуха.

Психологические особенности обучения детей с нарушением слуха.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2017