Психологические особенности подросткового возраста
Оценка 4.6

Психологические особенности подросткового возраста

Оценка 4.6
Документация
docx
воспитательная работа
8 кл
11.05.2018
Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст – сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Резкие изменения, происходящие в физическом и психологическом облике, особенно бросаются в глаза родителям и педагогам.....Доклад для родительского собрания, в котором затронута тема проблем подросткового возраста. Пути возможного решения проблем. Прилагается памятка родителям.Доклад на родительское собрание о проблемах подросткового возраста.
родит собрание проблемы подросткового возраста.docx
«Психологические особенности подросткового возраста» Подростковый возраст – сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Резкие   изменения,   происходящие   в   физическом   и   психологическом   облике,   особенно бросаются   в   глаза   родителям   и   педагогам.   Подростковый   возраст   –   период   кризиса   в развитии   личности   ребенка.   Особенности   личности   подростка   можно   довольно   точно охарактеризовать   в   двух   словах   –   стремление   к   самостоятельности.   Оно   накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение, чувства.  Восьмиклассники   находятся   на   таком   этапе   развития   самостоятельности   как: «Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею».  Данный этап сопровождается следующими моментами:  1. Есть свое мнение, не всегда верное  2. Считает именно свое мнение истинно верным  3. Не считается с мнением родителей  4. Поступает так, как хочет  5.   Есть   стремление   попробовать   все,   что   делают   его   сверстники   и   взрослые (покурить и т.д.)  6. Считает, что он все может и с ним ничего не может случиться (не заботится о безопасности)  Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности родителям нужно:   аргументировать запреты;   обсуждать: если ты поступишь так, то какие будут последствия (испортишь свое здоровье, можешь попасть в плохую компанию, с тобой может случиться что­то плохое);   считаться с мнением подростка (иначе он не научится считаться с вашим);   не считать свою позицию на 100% правильной;   поддерживать его, хвалить (возможно, даже не совсем заслуженно, для повышения уверенности в себе);    не ругать его друзей или тех, с кем он встречается (бесполезно, вызовет только отрицание и негатив), если только тех, с кем он уже расстался или поссорился;   в спорах пытаться договориться  Итак, подросток уже не ребенок, вместе с тем он еще не взрослый. Он не терпит ограничений своей самостоятельности, нередко проявляет резко отрицательное отношение к требованиям взрослых. Чаще всего конфликты подростка со взрослыми возникают в тех семьях, где родители не замечают взросления сына или дочери, продолжают смотреть на них как на «маленьких».  В   13­14   лет   то,   что   было   ценно,   обесценивается,   появляются   новые   кумиры, подросток перестает прямо копировать взрослых, характер взаимоотношений с взрослыми и   родителями   часто   носят   протестный   характер.   В   этом   возрасте   очень   вероятно «заражение» фанатизмом т.к. подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями. Подросток чувствителен к оценке его окружающими. Отсюда известная   ранимость,   колебания   в   настроении.   Внешне   кризис   подросткового   возраста проявляется   в   грубости,   скрытности   поведения,   стремлении   поступать   наперекор требованию и желанию взрослых, в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения.   У   подростка   часто   возникает   беспричинное   чувство   тревоги,   колеблется самооценка,   он   в   это   время   очень   раним,   конфликтен,   может   впадать   в   депрессию. Подросток склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. Любая мелочь может в корне изменить отношение подростка к себе. В собственных глазах он должен быть очень умным, красивым, очень смелым и т.д. Если он вынужден признать, что что­то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам, правда, именно такая противоречивая самооценка необходима   подростку,   для   того   чтобы   развить   у   него   новые,   взрослые,   критерии личностного развития. Поскольку самооценка подростков противоречива, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков.  Особенности   многих   восьмиклассников   проявляются   в   пренебрежительном отношении   к   обучению,   плохая   успеваемость:   всячески   избегая   выполнять   какие­либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия. Т.о. учеба в это время отходит на второй план. В подростковом возрасте обострена боязнь прослыть   слабым,   Чтобы   показать   свою самостоятельность, подросток нередко проявляет упрямство и грубость, хотя он и может осознать,   что   был   не   прав.   Случайная   удача   или   похвала   со   стороны   взрослых   может привести подростка к переоценке себя, к излишней самоуверенности, зазнайству. Даже временная,   случайная   неудача   может   вызвать   неверие   в   свои   силы,   развить   чувство неуверенности,   робости,   застенчивости.   Поэтому   требуется   особый   такт   со   стороны родителей, учителей и воспитателей при общении с подростками.    несамостоятельным,   маленьким. Итак, за что и против чего ведёт борьбу ребёнок в подростковом возрасте?  1. За то, чтобы перестать быть ребёнком.  2. За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.  3. За утверждение среди сверстников.  4. Против замечаний, обсуждений, особенно, ироничных, по поводу его физической взрослости. Подростковый возраст – в высшей степени сложный и противоречивый период становления   человеческой   личности,   требующий   от   родителей   и   педагогов   больших усилий, напряженного труда. В то же время это возраст неповторимой прелести: бурной энергии, жажды познания, страстного искания истины. 5. Пути  решения проблемы. Как общаться с восьмиклассниками в  этот период? Восьмиклассники особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов микросреды, в отношениях формирующих личность, является семья.  Для   любого   подростка   очень   важна   роль   семьи.   Но   в   любой   семье   возникают проблемы   психологического   характера,   которые   приводят   к   кризису   подросткового возраста.  Сегодня мы попытаемся разобрать пути решения данной проблемы:  1.   Формирование   круга   интересов   восьмиклассников   на   основе   особенностей   их характера и способностей  2. Максимальное сокращение периода его свободного времени – «времени праздного существования и безделья»  3. Привлечение к таким занятиям как чтение, самообразование, занятия музыкой, спортом, положительно формирующим личность.  4. Включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.  5. Снижение проявления агрессии путем посещения спортивных секций, ежедневной гимнастики дома  с использованием гантелей и  эспандера, железных гирь и  боксерских перчаток (пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, давая выход накопившейся энергии,   чтобы   агрессия   не   накапливалась   подобно   статистическому   электричеству, имеющему свойство взрываться болезненными разрядами)  6.   Не   предъявлять   подростку   завышенное   требование,   не   подтвержденное способностью восьмиклассника 7. Честно указывать подростку на его удачи и не удачи (причем удачи объяснять его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой)  8.   Не   захваливать   подростка,   объясняя   его   неудачи   случайностью,   т.к.   это формирует у восьмиклассников эффект неадекватности.  ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ВОСЬМИКЛАССНИКА  1. Будьте всегда чуткими к делам своих детей.  2. Анализируйте с детьми причины их удач и неудач.  3. Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко.  4. Старайтесь не ограждать подростка от трудностей.  5. Научите преодолевать трудности. 6.   Сравнивайте   своего   ребенка   только   с   ним   самим!!!,   обязательно   отмечая продвижение вперед.  7. Постоянно контролируйте ребенка, но без гиперопеки по принципу: «Доверяй, но проверяй!».  8.   Поощряйте   даже   едва­едва   возникшие   потребности   в   знаниях,   в   гармонии   и красоте, в самоактуализации (развитие собственной личности). 9.   Информируйте   своего   ребенка   о   границах   материальных   потребностей   и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно.  10. Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка.  11. Рассказывайте ребенку о своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте.  12. Покупайте своему ребенку книги по психологии, самопознанию.  13. Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами).  14.   Помните,   что   только   личным   примером   можно   что­то   изменить   в   лучшую сторону, т.к. самоактуализация передается от родителей к детям. У творческих родителей всегда неординарные дети.  15. Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии.  16. Советуйте ребенку следить за своей внешностью: одеждой, прической, личной гигиеной.  17.   Ни   в   коем   случае   не   запрещайте   подростку   отношений   с   противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, чтобы избежать недоверия между вами.  18. Воспитывайте естественное отношение к проблемам взаимоотношения  полов, простое, здоровое, которое позволит создать в будущем нормальную семью.  19. Чаще рассказывайте своим детям о том, какие у Вас были взаимоотношения с противоположным   полом   в   14­15   лет,   делая   акцент   на   благородстве,   культуре   чувств, уважении друг к другу, ответственности друг за друга.  20. Вашему ребенку будет интересно узнать, как познакомились его родители, как развивались из отношения.  21. Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, просите их информировать Вас о способах времяпровождения, но не превращайтесь в шпиона, следящего за каждым шагом ребенка.  22. Помните: недоверие оскорбляет!!!  23.   Следите   за   тем,   какие   книги   читает   Ваш   ребенок,   какие   фильмы   смотрит. Постарайтесь   оградить   его   от   тех,   которые   могут   вызвать   приступы   агрессии   или девиантного(поведение, отклоняющееся от общепринятых, и устоявшихся норм) поведения. 24. Будьте всегда для своего ребенка прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей(им) мамой(папой). Учите подростка отвечать за свои поступки. Начните это делать, прежде всего, с собственных установок на ситуацию.

Психологические особенности подросткового возраста

Психологические особенности подросткового возраста

Психологические особенности подросткового возраста

Психологические особенности подросткового возраста

Психологические особенности подросткового возраста

Психологические особенности подросткового возраста

Психологические особенности подросткового возраста

Психологические особенности подросткового возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2018