В 11 лет практически все дети пересекают рубеж подросткового возраста. Ведущая деятельность подростка – общение, главное новообразование этого возраста – чувство взрослости. Если хотите, чтобы подростковый возраст прошел без осложнений, следует соблюдать следующие требования:
У подростка очень хрупкий организм, он может часто болеть, у него обостряются хронические заболевания. Надо помочь организму справиться с перестройкой. Для этого строго следите за соблюдением режима дня.
Психологические особенности шестиклассников.docx
Психологические особенности шестиклассников
В 11 лет практически все дети пересекают рубеж подросткового возраста. Ведущая деятельность
подростка – общение, главное новообразование этого возраста – чувство взрослости. Если хотите, чтобы
подростковый возраст прошел без осложнений, следует соблюдать следующие требования:
У подростка очень хрупкий организм, он может часто болеть, у него обостряются хронические
заболевания. Надо помочь организму справиться с перестройкой. Для этого строго следите за
соблюдением режима дня. Не позволяйте злоупотреблять острой пищей, пить много кофе, есть много
шоколада (это крайне вредно для подростка).
Подростки много времени проводят в праздности: часами болтают по телефону, смотрят телевизор,
круглосуточно слушают громкую музыку. Научите ребенка дорожить своим временем. Норма просмотра
телепередач в этом возрасте – 60 минут в день, а для возбудимых детей и того меньше.
Самое важное для ребенка – общение. Разговаривайте с ним каждый день, обсуждайте, что интересного
произошло в течение дня. Не выпытывайте у него информацию, лучше организуйте диалог, расскажите о
своих проблемах, таким образом подавая ребенку пример самораскрытия. Чаще обсуждайте с ним разные
вопросы семейной жизни.
Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Помогите ему разобраться в причинах случившегося.
Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте (обнимайте, целуйте).
Учитывая, что главное новообразование возраста – чувство взрослости, расширяя обязанности подростка,
не забывайте расширять его права.
Приучайте подростка к систематическому труду. У него обязательно должны быть обязанности по дому.
Создайте дома обстановку нетерпимости к курению и употреблению алкоголя, тогда и у ребенка не
появятся подобные вредные привычки.
Обязательно организуйте систематические занятия спортом. Следите за тем, чтобы ребенок посещал
уроки физкультуры, помогите ему выбрать спортивную секцию.
В случае появления у ребенка необычной манеры поведения проанализируйте причины ее появления, при
необходимости обратитесь к психологу.
Шестиклассники (дети 11—12 лет) характеризуются резким возрастанием познавательной активности и
любознательности, возникновением познавательных интересов.
В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной
жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и
смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и
гороскопы.
Многие исследователи рассматривают этот возраст как период «зенита любознательности» (по сравнению
с младшими и старшими детьми). Обратим внимание также на поверхностность, разбросанность этих
проявлений любознательности, а также на практически полное отсутствие их связи со школьной
программой. Недаром среди психологов распространена шутка, что подросток знает все и интересуется
всем, что не входит в школьную программу.
Очевидно, что эта любознательность отражает увеличивающийся интерес школьника к окружающему
миру. Подросток ощущает свои возросшие возможности, что имеет существенное значение для
«подпитки» чувства взрослости.
В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части учеников интересы
связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной
программы (Дубровина И.В., 1991). Вместе с тем эти интересы еще достаточно неустойчивы, легко
меняются.
Любознательность в этом возрасте носит еще довольно инфантильный характер. Это пока еще не
собственно интересы, а создание некоторой основы, которая может позволить ребенку в дальнейшем найти
область подлинных, имеющих личностный смысл интересов и обеспечить полноценный профессиональный
выбор.
Мода на увлечения
Специфика интересов подростков заключается в том, что эти интересы во многом обслуживают
потребность в общении со сверстниками: общие увлечения дают повод для общения, его содержание и
средства. В значительной части случаев подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья, и если
хочет войти в какуюто компанию, подружиться с кемнибудь, то начинает действительно интересоваться тем, что интересно этой компании (например, какойлибо рок или панкгруппой, ездой на мотоцикле или
направлением в моде).
С этим связана и характерная для подростков «мода на интересы», когда какоелибо увлечение как бы
внезапно охватывает весь класс, параллель, а иногда даже чуть ли не всю школу и так же внезапно гаснет.
Подобная «мода» может причудливо соединять в различные комбинации самые разные интересы — от
достаточно возвышенных до простых и даже вредных. Известны, например, случаи, когда детская
токсикомания возникала вследствие появившейся в школе моды нюхать различные бытовые химические
препараты.
Нередки случаи, когда мода перерастает в подлинное, устойчивое увлечение. Если увлечение носит
позитивный характер, то родителям и педагогам важно помочь ребенку в его делах.
Своеобразной чертой подростковых интересов является безоглядность увлечения, когда интерес, часто
случайный и ситуативный, вдруг приобретает сверхценный характер, становится чрезмерным. Такое
встречается и в более младшем, и в более старшем возрастах, но наиболее часто — в 11—12 лет.
Поиск эмоционального насыщения
«Сверхценными» могут стать и ситуативные, и достаточно устойчивые желания, то есть любые мотивы и
потребности подростка. Подобные интересы обычно достаточно быстро проходят, однако при отсутствии
какихлибо сильных конкурирующих мотивов и поддержке группы сверстников они могут приобрести
характер длительного сверхценного увлечения. Примером этого служат многочисленные фанклубы
спортивных команд, музыкантов, актеров и т.п.
Отдельно следует сказать о музыкальных пристрастиях школьников. Именно в это время у подростков
обычно возникает интерес к различным ансамблям, группам, исполнителям. Во многом он определяется
существующей в школе, в компании сверстников модой на те или иные музыкальные направления. Но,
кроме того, интерес, можно сказать, даже страсть к определенным музыкальным стилям связаны с
особенностями эмоциональной жизни подростков. Они испытывают потребность в эмоциональном
насыщении, в соответствующем эмоциональном резонансе, а слова песен являются как бы ответом на
многие мучающие подростка вопросы.
Отсутствие интересов
Подростку становится неинтересным многое из того, чем он увлекался раньше. С этим связано
чрезвычайно сложное и серьезное по своим последствиям полное отсутствие интересов, которое можно
наблюдать в этот период, но чаще — в начале старшего подросткового возраста.
Как уже отмечалось, значение интересов в подростковом возрасте чрезвычайно велико. По их содержанию
во многом можно судить о развитии личности ребенка. Причины устойчивого и полного отсутствия
интересов у подростка кроются часто в отсутствии какихлибо ярких увлечений у окружающих взрослых.
Отрицательно может повлиять и их чрезмерная активность, направленная на развитие какоголибо
интереса у школьника.
Влияют на отсутствие интересов у детей также социальные условия: нехватка кружков, книг в
библиотеках, спортивных секций или высокая, недоступная семье школьника стоимость средств
удовлетворения этих интересов (инструментов, оплаты секций и др.).
Развитие интересов в подростковом возрасте определяется общей атмосферой школы: увлеченностью
педагогов собственным предметом и наличием у них более широких интересов, желанием передать это
ученикам, поддержкой увлечений школьников.
Нередко интересы школьника быстро гаснут, так как он испытывает вполне закономерную для
деятельности в новой сфере неуверенность в себе. Сталкиваясь с первым неуспехом (или недостаточным
успехом), он быстро разочаровывается в этой сфере или в самом себе. Поэтому поддержка подростка,
укрепление его самооценки, обучение анализу причин неудач являются значимыми факторами развития
интересов.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что часто отсутствие интересов отмечается у подростков с ярко
выраженной тенденцией к «отказу от усилия». Они легко поддаются чужому влиянию и готовы пойти за
любым, кто покажет им, как можно без особого труда преодолеть скуку и чемнибудь занять себя.
Поэтому такие подростки составляют основной контингент всевозможных асоциальных группировок. Эти
школьники нуждаются в особом внимании и родителей, и педагогов.
«Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в
переходном возрасте, — писал Л.С. Выготский. — Все психологические функции человека на каждой
ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые определенными, сложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами»
(Выготский Л.С., Сочинения, т. 4, с. 6).
Формализм в учебе.
Возрастание интереса к миру за пределами школы и значимости общения со сверстниками ведет к
проблемам, связанным с так называемым «отходом подростка от школы». Школа, учение закономерно
отходят на второй план. Это важный и необходимый этап развития. Однако подобное снижение
значимости учения у ребенка требует от взрослых особого к нему внимания.
Знания, которые учащийся должен теперь усвоить, существенно отличаются от тех, которые он получал в
начальной школе. Там знания в основном соответствовали повседневному опыту ребенка, в средних
классах школы связь школьных знаний с окружающей действительностью, как правило, опосредованна.
Для того чтобы научиться видеть эту связь, требуются специальные усилия. Школьнику необходимо
усвоить систему понятий и различные закономерности, научиться оперировать абстрактными понятиями.
Если этого не происходит, то школьные знания усваиваются формально.
Формализм в усвоении знаний — существенная причина трудностей в учении в средних классах школы.
При первом виде формализма школьники, как правило, не пытаются проникнуть в суть того, что они
изучают, а механически, не задумываясь, без осмысления «зазубривают» написанное в учебнике или
сказанное учителем. Такой вид формализма наблюдается у подростков, стремящихся хорошо учиться,
прилежных, но характеризующихся несформированностью необходимых мыслительных операций и
отсутствием познавательных интересов.
Второй, наиболее часто встречающийся вид формализма наблюдается у школьников, которые
относительно легко оперируют абстрактными понятиями, владеют необходимыми способами
теоретического мышления, но испытывают трудности, говоря словами известного отечественного
психолога В.В. Давыдова, «в восхождении от абстрактного к конкретному».
Одна из основных причин, как и в первом случае, — низкий уровень развития познавательной
потребности, отсутствие стремления понять суть явлений действительности, понять реально
существующие причинноследственные связи.
Формализм в усвоении школьных знаний отрицательно влияет не только на развитие познавательной
сферы учащихся, но и на формирование их личности. Кроме того, формализм первого вида нередко ведет
к учебной перегрузке ребенка и его повышенной утомляемости.
В 11 лет практически все дети пересекают рубеж подросткового возраста. Ведущая деятельность
подростка – общение, главное новообразование этого возраста – чувство взрослости. Если хотите, чтобы
подростковый возраст прошел без осложнений, следует соблюдать следующие требования:
У подростка очень хрупкий организм, он может часто болеть, у него обостряются хронические
заболевания. Надо помочь организму справиться с перестройкой. Для этого строго следите за
соблюдением режима дня. Не позволяйте злоупотреблять острой пищей, пить много кофе, есть много
шоколада (это крайне вредно для подростка).
Подростки много времени проводят в праздности: часами болтают по телефону, смотрят телевизор,
круглосуточно слушают громкую музыку. Научите ребенка дорожить своим временем. Норма просмотра
телепередач в этом возрасте – 60 минут в день, а для возбудимых детей и того меньше.
Самое важное для ребенка – общение. Разговаривайте с ним каждый день, обсуждайте, что интересного
произошло в течение дня. Не выпытывайте у него информацию, лучше организуйте диалог, расскажите о
своих проблемах, таким образом подавая ребенку пример самораскрытия. Чаще обсуждайте с ним разные
вопросы семейной жизни.
Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Помогите ему разобраться в причинах случившегося.
Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте (обнимайте, целуйте).
Учитывая, что главное новообразование возраста – чувство взрослости, расширяя обязанности подростка,
не забывайте расширять его права.
Приучайте подростка к систематическому труду. У него обязательно должны быть обязанности по дому.
Создайте дома обстановку нетерпимости к курению и употреблению алкоголя, тогда и у ребенка не
появятся подобные вредные привычки.
Обязательно организуйте систематические занятия спортом. Следите за тем, чтобы ребенок посещал
уроки физкультуры, помогите ему выбрать спортивную секцию. В случае появления у ребенка необычной
манеры поведения проанализируйте причины ее появления, при необходимости обратитесь к психологу.
Психологические особенности шестиклассников
Психологические особенности шестиклассников
Психологические особенности шестиклассников
Психологические особенности шестиклассников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.