Психологические особенности шестиклассников

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 04.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В 11 лет практически все дети пересекают рубеж подросткового возраста. Ведущая деятельность подростка – общение, главное новообразование этого возраста – чувство взрослости. Если хотите, чтобы подростковый возраст прошел без осложнений, следует соблюдать следующие требования: У подростка очень хрупкий организм, он может часто болеть, у него обостряются хронические заболевания. Надо помочь организму справиться с перестройкой. Для этого строго следите за соблюдением режима дня.
Иконка файла материала Психологические особенности шестиклассников.docx
Психологические особенности шестиклассников  В 11 лет практически все дети пересекают рубеж подросткового возраста. Ведущая деятельность  подростка – общение, главное новообразование этого возраста – чувство взрослости. Если хотите, чтобы  подростковый возраст прошел без осложнений, следует соблюдать следующие требования: У подростка очень хрупкий организм, он может часто болеть, у него обостряются хронические  заболевания. Надо помочь организму справиться с перестройкой. Для этого строго следите за  соблюдением режима дня. Не позволяйте злоупотреблять острой пищей, пить много кофе, есть много  шоколада (это крайне вредно для  подростка).   Подростки много времени проводят в праздности: часами болтают по телефону, смотрят телевизор,  круглосуточно слушают громкую музыку. Научите ребенка дорожить своим временем. Норма просмотра  телепередач в этом возрасте – 60 минут в день, а для возбудимых детей и того меньше.  Самое важное для ребенка – общение. Разговаривайте с ним каждый день, обсуждайте, что интересного  произошло в течение дня. Не выпытывайте у него информацию, лучше организуйте диалог, расскажите о  своих проблемах, таким образом подавая ребенку пример самораскрытия. Чаще обсуждайте с ним разные  вопросы семейной жизни. Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Помогите ему разобраться в причинах случившегося. Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте (обнимайте, целуйте). Учитывая, что главное новообразование возраста – чувство взрослости, расширяя обязанности подростка,  не забывайте расширять его права. Приучайте подростка к систематическому труду. У него обязательно должны быть обязанности по дому.  Создайте дома обстановку нетерпимости к курению и употреблению алкоголя, тогда и у ребенка не  появятся подобные вредные привычки. Обязательно организуйте  систематические занятия спортом. Следите за тем, чтобы ребенок посещал  уроки физкультуры, помогите ему выбрать спортивную секцию. В случае появления у ребенка необычной манеры поведения проанализируйте причины ее появления, при  необходимости  обратитесь к психологу. Шестиклассники (дети 11—12 лет) характеризуются резким возрастанием познавательной активности и  любознательности, возникновением познавательных интересов.  В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной  жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и  смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и  гороскопы.  Многие исследователи рассматривают этот возраст как период «зенита любознательности» (по сравнению  с младшими и старшими детьми). Обратим внимание также на поверхностность, разбросанность этих  проявлений любознательности, а также на практически полное отсутствие их связи со школьной  программой. Недаром среди психологов распространена шутка, что подросток знает все и интересуется  всем, что не входит в школьную программу.  Очевидно, что эта любознательность отражает увеличивающийся интерес школьника к окружающему  миру. Подросток ощущает свои возросшие возможности, что имеет существенное значение для  «подпитки» чувства взрослости.  В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части учеников интересы  связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы (Дубровина И.В., 1991). Вместе с тем эти интересы еще достаточно неустойчивы, легко  меняются.  Любознательность в этом возрасте носит еще довольно инфантильный характер. Это пока еще не  собственно интересы, а создание некоторой основы, которая может позволить ребенку в дальнейшем найти область подлинных, имеющих личностный смысл интересов и обеспечить полноценный профессиональный  выбор.  Мода на увлечения Специфика интересов подростков заключается в том, что эти интересы во многом обслуживают  потребность в общении со сверстниками: общие увлечения дают повод для общения, его содержание и  средства. В значительной части случаев подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья, и если  хочет войти в какую­то компанию, подружиться с кем­нибудь, то начинает действительно интересоватьсятем, что интересно этой компании (например, какой­либо рок­ или панк­группой, ездой на мотоцикле или  направлением в моде).  С этим связана и характерная для подростков «мода на интересы», когда какое­либо увлечение как бы  внезапно охватывает весь класс, параллель, а иногда даже чуть ли не всю школу и так же внезапно гаснет.  Подобная «мода» может причудливо соединять в различные комбинации самые разные интересы — от  достаточно возвышенных до простых и даже вредных. Известны, например, случаи, когда детская  токсикомания возникала вследствие появившейся в школе моды нюхать различные бытовые химические  препараты.  Нередки случаи, когда мода перерастает в подлинное, устойчивое увлечение. Если увлечение носит  позитивный характер, то родителям и педагогам важно помочь ребенку в его делах.  Своеобразной чертой подростковых интересов является безоглядность увлечения, когда интерес, часто  случайный и ситуативный, вдруг приобретает сверхценный характер, становится чрезмерным. Такое  встречается и в более младшем, и в более старшем возрастах, но наиболее часто — в 11—12 лет.  Поиск эмоционального насыщения «Сверхценными» могут стать и ситуативные, и достаточно устойчивые желания, то есть любые мотивы и  потребности подростка. Подобные интересы обычно достаточно быстро проходят, однако при отсутствии  каких­либо сильных конкурирующих мотивов и поддержке группы сверстников они могут приобрести  характер длительного сверхценного увлечения. Примером этого служат многочисленные фан­клубы  спортивных команд, музыкантов, актеров и т.п.  Отдельно следует сказать о музыкальных пристрастиях школьников. Именно в это время у подростков  обычно возникает интерес к различным ансамблям, группам, исполнителям. Во многом он определяется  существующей в школе, в компании сверстников модой на те или иные музыкальные направления. Но,  кроме того, интерес, можно сказать, даже страсть к определенным музыкальным стилям связаны с  особенностями эмоциональной жизни подростков. Они испытывают потребность в эмоциональном  насыщении, в соответствующем эмоциональном резонансе, а слова песен являются как бы ответом на  многие мучающие подростка вопросы.  Отсутствие интересов Подростку становится неинтересным многое из того, чем он увлекался раньше. С этим связано  чрезвычайно сложное и серьезное по своим последствиям полное отсутствие интересов, которое можно  наблюдать в этот период, но чаще — в начале старшего подросткового возраста.  Как уже отмечалось, значение интересов в подростковом возрасте чрезвычайно велико. По их содержанию во многом можно судить о развитии личности ребенка. Причины устойчивого и полного отсутствия  интересов у подростка кроются часто в отсутствии каких­либо ярких увлечений у окружающих взрослых.  Отрицательно может повлиять и их чрезмерная активность, направленная на развитие какого­либо  интереса у школьника.  Влияют на отсутствие интересов у детей также социальные условия: нехватка кружков, книг в  библиотеках, спортивных секций или высокая, недоступная семье школьника стоимость средств  удовлетворения этих интересов (инструментов, оплаты секций и др.).  Развитие интересов в подростковом возрасте определяется общей атмосферой школы: увлеченностью  педагогов собственным предметом и наличием у них более широких интересов, желанием передать это  ученикам, поддержкой увлечений школьников.  Нередко интересы школьника быстро гаснут, так как он испытывает вполне закономерную для  деятельности в новой сфере неуверенность в себе. Сталкиваясь с первым неуспехом (или недостаточным  успехом), он быстро разочаровывается в этой сфере или в самом себе. Поэтому поддержка подростка,  укрепление его самооценки, обучение анализу причин неудач являются значимыми факторами развития  интересов.  Вместе с тем необходимо иметь в виду, что часто отсутствие интересов отмечается у подростков с ярко  выраженной тенденцией к «отказу от усилия». Они легко поддаются чужому влиянию и готовы пойти за  любым, кто покажет им, как можно без особого труда преодолеть скуку и чем­нибудь занять себя.  Поэтому такие подростки составляют основной контингент всевозможных асоциальных группировок. Эти  школьники нуждаются в особом внимании и родителей, и педагогов.  «Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в  переходном возрасте, — писал Л.С. Выготский. — Все психологические функции человека на каждой  ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе,направляемые определенными, сложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами»  (Выготский Л.С., Сочинения, т. 4, с. 6).  Формализм в учебе. Возрастание интереса к миру за пределами школы и значимости общения со сверстниками ведет к  проблемам, связанным с так называемым «отходом подростка от школы». Школа, учение закономерно  отходят на второй план. Это важный и необходимый этап развития. Однако подобное снижение  значимости учения у ребенка требует от взрослых особого к нему внимания.  Знания, которые учащийся должен теперь усвоить, существенно отличаются от тех, которые он получал в  начальной школе. Там знания в основном соответствовали повседневному опыту ребенка, в средних  классах школы связь школьных знаний с окружающей действительностью, как правило, опосредованна.  Для того чтобы научиться видеть эту связь, требуются специальные усилия. Школьнику необходимо  усвоить систему понятий и различные закономерности, научиться оперировать абстрактными понятиями.  Если этого не происходит, то школьные знания усваиваются формально.  Формализм в усвоении знаний — существенная причина трудностей в учении в средних классах школы.  При первом виде формализма школьники, как правило, не пытаются проникнуть в суть того, что они  изучают, а механически, не задумываясь, без осмысления «зазубривают» написанное в учебнике или  сказанное учителем. Такой вид формализма наблюдается у подростков, стремящихся хорошо учиться,  прилежных, но характеризующихся несформированностью необходимых мыслительных операций и  отсутствием познавательных интересов.  Второй, наиболее часто встречающийся вид формализма наблюдается у школьников, которые  относительно легко оперируют абстрактными понятиями, владеют необходимыми способами  теоретического мышления, но испытывают трудности, говоря словами известного отечественного  психолога В.В. Давыдова, «в восхождении от абстрактного к конкретному».  Одна из основных причин, как и в первом случае, — низкий уровень развития познавательной  потребности, отсутствие стремления понять суть явлений действительности, понять реально  существующие причинно­следственные связи.  Формализм в усвоении школьных знаний отрицательно влияет не только на развитие познавательной  сферы учащихся, но и на формирование их личности. Кроме того, формализм первого вида нередко ведет  к учебной перегрузке ребенка и его повышенной утомляемости.  В 11 лет практически все дети пересекают рубеж подросткового возраста. Ведущая деятельность  подростка – общение, главное новообразование этого возраста – чувство взрослости. Если хотите, чтобы  подростковый возраст прошел без осложнений, следует соблюдать следующие требования: У подростка очень хрупкий организм, он может часто болеть, у него обостряются хронические  заболевания. Надо помочь организму справиться с перестройкой. Для этого строго следите за  соблюдением режима дня. Не позволяйте злоупотреблять острой пищей, пить много кофе, есть много  шоколада (это крайне вредно для  подростка).  Подростки много времени проводят в праздности: часами болтают по телефону, смотрят телевизор,  круглосуточно слушают громкую музыку. Научите ребенка дорожить своим временем. Норма просмотра  телепередач в этом возрасте – 60 минут в день, а для возбудимых детей и того меньше.  Самое важное для ребенка – общение. Разговаривайте с ним каждый день, обсуждайте, что интересного  произошло в течение дня. Не выпытывайте у него информацию, лучше организуйте диалог, расскажите о  своих проблемах, таким образом подавая ребенку пример самораскрытия. Чаще обсуждайте с ним разные  вопросы семейной жизни. Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Помогите ему разобраться в причинах случившегося. Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте (обнимайте, целуйте). Учитывая, что главное новообразование возраста – чувство взрослости, расширяя обязанности подростка,  не забывайте расширять его права. Приучайте подростка к систематическому труду. У него обязательно должны быть обязанности по дому. Создайте дома обстановку нетерпимости к курению и употреблению алкоголя, тогда и у ребенка не  появятся подобные вредные привычки. Обязательно организуйте  систематические занятия спортом. Следите за тем, чтобы ребенок посещал  уроки физкультуры, помогите ему выбрать спортивную секцию. В случае появления у ребенка необычной  манеры поведения проанализируйте причины ее появления, при необходимости  обратитесь к психологу.