Психологический климат урока.

  • Руководства для учителя
  • ppt
  • 19.04.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 58626b81dae8b1fa2a81c4362fe8ec2e.ppt

Психологический климат урока.

Лекция.

Под психологическим климатом

А. С. Макаренко понимал «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного коллектива.

Признаки психологического климата:

    дружеское единение в системе «учитель—ученик» (во внутренних отношениях можно критиковать и наказывать отдельных воспитанников, во вне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его);      




проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию;
наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика;
 

защищенность всех членов классного коллектива (ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности);

разумная и полезная деятельность всех на уроке;
     умение быть сдержанным в движениях, словах.

Современные цели обучения и воспитания

усвоение школьниками системы знаний по предмету,
приобретение умений и навыков,
развитие у них творческих способностей и склонностей,

учет интересов и стремлений каждого учащегося,
тесное взаимодействие учителя и учащихся, при котором упор делается на равноправные человеческие отношения.

Психологические рекомендации учителю по организации урока

учитель обращается к учащимся с приветливой улыбкой,
интригующе сообщает, что сегодня обучающиеся познакомятся с очень интересным материалом,

обращает внимание на всех учащихся: сильных, средних и слабых,
создаёт атмосферу доброжелательности, комфорта,
ориентирует на победное учение,

стимулирует учащихся к поиску закономерностей, совместного решения проблем, дальнейшее их осмысление и обобщение,
стремится обеспечить школьникам интересную поисковую деятельность, приводящую к успеху,

организует успешное овладение знаниями, умениями и навыками на уроке,
возвышает ребенка до осмысления истины и развивает у него способности достижения счастья.

Гуманизация учебно-воспитательного процесса:

поиск оптимальных путей к сердцу и уму школьников,
положительная установка на каждого ученика как уникальную и неповторимую личность,

своевременный учёт индивидуальных особенностей и возможностей учащихся в учебной деятельности, во внеклассной работе и общении,

установление деловых и эмоционально личностных контактов,
развитие умения познавать учащихся в системе «учитель—ученик»,

Составляющие влияния на климат урока:

 позиция учителя на уроке,
стиль его поведения и общения,
отношение учащихся к учению (творческий настрой и готовность к преодолению неизбежных трудностей в учении),

овладение культурой слова (неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального становления),

умение учителя контактировать с классом, с каждым отдельным учеником,
терпимость к критическим замечаниям школьников,
поощрение самостоятельности, собственного мнения, инициативы, активности учащихся.

«...Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики – А.С.) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность».
А. С. Макаренко

Организация познавательной деятельности учащихся

Использование принципов педагогического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества учителя и учащихся,
обеспечение иерархии целей учебной деятельности (от близкой и средней к дальней),

стимулирование уверенности в достижении поставленной цели,
постановка и реализация развивающих задач обучения,

создание оптимальных условий для развития памяти, логики, пространственного воображения, нестандартного мышления, приобретения опыта творческой деятельности,

согласование с жизненными потребностями и возможностями школьников,
применение педагогических технологий на основе знаний психологических особенностей каждого ученика,

проживание урока учащимися на уровне высокой общечеловеческой культуры,
свобода выбора учебного материала (заданий).

Учитель глазами ученика

Причины напряжённости в отношениях субъектов педагогического процесса:
несправедливость учителя – 36% учащихся;
нежелание понять ученика – 40% учащихся;
равнодушие учителя к учащимся – 43%;
бестактность и грубость педагога – 45%.

Школа глазами учащихся

В ситуации выбора остались бы в своей школе – 42% школьников,
всё равно – 48%
(опрос 3000 школьников старших классов).

Условия достижения положительных результатов

1. Сосредоточенность, выдержка, самообладание, собранность учителя.
2. Отсутствие многословия, ярко выраженная волевая направленность.

3. Требовательность и твёрдое намерение без задержки перейти к уроку при одновременном внимании к состоянию учащихся.

4. Использование небольшой психологической паузы перед вопросом, побуждающей их внимание к теме урока.
5.Спокойная уверенная манера держаться при появлении в классе, сочетающаяся с доброжелательностью и сердечностью.

6. Последовательность и постоянство в предъявлении требований.

Величие великого человека обнаруживается в том, как он обращается с маленькими людьми. Карлейль.