Под психологическим климатом
А. С. Макаренко понимал «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного коллектива.
Признаки психологического климата:
дружеское единение в системе «учитель—ученик» (во внутренних отношениях можно критиковать и наказывать отдельных воспитанников, во вне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его);
проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию;
наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика;
защищенность всех членов классного коллектива (ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности);
Современные цели обучения и воспитания
усвоение школьниками системы знаний по предмету,
приобретение умений и навыков,
развитие у них творческих способностей и склонностей,
учет интересов и стремлений каждого учащегося,
тесное взаимодействие учителя и учащихся, при котором упор делается на равноправные человеческие отношения.
Психологические рекомендации учителю по организации урока
учитель обращается к учащимся с приветливой улыбкой,
интригующе сообщает, что сегодня обучающиеся познакомятся с очень интересным материалом,
обращает внимание на всех учащихся: сильных, средних и слабых,
создаёт атмосферу доброжелательности, комфорта,
ориентирует на победное учение,
стимулирует учащихся к поиску закономерностей, совместного решения проблем, дальнейшее их осмысление и обобщение,
стремится обеспечить школьникам интересную поисковую деятельность, приводящую к успеху,
организует успешное овладение знаниями, умениями и навыками на уроке,
возвышает ребенка до осмысления истины и развивает у него способности достижения счастья.
Гуманизация учебно-воспитательного процесса:
поиск оптимальных путей к сердцу и уму школьников,
положительная установка на каждого ученика как уникальную и неповторимую личность,
своевременный учёт индивидуальных особенностей и возможностей учащихся в учебной деятельности, во внеклассной работе и общении,
установление деловых и эмоционально личностных контактов,
развитие умения познавать учащихся в системе «учитель—ученик»,
Составляющие влияния на климат урока:
позиция учителя на уроке,
стиль его поведения и общения,
отношение учащихся к учению (творческий настрой и готовность к преодолению неизбежных трудностей в учении),
овладение культурой слова (неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального становления),
умение учителя контактировать с классом, с каждым отдельным учеником,
терпимость к критическим замечаниям школьников,
поощрение самостоятельности, собственного мнения, инициативы, активности учащихся.
«...Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики – А.С.) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность».
А. С. Макаренко
Организация познавательной деятельности учащихся
Использование принципов педагогического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества учителя и учащихся,
обеспечение иерархии целей учебной деятельности (от близкой и средней к дальней),
стимулирование уверенности в достижении поставленной цели,
постановка и реализация развивающих задач обучения,
создание оптимальных условий для развития памяти, логики, пространственного воображения, нестандартного мышления, приобретения опыта творческой деятельности,
согласование с жизненными потребностями и возможностями школьников,
применение педагогических технологий на основе знаний психологических особенностей каждого ученика,
проживание урока учащимися на уровне высокой общечеловеческой культуры,
свобода выбора учебного материала (заданий).
Учитель глазами ученика
Причины напряжённости в отношениях субъектов педагогического процесса:
несправедливость учителя – 36% учащихся;
нежелание понять ученика – 40% учащихся;
равнодушие учителя к учащимся – 43%;
бестактность и грубость педагога – 45%.
Школа глазами учащихся
В ситуации выбора остались бы в своей школе – 42% школьников,
всё равно – 48%
(опрос 3000 школьников старших классов).
Условия достижения положительных результатов
1. Сосредоточенность, выдержка, самообладание, собранность учителя.
2. Отсутствие многословия, ярко выраженная волевая направленность.
3. Требовательность и твёрдое намерение без задержки перейти к уроку при одновременном внимании к состоянию учащихся.
4. Использование небольшой психологической паузы перед вопросом, побуждающей их внимание к теме урока.
5.Спокойная уверенная манера держаться при появлении в классе, сочетающаяся с доброжелательностью и сердечностью.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.