Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Тихвинская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы» (ГБОУ ЛО «Тихвинская школа-интернат»)
Учитель технологии
Саликова Ольга Владимировна
"Психологический комфорт на уроке технологии, как одно из условий развития личности"
Как сделать, чтобы ученику с ОВЗ было комфортно на уроке технологии, чтобы он урок боялся идти на урок, а шел на него с радостью? Как добиться, чтобы у учеников были глубокие и прочные знания? Такие вопросы задает себе современный учитель.
Все мы знаем - нужно создать на уроке доброжелательную атмосферу, то есть психологический климат для обучающегося. И создать ее должен педагог сообща с обучающимися. Ведь хорошо известно, что если ребенок комфортно чувствует себя на уроке, то от этого напрямую зависит успешность его обучения. В создании комфортных условий огромная роль принадлежит педагогическим методикам и личности учителя, его взаимоотношению с воспитанниками.
На уроки технологии приходят подростки. А подросток – уже не ребенок, но и далеко не взрослый. Он готов с интересом отнестись к любому виду учебной деятельности, лишь бы она не носила механический характер. Подростков привлекает проблемность, быстрый темп занятий, смена видов работ. Обучающиеся, захваченные интересным делом, редко нарушают дисциплину.
Готовясь к каждому виду деятельности на уроке, учитель должен помнить о том, что каждый его ученик, очень раним, боится оказаться в смешном положении. Если он почувствует, что педагог относится к нему неблагожелательно, то не упустит случая оправдать сложившее о себе мнение, причем открыто. С точки зрения детской психологии, обращать на себя внимание ребенку легче негативным поведением. Быть «хорошим» трудно и не весело. Нужно помочь подростку стать успешным на уроке, появится желание получать положительное внимание педагога.
При подготовке к уроку необходимо помнить, что наши воспитанники могут усвоить программный материал лишь на посильном им уровне трудности. В своей работе я использую дифференцированный подход в обучении, в котором можно выделить три основных направления:
1. Организация стремительного движения вперед группы наиболее способных учеников с использованием самообразования.
2. Сочетание объяснений учителя с самостоятельным закреплением материала обучающимися.
3. Объяснение нового материала и его закрепление под руководством
учителя.
С первого занятия ученикам я предъявляю четкие требования, которые будут действовать на протяжении всех лет обучения. Особое место при подготовке к уроку занимает работа с недисциплинированными учениками. Слабоуспевающих учеников я подсаживаю к более сильным товарищам. Перед выполнением любого задания, определяем конечный результат, обязательно я сообщаю ученикам критерии оценок.
Свои уроки я строю не только на требованиях, но и на отношениях. Сотрудничество "учитель-ученик" составляет союз старшего и опытного с менее опытным. На моих уроках ребенок всегда имеет право и возможность высказать свою точку зрения, обосновать её, имеет право на ошибку. Анализируя свой педагогический опыт в своей работе я, как учитель, не запрещаю, а направляю; не управляю, а соуправляю; не принуждаю, а убеждаю; не командую, а организовываю; не ограничиваю, а предоставляю свободу выбора.
Дети нашей школы подвержены быстрой смене настроения. Для учителя симптомом кризиса является внезапное изменение реакции ребенка на привычные типы воздействий. Сначала в реакции ребенка возникает пауза, затем может последовать спор и открытое нарушение правил. Учитель в подобной ситуации должен как можно скорее и безболезненнее преодолеть эти симптомы. Я стараюсь заменить принуждение желанием, которое порождает успех, делая ставку на самостоятельность и самодеятельность ребенка. Зная особенности каждого ученика, учу его с учетом потенциальных возможностей ребенка. Для каждого ученика создается ситуация успеха, одобрения, поддержки и доброжелательности.
В трудной ситуации всегда на помощь может прийти шутка. Когда мы шутим, любая трудная ситуация выглядит несколько иначе. Радость помогает заглушить внутренние отрицательные эмоции, изменить ход мыслей и действий ребенка и всего класса в целом. В творческой работе веселое расположение духа служит залогом успеха.
Я стараюсь построить работу с обучающимися так, чтобы выполняемая ими работа в данный момент стала любимой, а любимое дело пробуждает сознание, а сознание – комфорт.
Практически каждый урок начинаю с фразы: «Возможно то, что мы будем делать, вам покажется трудным, но вы сможете». У меня есть карточки-поддержки, которые я часто использую в своей работе:
«Если захочу – сделаю это»
«Я могу это сделать»
«Терпение и труд – все перетрут»
«Одно маленькое усилие – и будет результат» и т.д.
Эти карточки использую не только в начале урока, но и тогда, когда у ребенка возникает проблема, на любом этапе урока.
В целях образования и обучения я часто сознательно создаю проблему преднамеренно, взываю к жизненному опыту своих воспитанников. Наши дети не очень любят преодолевать трудности, просят помощи учителя, даже если эта помощь не особенно им нужна. Мои действия: беседа и внушение. В трудные для ребенка моменты можно сказать, например, такие слова: "Я тебе обязательно помогу, но ты у меня очень умная и умелая девочка (мальчик). Надо только попробовать". Или: "Посмотрите на эту хитрулю! Сама (сам) может справиться, а помощи просит". Обычно после такого рода фраз ребенок сам смело берется за дело. Технологическая операция получается, следует похвала учителя, обращается внимание всех детей на успех товарища. На своих уроках стараюсь учить своих воспитанников работать с волшебными фразами: Я справлюсь. У меня все получится. Я постараюсь не бояться трудностей.
Основные личностные требования на моих уроках: невосприимчивость к помехам, выносливость, (психологическая и физическая), терпение, усидчивость, быстрота действий, уравновешенность, аккуратность, тщательность.
Особенно велика роль здоровьесбережения для зоны комфорта обучающихся. На своих уроках я пытаюсь создавать условия для физического, психического, социального и духовного комфорта обучающихся. В арсенале учителя должны быть такие средства и методики, которые позволяют параллельно с главной задачей – качественным обучением – решать проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся. За время ведения моей педагогической деятельности я стараюсь включать на уроках приемы здоровьесберегающих технологий и учитывать возрастные и физиологические особенности детей.
Одним из важнейших условий раннего утомления и сохранения работоспособности обучающихся в течении урока является проведение физкультурных пауз. Я их сочетаю с интеллектуальными паузами: решением анаграмм, ребусов, составлением текстовых или рисуночных технологических последовательностей. После этих пауз улучшается функциональное состояние нервной системы, происходит профилактика различных заболеваний, а также, дети освобождаются от стрессов и перенапряжения.
Мои воспитанники очень любят решать анаграммы. Предложить карточку с анаграммой можно как на уроке, так и на перемене перед уроком "особого" в плане поведения обучающегося. Например, реши анаграмму и скажи, о чем у нас пойдет речь на уроке – ОНБУЛЬ, НОЙСМЯ, БЙНЫРЫ, ЙКУННЫРИ – бульон, мясной, рыбный, куринный. Найди лишнее слово и докажи свою точку зрения – ЧЕРКИНА, ЛИМАНА, БАСАКОЛ, ЗЕМКАНИЛЯ – черника, малина, колбаса, земляника; лишнее слово "колбаса". Какой суп можно приготовить – ПУТАСКА, ВОКЬМОР, КЛАВЁС, ФЕЛЬТОКАР – капуста, морковь, свёкла, картофель; приготовить борщ.
Мотивация к обучению – одно из важнейших условий комфорта обучающегося на уроке. Настоящие интересы воспитанников являются важнейшим фактором, делающим обучение более эффективным. Я, как учитель, должна пробудить интерес своих воспитанников к учебе в целом и к технологии в частности. Чем больше содержание уроков отвечает интересам обучающихся, тем полнее сливаются мои усилия по обучению и воспитанию с ответными усилиями подростка, а у него представляется возможность проявить свою индивидуальность.
Для решения проблемы мотивации учебного процесса на своих уроках ставлю перед собой такие задачи, как: формирование социально-значимых знаний и умений, необходимых для успешной самореализации повседневной жизни; вооружение обучающихся целостной культурой организации проектной деятельности; развитие у обучающихся способности самостоятельному принятию решения; формирование у обучающихся своего мнения, позиции, готовности к диалогу в процессе решения совместных задач.
В формировании мотивации обучения можно прибегать к сотрудничеству с родителями. Нам, как никому известно, что неблагополучие в семье ведет к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, обучающиеся уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у них просто не хватает на это энергии. Отсутствие четкой организации жизни подростка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту плохие союзники школьной мотивации.
Подростки, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу. Если есть необходимость, учитель должен постараться помочь родителям понять, как они могут развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать своего ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. Родители могут поддержать учителя, объясняя своему ребенку, что следует соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе. Родителей воспитанников нашей школы часто приходится убеждать в необходимости домашнего труда. Если есть понимание родителей и учителей, мотивация у обучающего будет на высоком или достаточном уровне.
Мотивацию обучения поднимают практические занятия, на которых обучающие могут демонстрировать свои умения. Обучающиеся получают возможность демонстрировать знания, полученные на теоретических занятиях, выходить на решение новых проблем в разных ситуациях. Такие уроки делают оптимальные условия для формирования профессионального мастерства, взаимоотношений в коллективе, создаются условия для благоприятного микроклимата, воспитывает тактичность, уважение, взаимовыручку. Формируя у подростков добросовестное и сознательное отношение к труду, мы подготавливаем его к самостоятельной жизни.
Уроки технологии – особые уроки. На них, в силу специфики предмета, учитель эмоционально близок к ученику. Я стремлюсь к тому, чтобы каждому воспитаннику было психологически комфортно на уроке, а это отвечает задачам личностно – ориентированного обучения.
Хочу, чтобы мои ученики в своей повседневной жизни были самостоятельны. А значит, на уроках технологии я должна добиваться максимальной социализации: самостоятельно работать с источниками информации; быть самостоятельными в ситуации выбора; самостоятельно контролировать свои знания; могли ориентироваться в информационном пространстве.
У подростков с ОВЗ не всегда хорошо развиты внимание, трудолюбие, аккуратность, волевая сфера – усидчивость, умение сделать работу тщательно и до конца. И здесь очень важно, чтобы обучающиеся осознали, что в простых технологических операциях нет мелочей, а есть секреты мастерства. Зато, если постараться, результат порадует самого обучающегося и его товарищей, а если подросток продемонстрирует свое умение дома – родители будут рады. В моей практике есть домашние задания, которые оценивают родители, типа: намыть дома плиту, приготовить винегрет, намыть после ужина посуду, провести первичную обработку овощей к воскресному обеду. Моим воспитанникам такие задания по душе, на уроке они анализируют выполненную домашнюю работу, объясняют, почему мама или бабушка поставили четыре, а не пять. Самое главное в выполнении таких домашних заданий – убедить родителей доверить выполнение того или иного задания. Я это делаю по телефону, но стараюсь поговорить с родителями "по секрету". Честно говоря, договориться получается не совсем, а с некоторыми родителями не сразу. Но в этом вопросе учителю следует проявлять настойчивость, стараясь убеждать родителей в нужности помощи ребенка по дому снова и снова.
Большое значение в комфортном обучении имеет индивидуальный подход к обучающимся, применяя различные виды самостоятельной учебной работы. При выполнении учениками самостоятельных заданий учителю видны трудности отдельных обучающихся, с которыми они сталкиваются и своевременно оказывать коррекционную помощь. Так же при работе с успешными учениками учитель может давать более усложненные задания, отвечающие их высокому уровню подготовки, тем самым стимулирую развития их способностей. Основной акцент в индивидуальной работе ставится на подходе к «сильным» и менее успешным по успеваемости обучающимся. Соответственно общие требования необходимости чуткого и заботливого отношения педагога к улучшению успеваемости реализуется к разным категориям обучающихся.
Необходимым в индивидуальном подходе является коллективная направленность в построение урока, так чтоб обучающиеся имели возможность помогать друг другу и взаимодействовать. Большое значение имеет индивидуальная воспитательная работа по формированию мотивов к успешной учебе у подростков, которые не проявляют старания в получении и применения знаний. Именно сочетание коллективной и индивидуальной работы на уроке технологии обеспечивает необходимую продуктивную педагогическую действенность учебно-воспитательного процесса. Индивидуальная работа обучающихся на уроках технологии плавно должна переходить в групповые занятия и обратно.
Индивидуальные задания так же важны и в плане максимальной мобилизации способностей подростка, а иногда в целях предупреждения возможного зазнайства. При этом необходимо четко определять для себя и обучающихся цели конкретного задания, использовать ее не как эпизод, а как продуманную, постоянно включаемую составную часть урока на всех этапах учебного процесса. Индивидуальный подход дает возможность работать ребенку в индивидуальном и комфортном для него темпе.
Необходимо предварительно убедить ученика в посильном выполнении задании. Это могут быть карточки-задания, карточки с пропусками, карточки-инструкторы и т. д. Когда задание выполнено, учитель должен заметить это, поднять престиж ребенка в глазах класса.
На уроках технологии я пользуюсь презентациями, просмотром видеосюжетов – это повышает эмоциональное состояние воспитанников. Не забываю и про раздаточный материал, который делается своими руками. Индивидуальный раздаточный материал использую как для усвоения новых знаний, так и для дифференцированной проверке знаний обучающихся (учет индивидуальных возможностей и особенности каждого воспитанника). Успех обучающегося – хорошее рабочее настроение.
Примеры заданий
1. Требования к качеству бутерброда (укажи стрелочкой верное утверждение)
Бутерброды готовят |
1.с вечера 2. непосредственно перед подачей 3. когда могут |
Хлеб должен быть |
1. толстым 2. тонким 3. не слишком толстым или тонким |
Хлеб должен быть |
1. полностью покрыт продуктом 2. не важно каким 3. большим |
Продукты должны быть |
1. модными 2. свежими 3. любыми, какие найду |
Крупы
Заполни графы
(уровень трудности данного задания можно варьировать в зависимости от изученного материала, этапа урока, индивидуальных возможностей обучающегося)
Название растения |
Вид круп |
Название каши |
Овес |
|
|
|
|
|
Ячмень |
|
|
Рис |
|
|
Просо |
|
|
Гречиха |
|
|
Пшеница |
|
|
|
|
Слова для справок:
- виды круп: овсяные хлопья, пшеничная, ячневая, манная, геркулес, гречка, пшено, рис
- название каши: пшеничная, геркулесовая, пшенная, овсяная, манная, ячневая, рисовая, гречневая
Блины
Вместо точек вставь соответствующие буквы и узнаешь посуду, оборудование и инструменты для приготовления блинов. Найди лишнее.
В . . . . К
Л . . . А
С . . . . . . . А
Л . . . . . А
П . . . . . . К
С . . . . А
Слова для справок: половник, скалка, венчик, сковорода, лопатка, ложка
Учитель постоянно следит за эмоциональным фоном своих воспитанников, предупреждая возможные срывы. Чтобы узнать, как себя чувствуют обучающиеся на моих уроках, я предлагаю им заполнить карточку в начале и конце урока. Мне это помогает в проведении урока, это занимает очень мало времени. Обучающимся дается задание: выбери цвет, который тебе близок именно сейчас, поставь условный значок.
Таблица некоторых цветов эмоциональной сферы ребенка.
серый |
Желание укрыться от внешних влияний и стимулов |
коричневый |
Ощущение дискомфорта (плохое самочувствие) |
желтый |
Тепло солнца, дух веселья, хорошее настроение, легкость, радость. |
синий |
Полное спокойствие |
красный |
Воля к победе, многое могу сделать |
зеленый |
Способность к критическому анализу, целеустремленность |
Психологический комфорт на уроке технологии положительно влияет развития самодостаточной личности. Доброжелательность, любовь, добрая шутка помогут подростку справится с любыми трудностями, а учителя направят на волну дружбы с воспитанниками.
ЛИТЕРАТУРА:
Модель подготовки учителя технологии и ее роль в формировании естественно-научных, общетехнических и технологических знаний, умений и навыков / О. В. Сидоров, Л. В. Козуб, В. М. Бызов, Н. Н. Козинец /
"Начальная школа" №3, 2002 год Москва
Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева "Путь к волшебству", Санкт-Петербург, 1998
Ю. Башкирова "Эмоциональные сферы", Москва,2003 год.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2014.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.