ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР-ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ», направлен на снижение негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния. Ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности. Формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний.СИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР-ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ», направлен на снижение негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния. Ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности. Формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАРТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ»
Современная жизнь с ее многочисленными трудностями как экономического, так и
психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его
нравственных и физических сил.
Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они
испытывают двойные нагрузки в связи с тем, что их труд, даже в стабильные времена,
отличается высокой эмоциональной нагруженностью и стрессонасыщенносгью.
Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность
воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с
воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в
структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое
здоровье профессиональная психологическая помощь воспитателям по поддержанию и
улучшению их эмоционального и физического самочувствия занимает важное место в ук
реплении психического здоровья педагогов, способствует профилактике синдрома
«эмоционального сгорания», а обучение осознанному управлению собственными
эмоциональными состояниями, приемам и способам саморегуляции.
Основные задачи семинаратренинга
1. Снижение негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные
состояния.
2. Ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с
целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряже
ния,
поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях
профессиональной деятельности.
3. Формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных
состояний.
В основу программы положены различные методы и способы управления эмоциональными
состояниями.
II. Регулярное выполнение предлагаемых нами упражнений позволит педагогу оценить свое
психоэмоциональное состояние, скорректировать его, выработать навыки психологического
самовоздействия с целью снижения эмоционального и физического напряжения.
ПЕРВЫЙ БЛОК УПРАЖНЕНИЙ.
Цель: Снять мышечное напряжение.
Педагоги садятся на стулья, расположенные полукругом.
Упражнение «Снятие напряжения в 12 точках».
Инструкция.
Начните с плавно вращения глазами два раза в одну сторону, два в другую.
Зафиксируйте внимание на отдаленном предмете, а затем переключите его на предмет,
расположенный поблизости.
Нахмурьтесь, ненапрягая, окологлазные мышцы, а потом расслабьтесь и широко зевните
несколько раз.
Расслабьте шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону.
Поднимите плечи как можно выше и медленно опустите их, расслабьте запястья и
подвигая ими.
Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук.Теперь обратитесь торсу. Сделайте три глубоких вдоха. за тем мягко прогнитесь в позвоночник
впередназад и из стороны в сторону.
Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног.
Покрутите ступнями, что бы расслабить лодыжки. Сожмите пальцы ног так, чтобы ступни
изогнулись вверх, повторите три раза.
2. Упражнение «Самомассаж»
Снятие мышечного напряжения.
Межбровная область: потрите это место медленными круговыми движениями;
Задняя часть шеи: мягко сожмите ее несколько раз одной рукой;
Челюсть: потрите с обеих сторон место, где заканчиваются коренные зубы.
Плечи: помассируйте верхнюю часть плеч пятью пальцами.
Ступни ног: Потрите ступни со всех сторон.
3. Упражнение «Руки».
Инструкция. Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки. Представьте себе, что энергия
усталости «вытекает» из вас в землю. Вот она струится от головы к плечам, перетекает к
предплечьям и достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается
вниз. Вы физически ощущаете теплый поток, скользящий по вашим рукам. Посидите так
минуты полторыдве, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от
усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, походите по залу.
ВТОРОЙ БЛОК УПРАЖНЕНИЙ.
Цель: снижение эмоционального напряжения.
1. Упражнение «Достижение состояния покоя».
Инструкция. Сядьте в удобную для вас позу и сосредоточьтесь на рассматривании горящей
свечи (картины, репродукции) в течение некоторого времени. Постарайтесь достичь
ощущения полного покоя, когда нет ни мыслей, ни чувств только созерцание.
2. Упражнение «Поплавок в океане».
Инструкция. Закройте глаза и вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане. У
вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы движетесь туда, куда несут вас ветер и океанские
волны. Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы опять выныриваете на
поверхность. Попытайтесь ощутить эти погружения и выныривания. Ощутите движение
волны, тепло солнца, капли дождя, водяную подушку, поддерживающую вас снизу. Какие еще воз
никают ощущения, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане?
3.Упражнение «Прогулка».
Инструкция. Закройте глаза. Представьте, что вы отправляетесь на прогулку в какое –
нибудь красивое место, позвольте себе спокойно идти в том направлении, куда ведут ноги,
не задумываясь не о чем, не рассматривая чтолибо специально. Позвольте окружающему
миру «войти» в вас, ощутите соприкосновение с ним, свою сопричастность к нему (34)
минуты. Прогулка заканчивается, можно открыть глаза.
4. Упражнение «Идеальный пейзаж»
Каждый человек в мечтах хотел бы оказаться в какомнибудь месте, где он раньше никогда
не был. Закройте глаза. Представьте, мысленно прохладу тихого озера, сень деревьев.
Совершите путешествие в пространство «Идеального пейзажа».
2ТРЕТИЙ БЛОК УПРАЖНЕНИЙ
Цель: Развивать умение вступать в контакт с самим собой; занимать позицию
независимого наблюдателя по отношению к самому себе и к своей ситуации; формировать
позитивное принятие себя.
1. Упражнение «Я в лучах солнца»
На листе нарисуйте солнце, так как его рисуют дети – с кружком посередине и множеством
лучей. В кружке напишите свое имя и нарисуйте автопортрет. Около каждого луча напишите что
нибудь хорошее о себе. задача – вспомнить как можно больше хорошего.
Носите солнце с собой по всюду. Добавляйте лучи, а если станет особенно плохо на душе и
покажется, что вы ни на что не годны, достаньте солнце, посмотрите на него и вспомните, о чем
думали, когда записывали, то или иное свое качество.
1. Упражнение «Самохвальство».
Инструкция. Составьте список хороших дел, которые вы сегодня совершили (то, что не
удалось осуществить, в расчет не берите). Можете записать их положительные результаты.
Например.
Вовремя встал.
Приготовил завтрак для всей семьи и отдельно второй завтрак детям в школу.
Вовремя пришел на работу.
Сварил коллеге кофе.
Выполнил...
Завершил работу над...
Вечером поиграл с детьми, помог им сделать домашнее задание.
Вымыл посуду и т.д.
Проанализируйте: трудно или легко вспомнить то позитивное, что вы сделали за день.
После выполнения упражнения ведущий подводит итог: «Если такого рода записи вы будете
делать в течение всего дня, то не перестанете удивляться, сколько хорошего, полезного для
себя и других вы совершаете».
3ТЕСТ «САМООЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ».
Педагоги заполняют бланк, оценивая свое эмоциональное состояние на данный момент.
Самооценка эмоционального состояния. (Я. Уэссман, Д. Рикс)
Задание. Выберите в каждом из предложенных наборов суждений то, которое наиболее точно отражает
Ваше состояние сейчас.
Шкала «Спокойствие тревожность»
10. Совершенное и полное спокойствие. Непоколебимо уверен в себе.
9. Исключительно хладнокровен, на редкость уверен и не волнуюсь.
8. Ощущение полного благополучия. Уверен, чувствую себя непринужденно.
7. В целом уверен и свободен от беспокойства.
6. Ничто особенно не беспокоит меня. Я чувствую себя более или менее непринужденно.
5. Несколько озабочен, чувствую себя скованно, немного встревожено.
4. Переживаю некоторую озабоченность, страх, беспокойство или неопределенность. Нервозен, волнуюсь,
раздражен.
3. Значительно не уверен. Весьма травмирован неопределенностью. Страшно.
2. Огромная тревожность, озабоченность. Изведен страхом.
1. Совершенно обезумел от страха. Потерял рассудок. Напуган неразрешимыми трудностями.
Шкала «Энергичность усталость»
10. Порыв, не знающий преград. Жизненная сила выплескивается через край.
9. Бьющая через край жизнеспособность, огромная энергия, сильное стремление к деятельности.
8. Много энергии, сильная потребность в действии.
7. Чувствую себя очень свежим. В запасе значительная энергия.
6. Чувствую себя довольно свежим, в меру бодр.
5. Слегка устал. Леность. Энергии не хватает.
4. Довольно усталый. Апатичный (сонный). В запасе не очень много энергии.
3. Большая усталость. Вялый. Скудные ресурсы энергии.
2. Ужасно утомлен. Почти изнурен и практически неспособен к действию. Почти не осталось запасов
энергии.
1. Абсолютно выдохся. Не способен даже к самому незначительному усилию.
Шкала «Приподнятость подавленность»
10. Сильный подъем, восторженное веселье.
9. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность.
8.Возбужден, в хорошем расположении духа.
7. Чувствую себя очень хорошо. Жизнерадостен.
6. Чувствую себя довольно хорошо «в порядке».
5. Чувствую себя чутьчуть подавленно «так себе».
4. Настроение подавленное и несколько унылое.
43. Угнетен и чувствую себя очень подавленно. Настроение определенно унылое.
2. Очень угнетен. Чувствую себя просто ужасно.
1. Крайняя депрессия и уныние. Подавлен. Все черно и серо.
Шкала «Чувство уверенности в себе чувство беспомощности»
10. Для меня нет ничего невозможного. Смогу сделать все, что захочу.
9. Чувствую большую уверенность в себе. Уверен в своих свершениях.
8. Очень уверен в своих способностях.
7. Чувствую, что моих способностей достаточно и мои перспективы хороши.
6. Чувствую себя довольно компетентным.
5. Чувствую, что мои умения и способности несколько ограничены.
4. Чувствую себя довольно неспособным.
3. Подавлен своей слабостью и недостатком способностей.
2. Чувствую себя жалким и несчастным. Устал от своей некомпетентности.
1. Давящее чувство слабости и тщетности усилий. У меня ничего не получается.
Диагностический материал по работе с педагогическим коллективом.
Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации
Холмса и Раге
Увольнение с работы.
Примирение супругов.
Смерть супруга (супруги).
Развод.
Разъезд супругов (без оформления развода), разрыв с партнером.
Тюремное заключение.
Инструкция: Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с Вами в
течение последнего года, и подсчитайте общее число «заработанных» вами очков.
№ Жизненные события
1.
2.
3.
4 .
5 . Смерть близкого члена семьи»
6.
Травма или болезнь.
7. Женитьба, свадьба.
8.
9.
10. Уход на пенсию.
11. Изменение в состоянии здоровья членов семьи.
12. Беременность партнерши.
13. Сексуальные проблемы.
14. Появление нового члена семьи, рождение ребенка.
15. Реорганизация на работе.
16. Изменение финансового положения.
17. Смерть близкого друга.
18. Изменение профессиональной ориентации, смена места работы.
19. Усиление конфликтности отношений с супругом.
20. Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома).
21. Окончание срока выплаты ссуды или займа, растущие долги.
22. Изменение должности, повышение служебной ответственности.
23. Сын или дочь покидают дом.
24. Проблемы с родственниками мужа (жены).
25. Выдающееся личное достижение, успех.
26. Супруг бросает работу (или приступает к работе).
27. Начало или окончание обучения в учебном заведении.
28. Изменение условий жизни.
Баллы
100
73
65
63
63
53
50
47
45
45
44
40
39
39
39
38
37
36
35
31
30
29
29
29
28
26
26
25
529. Отказ от какихто индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения.
30. Проблемы с начальством, конфликты.
31. Изменение условий или часов работы.
32. Перемена места жительства.
33. Смена места обучения.
34. Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска.
36. Изменение привычек, связанных с вероисповеданием.
36. Изменение социальной активности.
37. Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора).
38. Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна.
39. Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты
встреч с другими членами семьи.
40. Изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой пищи, диета,
отсутствие аппетита
41. Отпуск.
42. Рождество, встреча Нового года, день рождения.
43. Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил уличного
движения).
24
23
20
20
20
19
19
18
17
16
15
15
13
12
11
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Доктора Холмс и Раге (США) изучали зависимость заболеваний (в том числе
инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий у
более чем пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и
физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в
жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой
каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в
зависимости от степени его стрессогенности.
В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что 150 баллов
означают 50% вероятности возникновения какогото заболевания, а при 300 баллах
она увеличивается до 90%.
Внимательно прочтите весь перечень, чтобы иметь общее представление о том,
какие ситуации, события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем
представлены. Затем повторно прочтите каждый пункт, обращая внимание на
количество баллов, которым оценивается каждая ситуация. Далее попробуйте
вывести из тех событий и ситуаций, которые за последние два года происходили в
вашей жизни, среднее арифметическое (посчитайте среднее количество баллов в 1
год). Если какаялибо ситуация возникала у вас чаще одного раза, то полученный
результат следует умножить на данное количество раз.
Итоговая сумма определяет одновременно и степень вашей сопротивляемости
стрессу. Большое количество баллов — это сигнал тревоги, предупреждающий вас об
опасности. Следовательно, вам необходимо срочно чтолибо предпринять, чтобы
ликвидировать стресс. Подсчитанная сумма имеет еще одно важное значение она
выражает (в цифрах) вашу степень стрессовой нагрузки.
Для наглядности приводим сравнительную таблицу стрессовых характеристик
Общая сумма баллов
Степень сопротивляемости
стрессу
6150199
200299
Высокая
Пороговая
300 и более
Низкая (ранимость)
Если, к примеру, сумма баллов свыше 300, это означает реальную опасность, т.
е. вам грозит психосоматическое заболевание, поскольку вы близки к фазе нервного
истощения.
Подсчет суммы баллов даст вам возможность воссоздать картину своего стресса.
И тогда вы поймете, что не отдельные, вроде бы незначительные события в вашей
жизни явились причиной возникновения стрессовой ситуации, а их комплексное
воздействие.
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
В. В. БОЙКО
Эмоциональное выгорание это выработанный личностью механизм
психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ
на избранные психотравмирующие воздействия.
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип
эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти
функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно
расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его
дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на
исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какойлибо сфере
взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас
сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания.
Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в
формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей
профессиональной деятельности
пациенты, клиенты, потребители, заказчики,
учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.
Предложенная методика дает подробную картину синдрома "эмоционального
выгорания". Методика позволяет увидеть ведущие симптомы и сформированные
фазы "выгорания" работников. Позволяет дать достаточно объёмную характеристику
личности и наметить индивидуальные меры её профилактики и психокоррекции.
Проведение диагностики заключается в следующем: респонденту предлагается
ответить на 84 суждения, используя «да» и «нет».
7Инструкция: читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во
внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеется в
виду субъекты Вашей профессиональной деятельности люди, с которыми Вы
ежедневно работаете.
После чего в соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчёты:
определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»:
ТЕСТ
Инструкция: Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что,
если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеется в виду субъекты Вашей
профессиональной деятельности люди, с которыми Вы ежедневно работаете.
Ваш пол__________ Возраст___________ стаж работы_______лет______месяцев
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать,
напрягаться.
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно,
медленнее).
5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего
или плохого.
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 23) мне хочется побыть
наедине, чтобы со мной никто не общался.
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы
партнера (свернуть взаимодействие).
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует
профессиональный долг.
810. Моя работа притупляет эмоции.
11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на
работе.
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) изза переживаний, связанных с работой.
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру
профессиональную поддержку, услугу, помощь.
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
18. Меня очень огорчает, если чтото не ладится в отношениях с деловым партнером.
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
20. Изза нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание
партнеру меньше, чем положено.
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится
настроение.
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: чтото должно
случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и
т. п.
29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше
уделять ему внимания.
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь
зла».
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах
работы (меньше делаю, «снижается качество, случаются конфликты).
33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не
могу.
34. Я очень переживаю за свою работу.
35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы (,больше, чем получаешь от них
признательности.
36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области
сердца, повышается давление, появляется головная боль.
37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным
руководителем.
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают
в уныние.
41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и
9знакомыми.
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего
нибудь плохого.
48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или
психического самочувствия.
49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
50. Успехи в работе вдохновляют меня.
51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
52. Я потерял покой изза работы.
53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны
партнера(ов).
54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я
не принимаю близко к сердцу.
55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
56. Я часто работаю через силу.
57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не
слышать.
60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я
затрачиваю.
63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
64. Я в отчаянии изза того, что на работе у меня серьезные проблемы.
65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со
мной.
66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и
отрицательных эмоций.
71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем того, чего я достигаю в силу
обстоятельств.
75. Моя карьера сложилась удачно.
76. Я очень нервничаю изза всего, что связано с работой.
77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о
собственных интересах.
79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с
домашними и друзьями.
1080. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он
этого не заметил.
81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живое чувство.
83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала — обозлила, сделала
нервным, притупила эмоции.
84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
НАПРЯЖЕНИЕ:
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств:
+ 1 (2),+ 13 (3),+ 25 (2), 37 (3),+ 49 (10),+ 61 (5), 73 (5)
2. Неудовлетворенность собой:
2 (3),+ 14 (2),+ 26 (2), 38 (10), 50 (5),+ 62 (5),+ 74 (3)
3. " Загнанность в клетку":
+ 3 (10),+ 15 (5),+ 27 (2),+ 39 (2),+ 51 (5),+ 63 (1), 75 (5)
4. Тревога и депрессия:
+ 4 (2).+ 16 (3),+ 28 (5),+ 40 (5),+ 52 (10),+ 64 (2),+ 76 (3)
РЕЗИСТЕНЦИЯ:
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование:
+ 5 (5), 17 (3),+ 29 (10).+ 41 (2),+ 53 (2),+ 65 (3),+ 77 (5)
2. Эмоциональнонравственная дезориентация:
+ 6 (10), 18 (3),+ 30 (3), '+ 42 (5),+ 54 (2),+ 66 (2), 78 (5)
113. Расширение сферы экономии эмоций:
+ 7 (2),+ 19 (10), 31 (2),+ 43 (5),+ 55 (3),+ 67 (3), 79 (5)
4. Редукция профессиональных обязанностей:
+ 8 (5),+ 20 (5),+ 32 (2), 44 (2),+ 56 (3),+ 68 (3),+ 80 (10)
ИСТОЩЕНИЕ:
1. Эмоциональный дефицит:
+ 9 (3),+ 21 (2),+ 33 (5), 45 (5),+ 57 (3), 69 (10),+ 81 (2)
2. Эмоциональная отстраненность:
+ 10 (2),+ 22 (3), 34 (2),+ 46 (3),+ 58 (5),+ 70 (5),+ 82 (10)
3. Личностная отстраненность (деперсонализация):
+ 11 (5),+ 23 (3).+ 35 (3),+ 47 (5),+ 59 (5),+ 72 (2),+ 83 (10)
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения:
+ 12 (3),+ 24 (2),+ 36 (5),+ 48 (3),+ 60 (2),+ 72 (10),+ 84 (5);
подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3х фаз формирования
«выгорания» напряжение, резистенция, истощение;
находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» сумма
показателей всех 12ти симптомов.
Интерпретация результатов.
При интерпретации результатов необходимо, вопервых, обратить внимание на
итоговый показатель синдрома сгорания:
сумма баллов по всем симптомам составляет 120 баллов и менее: можно судить об
отсутствии эмоционального "выгорания";
сумма баллов составляет 190 баллов и более: произошло сгорание;
если тестируемый набрал промежуточное значение баллов (121189 баллов)
наличествуют признаки синдрома сгорания.
Однако, необходимо отметить, что сопоставление баллов, полученных для фаз,
не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в
синдром.
Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные и зависят от
реакции на внешние и внутренние факторы, от состояния нервной системы, от умения
владеть приемами психологической защиты. По количественным показателям
правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза
сформировалась в большей или меньшей степени:
Для дальнейшей интерпретации необходимо обратить внимание на отдельно
взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в
пределах от 0 до 30 баллов:
9 и менее баллов не сложившийся симптом,
1015 баллов складывающийся симптом,
16 и более сложившийся симптом.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе
или во всем синдроме "эмоционального выгорания".
Важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие
12симптомы, и в какой фазе их наибольшее число.
Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей
фаз развития стресса — «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из
них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов,
полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной
роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно
разные реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты,
состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить
только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в
большей или меньшей степени:
36 и менее баллов — фаза не сформировалась;
3760 баллов — фаза в стадии формирования;
61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.
Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями,
подсчитанными для разных фаз формирования синдрома "выгорания", можно дать
достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить
индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.
С помощью данной методики можно ответить на следующие вопросы:
какие симптомы доминируют;
какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается "истощение";
объяснимо ли "истощение" (если оно выявлено) факторами профессиональной
деятельности, вошедшими в симптоматику "выгорания", или субъективными факторами;
какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние
личности;
в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное
напряжение;
какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы
эмоциональное "выгорание" не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и
партнерам.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИТОГАМ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ НА НАЛИЧИЕ СЭВ
На основании интерпретации результатов подобного исследования рекомендации могут
содержать следующие пункты:
1. Руководители, принимая на работу сотрудников, должны рассматривать персонал как
свой наиболее ценный ресурс и очень заботиться о том, чтобы его сохранить.
2. Развивать в учреждениях образования систему адекватной психологической
поддержки персонала. На практике это означает уважение и принятие человеческой
13природы педагога и такой его жизни за пределами работы, чтобы удовлетворялись
собственные потребности наряду с потребностями других.
3. Сотрудников, впервые приступивших к работе, необходимо реалистически и
адекватно ввести в курс дела, можно организовать системы наставничества для
обеспечения качественной и количественной сторон работы, а также поощрять и
содействовать организации персонального наставничества.
Постоянное
профессиональное совершенствование может служить одним из важных аспектов
стратегии борьбы против выгорания, возникающего в процессе профессиональной
деятельности.
4. Государство в лице Министерства образования РФ может извлечь пользу из создания
общей профессиональной модели или философии, которая понятна, открыта и
коллективно признана своей. В нее можно включить прояснение границ
ответственности и понимание реалистичных целей; знание и согласие в отношении
того, каким делом занимаются образовательные учреждения и почему.
Эмоциональное выгорание это выработанный личностью механизм
психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ
на избранные психотравмирующие воздействия.
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип
эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. "Выгорание" отчасти
функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно
расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его
дисфункциональные следствия, когда "выгорание" отрицательно сказывается на исполнении
профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Работа педагога является деятельностью, в результате которой человек подвержен
эмоциональному истощению, а впоследствии и выгоранию. Постоянные стрессовые
ситуации, которые педагог испытывает и наблюдает ежедневно – всё это требует огромного
напряжения сил и при неумении справляться с данными трудностями может привести к
полному эмоциональному истощению.
Работа педагогов относится к профессиям, так называемого, принудительного
общения, которые составляют группу риска по высокому уровню эмоционального
выгорания.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕРВНОПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ, РИСКА
МЕТОДИКА
14ДЕЗАДАПТАЦИИ В СТРЕССЕ «ПРОГНОЗ»
САНКТПЕТЕРБУРГСКОЙ ВОЕННОМЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ
Рекомендуется при подборе лиц, пригодных для работы в экстремальных
ситуациях
Прочтите утверждения и дайте ответ «да» или «нет».
1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не
рассказывать.
2. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять
друг за друга.
3. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу
справиться.
4. Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний.
5. У меня часто болит голова.
6. Иногда я говорю неправду.
7. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем
теле.
8. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь
9. Бывает, что я сержусь.
10.Теперь мне трудно надеяться на то, что чегонибудь добьюсь в жизни.
11. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно Делать сегодня.
12. Я охотно принимаю участие во всех собраниях и других общественных
мероприятиях.
13. Самая трудная борьба для меня борьба с самим эй.
14. Мышечные судороги и подергивания у меня бывало очень редко.
15. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.
16. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.
17. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.
18. Если мне не грозит штраф и машин по близости г, я могу перейти улицу там, где
мне хочется, а не там, е положено.
19. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и у большинства моих
знакомых.
20. Мне часто говорят, что я вспыльчив.
21. Запоры у меня бывают редко.
22. В игре я предпочитаю выигрывать.
23. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.
24. Сейчас мой вес постоянен я не полнею и не худею.
25. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы
придает мне вес в собственных пазах.
26. Я был бы довольно спокоен, если бы у когонибудь моей семьи были
неприятности изза нарушения закона.
27. С моим рассудком творится чтото неладное.
28. Меня беспокоят мои сексуальные (половые) проблемы.
29. Когда я пытаюсь чтото сказать, то часто замечаю, у меня дрожат руки.
30. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как
1531. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся
32. Думаю, что я человек обреченный.
33. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.
34. Бывает, что я с кемнибудь немного посплетничаю
35. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.
36. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов и особенно не задумываясь,
соглашался с мнением других.
37. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие
38. Моя внешность меня в общем устраивает.
39. Я вполне уверен в себе.
40. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.
41. Ктото управляет моими мыслями.
42. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.
43. Бывает, что неприличная или непристойная шум вызывает у меня смех.
44. Счастливей всего я бываю, когда один.
45. Ктото пытается воздействовать на мои мысли.
46. Я любил сказки Андерсена.
47. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким
48. Меня злит, когда меня торопят.
49. Меня легко привести в замешательство.
50. Я легко теряю терпение с людьми.
51. Часто мне хочется умереть.
52. Бывало, что я бросал начатое дело, т. к. боялся, что не справлюсь с ним.
53. Почти каждый день случается чтонибудь, что пугает меня.
54. К вопросам религии я отношусь равнодушно — они не занимают меня.
55. Приступы плохого настроения бывают у меня редко
56. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.
57. У меня были очень необычные мистические переживания.
58. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.
59. У меня бывали периоды, когда изза волнения и терял сон.
60. Я человек нервный, легко возбудимый.
61. Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и других людей (не хуже).
62. Все у меня получается плохо, не так, как надо.
63. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.
64. Большую часть времени я чувствую себя усталым.
65. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.
66. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.
67. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.
68. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.
69. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы. Переход к
любым другим условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимым.
70. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают
несправедливо.
71. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.
72. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружаю
1673. Я часто испытываю чувство усталости от жизни и не хочется жить.
74. На меня обращают внимание чаще, чем на других.
75. У меня бывают головные боли и головокружения за переживаний.
76. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.
77. Мне трудно проснуться в назначенный час.
78. Если в моих неудачах ктото виноват, я не оставлю безнаказанным.
79. В детстве я был капризный и раздражительный.
80. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов и
психиатров.
81. Иногда я принимаю валериану, элениум, кодеин и другие успокаивающие
средства.
82. У меня есть судимые родственники.
83. В юности я имел приводы в милицию.
84. Случалось, что мне грозили оставить на второй год.
Обработка данных. Подсчитывается сумму правильных ответов, соответствующих
«ключу».
«ДА» вопросы: 3, 5, 7, 10, 16, 20, 26, 27, 29,32, 35, 37, 40, 41, 42, 44, 45, 47, 48, 49,
50, 51, 52, 51» 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80,
81, 82, 83, 84;
«НЕТ» — вопросы: 2, 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24,33, 37, 38, 39, 46, 49, 54, 55, 58, 61, 68.
Методика содержит шкалу для проверки искренности ответов:
«ДА» вопросы: 1, 4, 6, 8, 9, II, 15, 17, 18, 22, 25, 31, 34, 36, 43.
Начинать подведение итогов следует с проверки ответов респондента: если по
данной шкале опрашиваемый набирает 5 и более баллов, результаты недостоверны,
ибо человек хочет казаться лучше, чем, какой он есть.
Интерпретация результатов. Нервнопсихическая неустойчивость тем больше, чем
больше получено баллов. Полученный балл надо соотнести с условной шкалой НПУ;
она в интервале от 1 до 10 пунктов. Чем больше значение пункта условной шкалы, тем
больше нервнопсихическая устойчивость.
Полученные баллы НПУ
Пункты шкалы НПУ
Значение пунктов шкалы
33 и более
2932
2328
1822
1417
1113
910
78
6
5 и менее
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
НПУ
Чем ниже, пункт, тем
больше нервно –
психическая
неустойчивость
Среднее
Чем выше пункты, тем
больше нервно
психическая
устойчивость и меньше
риск дезадаптации в
стрессе
17Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
18