Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Для того, чтобы более эффективно добиваться целей ради которых вы все объединились в дружный коллектив, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!
Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи тренинга:
1. формирование благоприятного психологического климата в группе;
2. развитие умения работать в команде;
3. сплочение группы.
Время: 45-50 минут
готовый тренинг Сплочение группы.docx
КГУ «Бескарагайский колледж» УО
Психологический тренинг
«Сплочение группы»
Педагогпсихолог: А. К. Оразалинова
2016 2017 учебный год Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи тренинга:
1. формирование благоприятного психологического климата в группе;
2. развитие умения работать в команде;
3. сплочение группы.
Время: 4550 минут
1.Приветственное слово
Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных
целей и задач. У Вас есть общие цели – обучение в этом колледже, получение хорошего
образования, отличного диплома! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все
Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только
сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!
2. Формирование норм и правил в группе.
В каждой группе могут быть свои правила, но те, которые приведены ниже, можно считать
основными.
Общение по принципу «здесь и сейчас. Во время занятия все говорят только о том, что
волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
Называть друг друга только по имени.
Персонификация высказываний. Для более откровенного общения во время занятий мы
отказываемся от безличной речи. Поэтому мы заменяем высказывание типа: «Большинство
людей считают, что…» на такое: «Я считаю, что…». Отказываемся и от безадресных
суждений о других. Заменяем фразу типа: «Многие меня не поняли…» на конкретную
реплику: «Оля и Соня не поняли меня».
Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время
занятий, ни под каким предлогом не разглашается. Мы доверяем друг другу и группе в
целом.
Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего мы
оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания
типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения».У
каждого из нас есть определенные симпатии, ктото нам нравится больше, с кемто более
приятно общаться. Но во время занятия мы стремимся поддерживать отношения со всеми
членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем.
Уважение к говорящему. Когда высказывается ктото из товарищей, мы его внимательно
слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Помогаем ему, показывая, что мы
слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром. Не перебиваем,
пока он не закончит говорить.
Правило «Стоп». Во время работы группы любой участник группы может остановить
разговор, вопрос, обращенный к нему или какоелибо другое действие, если посчитает это
психологически опасным для своего внутреннего мира. Человек чувствует в себе силы
пробовать новые способы поведения только тогда, когда он свободен в выборе решений
1.Упражнение «Снежный ком»
Цель: создание доброжелательной атмосферы, раскрепощение, знакомство с участниками
тренинга.
Ход упражнения: Каждый участник группы называет свое имя и личностное качество, за
которое его можно ценить, любить, уважать и т.д. Первый участник называет свое имя и качество,
второй – называет имя и качество первого, затем свое и т.д. Таким образом, имена и качества
нарастают
всех.
Последний
участник
снежный
называет
ком.
как
Обсуждение:
Что помогало нам выполнить упражнение? В каких случаях возникало волнение?
Смотрели ли говорящие в глаза тем, о ком говорили?
Как использовали приемы для запоминания?
2.Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»
Цель: формирование представлений о невербальных средствах общения, развитие умения
понимать партнера без слов, развитие навыков сотрудничества.
Ход упражнения: Ведущий, находясь в центре круга, произносит фразу: «Поменяйтесь местами
те, кто любит мороженое!». Участники, кто любит мороженое, быстро между собой меняются
местами. В это время ведущий занимает чьелибо освободившееся место. Тот, чье место оказалось
занятым ведущим, становится в центр круга и произносит любую фразу, которая начинается со
слов: «Поменяйтесь местами те, кто…».
Обсуждение:
Анализируя упражнение, можно подвести участников к тому, что люди между собой чем
то могут быть похожими.
3. Упражнение «Счёт до десяти»
Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.
Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и
попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете
вместе. Ктото скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее +.
Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса
скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.
Обсуждение:
Что с вами происходило?
Если не получилось, то почему?
Какую стратегию вы выбрали?
4.Упражнение «Люди – к людям»
Цель: сплочение команды, преодоление напряжения
Ход упражнения: После произнесения ведущим фразы "Люди к людям" играющие
распределяются по парам. Затем играющие выполняют все команды ведущего (типа "ухо – к плечу",
"Правая нога к левой руке" и т. п.). После произнесения ведущим фразы "Люди к людям"
играющие должны вновь перераспределиться по парам. Цель ведущего найти себе пару. Тот, кто
остался без пары становится ведущим.
Обсуждение:
Легко ли было выполнять это упражнение?
Что было интереснее – быть ведущим или работать в паре?
5.Упражнение «Быть в центре»
Цель: Эта игра может вызвать у членов группы сильные переживания
Ход упражнения: Игроки встают в круг. Спросите у членов группы, кто из них смог бы в
течение некоторого времени быть в центре сосредоточенного внимания всех остальных. Доброволец
становится в центр. Остальные члены группы садятся на корточки, держа руки за спиной. Потом
все медленно вытягивают руки вперед и одновременно поднимаются. При этом они все время
повторяют имя добровольца, стоящего в середине. Затем члены группы поднимают руки вверх над
головой и все ближе подходят к добровольцу в середине круга. Одновременно они все громче и
громче произносят его имя. Игроки подходят к человеку в середине круга так близко, как только
могут. При этом касаться его нельзя. Игра заканчивается, когда все участники побывают в середине
круга.
6.Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что... Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того,
что бы уже найти приятелей по интересам.
Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к
другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят
своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...».
Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга
отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина
волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой
стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего
круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
Обсуждение:
Какие эмоции испытывали во время упражнения?
Что нового узнали о других?
Что интересное узнали?
7.Упражнение «Рисунок на спине»
Цель: Данная игра – хороший повод посмеяться и уловить особенности окружающих людей.
Ход упражнения: Участники становятся в цепочку, друг за другом. (Если людей много, то их
стоит разбить на несколько групп и выстроить в цепочки) Каждому участнику выдается ручка (или
другое пишущее средство) и листочек. Последнему в цепочке необходимо показать картинку. Он
рисует эту картинку на спине у участника, который стоит впереди него. Последний пытается в это
время понять, что же было нарисовано у него на спине, и нарисовать это же на спине у человека,
стоящего впереди него. И так до конца цепочки. После окончания сверяются первый и последний
рисунок. Так, например, когда я была участником данной игры, звездочка (первый рисунок)
превратилась в луг с цветочками и солнышко (последний рисунок). Данная игра – хороший повод
посмеяться и уловить особенности окружающих людей.
Релаксация:
Ребята, давайте мы не много расслабимся. Сейчас, вы, должны сесть по удобней откинуться на
спинку стула, расслабиться. Во время этого я включу музыку и буду сопровождать ее словами. Вы
должны вслушиваться в слова и попытаться расслабиться.
Моё тело наполняет приятное спокойствие и расслабленность. Я нахожусь в уютном тёплом
доме, который находиться в красивом и красочном лесу, наполненным райскими птицами, добрыми
зверями, сочной зеленью и восхитительными цветами… рядом шумит водопад.
За окном идёт лёгкий дождь, медленно скатываются капли по стеклу…Я лежу на мягкой
кровати с закрытыми глазами…. Рядом никого нет… только я и красочная природа за окном. А
вокруг меня одно большое спокойствие…
В мою правую руку, в плечо проникла энергия расслабленности, она стекается как вода в
ручейке вниз по предплечью в запястье… переходит в кисть наполняя каждый пальчик безмятежной
тишиной. Сделав в кисте круг, моё спокойное внимание поднимается вверх по руке, проходит
плечо, перетекает медленно грудь. Энергия направляется в левую руку, наполняет собой плечо и
предплечье. Опускается в запястье окутывает каждый пальчик, они становиться спокойными как
никогда, они полностью расслабленны. Моё внимание устремляется вверх по руке… выходит из
руки, переплывает как кораблик тихое море через грудь и стекается в ноги, бёдра, колени… икры…
стопы. Они наполнена расслабленностью… каждый пальчик ослаблен и безмятежен…. Волна
спокойствия распространяется вверх по ногам, пересекает всё тело, все органы по очереди. Я
чувствую эту волну каждой клеточкой… и это приятный вал устремляемся к голове. Она
спокойна… Лицо отдыхает. Я ощущаю приятное спокойствие и расслабленность своего тела…
Рефлексия тренинга:
Подведение итогов работы группы. Высказываются подростки (подведите для себя итог,
поделитесь впечатлениями о занятиях, выскажете пожелания и т.д.). Используемая литература:
1. Козлов, Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н. И. Козлов. – Екатеринбург, 1998.
2. Макартычева Г.И.Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. / Г.
Макартычева. СанктПетербург : Речь, 2007. 192 с.
Психологический тренинг «Сплочение группы»
Психологический тренинг «Сплочение группы»
Психологический тренинг «Сплочение группы»
Психологический тренинг «Сплочение группы»
Психологический тренинг «Сплочение группы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.