Психологическое сопровождение первоклассников в период адаптации к школьному обучению, как эффективная форма повышения качества образовательной среды
Оценка 4.6

Психологическое сопровождение первоклассников в период адаптации к школьному обучению, как эффективная форма повышения качества образовательной среды

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
детская психология
6 кл—7 кл
06.10.2021
Психологическое сопровождение первоклассников  в период адаптации к школьному обучению, как эффективная форма повышения качества образовательной среды
Статья рассказывает об условиях успешной адаптации первоклассников к школе.
Психологическое сопровождение первоклассников к школе..docx

 «Психологическое сопровождение первоклассников  в период адаптации к школьному обучению, как эффективная форма повышения качества образовательной среды».

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов, как социально-психологическом, так и физиологическом плане.

Школа требует от ребёнка максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

      В отличие от детского сада в школе дети попадают в более строгую систему требований к ним.

      В детском саду у ребенка был щадящий режим дня.

      Первокласснику необходимо перейти от игровой к учебной познавательной деятельности. 

      В окружении первоклассника появляется много новых людей, с которыми необходимо устанавливать связи.

 

Адаптация первоклассника - процесс привыкания ребенка к условиям школьной жизни.

 Очень важно, чтобы  первоклассник  «вошёл в роль ученика»,  когда:

·         установлен контакт с учителем;

·         ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным требованиям;

·         налажены отношения с одноклассниками;

·         ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;

·         владеет необходимыми учебными умениями и навыками.
Начало формы

Конец формы

Адаптация первоклассника может длиться от двух недель до полугода. Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов, как:

·         индивидуальные особенности ребенка;

·         уровень готовности к школе;

·         степень развития социальных навыков.

 

Для успешной адаптации первоклассников к школе обеспечивается соблюдение таких условий:

·         организация учебно-познавательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей;

·         создание комфортных условий для общения;

·         проведение оздоровительно-профилактической работы;

·         организация щадящего режима школьных занятий с постепенным переходом к обычному распорядку;

·         соблюдение санитарно-гигиенических требований;

·         организация активного досуга во внеурочное время;

·         формирование положительного отношения семьи к новому статусу ученика.

 

В случае удачного сочетания внешних и внутришкольных факторов ребенок без проблем «входит» в школьную жизнь и не испытывает эмоционального дискомфорта при нахождении в классе.

Однако иногда могут возникнуть определенные трудности в адаптации первоклассников к школе. Речь идет о таких обстоятельствах:

·         хроническая неуспеваемость — возникает на фоне низкой работоспособности или несформированности учебных умений;

·         уход от деятельности — проявляется у детей обделенных вниманием, на уроках они абсолютно не слушают объяснения учителя а «погружаются в себя»;

·         негативистская демонстративность — характеризуется плохим поведением ребенка с целью обратить на себя внимание, при этом любое наказание воспринимается им как желаемое поощрение;

·         вербализм — является особым типом развития ребенка, при котором у него очень развита речь, но имеется задержка логического и образного мышления; в такой ситуации первоклассник создает впечатление смышленого ребенка, часто имеет завышенную самооценку, но на практике не может справиться с решением задач и творческих заданий;

·         проявление лени — может возникать по многим причинам (незначительный процент познавательных мотивов, низкая потребность в теоретических знаниях, неуверенность в собственных силах, особенности темперамента и др.) и приводит к замедлению процесса достижения успеха, снижает интерес к школьной жизни.

 

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей.

 

Адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.

·         Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем.

·         Средний уровень — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Бывают незначительные перепады настроения, усталость. Понимает наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных программ. Решает типовые задания, усидчив и внимателен. Добросовестно выполняет указания учителя, но под его контролем. Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.

·         Низкий уровень — ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по имени.     

 

Процесс приспосабливания ребенка к школе очень многогранен и требует постоянного контроля и коррекции со стороны взрослых. Для обеспечения планомерности его протекания в нашей школе организован  комплексный подход, включающий различные мероприятия, среди которых главными являются:

·         диагностика;

·         адаптационные и корректирующие занятия с детьми;

·         консультации педагогов;

·         работа с родителями.

Для проведения диагностики по исследованию адаптации первоклассников к школе используются:

·         наблюдение;

·         психологические методики:

- методика изучения учебной мотивации;

- методика «Домики»;

      - методика «Лесенка»;

·         анкетирование родителей;

·         анкетирование педагогов.

 

Мы считаем важным - создание условий для социальной адаптации при начале обучения в школе, когда закладывается «фундамент» к школьной жизни, в которой ребенок проведет несколько лет, творческой самореализации личности ребёнка.

Поэтому для отдельных первоклассников, имеющих определенные проблемы в адаптации проводятся групповые и индивидуальные мероприятия. В каждом 1 классе созданы  группы для занятий.

Важно сформировать у первоклассника положительную мотивацию к повседневной учебной деятельности, оказать ему моральную поддержку.  

Занятия с детьми мы ориентируем на индивидуальные особенности школьника, на  раскрытие «Я — концепции» каждого ребенка.

 

Во время занятий  в игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально.

Данные занятий способствуют раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности – творческий, познавательный, игровой – обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.

На каждом занятии каждый ребёнок услышан, ему уделено внимание. Дети работают индивидуально, в парах, у тройках. Такие занятия  дети охотно посещают.

Работа с родителями в адаптационный период направлена на повышение их педагогической образованности. С этой целью разработаны советы родителям по преодолению трудностей в адаптации ребенка, организованы индивидуальные консультации. Где мы говорим о разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

 

-                  НАША общая задача - НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ УЧИТЬСЯ!!!!

Таким образом, психологическое сопровождение первоклассников в период адаптации к школьному обучению является эффективной  формой повышения качества образовательной среды.

Филипчева Ирина Ивановна, педагог-психолог           ГБОУ СОШ № 160 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района   Санкт-Петербурга 


 

Скачано с www.znanio.ru

Психологическое сопровождение первоклассников в период адаптации к школьному обучению, как эффективная форма повышения качества образовательной среды»

Психологическое сопровождение первоклассников в период адаптации к школьному обучению, как эффективная форма повышения качества образовательной среды»

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей

Для проведения диагностики по исследованию адаптации первоклассников к школе используются: · наблюдение; · психологические методики: - методика изучения учебной мотивации; - методика «Домики»; - методика…

Для проведения диагностики по исследованию адаптации первоклассников к школе используются: · наблюдение; · психологические методики: - методика изучения учебной мотивации; - методика «Домики»; - методика…

Филипчева Ирина Ивановна, педагог-психолог

Филипчева Ирина Ивановна, педагог-психолог
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.10.2021