Психологическое сопровождение учащихся с ОВЗ (ЗПР) 5 - 9 классов
Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется в рамках реализации основных направлений психологической службы. Педагог- психолог проводит занятия по комплексному изучению и развитию личности школьников с ОВЗ. Работа может быть
организована индивидуально и в мини- группах.
Основные направления деятельности школьного педагога-психолога состоят в
проведении психодиагностики; развитии и коррекции эмоционально- волевой сферы обучающихся; совершенствовании навыков социализации и расширении социального взаимодействия со сверстниками (совместно с социальным педагогом); разработке и осуществлении развивающих программ; психологической профилактике, направленной на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся с ОВЗ.
Помимо работы со школьниками педагог-психолог проводит консультативную работу с педагогами, администрацией школы и родителями по вопросам, связанным с обучением и
воспитанием учащихся. Кроме того, в течение года педагог-психолог осуществляет информационно - просветительскую работу с родителями и педагогами. Данная работа включает чтение лекций, проведение обучающих семинаров и тренингов.
С целью профилактики и коррекции проблем в учебно - воспитательной деятельности, осуществляя индивидуально-дифференцированный подход, педагогу важно помнить, что "Мы не можем дать детям с ограниченными возможностями другого полноценного здоровья, значит
должны дать им другую полноценную жизнь". Ведь призвание педагогов - открывать мир школьникам, и в этом союзе учитель и ученик дополняют друг друга: если позиция ученика: «Я так много хочу знать, помоги мне», то позиция преподавателя: «Возьми то, что хочешь узнать и понять, если трудно, разберѐмся вместе». Учащийся сам пойдет на контакт. Поднятая рука - не только сигнал учителю: «Я знаю», но и «Можно, я попробую». Попытку ответить, следует вовремя поддерживать, давать возможность ребенку поверить в себя, тогда учащийся раскроет себя и свои индивидуальные возможности на каждом уроке. Это можно определить как эффективность проведения консультативной работы учителя-дефектолога с педагогами и родителями, заинтересованными в решении вопросов обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.
Реализуя индивидуальное сопровождение детей с ЗПР, повышается значимость консультативной деятельности психологического сопровождения с родителями. В рамках «Тройственного союза: Ребенок – Родитель – Педагог» консультативная работа с ребенком с ограниченными возможностями здоровья является наиболее оптимальной.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся
подросткового возраста с ЗПР
Для детей этой группы характерна:
· неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической
деятельности;
· также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон
психической деятельности.
Особенности мышления:
· снижение уровня сформированности основных мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, абстракции, переноса; · снижение познавательной активности.
Особенности памяти:
· снижение продуктивности запоминания и его устойчивость;
· преобладание наглядной памяти над словесной;
· низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения;
· неумение организовать свою работу;
· недостаточная познавательная активность и целенаправленность при
запоминании и воспроизведении;
· слабое умение использовать рациональные приемы запоминания;
· недостаточный объем и точность запоминания;
· преобладание механического запоминания над словесно-логическим;
· быстрое забывание материала, низкая скорость запоминания.
Особенности восприятия:
· низкий уровень развития восприятия (необходимость более длительного
времени для приема и переработки сенсорной информации);
· недостаточность и фрагментарность знаний об окружающем мире;
· затруднения при узнаваемости предметов, находящихся в непривычном
положении, контурных и схематических изображений;
· недостаточная сформированность пространственных представлений
(трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации).
Особенности внимания:
· недостаточная сформированность произвольного внимания;
· дефицитарность основных свойств внимания;
· снижение способности распределять и концентрировать внимание;
· неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания.
Особенности эмоционально волевой сферы и личности
· эмоциональная лабильность (неустойчивость настроения и эмоций);
· слабость волевых усилий (несамостоятельность, внушаемость);
· личная незрелость в целом;
· частые проявления беспокойства и тревоги;
· снижение уровня произвольной регуляции, низкий уровень
самоконтроля;
· неустойчивость самооценки, неуверенность в себе;
· недостаточность самосознания;
· эмоциональная нестабильность, неустойчивость во взаимоотношениях
со взрослыми и сверстниками;
· проявление черт детскости в деятельности и поведении; · несоответствие мотивационной направленности возрасту; · нуждаются в эмоциональном одобрении.
5 класс
Подростковый возраст – это переходный период между детством и взрослостью, период развития ребенка с особыми, присущими только этому возрасту чертами. В подростковом возрасте происходят резкие качественные изменения анатомо-физиологического состоянии ребенка и его психики. Структуры организма ребенка начинают развиваться быстро и неравномерна, в этот возрастной период происходит половое созревание. Бурные психофизиологические изменения делают психику особенно уязвимой к воздействию вредоносных биологических и социальных факторов, повышают риск возникновения психических заболеваний. Именно в подростковом возрасте формируются разнообразные акцентуации характера, которые при неблагоприятных обстоятельствах могут развиться в психопатии, возникают выраженные нарушения поведения.
В познавательной сфере также происходят резкие сдвиги. Бурно развиваются сложные формы аналитико-синтетической деятельности, абстрактное мышление, воображение. Центральный фактор психического развития в этом возрасте - становление нового уровня самосознания, что приводит к резким колебаниям
в отношении к себе, к неустойчивости самооценки. Для подростков характерны эмоциональная нестабильность, несдержанность, колебания настроения, связанные с проявлением чувства «взрослости», упрямство, проявление негативизма. Повышенная ранимость может сочетаться с
отсутствием сострадания к другим; развязность и робостью. Подростковый возраст – период формирования мировоззрения, системы
ценностей, интересов. С одной стороны подросток стремиться утвердить свою
индивидуальность, с другой - принадлежать группе, соответствовать ее ценностям, причем
принятие групповых норм часто идет некритично. Активно
идет развитие рефлексии, самоанализа. Анализируются отношения со взрослыми, сверстниками,
в результате чего могут проявляться страхи социального характера, протестные реакции и прочее.
Таким образом, даже для нормально развивающегося подростка типичны изменения эмоционально-волевой сферы, увеличивается риск появления девиантного поведения, аффективных нарушений. У детей с отклонением в развитии дисгармонии подросткового возраста встречаются чаще и выражены значительнее, происходит взаимовлияние специфических нарушений и общих изменений психики, характерных для этого возраста, усиливается влияние неблагоприятных социальных факторов на психическое развитие.
Переход в обучении от одного к нескольким учителям дает возможность подростку сравнить их между собой и выработать новые критерии в оценке их деятельности. Если у младших школьников и у младших подростков отношение к учебным предметам зависит от отношения к учителю и получению отметок, то старших подростков привлекает содержание предмета, умение педагога его излагать и способность создавать ситуацию успеха.
В отличие от младших школьников подростки приступают к решению интеллектуальных задач, не опираясь на усвоенный ранее абзац, а выдвигая гипотезу о возможных путях ее решения. Вот почему об эффективности учебы подростков можно говорить лишь в том случае, если учитель использует проблемный подход в обучении.
Основными целями психологического сопровождения
учащегося в этот период являются формирование у них психологической
готовности к переходу в среднее звено и помощь в адаптации к новым условиям обучения.
Основными задачами являются:
· Целенаправленное формирование психологических новообразований данного возраста: произвольности в управлении двигательными и интеллектуальными процессами;
· рефлексии, внутреннего плана действий
· Формирование вербально-понятийного, абстрактного мышления · Формирование комунникативной компетентности.
Направления:
· Развитие психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, мышление, пространственные представления, зрительно-двигательная координация, речь);
· Развитие эмоционально-волевой сферы (общение, взаимодействие, самооценка, эмоции, эмоциональные состояния).
По результатам диагностической работы, для учащихся 5 класса, составляется индивидуальная программа психологической коррекции, на основе авторской психологической программы (Н.П. Локалова «120 уроков психологического развития»), рекомендованной Психологическим институтом Российской академии образования в качестве методического пособия и учебного пособия «Психология» под редакцией И.В.
Дубровиной, рекомендованного Российской академией образования к использованию в качестве учебного пособия.
Занятия проводятся индивидуально, один раз в неделю, согласно тематическому планированию. По структуре занятие делится на вводную, основную и заключительную часть. Задачей вводной
части является создание у учащегося определенного положительного эмоционального фона, снятие эмоционального напряжения.
Задания для основной части урока подбирались с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательной структуры. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий, при
этом, обеспечивая разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий и сохраняя единство их внутренней психологической направленности.
В системе заданий реализован принцип «спирали», т.е. возвращение к одному
и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
Задача заключительной части урока состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащегося и тех трудностей, которые у него возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащегося на вопрос, чем же он занимался и чему научился на данном занятии.
Для оценки эффективности уроков психологического развития используются следующие показатели:
· Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении
заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность ученика и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
· Результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
· Особенности поведения учащегося на занятиях: активность, заинтересованность школьника обеспечивают положительные результаты;
· Косвенным показателем эффективности данных уроков может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также отзывы учителей о работе учащихся на других уроках.
Кроме того, представляется важным оценивать воздействие уроков психологического развития на эмоциональное состояние учеников. Для этого может быть использован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного урока просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент, Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого - о радостном, зеленого - о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового - о тревожности, напряженности, черного - об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов этого задания, полученных в начале и конце урока, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого ученика под влиянием уроков психологического развития.
6- 7 класс
Подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности. В этот крайний период времени подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и другими. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки. Моральные ценности, качества личности, также становятся для них объектом самовоспитания.
Интенсивно умственно работая и также интенсивно бездельничая, подросток постепенно осознает себя как личность.
К основным психологическим новообразованиям данного возраста относятся:
· Развитие самосознания, формирования самооценки; · Интенсивное формирование характера; · Чувство взрослости; · Интимно-личностное общение; · Потребность в самоутверждении; · Критическое мышление; · Любознательность и жажда проверки себя; · Повышенная эмоциональность.
На данном этапе возможны серьезные затруднения, связанные со спецификой обучения подростков. Характер учебных затруднений: ограниченность кругозора и объема сведений об окружающем; недостаточный запас знаний, особенно обобщающих; низкий уровень словесно-логического мышления; затруднения в понимании и применении знаний.
Трудности в учебной деятельности:
· Затруднения при самостоятельном выполнении учебных действий
(анализ, синтез, абстрагирование);
· Инертность мыслительной деятельности;
· Несформированность учебной деятельности;
· Дисгармония мотивов учения.
Для большинства подростков, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частные конфликты, агрессивность, стремление обвинит окружающих, нежелание и неумение признавать свою вину, доминирование защитных форм поведения и неспособность к конструктивному решению конфликтных ситуаций.
Основным направлением деятельности в данной программе занятий с подростком является работа по развитию эмоциональной сферы и формирование навыков адекватного, конструктивного общения подростка со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме. В целом программа призвана способствовать гармонизации отношений подростков с окружающей средой. На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, самопроверке и групповому тестированию.
По результатам диагностической работы, для учащихся составляется индивидуальная программа психологической коррекции, на основе авторской психологической программы (Н.П. Локалова «120 уроков психологического развития»), рекомендованной Психологическим институтом Российской академии образования в качестве методического пособия и учебного пособия «Психология» под редакцией И.В. Дубровиной, рекомендованного Российской академией образования к использованию в качестве учебного пособия.
Программа занятий рассчитана на работу в течение всего учебного года. Занятия проводятся один раз в неделю. Структура занятий традиционна и состоит из вступления, основной части и заключительной. Форма работы – индивидуальная.
Основными направлениями психокоррекционных занятий являются:
· Обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
· Развитие умения слушать других людей;
· Обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;
· Обучения способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных
импульсов;
· Формирование позитивной моральной позиции;
· Расширение знаний о профессиях.
Для оценки эффективности уроков психологического развития используются следующие показатели:
· Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении
заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность ученика и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
· Результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
· Особенности поведения учащегося на занятиях: активность, заинтересованность школьника обеспечивают положительные результаты;
· Косвенным показателем эффективности данных уроков может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также отзывы учителей о работе учащихся на других уроках.
Кроме того, представляется важным оценивать воздействие уроков психологического развития на эмоциональное состояние учеников. Для этого может быть использован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного урока просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент, Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого - о радостном, зеленого - о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового - о тревожности, напряженности, черного - об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов этого задания, полученных в начале и конце урока, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого ученика под влиянием уроков психологического развития.
8-9 класс
Старший подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности. В этот краткий период времени подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и другими. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного.
Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки.
Моральные ценности, качество личности, также становятся для них объектом
самовоспитания. Интенсивно умственная работая и также интенсивно бездельничая, подросток
постепенно осознает себя как личность.
К основным психологическим новообразованиям данного возраста относятся:
· Развитие самосознания, формирование самооценки;
· Интенсивное формирование характера;
· Чувство взрослости;
· Интимно-личностное общение;
· Потребность в самоутверждении;
· Критическое мышление;
· Любознательность и жажда проверки себя;
· Повышенная эмоциональность.
Одним из основных вопросов является выбор профессии. В современном понимании помощь в выборе профессии сводится к постепенному формированию у подростков внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих
профессиональных планов и перспектив (Н.С.Пряжников). при этом конкретный профессиональный выбор может рассматриваться как один из элементов профессионального самоопределения вообще, а также как одно из упражнений для формирования способности к последующим профессиональным выборам, которых на протяжении жизни у человека случается немало.
Основными приоритетами в профессиональном и личностном самоопределении в современной ситуации является:
1. Постепенное формирование у подростков умения прогнозировать развитие выбираемых профессий в ближайшей перспективе; отказ от безоговорочной ориентации на моду по отношению к довольно ограниченному числу профессий;
2. Помощь в нахождении личностных смыслов по отношению не только к привлекательным профессиям, ног и к тем, которые приходится выбирать вопреки первоначальному желанию.
Фактически работа со старшеклассниками проходит в двух взаимосвязанных направлениях:
1. Помощь в решении конкретных проблем, связанных с актуальным профессиональным выбором и подготовкой к нему;
2. Постепенное и ненавязчивое формирование у подростка основ для личностного и профессионального самоопределения.
Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, самопроверке и групповому тестированию.
Основными направлениями психокоррекционных занятий являются:
· Снятие эмоционального напряжения
· Развитие навыков общения
· Развитие навыков взаимодействия
· Развитие способности к саморефлексии
· Развитие эмпатии
· Развитие эмоциональной выразительности
· Формирование умения контролировать свои эмоции
· Повышение самооценки
· Социальная адаптация
· Расширение знаний о профессиях, профессиональном определении и личностном развитие.
По результатам диагностической работы, для учащихся составляется индивидуальная программа психологической коррекции, на основе авторской психологической программы (Н.П. Локалова «120 уроков психологического развития»), рекомендованной Психологическим институтом Российской академии образования в качестве методического пособия и учебного пособия «Психология» под редакцией И.В. Дубровиной, рекомендованного Российской академией образования к использованию в качестве учебного пособия Программа рассчитана на работу в течение всего учебного года. Занятия проводятся один раз в неделю. Структура занятий традиционна и состоит из вступления, основной части и заключительной. Форма работы – индивидуальная.
Для оценки эффективности уроков психологического развития используются следующие показатели:
· Степень помощи, которую оказывает педагог учащимся при выполнении
заданий: чем помощь педагога меньше, тем выше самостоятельность ученика и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
· Результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
· Особенности поведения учащегося на занятиях: активность, заинтересованность школьника обеспечивают положительные результаты;
· Косвенным показателем эффективности данных уроков может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также отзывы учителей о работе учащихся на других уроках.
Кроме того, представляется важным оценивать воздействие уроков психологического развития на эмоциональное состояние учеников. Для этого может быть использован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного урока просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент, Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого - о радостном, зеленого - о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового - о тревожности, напряженности, черного - об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов этого задания, полученных в начале и конце урока, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого ученика под влиянием уроков психологического развития.
Тематический план занятий коррекции ЗПР Учащихся 4- 5 классов 2018 – 2019 уч.год
№ |
Тема раздела, урока |
Планируемые результаты |
Кол |
Дата урока |
|
|
п/п |
|
|
–во |
|
|
|
|
|
План |
Факт |
|
||
|
|
|
часо |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Входная |
Диагностика особенностей |
1 |
06.09 |
|
|
|
диагностика |
когнитивной и |
|
|
|
|
|
|
эмоционально – волевой |
|
|
|
|
|
|
сферы |
|
|
|
|
|
|
Оценка индивидуальных |
|
|
|
|
|
|
особенностей обучающейся |
|
|
|
|
|
|
Развитие аналитико-синтетической |
-Развитие |
|
наглядно- |
|
|
|
|
||||||||
2 |
|
сферы |
|
|
|
|
образного |
мышления |
и |
|
13.09 |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
способности анализировать. |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
¾ «Продолжи числовой ряд» |
|
|
|
|
10 |
20.09 |
|
|
||||||
|
|
|
¾ «Продолжи |
|
|
|
|
-Умение строить простейшие |
|
27.09 |
|
|
|||||
|
|
|
|
закономерность», «Дорисуй |
обобщения, |
при |
которых |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
04.10 |
|
|
||||||||||
|
|
|
|
девятое», несложные |
после сравнения |
требуется |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
логические задания на |
абстрагироваться |
от |
|
11.10 |
|
|
|||||||
|
|
|
|
поиск недостающей фигуры |
несущественных признаков. |
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
18.10 |
|
|
|||||||||
|
|
|
|
с нахождением 1—2 |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
особенностей, лежащих в |
|
|
|
|
|
25.10 |
|
|
|||||
|
|
|
|
основе выбора, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
08.11 |
|
|
|
|
|
|
¾ «Противоположное слово» |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
¾ «Подбери пару», |
|
|
|
|
|
15.11 |
|
|
||||||
|
|
|
|
аналитические задачи 1-го |
|
|
|
|
|
22.11 |
|
|
|||||
|
|
|
|
типа (с прямым и обратным |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
утверждением). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
3 |
|
Развитие внимания |
|
|
|
|
Повышение |
|
объѐма |
|
29.11 |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
внимания, |
|
развитие |
|
|
|
|
|||
|
|
|
¾ «Графический |
|
диктант» |
|
4 |
06.12 |
|
|
|||||||
|
|
|
|
(двухцветные |
вариантыс |
переключения внимания |
и |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
аудиальной инструкцией) |
навыков самоконтроля |
|
|
13.12 |
|
|
|||||||
|
|
|
¾ игра «Муха» — 2-й уровень |
|
|
|
|
|
20.12 |
|
|
||||||
|
|
|
|
(с визуальным контролем), |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
¾ поиски ходов в лабиринтах |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
с опорой на план |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
¾ составление узоров |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
(«мозаика», «точки») |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
¾ выполнение заданий |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
«Запутанные дорожки» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
¾ игра «Внимательный |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
художник» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
4 |
|
Развитие пространственного |
|
Развитие восприятия |
|
4 |
27.12 |
|
|
||||||||
|
|
восприятия и воображения |
«зашумленных» объектов. |
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формирование элементов |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
¾ Игры на перевоплощение: |
конструктивного мышления |
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
«Мозаика» (из 9 элементов) |
и конструктивных навыков. |
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
с зарисовыванием в тетрадь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
¾ «Зашифрованный рисунок» |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
¾ получение заданной |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
геометрической фигуры из |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
других фигур |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
¾ складывание узоров по |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
образцу и памяти |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
Развитие памяти |
Развитие визуальной и |
8 |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
аудиальной памяти |
|
|
|
|
|
¾ Упражнения на |
|
|
|
|
|||
|
|
запоминание различных |
|
|
|
|
|||
|
|
предметов (5—7 предметов |
|
|
|
|
|||
|
|
с учетом расположения), |
|
|
|
|
|||
|
|
¾ игра «Внимательный |
|
|
|
|
|||
|
|
художник», |
|
|
|
|
|||
|
|
¾ игра «Найди отличия». |
|
|
|
|
|||
|
|
¾ Игра «Снежный ком» для |
|
|
|
|
|||
|
|
запоминания информации, |
|
|
|
|
|||
|
|
представленной аудиально. |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||
6 |
|
Развитие личностно- |
Развитие навыков |
6 |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мотивационной сферы |
совместной деятельности и |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
чувства ответственности за |
|
|
|
|
|
¾ задание «подбери пару» |
принятое решение |
|
|
|
|||
|
|
¾ Лабиринты |
|
|
|
|
|||
|
|
¾ логические задачи |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||
7 |
|
Итоговая |
Диагностика когнитивной, |
1 |
|
|
|||
|
|
диагностика |
эмоционально – |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
волевой сферы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка динамики развития |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
когнитивной, эмоционально |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
–волевой сферы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тематический план занятий коррекции ЗПР Учащейся 8 класса 2018 – 2019 уч.год
№ |
Тема раздела, урока |
Планируемые результаты |
Кол– |
Дата урока |
|
|
п/п |
|
|
во |
|
|
|
|
|
План |
Факт |
|
||
|
|
|
часов |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Входная |
Диагностика особенностей |
1 |
04.09 |
|
|
|
диагностика |
когнитивной и |
|
|
|
|
2
3
|
|
|
|
|
|
эмоционально – волевой сферы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка индивидуальных |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
особенностей обучающейся |
|
|
|
Развитие аналитико-синтетической |
- развитие функций анализа и |
|
|
|
|||||
сферы |
|
|
|
синтеза, сравнения и |
|
|
|
||
|
¾ Упражнения на поиск |
обобщения, абстрагирования. |
10 |
11.09 |
|
||||
|
|
|
|||||||
|
|
закономерности, обобщение, |
|
|
18.09 |
|
|||
|
|
проведение классификации |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
предметов, чисел, понятий |
|
|
25.09 |
|
|||
|
|
по заданному основанию |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
классификации; |
|
|
|
|
02.10 |
|
|
|
¾ решение логических задач, |
|
|
09.10 |
|
||||
|
|
требующих построения |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
цепочки логических |
|
|
16.10 |
|
|||
|
|
рассуждений (аналитические |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
задачи 3-го типа с |
|
|
23.10 |
|
|||
|
|
построением «логического |
|
|
06.11 |
|
|||
|
|
квадрата»); |
|
|
|
|
|
||
|
¾ переформулировка |
|
|
13.11 |
|
||||
|
|
отношений из прямых в |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
обратные, задания с |
|
|
20.11 |
|
|||
|
|
лишними и недостающими |
|
|
|
|
|||
|
|
данными, нетрадиционно |
|
|
|
|
|||
|
|
поставленными вопросами; |
|
|
|
|
|||
|
¾ логическое обоснование |
|
|
|
|
||||
|
|
предполагаемого результата, |
|
|
|
|
|||
|
|
нахождение логических |
|
|
|
|
|||
|
|
ошибок в приводимых |
|
|
|
|
|||
|
|
рассуждениях («Подбери |
|
|
|
|
|||
|
|
пару», «Угадай слово», |
|
|
|
|
|||
|
|
«Дорисуй девятое», |
|
|
|
|
|||
|
|
«Продолжи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
закономерность») |
|
|
|
|
|||
Развитие внимания |
|
|
1.Развитие саморегуляции и |
|
|
|
|||
|
|
|
|
умения работать в |
|
|
|
||
|
¾ «Графический |
диктант» |
4 |
27.11 |
|
||||
|
|
(двухцветные |
варианты с |
умозрительном плане. |
|
||||
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
аудиальной инструкцией) |
2. самостоятельное |
|
04.12 |
|
|||
|
¾ игра «Муха» — 2-й уровень |
|
|
|
|||||
|
планирование этапов |
|
11.12 |
|
|||||
|
|
(с визуальным контролем), |
|
|
|||||
|
|
деятельности. |
|
18.12 |
|
||||
|
¾ поиски ходов в лабиринтах с |
|
|
|
|||||
|
|
опорой на план |
|
|
|
|
|
|
¾ составление узоров («мозаика», «точки»)
¾ выполнение заданий
«Запутанные дорожки»
¾ игра «Внимательный художник»
4 |
|
Развитие пространственного |
|
Развитие общей способности |
4 |
25.12 |
|
|
||||
|
|
восприятия и воображения |
искать и находить новые |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
решения, необычные способы |
|
|
|
|
|
|
Упражнения, требующие |
достижения требуемого |
|
|
|
|
|||||
|
|
результата, новые подходы к |
|
|
|
|
||||||
|
|
нетрадиционного подхода, задачи |
|
|
|
|
||||||
|
|
рассмотрению предлагаемой |
|
|
|
|
||||||
|
|
поискового характера. |
|
|
|
|
||||||
|
|
ситуации. |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
¾ Игры на перевоплощение: |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
«Мозаика» (из 9 элементов) с |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
зарисовыванием в тетрадь |
|
|
|
|
|
||||
|
|
¾ «Зашифрованный рисунок» |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
¾ получение заданной |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
геометрической фигуры из |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
других фигур |
|
|
|
|
|
||||
|
|
¾ складывание узоров по |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
образцу и памяти |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
5 |
|
Развитие памяти |
Развитие визуальной и |
8 |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
аудиальной памяти |
|
|
|
|
|
|
¾ Упражнения на запоминание |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
различных предметов (7- |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
9предметов с учетом |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
расположения), |
|
|
|
|
|
||||
|
|
¾ игра «Внимательный |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
художник», |
|
|
|
|
|
||||
|
|
¾ игра «Найди отличия». |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
¾ Игра «Снежный ком» для |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
запоминания информации, |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
представленной аудиально. |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
6 |
|
Развитие личностно-мотивационной |
Развитие познавательных |
5 |
|
|
|
|||||
|
|
сферы |
|
интересов, уверенности в своих |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
силах и навыков совместной |
|
|
|
|
|
|
¾ задание «подбери пару» |
деятельности, закрепление |
|
|
|
|
|||||
|
|
социального статуса ученика. |
|
|
|
|
||||||
|
|
¾ Лабиринты |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
¾ логические задачи |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
7 |
|
Итоговая |
Диагностика когнитивной, |
1 |
|
|
|
|||||
|
|
диагностика |
эмоционально – |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
волевой сферы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка динамики развития |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
когнитивной, эмоционально – |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
волевой сферы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.