Психологическое сопровождение учащихся с ОВЗ (ЗПР) 5 - 9 классов

  • docx
  • 01.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала psikhologicheskoe_soprovozhdenie_uchashhikhsja_s_o.DOCX


Психологическое сопровождение учащихся с ОВЗ (ЗПР) 5 - 9 классов

 

 

 

Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется в рамках реализации основных направлений психологической службы. Педагог- психолог проводит занятия по комплексному изучению и развитию личности школьников с ОВЗ. Работа может быть

 

организована индивидуально и в мини- группах.

Основные   направления   деятельности    школьного    педагога-психолога          состоят    в

 

проведении психодиагностики; развитии и коррекции эмоционально- волевой сферы обучающихся; совершенствовании навыков социализации и расширении социального взаимодействия со сверстниками (совместно с социальным педагогом); разработке и осуществлении развивающих программ; психологической профилактике, направленной на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся с ОВЗ.

 

Помимо работы со школьниками педагог-психолог проводит консультативную работу с педагогами, администрацией школы и родителями по вопросам, связанным с обучением и

 

воспитанием учащихся. Кроме того, в течение года педагог-психолог осуществляет информационно - просветительскую работу с родителями и педагогами. Данная работа включает чтение лекций, проведение обучающих семинаров и тренингов.

 

С    целью профилактики и коррекции проблем в учебно - воспитательной деятельности, осуществляя индивидуально-дифференцированный подход, педагогу важно помнить, что "Мы не можем дать детям с ограниченными возможностями другого полноценного здоровья, значит

 

должны дать им другую полноценную жизнь". Ведь призвание педагогов - открывать мир школьникам, и в этом союзе учитель и ученик дополняют друг друга: если позиция ученика: «Я так много хочу знать, помоги мне», то позиция преподавателя: «Возьми то, что хочешь узнать и понять, если трудно, разберѐмся вместе». Учащийся сам пойдет на контакт. Поднятая рука - не только сигнал учителю: «Я знаю», но и «Можно, я попробую». Попытку ответить, следует вовремя поддерживать, давать возможность ребенку поверить в себя, тогда учащийся раскроет себя и свои индивидуальные возможности на каждом уроке. Это можно определить как эффективность проведения консультативной работы учителя-дефектолога с педагогами и родителями, заинтересованными в решении вопросов обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.

 

Реализуя индивидуальное сопровождение детей с ЗПР, повышается значимость консультативной деятельности психологического сопровождения с родителями. В рамках «Тройственного союза: Ребенок – Родитель – Педагог» консультативная работа с ребенком с ограниченными возможностями здоровья является наиболее оптимальной.

 

 

Психолого-педагогическая характеристика учащихся

подросткового возраста с ЗПР

 

Для детей этой группы характерна:

· неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической

деятельности;

 

· также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон

психической деятельности.

 

Особенности мышления:

· снижение уровня сформированности основных мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, абстракции, переноса; · снижение познавательной активности.

 

Особенности памяти:

· снижение продуктивности запоминания и его устойчивость;


· преобладание наглядной памяти над словесной;

 

· низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения;

 

· неумение организовать свою работу;

· недостаточная познавательная активность и целенаправленность при

запоминании и воспроизведении;

 

· слабое умение использовать рациональные приемы запоминания;

· недостаточный объем и точность запоминания;

 

· преобладание механического запоминания над словесно-логическим;

· быстрое забывание материала, низкая скорость запоминания.

 

Особенности восприятия:

· низкий уровень развития восприятия (необходимость более длительного

времени для приема и переработки сенсорной информации);

 

· недостаточность и фрагментарность знаний об окружающем мире;

 

· затруднения при узнаваемости предметов, находящихся в непривычном

положении, контурных и схематических изображений;

 

· недостаточная сформированность пространственных представлений

(трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации).

 

Особенности внимания:

· недостаточная сформированность произвольного внимания;

· дефицитарность основных свойств внимания;

 

· снижение способности распределять и концентрировать внимание;

· неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания.

 

Особенности эмоционально волевой сферы и личности

· эмоциональная лабильность (неустойчивость настроения и эмоций);

· слабость волевых усилий (несамостоятельность, внушаемость);

 

· личная незрелость в целом;

· частые проявления беспокойства и тревоги;

 

· снижение уровня произвольной регуляции, низкий уровень

самоконтроля;

 

· неустойчивость самооценки, неуверенность в себе;

 

· недостаточность самосознания;

· эмоциональная нестабильность, неустойчивость во взаимоотношениях

со взрослыми и сверстниками;

 

· проявление черт детскости в деятельности и поведении; · несоответствие мотивационной направленности возрасту; · нуждаются в эмоциональном одобрении.

 

 

5  класс

 

Подростковый возраст – это переходный период между детством и взрослостью, период развития ребенка с особыми, присущими только этому возрасту чертами. В подростковом возрасте происходят резкие качественные изменения анатомо-физиологического состоянии ребенка и его психики. Структуры организма ребенка начинают развиваться быстро и неравномерна, в этот возрастной период происходит половое созревание. Бурные психофизиологические изменения делают психику особенно уязвимой к воздействию вредоносных биологических и социальных факторов, повышают риск возникновения психических заболеваний. Именно в подростковом возрасте формируются разнообразные акцентуации характера, которые при неблагоприятных обстоятельствах могут развиться в психопатии, возникают выраженные нарушения поведения.


В     познавательной сфере также происходят резкие сдвиги. Бурно развиваются сложные формы аналитико-синтетической деятельности, абстрактное мышление, воображение. Центральный фактор психического развития в этом возрасте - становление нового уровня самосознания, что приводит к резким колебаниям

 

в   отношении к себе, к неустойчивости самооценки. Для подростков характерны эмоциональная нестабильность, несдержанность, колебания настроения, связанные с проявлением чувства «взрослости», упрямство, проявление негативизма. Повышенная ранимость может сочетаться с

 

отсутствием сострадания к другим; развязность и робостью. Подростковый возраст – период формирования мировоззрения, системы

 

ценностей, интересов. С одной стороны подросток стремиться утвердить свою

индивидуальность,  с  другой  -  принадлежать  группе,  соответствовать  ее  ценностям,  причем

принятие групповых норм часто идет некритично. Активно

идет развитие рефлексии, самоанализа. Анализируются отношения со взрослыми, сверстниками,

 

в     результате чего могут проявляться страхи социального характера, протестные реакции и прочее.

 

Таким образом, даже для нормально развивающегося подростка типичны изменения эмоционально-волевой сферы, увеличивается риск появления девиантного поведения, аффективных нарушений. У детей с отклонением в развитии дисгармонии подросткового возраста встречаются чаще и выражены значительнее, происходит взаимовлияние специфических нарушений и общих изменений психики, характерных для этого возраста, усиливается влияние неблагоприятных социальных факторов на психическое развитие.

 

Переход в обучении от одного к нескольким учителям дает возможность подростку сравнить их между собой и выработать новые критерии в оценке их деятельности. Если у младших школьников и у младших подростков отношение к учебным предметам зависит от отношения к учителю и получению отметок, то старших подростков привлекает содержание предмета, умение педагога его излагать и способность создавать ситуацию успеха.

 

В    отличие от младших школьников подростки приступают к решению интеллектуальных задач, не опираясь на усвоенный ранее абзац, а выдвигая гипотезу о возможных путях ее решения. Вот почему об эффективности учебы подростков можно говорить лишь в том случае, если учитель использует проблемный подход в обучении.

 

Основными целями психологического сопровождения

учащегося в этот период являются формирование у них психологической

готовности к переходу в среднее звено и помощь в адаптации к новым условиям обучения.

Основными задачами являются:

 

· Целенаправленное формирование психологических новообразований данного возраста: произвольности в управлении двигательными и интеллектуальными процессами;

 

·  рефлексии, внутреннего плана действий

 

· Формирование вербально-понятийного, абстрактного мышления · Формирование комунникативной компетентности.

 

Направления:

 

·         Развитие психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, мышление, пространственные представления, зрительно-двигательная координация, речь);

 

·         Развитие эмоционально-волевой сферы (общение, взаимодействие, самооценка, эмоции, эмоциональные состояния).

 

По результатам диагностической работы, для учащихся 5 класса, составляется индивидуальная программа психологической коррекции, на основе авторской психологической программы (Н.П. Локалова «120 уроков психологического развития»), рекомендованной Психологическим институтом Российской академии образования в качестве методического пособия и учебного пособия «Психология» под редакцией И.В.


Дубровиной, рекомендованного Российской академией образования к использованию в качестве учебного пособия.

 

Занятия проводятся индивидуально, один раз в неделю, согласно тематическому планированию. По структуре занятие делится на вводную, основную и заключительную часть. Задачей вводной

 

части является создание у учащегося определенного положительного эмоционального фона, снятие эмоционального напряжения.

 

Задания для основной части урока подбирались с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательной структуры. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий, при

 

этом, обеспечивая разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий и сохраняя единство их внутренней психологической направленности.

 

В  системе заданий реализован принцип «спирали», т.е. возвращение к одному

и  тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.

 

Задача заключительной части урока состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащегося и тех трудностей, которые у него возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащегося на вопрос, чем же он занимался и чему научился на данном занятии.

 

Для оценки эффективности уроков психологического развития используются следующие показатели:

·         Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении

 

заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность ученика и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

 

·         Результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

 

·         Особенности поведения учащегося на занятиях: активность, заинтересованность школьника обеспечивают положительные результаты;

 

·         Косвенным показателем эффективности данных уроков может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также отзывы учителей о работе учащихся на других уроках.

 

Кроме того, представляется важным оценивать воздействие уроков психологического развития на эмоциональное состояние учеников. Для этого может быть использован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного урока просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент, Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого - о радостном, зеленого - о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового - о тревожности, напряженности, черного - об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов этого задания, полученных в начале и конце урока, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого ученика под влиянием уроков психологического развития.

 

 

6- 7 класс

 

Подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности. В этот крайний период времени подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и другими. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки. Моральные ценности, качества личности, также становятся для них объектом самовоспитания.


Интенсивно умственно работая и также интенсивно бездельничая, подросток постепенно осознает себя как личность.

 

К  основным психологическим новообразованиям данного возраста относятся:

· Развитие самосознания, формирования самооценки; · Интенсивное формирование характера; · Чувство взрослости; · Интимно-личностное общение; · Потребность в самоутверждении; · Критическое мышление; · Любознательность и жажда проверки себя; · Повышенная эмоциональность.

 

 

На данном этапе возможны серьезные затруднения, связанные со спецификой обучения подростков. Характер учебных затруднений: ограниченность кругозора и объема сведений об окружающем; недостаточный запас знаний, особенно обобщающих; низкий уровень словесно-логического мышления; затруднения в понимании и применении знаний.

Трудности в учебной деятельности:

· Затруднения при самостоятельном выполнении учебных действий

(анализ, синтез, абстрагирование);

 

· Инертность мыслительной деятельности;

· Несформированность учебной деятельности;

 

· Дисгармония мотивов учения.

 

Для большинства подростков, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частные конфликты, агрессивность, стремление обвинит окружающих, нежелание и неумение признавать свою вину, доминирование защитных форм поведения и неспособность к конструктивному решению конфликтных ситуаций.

 

Основным направлением деятельности в данной программе занятий с подростком является работа по развитию эмоциональной сферы и формирование навыков адекватного, конструктивного общения подростка со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме. В целом программа призвана способствовать гармонизации отношений подростков с окружающей средой. На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, самопроверке и групповому тестированию.

 

По результатам диагностической работы, для учащихся составляется индивидуальная программа психологической коррекции, на основе авторской психологической программы (Н.П. Локалова «120 уроков психологического развития»), рекомендованной Психологическим институтом Российской академии образования в качестве методического пособия и учебного пособия «Психология» под редакцией И.В. Дубровиной, рекомендованного Российской академией образования к использованию в качестве учебного пособия.

 

Программа занятий рассчитана на работу в течение всего учебного года. Занятия проводятся один раз в неделю. Структура занятий традиционна и состоит из вступления, основной части и заключительной. Форма работы – индивидуальная.

 

Основными направлениями психокоррекционных занятий являются:

 

·         Обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;

 

·         Развитие умения слушать других людей;

 

·         Обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;

·         Обучения способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных


импульсов;

 

·         Формирование позитивной моральной позиции;

 

·         Расширение знаний о профессиях.

 

Для оценки эффективности уроков психологического развития используются следующие показатели:

·         Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении

 

заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность ученика и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

 

·         Результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

 

·         Особенности поведения учащегося на занятиях: активность, заинтересованность школьника обеспечивают положительные результаты;

 

·         Косвенным показателем эффективности данных уроков может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также отзывы учителей о работе учащихся на других уроках.

 

Кроме того, представляется важным оценивать воздействие уроков психологического развития на эмоциональное состояние учеников. Для этого может быть использован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного урока просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент, Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого - о радостном, зеленого - о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового - о тревожности, напряженности, черного - об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов этого задания, полученных в начале и конце урока, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого ученика под влиянием уроков психологического развития.

 

 

8-9 класс

 

Старший подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности. В этот краткий период времени подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и другими. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного.

 

Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки.

Моральные ценности, качество личности, также становятся для них объектом

самовоспитания. Интенсивно умственная работая и также интенсивно бездельничая, подросток

постепенно осознает себя как личность.

К  основным психологическим новообразованиям данного возраста  относятся:

 

·         Развитие самосознания, формирование самооценки;

·         Интенсивное формирование характера;

·         Чувство взрослости;

·         Интимно-личностное общение;

 

·         Потребность в самоутверждении;

·         Критическое мышление;

·         Любознательность и жажда проверки себя;

·         Повышенная эмоциональность.

 

Одним из основных вопросов является выбор профессии. В современном понимании помощь в выборе профессии сводится к постепенному формированию у подростков внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих


профессиональных планов и перспектив (Н.С.Пряжников). при этом конкретный профессиональный выбор может рассматриваться как один из элементов профессионального самоопределения вообще, а также как одно из упражнений для формирования способности к последующим профессиональным выборам, которых на протяжении жизни у человека случается немало.

 

Основными приоритетами в профессиональном и личностном самоопределении в современной ситуации является:

 

1.     Постепенное формирование у подростков умения прогнозировать развитие выбираемых профессий в ближайшей перспективе; отказ от безоговорочной ориентации на моду по отношению к довольно ограниченному числу профессий;

 

2.    Помощь в нахождении личностных смыслов по отношению не только к привлекательным профессиям, ног и к тем, которые приходится выбирать вопреки первоначальному желанию.

 

Фактически работа со старшеклассниками проходит в двух взаимосвязанных направлениях:

 

1.      Помощь в решении конкретных проблем, связанных с актуальным профессиональным выбором и подготовкой к нему;

 

2.       Постепенное и ненавязчивое формирование у подростка основ для личностного и профессионального самоопределения.

 

Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, самопроверке и групповому тестированию.

 

Основными направлениями психокоррекционных занятий являются:

· Снятие эмоционального напряжения

 

· Развитие навыков общения

· Развитие навыков взаимодействия

· Развитие способности к саморефлексии

· Развитие эмпатии

 

· Развитие эмоциональной выразительности

· Формирование умения контролировать свои эмоции

 

· Повышение самооценки

· Социальная адаптация

 

· Расширение знаний о профессиях, профессиональном определении и личностном развитие.

 

По результатам диагностической работы, для учащихся составляется индивидуальная программа психологической коррекции, на основе авторской психологической программы (Н.П. Локалова «120 уроков психологического развития»), рекомендованной Психологическим институтом Российской академии образования в качестве методического пособия и учебного пособия «Психология» под редакцией И.В. Дубровиной, рекомендованного Российской академией образования к использованию в качестве учебного пособия Программа рассчитана на работу в течение всего учебного года. Занятия проводятся один раз в неделю. Структура занятий традиционна и состоит из вступления, основной части и заключительной. Форма работы – индивидуальная.

 

 

Для оценки эффективности уроков психологического развития используются следующие показатели:

·         Степень помощи, которую оказывает педагог учащимся при выполнении

 

заданий: чем помощь педагога меньше, тем выше самостоятельность ученика и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;


·         Результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

 

·         Особенности поведения учащегося на занятиях: активность, заинтересованность школьника обеспечивают положительные результаты;

 

·         Косвенным показателем эффективности данных уроков может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также отзывы учителей о работе учащихся на других уроках.

 

Кроме того, представляется важным оценивать воздействие уроков психологического развития на эмоциональное состояние учеников. Для этого может быть использован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного урока просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент, Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого - о радостном, зеленого - о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового - о тревожности, напряженности, черного - об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов этого задания, полученных в начале и конце урока, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого ученика под влиянием уроков психологического развития.

 

 

Тематический план занятий коррекции ЗПР Учащихся 4- 5 классов 2018 – 2019 уч.год

 

Тема раздела, урока

Планируемые результаты

Кол

Дата урока

 

п/п

 

 

–во

 

 

 

 

 

План

Факт

 

 

 

 

часо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Входная

Диагностика особенностей

1

06.09

 

 

 

диагностика

когнитивной и

 

 

 

 

 

 

эмоционально – волевой

 

 

 

 

 

 

сферы

 

 

 

 

 

 

Оценка индивидуальных

 

 

 

 

 

 

особенностей обучающейся

 

 

 

 


 

 

Развитие аналитико-синтетической

-Развитие

 

наглядно-

 

 

 

 

2

 

сферы

 

 

 

 

образного

мышления

и

 

13.09

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

способности анализировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

¾ «Продолжи числовой ряд»

 

 

 

 

10

20.09

 

 

 

 

 

¾ «Продолжи

 

 

 

 

-Умение строить простейшие

 

27.09

 

 

 

 

 

 

закономерность», «Дорисуй

обобщения,

при

которых

 

 

 

 

 

 

 

 

04.10

 

 

 

 

 

 

девятое», несложные

после  сравнения

требуется

 

 

 

 

 

 

 

логические задания на

абстрагироваться

от

 

11.10

 

 

 

 

 

 

поиск недостающей фигуры

несущественных признаков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.10

 

 

 

 

 

 

с нахождением 1—2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

особенностей, лежащих в

 

 

 

 

 

25.10

 

 

 

 

 

 

основе выбора,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

08.11

 

 

 

 

 

¾ «Противоположное слово»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

¾ «Подбери пару»,

 

 

 

 

 

15.11

 

 

 

 

 

 

аналитические задачи 1-го

 

 

 

 

 

22.11

 

 

 

 

 

 

типа (с прямым и обратным

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

утверждением).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

Развитие внимания

 

 

 

 

Повышение

 

объѐма

 

29.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

внимания,

 

развитие

 

 

 

 

 

 

 

¾ «Графический

 

диктант»

 

4

06.12

 

 

 

 

 

 

(двухцветные

вариантыс

переключения   внимания

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

аудиальной инструкцией)

навыков самоконтроля

 

 

13.12

 

 

 

 

 

¾ игра «Муха» — 2-й уровень

 

 

 

 

 

20.12

 

 

 

 

 

 

(с визуальным контролем),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

¾  поиски ходов в лабиринтах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с опорой на план

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

¾ составление узоров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(«мозаика», «точки»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

¾ выполнение заданий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Запутанные дорожки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

¾ игра «Внимательный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

художник»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

Развитие пространственного

 

Развитие восприятия

 

4

27.12

 

 

 

 

восприятия и воображения

«зашумленных» объектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование элементов

 

 

 

 

 

 

 

 

¾ Игры на перевоплощение:

конструктивного мышления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мозаика» (из 9 элементов)

и конструктивных навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с зарисовыванием в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

¾ «Зашифрованный рисунок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

¾ получение заданной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

геометрической фигуры из

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

других фигур

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

¾ складывание узоров по

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

образцу и памяти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

Развитие памяти

Развитие визуальной и

8

 

 

 

 

 

 

 

 

аудиальной памяти

 

 

 

 

 

¾ Упражнения на

 

 

 

 

 

 

запоминание различных

 

 

 

 

 

 

предметов (5—7 предметов

 

 

 

 

 

 

с  учетом расположения),

 

 

 

 

 

 

¾ игра «Внимательный

 

 

 

 

 

 

художник»,

 

 

 

 

 

 

¾ игра «Найди отличия».

 

 

 

 

 

 

¾ Игра «Снежный ком» для

 

 

 

 

 

 

запоминания информации,

 

 

 

 

 

 

представленной аудиально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

Развитие личностно-

Развитие навыков

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мотивационной сферы

совместной деятельности  и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чувства ответственности за

 

 

 

 

 

¾ задание «подбери пару»

принятое решение

 

 

 

 

 

¾ Лабиринты

 

 

 

 

 

 

¾ логические задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

Итоговая

Диагностика когнитивной,

1

 

 

 

 

диагностика

эмоционально –

 

 

 

 

 

 

 

 

 

волевой сферы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка динамики развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

когнитивной, эмоционально

 

 

 

 

 

 

 

 

 

–волевой сферы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план занятий коррекции ЗПР Учащейся 8 класса 2018 – 2019 уч.год

 

Тема раздела, урока

Планируемые результаты

Кол–

Дата урока

 

п/п

 

 

во

 

 

 

 

 

План

Факт

 

 

 

 

часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Входная

Диагностика особенностей

1

04.09

 

 

 

диагностика

когнитивной и

 

 

 

 


 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3


 

 

 

 

 

 

 

эмоционально – волевой сферы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка индивидуальных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

особенностей обучающейся

 

 

 

Развитие аналитико-синтетической

- развитие функций анализа и

 

 

 

сферы

 

 

 

синтеза, сравнения и

 

 

 

 

¾ Упражнения на поиск

обобщения, абстрагирования.

10

11.09

 

 

 

 

 

 

закономерности, обобщение,

 

 

18.09

 

 

 

проведение классификации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

предметов, чисел, понятий

 

 

25.09

 

 

 

по заданному основанию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

классификации;

 

 

 

 

02.10

 

 

¾ решение логических задач,

 

 

09.10

 

 

 

требующих построения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

цепочки логических

 

 

16.10

 

 

 

рассуждений (аналитические

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

задачи 3-го типа с

 

 

23.10

 

 

 

построением «логического

 

 

06.11

 

 

 

квадрата»);

 

 

 

 

 

 

¾ переформулировка

 

 

13.11

 

 

 

отношений из прямых в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

обратные, задания с

 

 

20.11

 

 

 

лишними и недостающими

 

 

 

 

 

 

данными, нетрадиционно

 

 

 

 

 

 

поставленными вопросами;

 

 

 

 

 

¾ логическое обоснование

 

 

 

 

 

 

предполагаемого результата,

 

 

 

 

 

 

нахождение логических

 

 

 

 

 

 

ошибок в приводимых

 

 

 

 

 

 

рассуждениях («Подбери

 

 

 

 

 

 

пару», «Угадай слово»,

 

 

 

 

 

 

«Дорисуй девятое»,

 

 

 

 

 

 

«Продолжи

 

 

 

 

 

 

 

 

закономерность»)

 

 

 

 

Развитие внимания

 

 

1.Развитие саморегуляции и

 

 

 

 

 

 

 

умения работать в

 

 

 

 

¾ «Графический

диктант»

4

27.11

 

 

 

(двухцветные

варианты   с

умозрительном плане.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

аудиальной инструкцией)

2. самостоятельное

 

04.12

 

 

¾ игра «Муха» — 2-й уровень

 

 

 

 

планирование этапов

 

11.12

 

 

 

(с визуальным контролем),

 

 

 

 

деятельности.

 

18.12

 

 

¾  поиски ходов в лабиринтах с

 

 

 

 

 

опорой на план

 

 

 

 

 

 

 

¾     составление узоров («мозаика», «точки»)

¾     выполнение заданий

 

«Запутанные дорожки»

 

¾     игра «Внимательный художник»


4

 

Развитие пространственного

 

Развитие общей способности

4

25.12

 

 

 

 

восприятия и воображения

искать и находить новые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

решения, необычные способы

 

 

 

 

 

 

Упражнения, требующие

достижения требуемого

 

 

 

 

 

 

результата, новые подходы к

 

 

 

 

 

 

нетрадиционного подхода, задачи

 

 

 

 

 

 

рассмотрению предлагаемой

 

 

 

 

 

 

поискового характера.

 

 

 

 

 

 

ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

¾ Игры на перевоплощение:

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мозаика» (из 9 элементов) с

 

 

 

 

 

 

 

 

зарисовыванием в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

¾ «Зашифрованный рисунок»

 

 

 

 

 

 

 

¾ получение заданной

 

 

 

 

 

 

 

 

геометрической фигуры из

 

 

 

 

 

 

 

 

других фигур

 

 

 

 

 

 

 

¾ складывание узоров по

 

 

 

 

 

 

 

 

образцу и памяти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

Развитие памяти

Развитие визуальной и

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

аудиальной памяти

 

 

 

 

 

 

¾ Упражнения на запоминание

 

 

 

 

 

 

 

 

различных предметов (7-

 

 

 

 

 

 

 

 

9предметов с учетом

 

 

 

 

 

 

 

 

расположения),

 

 

 

 

 

 

 

¾ игра «Внимательный

 

 

 

 

 

 

 

 

художник»,

 

 

 

 

 

 

 

¾ игра «Найди отличия».

 

 

 

 

 

 

 

¾ Игра «Снежный ком» для

 

 

 

 

 

 

 

 

запоминания информации,

 

 

 

 

 

 

 

 

представленной аудиально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

Развитие личностно-мотивационной

Развитие познавательных

5

 

 

 

 

 

сферы

 

интересов, уверенности в своих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

силах и навыков совместной

 

 

 

 

 

 

¾ задание «подбери пару»

деятельности, закрепление

 

 

 

 

 

 

социального статуса ученика.

 

 

 

 

 

 

¾ Лабиринты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

¾ логические задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

Итоговая

Диагностика когнитивной,

1

 

 

 

 

 

диагностика

эмоционально –

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

волевой сферы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка динамики развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

когнитивной, эмоционально –

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

волевой сферы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru