Психологическое сопровождение учащихся с ОВЗ (ЗПР) 5 - 9 классов
Оценка 5

Психологическое сопровождение учащихся с ОВЗ (ЗПР) 5 - 9 классов

Оценка 5
DOCX
01.02.2020
Психологическое сопровождение учащихся с ОВЗ (ЗПР) 5 - 9 классов
psikhologicheskoe_soprovozhdenie_uchashhikhsja_s_o.DOCX


Психологическое сопровождение учащихся с ОВЗ (ЗПР) 5 - 9 классов

 

 

 

Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется в рамках реализации основных направлений психологической службы. Педагог- психолог проводит занятия по комплексному изучению и развитию личности школьников с ОВЗ. Работа может быть

 

организована индивидуально и в мини- группах.

Основные   направления   деятельности    школьного    педагога-психолога          состоят    в

 

проведении психодиагностики; развитии и коррекции эмоционально- волевой сферы обучающихся; совершенствовании навыков социализации и расширении социального взаимодействия со сверстниками (совместно с социальным педагогом); разработке и осуществлении развивающих программ; психологической профилактике, направленной на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся с ОВЗ.

 

Помимо работы со школьниками педагог-психолог проводит консультативную работу с педагогами, администрацией школы и родителями по вопросам, связанным с обучением и

 

воспитанием учащихся. Кроме того, в течение года педагог-психолог осуществляет информационно - просветительскую работу с родителями и педагогами. Данная работа включает чтение лекций, проведение обучающих семинаров и тренингов.

 

С    целью профилактики и коррекции проблем в учебно - воспитательной деятельности, осуществляя индивидуально-дифференцированный подход, педагогу важно помнить, что "Мы не можем дать детям с ограниченными возможностями другого полноценного здоровья, значит

 

должны дать им другую полноценную жизнь". Ведь призвание педагогов - открывать мир школьникам, и в этом союзе учитель и ученик дополняют друг друга: если позиция ученика: «Я так много хочу знать, помоги мне», то позиция преподавателя: «Возьми то, что хочешь узнать и понять, если трудно, разберѐмся вместе». Учащийся сам пойдет на контакт. Поднятая рука - не только сигнал учителю: «Я знаю», но и «Можно, я попробую». Попытку ответить, следует вовремя поддерживать, давать возможность ребенку поверить в себя, тогда учащийся раскроет себя и свои индивидуальные возможности на каждом уроке. Это можно определить как эффективность проведения консультативной работы учителя-дефектолога с педагогами и родителями, заинтересованными в решении вопросов обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.

 

Реализуя индивидуальное сопровождение детей с ЗПР, повышается значимость консультативной деятельности психологического сопровождения с родителями. В рамках «Тройственного союза: Ребенок – Родитель – Педагог» консультативная работа с ребенком с ограниченными возможностями здоровья является наиболее оптимальной.

 

 

Психолого-педагогическая характеристика учащихся

подросткового возраста с ЗПР

 

Для детей этой группы характерна:

· неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической

деятельности;

 

· также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон

психической деятельности.

 

Особенности мышления:

· снижение уровня сформированности основных мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, абстракции, переноса; · снижение познавательной активности.

 

Особенности памяти:

· снижение продуктивности запоминания и его устойчивость;


· преобладание наглядной памяти над словесной;

 

· низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения;

 

· неумение организовать свою работу;

· недостаточная познавательная активность и целенаправленность при

запоминании и воспроизведении;

 

· слабое умение использовать рациональные приемы запоминания;

· недостаточный объем и точность запоминания;

 

· преобладание механического запоминания над словесно-логическим;

· быстрое забывание материала, низкая скорость запоминания.

 

Особенности восприятия:

· низкий уровень развития восприятия (необходимость более длительного

времени для приема и переработки сенсорной информации);

 

· недостаточность и фрагментарность знаний об окружающем мире;

 

· затруднения при узнаваемости предметов, находящихся в непривычном

положении, контурных и схематических изображений;

 

· недостаточная сформированность пространственных представлений

(трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации).

 

Особенности внимания:

· недостаточная сформированность произвольного внимания;

· дефицитарность основных свойств внимания;

 

· снижение способности распределять и концентрировать внимание;

· неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания.

 

Особенности эмоционально волевой сферы и личности

· эмоциональная лабильность (неустойчивость настроения и эмоций);

· слабость волевых усилий (несамостоятельность, внушаемость);

 

· личная незрелость в целом;

· частые проявления беспокойства и тревоги;

 

· снижение уровня произвольной регуляции, низкий уровень

самоконтроля;

 

· неустойчивость самооценки, неуверенность в себе;

 

· недостаточность самосознания;

· эмоциональная нестабильность, неустойчивость во взаимоотношениях

со взрослыми и сверстниками;

 

· проявление черт детскости в деятельности и поведении; · несоответствие мотивационной направленности возрасту; · нуждаются в эмоциональном одобрении.

 

 

5  класс

 

Подростковый возраст – это переходный период между детством и взрослостью, период развития ребенка с особыми, присущими только этому возрасту чертами. В подростковом возрасте происходят резкие качественные изменения анатомо-физиологического состоянии ребенка и его психики. Структуры организма ребенка начинают развиваться быстро и неравномерна, в этот возрастной период происходит половое созревание. Бурные психофизиологические изменения делают психику особенно уязвимой к воздействию вредоносных биологических и социальных факторов, повышают риск возникновения психических заболеваний. Именно в подростковом возрасте формируются разнообразные акцентуации характера, которые при неблагоприятных обстоятельствах могут развиться в психопатии, возникают выраженные нарушения поведения.


В     познавательной сфере также происходят резкие сдвиги. Бурно развиваются сложные формы аналитико-синтетической деятельности, абстрактное мышление, воображение. Центральный фактор психического развития в этом возрасте - становление нового уровня самосознания, что приводит к резким колебаниям

 

в   отношении к себе, к неустойчивости самооценки. Для подростков характерны эмоциональная нестабильность, несдержанность, колебания настроения, связанные с проявлением чувства «взрослости», упрямство, проявление негативизма. Повышенная ранимость может сочетаться с

 

отсутствием сострадания к другим; развязность и робостью. Подростковый возраст – период формирования мировоззрения, системы

 

ценностей, интересов. С одной стороны подросток стремиться утвердить свою

индивидуальность,  с  другой  -  принадлежать  группе,  соответствовать  ее  ценностям,  причем

принятие групповых норм часто идет некритично. Активно

идет развитие рефлексии, самоанализа. Анализируются отношения со взрослыми, сверстниками,

 

в     результате чего могут проявляться страхи социального характера, протестные реакции и прочее.

 

Таким образом, даже для нормально развивающегося подростка типичны изменения эмоционально-волевой сферы, увеличивается риск появления девиантного поведения, аффективных нарушений. У детей с отклонением в развитии дисгармонии подросткового возраста встречаются чаще и выражены значительнее, происходит взаимовлияние специфических нарушений и общих изменений психики, характерных для этого возраста, усиливается влияние неблагоприятных социальных факторов на психическое развитие.

 

Переход в обучении от одного к нескольким учителям дает возможность подростку сравнить их между собой и выработать новые критерии в оценке их деятельности. Если у младших школьников и у младших подростков отношение к учебным предметам зависит от отношения к учителю и получению отметок, то старших подростков привлекает содержание предмета, умение педагога его излагать и способность создавать ситуацию успеха.

 

В    отличие от младших школьников подростки приступают к решению интеллектуальных задач, не опираясь на усвоенный ранее абзац, а выдвигая гипотезу о возможных путях ее решения. Вот почему об эффективности учебы подростков можно говорить лишь в том случае, если учитель использует проблемный подход в обучении.

 

Основными целями психологического сопровождения

учащегося в этот период являются формирование у них психологической

готовности к переходу в среднее звено и помощь в адаптации к новым условиям обучения.

Основными задачами являются:

 

· Целенаправленное формирование психологических новообразований данного возраста: произвольности в управлении двигательными и интеллектуальными процессами;

 

·  рефлексии, внутреннего плана действий

 

· Формирование вербально-понятийного, абстрактного мышления · Формирование комунникативной компетентности.

 

Направления:

 

·         Развитие психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, мышление, пространственные представления, зрительно-двигательная координация, речь);

 

·         Развитие эмоционально-волевой сферы (общение, взаимодействие, самооценка, эмоции, эмоциональные состояния).

 

По результатам диагностической работы, для учащихся 5 класса, составляется индивидуальная программа психологической коррекции, на основе авторской психологической программы (Н.П. Локалова «120 уроков психологического развития»), рекомендованной Психологическим институтом Российской академии образования в качестве методического пособия и учебного пособия «Психология» под редакцией И.В.


Дубровиной, рекомендованного Российской академией образования к использованию в качестве учебного пособия.

 

Занятия проводятся индивидуально, один раз в неделю, согласно тематическому планированию. По структуре занятие делится на вводную, основную и заключительную часть. Задачей вводной

 

части является создание у учащегося определенного положительного эмоционального фона, снятие эмоционального напряжения.

 

Задания для основной части урока подбирались с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательной структуры. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий, при

 

этом, обеспечивая разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий и сохраняя единство их внутренней психологической направленности.

 

В  системе заданий реализован принцип «спирали», т.е. возвращение к одному

и  тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.

 

Задача заключительной части урока состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащегося и тех трудностей, которые у него возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащегося на вопрос, чем же он занимался и чему научился на данном занятии.

 

Для оценки эффективности уроков психологического развития используются следующие показатели:

·         Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении

 

заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность ученика и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

 

·         Результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

 

·         Особенности поведения учащегося на занятиях: активность, заинтересованность школьника обеспечивают положительные результаты;

 

·         Косвенным показателем эффективности данных уроков может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также отзывы учителей о работе учащихся на других уроках.

 

Кроме того, представляется важным оценивать воздействие уроков психологического развития на эмоциональное состояние учеников. Для этого может быть использован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного урока просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент, Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого - о радостном, зеленого - о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового - о тревожности, напряженности, черного - об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов этого задания, полученных в начале и конце урока, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого ученика под влиянием уроков психологического развития.

 

 

6- 7 класс

 

Подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности. В этот крайний период времени подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и другими. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки. Моральные ценности, качества личности, также становятся для них объектом самовоспитания.


Интенсивно умственно работая и также интенсивно бездельничая, подросток постепенно осознает себя как личность.

 

К  основным психологическим новообразованиям данного возраста относятся:

· Развитие самосознания, формирования самооценки; · Интенсивное формирование характера; · Чувство взрослости; · Интимно-личностное общение; · Потребность в самоутверждении; · Критическое мышление; · Любознательность и жажда проверки себя; · Повышенная эмоциональность.

 

 

На данном этапе возможны серьезные затруднения, связанные со спецификой обучения подростков. Характер учебных затруднений: ограниченность кругозора и объема сведений об окружающем; недостаточный запас знаний, особенно обобщающих; низкий уровень словесно-логического мышления; затруднения в понимании и применении знаний.

Трудности в учебной деятельности:

· Затруднения при самостоятельном выполнении учебных действий

(анализ, синтез, абстрагирование);

 

· Инертность мыслительной деятельности;

· Несформированность учебной деятельности;

 

· Дисгармония мотивов учения.

 

Для большинства подростков, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частные конфликты, агрессивность, стремление обвинит окружающих, нежелание и неумение признавать свою вину, доминирование защитных форм поведения и неспособность к конструктивному решению конфликтных ситуаций.

 

Основным направлением деятельности в данной программе занятий с подростком является работа по развитию эмоциональной сферы и формирование навыков адекватного, конструктивного общения подростка со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме. В целом программа призвана способствовать гармонизации отношений подростков с окружающей средой. На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, самопроверке и групповому тестированию.

 

По результатам диагностической работы, для учащихся составляется индивидуальная программа психологической коррекции, на основе авторской психологической программы (Н.П. Локалова «120 уроков психологического развития»), рекомендованной Психологическим институтом Российской академии образования в качестве методического пособия и учебного пособия «Психология» под редакцией И.В. Дубровиной, рекомендованного Российской академией образования к использованию в качестве учебного пособия.

 

Программа занятий рассчитана на работу в течение всего учебного года. Занятия проводятся один раз в неделю. Структура занятий традиционна и состоит из вступления, основной части и заключительной. Форма работы – индивидуальная.

 

Основными направлениями психокоррекционных занятий являются:

 

·         Обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;

 

·         Развитие умения слушать других людей;

 

·         Обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;

·         Обучения способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных


импульсов;

 

·         Формирование позитивной моральной позиции;

 

·         Расширение знаний о профессиях.

 

Для оценки эффективности уроков психологического развития используются следующие показатели:

·         Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении

 

заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность ученика и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

 

·         Результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

 

·         Особенности поведения учащегося на занятиях: активность, заинтересованность школьника обеспечивают положительные результаты;

 

·         Косвенным показателем эффективности данных уроков может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также отзывы учителей о работе учащихся на других уроках.

 

Кроме того, представляется важным оценивать воздействие уроков психологического развития на эмоциональное состояние учеников. Для этого может быть использован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного урока просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент, Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого - о радостном, зеленого - о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового - о тревожности, напряженности, черного - об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов этого задания, полученных в начале и конце урока, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого ученика под влиянием уроков психологического развития.

 

 

8-9 класс

 

Старший подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности. В этот краткий период времени подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и другими. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного.

 

Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки.

Моральные ценности, качество личности, также становятся для них объектом

самовоспитания. Интенсивно умственная работая и также интенсивно бездельничая, подросток

постепенно осознает себя как личность.

К  основным психологическим новообразованиям данного возраста  относятся:

 

·         Развитие самосознания, формирование самооценки;

·         Интенсивное формирование характера;

·         Чувство взрослости;

·         Интимно-личностное общение;

 

·         Потребность в самоутверждении;

·         Критическое мышление;

·         Любознательность и жажда проверки себя;

·         Повышенная эмоциональность.

 

Одним из основных вопросов является выбор профессии. В современном понимании помощь в выборе профессии сводится к постепенному формированию у подростков внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих


профессиональных планов и перспектив (Н.С.Пряжников). при этом конкретный профессиональный выбор может рассматриваться как один из элементов профессионального самоопределения вообще, а также как одно из упражнений для формирования способности к последующим профессиональным выборам, которых на протяжении жизни у человека случается немало.

 

Основными приоритетами в профессиональном и личностном самоопределении в современной ситуации является:

 

1.     Постепенное формирование у подростков умения прогнозировать развитие выбираемых профессий в ближайшей перспективе; отказ от безоговорочной ориентации на моду по отношению к довольно ограниченному числу профессий;

 

2.    Помощь в нахождении личностных смыслов по отношению не только к привлекательным профессиям, ног и к тем, которые приходится выбирать вопреки первоначальному желанию.

 

Фактически работа со старшеклассниками проходит в двух взаимосвязанных направлениях:

 

1.      Помощь в решении конкретных проблем, связанных с актуальным профессиональным выбором и подготовкой к нему;

 

2.       Постепенное и ненавязчивое формирование у подростка основ для личностного и профессионального самоопределения.

 

Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, самопроверке и групповому тестированию.

 

Основными направлениями психокоррекционных занятий являются:

· Снятие эмоционального напряжения

 

· Развитие навыков общения

· Развитие навыков взаимодействия

· Развитие способности к саморефлексии

· Развитие эмпатии

 

· Развитие эмоциональной выразительности

· Формирование умения контролировать свои эмоции

 

· Повышение самооценки

· Социальная адаптация

 

· Расширение знаний о профессиях, профессиональном определении и личностном развитие.

 

По результатам диагностической работы, для учащихся составляется индивидуальная программа психологической коррекции, на основе авторской психологической программы (Н.П. Локалова «120 уроков психологического развития»), рекомендованной Психологическим институтом Российской академии образования в качестве методического пособия и учебного пособия «Психология» под редакцией И.В. Дубровиной, рекомендованного Российской академией образования к использованию в качестве учебного пособия Программа рассчитана на работу в течение всего учебного года. Занятия проводятся один раз в неделю. Структура занятий традиционна и состоит из вступления, основной части и заключительной. Форма работы – индивидуальная.

 

 

Для оценки эффективности уроков психологического развития используются следующие показатели:

·         Степень помощи, которую оказывает педагог учащимся при выполнении

 

заданий: чем помощь педагога меньше, тем выше самостоятельность ученика и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;


·         Результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

 

·         Особенности поведения учащегося на занятиях: активность, заинтересованность школьника обеспечивают положительные результаты;

 

·         Косвенным показателем эффективности данных уроков может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также отзывы учителей о работе учащихся на других уроках.

 

Кроме того, представляется важным оценивать воздействие уроков психологического развития на эмоциональное состояние учеников. Для этого может быть использован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного урока просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент, Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого - о радостном, зеленого - о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового - о тревожности, напряженности, черного - об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов этого задания, полученных в начале и конце урока, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого ученика под влиянием уроков психологического развития.

 

 

Тематический план занятий коррекции ЗПР Учащихся 4- 5 классов 2018 – 2019 уч.год

 

Тема раздела, урока

Планируемые результаты

Кол

Дата урока

 

п/п

 

 

–во

 

 

 

 

 

План

Факт

 

 

 

 

часо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Входная

Диагностика особенностей

1

06.09

 

 

 

диагностика

когнитивной и

 

 

 

 

 

 

эмоционально – волевой

 

 

 

 

 

 

сферы

 

 

 

 

 

 

Оценка индивидуальных

 

 

 

 

 

 

особенностей обучающейся

 

 

 

 


 

 

Развитие аналитико-синтетической

-Развитие

 

наглядно-

 

 

 

 

2

 

сферы

 

 

 

 

образного

мышления

и

 

13.09

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

способности анализировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

¾ «Продолжи числовой ряд»

 

 

 

 

10

20.09

 

 

 

 

 

¾ «Продолжи

 

 

 

 

-Умение строить простейшие

 

27.09

 

 

 

 

 

 

закономерность», «Дорисуй

обобщения,

при

которых

 

 

 

 

 

 

 

 

04.10

 

 

 

 

 

 

девятое», несложные

после  сравнения

требуется

 

 

 

 

 

 

 

логические задания на

абстрагироваться

от

 

11.10

 

 

 

 

 

 

поиск недостающей фигуры

несущественных признаков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.10

 

 

 

 

 

 

с нахождением 1—2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

особенностей, лежащих в

 

 

 

 

 

25.10

 

 

 

 

 

 

основе выбора,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

08.11

 

 

 

 

 

¾ «Противоположное слово»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

¾ «Подбери пару»,

 

 

 

 

 

15.11

 

 

 

 

 

 

аналитические задачи 1-го

 

 

 

 

 

22.11

 

 

 

 

 

 

типа (с прямым и обратным

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

утверждением).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

Развитие внимания

 

 

 

 

Повышение

 

объѐма

 

29.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

внимания,

 

развитие

 

 

 

 

 

 

 

¾ «Графический

 

диктант»

 

4

06.12

 

 

 

 

 

 

(двухцветные

вариантыс

переключения   внимания

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

аудиальной инструкцией)

навыков самоконтроля

 

 

13.12

 

 

 

 

 

¾ игра «Муха» — 2-й уровень

 

 

 

 

 

20.12

 

 

 

 

 

 

(с визуальным контролем),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

¾  поиски ходов в лабиринтах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с опорой на план

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

¾ составление узоров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(«мозаика», «точки»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

¾ выполнение заданий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Запутанные дорожки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

¾ игра «Внимательный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

художник»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

Развитие пространственного

 

Развитие восприятия

 

4

27.12

 

 

 

 

восприятия и воображения

«зашумленных» объектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование элементов

 

 

 

 

 

 

 

 

¾ Игры на перевоплощение:

конструктивного мышления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мозаика» (из 9 элементов)

и конструктивных навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с зарисовыванием в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

¾ «Зашифрованный рисунок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

¾ получение заданной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

геометрической фигуры из

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

других фигур

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

¾ складывание узоров по

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

образцу и памяти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

Развитие памяти

Развитие визуальной и

8

 

 

 

 

 

 

 

 

аудиальной памяти

 

 

 

 

 

¾ Упражнения на

 

 

 

 

 

 

запоминание различных

 

 

 

 

 

 

предметов (5—7 предметов

 

 

 

 

 

 

с  учетом расположения),

 

 

 

 

 

 

¾ игра «Внимательный

 

 

 

 

 

 

художник»,

 

 

 

 

 

 

¾ игра «Найди отличия».

 

 

 

 

 

 

¾ Игра «Снежный ком» для

 

 

 

 

 

 

запоминания информации,

 

 

 

 

 

 

представленной аудиально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

Развитие личностно-

Развитие навыков

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мотивационной сферы

совместной деятельности  и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чувства ответственности за

 

 

 

 

 

¾ задание «подбери пару»

принятое решение

 

 

 

 

 

¾ Лабиринты

 

 

 

 

 

 

¾ логические задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

Итоговая

Диагностика когнитивной,

1

 

 

 

 

диагностика

эмоционально –

 

 

 

 

 

 

 

 

 

волевой сферы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка динамики развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

когнитивной, эмоционально

 

 

 

 

 

 

 

 

 

–волевой сферы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план занятий коррекции ЗПР Учащейся 8 класса 2018 – 2019 уч.год

 

Тема раздела, урока

Планируемые результаты

Кол–

Дата урока

 

п/п

 

 

во

 

 

 

 

 

План

Факт

 

 

 

 

часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Входная

Диагностика особенностей

1

04.09

 

 

 

диагностика

когнитивной и

 

 

 

 


 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3


 

 

 

 

 

 

 

эмоционально – волевой сферы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка индивидуальных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

особенностей обучающейся

 

 

 

Развитие аналитико-синтетической

- развитие функций анализа и

 

 

 

сферы

 

 

 

синтеза, сравнения и

 

 

 

 

¾ Упражнения на поиск

обобщения, абстрагирования.

10

11.09

 

 

 

 

 

 

закономерности, обобщение,

 

 

18.09

 

 

 

проведение классификации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

предметов, чисел, понятий

 

 

25.09

 

 

 

по заданному основанию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

классификации;

 

 

 

 

02.10

 

 

¾ решение логических задач,

 

 

09.10

 

 

 

требующих построения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

цепочки логических

 

 

16.10

 

 

 

рассуждений (аналитические

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

задачи 3-го типа с

 

 

23.10

 

 

 

построением «логического

 

 

06.11

 

 

 

квадрата»);

 

 

 

 

 

 

¾ переформулировка

 

 

13.11

 

 

 

отношений из прямых в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

обратные, задания с

 

 

20.11

 

 

 

лишними и недостающими

 

 

 

 

 

 

данными, нетрадиционно

 

 

 

 

 

 

поставленными вопросами;

 

 

 

 

 

¾ логическое обоснование

 

 

 

 

 

 

предполагаемого результата,

 

 

 

 

 

 

нахождение логических

 

 

 

 

 

 

ошибок в приводимых

 

 

 

 

 

 

рассуждениях («Подбери

 

 

 

 

 

 

пару», «Угадай слово»,

 

 

 

 

 

 

«Дорисуй девятое»,

 

 

 

 

 

 

«Продолжи

 

 

 

 

 

 

 

 

закономерность»)

 

 

 

 

Развитие внимания

 

 

1.Развитие саморегуляции и

 

 

 

 

 

 

 

умения работать в

 

 

 

 

¾ «Графический

диктант»

4

27.11

 

 

 

(двухцветные

варианты   с

умозрительном плане.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

аудиальной инструкцией)

2. самостоятельное

 

04.12

 

 

¾ игра «Муха» — 2-й уровень

 

 

 

 

планирование этапов

 

11.12

 

 

 

(с визуальным контролем),

 

 

 

 

деятельности.

 

18.12

 

 

¾  поиски ходов в лабиринтах с

 

 

 

 

 

опорой на план

 

 

 

 

 

 

 

¾     составление узоров («мозаика», «точки»)

¾     выполнение заданий

 

«Запутанные дорожки»

 

¾     игра «Внимательный художник»


4

 

Развитие пространственного

 

Развитие общей способности

4

25.12

 

 

 

 

восприятия и воображения

искать и находить новые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

решения, необычные способы

 

 

 

 

 

 

Упражнения, требующие

достижения требуемого

 

 

 

 

 

 

результата, новые подходы к

 

 

 

 

 

 

нетрадиционного подхода, задачи

 

 

 

 

 

 

рассмотрению предлагаемой

 

 

 

 

 

 

поискового характера.

 

 

 

 

 

 

ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

¾ Игры на перевоплощение:

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мозаика» (из 9 элементов) с

 

 

 

 

 

 

 

 

зарисовыванием в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

¾ «Зашифрованный рисунок»

 

 

 

 

 

 

 

¾ получение заданной

 

 

 

 

 

 

 

 

геометрической фигуры из

 

 

 

 

 

 

 

 

других фигур

 

 

 

 

 

 

 

¾ складывание узоров по

 

 

 

 

 

 

 

 

образцу и памяти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

Развитие памяти

Развитие визуальной и

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

аудиальной памяти

 

 

 

 

 

 

¾ Упражнения на запоминание

 

 

 

 

 

 

 

 

различных предметов (7-

 

 

 

 

 

 

 

 

9предметов с учетом

 

 

 

 

 

 

 

 

расположения),

 

 

 

 

 

 

 

¾ игра «Внимательный

 

 

 

 

 

 

 

 

художник»,

 

 

 

 

 

 

 

¾ игра «Найди отличия».

 

 

 

 

 

 

 

¾ Игра «Снежный ком» для

 

 

 

 

 

 

 

 

запоминания информации,

 

 

 

 

 

 

 

 

представленной аудиально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

Развитие личностно-мотивационной

Развитие познавательных

5

 

 

 

 

 

сферы

 

интересов, уверенности в своих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

силах и навыков совместной

 

 

 

 

 

 

¾ задание «подбери пару»

деятельности, закрепление

 

 

 

 

 

 

социального статуса ученика.

 

 

 

 

 

 

¾ Лабиринты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

¾ логические задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

Итоговая

Диагностика когнитивной,

1

 

 

 

 

 

диагностика

эмоционально –

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

волевой сферы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка динамики развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

когнитивной, эмоционально –

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

волевой сферы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Психологическое сопровождение учащихся с ОВЗ (ЗПР) 5 - 9 классов

Психологическое сопровождение учащихся с ОВЗ (ЗПР) 5 - 9 классов

Психологическое сопровождение учащихся с

Психологическое сопровождение учащихся с

Особенности восприятия: · низкий уровень развития восприятия (необходимость более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации); · недостаточность и фрагментарность знаний об окружающем мире;…

Особенности восприятия: · низкий уровень развития восприятия (необходимость более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации); · недостаточность и фрагментарность знаний об окружающем мире;…

В познавательной сфере также происходят резкие сдвиги

В познавательной сфере также происходят резкие сдвиги

Дубровиной, рекомендованного Российской академией образования к использованию в качестве учебного пособия

Дубровиной, рекомендованного Российской академией образования к использованию в качестве учебного пособия

Интенсивно умственно работая и также интенсивно бездельничая, подросток постепенно осознает себя как личность

Интенсивно умственно работая и также интенсивно бездельничая, подросток постепенно осознает себя как личность

Формирование позитивной моральной позиции; ·

Формирование позитивной моральной позиции; ·

Н.С.Пряжников). при этом конкретный профессиональный выбор может рассматриваться как один из элементов профессионального самоопределения вообще, а также как одно из упражнений для формирования способности к…

Н.С.Пряжников). при этом конкретный профессиональный выбор может рассматриваться как один из элементов профессионального самоопределения вообще, а также как одно из упражнений для формирования способности к…

Результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с…

Результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с…

Развитие аналитико-синтетической -Развитие наглядно- 2 сферы образного мышления и 13

Развитие аналитико-синтетической -Развитие наглядно- 2 сферы образного мышления и 13

Развитие памяти Развитие визуальной и 8 аудиальной памяти ¾

Развитие памяти Развитие визуальной и 8 аудиальной памяти ¾

Оценка индивидуальных особенностей обучающейся

Оценка индивидуальных особенностей обучающейся

Развитие пространственного

Развитие пространственного

Развитие пространственного

Развитие пространственного

Развитие пространственного

Развитие пространственного

Развитие пространственного

Развитие пространственного

Развитие пространственного

Развитие пространственного

Развитие пространственного

Развитие пространственного

Развитие пространственного

Развитие пространственного

Развитие пространственного

Развитие пространственного

Развитие пространственного

Развитие пространственного

Развитие пространственного

Развитие пространственного

Развитие пространственного

Развитие пространственного
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020