ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ
ПРАКТИКУМ
Разработала: Ступневич Ж.И.
методист учебного отдела ГАПОУ МО «МТКС»
ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА И КАК ОНА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ
ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА ИССЛЕДУЕТ МЕНТАЛЬНЫЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ, КОТОРЫЕ ОКАЗЫВАЮТ НА ЛЮДЕЙ ЦВЕТА.
ОНА ОПИСЫВАЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, А ТАКЖЕ ОБЩИЕ ДЛЯ ВСЕХ ВОЗДЕЙСТВИЯ.
ПОПРОБУЙ ЭТО ГЛАЗАМИ: КАК ЦВЕТ ВЛИЯЕТ НА ВКУС
ЕСЛИ ВАМ НЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ БЛЮДО, ПОПРОБУЙТЕ ПОСМОТРЕТЬ НА НЕГО ПРИ ДРУГОМ ОСВЕЩЕНИИ. ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЦВЕТА, В КОТОРЫЕ ОКРАШЕНЫ ЕДА И НАПИТКИ, НЕ ПРОСТО ПОМОГАЮТ НАМ СОРИЕНТИРОВАТЬСЯ, НО И МЕНЯЮТ НАШЕ ВОСПРИЯТИЕ ВКУСА.
СНАЧАЛА МЫ ВСЕГДА «ПРОБУЕМ ГЛАЗАМИ» И ПУТЬ ОТ ЦВЕТА К ВКУСУ МОЖЕТ ИДТИ В ОБОИХ НАПРАВЛЕНИЯХ
В ИССЛЕДОВАНИИ 1980 ГОДА УЧАСТНИКАМ ЗАВЯЗАЛИ ГЛАЗА И ПОПРОСИЛИ ОПРЕДЕЛИТЬ, ОБЛАДАЕТ ЛИ НАПИТОК, КОТОРЫЙ ИМ ПРЕДЛОЖИЛИ, АПЕЛЬСИНОВЫМ ВКУСОМ. С ЗАДАЧЕЙ СПРАВИЛСЯ ТОЛЬКО ОДИН ЧЕЛОВЕК ИЗ ПЯТИ. НО КОГДА ИСПЫТУЕМЫЕ ВИДЕЛИ, ЧТО ПЬЮТ, АПЕЛЬСИНОВЫЙ ВКУС ИДЕНТИФИЦИРОВАЛИ ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ. А КОГДА НАПИТОК СО ВКУСОМ ЛАЙМА БЫЛ ОКРАШЕН В ОРАНЖЕВЫЙ, ПОЧТИ ПОЛОВИНА УЧАСТНИКОВ ЭКСПЕРИМЕНТА РЕШИЛИ, ЧТО НАПИТОК АПЕЛЬСИНОВЫЙ (ПОКА ТОТ ЖЕ САМЫЙ НАПИТОК БЫЛ ЗЕЛЕНЫМ, НИКАКОГО АПЕЛЬСИНОВОГО ВКУСА НИКТО НЕ ЧУВСТВОВАЛ).
ВИДЕТЬ — ЗНАЧИТ ВЕРИТЬ
МОЗГ, УТВЕРЖДАЕТ СПЕНС, «СОБИРАЕТ СТАТИСТИКУ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ», И МЫ УЗНАЕМ, НАПРИМЕР, «ЧТО ФРУКТЫ ИЗ ЗЕЛЕНЫХ, КИСЛЫХ И НЕЗРЕЛЫХ СТАНОВЯТСЯ КРАСНЫМИ, СПЕЛЫМИ И СОЧНЫМИ». НАМ НЕ НУЖНО КАЖДЫЙ РАЗ ПРОБОВАТЬ ЗЕЛЕНУЮ КЛУБНИКУ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ, ЧТО НАМ НЕ ПОНРАВИТСЯ ЕЕ ВКУС.
ВКУСОВОЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ
Вкус кажется таким незыблемым, потому что это процесс, который происходит внутри нас: только мы можем ощутить то, что мы ощущаем, так разве может это ощущение нас обманывать? Но в действительности к тому моменту, как мы касаемся пищи, наши глаза ее уже приправили.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЧУВСТВ И ЦВЕТА
ТЕПЛЫЕ ЦВЕТА (КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ОРАНЖЕВЫЙ) СВЯЗАНЫ С РАЗНООБРАЗИЕМ ЭМОЦИЙ. ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ КАК ОЩУЩЕНИЕ КОМФОРТА И РАДОСТИ, ТАК И ВРАЖДЕБНОСТЬ ИЛИ ГНЕВ.
ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА (ЗЕЛЕНЫЙ, СИНИЙ, ФИОЛЕТОВЫЙ) ВЫЗЫВАЮТ СПОКОЙСТВИЕ ИЛИ ПЕЧАЛЬ.
ЦВЕТ ВЛИЯЕТ НА ЭМОЦИИ, МОЖЕТ НРАВИТЬСЯ И НЕ НРАВИТЬСЯ, ЗАВИСИТ ОТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КАЖДОГО ИЗ НАС.
НИЖЕ ПРИВЕДЕНА ТАБЛИЦА: РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ О ВЛИЯНИИ РАЗНЫХ ЦВЕТОВ НА ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА, ВЫЗЫВАЮЩИХ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ЭМОЦИИ.
Можно классифицировать цветовые ассоциации следующим образом:
весовые (легкие, тяжелые, воздушные, невесомые…)
температурные (горячие, теплые, холодные, пламенеющие, леденящие…)
осязательные (мягкие, жесткие, колючие, нежные…)
пространственные (выступающие, отступающие, близкие, далекие…)
акустические (тихие, громкие, звонкие, музыкальные, свистящие, лающие…)
вкусовые (сладкие, вкусные, горькие, сухие, слащавые…)
возрастные (детские, молодежные, стариковские…)
сезонные (весенние, летние, зимние, осенние…)
этические (мужественные, сентиментальные, смелые…)
эмоциональные (веселые, грустные, скучные, спокойные, драматические, трагические…)
культурные (напоминающие колорит всевозможных явлений культуры — от живописи знаменитых художников до изделий кулинарного искусства).
Получается, что цвет помогает нам ориентироваться не только в пространстве, но и в социуме. Мы приписываем ему очень много свойств и эти свойства используют опытные режиссеры, художники, операторы для создания нужного им мира.
"КОЛЕСО ЭМОЦИЙ"
ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОСВЕЖИТЬ СВОЕ ВОСПРИЯТИЕ, МОЖНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ТАКИМ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ, КАК "КОЛЕСО ЭМОЦИЙ" ВСЯКИЙ РАЗ, КОГДА ВОЗНИКАЕТ ТРУДНОСТЬ В ИДЕНТИФИКАЦИИ СОБСТВЕННОГО ЧУВСТВА, ДВИГАЯСЬ ОТ ЕГО ЦЕНТРА К ПЕРИФЕРИИ.
Общие требования: Для работы с цветовыми ассоциациями допустимо использовать абстрактную или стилизованную, плоскостную композицию, либо композицию известных авторов с такими же качествами. В целях достижения образной и ассоциативной выразительности в ряде случаев возможно отклонение от цветовой гармонии и создание характерной или проблемной цветовой композиции. Однако такие отклонения должны быть умеренными, чтобы в целом работа не потеряла эстетических качеств. Разрешается использовать усложненные техники нанесения кроющих водорастворимых красок, фактуры, текстуры, коллаж.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЮ
СОЗДАТЬ АБСТРАКТНЫЕ КОМПОЗИЦИИ 90*90 мм
«ВКУСОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА»;
«ЭМОЦИИ В ЦВЕТЕ».
КОМПОЗИЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ ОФОРМИТЬ
НА А-4, ДАВ НАЗВАНИЯ КАЖДОЙ ИЗ ЭМОЦИЙ,
ВКУСОВОМУ ОБРАЗУ .
АССОЦИАТИВНЫЙ ЦВЕТОВОЙ ОБРАЗ
АССОЦИАТИВНЫЙ ЦВЕТОВОЙ ОБРАЗ
ВКУСОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА
ЭМОЦИИ В ЦВЕТЕ
МОРОЖЕННОЕ БАНАН
УЯЗВИМОСТЬ ЯРОСТЬ
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТЫ НА ФОРМАТЕ А 4
АССОЦИАТИВНЫЙ ЦВЕТОВОЙ ОБРАЗ
ВКУСОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА
ЭМОЦИИ В ЦВЕТЕ
ШОКОЛАД ПОПКОРН
УМИРОТВОРЕНИЕ НАСЛАЖДЕНИЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.