Психологическое заключение
по результатам проведённого психодиагностического исследования
Педагог-психолог: _____Волкова А.И._____________________________________
Сроки проведения исследования: ________________________________________
Наименование группы: старшая группа
Возрастная категория воспитанников: 5-6 лет
Причина исследования: по запросу воспитателей.
Цель исследования: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Используемые методики: М. Панфилова «Кактус»
Результаты исследования:
В диагностическом обследовании приняли участие 20 детей старшей группы.
Из них 10 девочек и 10 мальчиков.
По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:
Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности. - 6 детей - 30%.
Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим- 2 ребенка - 10%
Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа – 5 детей - 25%
Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа – 7 детей - 35%
Демонстративность, открытость наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм – 7 детей - 35%.
Скрытость, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса – 1 ребенок - 5%.
Оптимизм – изображение радостных кактусов, использование ярких цветов варианте с цветными карандашами – 12 детей – 60%.
Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов варианте с цветными карандашами – 10 детей - 50%.
Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов – 5 детей - 25%.
Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов, цветов – 14 детей – 70%.
Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус – 6 детей - 30%.
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса – 15 детей - 75%.
Результаты цветовой гаммы рисунка:
Для рисования кактуса были выбраны следующие цвета:
Синий (покой, слияние, объединение, гармония) -9 детей – 45%;
Зеленый (воля, целеустремленность, жизнелюбие, решительность, упорство, честолюбие) – 20 детей - 100%
Жёлтый (страх быть отвергнутым обществом) – 15 детей – 75%;
Красный (испытуемый переживает сильное эмоциональное возбуждение) – 3 ребенка – 15%;
Чёрный (тестируемый привык во всем противоречить близким, возможно, слишком избалован) – 10 детей – 50%.
Вывод: таким образом, агрессия и тревожность у детей выражается в невербальном эмоциональном фоне, который можно определить по внешним признакам (если внимательно наблюдать за ребенком) и при диагностике.
Рекомендации: психологу – проведение занятий по результатам диагностики. Воспитателям – проводить рекомендуемые психологом игры на снятие агрессивности.
Дата написания заключения: ______________
Педагог-психолог: _______________/_Волкова А.И._
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.