Психологическое занятие с элементами тренинга
по профилактике эмоционального выгорания педагогов
«Аленький цветочек»
Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Задачи:
1. развитие сотрудничества педагогов друг с другом.
2. формирование представлений об эмоциях и способах их выражения.
3. позитивное восприятие педагогами себя и своей профессии.
Материалы и оборудование: магнитная доска, цветы из бумаги, мяч, карточки с названием сказочной страны, музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия:
Добрый день, уважаемые коллеги! Надеюсь, что наша встреча для всех будет полезной и интересной. Наше занятие сегодня называется «Аленький цветочек»…
В одной стране, в одном городе жила-поживала девушка. Как положено, она была премудрая и прекрасная. И, как обычно и бывает, среди ее окружения были люди всякие, даже завистливые и жадноватые. Но наша героиня старалась поддерживать в себе позитивный, добрый настрой, поэтому она никогда не отчаивалась. И мало-помалу ее стали окружать на работе верные коллеги и приятели, а дома – любящие и любимые люди. Руководство ее ценило, а родные ею гордились. И вот однажды за большие достижения и творческий подход руководство решило отправить ее в заграничную командировку. Чтобы там она мастерство свое проявила! Долго сказка сказывается, да быстро дело делается. Отправили нашу героиню в путешествие…
Вот и мы с Вами сегодня отправимся вместе с нашей героиней в сказочное путешествие.
Далее проводятся упражнения. Выбираются участники, которые располагаются по кругу
Психолог: Каждый из вас, думаю, не один раз собирал в дорогу свой багаж. Представим, что в центре круга стоит чемодан, который надо наполнить вещами. Передавая в руки другому участнику мяч, каждый называет один предмет, который может пригодиться в дороге. Темп будет ускоряться. Повторять названные предметы нельзя!
Психолог контролирует выполнение задания и стимулирует участников на повышение темпа деятельности. После того как темп игры станет высоким, психолог останавливает игру.
Психолог: Вы хорошо справились с заданием. Очевидно, большинство из вас– чемоданы укладывают по скоростному. Однако теперь изменим правила. Сохраняя принцип очередности, вы будете «укладывать» в воображаемый чемодан качества человека, которые могут пригодиться в дороге. Задача каждого – назвать качество и дать пояснение, для чего это качество понадобиться. Ваши ответы будут фиксироваться на магнитной доске.
Участники называют качества и дают соответствующие комментарии, а психолог фиксирует результаты на магнитной доске. В конце упражнения должен быть составлен список качеств, равный по количеству членов группы.
Психолог: Спасибо всем за выполнение задания! Возвратимся к героини сегодняшней истории.
Отправилась девушка за три моря, на чужую сторону демонстрировать свои умения и обучаться у мастеров заморских. Речь вокруг чужая, непонятная. Мелькают лица, голоса в единый шум сливаются, тут и потеряться недолго! Не по себе стало нашей героине…
Психолог предлагает участникам выполнить упражнение.
Психолог: Представьте, что каждый из вас – жители одной из двух фантастических стран. Дело в том, что злой маг решил проучить жителей каждой страны и забрал у них речь. Для того чтобы заклятие колдуна исчезло, всем жителям каждой страны надо собраться вместе. Ваша задача – найти всех своих сограждан. Вы можете свободно перемещаться по команде и пользоваться жесты и мимику, объясняя собеседнику название вашей страны (которое само по себе содержит подсказку). Говорить, чертить в воздухе буквы или изображать их нельзя. Каждый получит конверт с карточкой с названием страны. Открывать конверт и прочитать название страны можно только по моему сигналу (хлопку в ладоши). Название страны должны знать только вы. Затем карточки убираются обратно в конверты, и вы начинаете искать своих сограждан. После того как представители одной из стран поднимут вверх руки, показывая, что жители собрались вместе, упражнения прекращается.
Психолог выдает участникам карточки. На которых написано название стран – Колпаково (Шляпкино) и Туфлево (Тапкино). Затем психолог подает сигнал, и упражнение начинается. По окончании происходит обсуждение того, что удалось легко выполнить, а что вызвало наибольшие трудности.
Психолог:
Стала девушка думать, что же ей делать дальше. Тут подошел к ней человек, отвечающий за встречу и размещение почетных гостей.
- Как добрались!! – интересуется – Какие пожелания!! – спрашивает.
И аккуратно девушку провожает до нужного выхода, у которого ее забронированный экипаж поджидает. Села она, помчался экипаж в славный город, в котором должны все мероприятия проходить. Добралась с ветерком, разместилась в номере – лучше некуда! Там попросили всех участников сочинить о себе небольшой рассказ, чтобы понятно стало всем, какие гости за одним столом собрались…
Психолог предлагает участникам выполнить упражнение.
Психолог: Представьте себе, что на месте героини этой сказки находиться каждый из вас. В течении небольшого количества времени подготовьте небольшой рассказ о себе, о самом главном. Но в своем рассказе вы должны использовать только прилагательные. Например: веселая, добрая, мудрая, активная, целеустремленная.
Участники выполняют задания.
Психолог: Блестяще прошло представление участников встречи друг другу! Сколько интересных людей! И вот уже не имеет значение, на каком языке кто разговаривает. Нашелся общий язык, язык смеха и доброго расположения друг к другу. После такого яркого знакомства осталось только поприветствовать всех участников встречи бурными аплодисментами!
Участники аплодируют друг другу.
Психолог: А организаторы встречи тук как тут. С подарками ко всем участникам. И вот подносят нашей героини цветочек аленький! И говорят, мол, так и так, не переживайте! Никакое чудовище заморское цветок не охраняло, ни у кого мы его не похитили. А вырастили своим трудом и умением. И талант в себе собрал этот алый цветок, и мудрость, и знания! И уникален, и загадочен одновременно! Это аленький цветочек для тех, кто свою жизнь наполняет особым смыслом – воспитанием маленьких детей. Этот цветок – связь мира взрослых и мира детства.
Психолог выдает каждому участнику «аленький цветочек», изготовленный из бумаги.
Психолог: Я благодарю всех за активную работу! Попрошу каждого из вас обменяться своими впечатлениями о сегодняшнем мероприятии.
А теперь пожалуйста встаньте в круг, протяните обе руки к своим соседям. Образуем общий круг. В знак благодарности за интересную работу слегка пожмите руку своему соседу справа. Теперь – соседу слева. А теперь одновременно обоим соседям. Отлично! До свидания!
Литература:
1. Ананьева Т.В. Комплексная психологическая поддержка детей старшего дошкольного возраста. Санкт-Петербург Детство-Пресс 2014 г.
2. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие – 4-е изд. – М. Генезис, 2006 г.
3. Шитова Е.В. Практические семинары и тренинги для педагогов. Волгоград, 2009 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.