Проблемы психологического консультирования в образовании обычно рассматриваются в контексте общих вопросов организации и деятельности службы практической психологии образования.
Психопрофилактика рассматривается как системообразующий вид деятельности практического психолога учреждения образования. При таком видении места и роли основных видов деятельности практического психолога образования консультирование в первую очередь направлено на выполнение психопрофилактических функций. В то же время нельзя не учесть одного важного обстоятельства: «Следует развести понятия «психопрофилактика» и «психологическая консультация» как разные, хотя и имеющие много общего виды работыпсихолога. Психопрофилактическую работу следует начинать тогда, когда еще нет проблем, в целях их предупреждения. Инициатива целиком и полностью должна в данном случае исходить отпсихолога. Психологическую консультацию мы проводим тогда, когда к нам пришли с проблемой, т. е. проблема уже имеется, предупреждать ее появление уже поздно, нужно оказывать помощь».Проблемы психологического консультирования в образовании обычно рассматриваются в контексте общих вопросов организации и деятельности службы практической психологии образования.
Психопрофилактика рассматривается как системообразующий вид деятельности практического психолога учреждения образования. При таком видении места и роли основных видов деятельности практического психолога образования консультирование в первую очередь направлено на выполнение психопрофилактических функций. В то же время нельзя не учесть одного важного обстоятельства: «Следует развести понятия «психопрофилактика» и «психологическая консультация» как разные, хотя и имеющие много общего виды работыпсихолога. Психопрофилактическую работу следует начинать тогда, когда еще нет проблем, в целях их предупреждения. Инициатива целиком и полностью должна в данном случае исходить отпсихолога. Психологическую консультацию мы проводим тогда, когда к нам пришли с проблемой, т. е. проблема уже имеется, предупреждать ее появление уже поздно, нужно оказывать помощь».
Психологическое консультирование в образовании.docx
Психологическое консультирование в
образовании
Проблемы психологического консультирования в образовании обычно
рассматриваются в контексте общих вопросов организации и деятельности
службы практической психологии образования.
Психопрофилактика рассматривается как системообразующий вид
деятельности практического психолога учреждения образования. При таком
видении места и роли основных видов деятельности
практического психолога образования консультирование в первую очередь
направлено на выполнение психопрофилактических функций. В то же время
нельзя не учесть одного важного обстоятельства: «Следует развести понятия
«психопрофилактика» и «психологическая консультация» как разные, хотя и
имеющие много общего виды работыпсихолога. Психопрофилактическую
работу следует начинать тогда, когда еще нет проблем, в целях их
предупреждения. Инициатива целиком и полностью должна в данном случае
исходить отпсихолога. Психологическую консультацию мы проводим тогда,
когда к нам пришли с проблемой, т. е. проблема уже имеется, предупреждать
ее появление уже поздно, нужно оказывать помощь».
Именно это замечание делает необходимым уточнить, что в контексте
представления о системообразующей роли психопрофилактики
консультирование гораздо уместнее и эффективнее на
уровне вторичной профилактики, т. е. как
работа по предупреждению развития у детей психологических трудностей; использование различных превентивных мер, направленных на то, чтобы
неблагоприятное состояние психологического здоровья не прогрессировало.
В данном случае в центре внимания педагогапсихолога находятся
психологические феномены, которые по какимлибо причинам (в том числе и
по причинам отсутствия или недостаточной эффективности первичной
профилактики) уже появились и проявляют себя в действиях, поступках,
общении, поведении ребенка. На этом уровне все усилия педагогапсихолога
(психологической службы в целом) сосредоточены на том, чтобы вместе с
ребенком (педагогическими работниками, администрацией учреждений
образования и родителями)своевременно
обнаруживать признаки психологического неблагополучия в развитии
личности;
изменять психологопедагогические условия, угрожающие безопасности
психологического здоровья детей в данной образовательной среде;
в целом предотвращать возможность развития этих трудностей в
сторону углубления, закрепления, преодолевать их до того, как они перейдут
в категорию серьезных психологических проблем.
Здесь уместно напомнить то, на что обращал внимание К. Роджерс. Среди
ряда важных требований человекоцентрированного подхода к образованию он
выделяет как первостепенное — «...разрешить учащемуся на любом уровне
соприкасаться с важными проблемами его жизни, чтобы он сталкивался с
проблемами и спорными вопросами, которые хочет разрешить».
В последние годы отечественные психологи чаще всего выделяют
методологические основания психологической практики при обсуждении
проблем реформирования образования в России. Одним из примеров такого
основания является сущность новой парадигмы «...аккомодативной или
центрированной на мире детства», которая достаточно ярко представлена в
принципах «новых отношений между миром взрослости и миром детства»:
принципе равенства,
принципе диалогизма,
принципе сосуществования, принцип свободы,
принципе свободы,
принципе соразвития,
принципе единства,
принципе принятия.
Рассматривая проблемы образования в контексте вопросов «гуманитарной
экспертизы»,Братченко C.Л. пишет: «...критерии благополучия и развития
ребенка как личности должны стать исходной точкой и инвариантом в
анализе любой педагогической системы — вне зависимости от заявляемых
авторами конкретных воспитательных и образовательных целей».
Особенности практической работы психолога в образовании во многом
связаны с конкретными условиями, в которых происходит развитие ребенка. Очень важно понять, в какой образовательной среде осуществляется и может
быть в той или иной мере эффективным личностноориентированное
консультирование. В контексте целей данного пособия имеют принципиальное
значение следующие положения:
1 Образовательная среда — это конкретные условия взаимодействия
уникального внутреннего (субъективного) мира развивающейся личности с
другими субъектами и реальным (объективным) миром, которые являются
результатом совместной деятельности и в которых раскрытие и реализация
безграничных возможностей ребенка является целью — ценностью.
2 Полноценное изучение образовательной сферы должно осуществляться
прежде всего по базовым, первичным — гуманитарным, общечеловеческим —
критериям, которые в каждом конкретном случае должны дополняться
соответствующими частными, вторичными показателями: уровнем знаний и
умений, уровнем развития отдельных психических функций и т. п. Именно
дополняться — а не подменяться.
В контексте задач пособия следует также обратить внимание на
существующие в рамках гуманитарной парадигмы подходы не только к
анализу той среды, в которой происходит развитие ребенка, но и к
особенностям самого процесса взаимодействия ребенка с конкретными,
значимыми для его развития, условиями. В частности, решая задачи
психологического моделирования образовательных сред, В.А.
Ясеин подчеркивает, что «проектирование всех компонентов образовательной
среды осуществляется в контексте организации возможностей для
удовлетворения потребностей субъектов образовательного процесса. Чтобы
использовать возможности среды, возможности, комплиментарные его
потребностям и таким образом мотивирующие деятельность, учащийся
проявляет соответствующую активность. То есть он становится реальным
субъектом своего собственного развития, субъектом образовательного
процесса, а не остается объектом влияния педагогов. Безусловно,
качественная образовательная среда в равной мере должна обеспечивать
возможности для личностного развития всех субъектов образовательного
процесса: педагогов, родителей и других лиц, включаемых в социальный
компонент данной образовательной среды... по результатам анализа может
быть сформирован интегративный критерий качества данной образовательной
среды».
Другой, не менее важный, аспект обсуждаемой проблемы представлен в
концепции личностноориентированного обучения Якиманской И. С., которая
отмечает, что
1 образовательный процесс — это система построения взаимосвязи обучения и
учения, обеспечивающая развитие личности, как индивидуальности;
2 содержание, методы, приемы, техники этого процесса направлены главным
образом на раскрытие и использование субъектного опыта каждого ученика и подчинены становлению личностно значимых способов познания через
организацию целостной учебной (познавательной) деятельности;
3 в образовательном процессе усвоение знаний из цели превращается в средство
развития ученика с учетом его жизненных ценностей, потребностей,
намерений, реальных индивидуальных возможностей».
Все вышеприведенное позволяет выделить то, что является общим для любых
подходов, а затем сравнить несколько разных подходов к решению проблем
организации и деятельности службы практической психологии образования, в
рамках которых психологическое консультирование занимает определенное
место.
Общее для большинства подходов точнее всего выражено в утверждении:
«Специфика психологического консультирования в детских садах, школах,
детских домах и др. заключается в том, что оно сосредоточивается на
решении профессиональных проблем».
Отличия в понимании сущности, роли и месте психологического
консультирования достаточно ярко обнаруживаются при сравнении таких
концепций, как
1 концепция службы практической психологии образования коллектива авторов
во главе с И.В. Дубровиной;
2 концепция психологической работы в школе М.Р. Битяновой.
Сущность и специфика психологического консультирования в этих подходах
определяются характером выделенных авторами целей службы. В частности, в
первой цель службы —психологическое здоровье детей («служба
психологического здоровья») и консультирование — это один из основных
видов работы практического психолога образования, подчинено этой цели. Во
второй, цель — психологическое сопровождение («служба психологического
сопровождения»), а консультирование относится к направлениям
деятельности школьногопсихолога.
Соответственно выделяется и конкретное понимание сущности
психологического консультирования:
1 Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку
самому решить возникшую проблему».
2 Во второй концепции даются разные определения консультирования
школьников, педагогов и родителей:
«В русле нашей модели мы рассматриваем консультирование как
многофункциональный вид работы психолога со школьниками, в рамках
которого могут быть решены следующие задачи:
оказание помощи подросткам и старшеклассникам, испытывающим трудности
в обучении, общении или психическом самочувствии;
обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания,
самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических
особенностей и возможностей для успешного обучения и развития; оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в
состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального
переживания...»
Консультирование педагогов определяется здесь как «...универсальная форма
организации сотрудничества педагогов в решении различных школьных
проблем и профессиональных задач самого педагога».
При определении основного содержания консультирования родителей в
рамках этого подхода выделяются такие функции, как информирование,
организация эффективного детскородительского общения,
психологическая поддержка.
Теоретические основания вышеназванных подходов находят свое выражение в
выделяемых основных принципах консультирования. При подходе с позиций
«службы психологического здоровья» выделяются такие принципы,
как активность, доверие, принятие, равноправие, добровольность и т. п.
Во втором случае, т. е. подходе с позиций «службы психологического
сопровождения» при описании особенностей консультирования школьников и
родителей, принципы отдельно не выделяются. Однако при описании
особенностей консультирования педагогов выделяются такие принципы, как
« ... равноправное взаимодействие психолога и педагога,
формирование у педагогов установки на самостоятельное решение
возникших проблем,
принятие участниками консультирования ответственности за совместные
решения,
распределение профессиональных функций между педагогом
и психологом».
Другая точка зрения представлена авторами книги «Школьные проблемы
глазами психолога...», которые обращают внимание на то, что используемая
ими модель работы психологической службы построена на
основе экзистенциального подхода, но в реальных условиях отечественной
системы образования выбор форм и средств работы зависит во многом от
«готовности клиента». В то же время правила, которые они используют в
своей работе отражают специфику гуманистического направления:
право быть одному;
право быть независимым;
право на успех;
право быть выслушанным и принятым всерьез;
право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и
эгоистичным;
право просить то, что хочешь;
право делать ошибки и быть ответственным за них;
право не быть напористым;
право на чувства. Здесь же отмечается, что индивидуальное консультирование «...очень тяжелая
работа для учителя и требует профессионализма и проработанности
самого психолога...».
Авторы достаточно подробно описывают такие важные характеристики
процесса консультирования родителей, как:
типичные состояния родителей, приходящих на консультацию;
этапы консультирования;
условия успешного консультирования;
«пошаговая работа» с родителями, поразному относящимися к собственным
детям.
Обратим внимание на тот факт, что в цитируемой работе, рассматривая
особенности психологической помощи по отношению к ребенку, процесс
взаимодействия психолога и ребенка описывается все же с применением
понятие «психотерапия».
Естественно, что все особенности вышеперечисленных подходов находят свое
отражение и в особенностях подготовки, организации и проведения
психологического консультирования, и при определении условий
эффективности психологического консультирования, а также при
формулировании основных требований к консультанту, работающему в
учреждениях образования.
Особенности профессиональной подготовки, требования к
профессиональному уровню практического психолога учреждений
образования обсуждаются и в контексте основных тем ряда специальных
работ. В частности, авторы книги «Я работаю педагогомпсихологом»
отмечают, что большое разнообразие в понимании смысла своей
профессиональной деятельности практическими психологами, связано
со спецификой профессиональной подготовки...
с уровнем и направленностью общего развития психолога и его
личностными особенностями...
с типом учебновоспитательного учреждения, в котором
работает психолог...
с особенностями личной жизни психолога.
В связи с этим здесь ставятся и показываются пути решения таких проблем,
как «Практическийпсихолог как профессионал и как личность»,
«Профессиональная позиция», «Ум психолога» и т. п.
Общие требования к профессиональной подготовке специалиста, выбравшего
работу в учреждениях образования, находят свое отражение и в требованиях
собственно к такому виду работы, как консультирование, которое занимает
одно из центральных мест в деятельности педагогапсихолога. Одна из
немаловажных особенностей подготовки и деятельности такого специалиста
заключается в том, что работа может происходить в разных образовательных
средах, т. е. в учреждениях образования разного типа.
Психологическое консультирование в образовании
Психологическое консультирование в образовании
Психологическое консультирование в образовании
Психологическое консультирование в образовании
Психологическое консультирование в образовании
Психологическое консультирование в образовании
Психологическое консультирование в образовании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.