Представленный материал представляет собой выступление на семинаре-практикуме практического психолога .малокомплектной школы. В этой работе обобщён опыт работы с детьми, имеющими диагноз " умственная отсталость", рассказывается об особенностях работы с детьми данной категории с момента их поступления в школу ( либо получения диагноза) и до окончания школы.
Психологическое сопровождение инклюзивного образовательного
процесса в школе
Литвинова Татьяна Николаевна
Педагогпсихолог МКОУ «Шадринцевская СОШ»(слайд№1)Проблема организации и содержания оптимального
психологопедагогического сопровождения детей с ограниченными в остается
актуальной для современного общества(слайд№2)
В.И. Даль определяет понятие "сопровождение" как действие по
глаголу "сопровождать" "провожать, идти вместе с кемлибо для проводов".
Соответственно "сопроводитель", тот, кто сопровождает, проводник,
провожатый. Приставка "со" в слове изначально предполагает реализацию в
процессе сопровождения объединения действий и усилий провожатого и
сопровождаемого. В самом общем значении сопровождение это встреча
двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути.
С одной стороны мы сопровождаем ребёнка с умственной отсталостью,
помогая ему решать возникающие проблемы и повышать свои шансы на
жизненный успех. С другой стороны комплексно обеспечиваем процессы его
развития (социализацию, индивидуализацию, социальнопсихологическую
адаптацию). По времени сопровождение начинается с момента попадания
ребёнка в поле зрения социальнопедагогических служб и заканчивается его
выходом из учебного заведения.
В нашей школе процесс сопровождения ребёнка с умственной
отсталостью начинается с того момента, как оформлен соответствующий
пакет документов или ребёнок, уже имеющий такое заключение перешагнул
порог школы.
Работа с детьми с интеллектуальными нарушениями выстраивается в
несколько этапов:
1 этап. Диагностический.( слайд №3), включающий в себя раннюю
диагностику отклонений в развитии. Эта диагностика проводится с детьми
подготовительной группы детского сада и с поступающими в 1 класс.
Проводится диагностическое наблюдение за игрой ребенка, за его
поведением в различных ситуациях. Используется беседа с ребенком и совзрослым о ребенке. Обращается внимание на то, как ребенок понимает
обращенную к нему речь, общается сам. В соответствии с возрастными
показателями учитывается, как ребенок произносит простые и многосложные
слова, правильно ли строит простую и усложненную фразу, понимает ли
усложненный текст (текст со скрытым смыслом), может ли сам дать
развернутое сообщение, соблюдает ли в речи грамматические связи,
проводится набор диагностик, позволяющих оценить и проанализировать
различные сферы психической деятельности ребенка и особенности развития
его личности.( слайд №4)
На первичном этапе диагностики огромную роль играет педагог, работающий
с детьми, именно он может заметить какие либо нарушения и обратиться к
психологу за помощью.
В втором полугодиипроводится повторная диагностика, по запросу педагогов
с целью направления на ПМПК, и с ребёнком, который получил диагноз
«умственная отсталость» выстраивается коррекционная работа.
2 этап.( слайд№5) Коррекционноразвивающий, который начинается с
разработки индивидуальной программы сопровождения детей с умственной
отсталостью, выбора оптимальных для развития ребёнка с умственной
отсталостью коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения
в соответствии с его особыми образовательными потребностями. Занятия,
входящие в учебный план, с такими детьми ставятся в расписание, в основной
школе это групповые занятия ( программа «Психологический практикум), в
начальной школе – индивидуальные занятия ( программа «Игра и
ирокоррекция). Для того, чтобы отследить динамику развития ребёнка
проводится диагностика в начале и в конце учебного года.( слайд №6)
На каждого ребёнка, имеющего диагноз«умственная отсталость» заводится
папка, которая включает в себя:индивидуальную программу реабилитации и адаптации ребёнка с умственной
отсталостью
лист учёта динамики развития ребёнка с умственной отсталостью
программу и план психологического сопровождения ребёнка с умственной
отсталостью
заключение ПМПК
согласие родителей на проведение психологопедагогического обследования и
сопровождение ребёнка.
На сегодняшний день в нашей школе 3 ребёнка с диагнозом «умственная
отсталость», находящиеся на надомном обучении. (слайд №7) ((все ученики 1
класса). Для каждого разработана коррекционная программа на основе
программы Бгажноковой «Игра и игрокоррекция», но каждая из программ
учитывает индивидуальные особенности и особенности диагноза каждого
ребёнка.
Имя ребёнка
Алёна
Глеб
Серёжа
Колво часов
0,5
0,5
0,5
День и время занятия
Пятница 1440
Пятница 1440
Четверг 1440
В текущем учебном году, согласно рекомендациям министерства образования
и науки от 14.07.2017г «при обучении на дому
возможнаорганизация части учебных занятий в
общеобразовательной организации склассом при наличии
письменного согласия родителей, с учетом
состоянияздоровья ребенка»,поэтомудва ребёнканадомника на
коррекционноразвивающие занятия с психологом приводят мама и бабушка.
Безусловно, это способствует лучшей социализации и адаптации этих детей.
Кроме тогосистемное воздействие на учебнопознавательную деятельность
ребёнка осуществляется на каждом уроке учителямипредметниками черезкоррекционноразвивающую работу по предмету. С этой цельюв рабочей
программе учителя имеется колонка корекционноразвивающая работа, где
прописаны формы работы,направленные на коррекцию и развитие
определённых психических функций.
( слайд №8)
3 этап. Консультационнопросветительский, который включает в себя
разработку рекомендаций по основным направлениям работы с детьми
умственной отсталостью для всех участников образовательного процесса.
Консультирование педагогов по результатам диагностики, по выбору
индивидуальноориентированных методов и приёмов работы с детьми с
интеллектуальными нарушениями
Помощь родителям в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов
коррекционного обучения ребёнка с умственной отсталостью
Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,
информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение
участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями
образовательного процесса, повышения психологической грамотности.
Проведение тематических выступлений для педагогов по разъяснению
индивидуальнотипологических особенностей различных категорий детей с
интеллектуальными нарушениями.
Содействие в выборе будущей профессии. ( слайд №9)
Вся коррекционноразвивающаяработа имеет целью развитие, насколько это
возможно, психических функций детей с интеллектуальными нарушениями,
успешному освоению образовательной программы, но без процесса
социализации эти дети навряд ли смогут стать успешными в своей взрослой
жизни.