Психологическое сопровождение инклюзивного образовательного процесса
Оценка 4.9
Особые потребности
docx
психологическая работа +2
Взрослым
15.12.2017
Представленный материал представляет собой выступление на семинаре-практикуме практического психолога .малокомплектной школы. В этой работе обобщён опыт работы с детьми, имеющими диагноз " умственная отсталость", рассказывается об особенностях работы с детьми данной категории с момента их поступления в школу ( либо получения диагноза) и до окончания школы.
Психологическое сопровождение инклюзивного образовательного процесса в школе.docx
Психологическое сопровождение инклюзивного образовательного
процесса в школе
Литвинова Татьяна Николаевна
Педагогпсихолог МКОУ «Шадринцевская СОШ» (слайд№1)Проблема организации и содержания оптимального
психологопедагогического сопровождения детей с ограниченными в остается
актуальной для современного общества(слайд№2)
В.И. Даль определяет понятие "сопровождение" как действие по
глаголу "сопровождать" "провожать, идти вместе с кемлибо для проводов".
Соответственно "сопроводитель", тот, кто сопровождает, проводник,
провожатый. Приставка "со" в слове изначально предполагает реализацию в
процессе сопровождения объединения действий и усилий провожатого и
сопровождаемого. В самом общем значении сопровождение это встреча
двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути.
С одной стороны мы сопровождаем ребёнка с умственной отсталостью,
помогая ему решать возникающие проблемы и повышать свои шансы на
жизненный успех. С другой стороны комплексно обеспечиваем процессы его
развития (социализацию, индивидуализацию, социальнопсихологическую
адаптацию). По времени сопровождение начинается с момента попадания
ребёнка в поле зрения социальнопедагогических служб и заканчивается его
выходом из учебного заведения.
В нашей школе процесс сопровождения ребёнка с умственной
отсталостью начинается с того момента, как оформлен соответствующий
пакет документов или ребёнок, уже имеющий такое заключение перешагнул
порог школы.
Работа с детьми с интеллектуальными нарушениями выстраивается в
несколько этапов:
1 этап. Диагностический.( слайд №3), включающий в себя раннюю
диагностику отклонений в развитии. Эта диагностика проводится с детьми
подготовительной группы детского сада и с поступающими в 1 класс.
Проводится диагностическое наблюдение за игрой ребенка, за его
поведением в различных ситуациях. Используется беседа с ребенком и со взрослым о ребенке. Обращается внимание на то, как ребенок понимает
обращенную к нему речь, общается сам. В соответствии с возрастными
показателями учитывается, как ребенок произносит простые и многосложные
слова, правильно ли строит простую и усложненную фразу, понимает ли
усложненный текст (текст со скрытым смыслом), может ли сам дать
развернутое сообщение, соблюдает ли в речи грамматические связи,
проводится набор диагностик, позволяющих оценить и проанализировать
различные сферы психической деятельности ребенка и особенности развития
его личности.( слайд №4)
На первичном этапе диагностики огромную роль играет педагог, работающий
с детьми, именно он может заметить какие либо нарушения и обратиться к
психологу за помощью.
В втором полугодиипроводится повторная диагностика, по запросу педагогов
с целью направления на ПМПК, и с ребёнком, который получил диагноз
«умственная отсталость» выстраивается коррекционная работа.
2 этап.( слайд№5) Коррекционноразвивающий, который начинается с
разработки индивидуальной программы сопровождения детей с умственной
отсталостью, выбора оптимальных для развития ребёнка с умственной
отсталостью коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения
в соответствии с его особыми образовательными потребностями. Занятия,
входящие в учебный план, с такими детьми ставятся в расписание, в основной
школе это групповые занятия ( программа «Психологический практикум), в
начальной школе – индивидуальные занятия ( программа «Игра и
ирокоррекция). Для того, чтобы отследить динамику развития ребёнка
проводится диагностика в начале и в конце учебного года.( слайд №6)
На каждого ребёнка, имеющего диагноз«умственная отсталость» заводится
папка, которая включает в себя: индивидуальную программу реабилитации и адаптации ребёнка с умственной
отсталостью
лист учёта динамики развития ребёнка с умственной отсталостью
программу и план психологического сопровождения ребёнка с умственной
отсталостью
заключение ПМПК
согласие родителей на проведение психологопедагогического обследования и
сопровождение ребёнка.
На сегодняшний день в нашей школе 3 ребёнка с диагнозом «умственная
отсталость», находящиеся на надомном обучении. (слайд №7) ((все ученики 1
класса). Для каждого разработана коррекционная программа на основе
программы Бгажноковой «Игра и игрокоррекция», но каждая из программ
учитывает индивидуальные особенности и особенности диагноза каждого
ребёнка.
Имя ребёнка
Алёна
Глеб
Серёжа
Колво часов
0,5
0,5
0,5
День и время занятия
Пятница 1440
Пятница 1440
Четверг 1440
В текущем учебном году, согласно рекомендациям министерства образования
и науки от 14.07.2017г «при обучении на дому
возможнаорганизация части учебных занятий в
общеобразовательной организации склассом при наличии
письменного согласия родителей, с учетом
состоянияздоровья ребенка»,поэтомудва ребёнканадомника на
коррекционноразвивающие занятия с психологом приводят мама и бабушка.
Безусловно, это способствует лучшей социализации и адаптации этих детей.
Кроме тогосистемное воздействие на учебнопознавательную деятельность
ребёнка осуществляется на каждом уроке учителямипредметниками через коррекционноразвивающую работу по предмету. С этой цельюв рабочей
программе учителя имеется колонка корекционноразвивающая работа, где
прописаны формы работы,направленные на коррекцию и развитие
определённых психических функций.
( слайд №8)
3 этап. Консультационнопросветительский, который включает в себя
разработку рекомендаций по основным направлениям работы с детьми
умственной отсталостью для всех участников образовательного процесса.
Консультирование педагогов по результатам диагностики, по выбору
индивидуальноориентированных методов и приёмов работы с детьми с
интеллектуальными нарушениями
Помощь родителям в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов
коррекционного обучения ребёнка с умственной отсталостью
Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,
информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение
участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями
образовательного процесса, повышения психологической грамотности.
Проведение тематических выступлений для педагогов по разъяснению
индивидуальнотипологических особенностей различных категорий детей с
интеллектуальными нарушениями.
Содействие в выборе будущей профессии. ( слайд №9)
Вся коррекционноразвивающаяработа имеет целью развитие, насколько это
возможно, психических функций детей с интеллектуальными нарушениями,
успешному освоению образовательной программы, но без процесса
социализации эти дети навряд ли смогут стать успешными в своей взрослой
жизни.
Психологическое сопровождение инклюзивного образовательного процесса
Психологическое сопровождение инклюзивного образовательного процесса
Психологическое сопровождение инклюзивного образовательного процесса
Психологическое сопровождение инклюзивного образовательного процесса
Психологическое сопровождение инклюзивного образовательного процесса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.