Психологическое сопровождение инклюзивного образовательного процесса

  • Особые потребности
  • docx
  • 15.12.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представленный материал представляет собой выступление на семинаре-практикуме практического психолога .малокомплектной школы. В этой работе обобщён опыт работы с детьми, имеющими диагноз " умственная отсталость", рассказывается об особенностях работы с детьми данной категории с момента их поступления в школу ( либо получения диагноза) и до окончания школы.
Иконка файла материала Психологическое сопровождение инклюзивного образовательного процесса в школе.docx
Психологическое сопровождение инклюзивного образовательного процесса в школе Литвинова Татьяна Николаевна Педагог­психолог  МКОУ «Шадринцевская СОШ»(слайд№1)Проблема   организации   и   содержания   оптимального психолого­педагогического сопровождения детей с ограниченными в остается актуальной для современного общества(слайд№2) В.И.   Даль   определяет   понятие   "сопровождение"   как   действие   по глаголу "сопровождать" ­ "провожать, идти вместе с кем­либо для проводов". Соответственно   "сопроводитель",   тот,   кто   сопровождает,   ­   проводник, провожатый. Приставка "со" в слове изначально предполагает реализацию в процессе   сопровождения   объединения   действий   и   усилий   провожатого   и сопровождаемого. В самом общем значении  сопровождение ­ это встреча двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути. С одной стороны мы сопровождаем ребёнка с умственной отсталостью, помогая   ему   решать   возникающие   проблемы   и   повышать   свои   шансы   на жизненный успех. С другой стороны комплексно обеспечиваем процессы его развития   (социализацию,   индивидуализацию,   социально­психологическую адаптацию).   По   времени   сопровождение   начинается   с   момента   попадания ребёнка в поле зрения социально­педагогических служб и заканчивается его выходом из учебного заведения. В   нашей   школе   процесс   сопровождения   ребёнка   с   умственной отсталостью   начинается   с   того   момента,   как   оформлен   соответствующий пакет документов или ребёнок, уже имеющий такое заключение  перешагнул порог школы. Работа с детьми с интеллектуальными  нарушениями выстраивается в несколько этапов: 1 этап. Диагностический.( слайд №3), включающий в себя раннюю  диагностику отклонений в развитии. Эта диагностика проводится с детьми  подготовительной группы детского сада и с  поступающими в 1 класс. Проводится диагностическое наблюдение за игрой ребенка, за его  поведением в различных ситуациях. Используется беседа с ребенком и совзрослым о ребенке. Обращается внимание на то, как ребенок понимает  обращенную к нему речь, общается сам. В соответствии с возрастными  показателями учитывается, как ребенок произносит простые и многосложные  слова, правильно ли строит простую и усложненную фразу, понимает ли  усложненный текст (текст со скрытым смыслом), может ли сам дать  развернутое сообщение, соблюдает ли в речи грамматические связи,  проводится набор диагностик, позволяющих  оценить и проанализировать  различные сферы психической деятельности ребенка и особенности развития  его личности.( слайд №4) На первичном этапе диагностики огромную роль играет педагог, работающий  с детьми, именно он может заметить какие­ либо нарушения и обратиться к  психологу за помощью. В втором полугодиипроводится повторная диагностика, по запросу педагогов с   целью   направления   на   ПМПК,   и   с   ребёнком,   который   получил   диагноз «умственная отсталость» выстраивается коррекционная работа. 2 этап.( слайд№5) Коррекционно­развивающий, который начинается с  разработки индивидуальной программы сопровождения детей с умственной  отсталостью, выбора оптимальных для развития ребёнка с умственной  отсталостью  коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями. Занятия,  входящие в учебный план, с такими детьми ставятся в расписание, в основной  школе это групповые занятия ( программа «Психологический практикум), в  начальной школе – индивидуальные занятия ( программа «Игра и  ирокоррекция). Для того, чтобы отследить динамику развития ребёнка  проводится диагностика в начале и в конце учебного года.( слайд №6) На каждого ребёнка, имеющего диагноз«умственная отсталость» заводится  папка, которая включает в себя:индивидуальную программу реабилитации и адаптации ребёнка с умственной отсталостью лист учёта динамики развития ребёнка с умственной отсталостью программу и план психологического сопровождения ребёнка с умственной  отсталостью заключение ПМПК согласие родителей на проведение психолого­педагогического обследования и сопровождение ребёнка. На сегодняшний день в нашей школе 3 ребёнка с диагнозом «умственная отсталость», находящиеся на надомном обучении. (слайд №7) ((все ученики 1 класса).   Для   каждого   разработана   коррекционная   программа   на   основе программы Бгажноковой «Игра и игрокоррекция», но каждая из программ учитывает   индивидуальные   особенности   и   особенности   диагноза   каждого ребёнка.  Имя ребёнка Алёна Глеб  Серёжа  Кол­во часов  0,5 0,5 0,5 День и время занятия Пятница 14­40 Пятница 14­40 Четверг 14­40 В текущем учебном году, согласно рекомендациям министерства образования  и науки от 14.07.2017г «при обучении на дому возможнаорганизация части учебных занятий в общеобразовательной организации склассом при наличии письменного согласия родителей, с учетом состоянияздоровья ребенка»,поэтомудва ребёнка­надомника на  коррекционно­развивающие занятия с психологом приводят мама и бабушка.  Безусловно, это способствует лучшей социализации и адаптации этих детей. Кроме тогосистемное воздействие на учебно­познавательную деятельность  ребёнка осуществляется на каждом уроке учителями­предметниками черезкоррекционно­развивающую работу по предмету. С этой цельюв рабочей  программе учителя имеется колонка корекционно­развивающая работа, где  прописаны формы работы,направленные на коррекцию и развитие  определённых психических функций. ( слайд №8) 3 этап. Консультационно­просветительский, который включает в себя  разработку рекомендаций по основным направлениям работы с детьми  умственной отсталостью для всех участников образовательного процесса. Консультирование педагогов по результатам диагностики, по выбору  индивидуально­ориентированных методов и приёмов работы с детьми с  интеллектуальными нарушениями Помощь родителям в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов  коррекционного обучения ребёнка с умственной отсталостью Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,  информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение  участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями  образовательного процесса, повышения психологической грамотности.  Проведение тематических выступлений для педагогов по разъяснению  индивидуально­типологических особенностей различных категорий детей с  интеллектуальными нарушениями.  Содействие в выборе будущей профессии. ( слайд №9) Вся коррекционно­развивающаяработа имеет целью развитие, насколько это  возможно, психических функций детей с интеллектуальными нарушениями,  успешному освоению образовательной программы, но без процесса  социализации эти дети навряд ли смогут стать  успешными в своей взрослой  жизни.