ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ДОО
Оценка 4.6

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ДОО

Оценка 4.6
Документация
docx
психологическая работа +1
Детсад
24.03.2017
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ДОО
На современном этапе развития системы дошкольного образования актуальность деятельности педагога-психолога возрастает, так как достижение образовательных целей без психологического сопровождения программы представляется весьма проблематичным. Задача психолога — создавать условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые выбрал он сам в соответствии с требованиями Педагога и Семьи (а иногда и в противовес им), помогать ему делать осознанные личные выборы в этом сложном мире, конструктивно решать неизбежные конфликты, осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других
статья психолог.docx

"ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ДОО"

 

Кудрявцева Лилия Вячеславовна

 

ГУ "Мичуринская средняя школа" отдела образования акимата

Костанайского района

Костанайская область, Костанайский район, п. Мичурино

 

 

На современном этапе развития системы дошкольного образования актуальность деятельности педагога-психолога возрастает, так как достижение образовательных целей без психологического сопровождения программы представляется весьма проблематичным.

        Задача психолога — создавать условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые выбрал он сам в соответствии с требованиями Педагога и Семьи (а иногда и в противовес им), помогать ему делать осознанные личные выборы в этом сложном мире, конструктивно решать неизбежные конфликты, осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других. То есть деятельность психолога во многом задается той социальной, семейной и педагогической системой, в которой реально находится ребенок и которая существенно ограничена рамками школьной Среды. Однако в этих рамках у него могут быть определены собственные цели и задачи.

Итак, сопровождение — это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия.

Объектом психологической практики выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации взаимодействия, предметом — социально-психологические условия успешного обучения и развития.

Деятельность психолога в образовательном процессе направлена на обеспечение контроля за развитием детей;  оценивание комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей; участие в разработке образовательной программы образовательного учреждения; проведение психологического проектирования, экспертизы и мониторинга условий и результатов образовательной деятельности; прогнозирование социальных рисков образовательного процесса, проведение профилактической работы; оказание качественной психолого-педагогической и социальной помощи всем участникам образовательного процесса.

        Виды работ и содержание деятельности  по психологическому сопровождению воспитанников ДОУ: профилактика, диагностика, индивидуальная и групповая (скрининг), консультирование (индивидуальное и групповое), развивающая работа (индивидуальная и групповая), составление индивидуального образовательного маршрута, коррекционная работа (индивидуальная и групповая), психологическое просвещение и образование детей и взрослых

         Однако, анализ деятельности практических  психологов показывает, что большую часть времени занимает диагностическая и коррекционно-развивающая работа.

Диагностическая работа — исторически первая форма психологической практики.

Можно выделить следующие принципы построения и организации психодиагностической деятельности психолога.

Первое — соответствие выбранного диагностического подхода и конкретной методики целям психологической деятельности (целям и задачам эффективного сопровождения).

Второе — результаты обследования должны быть либо сразу сформулированы на «педагогическом» языке, либо легко поддаваться переводу на такой язык.

Третье — прогностичность используемых методов, то есть возможность прогнозировать на их основе определенные особенности развития ребенка на дальнейших этапах обучения, предупреждать потенциальные нарушения и трудности.

Четвертое — высокий развивающий потенциал метода, то есть возможность получения развивающего эффекта в процессе самого обследования и построения на его основе различных развивающих программ.

Пятое — экономичность процедуры.

Психокоррекционная и развивающая работа.

Развивающая деятельность психолога ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития ребенка, а психокоррекционная — на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Выбор конкретной формы определяется результатами психодиагностики.

Содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка.

Просвещение родителей и педагогов осуществляется, в основном, во время консультаций по общим вопросам развития детей дошкольного возраста и особенностям взаимодействия с конкретным ребенком.  Психопрофилактическая работа часто ограничивается решением задач адаптации и подготовленности детей к школьному обучению. Несомненно, это серьезные проблемы. Но за пределами внимания психолога остаются другие, не менее важные задачи профилактической работы - содействие созданию благоприятных  условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе и своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта. Их решение весьма затруднительно в отрыве от той образовательной программы, которая реализуется в детском саду, без психологического обоснования ее содержания, положений и принципов, положенных в основу, без психологического сопровождения самого образовательного процесса.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, педагоги и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи. 

         Анализ научной литературы показал, что психолого-педагогическое сопровождение имеет большое разнообразие видов и форм, которые различаются по направленности, предмету и объекту: сопровождение родительства; сопровождение ребенка (одаренного, гиперактивного, с трудностями в обучении, в критической ситуации и т.д.); сопровождение педагога в процессе учебно-воспитательной деятельности; сопровождение детско-родительских отношений и т.д. Кроме того, проблема сопровождения в образовании рассматривается и как стратегия развития личности, и как тактика реализации ее индивидуального потенциала.

        Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, которая охватывает всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, по созданию социально-психологических условий для полноценного проживания дошкольного детства, успешного обучения и развития детей.

         Деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения, создание социально-психологических условий для развития личности детей их успешного обучения и развития, создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Для создания условий с целью полноценной работы педагог-психолог должен иметь отдельный кабинет, в котором проводится консультативная, диагностическая и коррекционная работы. Эффективность этой работы зависит от тщательной подборки и подготовки диагностических и коррекционно-развивающих материалов, а также технического оснащения. В идеале для реализации основных функций педагога-психолога в кабинете должны выделяться три основных сектора: диагностический, коррекционный и релаксационный.

Диагностический сектор:

Решение задач диагностики особенностей развития детей сочетается с формированием положительного эмоционального климата, способствующего повышению у испытуемых чувства уверенности в себе и мобилизации усилий на преодоление существующих трудностей. Поэтому диагностический центр может быть небольшим, но должен быть достаточно уютным и комфортным.

Стены пастельных (спокойных) тонов, на окне –полупроницаемая однотонная занавеска. Мягкие стулья и кресла, небольшой стол, детский стул и стулья, стенд с литературными источниками и информационными материалами. Живая зелень  должна дополнять среду и радовать глаз. 

Коррекционный сектор:

Сектор кабинета для коррекционной работы с детьми должен иметь спокойную, нейтральную окраску стен (желательно без лишних украшений), равномерное освещение. Здесь проводятся индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, поэтому все должно быть целенаправленным и максимально удобным. При демонстрации предметов и объектов  надо убрать из поля зрения детей все лишнее, отвлекающее детей: картины, игрушки и другие предметы.

Релаксационный сектор.

Релаксационный сектор кабинета может иметь на стенах фотообои (с пейзажем), мягкое ковровое покрытие на полу, горшки с комнатными растениями. Для усиления эффекта необходимо подобрать музыку.

На двери кабинета психолога обязательно должен быть вывешен график работы родителей и педагогов, обозначено время работы с детьми. Это позволит постепенно наладить  всю систему психологического сопровождения.

     Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.

 

Литература

 

1.                 Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Н.В.Бабкина. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 144 с.

2.                 Баркан, А.И. Плохие привычки хороших детей. Учимся понимать своего ребёнка / А.И.Баркан. – М.: Дрофа-Плюс, 2003. – 352 с.

3.                 Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р.Битянова. – М.: Генезис, 2000. – 298 с.

4.                 Волков, Б.С.Как подготовить ребёнка к школе. Ситуации. Упражнения. Диагностика: Учебное пособие./ Б.С.Волков, Н.В.Волкова – М.: Издательство «Ось – 89», 2004. – 192 с.

5.                 Ганичева, И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5 – 7 лет) / И.В.Ганичева. – М.: Книголюб, 2008. – 136 с.

6.                 Давыдова, М.А. Как правильно подготовить ребёнка к школе / М.А.Давыдова, А.И.Агапова.– М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006. – 224 с.

7.                 Давыдова, О.И. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие / О.И.Давыдова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ».

8.                 Закрепина, А.В. Трудный ребёнок: Пути к сотрудничеству: методическое пособие / А.В. Закрепина. – М.: Дрофа, 2007. – 141 с.

9.                 Катаева, Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми / Л.И.Катаева. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.

10.            Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ.пособие / Н.В. Кирюхина. – 2-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2006. – 112 с.

11.            Коноваленко, С.В. Развитие мышления и памяти у детей с трёх лет / С.В.Коноваленко.– М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. – 240 с.

12.            Корепанова М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100»: пособие для педагогов и родителей / М.В. Корепанова, Е.В. Харламова. — М., 2005.

13.            Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие / С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник – М.: «Генезис», 2007. – 208 с.

14.            Павлова, Т.Л. Диагностика готовности ребёнка в школе / Т.Л.Павлова.– М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.

 

 

 

 

 

 

                                                                           


 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В

Однако, анализ деятельности практических психологов показывает, что большую часть времени занимает диагностическая и коррекционно-развивающая работа

Однако, анализ деятельности практических психологов показывает, что большую часть времени занимает диагностическая и коррекционно-развивающая работа

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, педагоги и администрация

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, педагоги и администрация

Поэтому диагностический центр может быть небольшим, но должен быть достаточно уютным и комфортным

Поэтому диагностический центр может быть небольшим, но должен быть достаточно уютным и комфортным

Давыдова, О.И. Адаптационные группы в

Давыдова, О.И. Адаптационные группы в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017