Психологическое здоровье воспитателя – залог успешности педагогической деятельности
Оценка 4.9
Документация
docx
администрации
Детсад
15.01.2017
«Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества».
Если еще раз вспомнить, что в основе нашего физического и психического здоровья лежит социальное благополучие, то становится ясной такая схема: физическое здоровье – психическое здоровье – профессиональное здоровье. Ведь именно профессия должна обеспечить нам необходимое для здоровья социальное благополучие.
Под профессиональным здоровьем мы понимаем способность организма сохранять и активизировать защитные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности педагога.
Документ Microsoft Word (17).docx
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
г Москвы «Школа №1499 имени Героя Советского Союза
Ивана Архиповича Докукина»
Дошкольное отделение №7 (1247)
Автор: Эльбанова Мариет Ибрагимовна
Психологическое здоровье воспитателя –
залог успешности педагогической
деятельности
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда!!!
Конфуций
«Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в
коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества».
Если еще раз вспомнить, что в основе нашего физического и психического здоровья лежит
социальное благополучие, то становится ясной такая схема: физическое здоровье –
психическое здоровье – профессиональное здоровье. Ведь именно профессия должна
обеспечить нам необходимое для здоровья социальное благополучие.
Под профессиональным здоровьем мы понимаем способность организма сохранять и
активизировать защитные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность
педагогической деятельности и развитие личности педагога.
Человек сознательный, культурный, педагог в особенности, должен уметь владеть своими
эмоциями и чувствами хотя бы ради двух целей:
чтобы не болеть;
чтобы принимать правильное решение. Надо научиться жить с хорошими эмоциями,
противодействовать негативным эмоциям.
Чтобы сделать из себя здорового человека, нужно быть сильнее своих эмоций, но ни в коем
случае не подавлять их.
Выделяют здоровьеразрушающие эмоции: гнев, ярость, уныние, озабоченность, печаль, страх, тревожность, грусть, отчаяние…
Есть эмоции здоровьесоздающие:
интерес, радость, нежность, удовлетворение, спокойствие, сочувствие, удивление, восторг,
умиление, восхищение…
Уважаемые коллеги!!! Предлагаю для вас следующие рекомендации для сохранения своего
здоровья:
– Начинайте каждый день с чувством радости.
– Поддерживайте это состояние в течение дня.
– Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.
– Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.
– Относитесь к людям так, как вы хотели бы чтобы люди относились к вам.
– Питайтесь регулярно и разнообразно.
– Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.
– Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.
– Не переедайте на ночь.
– Спите не менее 8ми часов в сутки.
– Занимайтесь физическими упражнениями.
– Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.
– Любите свою душу и тело.
– Старайтесь окружить их комфортом.
В последнее время проблема сохранения психологического здоровья педагога
образовательного учреждения стала особенно острой. Основная причина этому повышение
требований со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном
процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервнопсихического
напряжения работника сферы образования, что приводит к возникновению невротических
расстройств. Перегрузки в педагогической деятельности привычное дело. После
напряженного рабочего дня надо полноценно восстановить свои силы. Согласитесь, что
иной раз к концу дня сил уже ни на что не хватает. Но давайте задумаемся вместе, раз мы
уже так устаем сейчас, то что будет с нами через годдва? Надо чтото делать уже сегодня!
Заповеди психологического здоровья.
Не надо «переделывать» окружающих на свой лад
Не оставайтесь один на один с неприятностями
Самосовершенствуйтесь, вырабатывайте чувство собственного достоинства
Будьте реалистом, не ожидайте «манны с небес»
Умейте смотреть на себя со стороны Не удерживайте в сознании тревожные мысли
Хочется предложить Вам, результаты исследований: Примерно после 12 лет работы
становится менее критичным отношение к профессии. После этого срока профессионал
часто перестаёт беспристрастно анализировать свою работу. Но после этих же 12 лет
набирается самый ценный опыт, человек находится в расцвете своих профессиональных
возможностей. Перегрузки в педагогической деятельности – привычное дело, но после
избыточной работы надо полноценно восстановиться. Как это сделать в современных
условиях? Как вообще поправить и сохранить своё здоровье? Будем реалистами – в
ближайшие двадцать лет вряд ли можно ожидать значительных благоприятных изменений в
нашей жизни. Нас не будут бесплатно посылать в дома отдыха, не увеличат зарплату
настолько, чтобы мы могли позволить себе лучшее питание и абонементы в бассейн. Не
снизят нагрузку настолько, что мы могли полноценно восстановиться после рабочего дня.
Следовательно, никто, кроме нас самих, не решит этих проблем (привлекая к этому, по
возможности, врачей). Но и врачи не будут заставлять делать по утрам зарядку, следить за
соблюдением режима дня.
Если человек воспринимает своё здоровье как «долг» перед кемто, если смысл своего
здоровья он видит в возможности осуществить какоето важное дело, он сможет стать
значительно здоровее, чем тот, для кого здоровье – его «личное дело».
Педагог в России, что бы ни говорили про него сегодня, всегда был и остаётся особенным, в
чёмто иррациональным человеком, стремящимся, часто неосознанно, быть учителем жизни,
для которого слово «долг» является ключевым.
Вопросов к себе может быть и больше. Ясно лишь одно – только ответив на них, человек
приобретает мотивацию к тому, чтобы быть здоровым.Для того чтобы быть более уверенным
в своих действиях, необходимо реально оценивать свои возможности, свои умения, давать
себе правильную оценку. А еще нам нужно знать, как нас оценивают окружающие.
Упражнение «Ладонь»: обведите свою ладонь, в центре напишите имя, а на каждом
пальчике ваши друзья или коллеги напишут какоелибо ваше положительное качество. Когда
Вам станет грустно, посмотрите на эту ладонь и скажите «Ах, какая я хорошая! »
В человеке очень важны его чувства, и на протяжении всей жизни не растерять их.
Предлагаю Вам послушать сказку «Про чувства»
Сказка «Про чувства».
Жилибыли на свете разные чувства: Жалость, Внимание, Доверие, Долг, Забота, Страх,
Злость, Радость. Поспорили они однажды о том, кто из них нужнее людям. Особенно
горячились те чувства, которые люди считают хорошими, добрыми: Внимание (мама часто
говорит: надо быть внимательным к другим людям, Забота (надо заботиться о людях)
Доверие, Радость: Мы всем нужны, говорят, с нами хорошо.
Вот я! – говорит Внимание. – Я помогаю людям внимать, то есть интересоваться друг
другом, помогать друг другу. Я очень полезное чувство.
А я? – говорит Забота. – Я прямо за ботинки хватаюсь, чтобы с человеком ничего не
случилось, вот как забочусь.
А ято, а ято! – говорит Доверие. – Я помогаю людям верить, а это самое главное.
А уж про меня и говорить нечего, отозвалась Радость. – Я же рай даю на земле. Так
что все мы нужны, а от Жалости, Долга, Страха никакой пользы, только вред! Вот ты,
Жалость, ты жалишь и жалишь, как пчела. А ты, Долг, только и твердишь: «Должен,
должен». Тяжело ведь. А от тебя, Страх, одни неприятности. Всё «боюсь, да боюсь». А про
тебя, Злость, и говорить нечего. Ты вся аж дрожишь, когда чтото не так. Не нужны вы
никому – ни взрослым, ни детям. Уходите!
О, беда! – сказали отрицательные чувства, обиделись и ушли. Остались положительные
чувства одни. Поначалу им хорошо было, никто не мешает. Внимание всё внемлет кому
нибудь, всё растворилось в нём, его самого уже и не видно. Исчезло уже совсем: Эх, была
бы Жалость со мной, хоть бы ужалила, я бы огляделось и само собой осталось. Забота всё заботится, за ботинки держит, не отпускает. Устала, надоело всё. Чувствует, сил уже у неё
нет заботиться. Взяла да отпустила того, кого держала за ботинки, и тот свалился в пропасть.
Тут она совсем расстроилась.
Эх, говорит, был бы сейчас со мной Долг. Я тогда могла бы долго заботиться.
Тут Доверие и говорит: А я всему верю, всему доверяю. Пойду купаться. Я верю, что
здесь неглубоко, ничего не случится. И прыг в воду. А там глубоко… Воды нахлебалось – не
продохнуть. Доверие чуть не утонуло, еле выскочило.
Эх, был бы сейчас Страх со мной, посторожил бы, предостерёг, я бы сломя голову не
полезло в воду.
А у меня всё хорошо, говорит Радость. – Я всему радуюсь, всем рай даю. Ветер
подул – она стоит и радуется. Потом дождь пошёл – она всё радуется. Затем град посыпал,
пурга началась. Радость простыла, кашляет, чихает. температура поднялась. Эх, говорит,
была бы со мной Злость, хотя бы задрожала, предупредила, что не так. Я бы тогда от ветра
дождя укрылась и была бы здорова.
Да, ребята, чтото у нас без наших друзейприятелей – отрицательных чувств ничего не
выходит. Давайтека их обратно позовём.
И пошли они к отрицательным чувствам. Те сидят дома, горюют.
Никому мы не нужны, и зачем нас только природа создала. Всем без нас хорошо, да ещё
говорят, что мы плохие.
Тут дверь открывается, заходят положительные чувства и говорят:
Возвращайтесь к нам, давайте вместе жить, людям служить, а то дело без вас не идёт,
плохо без вас всем.
Согласились отрицательные чувства, и стали все чувства жить вместе. Жалость и
Внимание под руку ходят. Следят, чтобы всё в меру было – не много и не мало. Долг с
заботой подружился, Забота помогает Долгу заботиться. Страх Доверие предупреждает об
опасности. А Злость разочек вздрогнет, чтобы Радость знала, если что не так, и о себе
позаботилась.
Так и живут по сей день они вместе, потому что людям нужны и положительные, и
отрицательные чувства, без них никак нельзя. И называются они не плохие и хорошие, а
положительные и отрицательные.
В заключение своего выступления хочется прочитать Вам притчу:
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает все.
Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках:
мертвая или живая? » А сам думает: «скажет живая я ее умертвлю, скажет мертвая
выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Поэтому, уважаемые коллеги: ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ
Желаем быть всегда мудрыми и здоровыми!
Используемая литература:
1. Лободин В.Т., Лавреченова Г.В. Лободина С.В. “Как сохранить здоровье педагога”.
2. Стрельникова А. Н. “Техники оздоровительного дыхания”. М., 2005.
Интернетресурсы:
1. Интересные высказывания и цитаты о медицине и врачах.
http://brusentsov.com/2010/06/24/6915
Психологическое здоровье воспитателя – залог успешности педагогической деятельности
Психологическое здоровье воспитателя – залог успешности педагогической деятельности
Психологическое здоровье воспитателя – залог успешности педагогической деятельности
Психологическое здоровье воспитателя – залог успешности педагогической деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.