«Психолого – педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья»
Оценка 4.9

«Психолого – педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья»

Оценка 4.9
Лекции
ppt
Междисциплинарный 3
Все классы
29.10.2024
«Психолого – педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья»
«Психолого – педагогическая характеристика детей с ОВЗ»
презентация.ppt

Психолого – педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья»

Психолого – педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья»

«Психолого – педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья»

Заведующий МОУ
«Бендерский детский сад № 40»
Мунтян Ольга Александровна
Образование: Высшее - педагогическое
Стаж: 15 лет
Стаж в должности: 1,9года

Дети с ограниченными возможностями (ОВЗ) - отклонения психического развития; - отклонения физического развития не позволяющие детям вести полноценную жизнь категории детей

Дети с ограниченными возможностями (ОВЗ) - отклонения психического развития; - отклонения физического развития не позволяющие детям вести полноценную жизнь категории детей

Дети с ограниченными возможностями (ОВЗ) - отклонения психического развития; - отклонения физического развития не позволяющие детям вести полноценную жизнь


категории детей ОВЗ
дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие);
дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
дети с нарушением речи;
дети с нарушением интеллекта (с интеллектуальной недостаточностью);
дети с задержкой психического развития (ЗПР);
дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
дети с нарушением эмоционально-волевой сферы;
дети с множественными нарушениями (сочетание двух, трех и более нарушений).

Дети с нарушением зрения Категории детей с нарушением зрения:

Дети с нарушением зрения Категории детей с нарушением зрения:

Дети с нарушением зрения
Категории детей с нарушением зрения:
Слепые/незрячие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу от 0,01 до 0,04),
слабовидящие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу при коррекции от 0,05 до 0,2)
дети с косоглазием и амблиопией (с остротой зрения менее 0,3)
Нарушение зрения
затрудняет пространственную ориентировку,
задерживает формирование двигательных навыков, координации;
ведет к снижению двигательной и познавательной активности.
значительное отставание в физическом развитии.
восприятие резко отличается от восприятия нормально видящих людей, чрезвычайно важен слуховой анализатор.
формирование речи детей с нарушением зрения
активное взаимодействие с окружающими людьми
насыщенность предметно-практического опыта за счет стимуляции других анализаторов.
формирование речи детей с глубокими нарушениями зрения
не имеют возможности в полном объеме воспринимать артикуляцию собеседника
часто допускают ошибки при звуковом анализе слова и его произношении.
Трудности в письменной речи.
часто нарушается соотнесенность слова и предмета,
беден словарный запас
наблюдается отставание в понимании значений слов.
Для слепых и слабовидящих детей память имеет важное значение, так как большое количество информации им приходится хранить в памяти
у частично видящих, наблюдается снижение объема оперативной и кратковременной памяти.

Дети с нарушением слуха Категории детей со стойкими нарушениями слуха : глухие и слабослышащие (тугоухие)

Дети с нарушением слуха Категории детей со стойкими нарушениями слуха : глухие и слабослышащие (тугоухие)

Дети с нарушением слуха Категории детей со стойкими нарушениями слухаглухие и слабослышащие (тугоухие).  Глухие дети: - реагируют на голос повышенной громкости около уха, - без специального обучения не понимают слова и фразы. - необходима длительная систематическая коррекционно–развивающая работа. Слабослышащие дети  степень нарушения слуха: легкая, умеренная, значительная, тяжелая Слабослышащие - могут самостоятельно накапливать минимальную степень словарного запаса и овладевать устной речью; - для развития речи требуются специальные коррекционно-развивающие занятия с сурдопедагогом. .

Дети с нарушением речи: - нарушение фонематического восприятия; - зрительное восприятие отстает от нормы; - внимание неустойчиво; - низкий уровень показателей произвольного внимания; - трудности…

Дети с нарушением речи: - нарушение фонематического восприятия; - зрительное восприятие отстает от нормы; - внимание неустойчиво; - низкий уровень показателей произвольного внимания; - трудности…

Дети с нарушением речи: - нарушение фонематического восприятия; - зрительное восприятие отстает от нормы; - внимание неустойчиво; - низкий уровень показателей произвольного внимания; - трудности в планировании своих действий; - медленно ориентируются в условиях задачи; - отстают в развитии наглядно-образного мышления; - недостаточная подвижность, инертность; - быстрая истощаемость процессов воображения; - снижение в потребности общения; - не умение ориентироваться в ситуации общения, негативизм; - постоянно фиксированы на недостатке; - характерен уход в болезнь, самоуничтожение, навязчивые мысли, выраженный страх пред речью. - расстройства эмоционально-волевой и личностной сфер - ухудшаются работоспособность детей, - нарушение поведения и социальной дезадаптации.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата  задержки формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций (врожденные или рано приобретенные)

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата  задержки формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций (врожденные или рано приобретенные)

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
 задержки формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций (врожденные или рано приобретенные).
Две категории, нуждающихся в различных вариантах коррекционно-педагогической работы:
1. Дети, у которых нарушения развития обусловлены органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы (большинство из них это дети с детским церебральным параличом (ДЦП). 
При ДЦП:
- нарушения зрения, слуха, особенности формирования и развития психических функций, расстройства устной (дизартрия, алалия) и письменной речи (дислексия и дисграфия)., пространственная ориентация, произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость. Память может быть нарушена в системе одного анализатора (зрительного, слухового, двигательно-кинестетического).
Мыслительные процессы характеризуются инертностью, низким уровнем сформированности операции обобщения.
Часто отмечается эмоциональная лабильность, свидетельствующая о дефицитарности психической деятельности. Расстройства эмоционального реагирования у одних детей могут проявляться в виде повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – наоборот, в виде заторможенности, вялости.
2. Дети с ортопедической патологией, не имеющие выраженных нарушений интеллектуального развития. У некоторых детей несколько замедлен общий темп психического развития и могут быть парциально нарушены отдельные корковые функции, особенно зрительно-пространственные представления. Дети данной категории нуждаются в психологической поддержке на фоне систематического ортопедического лечения и соблюдения щадящего индивидуального двигательного режима.

Дети расстройствами аутистического спектра (РАС) - особый тип нарушения психического развития

Дети расстройствами аутистического спектра (РАС) - особый тип нарушения психического развития

Дети расстройствами аутистического спектра (РАС) - особый тип нарушения психического развития. У всех детей с РАС нарушено : - развитие средств коммуникации и социальных навыков. У детей с РАС ограничены : - когнитивные возможности, - инертность нервных процессов, Трудно преодолевается инертность в мыслительной сфере. Для ребенка с РАС важна длительность и постоянство контактов с педагогом и тьютором. Особенности восприятия: - обучение в среде нормативно развивающихся сверстников не является простым и легким процессом для аутичного ребенка; - низкая социальная мотивация - при гипер или гипо-чувствительность к отдельным раздражителям, сложно установить контакт со сверстниками без помощи взрослого.

Дети с задержкой психического развития -

Дети с задержкой психического развития -

Дети с задержкой психического развития - ЗПР   нарушение нормального темпа психического развития. 1. Психофизический инфантилизм  2. Дисгармонический инфантилизм   3. Органический инфантилизм - Снижение объема запоминаемой информации, -  затруднено воспроизведение словесного материала , - затрата большего времени на его припоминание, - разное отношение к поставленной цели, - трудно самостоятельно контролировать себя в процессе заучивания, - нуждаются в помощи взрослого, - плохое усвоение содержания текстов, таблиц, схем, - трудно удерживать в уме условия задач, упражнений, - наблюдается колебание продуктивности памяти. Темп интеллектуальной деятельности: - замедлен, - быстро нарастает усталость, - снижен самоконтроль при решении мыслительных задач, - затруднен словесный отчет о своих действиях, - затруднения возникают в работе с детьми, имеющими задержку церебрально-органического генеза. Главное отличие ЗПР от умственной отсталости в способности детей с ЗПР принимать и использовать помощь в процессе коррекционного обучения, демонстрируя положительную динамику в своей обучаемости.

Дети с умственной отсталостью- стойкое недоразвитие сложных форм психической деятельности в результате органического поражения

Дети с умственной отсталостью- стойкое недоразвитие сложных форм психической деятельности в результате органического поражения

Дети с умственной отсталостью- стойкое недоразвитие сложных форм психической деятельности в результате органического поражения ЦНС на ранних этапах развития; недоразвитие познавательной деятельности, в первую очередь, мышления.  - замедленный темп психического развития, - замедленный прием и переработка информации, - неравномерность физического и психического развития, - дисгармоничность в развитии психики (высшие менее развиты), - ослаблена роль второй сигнальной системы – трудность словесной регуляции поведения. Особенности эмоциональной сферы: - повышенная возбудимость или, наоборот, инертность; - трудности формирования интересов и социальной мотивации деятельности, - с трудом формируются высшие чувства, - настроение неустойчивое, - поведение крайне непоследовательное, случайное, - поступки недостаточно целенаправленны, импульсивны, - отсутствует борьба мотивов, - бурно радуется тогда, когда нужно было бы лишь улыбнуться, - не умеет сдержать гнев и агрессию, когда следовало бы лишь рассердиться. Личностные особенности:  - низкий уровень осознанности мотивов, - мотивы бедны и ситуативны, - ограниченность представлений об окружающем мире, - примитивность интересов, потребностей, - отмечается слабая дифференцированность в развитии межличностных отношений, - дефект умственного и физического развития, - формирование самооценки запаздывает.  

В нимание УО детей : - чрезмерная отвлекаемость, - двигательная расторможенность, - низкий уровень произвольного внимания связан с недоразвитием волевых качеств

В нимание УО детей : - чрезмерная отвлекаемость, - двигательная расторможенность, - низкий уровень произвольного внимания связан с недоразвитием волевых качеств

Внимание УО детей : - чрезмерная отвлекаемость, - двигательная расторможенность,  - низкий уровень произвольного внимания связан с недоразвитием волевых качеств УО детей, - проявляют нетерпение,  - задают не относящиеся к теме урока вопросы,  - выкрикивают,  - внимание нестойкое,  - легко истощается. Восприятие: - не правильное представление об окружающем и себе самом, - недостаточно улавливается сходство и различие между предметами и явлениями, - не ощущаются оттенки цветов, - ошибочно оцениваются глубина и объем различных свойств предметов, - больше времени требуется, чтобы воспринять предлагаемый материал, - медленный темп узнавания букв, цифр,  - трудно различать объекты мало различающиеся по цвету, величине, форме. Память: - запоминает существенно меньше, - запоминает словесный и наглядный материал на низком уровне - часто повторяются,  - привносят новые элементы, основываясь на случайных ассоциациях. - замедленна, - непрочна, - неточность воспроизведения, - информация быстро забывается.  - Неразвито логическое опосредованное запоминание, - механическая память может оказаться сохранной. - Свойственна эпизодическая забывчивость  - Чаще наступает состояние охранительного торможения  

Мышление : - конкретное, -непоследовательное, -стереотипное, -некритичное, -испытывают сложность понимания причинно-следственных связей, -не планирует свою активность по этапам, - не пытается заранее предвосхитить последствия своих…

Мышление : - конкретное, -непоследовательное, -стереотипное, -некритичное, -испытывают сложность понимания причинно-следственных связей, -не планирует свою активность по этапам, - не пытается заранее предвосхитить последствия своих…

Мышление : - конкретное, -непоследовательное, -стереотипное, -некритичное, -испытывают сложность понимания причинно-следственных связей, -не планирует свою активность по этапам, - не пытается заранее предвосхитить последствия своих действий - не может самостоятельно оценить свою работу - сниженная активность, т - угоподвижность мыслительных процессов, - начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без плана действия, - не умеют выделять главное в предметах, - сравнение по несущественным признакам, - затрудняются находить сходное и различное в предметах и явлениях, - не понимают своих неудач, - довольны собой и своей работой. В большинстве случаев легкой УО возможно трудоустройство, требующее практической деятельности, включая неквалифицированный и ручной полуквалифицированный труд.

Три группы детей с ограниченными возможностями здоровья: 1

Три группы детей с ограниченными возможностями здоровья: 1

Три группы детей с ограниченными возможностями здоровья: 1. Дети с двигательными нарушениями. 2. Дети с интеллектуальными нарушениями. 3. Дети с нарушениями восприятия (зрительного, слухового).

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2024