Психолого-педагогическая характеристика старшего школьного возраста
Оценка 4.8

Психолого-педагогическая характеристика старшего школьного возраста

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
английский язык +2
9 кл—11 кл
19.08.2021
Психолого-педагогическая характеристика старшего школьного возраста
Для старшего школьного возраста характерно стремление к взрослой жизни и в то же время определённый страх перед ней. На данном этапе важно позволить старшекласснику проявить свою самостоятельность, выразить своё мнение, почувствовать собственную значимость, как учащегося, так и личности. Мотивация связана, как правило, с выбором дальнейшей профессии, аспектам, связанным с будущей деятельностью. Для успешной сдачи экзамена по иностранному языку важны самоконтроль, включающий в себя самоанализ, самонаблюдение, самокоррекция, самооценка. Для учащихся старших классов характерна высокая способность к самоконтролю, которую необходимо поддерживать и развивать.
Психолого-педагогическая характеристика старшего школьного возраста.docx

Психолого-педагогическая характеристика старшего школьного возраста

В старшем школьном возрасте учащийся вступает в период развития, называемый юностью. Согласно Л. Выготскому, данный этап является началом зрелости, и уже с трудом может быть подчинён «закономерностям детского развития»[10, с. 247]. Также, по его возрастной периодизации он завершает пубертатный возраст. К этому времени учащийся уже созревает физически. Физическое развитие носит спокойный характер.  Замедляется темп роста тела. В современном мире учащиеся 17-18 лет соответствуют молодым людям в 21-23 года до середины  XX века.  Активный рост  и развитие организма прекращаются.В то же время, нельзя говорить о полной физической и психической зрелости учащихся в этот период.

Что касается умственного развития, на данном этапе не выделяются какие-либо принципиально значимые изменения. Преобладает произвольная память, увеличивается «продуктивность опосредованного запоминания».  Улучшается концентрация внимания. Благодаря этому, учащемуся проще выдерживать напряжённый темп работы.

Мышление приобретает более эмоциональный, личностный характер.  Согласно Л.И. Божович, интеллектуальная деятельность в этом возрасте приобретает «аффективную окраску», которая связана со стремлением учащегося сформировать собственное мировоззрение[6]. Данное аффективное стремление обуславливает своеобразие мышления в старшем школьном возрасте.   Начинает доминировать креативное мышление, а также активно развивается теоретическое и логическое мышление. Учащийся способен к созданию проблемной ситуации, постановке различных  вопросов к ней и решению задач.  Обобщение и абстрагирование также характерны для данного периода.

Учащийся начинает ощущать себя принадлежностью мира, собственные ценности больше значат для него.  Особенно развиваются такие качества, как целеустремлённость, самостоятельность, самообладание, инициативность, настойчивость, решительность, стремление к самовоспитанию.  Учащийся стремится к автономии, к тому, чтобы завоевать своё место в жизни, быть самим собой.  Психологи выделяют эмоциональную, поведенческую и моральную и ценностную автономии.  Первая связана с потребностью учащегося иметь собственные интересы, на которые не влияют родители. Следующий тип характеризуется способностью и потребностью самостоятельно решать личные проблемы. Что касается моральной и ценностной автономии, здесь учащемуся необходимо иметь собственные взгляды, отличные от окружающих.

Старший школьный возраст достаточно близок к периоду взрослости.  Такие отличия, как бурное выражение эмоций, излишняя импульсивность, всё ещё присутствуют, однако учащийся уже способен к более серьёзным чувствам. По сравнению с 14-15- летними подростками, учащиеся старшего школьного возраста обладают более устойчивой нервной системой. Им чаще присущ оптимизм, раздражительность, повышенная нервозность уходят на второй план. Учащиеся на данной ступени развития легче управляют своими эмоциями, у них улучшается коммуникация. Уровень тревожности намного ниже, чем на предыдущих ступенях.  Как отмечает И. С. Кон, в период юности жизнерадостность приходит на смену мятежности, возрастает общительность, внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность[20].  Как уже было сказано выше, у учащегося начинается этап зрелости; кризисным его назвать уже нельзя. В целом эмоциональное самочувствие улучшается, повышается самоконтроль и самообладание.  Это не означает, что конфликты уходят на второй план.  В этот период возможно «обострение кризисов»[10],характерных для предыдущих этапов развития личности. Учащийся достигает физической зрелости, может даже превышать по интеллектуальному развитию своих окружающих.   В таком возрасте увеличивается потребность в проявлении инициативы, в частности, касаемо собственной жизни, стремление к  приобретению большей независимости, желание брать на себя больше ответственности, отстаиванию своей точки зрения. 

С одной стороны, учащийся стремится к контролю над жизнью, самостоятельному принятию решений, с другой, всё ещё находится в страхе перед будущим, не готовым действовать как взрослый человек.   По мнению И.С. Кона, важной потребностью юных учащихся становится«потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков»[20, c.106]. Также, старшеклассника нередко начинает напрягать материальная зависимость от родителей.  По данным В.С. Собкина, уже в 15-16 лет учащиеся хотят заработать собственные деньги[33]. С точки зрения Л.Г. Борисовой, такое стремление далеко не всегда связано с нуждой[7]. Дети, прежде всего, хотят показать родителям, что они уже достаточно взрослые и тоже способны быть независимыми от них.

Учащийся хоть и стремится к автономии, отрицая поведенческие нормы, способы подать себя в мире взрослых, однако всё ещё нуждается в более опытном авторитете.   Для данного возраста характерны интерес, потребность к общению с взрослыми. В то же время, учащийся в основном обращается к ним при наличии серьёзной проблемы, а самые личные вопросы всё так же предпочитает обсуждать с друзьями. 

Характерным для старшего этапа обучения является стремление заработать авторитет среди товарищей по классу, добиться всеобщего уважения. По мнению И.В. Дубровиной, на данном этапе учащиеся пытаются сформировать мнение о себе у учителей, воспринимают учебную деятельность как средство завоевания авторитета среди сверстников[11]. В такой период перед педагогом встаёт важная задача урегулировать отношения в коллективе, помочь отстающему учащемуся справиться с трудностями.  По мнению А.И. Захарова, проблемы нередко возникают у эмоционально-чувствительных, «закрытых» учащихся[15]. У таких учащихся могут развиться фобии, выражающиеся в страхе посещать школу, выходить к доске и т. д.  В таком случае серьёзные педагогические ошибки, такие как оскорбления, игнорирования, могут значительно усугубить ситуацию и даже привести к тому, что старшеклассник покинет школу раньше положенного времени[24].

Учащийся вполне готов к физическим и умственным нагрузкам.   Привлекательность, здоровый внешний вид способствует повышению самооценки, уверенности в себе как у женского, так и у мужского пола.  Однако половая зрелость не приводит однозначно к зрелости социальной.  В целом, период юности и отличается переходом от физической зрелости к социальной.  Учащийся подготавливается к полноценной взрослой жизни, усваивает все её нормы. Основной деятельностью остаётся учёба, однако учащийся уже всё чаще и серьёзнее оказывается вовлечён в общественно полезную деятельность.  Ведущей в этот период является учебно-профессиональная деятельность.  Важной чертой старшего школьного возраста считается индивидуальный тип деятельности, который с точки зрения Е.А. Климова является  «индивидуально-своеобразной системой психических свойств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в уравновешивании своей индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности»[19].

Перед учащимся старшей школы встаёт выбор дальнейшего жизненного пути. Ему предстоитрешить, чем он хотел бы заниматься в будущем, какой профессией овладеть, какие поставить перед собой цели.  По словам И. С. Кона, «социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения». Мировоззрение представляет собой «систему взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющую отношение человека к этому миру, другим людям, себе самому и формирующую его личностные структуры»[20, с.186]. С точки зрения И.С. Кона, юность это решающий этап мировоззрения, поскольку в этот период и развиваются его когнитивные и эмоционально-личностные предпосылки. Конечно, мировоззрение на данном этапе не может быть сформировано в полной мере. Учащийся способен резко изменять свою позицию по тому или иному вопросу, сам не замечая этого, сначала рассуждать мудро и серьёзно, а потом наивно и совсем незрело.

Учащийся уже способен относительно реалистично планировать свою жизнь в отличие от младшего и среднего школьного возраста, в котором обычно преобладают мечты.При наличии профильного обучения учащиеся выбирают предметы, связанные, так или иначе, с их будущей профессией и необходимые для поступления в вуз.  Старшеклассники начинают уделять больше времени и внимания своей успеваемости, упорно заниматься именно этими дисциплинами.  При  этом нередко тратят недостаточно сил на остальные предметы, в том числе и на те, которые в обязательном порядке входят в единый государственный экзамен, что приводит впоследствии к определённым проблемам.

Итак, именно профессиональное самоопределение является центром социальной ситуации развития личности в этот период.  Если в 9-м классе учащийся только выбирает форму продолжения дальнейшего образования, то в 11-м уже способы получения высшего образования либо средство зарабатывания денег.  С точки зрения Л.И. Божович, учащийся в подростковом возрасте смотрит на будущее с позиции настоящего, а в период юности – с позиции будущего на настоящее[6]. Профессиональное самоопределение – сложный процесс, включающий в себя не один этап. Оно, в свою очередь, является важной ступенью в самоопределении личности.

По И.С. Кону выделяются четыре этапы профессионального самоопределения личности.

Детская игра

Подростковая фантазия

Предварительный выбор профессии

Практическое принятие решения

Ребёнок выступает в разнообразных профессиональных ролях и «проигрывает» некоторые моменты, характерные для данной деятельности.

Подросток представляет себя профессионалом в той или иной сфере.

Учащийся оценивает виды деятельности с точки зрения их привлекательности для себя, своих способностей, своей системы ценностей.

Учащийся непосредственно определяется с профессией, выбирает специальность, объём и время обучения.

 

Таблица 1.7 – Этапы профессионального самоопределения» по И.С. Кону[18]



 

Как уже было сказано, старшеклассник отказывается от прежних фантазий, в которых он мог реализовать себя в абсолютно любой интересной и привлекательной профессии. Имея конкретную цель, учащийся часто не осознаёт, какие средства для этого понадобятся, какие усилия необходимо приложить.  Ожидания зачастую достаточно завышены, учащиеся не всегда осознают, что для получения весомого результата должно пройти немало времени и быть затрачено немало сил. При ориентации на более престижную профессию, не все учащиеся осознают трудности, с которыми придётся столкнуться в условиях достаточно жёсткой конкуренции.  Направленность главным образом старшеклассников на результативность нередко затмевает понимание ими всех сложностей обучения, устройства на работу и непосредственно самой профессиональной деятельности.  Учителям и родителям в данной ситуации рекомендуется уделить внимание профориентации старшеклассников, возможно, даже познакомить с представителями профессий, которые те рассматривают для себя, получить как можно больше информации о вузах, в которые учащиеся планируют поступать.

При ориентации на результат содержание учебной работы старшеклассников включает в себя тесную связь учёбы с будущей профессиональной деятельностью, рост и развитие самостоятельности, творческий подход к получаемым знаниям.  Конечно, всё это отражается в отношении старшеклассников к иностранному языку как учебному предмету.  Если учащийся осознаёт необходимость данного предмета в сфере будущей профессиональной деятельности, информации, полученной через иностранный язык, которая может быть ему полезна, внутренняя мотивация будет расти.   Если учащийся не понимает смысла изучения языка или не вполне мотивирован, это не может не сказаться на уровне владения им. Не следует забывать и о внешней мотивации.  Зачастую учащийся элементарно не заинтересован в учебном материале, учителя не всегда способны донести до него пользу иностранного языка, семья, класс, группа также имеют своё влияние. По мнению Л.И. Божович,пониженная мотивация к изучению иностранного языка может быть связана с тем, что учащийся не осознаёт необходимость учёбы для своей будущей профессиональной деятельности в целом.   С одной стороны, учёба для них бремя, от которого они устали морально и физически, школа им надоедает, они перестают видеть в ней смысл как в таковой.  Но с другой стороны,  на практике они готовы бросать школу в связи с требованиями, которые к ним предъявляет общество.  Таким образом, в них борется усталость от монотонной учёбы с пониманием необходимости получения школьного образования для дальнейших перспектив.    Как отмечает Л. И. Божович, для учащихся в этот период, прежде всего, характерно желание завоевать высокое положение в классе, доказать, что они не хуже других[5].

Так как учащиеся старшего школьного возраста имеют высокую способность абстрагировать и обобщать, их могут заинтересовать теоретические сведения, анализ того или иного явления, их сущность, причинно-следственные связи.  От учителя учащиеся ждут не только констатации факта, но и доказательства, причин. Информация может быть предоставлена учителем либо получена в ходе самостоятельной работы с соответствующими источниками.  Именно навыки самостоятельной работы чрезвычайно важны в этот период, чтобы учащиеся не только могли организовать свою деятельность, но и использовать их в ходе совершенствования иностранного языка в будущем. Монотонное выполнение заданий по программе, изложенных в учебнике, упражнения по аналогии, несистематизированный  материал никогда не повысит способность учащихся получать знания самостоятельно. Опыт учащихся, приобретённый на предыдущих ступенях развития, может помочь им научиться работать самостоятельно.

В 10-11 классахобучение иностранному языку соотносится с пороговым уровнем, принятым в зарубежной школе.  Прежде всего, для старшеклассника важно сформировать иноязычную коммуникативную компетенцию.   В средней общеобразовательной школеэто основная практическая цель.   Всем её составляющим– языковой, речевой, компенсаторной, социокультурной, учебно-познавательной – должно быть уделено одинаковое внимание. Выпускники могут пользоваться языком при личном общении с носителем в ситуациях повседневной жизни, а так же пользоваться чтением и письмом.  Полученная база позволяет использовать язык при обучении в высших учебных заведениях для удовлетворения своих потребностей в будущей профессиональной деятельности.

Для успешной сдачи учащимися единого государственного экзамена по иностранному языку важна не только работа учителя, репетитора и т. д., но и самоконтроль, включающий в себя самоанализ, самонаблюдение, самокоррекция, самооценка.  Для учащихся старших классов характерна высокая способность к самоконтролю, однако необходимо поддерживать и развивать её.   Старшеклассник должен уметь оценивать, анализировать свои действия, понимать ошибки, соотносить их с эталонами.    Учителю важно научить учащегося учиться самостоятельно, использовать не только внешний контроль. 

Таким образом, для старшего школьного возраста характерно стремление к взрослой жизни и в то же время определённый страх перед ней.   Нервная система становится более устойчивой, но повышенная эмоциональность всё ещё свойственна некоторым учащимся.  На данном этапе важно позволить старшекласснику проявить свою самостоятельность, выразить своё мнение, почувствовать собственную значимость, как учащегося, так и личности.   Мотивация связана, как правило, с выбором дальнейшей профессии, аспектам, связанным с будущей деятельностью.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                 Аникина Ж.С. Об опыте формирования метакогнитивных стратегий у студентов неязыковых специальностей при обучении иностранному языку с целью развития умений учебной автономии / Ж.С. Аникина // Известия Самарского научного центра РАН. Сер. Педагогика. – Томск, 2013. – №2. – Т.15. – С.562–567.

2.                 Аникина Ж.С. Учебная автономия как неотъемлемый компонент процесса обучения иностранному языку в 21 веке / Ж.С. Аникина // Вестник Томского государственного университета. Сер. Педагогические науки. – Томск, 2011.– №344. – С. 149–152.

3.                 Анисимова Г.П. Проектная деятельность на уроках английского языка / Г.П. Анисимова // Обучаем иностранному языку: из опыта учителя Оренбургской области. – Оренбург, 2015. – С. 11-14.

4.                 Афанасьева О.В. Английский в фокусе – учебно-методическое пособие для 11 класса / О.В. Афанасьева [и др.]. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Expresspublishing: Просвещение, 2009. – 244 с.

5.                 Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович, Л.В.Благонадежиной. – М., 1972. – С.7–44.

6.                 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. — 398 с.

7.                 Баранова Е. А. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентовпо дисциплине «Иностранный язык» (французский) / Е. А. Баранова. – Орел: БПОУ ОО Мезенский педагогический колледж», 2016. – 16 стр.

8.                 Борисова Л. Г.  Подросток в бизнесе: социализация или девиация? / Л. Г. Борисова // Социологические исследования. – М., 2001– №9 – С. 2.

9.                 Владимирова С.В. Обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка / С.В. Владимирова // Вестник Югорского государственного университета. Сер. Литературоведение и языкознание. – Ханты-Мансийск, 2015. – Вып. 1 (36). – С. 121-124.

10.            Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4. – С. 247–256.

11.            Дубровина, И.В. Формирование личности старшеклассника / И.В. Дубровина. – М.: Педагогика, 1989. – 168 с.

12.            Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б.П. Есипов. – М.: Учпедгиз, 1961. – 240 с.

13.            Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся: учебное пособие / Л.В. Жарова. –Л.: Издательство Ленинградского государственного педагогического института, 1982. – 75 с.

14.            Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие / И.А. Зимняя. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 480 с.

15.            Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 448 с.

16.            Зотов Ю.Б. Организация современного урока: кн. для учителя / Ю.Б. Зотов, под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Просвещение, 1984. – 144 с.

17.            Какбаева С.Б. Обучение самостоятельной деятельности на занятиях иностранного языка / С.Б. Какбаева // Новая наука: проблемы и перспективы. – Уфа: ООО «Агентство международных исследований», 2016. – №3-1(67). – С.19–22.

18.            Капаева А.Е. О формировании готовности учащихся к самообучению иностранным языкам / А.Е. Капаева // Иностранные языки в школе. – М., 2001. – №3. – С.12.

19.            Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий  / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова.  – М., 1982. – С. 74—77.

20.            Кон И.С. Психология ранней юности : кн. для учителя / И.С Кон – М.: Просвещение, 1989.— 252 с.

21.            Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык / Н.Ф. Коряковцева. – М.: Аркти, 2002. – 176 с.

22.            Лукша И.В. Языковая лаборатория как средство оптимизации учебной автономии в мультимедийном профессионально ориентированном контексте: на примере факультета иностранных языков педагогического вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / И.В. Лукша. – М., 2008. – 17 с.

23.            Микельсон Р.М. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения / Р.М. Микельсон. – М.: Учпедгиз, 1940. – 96 с.

24.            Молодцова Т.Д. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации подростков / Т.Д. Молодцова. – М.: Международная педагогическая академия, 1999. – 236 с.

25.            Насонова Е.А. Развитие учебной автономии студентов неязыковых вузов при обучении иноязычному общению / Е.А. Насонова // Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета. Сер. Педагогика, психология, методика. – Иваново, 2009. – №.4. – С.318–322.

26.            Ожегов С.И. Большой толковый словарь / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азъ, 1992. – 660 с.

27.            Орлова А.С. Исторический словарь / А.С. Орлова, Н. Г. Георгиева, В. А. Георгиев. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2012. – 592 с.

28.            Пассов, Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е. И. Пассов. – М.: Русский язык, 1977. – 216 с.

29.            Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся / И.П. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 1972. – 184 с.

30.            Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П. И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 1980. – 278 с.

31.            Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова Г.В., Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.

32.            Рогозинский В.М. Азбука педагогического труда / Рогозинский В.М. – М.: Высш. шк., 1990. – 112 с.

33.            Симонян К.В. Методика использования компьютерных технологий при организации самостоятельной работы студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / К.В. Симонян. – М., 2008. – 27 с.

34.            Собкин В.С. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте : автореф. дис. ... докт. психол. наук : 19.00.13 / В.С. Собкин – М, 1997. – 89 с.

35.            Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход. – М.: Глосса-Пресс, 2004. – 336 с.

36.            Тамбовкина Т.Ю. Самообучение иностранным языкам как подсистема вузовского лингвистического образования: автореф. дис. … докт. пед. наук: 13.00.02 / Т.Ю. Тамбовкина. – М., 2007. – 51 с.

37.            Торосян Л.Д. Оптимизация подготовки самостоятельной работы в процессе иноязычной подготовки бакалавров неязыкового вуза / Л.Д. Торосян // Учебные записки российского государственного социального университета. – М.: Российский государственный социальный университет, 2013. – № 3(115). – С.68–71.

38.            Хмелидзе И.Н. Обучение иноязычной письменной речи студентов неязыковых специальностей на основе автономного подхода: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / И.Н. Хмелидзе. – Ярославль, 2009. – 23 с.

39.            Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с.

40.            Ушинский К.Д. Сочинения / К.Д. Ушинский // Собрание сочинений: в 11 т. / К.Д. Ушинский. – М.–Л., 1952. – Т. 11. –  С. 234.

41.            Erikson E. Childhood and society / E. Erikson. – 2-nd ed. – N.Y.: Norton, 1963. – 445 p.

42.            Holec H. Qu'est-ce qu'apprendre à apprendre? / H. Holec  // Mélanges pédagogique du Crapel. – 1990. – 87 p.

43.            Krashen S. The Natural Approach: language acquisition in the classroom / S. Krashen, T. Terell. – Oxford: Pergamon.

44.            Little D. Learner autonomy: Definitions, issues and problems / D. Little. – Dublin: Authentic Language Learning Resources Ltd, 1991. – 175 p.

45.            McDonough J. Materials and Methods in ELT: A Teacher’s Guide / J. McDonough, C. Shaw– 2–nd ed. – Oxford: Blackwell Publishing. – 2003. – 293 p.

46.            Olsen J.B. About cooperative learning / J.B. Olsen, S.Kagan – In C.Kessler (ed.). – N.Y.: Prentice Hall. – 1992. – P.1–30.

47.            Richards J.C. Approaches and methods in language teaching / J.C. Richards, T.S. Rodgers – 2–nd ed. – Cambridge: Cambridge University Press. – 2001. –270 p.

48.            Бакаева М.М. «TBL» и «PBL»: Два новых подхода к преподаванию английского языка/ М.М. Бакаева. – URL: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/01/06/tbl-i-pbl-dva-novykh-podkhoda-k-prepodavaniyu (Дата обращения: 21.03.2018)

49.            Беленкова Н.М.  Обучение иностранному языку при "коммуникативном подходе"/ Н.М. Беленкова.– URL:http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/590010/(Дата обращения 23.03.2018).

50.            Боголепова С.В. Методология обучения иностранному языку в вузе: реализация ФГОС ВПО / С.В. Боголепова, Е.В. Шадрова. – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/metodologiya-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-vuze-realizatsiya-fgos-vpo (Дата обращения 22.03.2018).

51.            БорисенкоА.В. Метод проектов и особенности его использованияпри обучении иностранному языку (английскому)/ А.В. Борисенко. – URL: https://infourok.ru/statya-metod-proektov-i-osobennosti-ego-ispolzovaniya-pri-obuchenii-inostrannomu-yaziku-angliyskomu-298034.html (Дата обращения: 21.03.2018).

52.            Классификация видов и форм самостоятельных работ. – URL: http://works.doklad.ru/view/5p6RVGd1o-c/all.html (Дата обращения: 14.02.2018).

53.            Классификация видов самостоятельной работы. – URL: http://www.grandeducator.ru/gamivs-381-2.html (Дата обращения: 15.02.2018).

54.            Мазина Т.С. Метод проектов в обучении иностранному языку: теория и практика/ Т.С. Мазина. – URL: http://uchkopilka.ru/inostrannyj-yazyk/tekhnologii-metodiki-formy-raboty/item/3546-metod-proektov-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-teoriya-i-praktika (Дата обращения: 20.03.2018).

55.            Методический анализ результатов ЕГЭ 2017 г. по иностранным языкам.  URL:https://www.ege15.ru/files/common/other/EGE2017/Методический%20анализ%20%20результатов%20ЕГЭ%202017%20г.%20по%20английскому%20языку.pdf (Дата обращения: 15.05.2018).

56.            Метод  контекстного  обучения.  -URL:  http://www.uniprep.cz/ru/metod-kontekstnogo-obucheniya (Дата обращения: 18.03.2018).

57.            Метод проектов.  URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/204619 (Дата обращения: 24.03.2018).

58.            Метод проектов в обучении.  URL: https://multiurok.ru/blog/mietod-proiektov-v-obuchienii-klassifikatsiia-proiektov.html (Дата обращения: 24.03.2018).

59.            Обзор классификаций самостоятельных работ. – URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1075 (Дата обращения: 14.02.2018).

60.            Организация самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка. – URL: http://diplomba.ru/work/100667 (Дата обращения 19.03.2018).

61.            Петросян К.А. Методические указания по интерактивному
автономному обучению немецкому языку / К.А. Петросян. –
URL: http://sfedu.ru/kaf/deutschland/page01/page01_7.htm (Дата обращения: 07.01.2018).

62.            Полат Е.С. Метод проектов / Е.С. Полат. – URL: https://refdb.ru/look/2917205.html (Дата обращения: 19.03.2018).

63.            Полат Е.С. Метода проектов: история и теория вопроса / Е.С. Полат. – URL: https://studfiles.net/preview/6306194/ (Дата обращения 23.03.2018).

64.            Садовская В.О. Технология обучения в сотрудничестве (cooperative learning) /В.О. Садовская.  URL: https://sites.google.com/site/valeriasadovskaa/kollegam/pedagogiceskie-tehnologii/tehnologia-obucenia-v-sotrudnicestve-cooperative-learning (Дата обращения: 20.03.2018).

65.            Самостоятельная работа и её организация в истории педагогической мысли. URL: http://lib.zabspu.ru/students/diploms/2001/sam/glava1/history.htm (Дата обращения: 14.02.2018).

66.            Третьякова Н.Д. Дидактические основы организации самостоятельной работы обучающихся / Н.Д. Третьякова. – URL: https://nsportal.ru/npo-spo/estestvennye-nauki/library/2017/02/21/didakticheskie-osnovy-organizatsii-samostoyatelnoy (Дата обращения: 08.01.2018).

67.            Формы самостоятельной классной работы по иностранному языку. –  URLhttp://www.english-by-phone.ru/формы_самостоятельной_классной_работы_по_иностранному_языку/(Дата обращения: 08.01.2018).

68.            Усманова Н.Н. Организация самостоятельной работы на уроках иностранного языка / Н.Н. Усманова. – URL: https://open-lesson.net/2340/ (Дата обращения 09.01.2018).

69. Content-based instruction. - URL:  http://www.teachingenglish.org.uk/article/content-based-instruction (Датаобращения 20.03.2018).

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Психолого-педагогическая характеристика старшего школьного возраста

Психолого-педагогическая характеристика старшего школьного возраста

Учащийся начинает ощущать себя принадлежностью мира, собственные ценности больше значат для него

Учащийся начинает ощущать себя принадлежностью мира, собственные ценности больше значат для него

В таком возрасте увеличивается потребность в проявлении инициативы, в частности, касаемо собственной жизни, стремление к приобретению большей независимости, желание брать на себя больше ответственности, отстаиванию…

В таком возрасте увеличивается потребность в проявлении инициативы, в частности, касаемо собственной жизни, стремление к приобретению большей независимости, желание брать на себя больше ответственности, отстаиванию…

По мнению А.И. Захарова, проблемы нередко возникают у эмоционально-чувствительных, «закрытых» учащихся[ 15 ]

По мнению А.И. Захарова, проблемы нередко возникают у эмоционально-чувствительных, «закрытых» учащихся[ 15 ]

С точки зрения И.С. Кона, юность это решающий этап мировоззрения, поскольку в этот период и развиваются его когнитивные и эмоционально-личностные предпосылки

С точки зрения И.С. Кона, юность это решающий этап мировоззрения, поскольку в этот период и развиваются его когнитивные и эмоционально-личностные предпосылки

По И.С. Кону выделяются четыре этапы профессионального самоопределения личности

По И.С. Кону выделяются четыре этапы профессионального самоопределения личности

При ориентации на результат содержание учебной работы старшеклассников включает в себя тесную связь учёбы с будущей профессиональной деятельностью, рост и развитие самостоятельности, творческий подход к…

При ориентации на результат содержание учебной работы старшеклассников включает в себя тесную связь учёбы с будущей профессиональной деятельностью, рост и развитие самостоятельности, творческий подход к…

Информация может быть предоставлена учителем либо получена в ходе самостоятельной работы с соответствующими источниками

Информация может быть предоставлена учителем либо получена в ходе самостоятельной работы с соответствующими источниками

Таким образом, для старшего школьного возраста характерно стремление к взрослой жизни и в то же время определённый страх перед ней

Таким образом, для старшего школьного возраста характерно стремление к взрослой жизни и в то же время определённый страх перед ней

Афанасьева О.В. Английский в фокусе – учебно-методическое пособие для 11 класса /

Афанасьева О.В. Английский в фокусе – учебно-методическое пособие для 11 класса /

Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся: учебное пособие /

Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся: учебное пособие /

И.В. Лукша. – М., 2008. – 17 с

И.В. Лукша. – М., 2008. – 17 с

Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе /

Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе /

Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения /

Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения /

D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/590010/(Дата обращения 23

D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/590010/(Дата обращения 23

Метод контекстного обучения. -

Метод контекстного обучения. -

Дата обращения: 20.03.2018). 2

Дата обращения: 20.03.2018). 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.08.2021