Психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные) адресной работы с различными контингентами воспитанников, обучающихся
Т В Чащина, преподаватель, методист ГАПОУ СО «Каменск-Уральский педагогический колледж»
(по материалам ПАООП ДО, НОО, клинического психолога Т М Евтеховой)
Общие методические вопросы диагностики
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. - М. 1982
Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. - М., Академия, 2000
Семаго Н.Я, Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший возраст. - С-Пб., Речь 2005
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М., Академия, 2002
Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. - М., 2002
Методики (ЗПР)
Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Айрис-пресс, 2006.
Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М.: Когито-центр, 2009.
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития:. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001
Глозман Ж.М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. - С-Пб., Питер, 2006.
Семаго Н.Я. Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка: Дошкольный и младший школьный возраст Изд. 1-е/ 2-е. - М., Айрис-Пресс, 2007
Стребелева Е.А. Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста: Пособие для учителя-дефектолога: Учебное пособие для вузов. - М., Владос, 2008
Шевченко С.Г., Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для специалистов коррекционно – развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001
Коррекционно-развивающая образовательная деятельность (ЗПР, ТНР)
Технологии и приемы сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная, расслабляющая)
Технологии и приемы обучения ЗОЖ (проблемно-игровые игротренинги, игротерапия, коммуникативные игры, массаж, точечный самомассаж)
Коррекционные технологии и приемы (кинезиология, технология воздействия, психогимнастика, фонетическая ритмика, артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, Су-Джок терапия, коррекция моторной неловкости, графомоторных навыков)
Развитие эмоционального интеллекта по программе В.А.Шиманской, О.Я.Огородник «Краски эмоций»
Методики формирования у дошкольников классификационных навыков, составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине, основанные на ОТСМ – ТРИЗ (самостоятельное структурирование информации, творческие способности, мышление-возможность научиться успешно решать личные проблемы: Т. А. Сидорчук, С.В. Лелюх)
Методика формирования и расширения семантических полей и коррекции звукопроизношения (А. Р. Лурия, О. С. Виноградова, З. А. Репина)
Методика формирования начального детского лексикона (О.Е. Громова)
Развитие диалогической речи дошкольников в игре (О. А. Бизикова)
Методика формирования навыков звукового анализа и синтеза (Т. А. Ткаченко)
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 л е т ) (Н. В. Нищева)
Синквейн
Лимерики (абсурдное стихотворение)
Инсценирование
Метод ассоциативных связей (Образ слов)
Типовые приемы фантазирования: инверсия (сделать наоборот), называние значений предмета, называние признаков предмета, наблюдение)
Методы дивергентного речевого развития (проблема-поиск решений-поощрение за высказывания и запись способов решений. Нахождение общих признаков у непохожих предметов, поиск причин возникновения событий, придумывание рассказа из набора слов)
Методы креативного речевого развития (креативное речевое моделирование (найти общее с опорой на картинки, затем без опоры), мозговой штурм, обратная мозговая атака, корабельный совет, аналогии Синектика, цепочка противоречий и др)
Методика формирования лексико-грамматических представлений (Т. А. Ткаченко)
Технология составления творческих текстов по картине и др (ТРИЗ)
Интеллект - карты
Методы психологической активизации мышления и речевого развития (метод фокальных объектов, метод каталога, приемы фантазирования и др)
Методика «Египетское письмо» (О. Шурыгина)
Коррекционно-развивающая образовательная деятельность (ЗПР, ТНР)
Квест –игры
Технологии проблемного обучения «Аквариум», «Дерево знаний»
Динамическая интерактивная логопедия Л. А. Друбецкой (в основе нейропедагогика, речевые обмены, речевые дорожки, «летающие» карты, графомоторные упр, игры на развитие саморегуляции и внимания)
Приемы использования пособия «Волшебный экран. Рисуем цепочками»
Комплектность конструктора «Волшебный экран»
Магнитное полотно в раме
Предметы для моделирования: металлические цепочки, мелкие фигурки разной формы и цвета
Комплект съемных цветных листов для создания фона
Цветной картон и кусочек магнитной ленты для самостоятельного изготовления фигур для моделирования
Структура занятия
Этап | Задачи | Содержание |
1. Ориентация | На первом занятии – знакомство. Далее - вспомнить то, что делали в прошлый раз и чему научились. | Ведущий задает детям вопросы: что было в прошлый раз, что они помнят; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и пр. |
2.Ритуал «входа» в занятие | Создать настрой на совместную работу, разделить мир материального и волшебного, творческого | Коллективное упражнение, которое разграничит реальный и сказочный миры. Например, взявшись за руки в кругу все смотрят на свечу; или передают друг другу мячик; или совершается иное действие. |
Структура занятия
Этап | Задачи | Содержание |
3.Расширение | Расширить представления ребенка о чем-либо. Предложить новую информацию в виде сказки или сказочной задачи | Ведущий рассказывает или показывает детям что-то новое. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из рассказа и пр. |
4. Закрепление | Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка | Дети создают свои композиции на магнитном экране. Ведущий наблюдает, оказывает помощь, затем организует презентацию работ, отмечая положительные моменты в работе каждого ребенка. |
Структура занятия
Этап | Задачи | Содержание |
5. Интеграция | Обсуждение игрового опыта. Объединение нового опыта с реальной жизнью. | Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели на занятии. |
6. Обобщение | Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся. | Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта для повседневной жизни. |
7. Ритуал «выхода» из занятия | Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде | Это может быть повторение ритуала «входа» в занятие с некоторым дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». |
ЛЭПбук (lap – колени, book – книга). ЛЭПбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
«ЛЭПбук – средство коррекции речи»
Работа с цветом способствует решению задач:
повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;
обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей;
знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля
«ЛЭПбук – средство коррекции речи»
Развитие эмоционального интеллекта
Введение-погружение (приветственный ритуал, комплекс физических упражнений), в результате формируется ощущение перехода в сказочный мир, активизируется эмоциональная сфера)
1 этап «Я чувствую», развиваем осознанность (комплекс упр и игр на развитие 5 органов чувств – слух, обоняние, вкус, зрение, осязание, в результате- активизируются сенсорные системы, повышается эмоциональный фон)
2 этап «Я хочу» - создаем мотивацию (ролевые игры, диалог с ребенком, в результате – понимание эмоций других людей, осознание мотивации к действию, понимание желаний, помощь в формулировании цели)
Развитие эмоционального интеллекта
3 этап «Я знаю» - развиваем интеллект (изучение интересных фактов, решение логических задач, в результате-получение необходимых знаний, развитие внимания, памяти, мыслительных операций)
4 этап «Я могу» – формируем самооценку (упр и иргы с фиксацией успешного выполнения и достижения результатов, в результате- осознание своих сил, развитие навыка управления своими эмоциями)
5 этап «Я делаю»- самореализация (игры, поделки, квесты)
Завершение (обратная связь, совместная разработка идей по применению полученных навыков в жизни, прощание.
Пропедевтический тренинг (6-7 лет)
Срок реализации -3 месяца, 1 раз в неделю, подгруппа (дети с нормотипичным развитием, с ОВЗ), по 20-25 минут
Задачи работы:
Развивать логические операции, пространственно-временные представления, память, произвольность, мелкую моторику, социальные компетенции, ЭВС, мотивационную сферу
Тренинговый режим- работа в кругу, последовательность: разминка-приветствие (ФИО, родителей, день недели, месяц и пр) - упр на развитие социальных компетенций - упр на развитие ЭВС – упр на разв мелкой моторики – памяти (7 карточек – картинок на магнитной доске)– мыслительных операций – простр-врем отношений – упр-энергизатор – ритуал прощания.
Коррекционно-развивающая образовательная деятельность (ТНР)
Игра по сюжетам РНС. Алгоритм:
-знакомство, чтение сказки
-создание проблемных вопросов, ситуаций (сначала специально созданные затруднения «Кто ушел? Кого не стало? Кто за кем? Кто между кем?, затем задаются правила «Посчитай, сколько человек тянули репку?, потом дети задают правило, по которому будут рассказывать сказку)
-формулировка правил-заданий, введение персонажа
-использование разнообразных атрибутов и интерактивных игр по содержанию сказки в игровой деятельности (расставь участников сказки по порядку, сложи картинку, назови героя, проводи его и поставь на свое место…)
-придумывание детьми игр по содержанию РНС
-театрализованная деятельность
-совместное с родителями выполнение творческих заданий (пример-словотворчество: помидыня, огурбуз…)
Название | Игровое действие ребенка | Коррекционная задача |
Настольный театр «Репка» | Расставь персонажей по порядку, назови, кто первый, кто последний, назови, кого не стало, кто стоит между, за, перед? | Закреплять правильное произношение звуков Р, Рь, подготовка к звуковому анализу слов, развитие умений использовать в речи предлоги. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.