Синдром Дауна – одна из форм хромосомной патологии, при которой полный хромосомный набор (кариотип) представлен 47 хромосомами вместо 46, так как 21 хромосома обнаруживается не в двух (как в норме), а в трёх вариантах (трисомия)
Клиническая симптоматика синдрома Дауна разнообразна: это и врождённые пороки развития, и нарушения постнатального развития нервной системы, и вторичный иммунодефицит и т.п. Дети с синдромом Дауна рождаются в срок, но с умеренно выраженной пренатальной гипоплазией (на 8-10% ниже средних величин). Многие симптомы синдрома Дауна заметны при рождении, в последующем они проявляются более четко.
Для врачей диагноз болезни Дауна часто не представляет затруднений. Диагноз устанавливают на основании сочетания нескольких симптомов.
уплощение профиля лица (90%);
отсутствие рефлекса Моро (защитный рефлекс)(85%);
мышечная гипотония (80%);
монголоидный разрез глазных щелей (80%);
избыток кожи на шее (80%);
разболтанность суставов (80%);
диспластичный таз (70%);
диспластичные ушные раковины (60%);
клинодактилия мизинца (отклонение) (60%);
четырехпальцевая сгибательная складка ладони (45%).
Особенности детей с синдромом Дауна
голова сзади кажется несколько плоской;
шея более короткая и широкая, чем у детей без особенностей;
глазки миндалевидные (монголоидный разрез) с эпикантом (складочкой века у переносицы), а также с белыми крапинками по краю радужки;
рот меньше, чем у обычных детей, а вот язычок, наоборот, больше, нёбо у детей с синдромом Дауна высокое и сводчатое;
уши у таких детей иногда располагаются чуть ниже, чем обычно;
руки и ноги у детей в несколько короче, чем нужно;
пальцы на руках и ногах тоже несколько короче и толще, расстояние между большим пальцем и указательным на ногах увеличено;
ладошки часто пересекают поперечные складки, а мизинцы на ручках бывают несколько искривлены;
обычно выявляется слабая или средняя умственная отсталость
когнитивное развитие детей в разных случаях сильно различается (невозможно до рождения определить, как хорошо ребёнок будет обучаться и развиваться физически).
Дети с синдромом Дауна испытывают трудности в обучении, которые могут быть вызваны следующими факторами, обусловленными их развитием:
1) отставание в моторном развитии: мелкой и общей моторики;
2) возможные проблемы со слухом и зрением;
3) проблемы с развитием речи;
4) слабая кратковременная слуховая память;
5) более короткий период концентрации;
6) трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков;
7) трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать;
8) трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.);
9) трудности с выполнением невербальных заданий (классификация предметов, счётные операции и пр.);
10) повышенная утомляемость и неустойчивость внимания.
Общие черты отставания в развитии речи детей с синдромом Дауна:
меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;
пробелы в освоении грамматических конструкций;
способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;
трудности в понимании заданий.
Основные направления работы по адаптации детей с синдромом Дауна
Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна - их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество.
Коррекционное обучение глубоко отсталых детей может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребёнка, что должно повлиять на его дальнейшую судьбу.
Достижение поставленных целей обеспечивается решение следующих основных задач:
1. Формирование правильного поведения. Основное внимание в этом разделе работы направлено на воспитание привычек. У детей необходимо развить навыки культурного поведения в общении с людьми, научить их коммуникабельности. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности. Большое внимание необходимо уделить внешним формам поведения.
2. Развитие психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков.
3. Трудовое обучение, выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно - бытового труда. Необходимо выработать навыки самообслуживания.
Сенсорное воспитание является одним из направлений работы по социальной адаптации детей с синдромом Дауна.
Сенсорное восприятие развивает у ребёнка ориентировочную деятельность в окружающем мире, т. к. ребёнок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна.
Для того чтобы ребёнок мог усвоить передаваемую информацию, необходимо развивать мыслительные процессы, включающие сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию.
Групповая работа
отработка правил социального взаимодействия с людьми, правил нахождения в группе на занятиях по окружающему миру и в общении;
использование социально-ролевых игр;
театральные постановки с распределением ролей, обучение социальному взаимодействию через сказку;
поддержание инициативы взаимодействия с другими детьми и взрослыми с целью добиться желаемого социально приемлемым способом;
развитие артикуляционной имитации на занятиях логоритмикой и чтении: прочитывание и пропевание букв и слогов, визуальное представление хода занятия и очерёдности участия детей, что поддерживало интерес к выполнению задания, музыкальное и жестовое сопровождение;
введение коммуникационных досок на занятиях;
визуальное представление расписания дня.
Для того чтобы верно выстроить комплекс психолого-педагогического развития и обучения детей с синдромом Дауна необходимо обратить внимание на следующие их особенности развития:
1) нарушение психомоторного развития – наблюдается задержка в формировании всех двигательных и психических функций
2) отсутствие глубинной телесной чувствительности, это влияет как на качество движений, так и на развитие познавательной деятельности, связанное с планированием
3) интеллектуальная недостаточность
4) мышление отличается конкретностью и тугоподвижностью
5) нестойкость активного внимания
6) повышенная утомляемость и истощаемость
7) гипомнезия (сложность запоминания дат, событий, имен, провалы в памяти)
В процессе организации обучения детей с синдромом Дауна важно понимать психические особенности таких детей, которые будут способствовать их развитию и обучению:
1) сохранная механическая память
2) стремление обращать внимание на детали и формы фигуры
3) переключение внимание с одного параметра на другой
4) умение делать простейший анализ и дифференциацию предметов по ряду признаков
5) потенциальные возможности решения элементарных умственных задач
6) сохранность эмоциональной сферы
7) хорошее зрительное восприятие, как основа осознания мира, способность реагировать на него.
8) коммуникабельность и адаптивность
Максимально возможное развитие детей с синдромом Дауна будет при соблюдении ряда условий:
Раннее начало коррекционной работы.
Благоприятная семейная обстановка и тесная связь специальных учреждений с семьей.
Применение адекватных программ и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и возможностям детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.