Понятие «портфолио»
комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных образовательных достижений студента
индивидуальная, персонально подобранная совокупность разноплановых материалов, которые, с одной стороны, представляют образовательные результаты в «продуктном» виде, а с другой – содержат информацию об индивидуальной образовательной траектории обучающегося; система оценивания, отслеживания успехов, трудностей и путей их преодоления
Цели портфолио
объективное и максимально полное выявление актуальных и перспективных возможностей и способностей студента, демонстрация его сильных сторон, раскрытие его потенциала;
формирование навыков анализа собственной деятельности, самоорганизации, самоконтроля, самооценки, а также позитивного и конструктивного отношения к внешней критике;
содействие прогнозированию траектории личностного развития, личностно-профессиональному самоопределению студента и способности к адекватной оценке результатов собственной деятельности и проектированию на этой основе жизненной позиции и профессиональной карьеры.
Задачи портфолио
отслеживать индивидуальные достижения обучающегося; динамику развития профессионально-значимых качеств, успешности освоения общих и профессиональных компетенций на основе накопления и систематизации документов, отзывов, работ, других свидетельств;
формировать и совершенствовать учебную мотивацию, мотивацию достижений и мотивацию на профессиональную деятельность;
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности студентов, формировать у них адекватную самооценку;
проследить индивидуальный прогресс студента в течение длительного периода обучения в широком образовательном пространстве и различных жизненных контекстах;
определять количественные и качественные индивидуальные достижения студентов;
- создавать предпосылки и возможности для успешной социализации и профессионализации выпускников.
Функции портфолио
Диагностическая - анализ индивидуальных достижений студента с выявлением фактов освоения или не освоения им содержания обучения, успеха или неудачи в решении отдельных профессионально-образовательных задач с соотнесением полученных результатов с системой заранее разработанных стандартов и критериев.
Контрольная- выявление особенностей освоения студентом тех или иных элементов содержания образования с целью определения величины отклонения фактических его показателей от требуемых.
Аттестационная- предоставление информации о результатах подготовки отдельного студента с целью определения возможности признания его как достигшего требуемого образовательного уровня.
Рейтинговая - показывает диапазон сформированных общих и профессиональных компетенций, навыков и умений, определение рейтинга студента в ряду других студентов.
Мотивационная - повышение образовательной и профессиональной мотивации студентов, развитие их способности к самодетерминации.
Функции портфолио
Организационная - развитие навыков целеполагания, планирования и прогнозирования, способности к самоорганизации деятельности.
Рефлексивная - развитие навыков оценки себя и собственной учебной деятельности, способности к рефлексии.
Развивающая - развитие способности студента самостоятельно осуществлять весь цикл деятельности, выстраивать ее с учетом итогов внешней оценки и самооценки ее процесса и результатов.
Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых студентом работ.
Корректирующая- реализация системы коррекционных мер по отношению к построению обучающей и профессионально-образовательной деятельности.
Принципы портфолио
Самооценка результатов (промежуточных, итоговых) овладения определенными видами учебной, научной и творческой деятельности
Структуризация и логичность, оптимальность материалов, лаконичность письменных пояснений
Целостность, тематическая завершенность материалов
Наглядность и обоснованность презентации
Аккуратность и эстетичность оформления
Научность и практическая значимость представляемых материалов
Систематичность и регулярность самомониторинга
Рамочные стандарты портфолио
Комплексный портфолио. Включает разделы: официальные документы, достижения, творческие и интеллектуальные работы, рефлексия (разнообразные материалы по самооцениванию, планированию учеником собственной образовательной траектории и выбору профессии, полученные им отзывы и рекомендательные письма), сводная итоговая ведомость.
Рабочий портфолио. Включает коллекцию работ, собранных за определённый период обучения, демонстрирующую прогресс обучающегося в какой-либо учебной сфере. Этот портфолио может содержать любые материалы, в том числе планы и черновики, которые показывают, каких успехов добился ученик в процессе обучения. Поэтому в портфолио могут быть представлены как успешные, так и неудачные, пробные работы.)
Рамочные стандарты портфолио
Показательный портфолио. Включает только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения обучающимся с педагогом, родителями. Представленные материалы могут сопровождаться письменными комментариями обучающегося, обосновывающими выбор представленных им работ.
Портфолио процесса. Включает материалы, позволяющие показать весь процесс обучения в целом, то, как обучающийся интегрирует специальные знания и навыки и овладевает предметными и ключевыми учебными умениями, как на начальном, так и на высоком уровне. Кроме того, этот портфолио демонстрирует процесс рефлексии обучающимся собственного учебного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчёта и самооценки.
Преимущества применения портфолио
позволяет преподавателю индивидуально подходить к каждому студенту; каждый учащийся обладает своими уникальными характеристиками, потребностями и сильными сторонами;
предоставляет основу для последующего анализа и планирования. Изучая стиль обучения отдельного студента, можно выделить его сильные и слабые стороны, а также обнаружить препятствия к личному успеху;
служит средством коммуникации, предоставляя поле информационного обмена для всех людей, прямо или косвенно вовлеченных в работу над ним;
позволяет учащимся стать активными участниками процесса оценки; они могут честно представить себе свои текущие знания и определить цели, которых хотят достигнуть в дальнейшем обучении;
расширяет возможности традиционных методов оценки, позволяя оценить более сложные и важные аспекты обучения.
Недостатки применения портфолио
может быть сочтен менее надежным и менее эффективным, нежели традиционные методы количественной оценки, например балльная оценка контрольных работ;
структурирование и оценка материалов портфолио может оказаться весьма трудоемкой, особенно если этот метод сочетается с традиционной оценкой;
формирование собственных критериев оценки может показаться сложным или поначалу непривычным;
если цели курса и критерии оценки не определены достаточно четко, портфолио может стать всего лишь беспорядочным собранием работ студента, не отражающим динамики его развития и всей полноты учебных достижений;
как и всякую качественную информацию, материалы портфолио может быть сложно анализировать и обобщать, дабы выделить тенденции развития студента.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.