Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС при обучении его в условиях образовательной школы
Оценка 4.8

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС при обучении его в условиях образовательной школы

Оценка 4.8
Особые потребности
pptx
дефектология
17.05.2021
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС при обучении его в условиях образовательной школы
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС не изолированный блок работы, а составная часть всего образовательного процесса, регламентируется программой коррекционной работы образовательной организации. Коррекционная работа вплетается и пронизывает весь образовательный процесс и осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Кордюкова Л.В. РДА.pptx

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС при обучении его в условиях образовательной школы

Подготовила: Кордюкова Л.В.
руководитель ГМО учителей – дефектологов, учитель - дефектолог МБОУ СОШ № 19

Принятие Федерального закона «Об образовании в

Принятие Федерального закона «Об образовании в

Принятие Федерального закона «Об образовании в РФ» и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Стандарт) гарантирует возможность получения образования каждому ребенку с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС).
Согласно статье 79 закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»: «Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее – АООП). В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися».
Одним из основных условий ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (РАС) является создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для детей, открытой для их родителей (законных представителей), гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.
В требованиях ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ закреплена необходимость обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения ученика с РАС на протяжении всего периода его обучения в образовательной организации.

Основные направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с

Основные направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с

Основные направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС:

Помощь в овладении содержанием АООП, включая создание специальных образовательных условий.

Коррекция специфических нарушений и формирование жизненных компетенций.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС не изолированный блок работы, а составная часть всего образовательного процесса, регламентируется программой коррекционной работы образовательной организации.
Коррекционная работа вплетается и пронизывает весь образовательный процесс и осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Она осуществляется в ходе реализации:
коррекционных курсов в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах (коррекционно-развивающая область);
программ дополнительного образования (студии, кружки, секции);
внеурочных внутришкольных мероприятий (праздники, концерты, акции);
внешкольных мероприятий (экскурсии, прогулки, походы)

Необходимо отметить, что в рамках нового стандарта нормативно закрепляются требования к дифференцированным уровням образования внутри категории детей с

Необходимо отметить, что в рамках нового стандарта нормативно закрепляются требования к дифференцированным уровням образования внутри категории детей с

Необходимо отметить, что в рамках нового стандарта нормативно закрепляются требования к дифференцированным уровням образования внутри категории детей с РАС (варианты 8.1; 8.2; 8.3 и 8.4). Это позволяет образовательной организации осуществлять образовательный процесс и психолого-педагогическое сопровождение (поддержку) дифференцировано: с учетом общих и специфических особых образовательных потребностей для отдельных категорий обучающихся с РАС.

Организации психолого-педагогического сопровождения (поддержки) разных категорий детей с

Организации психолого-педагогического сопровождения (поддержки) разных категорий детей с

Организации психолого-педагогического сопровождения (поддержки) разных категорий детей с РАС

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения (поддержки) детей с РАС, обучающихся по варианту 8.1 АООП, являются следующие:

оказание ребенку помощи в формировании жизненных компетенций, развитии адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями;
работу по профилактике межличностных конфликтов в классе, школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки;
создание условий для успешного овладения учебной деятельностью.

Сопровождение детей с РАС, обучающихся по вариантам 8.2 и 8.3 АООП, в большей степени направлено на:

развитие у обучающихся жизненных компетенций на основе планомерного введения в более сложную социальную среду;
поэтапное формирование учебной деятельности и коммуникативного поведения;
расширение повседневного жизненного опыта, социальных контактов
обучающихся с детьми и взрослыми в доступных для них пределах.

Обучение по варианту 8.4 требует от организации разработки специальной индивидуальной программы развития (СИПР), учитывающей индивидуальные образовательные потребности обучающегося

Обучение по варианту 8.4 требует от организации разработки специальной индивидуальной программы развития (СИПР), учитывающей индивидуальные образовательные потребности обучающегося

Обучение по варианту 8.4 требует от организации разработки специальной индивидуальной программы развития (СИПР), учитывающей индивидуальные образовательные потребности обучающегося. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС в данном варианте направлено на:

планомерное введение обучающегося в более сложную социальную среду;
дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов детей со сверстниками и взрослыми;
развитие жизненных компетенций в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других).

Вариант АООП Срок усвоения Нозология

Вариант АООП Срок усвоения Нозология

Вариант АООП

Срок усвоения

Нозология

Части АООП
(обязательная/ вариативная)

Обязательные предметные области

Коррекционно-развивающая область

Вариант 8.1.

4 года

Уровень развития близкий к возрастной норме. Имеют положительный опыт общения со сверстниками.

80% – 20%

Соответствуют
ФГОС НОО

Содержание определяется для каждого учащегося в соответствии с учетом его особых образовательных потребностей, на основе рекомендаций ПМПК и ИПРА.

Вариант 8.2.

5 (6) лет


Уровень развития близкий к возрастной норме к моменту поступления в образовательную организацию, дополнительных ограничений здоровья нет.

- Филология
- Математика и информатика
- Обществозн. и естествознание
- Основы религиозных культур и светской этики
- Искусство -Технология
- Физическая культура.

- Формирование коммуникативного поведения
- Музыкально-ритмические занятия
- Социально-бытовая ориентировка

Вариант 8.3.

6 лет

Расстройства аутистического спектра осложненные легкой степенью умственной отсталости.

70% – 30%

- Язык и речевая практика
- Математика - Естествознание
- Искусство - Технология
- Физическая культура

- Формирование коммуникативного поведения
- Музыкально-ритмические занятия
- Социально-бытовая ориентировка
- Развитие познавательной деятельности

Вариант 8.4.

Расстройства аутистического спектра имеющие дополнительные тяжелые множественные нарушения.

60% – 40%

- Речь и альтернативная коммуникация
- Математика – Окр. мир
- Искусство - Технология
- Физическая культура

- Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие
- Сенсорное развитие
- Двигательное развитие
- Предметно-практические действия
- Коррекционно-развивающие занятия

АООП НОО обучающихся
с расстройствами аутистического спектра

Подготовка, обучение педагогических работников школы

Подготовка, обучение педагогических работников школы

Подготовка, обучение педагогических работников школы.
Создание на базе школы службы психолого-педагогического сопровождения. В зависимости от потребностей ребенка и возможностей школы такая служба может включать специалистов различного профиля: педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, тьютора, социального работника, педагогов дополнительного образования. Отечественный и зарубежный опыт обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра показывает, что только целенаправленная и организованная на междисциплинарной основе работа учителей и специалистов службы психолого-педагогического сопровождения позволяет достигать положительных результатов в обучении и социализации обучающихся с РАС.


Условия, необходимые для организации психолого- педагогического сопровождения:

Подбор и создание необходимой для ребенка формы организации образования (в соответствии с его потребностями, возможностями организации и запросом родителей)

Подбор и создание необходимой для ребенка формы организации образования (в соответствии с его потребностями, возможностями организации и запросом родителей)

Подбор и создание необходимой для ребенка формы организации образования (в соответствии с его потребностями, возможностями организации и запросом родителей).
Образование детей с РАС может быть организовано в:
Инклюзивном классе. Дети с РАС обучаются в классе вместе с типично развивающимися сверстниками по общему учебному плану. С такими детьми осуществляется коррекционная работа. Иногда организуется сопровождение тьютора.
Инклюзивном классе с поддержкой в ресурсном классе. Дети с РАС зачисляются в инклюзивный класс. Определенную (иногда большую) часть времени обучающиеся проводят в ресурсном классе, где осуществляется индивидуально ориентированное обучение на основе использования прикладного поведенческого анализа.
Классе для обучающихся с другими ограничениями здоровья (коррекционном классе). Дети с РАС обучаются в условиях инклюзивной школы в коррекционных классах для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями).
Классе для обучающихся с РАС.

Индивидуализация (адаптация) содержания образования, включающая разработку индивидуальной адаптированной образовательной программы на основе одного из вариантов

Индивидуализация (адаптация) содержания образования, включающая разработку индивидуальной адаптированной образовательной программы на основе одного из вариантов



Индивидуализация (адаптация) содержания образования, включающая разработку индивидуальной адаптированной образовательной программы на основе одного из вариантов АООП.
Организация коррекционной работы на основе разработанной организацией программы, включающая: разработку индивидуальной коррекционной программы / программы психолого-педагогического сопровождения для обучающегося с РАС; создание различных форм коррекционо-развивающей работы: индивидуальной, малой групповой, подгрупповой, групповой.
Организация работы с родителями обучающегося с РАС.
Подготовка всех участников образовательного процесса к появлению ребенка с РАС в классе.
Организация работы психолого-педагогического консилиума (ППк).
Организация взаимодействия с ТПМПК, обеспечивающего адекватный выбор образовательного маршрута для обучающегося с РАС.
Организация взаимодействия с региональным и/или федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с РАС с целью методической поддержки школы в вопросах обеспечения образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС.

Подготовку необходимых локальных актов, закрепляющих основные положения по реализации инклюзивной практики

Подготовку необходимых локальных актов, закрепляющих основные положения по реализации инклюзивной практики

Подготовку необходимых локальных актов, закрепляющих основные положения по реализации инклюзивной практики.
«Положение о психолого-педагогическом консилиуме школы». (ППк), «Положение о коррекционно-развивающей работе», «Положение об адаптированной образовательной программе».
Разработка АООП НОО обучающихся с РАС. Данная программа войдет в качестве структурного компонента в основную образовательную программу организации.
Изучение специалистами образовательной организации ФГОС НОО, включая специальные требования к обучению разных категорий детей с РАС.
Обучение на курсах повышения квалификации для специалистов, участвующих в сопровождении обучающегося с РАС.
Организация образования и психолого-педагогического сопровождения обучающегося с РАС в соответствии с рекомендациями ТПМПК.

Деятельность организации по обеспечению необходимых условий включает:

В междисциплинарную команду, осуществляющую психолого-педагогическое сопровождение ребенка с

В междисциплинарную команду, осуществляющую психолого-педагогическое сопровождение ребенка с

В междисциплинарную команду, осуществляющую психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС, помимо учителя могут входить следующие специалисты:

педагог-психолог,
учитель-логопед,
учитель-дефектолог,
социальный педагог,
тьютор,
педагоги дополнительного образования,
координатор.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в реализации АООП НОО обучающихся с РАС участвуют руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификацию для каждой занимаемой должности, которая должна соответствовать требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах с учетом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся, указанных в приложениях №№ 1–8 к настоящему Стандарту. При необходимости в процессе реализации АООП НОО для обучающихся с ОВЗ возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника).

Функции специалистов психолого-педагогического сопровождения при оказании поддержки обучающимся с РАС

Все дети с расстройствами аутистического спектра отличаются друг от друга особенностями коммуникации, поведения, уровнем развития академических навыков, когнитивными способностями и т

Все дети с расстройствами аутистического спектра отличаются друг от друга особенностями коммуникации, поведения, уровнем развития академических навыков, когнитивными способностями и т

Все дети с расстройствами аутистического спектра отличаются друг от друга особенностями коммуникации, поведения, уровнем развития академических навыков, когнитивными способностями и т. д.
Невозможно представить себе единой образовательной программы для «среднестатистического» ребенка с РАС. Обеспечение индивидуального подхода к обучению, учет особенностей конкретного ребенка, разработка образовательной программы на основе тщательно проведенной оценки — непростая задача для коллектива школы. Все это требует специальных знаний, опыта и взаимопонимания в команде. Успешная адаптация ребенка с РАС и его дальнейшее обучение в школе также требуют некоторого изменения фокуса работы службы сопровождения.

Основные задачи службы сопровождения в образовательных учреждениях оценка коммуникации (а не только особенностей речевого развития ребенка), подбор и освоение средств дополнительной или альтернативной коммуникации ребенком…

Основные задачи службы сопровождения в образовательных учреждениях оценка коммуникации (а не только особенностей речевого развития ребенка), подбор и освоение средств дополнительной или альтернативной коммуникации ребенком…

Основные задачи службы сопровождения в образовательных учреждениях

оценка коммуникации (а не только особенностей речевого развития ребенка),
подбор и освоение средств дополнительной или альтернативной коммуникации ребенком и всеми остальными участниками образовательного процесса,
оценка особенностей и причин нежелательного поведения и разработка поведенческих планов.

Основные функции и направления работы специалистов при обучении ребенка с

Основные функции и направления работы специалистов при обучении ребенка с

Основные функции и направления работы специалистов при обучении ребенка с РАС.

Педагог-психолог формирует у ребенка с РАС навыки взаимодействия с детьми и взрослыми, развивает коммуникативные навыки, проводит мероприятия по профилактике и коррекции дезадаптивного поведения, нарушений в развитии познавательной сферы и т. д.
К основным направлениям коррекционной работы психолога можно отнести:
формирование учебного поведения;
формирование коммуникативных навыков;
помощь в адаптации к условиям обучения в школе;
коррекцию дезадаптивного поведения;
формирование навыков социального взаимодействия;
формирование представлений о себе и своем социальном окружении;
эмоционально-личностное развитие и другие направления

Учитель-дефектолог помогает ученику в усвоении программного материала, а также оказывает методическую поддержку учителю класса: помощь в создании образовательной среды, отвечающей потребностям ученика с

Учитель-дефектолог помогает ученику в усвоении программного материала, а также оказывает методическую поддержку учителю класса: помощь в создании образовательной среды, отвечающей потребностям ученика с

Учитель-дефектолог помогает ученику в усвоении программного материала, а также оказывает методическую поддержку учителю класса: помощь в создании образовательной среды, отвечающей потребностям ученика с РАС, и адаптации дидактических материалов.
К основным направлениям работы учителя-дефектолога можно отнести следующее:
ликвидация пробелов в усвоении программного материала;
формирование навыков в рамках специальных курсов занятий; формирование стереотипа учебного поведения;
формирование базовых предпосылок учебной деятельности (навыков имитации, понимания инструкций, навыков работы по образцу и т.д.);
формирование дефицитарных учебных навыков;
развитие познавательной деятельности;
коррекция навыков, препятствующих успешному овладению программным материалом, развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации и т.д.

Учитель-логопед оказывает методическую поддержку учителю в организации речевого режима, обучения чтению и письму, адаптации текстов и других дидактических материалов

Учитель-логопед оказывает методическую поддержку учителю в организации речевого режима, обучения чтению и письму, адаптации текстов и других дидактических материалов

Учитель-логопед оказывает методическую поддержку учителю в организации речевого режима, обучения чтению и письму, адаптации текстов и других дидактических материалов.

К направлениям работы учителя-логопеда относятся:
коррекция и развитие речи;
формирование коммуникативной стороны речи (формирование альтернативной коммуникации, развитие диалогической речи);
совершенствование понимания обращенной речи (понимание инструкций, предложений, коротких текстов и т. д.);
работа над дисграфией и дислексией.

Необходимость сопровождения ребенка тьютором , особенно в адаптационный период, определяется специфическими особенностями и потребностями ученика с

Необходимость сопровождения ребенка тьютором , особенно в адаптационный период, определяется специфическими особенностями и потребностями ученика с

Необходимость сопровождения ребенка тьютором, особенно в адаптационный период, определяется специфическими особенностями и потребностями ученика с РАС.
Некоторым детям, особенно в адаптационный период обучения, тьютор необходим в течение всего учебного дня (и на уроках, и во время режимных моментов). По мере адаптации ребенка к школьному обучению объем помощи, оказываемой тьютором, может сокращаться. Со временем ребенок будет прибегать к помощи тьютора только в определенное время, например на уроке физкультуры, при написании контрольной работы или в том случае, когда он сталкивается с новыми для него социальными ситуациями (на праздниках, экскурсиях и т. п.)

Тьютор оказывает ученику поддержку не только на уроке (помощь при восприятии инструкций, выполнении заданий, купирование эпизодов нежелательного поведения), но и на перемене (поддержка в процессе общения со сверстниками, при необходимости сопровождение во время перемещений по школе).
Основные трудности ученика, при которых ему может быть рекомендовано тьюторское сопровождение:
трудности с регуляцией поведения в классе;
проявления нежелательных форм поведения, нарушающих учебный процесс и отрицательно сказывающихся на усвоении программы как учеником с РАС (дезадаптивное поведение, в том числе агрессивные и аутоагрессивные проявления), так и его одноклассниками;
трудности с пониманием инструкций учителя;
трудности с организацией продуктивной деятельности во время уроков, на переменах, в процессе самообслуживания (переодевание, туалет, посещение столовой и т. п.).

Социальный педагог осуществляет взаимодействие с семьей ребенка, консультирование по организационным вопросам обучения, контроль за соблюдением прав ребенка в семье и школе

Социальный педагог осуществляет взаимодействие с семьей ребенка, консультирование по организационным вопросам обучения, контроль за соблюдением прав ребенка в семье и школе

Социальный педагог осуществляет взаимодействие с семьей ребенка, консультирование по организационным вопросам обучения, контроль за соблюдением прав ребенка в семье и школе. На основании результатов социально-педагогической диагностики социальный педагог определяет потребности ребенка в объеме социальной поддержки, а также направления помощи в сфере адаптации ребенка к школе.
В функциональные обязанности социального педагога может входить:
установление взаимодействия с учреждениями социальной защиты, органами опеки, общественными организациями, защищающими права инвалидов, и т. п.;
организация участия ребенка в школьных и внешкольных мероприятиях, студиях учреждений дополнительного образования;
развитие социально-бытовых навыков, формирование жизненных компетенций, в том числе за пределами школы;
помощь в работе с родителями, организация деятельности «Родительского клуба» и т. д.;
поиск необходимой информации, популяризация знаний об инклюзивном образовании и т. д.

Постоянное взаимодействие со специалистами, работающими с учащимся с

Постоянное взаимодействие со специалистами, работающими с учащимся с

Постоянное взаимодействие со специалистами, работающими с учащимся с РАС.

Обучение учащихся с РАС в общеобразовательной школе требует сотрудничества большого количества специалистов. Совместно со специалистами (учителями-дефектологами, нейропсихологами, психологами, логопедом, семейным психологом) разрабатываются индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная адаптированная образовательная программа учащегося с РАС, решаются актуальные педагогические проблемы, подбираются индивидуальные средства обучения, отслеживается эффективность обучения и коррекционно- развивающей работы.

Реализация поведенческого плана требует согласованной работы всех участников образовательного процесса

Реализация поведенческого плана требует согласованной работы всех участников образовательного процесса


Реализация поведенческого плана требует согласованной работы всех участников образовательного процесса.

Должны быть задействованы не только учителя и специалисты службы сопровождения, но и сотрудники столовой, охраны, а также сотрудники, отвечающие за уборку помещений.
Эффективное развитие коммуникации ребенка с РАС предполагает использование средства коммуникации в течение всего дня (на уроках, на перемене, в столовой, во время внутришкольных и внешкольных мероприятий и, конечно, дома).

Сплоченная команда профессионалов — важное условие для успешности обучения детей с

Сплоченная команда профессионалов — важное условие для успешности обучения детей с

Сплоченная команда профессионалов — важное условие для успешности обучения детей с РАС в образовательных учреждениях .

Специалистам службы сопровождения необходимо уделять особое внимание проведению оценки: особенностей коммуникации, поведения, развития психических процессов, эмоционально-волевой сферы, предпочтений, социальных навыков учащихся, а также совместной с…

Специалистам службы сопровождения необходимо уделять особое внимание проведению оценки: особенностей коммуникации, поведения, развития психических процессов, эмоционально-волевой сферы, предпочтений, социальных навыков учащихся, а также совместной с…

Специалистам службы сопровождения необходимо уделять особое внимание проведению оценки:
особенностей коммуникации,
поведения,
развития психических процессов,
эмоционально-волевой сферы,
предпочтений,
социальных навыков учащихся,
а также совместной с учителем разработке и реализации программ и материалов, которые будут наилучшим образом способствовать обучению и развитию личности ребенка с РАС.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2021