Принятие Федерального закона «Об образовании в РФ» и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Стандарт) гарантирует возможность получения образования каждому ребенку с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС).
Согласно статье 79 закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»: «Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее – АООП). В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися».
Одним из основных условий ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (РАС) является создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для детей, открытой для их родителей (законных представителей), гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.
В требованиях ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ закреплена необходимость обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения ученика с РАС на протяжении всего периода его обучения в образовательной организации.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС:
Помощь в овладении содержанием АООП, включая создание специальных образовательных условий.
Коррекция специфических нарушений и формирование жизненных компетенций.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС не изолированный блок работы, а составная часть всего образовательного процесса, регламентируется программой коррекционной работы образовательной организации.
Коррекционная работа вплетается и пронизывает весь образовательный процесс и осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Она осуществляется в ходе реализации:
коррекционных курсов в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах (коррекционно-развивающая область);
программ дополнительного образования (студии, кружки, секции);
внеурочных внутришкольных мероприятий (праздники, концерты, акции);
внешкольных мероприятий (экскурсии, прогулки, походы)
Необходимо отметить, что в рамках нового стандарта нормативно закрепляются требования к дифференцированным уровням образования внутри категории детей с РАС (варианты 8.1; 8.2; 8.3 и 8.4). Это позволяет образовательной организации осуществлять образовательный процесс и психолого-педагогическое сопровождение (поддержку) дифференцировано: с учетом общих и специфических особых образовательных потребностей для отдельных категорий обучающихся с РАС.
Организации психолого-педагогического сопровождения (поддержки) разных категорий детей с РАС
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения (поддержки) детей с РАС, обучающихся по варианту 8.1 АООП, являются следующие:
оказание ребенку помощи в формировании жизненных компетенций, развитии адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями;
работу по профилактике межличностных конфликтов в классе, школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки;
создание условий для успешного овладения учебной деятельностью.
Сопровождение детей с РАС, обучающихся по вариантам 8.2 и 8.3 АООП, в большей степени направлено на:
развитие у обучающихся жизненных компетенций на основе планомерного введения в более сложную социальную среду;
поэтапное формирование учебной деятельности и коммуникативного поведения;
расширение повседневного жизненного опыта, социальных контактов
обучающихся с детьми и взрослыми в доступных для них пределах.
Обучение по варианту 8.4 требует от организации разработки специальной индивидуальной программы развития (СИПР), учитывающей индивидуальные образовательные потребности обучающегося. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС в данном варианте направлено на:
планомерное введение обучающегося в более сложную социальную среду;
дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов детей со сверстниками и взрослыми;
развитие жизненных компетенций в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других).
Вариант АООП | Срок усвоения | Нозология | Части АООП | |||
Обязательные предметные области | Коррекционно-развивающая область | |||||
Вариант 8.1. | 4 года | Уровень развития близкий к возрастной норме. Имеют положительный опыт общения со сверстниками. | 80% – 20% | Соответствуют | Содержание определяется для каждого учащегося в соответствии с учетом его особых образовательных потребностей, на основе рекомендаций ПМПК и ИПРА. | |
Вариант 8.2. | 5 (6) лет |
| - Филология | - Формирование коммуникативного поведения | ||
Вариант 8.3. | 6 лет | Расстройства аутистического спектра осложненные легкой степенью умственной отсталости. | 70% – 30% | - Язык и речевая практика | - Формирование коммуникативного поведения | |
Вариант 8.4. | Расстройства аутистического спектра имеющие дополнительные тяжелые множественные нарушения. | 60% – 40% | - Речь и альтернативная коммуникация | - Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие |
АООП НОО обучающихся
с расстройствами аутистического спектра
Подготовка, обучение педагогических работников школы.
Создание на базе школы службы психолого-педагогического сопровождения. В зависимости от потребностей ребенка и возможностей школы такая служба может включать специалистов различного профиля: педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, тьютора, социального работника, педагогов дополнительного образования. Отечественный и зарубежный опыт обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра показывает, что только целенаправленная и организованная на междисциплинарной основе работа учителей и специалистов службы психолого-педагогического сопровождения позволяет достигать положительных результатов в обучении и социализации обучающихся с РАС.
Условия, необходимые для организации психолого- педагогического сопровождения:
Подбор и создание необходимой для ребенка формы организации образования (в соответствии с его потребностями, возможностями организации и запросом родителей).
Образование детей с РАС может быть организовано в:
Инклюзивном классе. Дети с РАС обучаются в классе вместе с типично развивающимися сверстниками по общему учебному плану. С такими детьми осуществляется коррекционная работа. Иногда организуется сопровождение тьютора.
Инклюзивном классе с поддержкой в ресурсном классе. Дети с РАС зачисляются в инклюзивный класс. Определенную (иногда большую) часть времени обучающиеся проводят в ресурсном классе, где осуществляется индивидуально ориентированное обучение на основе использования прикладного поведенческого анализа.
Классе для обучающихся с другими ограничениями здоровья (коррекционном классе). Дети с РАС обучаются в условиях инклюзивной школы в коррекционных классах для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями).
Классе для обучающихся с РАС.
Индивидуализация (адаптация) содержания образования, включающая разработку индивидуальной адаптированной образовательной программы на основе одного из вариантов АООП.
Организация коррекционной работы на основе разработанной организацией программы, включающая: разработку индивидуальной коррекционной программы / программы психолого-педагогического сопровождения для обучающегося с РАС; создание различных форм коррекционо-развивающей работы: индивидуальной, малой групповой, подгрупповой, групповой.
Организация работы с родителями обучающегося с РАС.
Подготовка всех участников образовательного процесса к появлению ребенка с РАС в классе.
Организация работы психолого-педагогического консилиума (ППк).
Организация взаимодействия с ТПМПК, обеспечивающего адекватный выбор образовательного маршрута для обучающегося с РАС.
Организация взаимодействия с региональным и/или федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с РАС с целью методической поддержки школы в вопросах обеспечения образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС.
Подготовку необходимых локальных актов, закрепляющих основные положения по реализации инклюзивной практики.
«Положение о психолого-педагогическом консилиуме школы». (ППк), «Положение о коррекционно-развивающей работе», «Положение об адаптированной образовательной программе».
Разработка АООП НОО обучающихся с РАС. Данная программа войдет в качестве структурного компонента в основную образовательную программу организации.
Изучение специалистами образовательной организации ФГОС НОО, включая специальные требования к обучению разных категорий детей с РАС.
Обучение на курсах повышения квалификации для специалистов, участвующих в сопровождении обучающегося с РАС.
Организация образования и психолого-педагогического сопровождения обучающегося с РАС в соответствии с рекомендациями ТПМПК.
Деятельность организации по обеспечению необходимых условий включает:
В междисциплинарную команду, осуществляющую психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС, помимо учителя могут входить следующие специалисты:
педагог-психолог,
учитель-логопед,
учитель-дефектолог,
социальный педагог,
тьютор,
педагоги дополнительного образования,
координатор.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в реализации АООП НОО обучающихся с РАС участвуют руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификацию для каждой занимаемой должности, которая должна соответствовать требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах с учетом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся, указанных в приложениях №№ 1–8 к настоящему Стандарту. При необходимости в процессе реализации АООП НОО для обучающихся с ОВЗ возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника).
Функции специалистов психолого-педагогического сопровождения при оказании поддержки обучающимся с РАС
Все дети с расстройствами аутистического спектра отличаются друг от друга особенностями коммуникации, поведения, уровнем развития академических навыков, когнитивными способностями и т. д.
Невозможно представить себе единой образовательной программы для «среднестатистического» ребенка с РАС. Обеспечение индивидуального подхода к обучению, учет особенностей конкретного ребенка, разработка образовательной программы на основе тщательно проведенной оценки — непростая задача для коллектива школы. Все это требует специальных знаний, опыта и взаимопонимания в команде. Успешная адаптация ребенка с РАС и его дальнейшее обучение в школе также требуют некоторого изменения фокуса работы службы сопровождения.
Основные задачи службы сопровождения в образовательных учреждениях
оценка коммуникации (а не только особенностей речевого развития ребенка),
подбор и освоение средств дополнительной или альтернативной коммуникации ребенком и всеми остальными участниками образовательного процесса,
оценка особенностей и причин нежелательного поведения и разработка поведенческих планов.
Основные функции и направления работы специалистов при обучении ребенка с РАС.
Педагог-психолог формирует у ребенка с РАС навыки взаимодействия с детьми и взрослыми, развивает коммуникативные навыки, проводит мероприятия по профилактике и коррекции дезадаптивного поведения, нарушений в развитии познавательной сферы и т. д.
К основным направлениям коррекционной работы психолога можно отнести:
формирование учебного поведения;
формирование коммуникативных навыков;
помощь в адаптации к условиям обучения в школе;
коррекцию дезадаптивного поведения;
формирование навыков социального взаимодействия;
формирование представлений о себе и своем социальном окружении;
эмоционально-личностное развитие и другие направления
Учитель-дефектолог помогает ученику в усвоении программного материала, а также оказывает методическую поддержку учителю класса: помощь в создании образовательной среды, отвечающей потребностям ученика с РАС, и адаптации дидактических материалов.
К основным направлениям работы учителя-дефектолога можно отнести следующее:
ликвидация пробелов в усвоении программного материала;
формирование навыков в рамках специальных курсов занятий; формирование стереотипа учебного поведения;
формирование базовых предпосылок учебной деятельности (навыков имитации, понимания инструкций, навыков работы по образцу и т.д.);
формирование дефицитарных учебных навыков;
развитие познавательной деятельности;
коррекция навыков, препятствующих успешному овладению программным материалом, развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации и т.д.
Учитель-логопед оказывает методическую поддержку учителю в организации речевого режима, обучения чтению и письму, адаптации текстов и других дидактических материалов.
К направлениям работы учителя-логопеда относятся:
коррекция и развитие речи;
формирование коммуникативной стороны речи (формирование альтернативной коммуникации, развитие диалогической речи);
совершенствование понимания обращенной речи (понимание инструкций, предложений, коротких текстов и т. д.);
работа над дисграфией и дислексией.
Необходимость сопровождения ребенка тьютором, особенно в адаптационный период, определяется специфическими особенностями и потребностями ученика с РАС.
Некоторым детям, особенно в адаптационный период обучения, тьютор необходим в течение всего учебного дня (и на уроках, и во время режимных моментов). По мере адаптации ребенка к школьному обучению объем помощи, оказываемой тьютором, может сокращаться. Со временем ребенок будет прибегать к помощи тьютора только в определенное время, например на уроке физкультуры, при написании контрольной работы или в том случае, когда он сталкивается с новыми для него социальными ситуациями (на праздниках, экскурсиях и т. п.)
Тьютор оказывает ученику поддержку не только на уроке (помощь при восприятии инструкций, выполнении заданий, купирование эпизодов нежелательного поведения), но и на перемене (поддержка в процессе общения со сверстниками, при необходимости сопровождение во время перемещений по школе).
Основные трудности ученика, при которых ему может быть рекомендовано тьюторское сопровождение:
трудности с регуляцией поведения в классе;
проявления нежелательных форм поведения, нарушающих учебный процесс и отрицательно сказывающихся на усвоении программы как учеником с РАС (дезадаптивное поведение, в том числе агрессивные и аутоагрессивные проявления), так и его одноклассниками;
трудности с пониманием инструкций учителя;
трудности с организацией продуктивной деятельности во время уроков, на переменах, в процессе самообслуживания (переодевание, туалет, посещение столовой и т. п.).
Социальный педагог осуществляет взаимодействие с семьей ребенка, консультирование по организационным вопросам обучения, контроль за соблюдением прав ребенка в семье и школе. На основании результатов социально-педагогической диагностики социальный педагог определяет потребности ребенка в объеме социальной поддержки, а также направления помощи в сфере адаптации ребенка к школе.
В функциональные обязанности социального педагога может входить:
установление взаимодействия с учреждениями социальной защиты, органами опеки, общественными организациями, защищающими права инвалидов, и т. п.;
организация участия ребенка в школьных и внешкольных мероприятиях, студиях учреждений дополнительного образования;
развитие социально-бытовых навыков, формирование жизненных компетенций, в том числе за пределами школы;
помощь в работе с родителями, организация деятельности «Родительского клуба» и т. д.;
поиск необходимой информации, популяризация знаний об инклюзивном образовании и т. д.
Постоянное взаимодействие со специалистами, работающими с учащимся с РАС.
Обучение учащихся с РАС в общеобразовательной школе требует сотрудничества большого количества специалистов. Совместно со специалистами (учителями-дефектологами, нейропсихологами, психологами, логопедом, семейным психологом) разрабатываются индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная адаптированная образовательная программа учащегося с РАС, решаются актуальные педагогические проблемы, подбираются индивидуальные средства обучения, отслеживается эффективность обучения и коррекционно- развивающей работы.
Реализация поведенческого плана требует согласованной работы всех участников образовательного процесса.
Должны быть задействованы не только учителя и специалисты службы сопровождения, но и сотрудники столовой, охраны, а также сотрудники, отвечающие за уборку помещений.
Эффективное развитие коммуникации ребенка с РАС предполагает использование средства коммуникации в течение всего дня (на уроках, на перемене, в столовой, во время внутришкольных и внешкольных мероприятий и, конечно, дома).
Специалистам службы сопровождения необходимо уделять особое внимание проведению оценки:
особенностей коммуникации,
поведения,
развития психических процессов,
эмоционально-волевой сферы,
предпочтений,
социальных навыков учащихся,
а также совместной с учителем разработке и реализации программ и материалов, которые будут наилучшим образом способствовать обучению и развитию личности ребенка с РАС.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.